Jump to content

Серер люди

Сирир
Культурное дежурство Серер в Сенегале.
Общая численность населения
Более 1,8 миллиона [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Сенегал 1,93 миллиона [ противоречивый ]
 Гамбия 43,577 [2]
 Мавритания 5,700
Языки
Серер , кангинские языки , волоф ,
французский (Сенегал и Мавритания),
Английский (Гамбия)
Религия
Сенегал, 2002 г.: 90% ислам , 9% христианство. [3] и религия Серер ( ƭat Roog )
Родственные этнические группы
Народ волоф , народ джола , народ тукулёр и народ лебу.

Народ Серер западноафриканская этнорелигиозная группа . [4] [5] Это третья по величине этническая группа в Сенегале, составляющая 15% населения Сенегала. [6] Они также встречаются в северной Гамбии и южной Мавритании . [7]

Народ Серер зародился в долине реки Сенегал , на границе современного Сенегала и Мавритании, и двинулся на юг в 11 и 12 веках. Они снова мигрировали в 15 и 16 веках, когда их деревни подверглись вторжению и подверглись религиозному давлению со стороны исламских сил. [8] [9] [10] Они имели оседлую оседлую культуру и были известны своим опытом в сельском хозяйстве и отгонным животноводством. [9] [11]

Народ Серер исторически известен как этническая группа, практикующая элементы как матрилинейности , так и патрилинейности, которая долгое время сопротивлялась распространению ислама. [12] [13] [14] [15] [16] Они боролись против джихада в 19 веке, а впоследствии выступили против французского колониального правления. [17] [18] [19]

В 20 веке большая часть сереров приняла ислам ( суфизм). [20] ), но некоторые являются христианами или следуют своей традиционной религии . [17] В обществе Серер, как и в других этнических группах Сенегала, существует социальная стратификация, состоящая из эндогамных каст и рабов. [21] [22] [23] Другие историки, такие как Тиау, Ричард и другие, полагают, что сереры не сохранили культуру рабства или, по крайней мере, не в такой степени, как другие этнические группы в регионе. [24] [25] [26]

Жителей Серера также называют Серер , Серер , Серрер , Серер , Сарер , Кегеме , Сирер , а иногда ошибочно называют «Серр».

Демография и распространение

[ редактировать ]
Этническая карта Сенегала 1853 года, составленная французами. Регион народа Серер отмечен как « People Sérère » (слева, в центре).

Народ Серер в основном проживает в современном Сенегале , особенно в западно-центральной части страны, простирающейся от южной окраины Дакара до границы с Гамбией .

Серер-Нун занимают древнюю территорию Тьеса на территории современного Сенегала. Серер-Ндут обитают на юге Кайора и к северо-западу от древнего Тиеса. Серер-Ньеген занимают старый Баол ; Серер-Палор занимают центральную западную часть, запад-юго-запад от Тиеса, а Серер-Лаалаа занимают центральную западную часть, к северу от Тиеса и район Тамбакунда . [27] [28]

Люди Серер разнообразны. Хотя они жили по всему региону Сенегамбия, их больше в таких местах, как старый Баол , Сине , Салум и в Гамбии , которая была колонией Королевства Салум. Там они занимают части старых «Нуими» и «Баддибу», а также гамбийского «Комбо». [27]

  • Сенегал: 1,84 миллиона (15% от общего числа) [1]
  • Гамбия: 53 567 (3,1% от общего числа) [2]
  • Мавритания: 3500 [29]

Серер (также известный как «Секс» или «Синус-Синус») занимает территории Сине и Салум (ныне часть современного независимого Сенегала). К народу Серер относятся Секс (Серер или Серер-Сине ), Серер-Нун (иногда пишется «Серер-Ноне», «Серер-Нон» или просто Полдень ), Серер-Ндут (также пишется «Н'доуте»), Серер. -Ньегене (иногда пишется «Серер-Дьегеме» или «Серер-Гьегем» или «Серер-Н'Дьегем»), Серер-Сафене , Серер-Ниоминка , Серер-Палор (также известный как «Фалор», «Палар», « Сиили», «Сиили-Мантин», «Сиили-Сиили», «Варо» или просто «Серер») и Серер-Лаалаа (иногда известный как «Лаа», «Ла» или «Ла» или просто «Серер»). ). Каждая группа говорит на серерском или кангинском языке . «Серер» — стандартное английское написание. «Seereer» или «Sereer» отражает произношение имени Серер и это написание, используемое в основном сенегальскими историками и учеными Серера. [ нужна ссылка ]

21-летний мужчина Серер, 1881 год.

Значение слова «Серер» неясно. Исса Лэй Тио [ не удалось пройти проверку ] рассматривает его как возможно доисламский и предлагает четыре возможных вывода: [30]

  • серер -волоф От слова «реер», означающего «неуместный», т.е. сомневающийся в истинности ислама .
  • От выражения серер волоф seer reer, означающего «найти что-то спрятанное или потерянное».
  • От « арабского слова сирир, означающего сахир-мага или того, кто занимается магией (намек на традиционную религию )». [ нужна ссылка ]
  • От слова пулаар , означающего разделение, развод или разрыв, что снова относится к отказу от ислама.

Профессор Шейх Анта Диоп , цитируя работу французского археолога и египтолога XIX века Поля Пьере, утверждает, что слово Серер означает «тот, кто отслеживает храм». [18] Диоп продолжил:

«Это соответствовало бы их нынешней религиозной позиции: они являются одним из редких сенегальских народов, которые до сих пор отвергают ислам. Их путь отмечен вертикальными камнями, найденными примерно на той же широте от Эфиопии до самого Сине-Салума, их нынешняя среда обитания». [18]

Другие историки, такие как Р.Г. Шух, опровергли тезис Диопа. [31]

Профессор Деннис Гальван пишет, что «Устные исторические записи, письменные отчеты ранних арабских и европейских исследователей, а также физические антропологические данные позволяют предположить, что различные народы серер мигрировали на юг из региона Фуута-Торо (долина реки Сенегал) примерно в одиннадцатом веке, когда впервые появился ислам. пересек Сахару». [8] : стр.51 На протяжении поколений эти люди, возможно , изначально говорящие на языке пулаар пастухи , мигрировали через районы волофов и вошли в долины рек Сийн и Салуум. Этот длительный период контактов Волоф-Серер затмил истоки общей «терминологии, институтов, политических структур и практик». [8] : стр.52

Профессор Этьен Ван де Валле дал несколько более позднюю дату их этногенеза, написав, что «Формирование этнической принадлежности сиреров восходит к тринадцатому веку, когда группа пришла из долины реки Сенегал на севере, спасаясь от ислама, и недалеко от Ниакхара встретила другую группа происхождения мандинка , называемая гельвар, пришедшая с юго-востока (Gravrand 1983). Фактическая этническая группа сиреров представляет собой смесь двух групп, и это может объяснить их сложную билинейную систему родства». [32]

Их собственные устные традиции рассказывают легенды, которые рассказывают об их принадлежности к народу тукулер или родстве с ним в районе долины реки Сенегал. [10] Люди Серер сопротивлялись исламизации , а затем и волофизации , возможно, с 11 века во время движения Альморавидов . Они мигрировали на юг, где смешались с народом диола . [10] [19]

После того, как империя Гана была разграблена, когда некоторые королевства обрели независимость, Абу-Бакр ибн-Умар , лидер Альморавидов , начал джихад в регионе. Согласно устной истории Серера, лучник Серер по имени Амар Годомат застрелил Абу-Бакра Ибн-Умара стрелой. [33] [34] [35] [36] Они также яростно сопротивлялись джихаду XIX века и движению Марабут за обращение Сенегамбии в ислам. [17] [37]

Короли Сине : Маад а Синиг Ама Джуф Гнилане Фэй Джуф . Царствование: ок. 1825 – 1853 гг.

Последние короли Серер

[ редактировать ]

Последними королями Сине и Салума были Маад Синиг Махекор Джуф (также пишется: Махекор Диуф) и Маад Салум Фоде Н'Гуйе Джуф (также пишется: Фоде Н'Гуйе Диуф или Фоде Нги Джуф) соответственно. Они оба умерли в 1969 году.

После их смерти королевства Серер Сине и Салум были включены в состав независимого Сенегала, который получил независимость от Франции в 1960 году. Королевства Серер Сине и Салум — два из немногих доколониальных африканских королевств, королевская династия которых просуществовала до 20 век. [38]

Королевства Серер

[ редактировать ]

Королевства Серер включали Королевство Сине и Королевство Салум. Помимо этих королевств-близнецов Серер, Серер правил в королевствах волоф , таких как Джолоф , Ваало , Кайор и Баол. Королевство Баол изначально было старым королевством Серер, которым правили отцовские династии Серер, такие как семья Джуф , семья Нджи и т. д., а также материнская династия Вагаду до битвы при Данки в 1549 году. [39] [40]

Фаал (вар: Падение) отцовская династия Кайора и Баола, правившая после 1549 года после битвы при Данки, изначально была Черными маврами ( Наари Каджор ). [41] [42] До династии Фаал Кайора и Баола этими двумя королевствами управляли люди Серер с отцовскими линиями «Джуф» или Диуф , Фэй и Нджи, а также по материнской линии Вагаду – члены королевских семей из Империи Ганы (собственно «Империя Вагадо»), которая вышла замуж за аристократа Серер. [39] [40] [43]

Все короли, правившие королевствами Серер, носили фамилии Серер, за исключением отцовских династий Мбоге и Фаал, правление которых началось совсем недавно. Они не предоставили много королей. [44]

В настоящее время около 85% сереров являются мусульманами. [17] в то время как другие являются христианами. [3] Некоторые сереры до сих пор следуют традиционным религиозным верованиям. [45] [46]

По словам Джеймса Олсона , профессора истории, специализирующегося на изучении этнических групп, народ серер «яростно сопротивлялся распространению ислама» народом волоф в 19 веке. Они стали целью джихада 1861 года, возглавляемого священнослужителем мандинка Ма Ба Джаксу. [17] Межэтнические войны с участием сереров продолжались до 1887 года, когда французские колониальные войска завоевали Сенегал. После этого обращение народа Серер ускорилось.

К началу 1910-х годов около 40% народа Серер приняли ислам, а к 1990-м годам около 85% из них были мусульманами. [17] Большинство новообращенных сереров присоединились к суфийским «Братьям-мусульманам», особенно к тарикатам Мурида и Тиджания . [20] [47]

Традиционная религия Серер называется ƭat Roog («путь Божественного»). Он верит во универсальное Верховное Божество по имени Руг (вар: Рог ). Носители кангинского языка называют высшее существо Куксом . Религиозные верования Серера включают древние песнопения и стихи; почитание и подношения богам Серер, богиням и пангулам ( духам предков и святым ); астрономия ; обряды посвящения ; лекарство ; космология ; и история народа Серер . [48] [49]

Общество

[ редактировать ]

Сереры занимаются торговлей, сельским хозяйством, рыболовством, судостроением и животноводством. Традиционно люди Серер были фермерами и землевладельцами. [50] Хотя они занимаются животноводством , они, как правило, менее известны этим, поскольку в прошлом дворяне Серер доверяли свои стада скотоводу Фуле , и эта практика продолжается и сегодня. [51]

Однако они известны своим смешанным сельским хозяйством. [52] Торговля также является недавним явлением среди некоторых сереров. Для Сереров земля (где покоятся их предки) очень важна, и они ревностно охраняют ее. У них есть правовая база, регулирующая все аспекты жизни, даже земельное право , со строгими правилами. Помимо земледелия (и других форм производства или занятий, таких как животноводство, рыболовство, особенно у серер-неоминка , судостроение и т. д.), некоторые занятия , особенно торговлю, они считали вульгарными, обыденными и неблагородными. Следовательно, в колониальную эпоху, особенно среди знати Серер, они нанимали других для ведения торговли от их имени (например, мавров), выступая в качестве их посредников. [53]

Социальная стратификация

[ редактировать ]

Люди Серер традиционно представляли собой социально стратифицированное общество, как и многие западноафриканские этнические группы с кастами . [21] [23]

мандинка (или малинка) геловары Каабу Основная точка зрения заключалась в том, что завоевали и подчинили себе народ Серер. [54] Эта точка зрения (выдвинутая в колониальную эпоху, вероятно, из-за антисерерских настроений) [55] ) теперь отброшен, поскольку в устной традиции Серера нет ничего, что говорило бы о военном завоевании, кроме союза, основанного на браке. Брак между благородным материнским кланом Геловар и благородными патрикланами Серер . Эту точку зрения поддерживают такие сенегальские историки и писатели, как Алиун Сарр , Бирам Нгом и Бабакар Седих Диуф . За исключением Майсы Вали , это могло бы объяснить, почему ни один из королей Сине и Салума (двух доколониальных королевств Серер) не носил фамилию Мандинка, но фамилию Серер на протяжении 600 лет правления материнской династии Гуелвар. Благородные патрикланы Серер просто женились на женщинах-геловарах, и их потомки, носившие фамилии Серер, правили в Сине и Салуме. Геловары также считали себя Серерами и ассимилировались с культурой Серер. Союз был союзом, основанным на браке. [54] [56]

В других регионах, где обитают люди серер, утверждают Дж. Д. Фейдж, Ричард Грей и Роланд Оливер, народы волоф и тукулер ввели кастовую систему среди народа серер. [57]

Социальная стратификация, исторически сложившаяся среди народа серер, была, за исключением одного различия, очень похожа на стратификацию, обнаруженную среди народов волоф, фульбе, тукулер и мандинка, обитающих в Сенегамбии . Во всех них были прослойки свободных дворян и крестьян, каст ремесленников и рабов. Разница в том, что народ Серер сохранил матрилинейную систему наследования. [58] По словам историка Мартина А. Кляйна, кастовые системы среди сереров возникли в результате завоевания народа мандинка Сине-Салум геловара, а также когда люди серера стремились адаптироваться и участвовать в новой государственной системе Сенегамбии. [58]

Ранее существовавшее мнение о том, что сереры следуют только матрилинейной структуре, является лишь предположением. Хотя матрилинейность ( тим в Серере ) очень важна в культуре Серер, Сереры следуют билинейной системе. В обычаях Серер важны как материнская, так и отцовская линии. Наследование зависит от характера наследуемого актива. То есть является ли актив материнским ( ƭeen yaay ) или отцовским ( kucarla ) активом. [12] [13] [14] [15] [16]

Высшим иерархическим статусом среди народа серер были потомственные дворяне и их родственники, что означало кровную связь с завоевателями мандинка. [59] [60] Ниже знати шли тьеддо , или воины и вожди, которые помогали правителям мандинка и платили дань. Третьим статусом и самой крупной прослойкой стали джамбуры , или свободные крестьяне, которым не хватало власти дворян. Ниже джамбура находились касты ремесленников, унаследовавшие свою профессию. В эти касты входили кузнецы, ткачи, ювелиры, кожевники, плотники, гриоты, которые хранили устную традицию посредством песен и музыки. Из них во всех кастах существовало табу на брак с гриотом, и их нельзя было хоронить, как других. Ниже ремесленных каст по социальному статусу находились рабы, которых либо покупали на невольничьих рынках, либо захватывали в плен, либо рожали от родителей-рабов. [59]

Мнение о том, что каста джамбур (или джамбуур ) относилась к низшим слоям общества, является предметом споров. Джараф , который был самым важным человеком после короля ( Маад а Синиг или Маад Салум ), происходил из касты джамбур. Джараф был эквивалентом премьер-министра. Он отвечал за организацию церемонии коронации и коронацию королей Серер. Если король умирает, не назначив наследника ( бууми ), Джараф вступает в должность и правит в качестве регента до тех пор, пока не будет найден подходящий кандидат из королевской линии. Дворянский совет, который отвечал за консультирование короля, также состоял из джамбуров, а также бур кувеля/гевеля (главного гриота короля), который был чрезвычайно могущественным и влиятельным, а также очень богатым землей и другим имуществом. Буур-кевел, которые также происходили из касты гриотов, были настолько могущественны, что могли повлиять на решение короля о том, пойдет ли он на войну или нет. Они рассказали царю, что есть, и научили его есть, как ходить, говорить и вести себя в обществе. Они всегда сопровождают короля на поле битвы и рассказывают о славе и храбрости его предков в бою. Они сохраняют и передают генеалогию и семейную историю короля. Бур Кевел может создать или сломать короля, а также уничтожить всю королевскую династию, если они того пожелают. Отречение Фаха Бойя Фалла от трона Салума было возглавлено и поддержано его собственным буркевелем. После того как его заставили отречься от престола, его изгнали из Салума. Во время правления Сану Мон Файе - короля Сине, одним из ключевых видных деятелей, замышлявших свергнуть короля, был собственный бур-кевел короля. Побудив племянника короля принца Сему Мак Джуфа поднять оружие против своего дяди, принц, который презирал своего дядю, взял в руки оружие при поддержке бур-кевеля и других видных деятелей. Принц одержал победу и был коронован. Маад а Синиг (Король Сини). Это всего лишь образец силы бур-кевела, который также был членом касты гриотов. [61] [62]

Касты рабов по-прежнему презираются, они не владеют землей и работают фермерами-арендаторами, браки между кастами запрещены, а ложь о своей кастовой принадлежности до вступления в брак является основанием для развода. [ нужна ссылка ] [63] Земля принадлежала высшим слоям общества, причем лучшие участки вблизи деревень принадлежали дворянам. [60] [64] Социальный статус раба передавался по наследству. [65]

Серерская религия и культура запрещают рабство. [24] [25] «Порабощение другого человека рассматривается как порабощение его души, что препятствует проникновению самой души рабовладельца или торговца в Яанив – священное место, куда отправляются добрые души после того, как их физическое тело покинуло мир живых. В соответствии с этим с учением религии Сирир, плохие души не войдут в Яанив. Их ушедшие души не будут приведены предками в эту священную обитель, но будут отвергнуты, тем самым сделав их потерянными и блуждающими душами, чтобы перевоплотиться (( ciiɗ , в Сирире) или освященных как Пангул, чтобы ходатайствовать перед Божественным [ Ругом ], душа человека должна сначала войти в это священное место». и когда они это делают, это была просто месть. [25] [24] Эту точку зрения поддерживают такие ученые, как Франсуа Г. Ришар, который утверждает, что:

Королевство Сине оставалось скромным участником атлантической системы, вторичным по отношению к более крупным государствам волоф, халпулаар [ народ фула и тукулер ] или мандинка, окружавшим его со всех сторон... Поскольку в 18 веке среди других этнических групп усилилась практика порабощения. , способствуя прибыльной торговле пленниками и росту внутреннего рабства, Сиин, возможно, были понижены до ранга второго игрока, поскольку королевство никогда не было основным поставщиком пленников. [26]

не существовало института рабства . Этническая группа Серер довольно разнообразна, и, как отмечает Мартин А. Кляйн, среди Серер-Нун и Н'Дигем [66]

Культура

[ редактировать ]
Серер, борьба. Ритуалы и регалии, основанные на традиции Серер. Увидеть сенегальскую борьбу

Любимая еда Сереров называется Чере (или Саай) на языке Серер (толченый воркующий). Они контролируют все этапы приготовления этого блюда от производства до приготовления. Другие этнические группы (или сереры), как правило, покупают его у женщин-торговцев на рынке серер или передают им его по контракту, особенно если они проводят крупные церемониальные мероприятия. Шер очень универсален, его можно есть с кисломолочным молоком или сливками и сахаром в качестве хлопьев для завтрака или готовить как стандартный кускус . Серер Традиционная одежда называется Серр . Обычно его ткут мужчины Серер, и считается, что он приносит удачу тем, кто его носит. Браки обычно заключаются по договоренности. В случае смерти старца бьют священную «гамбу» (большой калебас с небольшим углублением), а затем бьют обычными погребальными регалиями, чтобы отправить его в следующую жизнь. [67]

Борьба и спорт

[ редактировать ]
Поединок сенегальской борьбы на стадионе Демба Диоп в Дакаре . Традиция Серер

Сенегальская борьба под названием «Лаамб» или Нджом в Серере зародилась в Королевстве Серер Сине . [68] Это было подготовительное упражнение среди воинских классов к войне. Этот стиль борьбы (жестокая и жестокая форма) полностью отличается от спортивной борьбы, которой сегодня пользуются все сенгамбийские этнические группы, тем не менее, древние ритуалы все еще видны в спортивной версии. У сереров борьба подразделяется на разные техники, и на освоение каждой техники уходит несколько лет. Дети начинают с раннего возраста, пытаясь освоить основы, а затем переходят к более продвинутым техникам, таким как «мбапатте» , которая является одной из старейших техник и полностью отличается от современной борьбы. Йекини (настоящее имя: «Яхья Диоп»), профессиональный борец в Сенегале, является одним из лучших борцов, владеющих техникой «мбапатте». Ламба и сабар ( музыкальные инструменты ) используются в качестве музыкального сопровождения в борцовских поединках, а также в обрезания и королевских праздниках. танцах [69] Борьба Серер пересекает этнические границы и является любимым развлечением как сенегальцев , так и гамбийцев .

«Люди Серер особенно известны своими богатыми знаниями вокальных и ритмических практик, которые наполняют их повседневный язык сложными перекрывающимися ритмами, а их ритуалы - интенсивными совместными наслоениями голоса и ритма».

Али Коллин Нефф [70]

Традиция сабар народом (барабан), связанная с волоф, зародилась в королевстве Серер Сине и распространилась на королевство Салум . Волофы, мигрировавшие в Серер Салум, подхватили его оттуда и распространили в королевствах волофов. [71] Каждый мотив имеет свое назначение и используется в разных случаях. Отдельные мотивы представляют историю и генеалогию конкретной семьи и используются во время свадеб, церемоний наречения, похорон и т. д.

Н'Дур на Международном кинофестивале в Торонто 2008 г.

Традиции Ньюуп прародитель (прародитель Мбалакса ) и Тассу (также Тассу ) ( рэп - музыки ) произошли от народа Серер. [72] [73] [74] Тассу использовался при пении древних религиозных стихов. Люди пели, а затем переплетали это с Тассу. Покойная Серер Дива Янде Коду Сене, которая была гриотом покойного и бывшего президента Сенегала ( Леопольда Седара Сенгора ), владела «Тассу». Она была лучшим Тассукатом (тот, кто Тассу) своего поколения. Первоначально религиозные по своей природе, гриоты Сенегамбии, независимо от этнической группы или религии, переняли его из религиозных практик Серера и до сих пор используют его в различных случаях, например, при бракосочетании, церемониях наречения или когда они просто восхваляют своих покровителей. Большинство сенегальских и гамбийских исполнителей используют его в своих песнях, даже молодое поколение, например, « Baay Bia ». Легенда сенегальской музыки Юссу Н'Дур использует «Тассу» во многих своих песнях. [70]

Серерские отношения с маврами

[ редактировать ]

В доколониальную эпоху мавры из Мавритании , приехавшие поселиться в королевствах Серер, таких как Королевство Сине и т. д., подвергались жестокому обращению со стороны своих хозяев Серер. Если мавр умирает в королевстве Серер, его тело вытаскивают из страны и оставляют на съедение стервятникам , если нет семьи или друга, которые могли бы забрать тело и похоронить его в другом месте. Они также никогда не сопровождались погребальным инвентарем . Независимо от того, как долго мавританский мавр прожил в этом районе в качестве мигранта, он никогда не мог достичь высокого статуса среди аристократии Серер. Лучшее положение, которое он когда-либо мог пожелать в высшем обществе Серера, - это работать Бисситом ( Биссиком). Помимо шпионажа в пользу королей Серер, основная работа Биссита заключалась в том, чтобы быть клоуном - исключительно для развлечения короля Серер, аристократии Серер и простых людей. Ожидалось, что он будет танцевать на церемониях перед королем и поднимать настроение королю и его подданным. Эта позиция всегда отдавалась маврам. Это была унизительная работа, а не почетное звание. По некоторым данным, история этой должности восходит к одному из первых мавров в стране Серер, у которого был ребенок от собственной дочери. [75]

Шуточные отношения (Маасир или Калир)

[ редактировать ]

Сереров и Тукулеров связывают узы «кузина». Это традиция, общая для многих этнических групп Западной Африки, известная как Маасир (вар: Массир ) на языке Серер ( шутливые отношения ) или кал , происходящее от калира (деформация серерского слова кучарла, означающего отцовское происхождение или наследование по отцовской линии). Эти шутливые отношения позволяют одной группе критиковать другую, но также обязывают другую взаимопомощью и уважением. Сереры называют это Маасир или Калир . Это связано с тем, что Сереры и Тукулеры связаны между собой - по словам Уильяма Дж. Фольца, «Тукулор - это смесь Фулани и Серер». [76] Сереры также поддерживают ту же связь с народом Джола , с которым у них древние отношения. [77] В этнической группе Серер такая же связь существует между отчеством Серер, например, между Джоофом и Фэй . [78]

Многие сенегамбийцы также называют эти шутливые отношения «кал» (используется между двоюродными братьями и сестрами , например, между детьми тети по отцовской линии и дяди по материнской линии) и «гамо» (используется между племенами ). «Кал» происходит от серерского слова «Калир», деформации слова «куркала», которое означает отцовскую линию или наследование, и используется именно в этом контексте многими сенегамбийцами. [79] Слово гамо происходит от старого серерского слова гамоху. [80] – древний обряд гадания . [81] [82]

Серерские языки

[ редактировать ]

Большинство людей, идентифицирующих себя как Серер, говорят на языке Серер . На этом языке говорят в Сине-Салуме , Каолаке , Диурбеле , Дакаре и Гамбии , и это часть национальной учебной программы Сенегала. Исторически нежелание народа Серер торговать напрямую в колониальную эпоху было палкой о двух концах как для языка Серер, так и для языков Кангин . В результате язык волоф стал доминирующим языком как на рынке, так и на фабриках. [83] Однако язык серер, среди других местных языков, теперь является частью национальной учебной программы Сенегала.

Около 200 000 сереров говорят на различных кангинских языках , таких как ндут и саафи , которые не имеют близкого родства с собственно серером ( языком серер-сине ). есть явное лексическое Между кангинскими языками сходство. Однако они более тесно связаны с другими языками, чем с серером, и наоборот. [84] Для сравнения в таблице ниже, 85% — это примерно разделительная линия между диалектами и разными языками.

Кангинские языки и собственно Серер % сходства с Serer-Sine % сходства с полднем % сходства с Саафи % сходства с Ндутом % сходства с Палором % сходства с Легаром (Лаалаа) Области, в которых они преимущественно встречаются Предполагаемое население
Легарский язык (Лаалаа) 22 84 74 68 68 Н/Д Западно-Центральный, к северу от Тиса , район Памбал, Мбараглов, Дунан; Тамбакунда Район . Также встречается в Гамбии. 12 000 (только данные Сенегала) (2007 г.)
Нет языка 22 68 68 Н/Д 84 68 Западно-центральный, к северо-западу от Тиеса 38 600 ( Сенегала только данные (2007 г.)
Полуденный язык 22 Н/Д 74 68 68 84 Район Тиес. 32 900 (только данные Сенегала (2007 г.)
Палорский язык 22 68 74 84 Н/Д 68 Западно-центральный, западно-юго-западный от Тиеса 10 700 (только данные Сенегала (2007 г.)
Чистый язык 22 74 Н/Д 68 74 74 Треугольник к юго-западу от Тиеса и вблизи него (между Диамниадио, Попенгином и Тиесом) 114 000 (только данные Сенегала (2007 г.)
Язык Serer-Sine (не кангинский язык) Н/Д 22 22 22 22 22 Западный центральный; Сине и Салум Долины рек . Также в Гамбии и небольшое количество в Мавритании. 1 154 760 (Сенегал – данные 2006 г.); 31 900 ( Гамбия - данные 2006 г.) и 3 500 ( данные Мавритании 2006 г.) [85]

Отчества Серер

[ редактировать ]

Некоторые распространенные фамилии Серер:

Известные люди Серера

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Национальное агентство статистики и демографии. Приблизительные цифры на 2007 год только в Сенегале
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Секретариат Национальной комиссии по народонаселению (30 апреля 2005 г.). «Перепись населения и жилищного фонда 2013 года: пространственное распределение» (PDF) . Статистическое бюро Гамбии . Республика Гамбия. Архивировано (PDF) из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клэр Л. Адида; Дэвид Д. Лейтин; Мари-Анн Вальфор (2016). Почему мусульманская интеграция терпит неудачу в обществах христианского наследия . Издательство Гарвардского университета. стр. 33–34. ISBN  978-0-674-50492-9 .
  4. ^ «Харизма и этническая принадлежность в политическом контексте: пример создания сенегальской религиозной клиентуры» , Леонардо А. Вильялон, Журнал Международного африканского института , Vol. 63, № 1 (1993), с. 95, Издательство Кембриджского университета от имени Международного африканского института.
  5. ^ Вильялон, Леонардо А., Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике, стр. 62, Издательство Кембриджского университета (2006), ISBN   9780521032322
  6. ^ Сенегал , Информационный бюллетень ЦРУ
  7. ^ [1] Ethnologue.com
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале , Беркли: University of California Press, 2004, с. 51
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элизабет Берг; Рут Ван; Рут Лау (2009). Сенегал . Маршалл Кавендиш. п. 63. ИСБН  978-0-7614-4481-7 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Леонардо А. Вильялон (2006). Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике . Издательство Кембриджского университета. стр. 54–55. ISBN  978-0-521-03232-2 . , Цитата: «Устная традиция Серер повествует о происхождении группы в долине реки Сенегал, где она была частью или тесно связана с той же группой, что и предки сегодняшнего Тукулора ».
  11. ^ Исследования природных ресурсов, ЮНЕСКО , Исследования природных ресурсов, Том 16 , ЮНЕСКО (1979), стр. 265
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Калис, Симона, Традиционная медицина, религия и гадание среди Провидцев Сенегала , Знание ночи, L'Harmattan (1997), с. 299, ISBN   2738451969
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламуаз, Ле П., Грамматика языка Серер (1873 г.)
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беккер, Чарльз: Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серира , Дакар (1993), CNRS-ORSTOM [2]
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гастеллу, Жан-Марк, Маленький трактат о матрилинарности. Накопление в двух сельских обществах в Западной Африке , ORSTOM Cahiers, Human Sciences series 4 (1985) [в] Гастеллу, Жан-Марк, Матрилинии, экономические группы и дифференциация в Западной Африке: примечание , Фонд документальных фильмов ORSTOM (1988), стр. 1 , 2–4 (с. 272–4), 7 (с. 277) [3]
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюпир, Маргарита , Sagesse sereer: Essais sur la pensée sereer ndut , KARTHALA Editions (1994). Для тим и ден яай (см. стр. 116). В книге также подробно рассматриваются матрикланы Серер и способы преемственности по материнской линии. См. стр. 38, 95–99, 104, 119–20, 123, 160, 172–74, ISBN   2865374874 [4]
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. п. 516. ИСБН  978-0-313-27918-8 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пьерре, Поль, «Словарь египетской археологии», Imprimerie nationale 1875, стр. 198–199 [в] Диоп, Шейх Анта, Доколониальная Черная Африка , (перевод: Гарольд Салемсон), Chicago Review Press, 1988, стр. 198–199. 65
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б См. Годфри Мвакикагиле в романе Мартина А. Кляйна. Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914 , Эдинбург в University Press (1968)
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Леонардо А. Вильялон (2006). Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике . Издательство Кембриджского университета. стр. 71–74. ISBN  978-0-521-03232-2 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даниэль Резник (2013). Городская бедность и партийный популизм в африканских демократиях . Издательство Кембриджского университета. п. 165. ИСБН  978-1-107-65723-6 . , Цитата: «Одна из причин низкой значимости этнической идентичности заключается в том, что, как и в некоторых других западноафриканских обществах, многие этнические группы в Сенегале структурированы по кастовому принципу. Например, волофы, сереры и тукулеры, говорящие на пулаарском языке, являются кастовыми обществами. ."
  22. ^ Мартин А. Кляйн (1968). Ислам и империализм в Сенегале: Сине-Салум, 1847–1914 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 7–11. ISBN  978-0-8047-0621-6 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR   182616 . S2CID   162509491 . , Цитата: «[Касты] встречаются среди сонинке, различных народов, говорящих на языке мандинг, волофов, тукулоров, сенуфо, минианка, догонов, сонгаев и большинства популяций фулани, мавров и туарегов, (...) Они также встречается среди (...) и групп Серера».
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тиау, Исса Лайе , Религиозность сиров до и во время их исламизации . Éthiopiques, №: 54, Семестровый обзор негро-африканской культуры. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г. [5]. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ресурсный центр Seereer, Seereer Lamans и Lamanic Era (2015) [в] [6]
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ришар, Франсуа Г., Перезагрузка встреч в Атлантике. Траектории объектов и история стоимости в Сиине (Сенегал) и Сенегамбии . Археологические диалоги 17 (1) 1–27. Издательство Кембриджского университета, 2010 г.)
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Терпение Сонко-Годвин. Этнические группы региона Сенегамбия. Краткая история . стр32. Sunrise Publishers Ltd. Третье издание, 2003 г. ASIN   B007HFNIHS.
  28. ^ Этнолог.com. Языки Сенегала. цифры 2007 года
  29. ^ Проект анализа переписи населения Африки (ACAP). Пенсильванский университет. Этническое разнообразие и ассимиляция в Сенегале: данные переписи населения 1988 года Пьера Нгома, Алиу Гайе и Ибрагимы Сарра. 2000 г.
  30. ^ «Религиозность Сиреров до и во время их исламизации». Éthiopiques , № 54, Revue Semestrielle de Culture Negro-Africaine. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г. Автор: Исса Лэй Тио.
  31. ^ Рассел Г. Шу, «Использование и неправильное использование языка в изучении африканской истории», Уфахаму , 1997, 25 (1), стр. 36-81
  32. ^ Ван де Валле, Этьен (2006). Африканские домохозяйства: переписи и обследования . Я Шарп. п. 80. ИСБН  978-0765616197 .
  33. ^ Роланд Оливер, Джон Доннелли Фейдж, Дж. Н. Сандерсон. Кембриджская история Африки, стр. 214. Издательство Кембриджского университета, 1985. ISBN   0-521-22803-4
  34. ^ Дауда Фаал. Народы и империи Сенегамбии: Сенегамбия в истории, 1000–1900 гг. Нашей эры, стр. 17. Современная типография Саула (1991)
  35. ^ Марсель Махава Диуф. Мужские копья: Леопольд Седар Сенгор и традиции Серер, стр. 54. Издатель: Центр лингвистических и исторических исследований через устную традицию (1996).
  36. ^ Ибн Аби Зар, ​​стр. 89.
  37. ^ См. Мартина Кляйна, стр. 62–93.
  38. ^ См. Сарр; Ба, также: Кляйн: Правители Сине и Салума, с 1825 г. по настоящее время (1969).
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филлипс, Люси Колвин, Исторический словарь Сенегала , Scarecrow Press, 1981, стр. 52–71. ISBN   0-8108-1369-6
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фундаментальный институт Черной Африки. «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки», том 38. ИФАН, 1976. стр. 557–504.
  41. ^ Уэбб, Джеймс Л.А., Граница пустыни: экологические и экономические изменения вдоль Западного Сахеля, 1600–1850 , стр. 31, Univ of Wisconsin Press, 1995, ISBN   0-299-14334-1
  42. ^ Барри, Бубакар , Сенегамбия и атлантическая работорговля, стр. 82, Cambridge University Press, 1998, ISBN   0-521-59760-9
  43. ^ Кларк, Эндрю Ф. и Филипс, Люси Колвин, Исторический словарь Сенегала . Второе издание (1994 г.)
  44. ^ См. Диуф, Ниохобайе, список королей от Маада а Синиг Майса Вали до Маада Синиг Махекора Джуфа (1969).
  45. ^ См. Годфри Мвакикагиле. Гамбия и ее народ: этническая идентичность и культурная интеграция в Африке, стр. 133.
  46. ^ Элизабет Л. Берг, Рут Ван. Сенегал. Культуры мира. Том 17, стр.63. 2-е издание. Опубликовано: Маршалл Кавендиш, 2009 г. ISBN   0-7614-4481-5
  47. ^ Доминика Котер (2016). За пределами этнической политики в Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 68–70. ISBN  978-1-316-77290-4 .
  48. ^ Салиф Дион, Традиционное образование через песни и стихи Сирера, Дакар: Университет Дакара, 1983, 344 стр. (дипломная работа 3-го цикла)
  49. ^ Генри Гравран, La Civilization Sereer, Пангул, Дакар: Nouvelles Editions Africaines (1990)
  50. ^ Годфри Мвакикагиле. Гамбия и ее народ: этническая идентичность и культурная интеграция в Африке, стр. 11. ISBN   9987-16-023-9
  51. ^ Британская энциклопедия, Inc. Новая Британская энциклопедия, том 29, стр. 855-6 и 912. Британская энциклопедия , 2003. ISBN   0-85229-961-3
  52. ^ Тиямбе Зелеза. Современная экономическая история Африки: девятнадцатый век, стр. 110. Восточноафриканские издатели, 1997. ISBN   9966-46-025-Х
  53. ^ Деннис Гальван. Либерализация рынка как катализатор этнического конфликта . Программа факультета политологии и международных исследований. Университет Орегона. стр. 9–10
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диуф, Бабакар Седих [в] Нгом, Бирам, Вопрос Гельваара и история Сиина , Дакар, Университет Дакара, 1987, стр. 69.
  55. настроения против Серера и анти- Религиозные Серера были подпитаны несерерскими мусульманскими общинами Сенагамбии , а также европейскими завоевателями, которые считали Серер «идолопоклонниками великой жестокости» . общая история путешествий и путешествий до конца 18 века , Дж. Баллантайн и компания, 1811, стр. 239 (на итальянском языке) Джованни Баттиста Рамузио, Первый том мореплаваний и путешествий, содержащий описание Африки и Африки; страна священника Янни, с различными путешествиями от Красного моря до Каликута и, наконец, до Молуккских островов, где зародились Шпетьере и кругосветное судоходство: имена авторов и навигации..., Опубликовано после наследников Лукантонио Джунти, 1550, стр. 113 (на португальском языке) Academia das Ciências de Lisboa от Academia, 1812, стр.
  56. ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал). Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. «Версия слегка переработанная по сравнению с той, которая появилась в 1986–87 годах». стр. 19
  57. ^ Джей Ди Фейдж; Ричард Грей; Роланд Энтони Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 283–284. ISBN  978-0-521-20413-2 .
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартин А. Кляйн (1968). Ислам и империализм в Сенегале: Сине-Салум, 1847–1914 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 7–8. ISBN  978-0-8047-0621-6 .
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартин А. Кляйн (1968). Ислам и империализм в Сенегале: Сине-Салум, 1847–1914 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 8–11. ISBN  978-0-8047-0621-6 .
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доминика Котер (2016). За пределами этнической политики в Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 63–65. ISBN  978-1-316-77290-4 .
  61. ^ Сарр, Алиун, История Sine-Saloum , Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987. стр. 28–30, 46, 106–9.
  62. ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале, Sine-Saloum , 1847–1914, Edinburgh University Press (1968), стр. 12, 46, 102–3, ISBN   9780804706216
  63. ^ Невинс, Дебби; Берг, Элизабет; Ван, Рут (15 июля 2018 г.). Сенегал . Кавендиш Сквер Паблишинг, ООО. ISBN  978-1-5026-3642-3 .
  64. ^ Рон Дж. Лестег (1989). Воспроизводство и социальная организация в странах Африки к югу от Сахары . Издательство Калифорнийского университета. стр. 46–47. ISBN  978-0-520-06363-1 .
  65. ^ Джей Ди Фейдж; Ричард Грей; Роланд Энтони Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 289–290. ISBN  978-0-521-20413-2 .
  66. ^ Кляйн (1968), с. 165
  67. ^ Годфри Мвакикагиле . Гамбия и ее народ: этническая идентичность и культурная интеграция в Африке, стр. 141. ISBN   9987-16-023-9
  68. ^ Патрисия Тан. Мастера сабара: перкуссионисты-волофы-гриоты из Сенегала, стр. 144. Издательство Университета Темпл, 2007. ISBN   1-59213-420-3
  69. ^ Дэвид П. Гэмбл. Волофы Сенегамбии: вместе с примечаниями о Лебу и Серер, стр.77. Международный африканский институт, 1957 год.
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Али Коллин Нефф. Тассу: древнее устное слово африканских женщин. 2010.
  71. ^ Патрисия Тан. Мастера сабара: перкуссионисты-волофы-гриоты из Сенегала, стр. 32, 34. Temple University Press, 2007. ISBN   1-59213-420-3
  72. ^ Коннолли, Шон, «Сенегал», Путеводители Брэдта (2015), стр. 26, ISBN   9781841629131 [7]
  73. ^ «Саркоди и Стоунбвой вошли в число «10 самых горячих африканских артистов, вызывающих мировой резонанс» [в] Pulse, Дэвид Мавули (27 мая 2015 г.) [8]
  74. ^ «Нигерия: 10 самых горячих африканских артистов, создающих глобальные волны» [на] AllAfrica.com, Энтони Ада Абрахам (28 мая 2015 г.) [9]
  75. ^ Абду Бури Ба. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина, стр. 4
  76. ^ Уильям Дж. Фольц. От Французской Западной Африки до Федерации Мали, Том 12 Йельских исследований по политологии, стр. 136. Опубликовано издательством Йельского университета, 1965 г.
  77. ^ Согласно традиции Серера и Джолы, они ведут свое происхождение от Джамбунья (также пишется: Джамбонж, Джамбон и т. д.) и Агайра (варианты: Угени, Евгений, Юджин и т. д.). Легенду о Джамбуне и Агайре см.:
    • (на французском языке) Ндиайе, Фата, «САГА О СЕРЬЕЗНЫХ ЛЮДЯХ И ИСТОРИЯ СИНЕ», [в] Ethiopiques n° 54, выходящий раз в два года обзор негро-африканской культуры. Новая серия, том 7, 2. и семестр (1991) «Китай до Гельваара». Архивировано 29 октября 2013 года в Wayback Machine.
    • (на английском языке) Таал, Эбу Момар, « Сенегамбийские этнические группы: общее происхождение и культурное сходство, факторы и силы национального единства, мира и стабильности», [в] The Point , (2010) [10]
  78. ^ Гальван, Деннис Чарльз, «Государство теперь хозяин огня» (Адаптация институтов и культуры в сельских районах Сенегала, Том 1), Калифорнийский университет, Беркли (1996), стр. 65,
  79. ^ Беккер, Чарльз, «Исторические останки, вещественные свидетели прошлого в странах Серира»
  80. ^ Вариации: гамохоу или гамахоу.
  81. ^ (на французском языке) Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине с последующими заметками Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине (1972)». (1972). Бюллетень ИФАН, том 34, серия B, № 4, 1972, стр. 706–7 (стр. 4–5), стр. 713–14 (стр. 9–10).
  82. ^ Дополнительную информацию о религиозных фестивалях Серер см.: (на французском языке) Ньянг, Мор Садио, «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРАЗДНИКИ», IFAN , [в] Éthiopiques, номер 31, социалистический обзор негро-африканской культуры 3 и триместр (1982) [11] Архивировано 24 декабря 2013 года в Wayback Machine.
  83. ^ Мартин А,Кляйн, стр.7
  84. ^ Льюис, М. Пол (редактор), 2009. Этнолог: Языки мира , шестнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. (Ethnologue.com – 2006 и 2007 гг.).
  85. ^ Примечание: данные за 2006 г. взяты для сравнения численности популяции серера в соответствующих странах.
  86. Жена Африка , Сенегал: Марием Фэй Саль, новая первая леди , 26 марта 2012 г., автор Реми Карайоль [12] (получено 8 февраля 2020 г.)

Библиография

[ редактировать ]
  • Диуф, Мамаду и Лейхтман, Мара, Новые взгляды на ислам в Сенегале: обращение, миграция, богатство, власть и женственность . Издатель: Пэлгрейв Макмиллан. 2009. Мичиганский университет. ISBN   0-230-60648-2
  • Диуф, Мамаду, История Сенегала: исламо-волофская модель и ее окраины . Мезоннёв и Лароз. 2001. ISBN   2-7068-1503-5
  • Гэмбл, Дэвид П. и Салмон, Линда К. (совместно с Альхаджи Хасаном Нджи), «Исследования Гамбии», № 17. Люди Гамбии. I. Волоф с примечаниями о Серере и Лебу, Сан-Франциско, 1985 г.
  • Ньянг, Мор Садио, «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРАЗДНИКИ», IFAN, [в] Éthiopiques, номер 31, социалистический обзор черноафриканской культуры, 3-й квартал (1982 г.)
  • Таал, Эбу Момар, Сенагамбийские этнические группы: общее происхождение и культурное сходство, факторы и силы национального единства, мира и стабильности . 2010 год
  • Диуф, Ниохобайе. «Хроника Королевства Сине». Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4, (1972)
  • Берг, Элизабет Л. и Ван, Рут, «Сенегал» . Маршалл Кавендиш. 2009.
  • Махони, Флоренция, Истории Сенегамбии . Издатель правительственной типографии, 1982 г.
  • Даггс, Элиза. Вся Африка: Все ее политические образования, имеющие независимый или иной статус . Гастинг Хаус, 1970 год. ISBN   0-8038-0336-2
  • Отдел искусств Африки, Океании и Америки, Метрополитен-музей. Хилберн Хронология истории искусств. Народ Фулани/Фульбе.
  • Шу, Рассел Г., Использование и неправильное употребление языка в изучении истории Африки . 1997 год
  • Берк, Эндрю и Элс, Дэвид, Гамбия и Сенегал , 2-е издание – сентябрь 2002 г. Опубликовано Lonely Planet Publications Pty Ltd, стр. 13.
  • Нанджира, Дэниел Дон, Внешняя политика и дипломатия Африки: от древности до 21 века . Стр. 91–92. Опубликовано ABC-CLIO. 2010. ISBN   0-313-37982-3
  • Ломбард, Морис, Золотой век ислама . Страница 84. Издательство Маркуса Винера. 2003. ISBN   1-55876-322-8 ,
  • Оливер, Роланд Энтони и Фейдж, доктор медицинских наук, Журнал африканской истории . Том 10. Издатель: Издательство Кембриджского университета. 1969 год
  • Африканский археологический обзор , тома 17–18. Издатель: Пленум Пресс, 2000 г.
  • Аджайи, Дж. Ф. Аде и Краудер, Майкл, История Западной Африки , Том 1. Издатель: Longman, 1985. ISBN   0-582-64683-9
  • Питер Малкольм Холт, Индийский субконтинент, Юго-Восточная Азия, Африка и мусульманский Запад . Том 2, Часть 1. Издатель: Cambridge University Press. 1977. ISBN   0-521-29137-2
  • Пейдж, Уилли Ф., Энциклопедия африканской истории и культуры: африканские королевства (500–1500 гг.) . Том 2. Опубликовано: Facts on File. 2001. ISBN   0-8160-4472-4
  • Хэм, Энтони, Западная Африка . Издатель: Lonely Planet. 2009. ISBN   1-74104-821-4 , ISBN   978-1-74104-821-6
  • Мвакикагиле, Годфри , Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии . Страница 224
  • Ришар, Франсуа Г., «Пересмотр встреч с Атлантикой. Траектории объектов и ценные истории в Сиине (Сенегал) и Сенегамбии» . Археологические диалоги 17 (1) 1–27. Издательство Кембриджского университета, 2010 г.
  • Диоп, Самба, Эпос о волофах: от устного слова к письменному тексту. «Эпос о Ндиадиане Ндиайе»
  • Два исследования отношений этнических групп в Африке – Сенегал, Объединенная Республика Танзания . Страницы 14–15. ЮНЕСКО. 1974 год
  • Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале . Беркли, Калифорнийский университет Press, 2004 г.
  • Кляйн, Мартин А., Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум , 1847–1914, Издательство Эдинбургского университета (1968)
  • Колвин, Люси Галлистел, Исторический словарь Сенегала . Пугало Пресс/ Метучен. Нью-Джерси – Лондон (1981) ISBN   0-8108-1885-X
  • Сонко Годвин, Терпение , Лидеры региона Сенегамбия, Реакция на европейское проникновение в XIX – XX веках . Sunrise Publishers Ltd – Гамбия (1995) ISBN   9983-86-002-3
  • Сонко Годвин, Терпение, Этнические группы региона Сенегамбии, Краткая история . п. 32, третье издание. Sunrise Publishers Ltd – Гамбия (2003). АСИН   B007HFNIHS
  • Кларк, Эндрю Ф. и Филипс, Люси Колвин, Исторический словарь Сенегала . Второе издание (1994 г.)
  • Части этой статьи были переведены из статьи Википедии на французском языке fr:Sérères от 8 июля 2008 г. и за август 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11891e95487bafca047334c69c92dc6f__1719001860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/6f/11891e95487bafca047334c69c92dc6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serer people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)