Jump to content

Гриот

Сенегальский волоф- гриот, 1890 г.
Хауса комсе Гриот выступает в Диффе , Нигер , играя на ( Ксалам ) .

Гриот ( / ˈɡriːoʊ r / ; Французский: [ɡʁi.o] ; Мандинг : джали или джели на языке Нко : ( [1] джели или джели во французском написании); Серер : кевель или кевель / окавул ; Wolof : gewel ) — западноафриканский историк, рассказчик, певец, поэт и/или музыкант.

Гриоты являются хранилищем устных традиций и часто рассматриваются как лидеры из-за своего положения советников членов королевской семьи . Из-за первой из этих двух функций их иногда называют бардами . Они также выступают посредниками в спорах.

Возникновение и наименование

[ редактировать ]

Многие гриоты сегодня живут во многих частях Западной Африки и присутствуют среди народов манде ( мандинка или малинке , бамбара , Бваба , Бобо , Дюла , Сонинке и др.), Фулэе ( Фула ), Хауса , Сонгай , Тукулор , Волоф , Серер , [2] [3] Мосси , Дагомба , мавританские арабы [ нужна ссылка ] и многие другие более мелкие группы. Есть и другие гриоты, которые покинули свою родную страну и перебрались в другую, например, в Соединенные Штаты или Францию, и до сих пор сохраняют свою роль гриотов.

Это слово может происходить от французской транслитерации « guiriot » португальского . слова « criado » , или от термина единственного числа мужского рода, означающего «слуга» Гриоты более преобладают в северных частях Западной Африки. [4]

гриотов называют по-разному : На африканских языках [5] в северных районах Манде, джали в южных районах Манде, гювель в волофе , кевель или кевель или окавул в Серере , [2] [3] гавло 𞤺𞤢𞤮 в Фуле , иггавен в Хасаньяне [ нужна ссылка ] , арокин на языке йоруба , [ нужна ссылка ] и диари или гесере в сонинке . [6] Некоторые из них могут происходить от арабского قَول « каул» поговорка, утверждение.

Термины: «гриот» и «джали».

[ редактировать ]

Термин Мандинг наследственную ??? ?? jeliya (что означает «музыкант») иногда относится к знаниям гриотов, что указывает на природу класса. Джали происходит от корневого слова और देखें Джали или Джали (кровь). Это также титул, присвоенный гриотам в регионах бывшей Малийской империи . Хотя термин «гриот» более распространен в английском языке, некоторые, например, поэт Бакари Сумано , предпочитают термин «джели» . [ нужна ссылка ]

Исторически гриоты образуют эндогамную профессионально специализированную группу или касту . [7] Это означает, что большинство из них женятся только на собратьях-гриотах и ​​передают традицию рассказывания историй по семейной линии. В прошлом семья гриотов сопровождала семью королей или императоров, которые по статусу превосходили гриотов. У всех королей были гриоты, и у всех гриотов были короли, и в большинстве деревень тоже были свои гриоты. Деревенский гриот рассказывал истории на разные темы, включая рождения, смерти, браки, сражения, охоту, романы и другие жизненные события. [8]

Гриоты несут основную ответственность за сохранение историй отдельных племен и семей в устной традиции , сопровождаемой музыкальным инструментом. Они являются неотъемлемой частью многих событий в Западной Африке, таких как свадьбы, где они поют и делятся семейной историей жениха и невесты. В их обязанности также входит разрешение споров и выступление в качестве посредника в случае конфликтов. Уважение и знакомство с гриотами означали, что они могли приблизиться к обеим сторонам, не подвергаясь нападению, и начать мирные переговоры между враждебными сторонами. [9]

Фрэнсис Беби пишет о гриотах в книге «Африканская музыка, народное искусство» : [10]

Западноафриканский гриот – трубадур, аналог средневекового европейского менестреля… Гриот знает все, что происходит… Он – живой архив народных традиций… Виртуозные таланты гриотов вызывают всеобщее восхищение. . Эта виртуозность является кульминацией долгих лет учебы и упорного труда под руководством учителя, которым часто является отец или дядя. Профессия ни в коем случае не является мужской прерогативой. Есть много женщин-гриотов, чьи таланты как певиц, так и музыкантов одинаково замечательны.

В Малийской империи

[ редактировать ]
Гриоты из Самбалы, король Медины ( народ фула , Мали ), 1890 г.

Империя Мали ( Империя Малинке ) на пике своего расцвета в середине 14 века простиралась от Центральной Африки (сегодняшние Чад и Нигер ) до Западной Африки (сегодняшние Мали , Буркина-Фасо и Сенегал ). Империю основал Сундиата Кейта , чьи подвиги до сих пор прославляются в Мали. В « Эпосе о Сундиате » Наре Маган Конате предложил своему сыну Сундиате Кейте гриота Баллу Фассеке в качестве советника во время его правления. Балла Фассеке считается основателем линии гриотов Куяте , существующей и по сей день.

Каждую аристократическую семью гриотов сопровождала более высокопоставленная семья королей-воинов или императоров, называемая джатиги . В традиционной культуре ни один гриот не может быть без джатиги , а ни один джатиги не может быть без гриота. Однако джатиги может одолжить своего гриота другому джатиги.

В обществе Манде

[ редактировать ]

Во многих манде обществах джели был историком, советником, арбитром, певцом прославления (покровительство) и рассказчиком. По сути, они служили книгами по истории, сохраняя древние истории и традиции посредством песен. Их традиция передавалась из поколения в поколение. Название Джели означает «кровь» на языке Маника . Считалось, что они имеют глубокие связи с духовными, социальными или политическими силами. Считалось, что речь обладает силой воссоздавать историю и отношения.

Несмотря на авторитет гриотов и воспринимаемую силу их песен, в Западной Африке к гриотам относятся не так положительно, как можно предположить. Томас А. Хейл писал: «Еще одной [причиной двойственного отношения к гриотам] является древняя традиция, которая отмечает их как отдельный народ, слишком упрощенно классифицируемый как члены «касты», термин, который подвергается все более нападкам как искажение В худшем случае это различие означало захоронение гриотов на деревьях, а не в земле, чтобы избежать загрязнения земли (Конрад и Франк 1995: 4-7). а людям гриотского происхождения до сих пор трудно вступить в брак за пределами своей социальной группы». [11] Эта дискриминация теперь считается незаконной. [ кем? ]

Музыкальные инструменты, используемые гриотами

[ редактировать ]

Гриоты не только певцы и общественные комментаторы, но и опытные инструменталисты. Их инструменты включают струнные инструменты, такие как кора , халам (или халам ), нгони , контиги и годже (или нко на языке мандинка). Другие инструменты включают балафон и джунджунг .

Кора — это инструмент, напоминающий лютню , с длинной шеей и 21 струной. Ксалам — это разновидность коры, обычно состоящая менее чем из пяти струн. Оба имеют тела тыквы , которые действуют как резонатор . Нгони также похож на эти два инструмента, с пятью или шестью струнами. Балафон — деревянный ксилофон , а годже — струнный инструмент, на котором играют смычком , очень похожий на скрипку .

Согласно Британской энциклопедии : «Западноафриканские щипковые лютни, такие как континг , халам и нкони (которые были отмечены Ибн Батутой в 1353 году), возможно, возникли в Древнем Египте. Халам считается предком банджо. Еще одна лютня с длинной шеей — рамки ». южноафриканская [12]

Гриотс также писал рассказы, которые детям нравилось слушать. Эти истории передавались их детям.

Современные гриоты

[ редактировать ]

Сегодня исполнительство — одна из самых распространенных функций гриота. Диапазон их влияния расширился, и многие гриоты теперь путешествуют по всему миру, чтобы петь и играть на коре или других инструментах.

Бакари Сумано , глава Ассоциации гриотов Бамако в Мали с 1994 по 2003 год, был всемирно известным защитником значимости гриотов в западноафриканском обществе.

Папе Демба «Пако» Самб , сенегальский гриот волофского происхождения, живет в Делавэре и выступает в Соединенных Штатах. [13] Примерно в 2013 году он выступал на благотворительных концертах SOS Children's Villages в Чикаго. С 2023 года Пако возглавляет колледжа МакДэниел . студенческий африканский ансамбль барабанщиков [14] [15] [16] [17] Его собственная группа называется Super Ngewel Emsemble. [15] Что касается целей современного гриота, Пако заявил:

Если вы гриот, вам придется рассказать свою историю и свою семью, потому что у нас такая долгая история. Вы должны быть традиционными и делиться своей культурой. В любую страну, куда бы вы ни отправились, вы делитесь с ними своей семьей. [15]

Малийский писатель Масса Макан Диабате был потомком и критиком традиции гриотов. Хотя Диабате утверждал, что гриотов «больше не существует» в классическом смысле этого слова, он считал, что традицию можно спасти с помощью литературы. Его художественная литература и пьесы сочетают в себе традиционные мандинка повествования и идиомы с западными литературными формами. [18]

Известные гриоты

[ редактировать ]
Мандинка Гриот Аль-Хаджи Папа Суссо исполняет песни устной традиции Гамбии на коре
Этот древний баобаб в заповеднике Бандия в Сенегале образует живой мавзолей для останков знаменитых местных гриотов.

Буркина-Фасо

[ редактировать ]

Кот-д'Ивуар

[ редактировать ]
  • Осей Коранке

Гвинея-Бисау

[ редактировать ]
  • Нино Галисса
  • Були Гали

У них было

[ редактировать ]

Мавритания

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фая Исмаэль Тольно (сентябрь 2011 г.). «Лингвистические исследования школы Нко» (PDF) . Далоу Кенде (на французском языке). № 19. Канджамади. п. 7 . Проверено 17 декабря 2020 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ЮНЕСКО . Региональное управление образования в Африке, Educafrica, Numéro 11 (изд. ЮНЕСКО, Региональное управление образования в Африке, 1984), стр. 110
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хейл, Томас Альберт, Гриоты и Гриотты: мастера слова и музыки , издательство Indiana University Press (1998), стр. 176, ISBN   9780253334589
  4. ^ Хо, Ро (15 ноября 2012 г.). «Гриот: титул, присвоенный западноафриканскому историку, рассказчику, певцу, поэту и музыканту» . Сайт Originalpeople.org . Проверено 27 мая 2020 г.
  5. ^ "Джей" . Словарь Бамбары/Диулы . Ан ка таа . Проверено 19 января 2023 г.
  6. ^ Джаблоу, Альта (1984). «Лютня Гассира: реконструкция бардского искусства Сонинке». Исследования африканской литературы . 15 (4): 519–29. JSTOR   3819348 .
  7. ^ Панзакки, Корнелия (1994). «Жизнеобеспечение традиционных гриотов в современном Сенегале» . Африка: Журнал Международного африканского института . 64 (2). Издательство Кембриджского университета, Международный африканский институт: 190–210. дои : 10.2307/1160979 . ISSN   0001-9720 . JSTOR   1160979 . S2CID   146707617 . Проверено 11 мая 2023 г.
  8. ^ «Традиции рассказывания историй по всему миру: Западная Африка» . Все хорошие сказки . 8 ноября 2018 года . Проверено 11 мая 2023 г.
  9. ^ «Мэнни Ансар: культурный караван за мир» . Отпечатки мира . Проверено 1 декабря 2022 г.
  10. ^ Беби, Фрэнсис (1969, 1975). Африканская музыка, народное искусство . Бруклин: Книги Лоуренса Хилла.
  11. ^ Хейл, Томас А. (1997). «От гриота корней к истокам гриота: новый взгляд на происхождение спорного африканского термина, обозначающего барда» (PDF) . Устная традиция . 12 (2): 249–278. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2017 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
  12. ^ Роботэм, Дональд; Кубик, Герхард (27 января 2012 г.). «Африканская музыка» . Британская энциклопедия . Проверено 18 октября 2016 г.
  13. ^ Новости, штат Делавэр. «Городские мероприятия в рамках Месяца черной истории в Дувре» . Новости от залива до залива . Проверено 14 февраля 2023 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  14. ^ «Торжества» . Время по Гринвичу . 11 ноября 2018 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Студенческий ансамбль африканских барабанщиков МакДэниела дает первое выступление» . Балтимор Сан . Проверено 14 февраля 2023 г.
  16. ^ «Студенты Университета Силвер-Спринг добились академических отличий» . Нашивка Силвер Спринг, Мэриленд . 9 января 2023 г. Проверено 14 февраля 2023 г.
  17. ^ Кристи, А.А. «Колледж Макдэниела объявляет о культурных мероприятиях, представлениях и выставках весной 2023 года» . BroadwayWorld.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
  18. ^ Диабате, Масса Макан (1985). Собрание джиннов (на французском языке). Париж: Éditions Présence Africaine.
  19. ^ Сонко-Годвин, Терпение, торговля в регионе Сенегамбии: с 12 по начало 20 века , Sunrise Publishers, 2004, ISBN   9789983990041

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c72ccf73ad46c9d0bebaac3140730fa__1719314700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/fa/0c72ccf73ad46c9d0bebaac3140730fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Griot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)