Гриот


Гриот ( / ˈɡriːoʊ riːoʊ / ; Французский: [ɡʁi.o] ; Мандинг : джали или джели на языке Нко : ◆ ( [1] джели или джели во французском написании); Серер : кевель или кевель / окавул ; Wolof : gewel ) — западноафриканский историк, рассказчик, певец, поэт и/или музыкант.
Гриоты являются хранилищем устных традиций и часто рассматриваются как лидеры из-за своего положения советников членов королевской семьи . Из-за первой из этих двух функций их иногда называют бардами . Они также выступают посредниками в спорах.
Возникновение и наименование
[ редактировать ]Многие гриоты сегодня живут во многих частях Западной Африки и присутствуют среди народов манде ( мандинка или малинке , бамбара , Бваба , Бобо , Дюла , Сонинке и др.), Фулэе ( Фула ), Хауса , Сонгай , Тукулор , Волоф , Серер , [2] [3] Мосси , Дагомба , мавританские арабы [ нужна ссылка ] и многие другие более мелкие группы. Есть и другие гриоты, которые покинули свою родную страну и перебрались в другую, например, в Соединенные Штаты или Францию, и до сих пор сохраняют свою роль гриотов.
Это слово может происходить от французской транслитерации « guiriot » португальского . слова « criado » , или от термина единственного числа мужского рода, означающего «слуга» Гриоты более преобладают в северных частях Западной Африки. [4]
гриотов называют по-разному : На африканских языках [5] в северных районах Манде, джали в южных районах Манде, гювель в волофе , кевель или кевель или окавул в Серере , [2] [3] гавло 𞤺𞤢𞤮 в Фуле , иггавен в Хасаньяне [ нужна ссылка ] , арокин на языке йоруба , [ нужна ссылка ] и диари или гесере в сонинке . [6] Некоторые из них могут происходить от арабского قَول « каул» — поговорка, утверждение.
Термины: «гриот» и «джали».
[ редактировать ]Термин Мандинг наследственную ??? ?? jeliya (что означает «музыкант») иногда относится к знаниям гриотов, что указывает на природу класса. Джали происходит от корневого слова और देखें Джали или Джали (кровь). Это также титул, присвоенный гриотам в регионах бывшей Малийской империи . Хотя термин «гриот» более распространен в английском языке, некоторые, например, поэт Бакари Сумано , предпочитают термин «джели» . [ нужна ссылка ]
Роль
[ редактировать ]Исторически гриоты образуют эндогамную профессионально специализированную группу или касту . [7] Это означает, что большинство из них женятся только на собратьях-гриотах и передают традицию рассказывания историй по семейной линии. В прошлом семья гриотов сопровождала семью королей или императоров, которые по статусу превосходили гриотов. У всех королей были гриоты, и у всех гриотов были короли, и в большинстве деревень тоже были свои гриоты. Деревенский гриот рассказывал истории на разные темы, включая рождения, смерти, браки, сражения, охоту, романы и другие жизненные события. [8]
Гриоты несут основную ответственность за сохранение историй отдельных племен и семей в устной традиции , сопровождаемой музыкальным инструментом. Они являются неотъемлемой частью многих событий в Западной Африке, таких как свадьбы, где они поют и делятся семейной историей жениха и невесты. В их обязанности также входит разрешение споров и выступление в качестве посредника в случае конфликтов. Уважение и знакомство с гриотами означали, что они могли приблизиться к обеим сторонам, не подвергаясь нападению, и начать мирные переговоры между враждебными сторонами. [9]
Фрэнсис Беби пишет о гриотах в книге «Африканская музыка, народное искусство» : [10]
Западноафриканский гриот – трубадур, аналог средневекового европейского менестреля… Гриот знает все, что происходит… Он – живой архив народных традиций… Виртуозные таланты гриотов вызывают всеобщее восхищение. . Эта виртуозность является кульминацией долгих лет учебы и упорного труда под руководством учителя, которым часто является отец или дядя. Профессия ни в коем случае не является мужской прерогативой. Есть много женщин-гриотов, чьи таланты как певиц, так и музыкантов одинаково замечательны.
В Малийской империи
[ редактировать ]
Империя Мали ( Империя Малинке ) на пике своего расцвета в середине 14 века простиралась от Центральной Африки (сегодняшние Чад и Нигер ) до Западной Африки (сегодняшние Мали , Буркина-Фасо и Сенегал ). Империю основал Сундиата Кейта , чьи подвиги до сих пор прославляются в Мали. В « Эпосе о Сундиате » Наре Маган Конате предложил своему сыну Сундиате Кейте гриота Баллу Фассеке в качестве советника во время его правления. Балла Фассеке считается основателем линии гриотов Куяте , существующей и по сей день.
Каждую аристократическую семью гриотов сопровождала более высокопоставленная семья королей-воинов или императоров, называемая джатиги . В традиционной культуре ни один гриот не может быть без джатиги , а ни один джатиги не может быть без гриота. Однако джатиги может одолжить своего гриота другому джатиги.
В обществе Манде
[ редактировать ]Во многих манде обществах джели был историком, советником, арбитром, певцом прославления (покровительство) и рассказчиком. По сути, они служили книгами по истории, сохраняя древние истории и традиции посредством песен. Их традиция передавалась из поколения в поколение. Название Джели означает «кровь» на языке Маника . Считалось, что они имеют глубокие связи с духовными, социальными или политическими силами. Считалось, что речь обладает силой воссоздавать историю и отношения.
Несмотря на авторитет гриотов и воспринимаемую силу их песен, в Западной Африке к гриотам относятся не так положительно, как можно предположить. Томас А. Хейл писал: «Еще одной [причиной двойственного отношения к гриотам] является древняя традиция, которая отмечает их как отдельный народ, слишком упрощенно классифицируемый как члены «касты», термин, который подвергается все более нападкам как искажение В худшем случае это различие означало захоронение гриотов на деревьях, а не в земле, чтобы избежать загрязнения земли (Конрад и Франк 1995: 4-7). а людям гриотского происхождения до сих пор трудно вступить в брак за пределами своей социальной группы». [11] Эта дискриминация теперь считается незаконной. [ кем? ]
Музыкальные инструменты, используемые гриотами
[ редактировать ]Гриоты не только певцы и общественные комментаторы, но и опытные инструменталисты. Их инструменты включают струнные инструменты, такие как кора , халам (или халам ), нгони , контиги и годже (или нко на языке мандинка). Другие инструменты включают балафон и джунджунг .
Кора — это инструмент, напоминающий лютню , с длинной шеей и 21 струной. Ксалам — это разновидность коры, обычно состоящая менее чем из пяти струн. Оба имеют тела тыквы , которые действуют как резонатор . Нгони также похож на эти два инструмента, с пятью или шестью струнами. Балафон — деревянный ксилофон , а годже — струнный инструмент, на котором играют смычком , очень похожий на скрипку .
Согласно Британской энциклопедии : «Западноафриканские щипковые лютни, такие как континг , халам и нкони (которые были отмечены Ибн Батутой в 1353 году), возможно, возникли в Древнем Египте. Халам считается предком банджо. Еще одна лютня с длинной шеей — рамки ». южноафриканская [12]
Гриотс также писал рассказы, которые детям нравилось слушать. Эти истории передавались их детям.
Современные гриоты
[ редактировать ]Сегодня исполнительство — одна из самых распространенных функций гриота. Диапазон их влияния расширился, и многие гриоты теперь путешествуют по всему миру, чтобы петь и играть на коре или других инструментах.
Бакари Сумано , глава Ассоциации гриотов Бамако в Мали с 1994 по 2003 год, был всемирно известным защитником значимости гриотов в западноафриканском обществе.
Папе Демба «Пако» Самб , сенегальский гриот волофского происхождения, живет в Делавэре и выступает в Соединенных Штатах. [13] Примерно в 2013 году он выступал на благотворительных концертах SOS Children's Villages в Чикаго. С 2023 года Пако возглавляет колледжа МакДэниел . студенческий африканский ансамбль барабанщиков [14] [15] [16] [17] Его собственная группа называется Super Ngewel Emsemble. [15] Что касается целей современного гриота, Пако заявил:
Если вы гриот, вам придется рассказать свою историю и свою семью, потому что у нас такая долгая история. Вы должны быть традиционными и делиться своей культурой. В любую страну, куда бы вы ни отправились, вы делитесь с ними своей семьей. [15]
Малийский писатель Масса Макан Диабате был потомком и критиком традиции гриотов. Хотя Диабате утверждал, что гриотов «больше не существует» в классическом смысле этого слова, он считал, что традицию можно спасти с помощью литературы. Его художественная литература и пьесы сочетают в себе традиционные мандинка повествования и идиомы с западными литературными формами. [18]
Известные гриоты
[ редактировать ]

Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Буркина-Фасо
[ редактировать ]- Сотиги Куяте
- Дэни Куяте
- Баба Киеноу
- Амаду Киеноу
- Конус Дугутиги
- Вамиен Коне
- Драмане Коне
- Сайба Коне
- Айча Батогма - Лучшее из Айча Батогмы
- Фанта Дембеле
- Кахьято Коне
- Тихий Коне
Кот-д'Ивуар
[ редактировать ]Гамбия
[ редактировать ]- Ламин Сахо
- Фоде Муса Сусо
- Маламини Джобарте
- Кубинский Сахо
- Папа Суссо
- Муса Нгум
- Иди посчитай
- Амаду Бансанг Джобартех
- Дембо-аккаунт
- Джалиба Куяте
- Джали Ньяма Сусо
- Сона Джобарте
- Альхаджи Доду Ньинг Колиянди [19]
Гана
[ редактировать ]- Осей Коранке
Гвинея
[ редактировать ]- Джанка Тэсси Конде
- Джели Мусса Диавара или Джали Мусса Джавара
- Мори Канте
- Счастливого Кояте
Гвинея-Бисау
[ редактировать ]- Нино Галисса
- Були Гали
У них было
[ редактировать ]- Абдулай Диабате
- Отец Сиссоко
- Но Сиссоко
- Бако Даньон
- Балла Тункара
- Шейк Хамала Диабате
- Джелимади Тункара
- Хабиб Койте
- Мамаду Диабате
- Сара М'Боджи
- Сидики Диабате
- Bassekou Kouyate - Скачать бесплатно Mp3
- Тумани Диабате
- Бабани Конкистату не
Мавритания
[ редактировать ]Нигерия
[ редактировать ]Нигер
[ редактировать ]Сенегал
[ редактировать ]- Аблайе Сиссоко
- Мансур Сек
- Юссу Н'Дур
- Кумба Гавло Сек
- Тион Сек
- Эби Попробуй Диоп
- Ндейе Диарра Гуйе
- Кадиалы Куяте
- Сцена с локтем ноги
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фая Исмаэль Тольно (сентябрь 2011 г.). «Лингвистические исследования школы Нко» (PDF) . Далоу Кенде (на французском языке). № 19. Канджамади. п. 7 . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ЮНЕСКО . Региональное управление образования в Африке, Educafrica, Numéro 11 (изд. ЮНЕСКО, Региональное управление образования в Африке, 1984), стр. 110
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хейл, Томас Альберт, Гриоты и Гриотты: мастера слова и музыки , издательство Indiana University Press (1998), стр. 176, ISBN 9780253334589
- ^ Хо, Ро (15 ноября 2012 г.). «Гриот: титул, присвоенный западноафриканскому историку, рассказчику, певцу, поэту и музыканту» . Сайт Originalpeople.org . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ "Джей" . Словарь Бамбары/Диулы . Ан ка таа . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Джаблоу, Альта (1984). «Лютня Гассира: реконструкция бардского искусства Сонинке». Исследования африканской литературы . 15 (4): 519–29. JSTOR 3819348 .
- ^ Панзакки, Корнелия (1994). «Жизнеобеспечение традиционных гриотов в современном Сенегале» . Африка: Журнал Международного африканского института . 64 (2). Издательство Кембриджского университета, Международный африканский институт: 190–210. дои : 10.2307/1160979 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1160979 . S2CID 146707617 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Традиции рассказывания историй по всему миру: Западная Африка» . Все хорошие сказки . 8 ноября 2018 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Мэнни Ансар: культурный караван за мир» . Отпечатки мира . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Беби, Фрэнсис (1969, 1975). Африканская музыка, народное искусство . Бруклин: Книги Лоуренса Хилла.
- ^ Хейл, Томас А. (1997). «От гриота корней к истокам гриота: новый взгляд на происхождение спорного африканского термина, обозначающего барда» (PDF) . Устная традиция . 12 (2): 249–278. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2017 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Роботэм, Дональд; Кубик, Герхард (27 января 2012 г.). «Африканская музыка» . Британская энциклопедия . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Новости, штат Делавэр. «Городские мероприятия в рамках Месяца черной истории в Дувре» . Новости от залива до залива . Проверено 14 февраля 2023 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Торжества» . Время по Гринвичу . 11 ноября 2018 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Студенческий ансамбль африканских барабанщиков МакДэниела дает первое выступление» . Балтимор Сан . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Студенты Университета Силвер-Спринг добились академических отличий» . Нашивка Силвер Спринг, Мэриленд . 9 января 2023 г. Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Кристи, А.А. «Колледж Макдэниела объявляет о культурных мероприятиях, представлениях и выставках весной 2023 года» . BroadwayWorld.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Диабате, Масса Макан (1985). Собрание джиннов (на французском языке). Париж: Éditions Présence Africaine.
- ^ Сонко-Годвин, Терпение, торговля в регионе Сенегамбии: с 12 по начало 20 века , Sunrise Publishers, 2004, ISBN 9789983990041
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Диана (март 2003 г.). «Гриоты на войне: конфликт, примирение и каста в Манде» . Американский антрополог . 105 (1): 192–193. дои : 10.1525/aa.2003.105.1.192 .
- Чарри, Эрик С. (2000). Музыка манде: традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки . Чикагские исследования в области этномузыкологии; включает в себя аудио компакт-диск . Чикаго: Издательство Чикагского университета .
- Хейл, Томас А. (1998). Гриоты и Гриотты: мастера слова и музыки . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы .
- Хоффман, Барбара Г. (2001). Гриоты на войне: конфликт, примирение и каста в Манде . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- Леймари, Изабель (1999). Волофы-гриоты Сенегала . Париж: Мезоннёв и Лароз. ISBN 2706813571 .
- Сусо, Фоде Муса, Филип Гласс, Фараон Сандерс, Мэтью Копка, Ирис Брукс (1996). Джали Кунда: Гриоты Западной Африки и за ее пределами . Эллипсис Искусство.
- Менухин, Иегуди ; Дэвис, Кертис В. «Новые голоса человека». Музыка человека (на португальском языке). Сан-Паулу: Редактор Мартинс Фонтес / Бразильский образовательный фонд. стр. 105–106.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Образы африканских гриотов Кэтрин Лавендер, 2000 г.
- Танец Тункара «Гриот» Кэтрин А. Салмонс, 2004 г.
- The Maninka and Mandinka Jali/Jali Скачать бесплатно Mp3
- Древнее ремесло Джалии
- Кейта: Наследие Гриота (примечания к фильму)
- Гриот. Архивировано 8 января 2019 года в Wayback Machine. документальном фильме Фолькера Гетце
- The Grio News ( Grio — афроамериканские новости от NBC )
- Джелия (искусство Джели, или быть гриотом)