Сундиата Кейта
Манса Сундиата Кейта | |||||
---|---|---|---|---|---|
Основатель и император Имперского Мали | |||||
Царствование | в. 1235 – ок. 1255 [1] | ||||
Коронация | Коронованный Манса после битвы при Кирине : ок. 1235 | ||||
Предшественник | Наре Маганн Конате и Данкаран Туман оба как Фаамас ( короли на языке мандинка - доимперский Мали . Как манса (король королей), которому никто не предшествовал). | ||||
Наследник | Манса Ули I | ||||
Рожденный | в. 1217 [2] Дакаджалан, часть современного Мали. [3] | ||||
Умер | в. 1255 г. (ок. 37–38 лет) | ||||
Проблема | Манса Вали Кейта Манса Уати Кейта Манса Халифа Кейта У Манса Сундиата Кейта тоже были дочери, а не только сыновья. | ||||
| |||||
Дом | Королевский дом Кейта | ||||
Отец | Наре Маганн Конате | ||||
Мать | Сукулунг Конте | ||||
Религия | Преобладающая точка зрения: традиционная африканская религия. [4] [5] [6] другие утверждают, что мусульмане [7] [8] |
Сундиата Кейта ( Мандинка , Малинке : [sʊndʒæta keɪta] ; ок. 1217–ок. 1255, [9] н'ко Написание : 🛏💲💸 𝐮 𝐮 ; также известный как Мандинг Диара , Лев Мали , Соголон Джата , сын Соголона, Наре Магана и Сого Сого Симбон Салаба ) — принц и основатель Малийской империи . Он также был двоюродным дедушкой малийского правителя Мансы Мусы , которого обычно считают самым богатым человеком всех времен. [10] [11] хотя надежных способов точно подсчитать его богатство не существует. [12]
Письменные источники дополняют устные истории Манде: марокканский путешественник Мухаммад ибн Баттута (1304–1368) и тунисский историк ибн Халдун (1332–1406) оба путешествовали в Мали через столетие после смерти Сундиаты и предоставили независимое подтверждение его существования. . Полуисторический, но легендарный «Эпос о Сундиате» народа Малинке/Манинка сосредоточен на его жизни. Эпическая поэма известна прежде всего через устную традицию , передаваемую поколениями гриотов -манинка ( джели или джелив ). [13] Хартия Мандена, изданная во время его правления, внесена в список ЮНЕСКО . нематериального культурного наследия [14]
Эпос о Сундиате
[ редактировать ]Устные традиции, касающиеся Сундиата Кейта, передавались из поколения в поколение местными гриотами ( джели или джелив ), пока в конечном итоге их истории не были записаны. Сундиата был сыном Наре Маганна Конате (вариант: Маган Конфара ) и Соголон Конде (варианты: «Соголон Колонкан» или «Соголон Кеджу», дочери «женщины-буйвола» , названной так из-за ее уродства и горбуна). [17] Сундиата с детства был калекой, а его мать (Соголон) была предметом насмешек среди своих сожен. Ее постоянно дразнили и открыто высмеивали из-за инвалидности сына. Это сильно повлияло на Сундиату, и он был полон решимости сделать все возможное, чтобы ходить, как его сверстники. Благодаря этой решимости однажды он чудесным образом встал и пошел. Среди сверстников он стал лидером. Его сводный брат по отцовской линии, Данкаран Туман , и мать Данкарана, Сассума Берете , были жестокими и обижались на Сундиату и его мать. Их жестокость возросла после смерти Наре Маганна (короля и отца Сундиаты). Чтобы избежать преследований и угроз жизни сына, Соголон увезла своих детей Сундиату и его сестер в ссылку. Это изгнание длилось много лет и привело их в разные страны империи Гана и, в конечном итоге, в Мему , где король Мемы предоставил им убежище. Сундиата восхищался королем Мемы за его храбрость и упорство. Таким образом, ему была предоставлена высшая должность в королевстве. Когда король Сумаоро Канте из Соссо завоевал народ мандинка, были отправлены посланники на поиски Соголон и ее детей, поскольку Сундиате, согласно пророчеству, суждено было стать великим лидером. Найдя его в Меме, они убедили его вернуться, чтобы освободить мандинков и их родину. По возвращении его сопровождала армия, данная ему королем Мемы. Тирамахан Траоре В то время военачальники Мали, входившие в его возрастную группу, включали: Табон Вана, Камадия Камара (или Камадия Камара), Фаони Конде, Сиара Куман Конате и ( много вариаций: «Тримаган» или «Тирамаган», будущий завоеватель Мали). Каабу ). Именно на равнине Сиби (вар: Сиби) они заключили договор братства, чтобы освободить свою страну и народ от могущественного короля Соссо. В битве при Кирине Сундиата и его союзники победили короля Соссо, и он стал первым императором Малийской империи . Он был первым из династии королей Мандинка, принявшим королевский титул Манса ( король или император) . на языке мандинка ). [18] [19] [20] [21] [22] [23]
Мандинка Эпос не дает нам дат, но арабские и североафриканские писатели, посетившие этот район примерно через столетие после событий эпоса, задокументировали на бумаге некоторую информацию, включая даты и генеалогию. И наоборот, письменные источники не учитывают другие фрагменты информации, которые включает в себя устная традиция. [24]
- Соголон Джата
- Сунджата Кейта
- Мари Джата или «Мари-Джата» (по словам Ибн Халдуна в конце 14 века) [25]
- Король Лев [26]
Правильное английское написание имени Сундиаты — Сунджата , произносится скоро-джах-та , что приближается к фактическому произношению в оригинальном мандинке . Имя Соголон происходит от имени его матери, а Джата означает лев . Это традиционный способ восхваления кого-либо в некоторых западноафриканских обществах ( , в Гамбии , Сенегале , Мали и Гвинее в частности ). Имя Сундиата восхваляет его через его мать, что означает «лев Соголона» или «лев Соголона» . Имя Джата происходит от Джара (лев). Хара и многие ее варианты, такие как джата , джала или джада, являются всего лишь региональными вариациями, например, из Гамбии, Гвинеи или Мали. Таким образом, имя Сундиаты является производным от имени его матери Соголон ( Сын или его вариация Солнце ) и Джата (лев). [27] [28]
Фамилия (Кейта или Конате?)
[ редактировать ]Некоторые бамбары и мандинки предположили, что имя Кейта на самом деле означает наследника ( наследника ) на языке мандинка , и что настоящая фамилия Сундиаты — Конате (французское написание в Мали ) или Конатех , варианты: Конате, Конатех (английское написание в Гамбии). где мандинка составляют самую крупную этническую группу). Предполагается, что отец Сундиаты Кейты, Наре Маганн Конате , взял настоящую фамилию Конате , в то время как его преемники были «ожидающими Кейтами» (наследниками престола). [27] Имя Кейта — это скорее название клана , чем фамилия . [29] Хотя в некоторых западноафриканских обществах клан может быть похож на фамилию (см. Семья Джуф ), между именами Кейта и Конате такого сходства не существует . Оба пункта разногласий сходятся во мнении, что Кейта - это не настоящая фамилия, а скорее королевское имя, несмотря на то, что Сундиата во многих научных работах упоминается как Сундиата Кейта. В настоящее время среди ученых нет единого мнения относительно названия Сундиата Конате.
Битва при Кирине
[ редактировать ]Делафосс ранее предположил, что дед Сумаоро Канте с помощью своей армии и знати Соссо из Каниаги захватил то, что осталось от разграбленной империи Гана , а к 1180 году Диара Канте (вар: Хара Канте ), отец Сумаоро, получил контроль над Кумби Салех сверг мусульманскую династию и продолжил династию Диариссо (вариант: Джарисо или Джариссо ), чей сын (Сумаоро) стал его преемником и начал наступление на мандинков. [31] [32] Оригинальная работа Делафосса была опровергнута и отвергнута многими учеными, включая Монтейля, Корневена и др. В устных источниках Диары Канте не было. Это было дополнение Делафозее, противоречащее первоисточникам. [33] Консенсус таков: в c. В 1235 году Сундиата, переживший один из предыдущих набегов Сумаоро, с помощью своих союзников начал войну против короля Сумаоро Соссо. Несмотря на то, что Сумаоро был доблестным воином, он потерпел поражение в битве при Кирине (ок. 1235 г.). [34] Сумаоро считается одним из истинных поборников традиционной африканской религии . По словам Файла, Сумаоро был изобретателем балафона и дана ( четырёхструнной гитары, используемой охотниками и гриотами). [35] После победы при Кирине Сундиата взял под свой контроль бывшие завоеванные государства Соссо и присвоил себе привилегии среди тех, кто участвовал в разгроме Сумаоро. Позднее были побеждены и бывшие союзники Сумаоро, в частности король Джолоф . Устная традиция Серер говорит о серере, короле Джолофа, вовлеченном в оккультизм (так же, как Сумаоро), который позже был побежден Тирамаханом Траоре (одним из генералов Сундиаты) после того, как Сундиата послал своих людей покупать лошадей в Джолофе. Сообщается, что, когда Сундиата послал своих людей в Джолоф купить лошадей в караване, нагруженном золотом, король Джолофа забрал все золото и лошадей, что среди некоторых называется «ограбление лошадей». В отместку Сундиата послал своего генерала к Джолофу, чтобы тот убил короля. [36] Считается, что, вероятно, именно этот король Джолофа (известный как Манса Джолофинг или Джолофинг Манса) встал на сторону Сумаоро в битве при Кирине. [37] и, возможно, принадлежит династии Нгом Джолофа, предшественникам династий Диау и Ндиайе Джолофа. [38] В настоящее время мало что известно о династии Нгом Джолофа.
Ниане выдвинула утверждение, что Джолофинг Манса встал на сторону Сумагуру [или Сумаоро ], потому что «как и он, он был враждебен исламу». Далее он заявил, что:
- «Он [король Джолофа] конфисковал лошадей Диаты [Сундиаты] и послал ему шкуру, сказав, что он должен сделать из нее обувь, поскольку он не был ни охотником, ни королем, достойным садиться на лошадь». [39]
Религия
[ редактировать ]В своей статье в «Всеобщей истории Африки» , том 4, с. 133, Джибрил Тамсир Ниан намекает на то, что Сундиата был мусульманином. [39] По словам Фаджа , в оригинальном эпосе нет ничего, что подтверждало бы это утверждение. Сундиата считается великим охотником и магом, чьи подданные, как и Сундиата, преимущественно придерживались традиционных верований . [4] [5] [6] Однако некоторые из преемников Сундиаты были мусульманами, причем Манса Муса Кейта был одним из наиболее широко известных. [40] Исследователь Ибн Баттута, посетивший Мали во время правления внучатого племянника Сундиаты Сулеймана , утверждал, что дедушку Мансы Мусы звали Сарик Джата и он принял ислам. [41] Это может быть отсылкой к Сундиате, хотя в этом случае Ибн Баттута, очевидно, ошибся в отношении генеалогии, поскольку дедом Мусы был брат Сундиаты Манде Бори. Другие средневековые арабские источники утверждают, что правитель до Сундиаты по имени Бармандана был первым правителем Мали, принявшим ислам.
Некоторые мусульманские гриоты позже добавили к эпосу о Сундиате утверждение, что Сундиата имеет «наследственное происхождение среди сподвижников Мухаммеда в Мекке» (а именно, Билала ибн Рабаха ). [42] и говорит о себе как о преемнике Зу аль-Карнайна , завоевателя и царя, упомянутого в Коране , который обычно рассматривается как ссылка на Александра Великого. [ сомнительно – обсудить ] . [43] Подобные утверждения такие ученые, как Дж. Уэсли Джонсон, называют не чем иным, как «исламской легитимностью» - в африканских странах, где ислам в настоящее время является преобладающей религией, таких как Сенегал, и где мусульманские гриоты пытаются связать исторических африканских деятелей с Мухаммедом. по линии происхождения или путем утверждения, что предок исторической фигуры принадлежал к племени Мухаммеда или был одним из его последователей (попытка дистанцировать их от их традиционного африканского религиозного прошлого). [44] [45] Хотя Сундиата не был мусульманином, очевидно, что на первоначальный эпос о Сундиате позже повлияло то, что Ральф Остин называет «исламской» культурой, то есть интеграцией исламской и арабской культуры. [43]
Имперский Мали
[ редактировать ]После победы при Кирине Манса Сундиата основал свою столицу в Ниани , недалеко от современной границы Мали с Гвинеей . [47] С помощью своих генералов, Тирамахан был одним из самых выдающихся, он продолжил завоевание других государств. Земли старой Ганской империи были завоеваны. Король Джолофа потерпел поражение от Тирамахана, и его королевство превратилось в вассальное государство. Разгромив бывшего союзника Сумаоро, Тирамахан отважился проникнуть вглубь современного Сенегала , Гамбии и Гвинеи-Бисау и завоевал их. Тирамахан отвечал за завоевание Сенегамбии . [48] В Каабу (часть современной Гвинеи-Бисау) он разгромил последнего великого байнуков короля (короля Кикикора ) и присоединил его государство. Великий Кикикор был убит, а его царство было переименовано в Каабу. [49] [50] Сундиата отвечал за завоевание Диафуну и Кита . [48] Хотя завоеванные государства были подотчетны мансе ( королю ) Мали, Сундиата не был абсолютным монархом, несмотря на то, что подразумевает титул. Хотя он, вероятно, обладал народной властью, Малийская империя, как сообщается, управлялась как федерация , где каждое племя имело главного представителя при дворе. [51] Первыми племенами мандинка были кланы Траоре, Камара, Корома, Конде (или Конде ) и, конечно же, Кейта. Великое собрание Гбара отвечало за проверку власти мансы, обеспечение соблюдения его указов среди своего народа и выбор преемника (обычно сына мансы, брата или сестры). [52] Империя процветала с 13 по конец 14 века. [13] но начал приходить в упадок, когда некоторые вассальные государства сбросили иго Мали и восстановили свою независимость. Некоторые из этих бывших вассалов впоследствии сформировали собственные империи. [53]
Смерть
[ редактировать ]Общепринятый год смерти Мансы Сундиаты Кейты — ок. 1255. [6] [54] очень мало Однако информации о причине его смерти . Мало того, что существуют разные версии, в основном современные, но традиция мандинка запрещает раскрывать место захоронения их великих королей. [55] [56] По некоторым данным, он умер от утопления при попытке переправиться через реку Шанкарани недалеко от Ниани. [55] [57] Если верить Делафоссу , он был «случайно убит стрелой во время церемонии». [58] Другие утверждали, что он был убит во время публичной демонстрации, также известной как Гиттен . [57] В настоящее время общепринятой причиной смерти является утопление в реке Шанкарани , где до сих пор стоит святилище, носящее его имя ( Сундиата-дун означает глубокая вода Сундиаты ). [55] Трое его сыновей ( Манса Вали Кейта , Манса Уати Кейта и Манса Халифа Кейта ) стали его преемниками на посту Манса Империи. Знаменитый и особенно показной [59] Правитель Западной Африки Манса Муса был внучатым племянником Сундиаты Кейты. [10]
Наследие
[ редактировать ]Сильная армия внесла большой вклад в успех Имперской империи Мали во время правления Манса Сундиата Кейта. [48] Заслуга завоеваний Мали не может быть полностью приписана Сундиате Кейте, но поровну разделена между его генералами, и в этом Тирамахан Траоре выделялся как один из элитных генералов и военачальников Имперской империи Мали Сундиаты. [48] Однако в более широкой перспективе военной истории Западной Африки 13-го века Сундиата выделялся как великий лидер, который мог командовать своими генералами и армией. [48] [60]
Именно во время его правления Мали впервые начала становиться экономической державой, и эта тенденция продолжилась его преемниками и улучшилась благодаря фундаментальной работе, начатой Сундиатой, который контролировал торговые пути и золотые прииски региона. [47] Социальная и политическая конституция Мали впервые была кодифицирована во время правления Манса Сундиата Кейта. Известные как Гбара и Курукан Фуга , хотя они и не были записаны и даже подвергались изменениям при пересказе, и когда они были впервые записаны в письменной форме, они были частью социальных и политических норм Мали. Многие из этих законов были включены в конституцию современного Мали . [51]
«Объединив военные силы 12 штатов, Сундиата становится императором, известным как Король Лев Мали, который контролирует племена от реки Нигер на западе до Атлантического океана. Студия Уолта Диснея повторила историю Сундиаты в 1994 году в виде анимационного фильма. «Король Лев » с животными, заменяющими людей из легенды Мали».
Эллен Снодграсс [61]
Сундиата Кейта был не просто завоевателем, который смог править большой империей с различными племенами и языками, но также разработал механизмы ведения сельского хозяйства Мали и, как сообщается, внедрил в Мали хлопок и ткачество. [62] Сообщается, что к концу его правления «абсолютная безопасность» «воцарилась во всем его владениях». [62]
С глобальной точки зрения « Эпос о Сундиате и Малийской империи» преподается во многих школах, колледжах и университетах не только в Западной Африке , но и во многих частях мира. [15] [63] [64] Некоторые ученые, такие как Эллен Снодграсс и другие, заметили сходство между «Эпосом о Сундиате» XIII века и Уолта Диснея 1994 года анимационным фильмом «Король Лев» . [61] Дисней утверждает, что фильм был вдохновлен « » Уильяма Шекспира Гамлетом . [65]
1995 года Буркина- Фасо , Кейта! В «Наследии Гриота» рассказывается легенда о Сундиате Кейте. [66]
Видеоигра Age of Empires II HD: The African Kingdoms содержит кампанию из пяти глав, изображающую Сунджату.
Видеоигра Civilization VI для 4X включает Сундиату Кейту в качестве альтернативного лидера малийской цивилизации в пакете «Правители Сахары» New Leader Pass.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Каррут, Гортон, Энциклопедия мировых фактов и дат , HarperCollins Publishers, 1993, стр. 167, 1192. ISBN 0-06-270012-X .
- ^ Снодграсс, Мэри Эллен, Энциклопедия литературы Империи, стр. 77, Издательство «Информационная база», 2009, ISBN 1-4381-1906-2 .
- ^ НИАНЕ, Джибрил Тамсир. «История и историческая традиция Мандинга». Африканское присутствие, нет. 89, Présence Africaine Editions, 1974, стр. 59–74, http://www.jstor.org/stable/24349706. Архивировано 7 января 2022 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Фейдж, Дж. Д. , Кембриджская история Африки: начиная с ок. 1050 до ок. 1600 (ред. Дж. Д. Фейдж, Роланд Энтони Оливер), стр. 1600. 390, Издательство Кембриджского университета , 1977, ISBN 0-521-20981-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Бадру, Паде, Распространение ислама в Западной Африке: колонизация, глобализация и возникновение фундаментализма , стр. 100–102, Edwin Mellen Press, 2006, ISBN 0-7734-5535-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коллинз, Роберт О. и Джеймс Макдональд, История Африки к югу от Сахары , стр. 84, Издательство Кембриджского университета , 2007, ISBN 0-521-86746-0 .
- ^ « «Сундиата», Британская онлайн-энциклопедия» . Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Ниан стр. 41.
- ↑ Годы рождения и смерти Сундиаты Кейты рассчитаны на основе эпоса и исторических событий того периода, а также других научных работ, основанных на арабских и североафриканских писаниях. Такие ученые, как Снодграсс, дали диапазон дат 1217–1255 гг. См. Снодграсс (2009), с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Кокс, Джордж О. Африканские империи и цивилизации: древние и средневековые , Издательство African Heritage Studies, 1974, стр. 160.
- ^ Кинг, Ноэль (2005). Ибн Баттута в Черной Африке . Издательство Маркуса Винера. стр. 45–46.
- ^ Колле, Адриен (2019). «Отголоски Аравии. Паломничество в Мекку Мансы Мусы (724–725/1324–1325) по Новым источникам» . История в Африке . 46 :106 дои : 10.1017/hia.2019.12 . ISSN 0361-5413 . S2CID 182652539 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 12 ноября 2023 г. - через cambridge.org.
- ^ Перейти обратно: а б Конрад, Дэвид К., Империи средневековой Западной Африки , Infobase Publishing, 2005, стр. 12, ISBN 1-4381-0319-0 .
- ^ ЮНЕСКО, «Хартия Мандена, провозглашенная в Курукан Фуга», 2009 г. Доступ здесь. Архивировано 12 июля 2021 г. в Wayback Machine . Его перевод можно найти на стр. 75–77 этой публикации . Архивировано 13 июля 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б ред. Александра, Лесли М. и Уолтера К. Ракера, Энциклопедия истории афроамериканцев , Vol. 1, стр. 109–110. Архивировано 12 апреля 2024 г. в Wayback Machine , ABC-CLIO, 2010 г., ISBN 1-85109-769-4 .
- ^ Эд Сенгор, Леопольд Седар , Éthiopiques , выпуски 21–24, Grande Imprimerie Africaine, 1980, стр. 79.
- ^ Конрад, Дэвид К., Сунджата: западноафриканский эпос народов манде (редакторы Дэвид К. Конрад, Джанка Тэсси Конде, перевод Дэвида К. Конрад), стр. ix, x, xxvi, Hackett Publishing, 2004, ISBN 0-87220-697-1 .
- ↑ Интервью с Ибн Баттутой. Архивировано 12 апреля 2024 года в Wayback Machine , Кэтлин Ноблок, Деятельность по беглости в первоисточниках: мировые культуры (в странах Африки к югу от Сахары), паб. Шелл Образование 2007 ISBN 978-1-4258-0102-1
- ↑ Путешествия по Азии и Африке, 1325–1354 гг. Архивировано 12 апреля 2024 г. в Wayback Machine , Ибн Баттута, Лондон, 2005 г., стр. 324 ISBN 0-415-34473-5
- ^ Янсен, Ян (1998). «Горячие вопросы: церемония Камаболон 1997 года в Кангабе (Мали)». Международный журнал африканских исторических исследований . 31 (2): 253–278. дои : 10.2307/221083 . hdl : 1887/2774 . JSTOR 221083 . На странице 256 Ян Янсен пишет: « Манса обычно переводится как «король», «правитель» или «предок». Гриаулианцы, однако, часто переводят мансу как «Бог», «божественный принцип» или «король-жрец», хотя они никогда не оспаривают выбор этого перевода, что оказывает огромное влияние на их анализ церемонии Камаболон».
- ^ Грамматика языка мандинго: со словарями, заархивировано 12 апреля 2024 года в Wayback Machine , Роберт Максвелл Макбрейр, Лондон, 1873 г., стр. 5.
- ^ Создание Америки - История Соединенных Штатов. Архивировано 12 апреля 2024 года в Wayback Machine , 5-е издание, Кэрол Беркин, Кристофер Миллер, Роберт Черни, Джеймс Гормли и Дуглас Эгертон, Бостон, 2011, стр. 13 ISBN 978-0-618-47139-3
- ^ Морис Делафосс , La langue mandingue et ses диалекты (Малинке, Бамбара, Диула) , Париж, 1929, с. 612. Здесь автор приводит французское слово «roi» (английское: король) и приводит его эквивалент на мандинго: mã-nsa, mã-sa, mā-sa, ma-nsa-kye.
- ^ Ки-Зербо (1998), Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV , с. 55.
- ^ Левцион, Неемия (1963), «Короли Мали тринадцатого и четырнадцатого веков», Журнал африканской истории , 4 (3): 341–353, doi : 10.1017/s002185370000428x , JSTOR 180027 , S2CID 162413528
- ^ «Сэммис, Кэти, В центре внимания всемирная история: эпоха расширения глобальных связей – 1000–1500 , стр. 66» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2024 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Конрад, Дэвид К., Сунджата: западноафриканский эпос народов манде (ред. Дэвид К. Конрад, Джанка Тэсси Конде, пер. Дэвид К. Конрад), стр. xxxv, издательство Hackett, 2004 г., ISBN 0-87220-697-1 .
- ^ Конрад, Дэвид К., Империи средневековой Западной Африки , с. 35.
- ^ Всемирная служба BBC , см.: См.: Всемирная служба BBC, История Африки, Западноафриканские королевства (в разделе «Происхождение»). Архивировано 19 февраля 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Конрад, Дэвид К. (2005), Империи средневековой Западной Африки, стр. 44.
- ^ (на французском языке) См. тт. 1-3 Делафосс, Морис, Верхний Сенегал-Нигер (Французский Судан), Страна, Народы, Языки, История, Цивилизации (тома 1-3) (в Галлике). Архивировано 29 марта 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ (на французском языке) Делафосс, Морис, Исторические и легендарные традиции Западного Судана , Перевод из неопубликованной арабской рукописи Мориса Делафосса (в Галлике). Архивировано 1 января 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Делафосс просто связал различные легенды (например, историю Таутэна и т. д.) и назначил Диару Канте (1180 г.) отцом Сумаоро, чтобы связать Соссос с династией Диариссо Каниаги (Хариссо). Он также не смог указать источники того, как он пришел к такому выводу, и созданную им генеалогию. Монтей описывает свою работу как «неприемлемую». Ассоциация африканских исследований описывает его как «... слишком творческий, чтобы быть полезным историкам». Видеть:
- Ассоциация африканских исследований, История Африки, Vol. 11 , Ассоциация африканских исследований, 1984, Мичиганский университет, стр. 42–51.
- Монтей, Шарль, «Конец века в Медине (1898-1899)», Bulletin de l'IFAN , vol. 28, серия Б, № 1-2, 1966, с. 166.
- Монтей, Шарль, «Официальная легенда о Сундиате, основателе империи Мандин», Бюллетень Комитета исторических и научных исследований AOF , VIII, № 2, 1924.
- Роберт Корневен, История Африки, Том I: от истоков до 16 века (Париж, 1962), 347–48 (ссылка на Делафосс в Верхнем Сенегале, Нигер, том 1, стр. 256–257).
- Краудер, Майкл, Западная Африка: введение в ее историю , Лонгман, 1977, с. 31 (на основе работы Делафосса).
- Делафосс, Морис Верхний Сенегал-Нигер: Страна, люди, языки; История; Цивилизации. полеты. 1–3, Париж: Эмиль Лароз (1912) (редактор Мари Франсуа Жозеф Клозель ).
- ^ Страйд, GT и Кэролайн Ифека, Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории, 1000-1800 , паб Africana. Корп., 1971, с. 49.
- ^ Файл, Магбейли, Введение в историю африканской цивилизации: доколониальная Африка , стр. 61.
- ^ Мвакикагиле, Годфри , Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии (2010), стр. 224, ISBN 9987-9322-2-3 .
- ^ Остин, Ральф А., В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и исполнение , Блумингтон: Издательство Индианского университета (1999), стр. 93, ISBN 0-253-21248-0 .
- ^ Мвакикагиле, Годфри, Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии (2010), стр. 224, ISBN 9987-9322-2-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Ниан, Джибриль Тамсир , ЮНЕСКО. Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки, Африка с двенадцатого по шестнадцатый век , ЮНЕСКО. Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки, стр. 133, Калифорнийский университет Press, 1984, ISBN 0-435-94810-5 .
- ^ Страйд, GT и Кэролайн Ифека, Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории, 1000-1800 , паб Africana. Корп., 1971, стр. 51–53.
- ^ Левцион, Неемия; Хопкинс, Джон Ф.П., ред. (2000). Корпус ранних арабских источников по Западной Африке . Нью-Йорк: Маркус Вайнер Пресс. ISBN 1-55876-241-8 . Впервые опубликовано в 1981 году издательством Cambridge University Press. ISBN 0-521-22422-5
- ^ DT Niane , Sounddiata ou L'Épopée Mandigue , Париж, 1961, с. 15 примечание 2 (французский)
- ^ Перейти обратно: а б Остин, Ральф. Транссахарская Африка в мировой истории, Oxford University Press, 2010, стр. 98.
- ^ Джонсон, Г. Уэсли, Возникновение черной политики в Сенегале: борьба за власть в четырех коммунах, 1900-1920 , Гуверовский институт войны, революции и мира (1971), стр.10
- ^ Исследование африканской литературы , Том 37. Техасский университет в Остине . Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета в Остине, опубликовано Центром африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета (в Остине) (2006). стр.8.
- ^ Американская энциклопедия, Том. 11 , Americana Corp., 1977, с. 667, ISBN 0-7172-0108-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Асанте, Молефи К. , Мазама, Ама, Энциклопедия исследований чернокожих , публикации SAGE, 2005, стр. 318, ISBN 0-7619-2762-X .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ки-Зербо (1998), Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV , стр. 55-56.
- ^ Нгом, Бирам: Вопрос Гельваара , и история Сиина , Дакар , Университет Дакара 1987.
- ^ «Джибрил Тамсир Ниан, История западных мандинго: королевство Габу , стр. 22» . Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ки-Зербо (1998), Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV , с. 56.
- ^ Ки-Зербо (1998), Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV , стр. 55-57.
- ^ Фейдж, Дж. Д., и Оливер, Роланд Энтони, Кембриджская история Африки , стр. 381. Издательство Кембриджского университета, 1975.
- ^ Снодграсс (2009), Энциклопедия литературы Империи , стр. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Ки-Зербо (1998), Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV , стр. 57-58.
- ^ См. также: Мамаду Куяте, цитируемое во Всемирной службе BBC, «История Африки », «Западноафриканские королевства» (в разделе «Происхождение»). Архивировано 19 февраля 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Боахен, А. Аду, Темы истории Западной Африки , с. 16, Лонгман, 1966 г., ISBN 0-582-64502-6 .
- ^ Ки-Зербо (1998), Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV , с. 57-58. См. также Делафосс, Морис, Верхний Сенегал-Нигер: Страна, Люди, Языки; История; Цивилизации , тт. 1–3, Париж: Эмиль Лароз (1912) (редактор Мари Франсуа Жозеф Клозель).
- ^ Коллинз, Роберт О, История Африки: История Западной Африки , стр. 8. Архивировано 12 апреля 2024 г. в Wayback Machine , Markus Wiener Publishers, 1990 г., ISBN 1-55876-015-6 .
- ^ Кули, Уильям , Негроландия арабов исследована и объяснена (1841): Или исследование ранней истории и географии Центральной Африки , стр. 62, Рутледж, 1966 г. Архивировано 12 апреля 2024 г. в Wayback Machine. ISBN 0-7146-1799-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Эллен Снодграсс, Энциклопедия Имперской литературы , стр. 78» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2024 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Великобритания. Отдел военно-морской разведки, Французская Западная Африка: Федерация , HMSO, 1943, с. 171.
- ^ Роника Рот, «Мальчик-король Мали: африканский эпос тринадцатого века становится цифровым». Архивировано 2 января 2018 г. в Wayback Machine (в NEH): Гуманитарные науки , июль/август 1998 г., Том. 19/Номер 4.
- ^ Университет Тимбукту : [1] Архивировано 19 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Трей МакЭлвин, миссис Рольфс, «Гамлет и Король Лев: влияние Шекспира на современные развлечения», Британская литература , 17 апреля 1998 г. (на сайте Lionking.org)» . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 16 марта 2012 г.
- ^ Гуглер, Йозеф (2003), Африканский фильм: переосмысление континента , Блумингтон, Индиана : Издательство Индианского университета, ISBN 0-253-21643-5 , OCLC 52520253
Библиография
[ редактировать ]- Остин, Ральф А. «Историческая трансформация жанров: Сунджата как панегирик, сказка, эпос и роман». Ральф А. Остин (редактор), В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и исполнение (1999): 69–87.
- Белчер, Стивен. Синимого, «Человек завтрашнего дня»: Сунджата на окраине мира Манде. Ральф А. Остин (редактор), В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и исполнение (1999): 89-110.
- Камара, Сейду. «Эпос о Сунджате: структура, сохранение и передача». Ральф А. Остин (редактор), В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и исполнение (1999): 59–68.
- Джонсон, Джон Уильям. «Дихотомия власти и авторитета в обществе манде и в эпосе Сунджата». Ральф А. Остин (редактор), В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и исполнение (1999): 9-24.
- МакГуайр, Джеймс Р. 1999. Героизм убийства?: Сунджата и переговоры о постколониальной идентичности манде в книге Диабата «Le Boucher de Kouta». В поисках Сунджаты: Устный эпос Манде как история, литература и перформанс , под ред. Ральф Остин, стр. 253–274. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- Конрад, Дэвид К. (1992), «В поисках истории в эпосе Сунджата: случай Факоли», History in Africa , 19 : 147–200, doi : 10.2307/3171998 , JSTOR 3171998 , S2CID 161404193 .
- Янсен, Ян (2001), «Эпос Сунджата: Окончательная версия», Исследования в области африканской литературы , 32 (1): 14–46, doi : 10.1353/ral.2001.0016 , hdl : 1887/2769 , JSTOR 3820580 , S2CID 162077125 .
- Снодграсс, Мэри Эллен, Энциклопедия Имперской литературы , стр. 77, Издательство «Информационная база», 2009, ISBN 1-4381-1906-2 .
- Ниан, Д.Т. (1965), Сундиата: эпопея старого Мали , Лондон: Лонгманс .
- Уилкс, Айвор. «История эпоса Сунджата: обзор доказательств». Ральф А. Остин (редактор), В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и исполнение (1999): 25–58.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бибайк, Дэниел П. (1976), «Африканский героический эпос», Журнал Института фольклора , 13 (1): 5–36, doi : 10.2307/3813812 , JSTOR 3813812 , S2CID 165250246 .
- Булман, Стивен (2004), «Школа эпоса? Школа Уильяма Понти и эволюция эпоса Сунджата, 1913–1960», Янсен, Январь; Майр, Хенк М.Дж. (ред.), Эпические приключения: героическое повествование в традициях устного исполнения четырех континентов , Мюнстер: Lit Verlag, стр. 34–45, ISBN 3-8258-6758-7 .
- Конрад, Дэвид К. (1984), «Устные источники о связях между великими государствами: Сумангуру, рабская линия, Джарисо и Каниага», History in Africa , 11 : 35–55, doi : 10.2307/3171626 , JSTOR 3171626 , S2CID 161226607 .
- Дэвидсон, Бэзил (1995), Африка в истории: темы и очертания , Нью-Йорк: Simon & Schuster, ISBN 0-684-82667-4 .
- Гилберт, Э.; Рейнольдс, Дж. Т. (2004), Африка в мировой истории: от предыстории до наших дней , Pearson Education, ISBN 0-13-092907-7 .
- Ибн Халдун (1958). Ф. Розенталь (ред.). Мукаддима (К. Тарих — «История») . Том. 1. Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd., стр. 264–268. OCLC 956182402 . (о королях Мали)
- Янсон, Марлоэс (2004), «Повествование эпоса Сунджата как гендерная деятельность», Янсен, Ян; Майр, Хенк М.Дж. (ред.), Эпические приключения: героическое повествование в традициях устного исполнения четырех континентов , Мюнстер: Lit Verlag, стр. 81–88, ISBN 3-8258-6758-7 .
- Джонсон, Джон Уильям. 1992. Эпос о Сон-Джаре: западноафриканская традиция . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Маккиссак, Патрисия; Маккиссак, Фредрик (1995), Королевские королевства Ганы, Мали и Сонгай: жизнь в средневековой Африке , Полынь, ISBN 0-8050-4259-8 .
- Ньютон, Роберт К. 2006. Об опасной энергии и трансформациях: Ньямакалая и феномен Сунджата. Исследования в области африканской литературы Vol. 37, № 2: 15–33.
- Кикандон, Ф. (1892), «История власти мандинков согласно легендам и традициям» , Бюллетень Société de Géographie Commercial de Bordeaux (на французском языке), 15 : 305–318 . Одно из первых изданий, представляющих версию эпоса Сундиата .
- Цаайор, Джеймс Тар (2010), «Перепончатые слова: замаскированные значения: пословицы и повествовательные / дискурсивные стратегии в Сундиате Д.Т. Нианы : Эпос о Мали », Proverbium , 27 : 339–362 .
- Валиньский, Гжегож (1991), «Образ правителя, представленный в традиции о Суньяте», у Пилашевича, С.; Ржевуски Э. (ред.), Неписаные свидетельства африканского прошлого. Материалы Международного симпозиума, проходившего в Ойжануве н. Варшава, 7-08 ноября 1989 г. (PDF) , Orientalia Varsoviensia 2, Варшава: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, заархивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2012 г.
- Опубликованные переводы эпоса включают прозаическую версию Д.Т. Ниана « Сундиата: Эпос о старом Мали» (Харлоу: Лонгман, 2006, 1994, около 1965: ISBN 1-4058-4942-8 ), устная версия Фа-Диги Сисоко, Сон-Джара: Эпос Манде диглота Иссиаки Диаките-Кабы (Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 2003), французско-английская театральная версия Soundjata, Le Леон/Сунджата, Лев (Денвер: Outskirts Press и Париж: Les Editions l'Harmattan, 2010).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Настоящий африканский король-лев: эпическая история Сундиаты, короля старого Мали
- Справочная информация о разделах Сундиата включает географию, религию, общество и политику.