Ну давай же
Империя Каабу Ну давай же | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1537–1867 | |||||||||||||
Капитал | советник | ||||||||||||
Общие языки | Мандинка | ||||||||||||
Религия | Традиционная африканская религия | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
Углеродное ожерелье | |||||||||||||
• 13 век | Сама Коли (первый) | ||||||||||||
• 1867 | Янке Вали (последний) | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Основание Каабу Тинкуру | 1230-е годы | ||||||||||||
• Независимость от Малийской империи | 1537 | ||||||||||||
1867 | |||||||||||||
Валюта | железные прутья, ткань | ||||||||||||
|
Каабу (1537–1867), также написанный Габу , Нгабу и Н'Габу , был федерацией королевств мандинка в регионе Сенегамбия с центром в современной северо-восточной Гвинее-Бисау , значительной части сегодняшней Гамбии и простирающимся на Куссанар , Кумпентум и Казаманс . в Сенегале
Он приобрел известность как имперская военная провинция Малийской империи . После упадка Малийской империи Каабу стал независимым. Кансала, имперская столица, была захвачена войсками Фула из Фута Джаллон 19 века во время джихада Фула . Однако государства-преемники Каабу в Сенегамбии продолжали процветать даже после падения Кансалы; это продолжалось до полного включения остальных королевств в Великобритании , Португалии и Франции сферу влияния во время борьбы за Африку .
Этимология
[ редактировать ]Ученые и устные историки предложили различные этимологии имени Каабу . К ним относятся его происхождение от Кабы или Кангабы, Мали , столицы Малийской империи ; от мандинка фразы kaa bung folo , что означает «давай продолжать сражаться»; или от Камбучи означает «обрезанные люди» , что на языке байнук , название ранее существовавшего королевства байнук . [1]
История
[ редактировать ]Камбучи
[ редактировать ]Регион, который впоследствии стал Каабу, простиравшийся от берегов реки Гамбия на юг и восток до массива Фута-Джаллон и побережья современной Гвинеи-Бисау , был малонаселен. [2] : 75 Тем не менее, королевство Байнук действительно существовало, основанное в 7 веке нашей эры и управлявшее от Гамбии до реки Кашеу . [3] Самая ранняя династия называлась Дженунг, но об этом периоде почти ничего не известно. [4] В этом районе жили торговцы и иммигранты манде, но в политическом и демографическом отношении над ними доминировали местные хозяева. [5]
Легенды байнуков описывают жестокого короля по имени Гана Сира Бана или Масопти Биайе, чья тирания вызвала всеобщее восстание, и королевство раскололось. [6] Эти децентрализованные общества в конечном итоге оказались неспособны противостоять экспансии Манде. [7]
Тинкуру
[ редактировать ]Согласно устным преданиям Сенегамбии, мандинка прибыли в этот регион примерно в 1230 году нашей эры. Один из генералов Сундиата Кейта , Тирамахан Траоре Мали , завоевал эту территорию, основав множество новых городов и сделав Каабу одной из западных тинкуру , или провинций . Он или, возможно, его сыновья от жены-байнук победили Кикикора, царя байнуков, и захватили Мампатим. [8] [9] Его сын или внук Сама Коли стал первым манса Каабу. [10]
Области саванны в основном были завоеваны и управлялись вассалами мандинка Империи Мали. Между тем в болотистых районах побережья по-прежнему доминировали туземцы. [11] Как и во многих местах, где происходила миграция мандинка, большая часть коренного населения находилась под доминированием или ассимилировалась, при этом рабы либо в конечном итоге интегрировались в общество мандинка, либо продавались через транссахарские торговые пути арабским покупателям. Хотя правителями Каабу были мандинка, многие из их подданных были представителями этнических групп, проживавших в этом регионе до вторжения мандинка. Мандинка стала лингва-франка, используемым для торговли.
Манса Сала Сане основал город Кансала , чтобы заменить старую столицу Мампатим. Он был расположен в центре города и находился в священном лесу, где была коронована новая мансаба. [12]
Независимость
[ редактировать ]После середины 14 века в Мали произошел резкий упадок из-за набегов мосси на юг, роста новой империи Сонгай на севере и споров о престолонаследии. Даже исторически безопасные владения на территории нынешнего Сенегала, Гамбии и Гвинеи-Бисау были отрезаны от расширяющейся власти Коли Тенгуэллы в начале 16 века. [13]
Когда власть Мали рухнула, штаты мандинка региона образовали федерацию. [11] Число провинций выросло с трех до семи, и в их состав вошли десятки королевских торговых городов. [14] В их число входили, среди прочих Фирду , Пата , Камако , Джимара , , Патим Кибо , Патим Канджайе , Кантора , Седхиу , Паканэ Мамбура , Кианг , Кудура , Нампайо , Компентум , Куссанар , Барра , Ниуми , Пакана и т. д. [ нужны разъяснения ] королевства Сине и Салум В это время были основаны , которыми правили короли Серер и королевы Мандинка ( династия Геловар ), хотя к 1600 году они стали независимыми. [14]
В результате многочисленных экспансионистских войн Каабу в 17 и 18 веках до половины африканцев было продано в рабство. [14]
Согласно традиции мандинка, Каабу оставался непокоренным восемьсот семь лет. По очереди было 47 манс. [ нужна ссылка ]
Отклонить
[ редактировать ]Могущество Каабу начало ослабевать в восемнадцатом и девятнадцатом веках. В 1776 году воинственные исламские священнослужители Тородбе основали теократическое государство в Фута Джаллон . При некоторой поддержке вождей Сонинке и Мандинка они начали джихад против немусульманских государств региона, особенно Каабу. [11] Некоторые немусульмане фула, изгнанные из Фута Джаллон Тородбе, поселились в Каабу и часто пасли скот правящей аристократии Ньянчо. Однако в ходе конфликта с Имаматом эти иммигранты рассматривались как потенциальная «пятая колонна» и подвергались притеснениям и вымогательствам, создавая гражданский конфликт в империи. [11] Упадок работорговли, которая на протяжении веков была основой экономики, также подтолкнул элиту мандинка к вымоганию налогов у крестьян, чтобы возместить потерянные доходы от торговли. [15] Поэтому война против элиты ньянчо Каабу имела этническую, религиозную и классовую составляющую.
Вплоть до 1860-х годов Каабу неоднократно успешно отбивал различные армии Фула в форте Береколонг. Однако в 1865 году столица Каабу в Кансале подверглась осаде армии под предводительством Альфа Моло Бальде . В разгар одиннадцатидневной битвы при Кансале Мансаба Янке Ваали Санне (также называемый Мансаба Дианке Валли) приказал поджечь городские пороховые склады. В результате взрыва погибли защитники Мандинки и многие нападавшие. С уничтожением Кансалы гегемонии мандинка в регионе пришел конец. Остатки Империи Каабу находились под контролем Фула до подавления королевства португальцами на рубеже 20-го века. [ нужна ссылка ]
Однако некоторые из составляющих королевств Каабу продолжали процветать. Среди них были Ньямбай, Кантора , Береколонг, Кианг , Фараба и Берефет, главным образом в Гамбии и некоторых частях южного Сенегала. Другими районами, контролируемыми Ньянчо, были Сайджо ( Седхиу ), Кампентум ( Купентум ), Коссамар ( Кусанар ) и другие территории сегодняшнего Сенегала до прибытия британских и французских колонизаторов на рубеже 20-го века. На сегодняшний день влияние Корингов и Ньянчо укоренилось в социокультурной структуре Сенегала, Гамбии и Гвинеи-Бисау после обретения независимости. [ нужна ссылка ]
Правительство
[ редактировать ]Ученые расходятся во мнениях относительно того, было ли Каабу королевством, империей, федерацией или их смесью. Хотя существовал император, известный как мансаба , власть была децентрализована, и люди в целом более отзывчивы к местным лидерам, чем к далекой, почти мифической мансабе . Составляющие империю королевства со временем расширялись, сжимались, сливались, разделялись, появлялись и исчезали. [16]
The Nyancho
[ редактировать ]Манса Каабу была выбрана из числа лидеров провинций Джимара, Сама и Пачана. [11] [10] В отличие от преобладающих отцовских традиций среди манде, королевское наследование передавалось по материнской линии, что соответствовало обычаям наследования байнуков, существовавшим до завоевания. [12] [2] : 76 [10] Три другие провинции — Кантора , Тумана и Мана — были прямыми вассалами трёх основных территорий. [17]
Правящий класс состоял из воинской элиты, разбогатевшей за счет рабов, захваченных на войне. Эта правящая знать принадлежала к двум различным группам кланов Коринг и Ньянчо (или Ньянтио). Коринги происходили из кланов Саньянг и Сонко, а Ньянчо - Манне и Санне. Коринги управляли некоролевскими провинциями, в то время как манса могли быть избраны только те, кто происходил от родословных Ньянчо с обеих сторон . [18] Они заявляли о своем отцовском происхождении от Тирамахана Траоре, основателя Каабу, и о матрилинейном происхождении от могущественной волшебницы из племени премандинка. Таким образом, ньянчо заявили о своей легитимности посредством завоеваний, традиционного отцовского наследования мандинка и местных матрилинейных традиций. [19] : 2
Основной налог, собираемый тканью или пагне , был известен как кабунко . [20] Рабы обрабатывали крупные хлопковые плантации для производства этой формы валюты. Аристократия воинов ньянчо использовала растущие налоговые поступления для финансирования новых войн, тем самым захватывая больше рабов, которые производили больше ткани, которая финансировала еще больше войн. [2] : 321
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Каабу был мультикультурным государством, в котором проживало несколько языков, а именно: баланта , джола-фони , мандинка , манджак , манканья , нун (серер-полудень), пулаар , серер , сарахуле и волоф . Однако мандинка была языком правящего класса и торговли.
Музыка
[ редактировать ]Устная традиция мандинка гласит, что Каабу был фактическим местом рождения музыкального инструмента манде, известного как кора . Кора сделана из большого калебаса, разрезанного пополам и покрытого коровьей шкурой, чтобы получился резонатор, и имеет зубчатый мост, как у лютни или гитары. Звук коры напоминает звук арфы, однако из-за резонатора из тыквы этномузыкологи, такие как Родерик Найт, классифицировали ее как арфу-лютню. [21] Кора традиционно использовалась гриотами как инструмент для сохранения истории, древних традиций, для запоминания генеалогий семей-покровителей и восхваления их, в качестве посредников в конфликтах между семьями и для развлечения. Его происхождение можно отнести ко временам Малийской империи и связывать с Джали Мади Фулингом Диабате, сыном Бамбы Диабате. По словам гриотов, Мэди посетил местное озеро, в котором ему сообщили, что обитает джинн, исполняющий желания. При встрече с ним Мэди попросил джина сделать ему совершенно новый инструмент, которого никогда не было ни у одного гриота. Джинн согласился, но только при условии, что Мэди отпустит сестру под свою опеку. Получив сообщение, сестра согласилась на жертвоприношение, джинн подчинился, что привело к рождению легендарной Коры. Помимо устных свидетельств, историки предполагают, что Кора появилась в период расцвета военачальников из Каабу, что позволило традиции распространиться по всей территории Манде , пока она не стала популярной Корьянгом Муссой Диабате в 19 веке.
Религия
[ редактировать ]Каабу был явно неисламским государством. Самым важным святилищем был храм змеи Тамба Диби, расположенный в священном лесу табо-деревьев, плоды которых предположительно могли защитить воинов от вреда. [2] : 319
См. также
[ редактировать ]- Малийская империя
- Битва при Кансале
- Жречество Фута Джаллон
- Португальская Гвинея
- История Гвинеи-Бисау
- Геловар
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мане 2021 , стр. 240.
- ^ Jump up to: а б с д Грин, Тоби (2020). Горсть ракушек . Великобритания: Книги Пингвинов.
- ^ Мане 2021 , стр. 263.
- ^ Мане 2021 , стр. 264.
- ^ Мане 2021 , стр. 252.
- ^ Мане 2021 , стр. 267–9.
- ^ См. 1989 , стр. 100–100. 37.
- ^ См. 1989 , стр. 100–100. 22.
- ^ Мане 2021 , стр. 277.
- ^ Jump up to: а б с Пейдж, Уилли Ф. (2005). Дэвис, Р. Хант (ред.). Энциклопедия африканской истории и культуры . Том. II (Иллюстрированное, исправленное издание). Факты в файле. п. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СХЕМА, ОСНОВАННАЯ НА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ, Джордж Э. Брукс, Программа африканских исследований Университета Индианы, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, август 1985 г. [1]
- ^ Jump up to: а б Мане 2021 , стр. 279.
- ^ Барри 1998 , стр. 21.
- ^ Jump up to: а б с Пейдж, Уилли Ф. (2005). Дэвис, Р. Хант (ред.). Энциклопедия африканской истории и культуры . Том. III (Иллюстрированное, исправленное издание). Факты в файле. п. 92.
- ^ Гловский 2020 , стр. 75.
- ^ Гловский 2020 , стр. 68–70.
- ^ Гловский 2020 , стр. 70.
- ^ Барри 1998 , стр. 22.
- ^ «Предложение проекта устной истории Каабу» (PDF) . Общий репозиторий Африканского союза . 1980 год . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Мане 2021 , стр. 274.
- ^ «РЫЦАРЬ» . 2.oberlin.edu . Проверено 10 августа 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барри, Бубакар (1998). Сенегамбия и атлантическая работорговля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 388 Стр. ISBN 0-521-59226-7 .
- Кларк, Эндрю Ф. и Люси Колвин Филлипс (1994). Исторический словарь Сенегала . Метучен: The Scarecrow Press, Inc., стр. 370 страниц. ISBN 0-8108-2747-6 .
- Гловский, Дэвид (2020). Принадлежность за пределами границ: построение транснационального сообщества на границе Западной Африки (доктор философии). Мичиганский государственный университет. дои : 10.25335/4hjk-3y48 . Проверено 28 июля 2023 г.
- Лоббан, Ричард (1979). Исторический словарь республик Гвинея-Бисау и Кабо-Верде . Метучен: Пугало Пресс. стр. 193 страниц . ISBN 0-8108-1240-1 .
- Мане, Дауда (2021). «Вопрос о происхождении и возникновении государства Каабу». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. стр. 237–283.
- Огот, Бетвелл А. (1999). Всеобщая история Африки V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 512 страниц. ISBN 0-520-06700-2 .
- Ниан, Джибрил Тамсир (1989). История западных мандинго: королевство Габу . КАРТАЛА Издания. стр. 221 страница. ISBN 9782865372362 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бателлингс Коронс Сиби Каранг Манса
- Стандартная газета, Гамбия
- Эфиопские пике [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пересмотр пространственно-временных границ африканской цивилизации
- Энциклопедия всемирной истории
- Подшивка фактов о Гвинее-Бисау, заархивированная 23 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- Worldstatesmen.org
- ВОТ, ПОЖАЛУЙСТА
- Страница ресурсов африканского эпоса , заархивированная 23 марта 2008 г. на Wayback Machine.