Jump to content

Королевство Шиллук

Королевство Шиллук (Чолло)
Läg Cøllø или «Pödh Cøllø» или «Судан» по-арабски.
15 век – 1861 г.
Флаг с шестью полосами, чередующийся красный, черный и белый, с 1490 по 2011 год и с 2016 года по настоящее время.
Флаг
Королевство Шиллук (желтое) и его соседи
Королевство Шиллук (желтое) и его соседи
Капитал Фашода (конец 17 века) [1]
Крупнейший город Фашода
Общие языки Шиллук
Религия
Имперский культ
Африканская традиционная религия
Правительство Божественная монархия
Рад  
• 1490–1517
Ньикаангё
• 17 век
Одааго Окёлло [2]
• 17 век
Радх Туго [2]
Историческая эпоха Период позднего средневековья - раннего Нового времени
• Учредил
15 век
• Упразднено
1861
Население
• (1900-е годы)
200 000 (оценка)
Предшественник
Преемник
народы луо
Провинция Египет
Англо-египетский Судан
Сегодня часть Южный Судан
Судан

Королевство Шиллук , в котором доминировали люди Шиллук , располагалось вдоль левого берега Белого Нила на территории современного Южного Судана и Южного Судана . Ее столица и королевская резиденция находились в городе Фашода . Согласно народной истории шиллуков и соседним источникам, королевство было основано Ньиканом , который, вероятно, жил во второй половине 15 века. Нилотский народ , шиллуки сумели основать централизованное королевство, достигшее своего апогея в конце 18 — начале 19 веков, во время упадка северного султаната Фундж . В 19 веке шиллуки пострадали от военных нападений со стороны Османской империи , что привело к разрушению королевства в начале 1860-х годов. Король Шиллук в настоящее время является не независимым политическим лидером, а традиционным вождем в правительствах Южного Судана и Судана . Нынешним королем шиллуков является Рет Квонго Дак Падиет, взошедший на трон в 1993 году. [3]

Монархия (Рет) носила политический и религиозный характер. Монарх гарантировал социальный порядок; его здоровье и здоровье нации были переплетены. Поклонение совершается в рамках ритуалов, вдохновленных национальным мифом о Ньикане, первом Рете. Монархия шиллуков и верования ее народа изучались в 1911 году Чарльзом Селигманом и в 1916 году британским антропологом Джеймсом Джорджем Фрейзером в книге «Золотая ветвь» . Селигман охарактеризовал форму правления шиллуков как « священную королевскую власть ». [4]

География и люди [ править ]

Королевство располагалось вдоль полоски земли вдоль западного и восточного берега Белого Нила и реки Собат , от озера Но до примерно 12° северной широты . Народ шиллук тесно связан с более многочисленными этническими группами Южного Судана, нуэрами и динка (их соседями на юге и востоке соответственно). Их язык родствен языку народа ануаков у рек Баро и Пибор .

Группа шиллуков примерно в 1860 году, незадолго до падения королевства. Мужчины были либо обнажены, либо носили шкуры кошек или молодых ягнят, а женщины и дети носили телячьи шкуры.

Английское название языка шиллук происходит от арабской версии самоназвания шиллук: Cøllø или чолло . Это (и мнение многих шиллуков) предполагает общее происхождение с ачоли , другой этнической группой, живущей на границах Уганды , Южного Судана и Луо на границах Танзании, Кении, ДРК, Чада, ЦАР и Эфиопии (Ануак).

Как и большинство нилотских народов Южного Судана (таких как нуэр и динка), шиллуки практиковали полукочевое скотоводство и некоторое зерновое хозяйство. [5] Их социальная система была эгалитарной, а стада крупного рогатого скота имели большое символическое значение. Образ жизни современных шиллуков аналогичен, за исключением того, что их стада меньше. Шиллуки могли вести оседлый образ жизни, поскольку земли вдоль Белого Нила были более плодородными, чем где-либо еще в регионе. Выращивание дурры , разновидности сорго , сделало их относительно процветающим земледельческим народом, за исключением длительных засух. В 2005 году население шиллука оценивалось в 1,7 миллиона человек; в девятнадцатом веке их численность оценивалась в 200 000 человек, проживавших в сотнях деревень. [2] Королевство было разделено на две провинции: Гер (Гэрё) на севере и Луак (Лваго) на юге. Они, в свою очередь, были разделены на зоны.

История [ править ]

и Происхождение миграция

Храм, посвященный Ньикану, начало 20 века.

Согласно легендам шиллуков, королевство было основано в 1490 году. Его легендарным первым правителем («Рет») был герой, известный как Ньикан, который утверждал, что он полукрокодил и обладал властью над дождем. [6] Ньикан был сыном короля Оква, который правил страной, расположенной «далеко на юге, возле большого озера». [ нужна ссылка ] Это может быть озеро Альберт , где живут ачоли . После смерти Оква Ньикан вступил в войну со своим братом Дувадом, законным преемником престола. Столкнувшись с поражением, Ньикан со своей свитой покинул родину и двинулся на северо-восток в Вау (около Бахр-эль-Газаля , «реки газелей» по-арабски). Здесь (известный у шиллуков как Поте Туро ) Ньикан женился на дочери Димо, местного мага. После конфликта с Димо Ньикан мигрировал на север (пересек Бахр-эль-Газаль) в Ачетагвок (деревню Шиллук примерно в 30 километрах (19 миль) к западу от деревни Тонга) около 1550 года. Затем Ньикан отправился в Ньилуал, необитаемый регион к западу от нынешний город Малакаль . [7] В конце концов, легенды утверждают, что Ньикан исчез в вихре посреди битвы. [6]

Королевство [ править ]

конфликты Пограничные

Атурвик, усадебный курган шиллукского короля в Фашоде с четырьмя хижинами, построенными на вершине. Фото Чарльза Габриэля Селигмана

В 17 веке, чтобы обеспечить избыток ресурсов, шиллуки совершали набеги и грабили соседнее население на севере и юге вдоль Белого Нила. Грабежами обычно занимались главы подхов (групп деревень). Рет не был исключением; Рет на юге отправит своих воинов-шиллуков вверх по течению, в земли динка. Сохранив за собой большую часть добычи, Рет увеличил свои владения и влияние на страну шиллук через своих вооруженных людей Бат Рета . Время этих событий остается неясным, и неясно, является ли Рет фигурой одной династии или сосуществовали несколько Ретов. Если последнее, возможно, существовала дюжина разных династий. [8]

Между правлением короля Одака Очолло ( ок. 1600–1635) и 1861 годом шиллуки пытались расширить свою северную границу в военном отношении. Часть долины Белого Нила между деревнями Муомо и Асалая была неблагоприятна для земледелия; однако северная саванна давала изобилие дичи, рыбы и меда. Чтобы контролировать торговлю на Белом Ниле, Одак Очолло заключил союз с Султанатом Дарфур , поддерживая его в борьбе против этнического фунджа Султаната Сеннар .

К 1630 году динка к югу и западу от страны Шиллук вторглись на южную границу Султаната Сеннар. Прогресс динка продолжался в 17 и 18 веках в направлении региона Гезира . Прежде чем это изменило стратегический баланс, шиллуки и фунджи объединились против динка и остановили их в военном отношении. Эта эпоха ознаменовала начало экономических связей шиллуков с другими группами (фундж, арабы, европейские купцы и махдисты ).

Золотой век [ править ]

После 1650 г. население шиллуков (несмотря на свое разнообразие), казалось, обрело чувство национального единства, сопровождавшееся усилением королевской власти. Рет и более централизованное правительство установили монополию на экономические ресурсы и торговлю. Эта консолидация связана в первую очередь с военным успехом шиллукского короля Дхокота ( ок. 1670–1690). Грабежи продолжались вверх по течению вдоль Белого Нила на территории динка и на запад до Нубийских гор .

В 1684 году засуха уничтожила посевы шиллука. Движимые голодом, многие мужчины взяли в руки оружие и пошли вниз по реке к арабизированным народам нынешнего Судана . Эти грабежи были организованы с реки; люди на каноэ совершали набеги на северные арабские регионы. В это время Белый Нил был известен как Бахр аль-Шелук , «река Шиллука». Король Туго (Rädh Tugø) ( ок. 1690–1710), сын Радха Дхокёдхо, основал Фашоду как постоянную резиденцию королей Шиллуков и установил сложные ритуалы и церемонии вступления в должность.

Государство вдоль Сахеля в 1750 году.

Королевство Шиллук достигло своего расцвета в 18 веке. [6] поскольку власть Султаната Сеннар пришла в упадок. Короли шиллуков восприняли исчезновение Сеннара с политической сцены как возможность укрепить свои позиции на северной границе. Караваны находились под влиянием королей шиллуков и обогащались за счет челночных перевозок, предоставляемых шиллуками торговцам, желающим пересечь Белый Нил в Асалаю во время путешествия между Сеннаром и Эль-Обейдом . [ нужна ссылка ] Королевство Шиллук расширило свою территорию до слияния Голубого и Белого Нила, где позже был построен Хартум , и отразило многочисленные попытки вторжений северных народов. [6]

и Упадок восстановление

Опустевшая деревня Шиллук после набега турецких рабов, 1862 год.

В 1786 году для Фунджского султаната Сеннар начался период упадка. [9] Султан Адлан II был обеспокоен войной с племенем Хамег, возникшим к югу от города Эр-Розейрес , после 30 лет анархии и грабежей шейха Насера ​​Хамега . В 1820 году вице-король Египта Мухаммед Али начал свою южную кампанию по завоеванию Судана . В том же году турецко-египетские войска Исмаила-паши также положили окончательный конец султанату Фундж. Противостояние между османами и шиллуками стало неизбежным.

Фашода в 1869 году, когда она стала резиденцией египетского губернатора.

Начиная с 1821 года, несмотря на сопротивление шиллуков, северная граница начала отступать. Первый подтвержденный набег рабов северян на землю Шиллук произошел в 1826 году. [10] С тех пор королевство все чаще подвергалось нападениям рейдеров. Во время правления Рета Ньоквейё (Йор, Nyokwejø wäd Kwondïd (Nyikwëyø) kwar Okonø wäd Tugø) ( ок. 1780–1820) объединенные силы динка и нуэр переправились через реку Собат , что стоило шиллукам полного контроля над Белым Нилом. К 1865 году Королевство Шиллук частично утратило свое политическое положение. Нынешнее королевство Шиллук (Чолло) известно суданцам как Пёд Кёллё (Судан) после обретения Республикой Судан независимости .

Земли того, что раньше было королевством Шиллук, теперь являются частью Южного Судана , и нынешним королем шиллуков является Рет Квонго Дак Падиет, который сменил Ретшип в 1993 году после смерти предыдущего короля Рет Аянга Аней Кура в 1992 году.

Культура [ править ]

Социальная структура [ править ]

Родословная ( Для ) [ править ]

Слово Ква означает «дедушка» или «предок». Квааро и Квари имеют схожие значения, но подразумевают происхождение: «внук» и «вниз». [11] Это шиллукские эквиваленты «родословной» и «клана». Члены Ква происходят от одного и того же предка, Квар Ква ; Квар Окёлё означает всех потомков Окёлё (имя человека). Эта система также используется с легендарными персонажами. Изучено более 100 линий. [12]

Примеры ква : [13]

  • Ква Аялё был основан Яло, изгнанником из Ньикаангё (Ньикан).
  • Ква Мёнё был основан Мёнё, слугой, которого Ньикаано встретил, когда прибыл в страну шиллук.
  • Ква Джу был основан Джу, сводным братом Ньикаангё.
  • Ква Туги был основан Туго, духом, которого Ньикаангё нашел в реке.
  • Ква Туга была основана Тугой, арабом, сестра которого вышла замуж за Ньикаангё.

Группа ( Pödhø ) [ править ]

Мужчина держит большой щит
Воин шиллук конца XIX века.

Подхо , или группировка, может относиться к любому сгруппированному набору, стране шиллук, группе или федерации. В последнем контексте подхё относится к группе деревень, населенных несколькими родами, которые объединяются для взаимной защиты под руководством одного лидера. Эта федерация деревень является основой социальной структуры шиллуков. В регионе имеется более 100 подхё . [14]

До и во время британской колонизации эти роды объединились против угрозы межплеменных войн. Однако в мирное время общины распались из-за внутренних распрей; многие люди столкнулись с конфликтом преданности между лидером своего пода и лидером своего квара . [14]

Первоначально Ньикан предоставил каждой линии подх в качестве родной территории. Если эта линия все еще существует, она считается владельцем земли, а ее члены известны как dyil . Другие линии, живущие в этом районе в результате более поздних миграций, известны как wëdhdh . Если правящая семья Дьелл вымрет, права перейдут к второй старейшей линии в этом районе. Линия диллов теоретически обеспечивает подху своего лидера, но власть может вернуться к самой важной линии. В этом случае первоначальная линия сохраняет свой престиж и права собственности на землю. Некоторые группы (например, Одонг Паньикан) приняли систему ротации власти между двумя (или тремя) наиболее важными линиями. [15]

Гамлет ( Пайё ) [ править ]

Деревня начала 20 века с хижинами с соломенными крышами и прогуливающимися людьми.
Шиллук пайё

Внутри каждой группы ( под ) есть деревни ( пайё ). живут В стае особи одной линии. Некоторые деревни могут состоять только из одного жилища, но в других их может быть более пятидесяти. Пайё — это семья в самом широком смысле. Традиционное жилище состоит из двух хижин ( гол ), разделенных небольшим пространством, огороженным стеблями проса или циновками из грубой травы. Дома построены вокруг большого общего загона для коз и коров. В большой хижине ( lwagø ) в сезон дождей содержится домашний скот. В остальное время хижина служит общежитием для иностранных гостей и ратушей. [16]

Семья ( gølø , или «калё» гул ) [ править ]

В более широком смысле, гол или «калё» или («дом») также означает «семья». В последнем смысле гол — это наименьшая ячейка общества шиллуков. Неженатый мужчина не имеет своего дома; неженатые люди привязаны к голу своего отца . Если его отец умер, одинокий человек присоединяется к голу своего старшего из ныне живущих женатых братьев. Хозяин дома – глава семьи, несущий ответственность за его жителей и семейное стадо. Поскольку традиционным средством защиты от правонарушения является оплата скотом, ответственность за правонарушение несет глава семьи (а не правонарушитель). [17]

Классы [ править ]

Люди шиллуки были разделены на четыре класса.

Кварет [ править ]

Король шиллуков в 1908 году

Кварет , «король» ) ( ква , «предок»; реф — королевский клан потомков Ньикана. Эта группа широко распространена, ее члены имеют наибольшее количество жен. Хотя в настоящее время он не имеет политической власти, представители этого класса образуют сельскую аристократию. Участники владеют одним из четырех титулов: [18]

  • Рет : регент, добивающийся успеха благодаря мужскому первородству.
  • Ньирет : принц или принцесса; если мужчина, предполагаемый наследник
  • Ньярет : сын ньирета
  • Квар Ньирет : сын меньшего Ньирета

Ороро ( Ороро ) [ править ]

Ороро — это ветвь королевской линии, потерявшая свое место в линии преемственности. Его члены аналогичны остальному населению, за исключением своих ритуальных функций, связанных с королевской властью. [19]

Во время правления короля Одааго шиллуки потерпели поражение от динка после битвы с ануаками . После этой неудачи на военном совете было решено на следующий день отправить всех князей в бой. Призванная армия переправилась через реку, чтобы сражаться, за исключением принца Дувада ( Dïwäädø wäd Ocøllø ). Битва представляла собой резню, в которой погибли все князья. Дувад стал королем и понизил всех сыновей умерших принцев до класса Кёллё . С тех пор только потомки Дувада имели право попасть в класс Квар Рета. Тех, кто вылетел в низшую лигу, прозвали Ороро («сын толпы молодых девушек»). [19]

Чолло (Cøllø) [ править ]

В этот класс входит большинство кланов шиллуков и большинство народа шиллуков. Его члены — потомки побочных Ньиканга ( кланы Джур , или дхо кало ), потомки соратников Ньиканга в изгнании ( кланы Абёго , Мёёйё или Ква’джуло ), или Ква’Джанго — потомки других народов, поселившихся в стране Шиллук ( клан Ква'Джангё изначально был кланом динка ) и потомками народов, поселившихся в стране Шиллук до прихода Ньиканга ( клан Омана ). [20] Мы, как Ква'Мойё, изначально были потомками нуэров в королевстве Шиллук (Чолло).

Красный взрыв взрыв : Красный

Банг Рет — класс, принадлежащий королю. Состоит из двух групп: в первую группу входят его царские жены и вдовы умерших королей, а во вторую - крепостные крестьяне (потомки рабов, захваченных в набегах, или добровольцы, находящиеся под защитой короля из-за насильственного преступления). [21]

Религия и мифология [ править ]

Родословная Ньикана [ править ]

Река Собат в Южном Судане, где первый король Ньикан основал королевство Шиллук.

Шиллуки, как и другие нилотские народы, не придают большого значения космологии. Шиллуки сосредотачиваются на фигуре, которая жила так давно, что его жизнь окутана мифом: короле Ньикаге. [22] Его происхождение считалось божественным. Белая корова по имени Дин Адук (Дхьянг Адугё) принесла тыкву. Когда его разорвали, возник человек по имени Коло (Köölø, Pöölø). Коло был отцом Омаро (Омааро), от которого родился Ват Мол (Вад Мёёлё), от которого родился Оква. [23] [а]

Говорят, что Оква посетил берег реки и увидел двух красивых молодых женщин, Ньякайо (Ньикаайё) и Онгвак, выходящих из воды. У них были длинные волосы, а часть тела имела форму крокодила. Оква схватил их и взял силой; их крики предупредили их отца, Дуниела Джу'Оква, который был поблизости. Справа от Даньела был человек, а слева — крокодил. После некоторого обсуждения Дуниел согласился отдать двух своих дочерей Окве (Оква) за высокий выкуп за невесту . Ньякайо (Ньикаайё) Ньикан родила несколько детей; Некоторые считали Ньикана своим старшим сыном, но, по мнению других, он был его младшим сыном. Другая традиция гласит, что братом-близнецом Ньиканга был Дуват (Dïwäädɔ). [23] Популярное поверье связывает место слияния рек Собат и Белого Нила с домом Ньякайо. [24]

Изгнание [ править ]

Смерть Оква (Оква) положила начало вражде между Ньикангом (Ньикаангё) и его братом Дуватом (Дивададо) по поводу престолонаследия. Дуват стал королем; Ньикан отказался присягать на верность, решив переехать со своей семьей в другое место. Имена различаются в зависимости от версии мифа, хотя обычно называют Омоли Джу (Омёли Джу), Джу Нья Оква.

Когда Ньикан уходил, Дуват попросил его оглянуться назад и бросил длинную острую палку в сторону своего сводного брата. Этим жестом Дуват показал, что мигранты никогда не смогут вернуться. Однако Ньикан взял палку и посадил ею урожай.

После многих дней путешествия группа мигрантов прибыла в страну, которой правил колдун Дим (Димо). Ньикан женился, и его жена родила ему сына по имени Дак (Дааго). Беглецы поселились недалеко от места впадения реки Собат в Белый Нил и основали Шиллукское королевство. [7]

Примечания и ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ В документе Д.С. Ойлера говорится, что корова, родившая его, Омаро (Omaarɔ) родила Коло (Köölø, Pöölø), который породил Оква Мола (Okwä Möölø), а не Коло, который был основателем.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мерсер 1971 , стр. 407–408.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Огот, бакалавр наук , изд. (1999). «Глава 7: Судан, 1500–1800» . Всеобщая история Африки . Том. V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 89–103. ISBN  9780520067004 .
  3. ^ https://ich.unesco.org/doc/src/00147-EN.pdf. [ пустой URL PDF ]
  4. ^ Селигман, Чарльз Габриэль (1934). Египет и негритянская Африка: исследование божественного царствования . Рутледж и сыновья.
  5. ^ "Шиллук". Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока, Том 1, Издательство информационной базы, 2009 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мартелл 2018 , с. 18.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ойлер 1918, с. 108
  8. ^ Гребер 2010, стр. 13–14.
  9. ^ Э.А. Робинсон, «Нимр, последний король Шенди», Sudan Notes and Records , 8 (1925), стр. 105
  10. ^ Мартелл 2018 , с. 21.
  11. ^ Вестерманн 1912, с. 264
  12. ^ Памфри 1941, стр. 6–7.
  13. ^ Вестерманн 1912, стр. 127–134 - из полного списка 74 ква.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Памфри, 7 лет
  15. ^ Памфри 1941, 6–7.
  16. ^ Памфри 1941, стр. 7–8.
  17. ^ Памфри 1941, с. 9
  18. ^ Памфри 1941, с. 10
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Памфри 1941, стр. 12–14.
  20. ^ Памфри 1941, с. 14
  21. ^ Памфри 1941, стр. 14–16.
  22. ^ Гребер 2010, с. 18-21
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вестерманн 1912, с. XL
  24. ^ Вестерманн 1912, с. XLI

Библиография [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a516cffbe94aebcd053cda7e6110162c__1718369880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/2c/a516cffbe94aebcd053cda7e6110162c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shilluk Kingdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)