Jump to content

Люди ачоли

Ачоли
Ачоли — этническая группа, принадлежащая к нилотской этнической группе народа луо , которая, как говорят, пришла в северную Уганду из района, известного сейчас как Бахр-эль-Газаль (Море газелей) в Южном Судане.
Общая численность населения
2,460,000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Уганда 2,400,000 [1]
 Южный Судан 134,000 [2]
Языки
Ачоли , английский
Религия
Христианство и ислам [3]
Родственные этнические группы
Другие нилотские народы
Особенно другие народы Луо

Народ ачоли ( / ə ˈ . l i / ə- CHOH -li , также пишется аколи ) — нилотская этническая группа народов луо (также пишется льво ), обитающая в округе Магви в Южном Судане и Северной Уганде (район обычно называемый Ачолиленд ), включая районы Агаго , Амуру , Гулу , Китгум , Нвойя , Ламво , Падер и округ Оморо . По оценкам, численность ачоли составляла 2,3 миллиона человек. [1] и еще более 45 000 человек проживали в Южном Судане в 2000 году. [4]

Опока говорит на языке ачоли.

ачоли Диалект — это западно-нилотский язык, классифицируемый как луо (или льво). Он имеет сходство с алурским языком, языком падхола и другими языками луо в Южном Судане: шиллук, ануак, пари, баланда, боор, тури. Затем в Кении и Танзании проживают Джолуо, также известные как Луо .

«Песня о Лавино» , одно из самых успешных африканских литературных произведений, была написана Окотом п'Битеком , опубликована в 1966 году в Ачоли, а позже переведена на английский язык .

Расположение

[ редактировать ]
Ачолиленд, Уганда

Земля Ачоли или «Земля Аколи» (также известная как субрегион Ачоли) относится к региону, традиционно населенному народом Ачоли. В административной структуре Уганды Ачоли состоит из округов :

  1. Твой
  2. Рожденный
  3. Группа
  4. Китгум
  5. Ламво
  6. Волосы
  7. Стена
  8. Оморо

Он охватывает около 28 500 км. 2 (11 000 квадратных миль) недалеко от границы Уганды и Судана. [5]

Его нынешняя численность оценивается примерно в 2 155 000 человек, или шесть процентов от общей численности населения страны. [6] [7] Хотя ачоли также живут к северу от границы с Южным Суданом , суданские ачоли часто исключаются из политического значения термина «Ачолиленд».

Слово «Ачоли» — неправильное употребление, которое с годами стало общепринятым для удобства. Это относится к людям, известным в местном масштабе как Ло Ган . Вот почему соседи Ланго называют ачоли уганги , что означает «домашние жители».

Скачать Acholi Bwala Dance бесплатно Mp3

Предполагаемые номинальные предки современной группы Ачоли мигрировали на юг, в Северную Уганду из области, ныне известной как Бахр-эль-Газаль в Южном Судане, примерно к 1000 году нашей эры. Начиная с конца XVII века, среди луо Северной Уганды развился новый социально-политический порядок, характеризующийся главным образом формированием вождеств во главе с Рводи (серг. Рвот, «правитель»). Вожди традиционно происходили из одного клана , и в каждом вождестве было несколько деревень, состоящих из разных кланов по отцовской линии . К середине девятнадцатого века на востоке страны Ачоли существовало около 60 небольших вождеств. [8] Во второй половине девятнадцатого века арабоязычные торговцы с севера начали называть их Шуоли , термин, который трансформировался в «Ачоли». [9]

Их традиционные общины представляли собой организованные деревни из круглых хижин с высокими остроконечными крышами, оборудованных глиняными помостами для сна, кувшинами с зерном и заглубленным камином. Женщины обмазывали стены грязью, украшая их геометрическими или традиционными узорами красного, белого или серого цвета. Мужчины были опытными охотниками, пользовались сетями и копьями. Они также держали коз , овец и крупный рогатый скот . Женщины были опытными агрономами, выращивавшими и перерабатывавшими различные продовольственные культуры, включая просо , симсим , арахис, горох, сорго и овощи. На войне мужчины использовали копья и длинные узкие щиты из шкур жирафа или быка.

Уганды В колониальный период британцы поощряли политическое и экономическое развитие на юге страны, в частности среди народа Баганда . Напротив, ачоли и другие северные этнические группы выполняли большую часть национального ручного труда и стали составлять большую часть вооруженных сил, создавая то, что некоторые называют «военной этнократией ».

Многие солдаты Ачоли, присоединившиеся к Kings African Rifles (KAR), британской колониальной армии, были отправлены на передовую в Юго-Восточной Азии, особенно в Сингапур и Бирму, во время Второй мировой войны, где они удерживали британские позиции против интенсивного японского наступления. Среди солдат Ачоли, пополнивших ряды, выделялся генерал Тито Окелло -Лутва, бригадир. Пьерино Окойя и генерал-лейтенант Базилио Олара-Окелло . [10]

Из-за изменения экономики после 1950-х годов в вооруженные силы было завербовано меньше ачоли, но они продолжали ассоциироваться с ними в популярной мифологии и стереотипах. [11]

В 2000-х годах Джеймс Охент Латиго описал некоторые социальные проблемы Уганды как основанные на том, как политические элиты использовали этническую принадлежность для разделения страны. Он отметил, что акцент на различиях между этническими группами даже был частью внутреннего правительственного диалога». находились на разных уровнях социально-экономического развития и политической организации». (Парламентский комитет Уганды по обороне и внутренним делам, 1997 г.) [11]

Он написал далее:

«С момента обретения независимости в 1962 году Уганда страдает от этнического и политически манипулируемого насилия, которое некоторые называют историей «циклов мести и недоверия». Между различными этническими группами сохраняются глубокие разногласия и поляризация, и они значительно усугубляется тем, как развивалось руководство страны с момента обретения независимости». [11]

Милтон Оботе , первый лидер после обретения независимости, опирался на людей ачоли луо и ланги нило хамитов или атекеров в правительстве . Иди Амин тоже был родом из северной Уганды, но принадлежал к народу каква . Он сверг правительство Оботе и установил диктатуру, в конечном итоге подавив и убив 300 000 человек, в том числе многих ачоли. [12] Генерал Тито Окелло был ачоли и пришел к власти в результате военного переворота. Он потерпел поражение в январе 1986 года. Несмотря на годы правления людей с Севера, этот регион продолжал оставаться экономически маргинализированным после обретения независимости и страдал от более высокого уровня бедности, чем другие районы страны. [13]

, в которой доминировали ачоли После победы над Окелло и его Национальной освободительной армией Уганды , нынешний президент Йовери Мусевени и его Национальная армия сопротивления провели убийства из мести на севере. Мусевени обладает абсолютной властью с 1986 года. [14] пережив беспорядки, гражданскую войну и многочисленные попытки государственных переворотов. [12]

Ачоли известны внешнему миру главным образом благодаря длительному мятежу Армии сопротивления Бога (ЛРА) под руководством Джозефа Кони , ачоли из Гулу . Действия ЛРА имели разрушительные последствия на территории Ачоли (хотя они распространились также на соседние районы и страны). В сентябре 1996 года правительство Уганды переселило сотни тысяч ачоли из района Гулу в лагеря якобы для их защиты. С 1996 года эта политика расширилась и теперь охватывает все сельское население Ачоли четырех районов, то есть один миллион человек. [15] В этих лагерях наблюдался один из самых высоких показателей смертности в мире: в какой-то момент, по оценкам, в неделю умирало около 1000 человек. Малярия и СПИД были основными причинами смертности от болезней. [16] Беженцы в лагерях также подвергались рейдам со стороны ЛРА и правительственных сил. [12]

В разгар восстания 1,8 миллиона человек на севере жили в лагерях . [12] Мирные переговоры, начавшиеся в 2005 году, обещали некоторую помощь этим людям, а некоторые лагеря были закрыты в 2007 году, поскольку безопасность на севере улучшилась. По состоянию на сентябрь 2009 года большое количество жителей Ачоли оставалось в лагерях как вынужденные переселенцы . Длительная гражданская война на Севере разрушила большую часть их общества.

Большинство избранных членов парламента субрегиона Ачоли являются членами оппозиции. [ нужна ссылка ]

Согласно переписи населения Уганды 2002 года, около 72,3% ачоли являются католиками , 23,6% — англиканцами , 1,7% — пятидесятниками и 0,8% — мусульманами . [17]

По словам Латиго, до колониализма «народ ачоли поддерживал традиционное правительство, которое прочно укоренилось в их религиозных верованиях, нормах и обычаях, которое во все времена требовало мира и стабильности на земле ачоли, основанное на их философии жизни. Эту структуру поддерживали настоящие помазанные вожди Ачоли, . рводи му » [18] Хотя считалось, что они обладают сверхъестественными способностями, вожди управляли через Совет старейшин кланов, поэтому они никогда не правили единолично. Представители совета могли выступать посредниками в вопросах между кланами и, по сути, занимались как гражданскими, так и уголовными функциями, как Верховный суд. Это была система управления, полностью интегрированная с их религией и космологией.

Лишь в 1995 году конституционная реформа признала таких культурных лидеров, но они не были полностью восстановлены в прежних полномочиях, поскольку большая часть общества изменилась. В доколониальную эпоху все ачоли верили в одно и то же высшее существо, Я.А. Латвера. Убийство человека было запрещено, но если оно имело место, переговоры о деньгах за кровь вела семья жертвы, за соглашением следовали ритуалы церемонии примирения, чтобы вернуть убийцу в сообщество и установить мир между кланами. [19] Кроме того, у людей есть важные ритуалы очищения домов и мест, приветствия людей, которые отсутствовали долгое время, очищения духов от мест, где произошли убийства, и приветствия людей, которые были в плену.

Система ценит мир выше справедливости и имеет карательные и восстановительные аспекты. [20] Большинство репатриантов ЛРА, числом 12 000 человек, после возвращения в свои родные деревни прошли процедуру ньоно тонг гвено («наступление на яйцо»), чтобы помочь им вернуться домой. [21] Это важно, потому что оно призвано восстановить равновесие в сообществах и вернуть людей к отношениям в их родных сообществах, куда в идеале они должны были бы вернуться в конце войны. очищения или искупления . В некоторых общинах старейшины Ачоли до сих пор проводят практики [22]

Религиозные лидеры пытались помочь положить конец конфликту в стране последних двух десятилетий и примирить стороны. «В 1997 году католические, англиканские, мусульманские, а затем и православные религиозные лидеры Ачоли официально оформили свое растущее сотрудничество по мирным вопросам, создав Мирную инициативу религиозных лидеров Ачоли (ARLPI)». [23] Они продолжали работать над прекращением войны путем переговоров. Китгум , Падер и Гулу, три округа субрегиона Ачоли, создали мирные форумы для продолжения дискуссий. Кроме того, мирные форумы помогли создать Комиссию по амнистии. Они также «сыграли жизненно важную роль в традиционных процессах примирения Ачоли и в подготовке сообщества к приему бывших комбатантов». [24] Обсуждая мирные переговоры 2005–2007 годов, Латиго отметил лидеров, которые призывали к возрождению традиционных процессов коренных народов, с помощью которых они добивались ответственности и справедливости, а именно mato oput. Рухакана Ругунда , министр внутренних дел Уганды и руководитель правительственной переговорной группы, отметил эффективность традиционной системы. Он и другие полагают, что это могло бы помочь нации больше, чем просто принятие западной системы Международного уголовного суда в Гааге (хотя некоторые обвинения уже были выдвинуты против лидеров ЛРА в 2005 году). [25]

Восстание Ламоги

Гражданская война в Ачоли (1986–1989)

В январе 1986 года правительство хунты генерала Тито Окелло-Лутвы в Уганде было свергнуто Мусевени и его повстанцами НРА. Тито и Базилио, которые были племенем ачоли, бежали из страны в изгнание. Вскоре после этого НРМ начало умиротворять северный регион, где проживают несколько этнических групп, в том числе ачоли и ланго. [26] [27] [28] [29]

Попытка умиротворить Северную Уганду была предпринята безрассудно, с большой жестокостью и непрофессионализмом со стороны солдат НРА и правительства. [26] Это привело к нарастанию сопротивления в регионе, и вскоре на севере возникло множество повстанческих группировок. Наиболее заметными среди них были Народная армия Уганды (УПА) в субрегионе Тесо и Ланго, Пограничные войска Западного Нила (WNBF) в регионе Западного Нила, Народно-демократическая армия Уганды , Движение Святого Духа и ЛРА в регионе Ачоли. . Эти восстания возникли в знак неповиновения и неодобрения поведения и легитимности нового правительства НРА. [30]

Некоторые группы в Ачоли, такие как УПДА, ненавидели режим Мусевени, поскольку он сверг правительство, в котором они служили. Они также были против подхода НРА к консолидации власти, который включал массовые аресты, пытки, убийства, угон скота, уничтожение продовольственных посевов, а также грабежи и поджоги деревень. [31] [32]

НРА удалось победить все повстанческие группировки, кроме ЛРА, кульминацией которой стал 20-летний конфликт. На пике конфликта 90% населения Ачоли переехало в лагеря для внутренне перемещенных лиц, спроектированные как охраняемые деревни. Лагеря приносили страдания и страдания: по скромным оценкам, число погибших составляло 1000 человек в неделю. [31] По оценкам консервативных подходов, в конфликте, который распространился на Судан, Конго и Центральноафриканскую Республику, погибло не менее 300 000 человек. [33] [34] [35] [36]

[ редактировать ]

В 2012 году американская благотворительная организация Invisible Children сняла документальный фильм о ЛРА. Документальный фильм был встречен неоднозначной реакцией: многие люди, знакомые с ситуацией, назвали его мелкой и корыстной схемой. [31] Однако оно успешно популяризировало ЛРА на Западе. [31]

В 2016 году был снят отмеченный множеством наград фильм « Блестящий геноцид» . Его сняли австралийский режиссер Эбони Батлер, Саймон Хардвидж и угандийский писатель Фрей Онен. Документальный фильм был посвящен неофициальному дискурсу о войне ЛРА и в значительной степени критиковал роль правительства Уганды в войне ЛРА. [37] У народа ачоли много пословиц, каждая из которых имеет особое значение. [38]

Известные люди Ачоли

[ редактировать ]
  • Акена П'Оджок , бывший вице-президент ФСООН, бывший член парламента СКП и министр энергетики во втором режиме Оботе.
  • Семей Ньянзи , выдающийся угандийский экономист и видный националист, был мощным голосом за реформы в постколониальной Уганде. Был первым председателем Организации по сотрудничеству в целях развития Уганды. Он родился в округе Китгум ок. 1936 год.
  • Николас Опийо , адвокат по правам человека из Уганды. Исполнительный директор и ведущий юрист отделения Four в Уганде. Обладатель премии «Немецкая Африка» в 2017 году, премии «Голоса за справедливость» от Human Rights Watch в 2015 году и премии Сахарова Парламента Европейского Союза в 2016 году. Также в 2015 году был лауреатом премии Элисон Де Форж за выдающуюся активную деятельность.
  • Шейла Атим MBE , угандийско-британская актриса, певица, композитор и драматург. Ее профессиональный актерский дебют состоялся в 2013 году в шекспировском «Глобусе» в фильме «Дитя молнии».
  • Аамито Стейси Лагум , американская угандийская актриса и фотомодель, наиболее известная как победительница первого цикла конкурса «Топ-модель по-африканскому».
  • Дауди Очиенг , угандийский националист и политик, занимавший пост генерального секретаря партии Кабака Йекка (Кентукки) и руководителя оппозиционной партии (с 1965 по 1966 год).
  • Базилио Олара-Окелло , де-факто глава государства Уганды в течение шести месяцев в 1985 году, а затем глава Сил обороны.
  • Патрисия Акелло , профессиональная модель из Уганды, в настоящее время подписала контракт с компанией Muse Model Management в Нью-Йорке. В сентябре она участвовала в Неделе моды в Нью-Йорке в 2017 году, работая на бренд Bottega Veneta, и появилась на обложке журнала Women's Wear Daily.
  • англ. Хиллари Обалокер Онек , угандийский инженер и политик. Депутат и нынешний министр по делам стихийных бедствий, готовности и беженцев.
  • Доктор Мартин Джером Окек Аликер , хирург-стоматолог из Уганды, бизнесмен, предприниматель и общественный деятель. Он является старшим советником президента Уганды и входил в советы директоров почти сорока угандийских компаний. Был ректором частного учебного заведения Университета Виктории в Уганде. С 2004 по 2014 год он был ректором-основателем государственного университета Гулу.
  • Беатрис Акелло Акори , угандийский политик. Женщина-депутат парламента от округа Агаго. Государственный министр по экономическому мониторингу в аппарате президента.
  • Ричард Тодвонг , бывший член парламента. Действующий генеральный секретарь правящей партии Движение национального сопротивления (НДС).
  • Полковник Уолтер Очора Одоч , военный офицер и политик Уганды. Был председателем и комиссаром района Гулу.
  • Беатрис Анивар , угандийский эколог и политик. Бывший член парламента. Действующий государственный министр окружающей среды.
  • Бетти Ачан Огваро , член парламента, бывший и первый министр сельского, лесного хозяйства и кооперативов Республики Южный Судан, в Южном Судане и правительстве Республики Южный Судан , отметила международный политический деятель .
  • Отема Аллимади , угандийский политик, который занимал пост министра иностранных дел страны (1979–1980) в правительстве ФСООН, а затем третий премьер-министр Уганды (1980–1985) в правительстве СКП.
  • Бетти Ойелла Бигомбе , бывший член парламента и государственный министр водных ресурсов в кабинете министров Уганды . С 2014 по 2017 год занимал должность старшего директора Всемирного банка по вопросам нестабильности, конфликтов и насилия в Вашингтоне, округ Колумбия.
  • Эммануэль Эми Охара , хирург.
  • Санто Окот Лаполо , военный офицер и администратор Уганды. Работал районным комиссаром районов Китгум и Гулу.
  • Профессор Окот Бвангамой , ветеринар из Уганды, ученый и академик.
  • Генерал-майор Джулиус Факи Окетта , угандийский военный офицер в Уганде. Он был старшим командиром Народных сил обороны Уганды. До своей смерти он был директором национальной координации и операций по чрезвычайным ситуациям в канцелярии премьер-министра Уганды.
  • Доминик Онгвен , бывший командир бригады «Синия» ЛРА, в настоящее время ожидает приговора Международного уголовного суда .
  • Эринайо Уилсон Ориема , первый генеральный инспектор полиции Уганды (1964–1971), министр земли, полезных ископаемых и водных ресурсов (1971–1973), министр жилищного строительства и планирования (1974–1977).
  • Джеффри Ориема , изгнанный певец и сын Эринайо Уилсон Ориема .
  • Джанани Лувум , бывший архиепископ англиканской церкви Уганды, убит по приказу президента Иди Амина .
  • Джеремайя Лукас Опира , национальный исполнительный секретарь ФСООН , выступает за укрепление национального единства в Уганде.
  • Джозеф Кони , лидер Армии сопротивления Бога (ЛРА), партизанской группы , ранее действовавшей в Уганде.
  • Любва П'Чонг , драматург, поэт, писатель и педагог.
  • Доктор Мэтью Луквия , врач, оказавшийся на переднем крае вспышки Эболы в 2000 году , унесшей его жизнь.
  • Норберт Мао , бывший председатель округа Гулу и кандидат в президенты от Демократической партии в 2011, 2016 и 2021 годах. Действующий министр юстиции и конституционных дел.
  • Окот п'Битек , поэт, драматург и автор песни о Лавино .
  • Доктор Посол Олара Отунну , бывший заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и специальный представитель по вопросам детей и вооруженных конфликтов, а также кандидат в президенты СКП в 2011 году.
  • Тито Окелло , президент Уганды в течение шести месяцев в 1985 году (хотя он называл себя только «главой государства»).
  • Генри Орьем Окелло , нынешний государственный министр иностранных дел (международных дел) , с 2004 года. Сын Тито Окелло.
  • Джейкоб Уланья , бывший спикер парламента Уганды с мая 2021 г. по март 2022 г., бывший депутат парламента с 2011 г. по май 2021 г. Он также был членом парламента от округа Оморо до своей безвременной кончины 19 марта 2022 г.
  • Альфонс Чигамой Овини-Долло , нынешний главный судья Уганды. Овини-Долло родом из района Агаго.
  • Джон Баптист Одама , католический архиепископ Гулу, долгое время возглавлявший Мирную инициативу религиозных лидеров Ачоли.
  • Маклеод Бейкер Очола , англиканский епископ Уганды . Он был первым епископом Китгума, служившим с 1995 по 2002 год.
  • Генерал-лейтенант Пол Локеч , бывший заместитель генерального инспектора полиции с 2020 по август 2021 года, когда безвременно скончался. Дважды был командующим Африканской миссии в Сомали (АМИСОН) Контингента сил УПДФ в Сомали. Показал себя исключительно хорошо и был провозглашен правительством Сомали «Львом Могадишо».
  • Профессор Джек Ньеко Пен-Моги , угандийский академик, ветеринар и политик. Представлял округ Килак в парламенте Уганды с 1996 по 2001 год. Вице-канцлер Университета Гулу с 2002 по 2017 год.
  • Профессор Моррис Огенга-Латиго , угандийский академик, ученый и политик. Представлял округ Агаго в парламенте Уганды. С 2006 по 2011 год занимал пост лидера оппозиции в парламенте Уганды.
  • Доктор Джон Альфонс Окиди , экономист по сельскому хозяйству из Уганды. Старший специалист по программам Инициативы аналитических центров (TTI) Международного исследовательского центра развития (IDRC) для пяти стран Восточной Африки.
  • Профессор. Бен Очора Латиго , аэрокосмический инженер, администратор и академик. Главный научный сотрудник Университетской системы Мэриленда в Южном Мэриленде, США.
  • Харриет Анена , угандийская писательница и исполнительница, чье творчество включает в себя стихи, научно-популярную и художественную литературу. Она является автором сборника стихов «Нация в труде», опубликованного в 2015 году. Она выиграла премию Воле Сойинки в области литературы в Африке в 2018 году. The Economist охарактеризовал ее поэтическое выступление как «захватывающее пробуждение любви и войны».
  • Профессор. Джон Джозеф Отим , угандийский агроном и политик. Бывший министр сельского хозяйства и рыболовства. Родился в районе Агаго.
  • Аткинсон, Рональд Рэймонд (1994) Корни этнической принадлежности: происхождение ачоли в Уганде до 1800 года . Кампала: Издательство Fountain. ISBN   9970-02-156-7 .
  • Дуайер, Джон Орр (1972) «Ачоли Уганды: приспособление к империализму». (неопубликованная диссертация) Анн-Арбор, Мичиган: University Microfilms International.
  • Гирлинг, Ф. К. (1960) Ачоли Уганды (Колониальное управление / Колониальные исследования, том 30). Лондон: Канцелярия Ее Величества.
  • Латиго, Джеймс, «Традиционное разрешение конфликтов ачоли в свете текущих обстоятельств:» Национальная конференция по примирению, Отель «Африкана», Кампала , Журнал «Реформа законодательства » (Комиссия по реформе законодательства Уганды), 4 сентября 2006 г.)
  • Вебстер, Дж. (1970) «Формирование и фрагментация государства в Агаго, Восточный Ачоли», Временный совет по социальным наукам в Восточной Африке; 1-я ежегодная конференция , том 3, стр. 168–197.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Ачоли Уганды» . Группы людей . Совет Международной миссии. 1 сентября 2023 г.
  2. ^ «Ачоли Южного Судана» . Группы людей . Совет Международной миссии . Проверено 22 марта 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ «Состав населения» (PDF) . ubos.org . Проверено 7 августа 2023 г.
  4. ^ Льюис, М. Пол (ред.). «Ачоли». Этнолог: Языки мира. SIL International, сентябрь 2010 г. По состоянию на 10 марта 2011 г.
  5. ^ Аткинсон, Рональд Р. «Эволюция этнической принадлежности ачоли в Уганде: доколониальная фаза». Этноистория 1989: 36(1), с. 20).
  6. ^ Дум, Радди и Коэн Влассенрут. «Сообщение Кони: новый койне?». Дела Африки 1999: 98(390), с. 7).
  7. ^ PeopleGroups.org. «PeopleGroups.org — Ачоли из Уганды» . Peoplegroups.org . Проверено 7 января 2024 г.
  8. ^ Вебстер 1970.
  9. ^ Аткинсон (1994).
  10. ^ «Генерал-лейтенант Базилио: лидер переворота 1985 года» . Монитор . 9 января 2021 г. Проверено 7 января 2024 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Оджент Латиго, Глава 4: «Традиционные практики Северной Уганды в регионе Ачоли, 1. Конфликт» , стр. 85-89, июнь 2006 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д «Уганда: Меньшинства: ачоли» , Всемирный справочник меньшинств и коренных народов, по состоянию на 3 мая 2013 г.
  13. ^ Латиго (2006), «Северная Уганда», с. 90-92
  14. ^ «Йовери Мусевени | Биография, профиль, выборы и факты | Британника» . www.britanica.com . 5 января 2024 г. Проверено 7 января 2024 г.
  15. ^ Бранч, А. 2008. «Против гуманитарной безнаказанности: переосмысление ответственности за перемещение и катастрофы в Северной Уганде», Journal of Intervention and Statebuilding 2 (2): 151-173.
  16. ^ УГАНДА: 1000 перемещенных лиц умирают каждую неделю на раздираемом войной севере - отчет | Уганда | Беженцы/ВПЛ , IRIN Africa
  17. ^ «Состав населения» (PDF) . ubos.org . Проверено 7 августа 2023 г.
  18. ^ Латиго (2006), «Северная Уганда», стр. 107-1. 102-1
  19. ^ Латиго (2006), «Северная Уганда», с. 104
  20. ^ Латиго (2006), «Северная Уганда», с. 108
  21. ^ Латиго (2006), «Северная Уганда», с. 106
  22. ^ Твесигье, К., Эммануэль (2010). Религия, политика и культы в Восточной Африке .
  23. ^ Латиго, «Северная Уганда», с. 97
  24. ^ Латиго, «Северная Уганда», с. 98
  25. Новое видение, 1 июня 2007 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Вегнер, Патрик С. (2015). Международный уголовный суд в продолжающихся внутригосударственных конфликтах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781107706811 . ISBN  978-1-107-70681-1 .
  27. ^ Жисель, Лайн Энгбо (19 января 2018 г.). Международный уголовный суд и мирные процессы в Африке . Рутледж. дои : 10.4324/9781315102382 . ISBN  978-1-315-10238-2 .
  28. ^ «Тито Окелло: Президент, которого держали в напряжении» . Новое видение . Проверено 20 февраля 2024 г.
  29. ^ «Ген Окелло призывает к мирным переговорам» . Монитор . 14 сентября 2020 г. Проверено 20 февраля 2024 г.
  30. ^ Беренд, Хайке. (1999). Алиса Лаквена и святые духи: была в Северной Уганде, 1985-97 гг . Дж. Карри. ISBN  978-1-78204-984-5 . OCLC   653038964 .
  31. ^ Перейти обратно: а б с д «Токи Северной Уганды — Раздел 1 — Уганда» . РельефВеб . 2 октября 1997 года . Проверено 27 мая 2020 г.
  32. ^ «Токи Северной Уганды — Раздел 1 — Уганда» . РельефВеб . 2 октября 1997 года . Проверено 30 мая 2020 г.
  33. ^ Аткинсон, Рональд Рэймонд, 1944- (2009). От Уганды до Конго и за его пределами: преследование Армии сопротивления Бога . Международный институт мира. OCLC   471877660 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  34. ^ «Свидетель-эксперт дает показания о возможных причинах конфликта в Северной Уганде, длившегося 20 лет» . Монитор международного правосудия . 31 мая 2019 года . Проверено 20 февраля 2024 г.
  35. ^ «Северная Уганда: понимание и разрешение конфликта | Кризисная группа» . www.crisisgroup.org . 14 апреля 2004 года . Проверено 20 февраля 2024 г.
  36. ^ «Между надеждой и страхом в Северной Уганде: проблемы на местах и ​​острая необходимость мира» . Политика и практика Оксфам . Проверено 20 февраля 2024 г.
  37. ^ Один, Ф. Вафула (16 июля 2019 г.). Кайзер, Пол Дж; Один, Ф. Вафула (ред.). Демократические переходы в Восточной Африке дои : 10.4324/9780429262401 . ISBN  9780429262401 . S2CID   152677498 .
  38. ^ Африканец 671, Студенты Университета Висконсин-Мэдисон. «Пословицы и идиомы ачоли» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с народом ачоли, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c38569d05bd760aa639a967f17a426f6__1721687760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/f6/c38569d05bd760aa639a967f17a426f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Acholi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)