Атекерские народы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Кения , Уганда , Южный Судан , Эфиопия | |
Языки | |
Тесо-тюрканские языки | |
Религия | |
Африканская традиционная религия , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Другие нилотские народы |
Атекер , или ЧаТекерин , — общее название для близкородственных народов Цзе , Карамоджонг , Туркана , Топоса , Ньянгатом и Тесо и их языков. [ 1 ] Эти этнические группы населяют территорию Уганды и Кении . Итунга (народный термин, означающий «люди одного языка») [ 2 ] и тесо использовались этнографами, тогда как термин тесо-тюркана иногда используется для языков восточно-нилотского происхождения. Атекер означает «клан» или «племя» на языке Тесо .
На туркана языке Атекер означает отдельную группу со схожими обычаями, законами и образом жизни, имеющую общее происхождение. Члены одного Атекера имеют общий характер взаимного уважения в своем многообразии. Каждая группа членов Атекера занимает свою территорию и осуществляет власть над своей землей и людьми независимо друг от друга.
Слово Атекер является общим термином для «родственных народов» или «родственников» (этот термин также относится к клану). [ 3 ] Оно происходит от корня ker , который имеет два основных значения: страх и уважение. Атекер в истинном смысле слова — это союз свободных людей, взаимно признающих и уважающих друг друга. В контексте этнической идентичности и государственности язык туркана классифицирует разных людей с общими характеристиками как принадлежащих к отдельным атекерам . Народ Маа принадлежит Атекер а Нги Мааса Масаи и так далее. Туркана и народы Карамоджонг и Ланго принадлежат одному Атекеру .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Считается, что родовая колыбель общин Атекер находится в Лонгиро, «месте энгиро» в Судане. [ 4 ]
Начало 18 века
[ редактировать ]Согласно традициям Турканы, записанным Эмли (1927); Туркана изначально были членами племени под названием «Дунгиру» (т.е. Лонгиро), которое, как говорили, жило между Турканой и рекой Нил. Традиции гласят, что туркана пришли на восток как часть племени Нгие (т.е. Цзе ), где и оставались некоторое время. Эта страна была «оккупирована этим племенем по сей день». [ 5 ]
Традиция указывает, что исконной территорией Карамоджонгов была северо-восточная часть Уганды. Отсюда движение в южном направлении, затем на восток и, наконец, на север привело их к нынешнему Матенико, расположенному к югу от тогдашней территории Малири. Эти движения, по-видимому, вытеснили некоторых оропом, территория которых тогда простиралась до этих территорий, однако традиции предполагают, что оропом в это время численно превосходили и в целом преобладали мирные отношения. [ 6 ]
Находясь в Матенико, люди, ныне известные как Додот, отделились от остальной части Карамоджонга. Они двинулись на север, в окрестности Лойоро, который находился на окраине территории, контролируемой Малири, и здесь обосновались. Традиция гласит, что встреча была мирной, и это, по-видимому, подтверждается отношениями между этими общинами в более поздние времена, когда они к тому времени отдалились друг от друга. [ 7 ]
Туркана
[ редактировать ]Согласно традициям, записанным Уилсоном (1970), Цзе продвинулись на восток и вошли на нынешнюю территорию Каримоджи в Адиланге, территорию, которая в то время была оккупирована Малири. Характер контактов, судя по всему, был враждебным, поскольку малири отступили на восток, в район горы Котен, где они оставались на некоторое время. Такое положение дел сохранялось недолго, поскольку люди с холма Тюркан, теперь называвшие себя Туркана, оторвались от Цзе у Котидо и начали продвигаться на восток. Это оказало сильнейшее давление на малири в Котене, в результате чего эта группа раскололась на две части. [ 8 ]
Одна группа Малири, все еще известная как таковая в Карамоджонге, но в других местах как Мерилль , двинулась дальше на восток, поселившись на востоке откоса Туркана. Другая группа, назвавшая себя Покотозек, двинулась на юг и прибыла в Накилоро, который расположен на откосе Туркана к северу от горы Морото. [ 9 ]
Фрагментация
[ редактировать ]Согласно традициям туркана, отмеченным Лэмфиром (1988) относительно ранней общины туркана, развивающаяся община «разделилась на две «основные части»: куро и мония». Он также записал традиции, касающиеся ассимиляции.
Женщин каждой основной части можно было отличить по одежде, и говорят, что каждая группа жила на своей отдельной, но прилегающей территории и пользовалась водой из общего колодца . В то же время семейные традиции представляют собой картину тесной связи между определенными кланами, часто возникающей в результате частых смешанных браков, которые иногда превосходили различия между основными частями.
- Джон Лэмфир, 1988 (перефраз Эмли) [ 10 ]
Лэмфир записывает группы населения, возникшие в результате этой ассимиляции и расселения населения. Он отмечает, что две основные группы взяли общее название «Туркана», в то время как некоторые поселенцы покинули Тараш и двинулись на юг, в район за горой Элгон. Он также отмечает, что примерно в то же время некоторые обширные контингенты меру, говорящих на языке банту, были поглощены несколькими кланами туркана. [ 11 ]
Взаимодействия
[ редактировать ]Продвигаясь на восток, Туркана подошла к драматическому экологическому и культурному рубежу. Всю дорогу до берегов озера Туркана лежала засушливая земля, изобилующая редкими оазисами, пригодными для возделывания. Эта суровая страна была населена общинами, радикально отличавшимися от всех, с которыми туркана сталкивались раньше. Здесь уже проживали три общины, которые жили в тесной связи друг с другом, пася разнообразный домашний скот, в том числе экзотических существ с длинными шеями и горбами на спине - первых верблюдов, с которыми столкнулся Атекер.
Из трех обществ одно, по-видимому, оказало наибольшее влияние на туркана: они держали овец, коз и верблюдов, как и их сородичи, но специализировались на крупном рогатом скоте. У них была более светлая кожа по сравнению с турканами, и они обильно мажлись охрой — турканы называли их «красными людьми» и называли их кор . Род Кора был известен турканам как Ранталле и Поран . Вместе эти союзники контролировали всю землю, простиравшуюся до Турканы на востоке.
В начале 20 века было три туркана «адакари» (т.е. атекер). Традиция Туркана гласит, что расширение Турквела было осуществлено двумя из этих атекеров, «Нитхир» и «Нгаматак». В Турквеле Нитир разделился на две части: одна часть сохранила первоначальное название, а другая была известна как «Нибелай». [ 12 ] По состоянию на 1888 год Нгамтак назывался юго-западная граница территории Туркана. [ 13 ]
Говорят, что название Нитир произошло от слова «итигер» (т. е. Сигер), «украшение», и говорили, что нитиры были названы так из-за их любви к украшениям. [ 14 ]
Позже 18 века
[ редактировать ]Фольклор туркана сообщает, что, когда их первые поселения расширились на север, они достигли холма, который стал известен как Мору Анг'иссигер, где они встретили другую группу «красных людей», которые пасли особый тип длиннорогого черного скота. Говорили, что эта община когда-то владела большей частью окружающей страны, пока Кор и их союзники не пришли с юга и не отобрали ее у них. Большинство женщин этой общины носили украшение в виде единственной раковины каури, прикрепленной к чубу. Эту свисающую раковину каури называли esigirait, мн. Нгисигира (Карамоджа). Туркана называли их Сигерами, а их домом Мору Ан'иссигер (позже гора Сигер/гора Секкер).
С приближением конца XVIII века Туркана начала ощущать демографическое давление. Все доступные пастбища на западе - в том направлении, откуда пришли Туркана, были заняты другими обществами Атекер Карамоджонга, а на востоке лежали земли грозной конфедерации Кор, Ранталле и Поран. Таким образом, туркана обратили свой взор на север, на территорию ослабевшего Сигера, и, позарившись на их высокогорные пастбища, начали посягать на них, как раз в тот момент, когда Рифтовую долину охватила страшная засуха. [ 15 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Возможно, этот раздел придется переписать, Википедии чтобы он соответствовал стандартам качества . ( июнь 2017 г. ) |
Язык
[ редактировать ]Атекер говорят на разных языках, которые произошли от одного общего языка. Несмотря на схожесть, языки атекер различаются в зависимости от занимаемых ими регионов и окружающих их сообществ, поскольку некоторые слова они заимствовали у ассимилированных меньшинств или соседних народов. Несмотря на сходство, все атекерские языки различны, поэтому, естественно, можно определить разницу.
Законы и обычаи
[ редактировать ]У каждого Атекера свои законы и обычаи. Законы и обычаи людей одного Атекера схожи.
Образ жизни
[ редактировать ]Члены каждого Атекера ведут схожий образ жизни. Разнообразные группы внутри одного Атекера обычно имеют следы законов и обычаев, которые можно проследить до исходной группы.
Земля
[ редактировать ]Земля — это одна из характеристик, которая помогает определить членство в Атекере. Члены одного Атекера обычно занимают прилегающие территории. Земельные решения составляют основу законов и обычаев. В Туркана Атекер земля разделена на регионы или территориальные участки, ŋiTela . Каждая экитела устанавливает свои собственные общие законы, вытекающие из общих законов всей нации или королевства.
Религия
[ редактировать ]Религиозные верования одного Атекера схожи. Верховное божество, которому поклоняются, имеет одно общее имя.
Общее происхождение
[ редактировать ]Члены одного Атекера имеют общее наследственное происхождение. Члены Атекера имеют разное происхождение. В пределах подразделений Атекер Туркана/Нгитурукана и подразделений Атекер подразделения Атекер принадлежат к Накаданье, который считается святой землей для районов Нгибокора (район Напак) и Каабонг. Туркана/Нгитуркана северо-западной Кении относятся к Мору-анайиесе как к своей святой и древней земле. Однако они говорят на родственных языках и слышат друг друга.
Законы Атекера
[ редактировать ]Возможно, этот раздел придется переписать, Википедии чтобы он соответствовал стандартам качества . ( июнь 2017 г. ) |
Среди членов Туркана-Каримоджонг Атекер запрещено убивать членов одного и того же Атекера. Убийство членов того же Атекера – это всё равно, что убийство собственного брата. Другие законы регулируют брак ( акуута ). При вступлении в брак нельзя жениться на одном и том же Атекере. Брак также объединяет «Нгатекерин (множественное число от Атекер). Разводом ( элакит или акилак ) также занимается Атекер, и до того, как развод будет принят, разные стороны из обоих Нгатекерина пытаются решить проблему. Выпас скота регулируется другими законами ( ачок или акитвар) . ) земли, на которых старейшины проводят церемонии (Акирикет), такие как вызов дождя, мир, ежегодное благословение скота (Акеро) и т. д.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ришковски, Барбара; Пиллинг, Дэфид (2007). Состояние мировых генетических ресурсов животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства . Продовольственная и сельскохозяйственная организация. п. 410. ИСБН 9789251057629 .
- ^ Вебстер, Джеймс Бертин (1973). Итесо во время асонии . Восточноафриканский паб. Дом. стр. XXI.
- ^ Вебстер, Джеймс Бертин (1973). Итесо во время асонии . Восточноафриканский паб. Дом. п. 58.
- ^ Лэмфир, Джон (1988). «Люди Серого Быка: Происхождение и распространение Турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 30. дои : 10.1017/S0021853700035970 . JSTOR 182237 . S2CID 162844531 .
- ^ Эмли, ЭД (1927). «Туркана Колосского района». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 57 : 160. дои : 10.2307/2843681 . JSTOR 2843681 .
- ^ Уилсон, Дж. Г. (1970). «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130.
- ^ Уилсон, Дж. Г. (1970). «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130.
- ^ Уилсон, Дж. Г. (1970). «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130–131.
- ^ Уилсон, Дж. Г. (1970). «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130–131.
- ^ Лэмфир, Джон (1988). «Люди Серого Быка: Происхождение и распространение Турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 30. дои : 10.1017/S0021853700035970 . JSTOR 182237 . S2CID 162844531 .
- ^ Лэмфир, Джон (1988). «Люди Серого Быка: Происхождение и распространение Турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 30. дои : 10.1017/S0021853700035970 . JSTOR 182237 . S2CID 162844531 .
- ^ Эмли, ЭД (1927). «Туркана Колосского района». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 57 : 161. дои : 10.2307/2843681 . JSTOR 2843681 .
- ^ Хёнель, Риттер фон (1894). Открытие озер Рудольфа и Стефани; рассказ об исследовательской и охотничьей экспедиции графа Сэмюэля Телеки в восточную экваториальную Африку в 1887 и 1888 годах . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 266 .
- ^ Эмли, ЭД (1927). «Туркана Колосского района». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 57 :162. дои : 10.2307/2843681 . JSTOR 2843681 .
- ^ Фукуи, Кацуёси; Маркакис, Джон (1994). Этническая принадлежность и конфликты на Африканском Роге . Оксфорд: Издательство Джеймса Карри. п. 67 . ISBN 9780852552254 .