Топоса люди

Топоса , проживающая — нилотская этническая группа в Южном Судане в регионе Большая Капоэта в Восточная Экватория штате .Они традиционно жили выпасом крупного рогатого скота, овец и коз, а в прошлом занимались торговлей слоновой костью . У них есть традиция постоянных войн низкого уровня, обычно угонов скота, против своих соседей.
Во время Второй гражданской войны в Судане (1983–2000) 21–69 Топоса время от времени помогала Народно-освободительной армии Судана (НОАС), а иногда помогала правительству Судана . После войны продолжались спорадические столкновения с соседними племенами. Образ жизни Топоса постепенно модернизируется, а традиционная социальная организация разрушается.
Расположение
[ редактировать ]
Народ топоса живет в Большой Капоэте , рядом с реками Сингаита и Локальен, и имеет ритуальный центр на реке Лойоро . Для сезонного выпаса скота они мигрируют в Моруангипи, а иногда и на восток, в треугольник Илеми . [1] Люди топоса также живут на юго-востоке штата Джонглей . [2] Их основные поселения включают Капоэта , Ривото и Нарус .Земля полузасушливая и пересеченная, с холмами и хребтами, разделенными неглубокими равнинами и сезонными ручьями. Растительность ограничена кустарниками и низкой травой. [3]
Топоса в основном полагаются на крупный рогатый скот, овец и коз, от которых получают молоко, кровь, мясо и кожу.В сезон дождей животные пасутся возле деревень. Когда дожди заканчиваются, мужчины отводят стада на пастбища в сухой сезон, а затем медленно возвращают их обратно, пасясь по пути, чтобы прибыть в деревню, когда начнется следующий сезон дождей. Некоторые площади хороших пастбищ невозможно использовать из-за отсутствия питьевой воды. [4]
Женщины также занимаются ограниченным сельским хозяйством в долинах рек. [5] Основная культура — сорго , выращиваемое на плодородных глинистых почвах. В зависимости от условий может возникнуть острый дефицит или большие излишки. В стране Топоса выпадает мало и непредсказуемо осадков. Реки бурные, текущие только в сезон дождей. [4]
Культура
[ редактировать ]
Язык топоса — нилотский язык . Он принадлежит к группе Туркана, в которую также входят Карамоджонг в Уганде, Ньянгатом в Эфиопии и Туркана в Кении. [6] Языки туркана и топоса настолько близки, что понятны друг другу. [7] Другие названия языка топоса — Акара, Каре, Куми, Тапоса и Топота. [1]
Экономика и общественная жизнь Топоса вращаются вокруг выпаса скота, включая крупный рогатый скот, верблюдов, ослов, коз и овец. Топоса также занимается поиском золота и других драгоценных минералов в руслах ручьев.Мальчикам сначала дают присматривать за козами и овцами, а затем, когда они достигают совершеннолетия, переходят к уходу за скотом.Они могут путешествовать на значительные расстояния в поисках воды и пастбищ. [3] Владение скотом, наряду с владением заряженным ружьем, являются основными мерилами статуса и богатства. Крупный рогатый скот занимает центральное место в культуре Топоса. [5] Топоса всегда конкурировали со своими соседями за воду и пастбища и всегда занимались угоном скота. [3] Традиционным оружием Топоса было длинное метательное копье, использовавшееся в набегах вместе со щитом. Атакующий бежал вперед зигзагами, чтобы уклониться от снарядов, швырял копье, а затем отступал, готовый устроить засаду на преследующего врага. [5]
Топоса разделяют привычку к постоянным войнам на низком уровне, в основном для захвата скота, со своими соседями. По словам П.Х. Гулливера, писавшего в 1952 году, « Тюркана вел войну со всеми своими соседями, за исключением Цзе , с которыми они время от времени вступали в союз против Карамаджонгов и Додотов . Карамаджонги аналогичным образом вели войну со всеми своими соседями, за исключением Дудот, с которым они иногда объединялись против Цзе. Цзе заявляют о дружбе с Топоса, но, поскольку у них нет общих границ, это не имело большого значения, и Топоса и Доньиро не воевали друг с другом и, как известно, образовали союз. союз против Турканы и Джие были врагами». [8]
Ожидается, что женщины останутся дома, занимаясь сельским хозяйством, готовя еду, воспитывая детей и ухаживая за пожилыми людьми. [3] Такое разделение труда может быть неэффективным. Когда неправительственная организация ввела выращивание быков, они сначала решили, что будет легче поручить пахоту мужчинам, хотя земледелие является женской работой, чем позволить женщинам вторгаться в мужской мир животноводства. Позже они решили, что женщинам следует разрешить пахать, но советы старейшин отвергли эту идею. Однако власть старейшин Топоса ограничена, и НПО пошла дальше и обучила пахать быков некоторых женщин, в основном вдов и сирот. Эксперимент закончился в 1985 году, когда в этот район прибыли силы повстанцев, и старейшины, естественно, объяснили эту катастрофу тем, что женщинам разрешили управлять скотом. [9]

Среди топоса нет четкой политической организации, хотя старейшинам, вождям и мудрецам оказывают уважение.Большинство решений относительно клана или сообщества принимается на собраниях, на которых присутствуют только мужчины и которые традиционно проводятся в темное время суток перед рассветом. [3] Вопросы войны и мира решаются советами старейшин секций, и старейшины обладают сакральной властью над дождем и засухой. [10] Капитан Кинг, солдат англо-египетского кондоминиума, который завоевал Топосу и правил ею шестнадцать лет, писал: «Похоже, нет никаких сомнений в том, что до прихода абиссинцев даже идея «вождя» была совершенно неизвестна Топота; дела раздела и нации регулировались лидерами правящего класса, следующего за классом воинов... Одаренные люди, такие как Тулиабонг или Лотукол, который сам был старейшиной, могли прийти к власти благодаря своей силе характера или доблести. осуществлять необычное влияние, но оно было чисто личным, и не было никакой идеи, что его смерть перейдет к его сыну». [11]
Топоса верят в высшее существо и духов предков, которые могут помочь в преодолении таких проблем, как засуха или эпидемии болезней среди их стад. [3] Они полагают, что изначально люди жили вместе с «Наквуге» в небе, но многие соскользнули по веревке на землю. Затем веревка порвалась, отделив их от рая. [12] По состоянию на 2000 год примерно 5% населения умели читать. [1] Культура Топоса передается устно через песни, танцы, музыку, стихи и фольклор.Римско -католическая епархия Торита активно занимается прозелитизмом среди топоса, и с некоторым успехом. [3]
Ранняя история
[ редактировать ]Топоса принадлежат к так называемому «кластеру Карамоджонг», который включает народ карамоджонг в Уганде, народ донгиро и народ джие на юго-востоке Южного Судана и юго-западной Эфиопии, а также народ туркана в Кении. [13] Топоса говорят, что они возникли в горах Лосолия в Уганде и ушли во время сильной засухи, унесшей жизни как людей, так и животных. [3] Считалось, что смертельная ссора между народами Льво и Тап (предками Тапосы) нарушила гармонию всей жизни в северной Уганде, вызвав сильный голод в 1587–1623 годах. Люди были вынуждены отойти на большие расстояния, а те, кто остался, были доведены до каннибализма. [14] Покинув центр первоначальной группы, предки топоса на некоторое время поселились в Лосиланге , а затем двинулись на север в поисках пастбищ. В Лойоро одна группа, Ньянгатом или Донгиро, двинулась на восток, в то время как части Мосинго и Кор Топоса под давлением Турканы двинулись на запад и к 1830 году обосновались в Капоэте. [15]
У Лотухо есть традиция, согласно которой их славное королевство Иматари было разрушено Топоса где-то в начале девятнадцатого века. Изгнанный король Лотухо укрылся в Топосаленде, один, не считая своей собаки. Он вернулся с отрядом топоса, окружившим город. Когда люди укрылись в царском дворце, имевшем крепкие стены, Топоса прорвалась через стены. После битвы лотуху разошлись по деревням на своей нынешней территории. [16]

Топоса стали заниматься торговлей слоновой костью в конце 19 - начале 20 века.Когда Мухаммад Ахмад основал Махдию в 1881 году, это привело к почти полному прекращению торговли слоновой костью через Судан на север. Вместо этого экспорт начал идти через Эфиопию. [17] Когда британцы установили свое присутствие в Судане и Восточной Африке в 1890-х годах, они ввели правила, запрещающие экспорт через их территорию незрелой или женской слоновой кости. В ответ топоса все чаще обращались к Маджи в Эфиопии как к рынку для своей слоновой кости. [18] До Первой мировой войны влияние Эфиопии простиралось на запад до реки Кидепо и за ее пределами, а торговля слоновой костью в этом районе не затрагивалась до 1927 года. [19]
Топоса установила тесные отношения с торговцами суахили, и смешанные браки были обычным явлением.Язык топоса стал лингва-франка к западу от озера Рудольф и на большей части территории Восточной Экватории. Торговый путь между Мбале на территории нынешней Уганды и Маджи пролегал через территорию Топоса не потому, что это был самый короткий путь, а потому, что там была надежная круглогодичная вода и можно было легко найти ослов для перевозки слоновой кости. [20] Другой маршрут пролегал от Маджи через Обавок, Северный Лафит , Лафон и болото Бадигеру к Нилу . [19] В результате торговли слоновой костью оружие и боеприпасы доставлялись из Эфиопии на территорию Топоса, и они использовались в совместных с суахили набегах скота на соседние народы. [20]
Правительство англо-египетского Судана «усмирило» территорию Топоса в 1926/1927 году. Примерно в то же время британское правительство Восточной Африки установило посты в северном Туркаленде на юге. [21] В условиях неуклонного ужесточения ограничений к началу 1930-х годов топоса были основными оставшимися торговцами слоновой костью в низменностях Южного Судана. [22] Страна Топоса осталась частью Судана , когда эта страна стала независимой в 1956 году.Первая гражданская война в Судане , продолжавшаяся с 1955 по 1972 год, оказала некоторое влияние на Топосу.Вторая гражданская война в Судане , разразившаяся в 1983 году, имела огромные последствия.
Гражданская война
[ редактировать ]
Во время Второй гражданской войны в Судане (1983–2005) Топоса иногда помогала Народно-освободительной армии Судана (НОАС), а иногда помогала правительству Судана.Топоса придерживались прагматичного подхода, якобы встав на сторону того, кто дал им больше еды и оружия. [23] НОАС чередовала насилие и более примирительный подход к Топосе. В 1985–1986 годах НОАС напала на гражданское население Топоса, которое она считала «враждебным». С 1987 года НОАС начала попытки улучшить отношения с мирным населением. [24] К 1988 году некоторые из бойцов НОАС были Топоса. [23]
Вооруженные силы Судана стремились использовать традиционную напряженность между топоса и народом динка , к которому принадлежали многие лидеры НОАС, путем поставки оружия и боеприпасов топоса. [2] Огнестрельное оружие использовалось как для защиты, так и для увеличения богатства животных, и само по себе стало символом богатства. В 1990-е годы правительство Судана передало Топоса не менее 50 000 единиц стрелкового оружия. [5] В 1992 году АК-47 , поставленный правительством, можно было обменять на десять коров, или НОАС предоставила винтовки G3 в обмен на АК-47. [25] Набеги теперь уже хорошо вооруженных топоса на своих соседей, таких как народ сури в Эфиопии, резко возросли. [26] Внутренне перемещенные лица (ВПЛ), перемещающиеся по территории Топоса, подвергались преследованиям со стороны ополченцев Топоса или бандитов. [27]
Капоэта , город в стране Топоса, был захвачен НОАС 25 февраля 1988 года.Правительство вооружило Топоса, чтобы они могли бороться с НОАС, а также со своими традиционными соперниками – народом Лотуко . [28] В марте 1992 года ополчение Топоса устроило нападения на колонны с гуманитарной помощью, пытавшиеся доставить припасы в Капоэту . [29] Беженцы, бежавшие из Почаллы , которая перешла к суданскому правительству, подверглись нападению со стороны ополченцев Топоса, когда они направлялись в Капоэту. [30] 28 мая 1992 года правительство внезапной атакой вернуло Капоэту. Ополчение Топоса, знавшее местность, сыграло центральную роль. [28] Эвакуированные мирные жители из Капеоты двинулись на юг, в Нарус, а оттуда более 20 000 человек отправились в Локичокио в Кении, включая 12 500 несовершеннолетних без сопровождения взрослых. [28]
По данным Amnesty International, НОАС начала политику «преднамеренных и произвольных убийств гражданских лиц этнической принадлежности Топоса вокруг Капоэты… в отместку за участие проправительственных ополченцев Топоса в захвате Капоэты и последующие нападения на беженцев, бегущих из города». ". [31] К концу 1990-х годов были предприняты серьезные усилия по снижению межэтнической напряженности.Межафриканское бюро ресурсов животных спонсировало семинары и встречи по гармонизации для разрешения и предотвращения конфликтов между скотоводческими общинами, такими как топоса, и их соседями.Участницы женского семинара Дидинга -Туркана-Топоса- Ньянгатом в феврале 2000 года взяли на себя ответственность за предотвращение дальнейшего угона скота и набегов между общинами. [32] Роль женщин, готовых пересечь границы и в одностороннем порядке инициировать мирные переговоры, беспрецедентна и имеет решающее значение. [33] Католическая епархия Торита активно участвовала в разрешении конфликтов между Топоса, а также конфликтов между Топоса, Дидинга и Буя , а Ассоциация развития Топоса была создана для содействия развитию и миростроительству среди Топоса. [34]
Недавние события
[ редактировать ]

существует долгая история конфликта Между топосами Наморуньянга и дидингами округа Буди . В засушливый сезон топоса перегоняли свой скот на холмы Дидинга за водой и пастбищами, пока на земле Топоса не начинались дожди. В прошлом такая практика осуществлялась по соглашению между двумя общинами, при этом в обмен на право доступа к пастбищам давался подарок. С распространением оружия и нарушением порядка во время гражданской войны традиционные протоколы игнорировались, а насилие стало обычным явлением. [35] В мае 2007 года представители племени Топоса из Наморуньянг совершили набег на Нгауро Пайам округа Буди , напали на группу, отдыхавшую после работы на поле, находящемся в коллективной собственности, и забрали 300 голов крупного рогатого скота и 400 коз или овец. [36] 49 женщин, 4 детей и 5 мужчин были убиты, остальные получили ранения. [37]
Надапал , расположенный прямо за границей с Кенией , представляет собой плодородную территорию, в которой многие топоса нашли убежище во время гражданской войны.После окончания конфликта некоторые кенийцы хотели, чтобы топоса из района Надапала вернулась в Южный Судан. Топоса сопротивлялись, возможно, отчасти потому, что они чувствовали, что такие племена, как динка и нуэр, возмущались поддержкой топоса правительства Судана во время гражданской войны, и поэтому с ними будут обращаться как с нежелательным меньшинством в Восточной Экватории . [38] В этом районе продолжались столкновения между Топоса и Туркана.В отчете за май 2010 года говорилось, что в результате боевых действий между Топосой и Турканой погибло более 40 человек и было украдено около 4000 голов скота. В нем также говорится, что Джордж Эчом , заместитель губернатора Восточного Экваториального штата, заявил, что Надапал принадлежит Южному Судану. [39]
В отчете 1982 года говорилось, что на языке топоса проживало 105 000 человек, в том числе 95 000 по обе стороны рек Зингиетта и Локальен и 10 000 в Эфиопии. [40] Более поздние отчеты указывают на гораздо большую численность населения. [3] В последнее время произошли улучшения в здравоохранении, водоснабжении и ветеринарии. Многие дети Топоса сейчас посещают школу в Нарусе и Натинге . Эти изменения глубоко затрагивают традиционную социальную организацию. [3] Женщины начинают играть более заметную роль в разрешении споров. [41] Губернатором Восточной Экватории, вступившим в должность в мае 2010 года, является бывший бригадный генерал Луи Лобонг Лоджор . Он топоса из Восточного округа Капоэта. [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Топоса Язык – этнолог .
- ^ Jump up to: а б Обзор стрелкового оружия 2007 , стр. 337.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Топоса – Гуртонг .
- ^ Jump up to: а б Йонго-Буре 2007 , стр. 1-1. 22.
- ^ Jump up to: а б с д Спрингвуд 2007 , стр. 80.
- ^ Нило-Сахарский .
- ^ Кинг 2008 , стр. 144.
- ^ Мукерджи 1985 , стр. 79–80.
- ^ Гири 2003 , стр. 209.
- ^ Симонсе 1992 , стр. 49.
- ^ Симонсе 1992 , стр. 47.
- ^ Найтон 2005 , стр. 233.
- ^ Найтон 2005 , стр. 23.
- ^ Найтон 2005 , стр. 58.
- ^ Найтон 2005 , стр. 63.
- ^ Симонсе 1992 , стр. 175.
- ^ Донэм и Джеймс 1986 , стр. 207.
- ^ Донэм и Джеймс 1986 , стр. 209.
- ^ Jump up to: а б Моллой 1950 .
- ^ Jump up to: а б Донэм и Джеймс 1986 , стр. 214.
- ^ Донэм и Джеймс 1986 , стр. 211.
- ^ Донэм и Джеймс 1986 , стр. 206.
- ^ Jump up to: а б Джонсон 2003 , стр. 86.
- ^ Джонсон 2003 , стр. 83.
- ^ Петерсон 2001 , стр. 207.
- ^ Шли и Уотсон 2009 , стр. 42.
- ^ СУДАН ПОТЕРЯННЫЕ МАЛЬЧИКИ .
- ^ Jump up to: а б с Роне, Прендергаст и Соренсен 1994 , стр. 45.
- ^ Роне, Прендергаст и Соренсен 1994 , стр. 37.
- ^ Роне, Прендергаст и Соренсен 1994 , стр. 38.
- ^ Роне, Прендергаст и Соренсен 1994 , стр. 224.
- ^ Мваура и Шмейдл 2002 , стр. 155.
- ^ Обзор стрелкового оружия 2007 , стр. 338.
- ^ Мваура и Шмейдл 2002 , стр. 156.
- ^ Трансграничный мир .
- ^ Отчет безопасности .
- ^ Открытое письмо – Гуртонг .
- ^ Кения: Бесконечная война .
- ^ Лучелли 2010 .
- ^ Брайт 1992 , стр. 107.
- ^ USAID/OTI Судан .
- ^ Восточная Экватория — ООН .
Источники
[ редактировать ]- Брайт, Уильям (1992). Международная энциклопедия лингвистики, Том 3 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505196-3 .
- «ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПРОГРАММА МИРА И СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ВОИН СУДАНА/УГАНДЫ/КЕНИИ» (PDF) . Семена мира в Африке. 2009–2011 гг. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2012 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- Донэм, Дональд Льюис; Джеймс, Венди (1986). Южные границы имперской Эфиопии: очерки истории и социальной антропологии . Архив Кубка. ISBN 0-521-32237-5 .
- «Профиль штата Восточная Экватория» (PDF) . Миссия ООН в Судане . Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2012 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- Гири, Ананта Кумар (2003). Моральная критика развития: в поисках глобальной ответственности . Рутледж. ISBN 0-415-27625-Х .
- Джонсон, Дуглас Гамильтон (2003). Коренные причины гражданских войн в Судане . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21584-6 .
- «Кения: Бесконечная война между Турканой и Суданом» . Африканская пресса Интернэшнл . 24 октября 2009 года . Проверено 22 июля 2011 г.
- Найтон, Бен (2005). Жизнеспособность религии Карамоджонг: умирающая традиция или живая вера? . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-0383-0 .
- Кениг, Криста (2008). «Топоса» . Случай в Африке . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-923282-6 .
- Лучели, Исаия (5 января 2010 г.). «Пограничный спор позорит Кению» . Стандарт . Кения. Архивировано из оригинала 11 января 2013 года . Проверено 23 июля 2011 г.
- Моллой, подполковник П. (февраль 1950 г.). «Болото Бедигеру или Бадингилу» .
- Мукерджи, Рамкришна (1985). Уганда, историческая случайность?: класс, нация, государственное образование . Африка World Press. ISBN 0-86543-016-0 .
- «Нил-Сахарский, Восточно-Суданский, Нилотский, Восточный, Лотуксо-Тесо, Тесо-Туркана, Туркана » Этнолог Получено 24 июля.
- Мваура, Сиру; Шмейдл, Сюзанна (2002). Раннее предупреждение и управление конфликтами на Африканском Роге . Пресса Красного моря. ISBN 1-56902-157-0 .
- «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО: Генерал-лейтенант Сальва Киир Маярдит» . Гуртонг . 12 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. Проверено 15 июля 2011 г.
- Петерсон, Скотт (2001). Я против моего брата: война в Сомали, Судане и Руанде . Рутледж. ISBN 0-415-93063-4 .
- Роне, Джемера; Прендергаст, Джон; Соренсен, Карен (1994). Разрушение гражданского населения: злоупотребления со стороны всех сторон в войне на юге Судана . Хьюман Райтс Вотч. ISBN 1-56432-129-0 .
- «Отчет Комитета безопасности и общественного порядка о резне в Нгауро в округе Буди» (PDF) . Комитет безопасности и общественного порядка SSLA / Джуба. 28 мая 2007 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- Шле, Гюнтер; Уотсон, Элизабет Э. (2009). Изменение идентификации и альянсов в Северо-Восточной Африке . Том. 1. Книги Бергана. ISBN 978-1-84545-603-0 .
- Симонсе, Саймон (1992). Короли катастрофы: дуализм, централизм и король-козёл отпущения на юго-востоке Судана . БРИЛЛ. ISBN 90-04-09560-8 .
- Обзор стрелкового оружия (2007). Обзор стрелкового оружия 2007: Оружие и город . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88039-8 .
- Спрингвуд, Чарльз Фрюлинг (2007). «Топоса» . Открытый огонь: понимание мировой культуры оружия . Берг. ISBN 978-1-84520-417-4 .
- «СУДАН, ПОТЕРЯННЫЕ МАЛЬЧИКИ: ДЕТИ-СОЛДАТЫ И МАЛЬЧИКИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ЮЖНОМ СУДАНЕ» (PDF) . Хьюман Райтс Вотч . Ноябрь 1994 года . Проверено 22 июля 2011 г.
- «Топоса» . Гуртонг . Проверено 24 июля 2011 г.
- «Топоса — язык Судана» . Этнолог . Проверено 24 июля 2011 г.
- «Полевой отчет USAID/OTI в Судане» . ЮСАИД. Октябрь 2004 года . Проверено 25 июля 2011 г.
- Йонго-Буре, Бенайя (2007). Экономическое развитие Южного Судана . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-3588-2 .