Лопит люди
Общая численность населения | |
---|---|
от 160 000 до 200 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Южный Судан | от 160 000 до 200 000 |
Языки | |
Лопитский язык |
Лопиты этническая группа , — нилотская проживающая в штате Восточная Экватория , Южный Судан . [1] Традиционно они называют себя донге (множественное число) или донгиони (единственное число). Лопит насчитывает от 160 000 до 200 000 человек. [2] живут в районе Лопита, в горах Лопит, простирающихся с востока на север Торита .
Район Лопит граничит с Пари на севере, Теннетом на севере и востоке, Бари на северо-западе, Локойей и Отухо на западе, Отухо и Донготоно на юге, а также Топосой и Бойей на востоке. [3] Лопит включает 55-57 деревень. Имехеек является штаб-квартирой округа Лопа и расположен в районе Лопит. Есть пять пайамов (административных районов). [4] в районе Лопита: Имехеек (восток/центр), Охуток и Обунге (юг), Арило (север) и Онгиро (запад).
Язык
[ редактировать ]Лопитцы говорят на лопитском языке , нилотском языке , который имеет шесть различных диалектов:
Нгабори : народ Нгабори разделен на деревни:
сверлить,
Лохомилинг,
Лолуро и др.
дорический
Они разделены на шесть деревень.
Они включают в себя:
- Логоновати,
- длина,
- Лосарук,
- Скорость,
- Лодо и Лодохори.
Нготира
Нготира — самый крупный город на земле Лопит.
Они разделены на две:
Восточный
К ним относятся: Ихиран, Имехежек, Мура, Хибиронги, Лохобохобо и Лохиньян или Лехиньян.
западный
Это Лотурумо (Лохири или Лехири), Майтонг, Хияхи, Лосингия (Лесинья), Эрубе, Лосу, Лодонгиок, Идали, Табвор1 и Табвор.
Омиаха
К ним относятся: Ибони, Ибахуре, Охиланг, Ибеле и т. д.
Лохуток
Они разделены на шесть деревень.
Лолонго
Они также разделены на шесть деревенских жителей.
История
[ редактировать ]Лопиты пришли в Южный Судан из Восточной Африки , вероятно, в результате поздних переселенцев из озера Туркана .
Культура и традиции
[ редактировать ]Музыка и танец
[ редактировать ]Музыка и танцы занимают центральное место в культуре Лопита. Для разных случаев существуют разные танцы. Каждый танец имеет определенные костюмы, музыку и временные рамки, связанные с ним. Барабаны – важная часть танцев. [5] Некоторые основные танцы:
- Здесь [6] - Когда кто-то умирает, танцы продолжаются 24 часа, начиная с женщин.
- Зевота [7] - Танец, исполняемый в конце сбора урожая.
- Ронгит - праздничный танец, исполняемый по разным поводам в зависимости от установленного возраста и предстоящего возраста. Это тоже часть тренировочного процесса будущей группы.
- Хитокок — выполняется при подготовке к войне или бою.
- Милиан - праздничный танец, исполняемый , и Хатар когда женщина обручена из другого клана в данный клан, исполняемый в основном ночью до утра.
- Лам [8] - Выполняется один раз в год примерно в мае, после охоты, которая начинается ночью и заканчивается на следующее утро. Сама охота представляет собой гонку между отдельными охотниками, вся добыча передается королю.
- Лян - это дневной танец с полудня до 13:00 перед вечерним танцем. Оно варьируется между умершими пожилыми и молодыми людьми. например, когда умирает молодой человек 20–30 лет, люди уходили на охоту далеко от деревни между 3–4 часами ночи и возвращались домой в 12 часов дня раньше Ляна, оплакивая покойного. Многие вещи, например, мясо животных, будут переданы в дом покойного в знак поддержки семьи и гостей, а также в знак уважения.
- Лотухе - это танец, исполняемый только для пожилых людей от 50 лет и старше, он проводится накануне вечером (Бура), обычно около 18:00-12:00, в зависимости от сезона или условий в определенных деревнях. например, достаточно еды, все счастливы и нет серьезных заболеваний.
- Малия - это танец, исполняемый для молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет или младше 50 лет для всех полов. Малия проходит с 6 до 12 часов утра. используется только один барабан.
- икития (иитиянг) - это танец, который исполняется во второй половине дня, примерно в 14–15 часов, сразу после Ляна, и исполняется только женщинами.
Социальная структура
[ редактировать ]Правящий возрастной набор
[ редактировать ]Монёмидзи — это власти и представители каждой деревни, а также самые влиятельные люди в деревне. Они принимают важные решения относительно войны, фестивалей, совершенствования и посвящений. [9] [10] Их уважают и им подчиняются, но они обязаны служить обществу и предыдущему поколению монемидзи . Если будет замечено, что они принимают плохие решения или не соблюдают правила, то старшее поколение монемидзи может их отстранить.
проводится великая церемония Когда новое поколение монемидзи приходит на смену предыдущему правящему возрасту, . Эта передача власти происходит через регулярные промежутки времени, от 12 до 22 лет в зависимости от местоположения. [11] если только нет исключительных обстоятельств. [12]
Когда это происходит, их иногда отправляют из деревни и ждут, что они вернутся с ценным предметом, чтобы выразить свои извинения.
новый набор моньомидзи В центральной и северной Лопите (Нготира, Дорик, Нгабори) каждые 12 лет вводится . Есть два имени, которые альтернативно используются для этой группы: нгалам и лефират .
новый набор моньомидзи В Южном Лопите (Ломиаха, Лохуток, Лолонго и 1 деревня от Нготиры) каждые 22 года инициируется . Для каждого нового набора используется одно и то же имя: hifira . [13]
девичество
[ редактировать ]С 10–11 лет девочки начинают готовиться к посвящению в девичество. Они начинают образовывать между собой ассоциации численностью от 3 до 10–15. Группам девочек нужно найти место для сна в доме пожилой женщины. Эта пожилая женщина может быть одной из бабушек девочек или женщиной, к которой подошла пара из группы и попросила разрешения остаться в ее доме. [14]
На этот раз девочки наберутся опыта и знаний о своих ожидаемых обязанностях ходво (девочек-подростков). Каждый день они встают рано (около 4 утра), чтобы начать молоть сорго и другие зерновые для своих семей. [15] Старуха становится для девочек наставницей, делясь с ними советами по утрам, а вечером рассказами. [14]
Формальное посвящение в ходво происходит примерно в возрасте 14 лет. Монёмидзи может выбрать отдельную девочку для посвящения, или целая группа может быть инициирована одновременно с посвящением нового правящего возрастного набора ( монёмидзи ).
В обязанности девочек как ходво входит: [16]
- Присутствовать, когда монемидзи танцуют . (отсутствие по этому поводу строго наказывается [17] )
- Уборка палок и сорняков на ферме Монёмидзи . ( мана на гула / мана на хабу )
- Для новых ферм, расчистка земли.
- Обеспечение водой монемидзи , работающей на ферме.
- Приготовление ханымы (арахисового масла) [16] в калебасе для фестиваля Иканга , а также пищевое масло, приготовленное из местных фруктов.
- Выполняйте поручения моньомидзи вместе с дуре хорвонг / иньархалу (мальчиками), например, собирайте бамбук с горы ( ньярат ), особенно в Омиахе.
Женственность
[ редактировать ]Девушки обычно остаются ходво до тех пор, пока не выйдут замуж и не заведут детей. На этом этапе они становятся хоёмидзи (женщинами). [18] Незамужние женщины могут присоединиться к этой группе или остаться ходво еще на два года.
Когда девочки присоединяются к хоёмидзи , они становятся самыми молодыми женщинами. Пройдет 30 лет, прежде чем они будут посвящены в следующий набор.
Производство и экономика
[ редактировать ]Лопиты живут в холмистой и плодородной местности и занимаются агро-скотоводством, занимаясь традиционным сельским хозяйством, а также разведением домашнего скота. Эти социально-экономические занятия осуществляются как на склонах гор, так и на равнине. [1]
Основные сельскохозяйственные культуры: сорго , камыш , просо , тыква , арахис , симсим , бамия , сьям , маниока , сладкий картофель , кукуруза и манго . [19] [20] Они также собирают лесные продукты, корни бамбука , кокосы , мед , орехи ши (прессованные для производства масла), инжир и многие другие сорта. [21]
Охота
[ редактировать ]Лопиты, как и другие группы в этом районе, занимаются обширной охотой . Они охотятся в засушливый сезон , [4] после окончания сбора урожая (январь – апрель). [7] объединяются группы численностью до 2000 человек На этот раз для групповой охоты, когда для охоты . Соседние деревни объединяются для охоты на землях деревни, которая вызвала охоту. [22] Призыв объявляется за четыре недели вперед.
Группы разделяются на две части, которые движутся в разных направлениях, а затем головы собираются вместе и перегруппировываются, чтобы покрыть большую территорию. Первое животное, убитое на охоте, отдается королю страны. Когда мясо делят, пожилые люди имеют право первого выбора. [23]
Некоторые части животного нельзя употреблять в пищу свободно. Внутренние органы (кроме легких) могут есть только пожилые мужчины и женщины, а молодым людям нельзя есть какую-либо часть головы или голеней животного.
буйвола , слона , жирафа , носорога , газели , страуса и антилопы Обычно охотятся на организуются специальные охоты, . На львов и леопардов если они убили домашний скот. [24]
Рыбалка практикуется с августа по апрель, в болотистых местах и на озерах. [25]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Мирный проект Гуртонг» .
- ^ Суданская перепись 2008 года
- ^ Распределение этнических групп в Южном Судане (по состоянию на 24 декабря 2009 г.) - Управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), 2010 г.
- ^ Jump up to: а б STARBASE (База данных о переходном периоде и восстановлении Судана): Отчет по округу Торит , стр. 2 – Организация Объединенных Наций в Судане, 2005 г.
- ↑ Сообщество Лопит в Торите отмечает культурное наследие - Питер Локале Накиманголе, 8 февраля 2012 г.
- ^ Груб, Лотухо Юга, стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б Суданские празднования урожая заполняют Menzies Hall. Архивировано 17 января 2012 года в Wayback Machine , 6 января 2011 г. — Dandenong Leader.
- ^ Груб, Лотухо Юга, стр. 75–76.
- ^ Симонсе, Короли катастроф , с. 71-74
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 141-143
- ^ Симонсе, Короли катастроф , с. 71
- ↑ Смена караула. Архивировано 25 марта 2010 г. в Wayback Machine. Скай Уиллер , 2012 г., IPS News.
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 141
- ^ Jump up to: а б Груб, Лотухо Юга с. 132
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 52
- ^ Jump up to: а б Груб, Лотухо Юга с. 134
- ^ Груб, Лотухо Юга, стр. 134–135.
- ^ Груб, Лотухо Юга, стр. 132–133.
- ^ Бюллетень продовольственной безопасности и средств к существованию штата Восточная Экватория [ постоянная мертвая ссылка ] , Том 2, апрель – август 2008 г.
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 44-46
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 47
- ^ Симонсе, Короли катастроф , с. 66–67
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 75–79
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 181
- ^ Груб, Лотухо Юга, с. 74
Ссылки
[ редактировать ]- Груб, Андреас (1992). Лотухо Южного Судана: этнологическая монография . Франц Штайнер Верлаг Штутгарт
- Симонсе, Саймон (1992). Короли катастрофы: дуалисам, централизм и король козла отпущения в Южном Судане .
- Онии Итара, Пятидесятница (2017). Омия Невоспетое королевство . Лулу Пресс, Инк.