Азанде люди
![]() Мужчины-азанде со щитами и арфой, между 1877 и 1880 годами. | |
Общая численность населения | |
---|---|
3,8 миллиона в конце 20 века [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 96,500 |
![]() | 2,061,000 |
![]() | 1,040,000 |
Языки | |
Па-занде • Бангала • Английский • Французский • Лингала • Санго • Джубаский арабский | |
Религия | |
Христианство • Африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Народ Нзакара • Народ геме • Народ барамбу • Народ Памбии • Другие народы Убанга [ сомнительно – обсудить ] [ нужна ссылка ] |
Азанде языках — этническая группа в Центральной Африке, говорящая на азанде (классификация которых неясна). Они живут в юго-восточной части Центральноафриканской Республики , северо-восточной части Демократической Республики Конго , а также в юго-центральной и юго-западной частях Южного Судана . [2] [3] Конголезские азанде живут в Восточной провинции вдоль реки Уэле ; Кокос , имбирь , имбирь и имбирь. [ нужна ссылка ] Центральноафриканские азанде проживают в округах Рафаи , Бангасу и Обо . [ нужна ссылка ] Азанде Южного Судана проживают в Центральная , Западная Экватория и Западный Бахр-эль-Газаль штатах , Йей, Мариди, Ямбио, Томбура, Дейм-Зубейр , Вау-Таун и Момои. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Считалось, что азанде образовались в результате военного завоевания в первой половине 18 века. Их возглавляли две династии , различавшиеся по происхождению и политической стратегии. Вунгара Клан создал большую часть политической, языковой и культурной частей. Династия, не принадлежащая к занде, Бандиа, распространилась на север Заира и переняла некоторые обычаи занде. [4] В начале 19 века народ Бандия правил Вунгара, и эти две группы стали народом Азанде. Они жили в саваннах на территории нынешней юго-восточной части Центральноафриканской Республики . После смерти короля его сыновья будут бороться за престолонаследие. Проигравший сын часто основывал королевства в соседних регионах, в результате чего Королевство Азанде распространялось на восток и север. Суданские набеги остановили некоторую экспансию на север в конце 19 века. В результате европейского колониализма в 19 веке территория, населенная азанде, была разделена между Бельгией , Францией и англо-египетским Суданом . [5]
Во время своих путешествий в конце 1870-х годов австрийский фотограф Рихард Бухта сделал фотографии Азанде, которые были использованы в европейских публикациях о Центральной Африке и представляют собой важный источник исторической документации. [6]
Азанде считаются одной из последних этнических групп, переселившихся в регион, и единственной группой, которая не вела агро-пастбищный образ жизни. [7] В доколониальном Судане азанде считались опытными мастерами по металлу. Хотя азанде возникли не в Южном Судане, многие другие этнические группы региона также мигрировали в регион, хотя позднее прибытие азанде сделало их объектом некоторой межэтнической вражды.
В 2015 году конфликт между азанде и этнической группой динка в городе Ямбио , штат Западная Экватория, вынудил главу НОАС Пола Малонга Авана приказать солдатам открывать огонь по любому, кто не подчиняется его приказам. [8] Аван реализовал планы по смягчению ситуации в регионе в условиях обострения этнической напряженности.
Amnesty International задокументировала доказательства военных преступлений в 2021 году, когда враждующие группировки крупных этнических групп динка и нуэр напали на этнические группы азанде и баланда бвири из региона Западной Экватории. [9] Дополнительный конфликт также вспыхнул между фракциями Азанде и Баланды.
Схема Занде
[ редактировать ], провести исследование территорий современного Южного Судана В 1938 году губернатор Судана поручил доктору Дж. Д. Тотхиллу, который ранее курировал сельское хозяйство в Британской Уганде , чтобы оценить потенциал региона для сельскохозяйственного производства. [10] Регион Азанде был выбран для сельскохозяйственных экспериментов, поскольку он был признан продовольственно безопасным. Британцы убедили лидеров племен и коренных народов поддержать план и попытались провести пропагандистскую кампанию, чтобы убедить местное сообщество соблюдать схему Азанде. Схема была организована для снижения зависимости от импорта и содействия самодостаточности. В нем особое внимание уделялось выращиванию и переработке ценных товаров для местного использования и экспорта. Экспорт должен был покрыть необходимый импорт. Первоначально признанный многими учеными успешным, [11] Программа в значительной степени провалилась, отчасти из-за относительной изоляции Азанде от торговых портов и отсутствия достаточной инфраструктуры для доставки оборудования, необходимого для создания сектора отделки и производства в такой сельской местности. Кроме того, качество дорог было неудовлетворительным для экспорта, и британское правительство сочло цены слишком высокими, чтобы их можно было оправдать. Проект потребовал обширных инвестиций в человеческий и финансовый капитал, которые, по мнению британского правительства, были слишком существенными. Из-за этой изоляции многие азанде переехали в города, расположенные ближе к основным дорогам. [12]
Хотя в плане особое внимание уделялось хлопку, поощрялись культуры, поддерживающие здоровье почвы, и были выделены земли специально для производства пальмового масла , чтобы обеспечить значительный урожай и качество. [10] План включал животноводство, которое британцы считали недостаточным до принятия схемы Занде. [11] Было введено экспериментальное сельское хозяйство, чтобы в конечном итоге сократить количество хлопка как основной сельскохозяйственной культуры в регионе. Параллельно с развитием сельского хозяйства британцы построили промышленную инфраструктуру дальше на север, недалеко от Хартума, для переработки хлопка и его экспорта. Хотя план в конечном итоге провалился, его амбиции заключались в том, чтобы превратить Судан в богатое государство к 1970-м годам, и первоначально считалось, что он находится на пути к достижению или превышению этой цели. [11]
Провалы плана объяснялись не только нехваткой ресурсов, но и неспособностью должным образом обучить население переходу от старых методов ведения сельского хозяйства. [13] Непосредственная ретроспектива провала плана указала на отсутствие бюрократического контроля за соблюдением принципов плана, что привело к бесхозяйственности в управлении усадьбой. Когда от укоренившихся методов ведения сельского хозяйства стало все труднее отказаться, экспериментальные методы ведения сельского хозяйства потребовали дополнительных инвестиций, чтобы компенсировать неэффективность. Эти дополнительные расходы сыграли свою роль в том, что британцы отказались от проекта.
Имя
[ редактировать ]
Слово азанде означает «народ, владеющий большой землей», и относится к их истории как к воинам-завоевателям. [ нужна ссылка ] Варианты написания включают Занде, Азанде, Азанде, Азенде, Базенде, [2] Занде, А-Занде и Санде. [ нужна ссылка ] Другое имя — Адио. [ нужна ссылка ]
Звукоподражательное имя Ниам -Ниам предполагает каннибализм и иногда использовалось для народа азанде. [14] Возможно, его распространяли намеренно, чтобы посеять страх среди этнических групп в период регионального завоевания азанде. [14] Это название появляется на картах Южного Судана XIX века и сейчас считается уничижительным . [14] Впервые его использовали другие племена южного Судана, позже его переняли жители Запада. [ нужна ссылка ] которые часто использовали его для обозначения азанде в 18 и начале 19 веков. [ нужна ссылка ] На веб-сайте Британского музея в качестве вариантов написания указаны Ниам-Ням, Ниам-Ням, Ньям-Ням, Ньям-Ням, Ням-Нам, Ниам-Ним, Ниам-Нам и Ниам-Ням. [2] Турецкое слово «каннибал» — «ямьям», происходящее от этого имени.
Вид растения Impatiens niamniamensis назван в честь народа азанде.
Демография
[ редактировать ]
Население азанде распространено в трех странах Центральной Африки: Южном Судане , Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике . Королевство Азанде простирается от окраин южно-центрального и юго-западного верхнего бассейна Южного Судана до субтропических дождевых лесов в Конго и Центральноафриканской Республики.
По оценкам SIL Ethnologue, количество говорящих на азанде составляет 730 000 в Демократической Республике Конго, 62 000 в Центральноафриканской Республике и 350 000 в Южном Судане. [15]
Поселения
[ редактировать ]
Типы домов, которые строили азанде, были построены из глины и травы, которые они обрамляли деревянными столбами и покрывали соломой из травы. Каждый дом был построен вокруг внутреннего двора , чтобы они могли собираться и общаться друг с другом. К этим дворам прилегали огороды, предназначенные для растений, не требующих крупномасштабного земледелия, таких как ананасы и манго. [16]
Чтобы реализовать схему Занде, британцы стремились основать в регионе новые поселения, сосредоточенные вокруг хлопкоочистительных заводов . [10] Чтобы улучшить доступ по всему региону и стимулировать поездки между населенными пунктами в регионе, британцы наняли рабочих-азанде на модернизацию 100 миль дорог и строительство мостов для пересечения рек. Британцы также построили центры сельскохозяйственного обучения и экспериментальные фермы в Ямбио и продвигали программы урбанизации в регионе.
Британцы переселили 60 000 азанде в недавно построенные поселения 50 семей, названные гбариас . [11] Эти поселения помогли британцам облегчить надзор за реализацией своего плана, а также за развитием академических и медицинских учреждений. Семьям давали 25-40 акров земли и подчинялись вождю Гбарии .
Общественные и политические организации
[ редактировать ]Азанде были организованы в вождества , которые также можно назвать королевствами . Авонгара были знатными людьми и передавали это знание по своей линии. Вожди играли множество ролей внутри вождеств, например, были военными , экономическими и политическими лидерами. Все неженатые мужчины были чернорабочими и воинами. [16]
Внутри вождеств клановая принадлежность на местном уровне не придавалась большого значения. У них были «местные группы», похожие на « политические организации ». [16]
В колониальных записях азанде описываются как «индивидуалисты», которые до заселения деревнями в соответствии со схемой занде жили вместе семейными группами на приусадебных участках, где женщины выполняли сельскохозяйственные работы. [13]
Сонная болезнь вызвала внутреннюю миграцию и социальную реорганизацию среди народа занде, заставив их объединиться вокруг путей передвижения, а это означало, что они истощили питательные вещества почвы возле транспортных магистралей. [13]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Азанде — в основном мелкие фермеры. Культуры включают кукурузу , рис, арахис (также известный как арахис), кунжут, маниоку и сладкий картофель. В этом районе выращивают манго, апельсины, бананы, ананасы, а также сахарный тростник. Занделанд также полон пальмового масла и кунжута. С 1998 по 2001 год сельское хозяйство андере получило развитие благодаря тому, что World Vision International закупила сельскохозяйственную продукцию. [ нужна ссылка ]
Британские колониальные власти отметили в 1948 году, что ввоз манго в регион Азанде из Конго примерно на рубеже 20-го века. [10] В последующие годы манго приобрело известность: их посадили по всей территории Занде с «аллеями» деревьев, окружающими многие дороги в регионе примерно в середине 20 века. [10]
С тех пор азанде охотятся и выращивают просо , сорго и кукурузу. Основные товарные культуры включают маниоку и арахис. [5]
В регионе, в котором живут азанде, есть два сезона. В сезон дождей и женщины, и мужчины помогают добывать еду из реки. Женщины помогают ловить рыбу в запрудных ручьях и мелких водоемах, собирая рыбу, змей и ракообразных . Мужчины делают и расставляют ловушки на реке, чтобы помочь в сборе еды. Еще одна еда, которую азанде собирают и едят, — это термиты , которые являются их любимыми. [16]

Язык и литература
[ редактировать ]Азанде говорят на занде , который они называют па-занде, на котором говорят около 1,1 миллиона человек. [15] занде Помимо самого азанде, также используется для обозначения родственных языков, включая адио, барамбу, апамбию, геме, кпатири и нзакара. Записанная литература азанде в основном устная , часть ее опубликована миссионерами в начале 20 века, а часть переведена в 1960-х годах. [17]
Визуальная культура и музыка
[ редактировать ]
Как и в других африканских обществах, прикладное искусство , артефакты , музыка и устная литература являются ключевыми элементами культуры азанде. Они наиболее известны своими метательными ножами , называемыми «сёнго». демонстрируют мастерство слесарей Их изогнутые формы с множеством лезвий Занде. Их изобразительное искусство включает скульптуры из дерева или глины. Многие из них представляют важных животных или предков. Занде также создавал барабаны и пианино , называемые санса, которые иногда выглядели как люди, животные и абстрактные фигуры. Эти инструменты использовались на таких праздниках, как свадьбы и общественные танцы. [18]
Традиционные верования и практики
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Большинство азанде раньше исповедовали традиционную африканскую религию , но она была в значительной степени вытеснена христианством . [ нужна ссылка ] Их традиционная религия включает веру во всемогущего бога Мбори. [18] Они практикуют магию, оракулы и колдовство, чтобы решить свои повседневные проблемы. [19] Однако конец девятнадцатого века ознаменовал начало обращения многих азанде в христианство. 85 процентов азанде считают себя христианами, а 15 процентов исповедуют свою традиционную религию. Более половины азанде идентифицируют себя как католики . [18]
Ранним миссионерам на азанде было трудно провести сравнение между христианскими верованиями и духовной верой в «Мбори», который создал вселенную, хотя и не играл роли Бога в христианстве. [20] Народные истории о «трикстерах» помогли создать основу социального поведения и последствия нарушения социальных ожиданий. Обманщик азанде, Туре, олицетворяет неверные решения и необдуманные действия и служит сдерживающим фактором против подобных действий в обществе.
Азанде используют оракулы в своих религиозных традициях, причем множество различных оракулов служат уникальным целям и имеют разную репутацию в более широком сообществе. [20] Ядовитый оракул, в частности, имел репутацию важного оракула для азанде, поскольку этот оракул, предназначенный исключительно для мужчин, поддерживал устные традиции и истории.
Колдовство
[ редактировать ]
Другие традиционные верования включают магию и колдовство . У азанде считается, что колдовство, или мангу, представляет собой унаследованную черную жидкость в животе, которая ведет довольно автономное существование и обладает способностью творить плохую магию против врагов. Поскольку они считали, что колдовство передается по наследству, вскрытие обвиняемой ведьмы также доказывало бы, что конкретный живой человек, связанный с умершим, был или не был ведьмой. Считается, что мангу передается от родителя к ребенку того же пола — от отца к сыну или от матери к дочери. Следовательно, если будет доказано, что человек обладает колдовским веществом, этот вывод будет распространяться на отца, сыновей, братьев и так далее этого человека.
Азанде редко проявляют теоретический интерес к колдовству. Важно то, действует ли человек в конкретный момент времени как ведьма по отношению к конкретному человеку. [21] Ведьмы иногда могут не подозревать о своих силах и случайно поразить людей, которым ведьма не желает зла. Что касается смерти, принц определял месть ведьме или убийце. Это можно сделать посредством физического убийства ведьмы, компенсации или смертельной магии. [22]
Поскольку считается, что колдовство присутствует всегда, существует несколько ритуалов, связанных с защитой и отменой колдовства, которые проводятся почти ежедневно. Когда с человеком происходит что-то необычное, обычно что-то неприятное, азанде могут винить в этом колдовство, точно так же, как люди, не являющиеся азанде, могут винить в этом «невезение».
Хотя колдовство заключено в физическом теле, его действие является психическим. Психический аспект мангу – это душа колдовства. Обычно, но не всегда, он покидает физическое тело ведьмы ночью, когда жертва спит, и направляется ведьмой в тело жертвы. Во время движения он светится ярким светом, который может увидеть каждый в ночное время. Однако днем его могут увидеть только религиозные специалисты. [21]
Оракулы — это способ определить источник предполагаемого колдовства, и долгое время они были высшим юридическим авторитетом и основным определяющим фактором того, как следует реагировать на угрозы. Азанде используют три разных типа оракулов. Самым могущественным оракулом является ядовитый оракул «бенге», которым пользуются исключительно мужчины. Решения оракула всегда принимаются и никто их не оспаривает. Менее престижным, но более доступным является термитный оракул. Женщинам, мужчинам и детям разрешено обращаться к этому оракулу. Самый дешевый, но и наименее надежный оракул — это оракул на доске. Оракул на доске описывается в «Очерках культуры » как «устройство, напоминающее доску для спиритических сеансов , сделанное из двух небольших кусков дерева, которые легко носить с собой, чтобы к ним можно было обратиться куда угодно и в любое время». [23]
Отношения между молодыми мужчинами
[ редактировать ]также существовал социальный институт, подобный В Древней Греции педерастии . Как отметил антрополог Э.Э. Эванс-Притчард в северном Конго, из-за нехватки женщин в этом регионе воины-занде мужчины в возрасте от 20 до 30 лет обычно брали молодых любовников-мужчин в возрасте от двенадцати до двадцати лет, которые участвовали в межножковый и анальный секс со своими старшими партнерами, одновременно выполняя домашние обязанности.Как только младший партнер считался достаточно взрослым, чтобы самому стать воином, он получал оружие, и отношения заканчивались, когда старший партнер брал в жены женщину вместо «жены-мальчика». [24] Эта практика в значительной степени вымерла к середине 19 века из-за усиления европейского колониального влияния в регионе, но старейшины, с которыми говорил Эванс-Притчард, все еще были достаточно осведомлены о ней, чтобы дать довольно подробное описание. [25]
Отношения между молодыми женщинами
[ редактировать ]В 1930-е годы Эванс-Притчард записывал информацию о сексуальных отношениях между женщинами, основываясь на сообщениях мужчин-азанде. [26] : 55 По словам мужчин-азанде, женщины заводили любовниц в поисках удовольствия, а партнеры проникали друг в друга с помощью бананов или продуктов питания, вырезанных в форме фаллоса. [26] : 55 Они также сообщили, что дочери правителя могут предоставить рабыню в качестве сексуального партнера. [26] : 55 Эванс-Притчард также записал, что мужчины-азанде боялись, что женщины заводят любовниц, поскольку они могли считать мужчин ненужными. [26] : 55–56
Каннибализм
[ редактировать ]Эванс-Притчард заключает, что многочисленные описания каннибализма, приписываемые Азанде, не совсем необоснованны, хотя и не все из них достоверны. Он поговорил с несколькими пожилыми азанде, и все они согласились (хотя иногда и с «смущением»), что каннибализм практиковался в прежние времена. По их показаниям, жертвами обычно были убиты или взяты в плен враги и казнены преступники, хотя иногда представителей подчиненных соседних народов убивали для употребления в пищу, поскольку они считались вне «закона» и бесправными. За исключением преступников, членов клана никогда не ели, за исключением периодов сильного голода, когда девочек иногда приносили в жертву, чтобы обеспечить выживание остальных – семьи обменивались дочерьми, чтобы никому не приходилось есть собственного ребенка. [27]
Эванс-Притчард счел невозможным определить, насколько распространенными были каннибальские обычаи в прежние времена, но отмечает, что они, похоже, были довольно редки при жизни его информаторов - разные пожилые люди видели такие случаи, но никто не описал это как общую практику. , даже во время военных кампаний. [28] Он также указывает, что обычаи различались и не все кланы азанде занимались каннибализмом. Правящий клан Авонгара явно отвергал эту практику, но многие другие группы, попавшие под их влияние, первоначально, похоже, были каннибалами, и Эванс-Притчард считает вероятным, что некоторые из них продолжали этот обычай при правлении Авонгара, хотя неодобрение последнего могло вызвать оно станет более редким. [29]
По мнению Эванс-Притчарда, нет достоверных доказательств того, что каннибализм практиковался для того, чтобы приобрести свойства почитаемого врага или по какой-либо другой «ритуальной» или «магической» причине. Поскольку единственными причинами, по которым он слышал от Азанде о поедании человеческой плоти, были «либо голод, либо, чаще всего, вкус к ней», он заключает, в соответствии с большинством других сообщений об этой практике, что ее «ели просто ради мяса». [30]
Примерно в 1980 году итальянский миссионер Ф. Геро, проведший почти 40 лет среди азанде, [31] опубликовали книгу о своем бывшем каннибализме. [32] Он также отмечает, что только некоторые кланы азанде ели людей, особенно во время войны или для наказания преступников. [33] Его информаторы рассказали ему, что плоть врагов ели не только для того, чтобы отпраздновать победу над ними, но и потому, что во время военных кампаний часто было трудно добыть другие продукты, а также потому, что оставлять человеческое мясо гнить считалось ненужной тратой. [34] Пленников либо съедали сразу, либо держали в качестве рабов, но последних все равно можно было забить и съесть в качестве наказания или когда во время голода не хватало продовольствия. [35]
Среди некоторых кланов также было обычным убивать и потреблять одиноких людей из несвязанных между собой соседних групп (включая другие кланы азанде), если для этого возникала возможность. Большую часть жертв составляли женщины и дети, потому что их было легче подчинить и потому что их плоть считалась вкуснее, чем у мужчин. [36] По словам Геро, хотя авонгара не практиковали каннибализм и не одобряли этот обычай среди других кланов азанде, они наказывали преступников, продавая их соседним народам-каннибалам, которые затем убивали и ели их. [37]
Известные люди
[ редактировать ]- Шарль-Армель Дубан , бывший министр иностранных дел и образования Центральноафриканской Республики
- Джозеф Джеймс Томбура , бывший президент автономного региона Южного Судана
- Джозеф Бакосоро , бывший губернатор Западной Экватории
- Жан-Пьер Дерикояр , конголезский политик и бизнесмен
- Жан-Пьер Финан , бывший президент Восточной провинции
- Джемма Нуну Кумба , спикер Переходного национального законодательного собрания
Галерея
[ редактировать ]- Метательные ножи занде, 19 век.
- Женщина анде, конец 1870-х годов, со шрамами на коже.
- Воины азанде, картина 1898 года.
- Сосуд в форме головы, 20 век.
- Занде женщина
- Собака, которую Азанде использовала для охоты на животных
- Azande King установлен в феврале 2022 года.
См. также
[ редактировать ]

Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Занде. Архивировано 25 декабря 2019 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
- ^ Перейти обратно: а б с «Азанде» . Британский музей. Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Азанде» . Музей Питта Риверса . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Азанде» . www.sscnet.ucla.edu . Архивировано из оригинала 19 октября 2002 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аппиа, Кваме Энтони; Гейтс-младший, Генри Луи, ред. (2005). «Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта» . Африкана . Том. 1 (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 315 . ISBN 9780195170559 .
- ^ Мортон, Кристофер (2020). «Ричард Бухта и визуальное представление Экватории в конце девятнадцатого века» . (в) Африканский фотографический архив: исследования и кураторские стратегии, стр. 19–38. : 19. дои : 10.4324/9781003103912-3 . ISBN 9781003103912 . S2CID 228965853 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Бесвик, Стефани (26 октября 2016 г.), «Доколониальная история Южного Судана» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.4 , ISBN 978-0-19-027773-4 , заархивировано из оригинала 13 декабря 2019 года , получено 16 ноября 2023 года.
- ^ SudanTribune (3 августа 2015 г.). «Глава армии Южного Судана приказывает стрелять на поражение в штате Западная Экватория» . Судан Трибьюн . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ « Невообразимое насилие в Южном Судане может быть приравнено к военным преступлениям» . Аль Джазира . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уайлд, JWG (1949). «Схема Занде» . Суданские заметки и записи . 30 (1): 47–57. ISSN 0375-2984 . JSTOR 41716577 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ханс, Уильям А. (апрель 1955 г.). «Схема Занде в англо-египетском Судане» . Экономическая география . 31 (2): 149–156. дои : 10.2307/142184 . ISSN 0013-0095 . JSTOR 142184 .
- ^ Аппиа, Кваме Энтони; Гейтс, Генри Луи, ред. (2005). Африкана: энциклопедия опыта Африки и афроамериканцев (2-е изд.). Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN 978-0-19-517055-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с де Шлиппе, Пьер (1955). «Земледелие из живой изгороди: план для Зандленда» . Суданские заметки и записи . 36 (1): 6–35. ISSN 0375-2984 . JSTOR 41716677 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Крамер, Роберт С.; Лоббан, Ричард Эндрю; Флер-Лоббан, Кэролин (2013). Исторический словарь Судана . Роуман и Литтлфилд . п. 319. ИСБН 978-0-8108-6180-0 . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Занде. Архивировано 22 ноября 2012 года в Wayback Machine в: Льюис, М. Пол (редактор), 2009. Этнолог: Языки мира, шестнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International.
Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д., ред. (2018). «Занде» . Этнолог: Языки мира (21-е изд.). Даллас, Техас: SIL International. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 года . Проверено 29 июня 2018 г. - ^ Перейти обратно: а б с д Питерс-Голден, Холли (2012). Очерки культуры: тематические исследования по антропологии (6-е изд.). Дубьюк, Айова: МакГроу-Хилл . стр. 3–4. ISBN 9780078117022 . OCLC 716069710 .
- ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1965). «Некоторые сказки о животных азанде из коллекции Гора». Мужчина . 65 : 70–77. дои : 10.2307/2797214 . JSTOR 2797214 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шмермунд, ЕМ (2020). Народ Занде . Энциклопедия Салем Пресс.
- ^ Певец, Андре (1981). «Колдовство среди азанде, автор: Сингер (антрополог Дж. Райл)» . video.alexanderstreet.com . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лучези, Бриджит (2020), «Эванс-Притчард, Эдвард Эван: колдовство, оракулы и магия среди азанде» , Kindlers Literatur Lexikon (KLL) , Штутгарт: JB Metzler, стр. 1–3, doi : 10.1007/978-3 -476-05728-0_11645-1 , ISBN 978-3-476-05728-0 , S2CID 229244724 , получено 16 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штейн, Ребекка Л.; Штейн, Филип Л. (2016). Антропология религии, магии и колдовства (3-е изд.). Лондон: Рутледж . п. 214. ИСБН 9780205718115 . OCLC 928384577 .
- ^ Коста, Ньютон да; Френч, Стивен (1995). «Частичные структуры и логика азанде» . Американский философский ежеквартальный журнал . 32 (4): 325–339. ISSN 0003-0481 . JSTOR 20009835 . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Певец, Андре (1981). «Колдовство среди азанде» . johnryle.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Нигерия, Guardian (7 июня 2018 г.). «В Азанде мальчики становятся женами» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Э. Эванс-Притчард (декабрь 1970 г.). «Сексуальная инверсия среди азанде». Американский антрополог , (Новая серия) 72 (6), 1428–1434.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рупп, Лейла Дж. (2009). Сапфиры: глобальная история любви между женщинами . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 9780814776445 .
Занде
- ^ Эванс-Притчард 1960 , с. 251.
- ^ Эванс-Причард 1960 , стр. 251–252.
- ^ Эванс-Притчард 1960 , стр. 252–253.
- ^ Эванс-Притчард 1960 , с. 255.
- ^ «Книга: Каннибализм в Занделанде: правда и ложь: цивилизация принцев Занде» . Каталог Лейденского университета . Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Затем 1980 год .
- ^ Геро 1980 , пасс.
- ^ Геро 1980 , с. 85.
- ^ Геро 1980 , стр. 39, 79.
- ^ Геро 1980 , стр. 53–55, 69, 77, 80, 121–122.
- ^ Геро 1980 , с. 137.
Библиография
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 635–636.
- Эванс-Притчард, Э.Э. (1937). Колдовство, оракулы и магия среди азанде . Издательство Оксфордского университета. Сокращенное издание 1976 года: ISBN 0-19-874029-8 .
- Эванс-Притчард, Э.Э. (1960). «Занде-каннибализм» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 90 (2): 238–258. дои : 10.2307/2844346 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2844346 .
- Эванс-Притчард, Э.Э. (1967). Занде-трикстер . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Эванс-Притчард, Э.Э. (1979). «Колдовство объясняет несчастные события». В Лессе, Уильям А.; Фогт, Эвон З. (ред.). Читатель сравнительного религиоведения. Антропологический подход. 4-е издание. Нью-Йорк: Издательство Харпер Коллинз. стр. 362–366.
- Геро, Ф. (ок. 1980). Каннибализм в Занделанде: правда и ложь . Болонья: Итальянское миссионерское издательство.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - «Гомосексуализм в истории Африки» . Радужный Судан . 10 мая 2012 года . Проверено 27 ноября 2018 г.
- Левин, Эллен, изд. (2006). Феминистская антропология: читатель . Карлтон: Издательство Блэквелл. стр. 67–68.
- Рупп, Лейла (2009). Сапфиры: глобальная история любви между женщинами . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 23–56.
- Шильдкраут, Энид (1999). «Гендер и сексуальность в искусстве мангбету». В Филлипсе, Рут; Штайнер, Кристофер Б. (ред.). Распаковка культуры: искусство и товары в колониальном и постколониальном мирах . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 197–213.