Jump to content

Попробуйте люди

Попробуйте люди
Зарубцевавшаяся женщина Тетела в Маниеме, ок. 1905 год
Общая численность населения
750.000
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Тетелский язык
Родственные этнические группы
Монго , также [ из ] фр Он сказал

Коренные жители бассейна Касаи вплоть до Маниемы считали себя потомками «АнКутшу Мембеле», затем в 20 веке многие приняли навязанный термин Тетела (или Батетела во множественном числе). «Батетела» сейчас понимается как этническая группа Демократической Республики Конго , большинство из которых говорят на языке Тетела .

Описание

[ редактировать ]

«Батетела» как рода или племени не существовало. Только в период с 1885 по 1887 год мы находим общедоступные географические журналы, заметки и книги, в которых сообщается о народе по имени «Батетела». Миссионеры сообщали обо всех людях, говорящих на языках, родственных сегодняшнему «Китетела» или культурно близких людях, как «Батетела», несмотря на то, что название «Батетела» произошло от термина «Ватетера» в отношении двуязычных сообществ из земель Баруа 1870-х годов (земли Балуба в Маниеме). .

Этот термин «Батетела» был либо искажением, либо неправильным переводом термина середины-конца 19 века, известного как «Ватетера», который использовался для описания людей из этого региона, который арабские работорговцы называли «Утотера».

Место Утотера находилось в современной «Маниеме» на территории сегодняшней восточной части ДР Конго и состояло из двуязычного населения, которое сегодня можно идентифицировать как «Сонгье» или «Люба и «Кусу».

По словам Эмиля Тордея, группа, «говорящая на тетеле», носящая титул Люба «Сунгу», утверждала, что имя «Батетела» было дано им арабами.

Главой Ватетера был человек Люба или Сонге по имени Касонго Лушие, а его Ватэтера представляли собой коллектив людей его этнической принадлежности, в который входили субъекты, которых тогда называли «Вакуссу», которых в исторических архивах сегодня можно идентифицировать как «Сонге». или «Люба» и «Тетела» (Кусу).

«Вакуссу» с земель Баруа (земли балуба) в Маниеме иногда собирательно назывались «Маниема», если не «Ватетера».

У люба, сонге и двуязычных носителей китетелы с земель Баруа (Земли Балуба) в Маниеме 1870-х годов был обычай носить перья попугая. Когда арабские работорговцы стали свидетелями этого, они стали называть их народом «кусу» (вакуссу), что является искажением слова «касуку», что означает попугай.

Термин кусу с тех пор развился до такой степени, что из «Ватетера» были удалены первоначальные популяции сонге или люба, за исключением носителей «китетела» из маниемы, которые сегодня сохраняют название «кусу».

Коренные жители от Маниемы до Санкуру, которые считали себя потомками АнКуцу или АнКуцу-мембеле (не путать с «Кусу»), косвенно и прямо приняли новый сообщаемый и навязанный ярлык «Тетела» как этнический ярлык в начале 20 века. , который стал распространяться на всю территорию северного бассейна Касаи вплоть до Маниемы, независимо от их первоначальных фамилий.

В конце 19 века группа людей ватетера, носившая титул люба «сунгу», поселилась в южных районах нынешнего района Санкуру, где термин «батетела» сначала использовался для описания «сунгу», но затем был навязан коренному лесному населению. и другие, которые изначально считали себя потомками АнКуцу или АнКутшу мембеле.

По словам Эмиля Тордея, термин «Батетела не был широко распространен», что подтверждает, что термин «Батетела» был применен в 20-м веке, неизвестный большинству населения, которое позже приняло этот термин как этническую категорию.

Сегодня название «Батетела» принято в качестве названия для людей, живущих в регионе между Лусамбо и верхним течением реки Конго , в провинциях Санкуру и Маниема . [1] Они живут охотой-собирательством , рыболовством , сельским хозяйством и выращиванием маниоки , бананов и орехов кола . Предполагается, что они связаны с тогдашним народом «вакуссу», который остался в Маниеме только отделившись от него только в конце 1800-х годов после прибытия арабов и бельгийцев . в регион [2] Многие из них называются «Тетела», а некоторые из сегодняшних кусу являются подгруппами более крупной группы монго . [1] Народ кусу сосредоточен между Кибомбо и Лубао. В середине-конце 19 века они находились под властью правителей Килембве и вождя Касонго Лушие, где некоторые попали под влияние арабских торговцев, в то время как «сунгу» и другое двуязычное население отважилось отправиться вглубь страны, в восточную часть бассейна Касаи. [ нужна ссылка ] В этот период времени термин «вакуссу» использовался для описания этого двуязычного населения, в которое входили люди, говорящие на языке, известном как «бинджи» (язык сонге).

Некоторые из этих групп «вакуссу» считались арабскими, говорящими на суахили и принявшими ислам. Например, сообщалось, что группа носителей языка «бинджи», позже названная «Заппо Зап», подверглась арабизации. Известным человеком, предположительно принадлежавшим к коллективу Вакуссу, был налетчик рабов, известный как «Нгонго Лютете», который, как сообщается, также был арабизирован.

Этническим идентификатором многих из этих арабских групп в конце XIX века были «пломбированные зубы» (см. Мулумба Кусу), о которых первоначально сообщалось как о обычае для «каннибалов», а затем позже сообщалось как об общем обычае, не обязательно связанном с каннибализмом, при условии, что люди не были именуемый «Батетела».

Бельгийские власти в начале двадцатого века отнесли «кусу» к народу в пределах сегодняшней провинции Киву, а термин «тетела» применялся к любому народу, говорящему на «китетеле» в северной провинции Касаи. [3] По словам Эмиля Тордея, ему сказали, что имя Мотетела происходит от бога по имени Мотетела, что означает либо «тот, кто не смеется», либо «тот, над кем нельзя смеяться», хотя это имя не было известно большинству населения в начале 20-го века. века, и в этот же период американские миссионеры обнаружили, что первоначальный термин для описания верховного божества в «Китетеле» назывался «Джунгуманга». По словам Эмиля Тордея, люди, носящие титул Люба «Сунгу», прибыли в сегодняшний район Санкуру с термином «Винья», обозначающим бога, а не «мотетела». С начала 20-го века термин Винья, обозначающий бога, превратился в Унья Шунгу как имя бога, что предположительно означало «отец небес». [4]

У Тетелы есть большой и красочный набор пословиц, которые используются для самых разных целей, от упрека до поощрения, обычно взрослыми. [5]

По словам Эмиля Тордея (который изучал племена Конго между 1908 и 1909 годами), [6] Термин Батетела не широко использовался среди всех, кого он называл Батетела. По словам Эмиля Тордея, конкретный народ, известный как «Сунгу» (Сунгу — титул Любы), рассказал ему, что имя «Батетела» было дано им арабами. Сунгу возникли на правом берегу реки Ломами и в какой-то неизвестный момент мигрировали на свою нынешнюю территорию. [7] В 1869–1870 годах термина «Батетела» не существовало, но группы, известные как «Ватетера», вступили в контакт с Типпу Типом , арабским работорговцем из Занзибара . [8] После этого вождь Гонго Лютете начал работать с Типом и арабами, чтобы возглавить Сонге (которых когда-то называли «Ватетера)» в набегах рабов на других Сонгье и Тетелу на левом берегу реки Ломами. По словам Эмиля Тордея, «сонге» - это подплемя балуба. В более поздних сообщениях с 1890 по 1894 год утверждается, что Гонго Лютете, Пания Мутомбо (Мутомбо — имя Любы) и Лумпунгу (Лумпунгу — имя Сонге) совершили набег на народ Люба в Касаи . [9] Во время войны с арабами в Конго 1892–1894 годов тогдашний Ватетера, который позже стал известен как Батетела, перешел на сторону бельгийцев, чтобы сражаться против арабов в войне с арабами в Конго. [10] Гонго Лютете был казнен бельгийцами в 1893 году, однако с тех пор сообщалось, что это вызвало восстание Батетелы в 1895 году во время первого из восстаний Батетелы . После восстания 1895 года в Лулуабурге, Западный Касаи, последователями гонго-лютете оказались Сонгье, Люба и Тетела. Последовали последовательные восстания, продолжавшиеся до 1908 года. [11]

В период сразу после обретения независимости Патрис Лумумба , Тетела, был видным политиком и первым премьер-министром Демократической Республики Конго до его убийства в 1961 году. В 1975 году многие Батетелы были уволены из армии . [1]

«Батетела, племя, расположенное между реками Ломами и Санкуру в провинции Касаи в центральной части Бельгийского Конго, использует три типа барабанов. Барабан из кожи нгомо используется для танцев, обычно сопровождая лукумби, шеститональный щель. Экули, небольшой цилиндрический двухтональный барабан, который раньше использовался для обозначения победы в бою, теперь используется для призыва людей в церковь и на занятия. Лукумби - самый интересный и сложный из трех, представляющий собой высокоразвитую поэтику. и форма музыкального искусства, а также средство общения». [12]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Кисангани и Бобб 501
  2. ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 555. ИСБН  0-313-27918-7 .
  3. ^ Олсон, Джеймс Стюарт (28 мая 1996 г.). Народы Африки: Этноисторический словарь . ISBN  9780313279188 .
  4. ^ Сегодня 372–373
  5. ^ Нджека Элизабет Муканга, Эпенге Альберт Цефу, Амбайе Альбертинре Цефу. 2020. Большой сборник пословиц Тетелы об африканской мудрости . Питтсбург: Издательство Дорранс.
  6. ^ Тернер 606
  7. ^ Сегодня 372
  8. ^ Тернер 599; Обратите внимание, что Тернер подчеркивает изменчивость этнических ярлыков в этот период и утверждает, что термин «Тетела» когда-то относился к группам народа сонге .
  9. ^ Тернер 587
  10. ^ Эджертон 98
  11. ^ Рентон, Седдон и Цейлиг 34
  12. ^ Гилберт, Дороти Р. 1955. Лукумби: шеститоновый щелевой барабан Батетелы . Африканская музыка: Журнал Международной библиотеки африканской музыки, [Sl], т. 1, н. 2. ISSN   0065-4019 .

Дополнительное чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a80efbcd75dd50411e2a908ee6351f8__1710826920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/f8/4a80efbcd75dd50411e2a908ee6351f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tetela people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)