Jump to content

Люба люди

Люба люди
Общая численность населения
в. 28,8 миллиона [1]
Регионы со значительной численностью населения
Демократическая Республика Конго
Языки
Любинские языки ( люба и тшилуба ); Суахили ; Французский
Религия
Христианство , ислам , африканская традиционная религия , мифология банту
Родственные этнические группы
другие народы банту
Человек Мулуба
Люди Балуба
Язык Килуба

Народ люба или балуба — этнолингвистическая группа банту, проживающая в южно-центральном регионе Демократической Республики Конго . [2] Большинство из них проживают в этой стране, проживая в основном в Катанге , Касаи , Восточном Касаи , Центральном Касаи , Ломами и Маниеме . Балуба состоят из множества подгрупп или кланов.

Примерно к 400-м годам нашей эры балуба развила общество и культуру, а позже во время депрессии Упемба создала хорошо организованное сообщество , известное как балуба в конфедерации Катанги. [3] [4] Общество Любы состояло из горняков, кузнецов, столяров, гончаров, ремесленников и людей разных других профессий. [5] [6] Со временем они добились относительного успеха, но в конечном итоге это привело к их постепенному упадку из-за возглавляемых Португальской и Оманской империями, или под их влиянием вторжений, .

Географическое распространение народа люба (ок.).

у балуба были поселения вокруг озер и болот впадины Упемба . Археологические данные свидетельствуют о том, что к V веку нашей эры [4] Доказательства существования развитого общества железного века были получены из разных мест. Камиламбийские кисалийские , . и кабамбийские свидетельства датируются периодом с 5 по 14 век, что позволяет предположить устойчивую оседлую культуру люба на протяжении многих столетий [4] [7] Среди них найдены керамика и утварь кисалийского периода (8-11 века). [7] Находки, датированные современными методами датировки периодом до VIII века, представляют собой железные предметы или керамику, после чего появляются медные предметы. [7]

Археологические . исследования позволяют предположить, что народ люба жил в деревнях, в домах из тростника и плетня , по берегам многочисленных ручьев и озер, обнаруженных во впадине Упемба в Центральной Африке [7] была затоплена стоками воды с южного нагорья Шаба Эта впадина исторически в течение части года , ее водоемы были заполнены папирусными островами и плавающей растительностью, а после окончания дождей регион высыхал. Как сообщество, люди Люба построили плотины и дамбы высотой от 6 до 8 футов, используя грязь, папирус и другую растительность, чтобы улучшить болотистые почвенные условия для сельского хозяйства и разведения рыбы в течение длительного засушливого сезона. [4]

Техники обработки металла, использовавшиеся ранними народами Люба, включали вытягивание тонкой проволоки, ее скручивание, ламинирование и плетение из них таких предметов, как ожерелья, браслеты и крючки для рыбалки, иглы для шитья и тому подобное. [8]

Эти продукты вызвали интерес и спрос со стороны далеких этнических групп, создавая торговые возможности и торговцев среди народа Люба. Эта торговля и вся экономическая деятельность в деревнях народа Люба имела систему дани, при которой часть охоты, рыбы или продуктов отдавалась главе рода или людям, охраняющим границы. Это были естественные границы, например, созданные водами озера Упемба, где переход через необходимые каналы и мосты. Таким образом, передвижение на земли народа люба и обратно контролировалось и облагалось налогом. [8]

Люба Империя

[ редактировать ]
Люба-атаман-воин в полном облачении

Около 1500 года, а возможно, и раньше, любинский народ начал объединяться в единое единое государство, которое историки теперь называют Любинским королевством или Любинской империей . [3] Королевство со временем росло и становилось более сложным, достигнув своего пика между 18 и 19 веками. [3] [9] «...[Я] интеграция в передние края расширяющихся границ международной торговли разорвала Империю на части» в тандеме с развитием работорговли и торговли слоновой костью 19-го века из Бельгии и арабо-суахилиских вождей, таких как Типпу Тип и Мсири , утверждает Томас Риф. [9] [10]

Видной социально-политической системой Империи Люба было принятие двух уровней власти: одного - Балопве (наследственное королевство), а другого - совета королевской семьи или старейшин. Это обеспечивало стабильность правительства посредством взаимного балансирования, когда возникали споры о наследовании по причине смерти или по другим причинам. Эту идею переняли соседние народы Лунда и другие этнические группы. [6]

Развитие и эволюция Империи Люба, а также жизнь народа Люба в ней остаются неясными. [10] [11] Отчасти это связано с тем, что народ Люба представлял собой культуру исключительно устной традиции , где знания и записи хранились устно, без использования письменности. Орфография языка люба, называемая киЛюба , была изобретена в 19 веке; таким образом, ранние сведения об Империи Люба были получены из иностранных документов. [11] Более поздние письменные тексты предполагают, что народ Люба развил сложные литературные традиции вокруг своих представлений о добре и зле и интегрировал эти концепции и свои религиозные идеи в свои легенды о морали и людях, обладающих властью. [12] Например, одна легенда связана с двумя королями: одного звали красным королем Нконголо Мвамба , а другого - черным королем Илунга Мбиди Килуве . Согласно устной истории народа Люба,

Есть два короля: Нконголо Мвамба, или красный король, и Мбиди Килуве, или черный король. Нконголо Мвамба — жестокий, жестокий и пьяный деспот; Мбиди Килуве — нежный, справедливый и утонченный человек. Нконголо — это тот, кто напивается, безжалостен, насмехается, насилует, грабит других, его видят без манер. Мбиди Килуве – его противоположность: он одержим хорошими манерами, вдумчив, говорит осторожно, сострадателен, держит дистанцию, обладает самоконтролем. Мбиди женится на сестре Нконголо, и у них рождается сын по имени Калала. Нконголо ревнует и боится Калалы и замышляет его убить. Духи-хранители, зная замысел, защищают Калалу (...)

Радужная легенда, люди Любы [13] [14]

Народ люба был частью большого государства в 16-17 веках, которым правил балопве посредством делегирования полномочий региональным вождям. [13] Согласно устной традиции Инабанзы Катабы , империя со временем расширялась, приведя к значительной консолидации в 18 веке, отчасти вызванной желанием соперников контролировать соляные и железные рудники на юге. [15] Империя Луба была защищена от португальских и других колониальных интересов Империей Лунда , которая располагалась к юго-востоку от них. Это экранирование было отмечено Дэвидом Ливингстоном в его путевых мемуарах и, вероятно, препятствовало регулярным контактам ангольских торговцев с народом люба. [16] Примерно в начале XIX века устные предания народов люба и канёк предполагают крупный конфликт, вызванный взаимными набегами. [16] Этот конфликт помог Империи Люба вырасти, поскольку ее король Илунга Сунгу вошел на новые территории и заключил брачные союзы. [16] К 1810 году, когда он умер, его слава и почитание среди народа Люба достигли пика, и местом его королевского двора стала Китента (королевская священная деревня), где почитали его дух. [17]

Империя Люба (вверху слева) по отношению к другим и основным торговым путям в XIX веке.

После смерти Илунги Сунгу к власти пришел Кумвимбе Нгомбе, повелив своих воинов расширяться на юго-восток, поддерживая контакты с торговцами из Восточной Африки. После его победы, согласно традициям Любы, покоренные вожди и правители должны были жениться на сестрах или дочерях правящего рода Любы, чтобы связать их родством и лояльностью со столицей Любинской империи. [18]

К середине 19 века торговля слоновой костью и работорговля распространилась на восток Империи Люба; природные запасы слоновой кости были исчерпаны, в то время как международный спрос рос. На территории народа Люба сохранились стада слонов. Например, в регионе Каньембо не было слоновой кости на продажу. [19] В 1840 году, после того как Кумвимбе Нгомбе умер от старости, королю Илунге Кабале удалось править народом люба до своей смерти в 1870 году. К тому времени регион народа люба и его империя охватывали большую часть того, что сейчас является юго-восточной Демократической Республикой Конго. простираясь на сотни километров от их центра начала 19-го века. [19]

Оружие, торговля и колониальная эпоха

[ редактировать ]

Успех и богатство народа люба росли в относительной изоляции, поскольку они находились вдали от восточного и западного побережья Африки и жили в сравнительно труднодоступной местности. [20] Леса и горы служили естественной границей; кроме того, их соседи блокировали прямые и регулярные контакты с удаленными международными торговцами, чтобы монополизировать прибыли. [20] Первоначально это защищало Любу от последствий работорговли. Однако позже народ Люба стал жертвой спроса и торговли рабами, в некоторых случаях продавая в рабство людей со своих земель. [21] К 1850-м годам на земли народа Люба начали вторгаться работорговцы. Несмотря на запрет на работорговлю в западном мире, восточные и северные части Африки во главе с арабо-суахилискими торговцами рабами и слоновой костью вошли в восточные и северо-восточные регионы Империи Луба. [20] [22] Эти злоумышленники пришли с оружием, опытом управления караванами и другими орудиями войны. Хотя оружие народа Люба не было примитивным (с такими орудиями, как клинки и луки), у противоборствующих сил было более совершенное вооружение. Дэвид Ливингстон в своих мемуарах писал, как жители Любы были поражены оружием, поскольку они думали, что это курительные трубки; огнестрельное оружие было основным инструментом, используемым против больших групп населения люба. Работорговец и торговец слоновой костью, [22] Типпу Тип , например, писал: «У Любы не было ружей, их оружием были луки и стрелы; ружья они не знали. Оружие, которое у нас есть, они спросили нас: «Это песты?» Завоевание народа Люба было быстрым». [23] [24]

Мсири , танзанийский оператор, поставляющий слоновую кость и рабов султану Занзибара, совершил набег и захватил юго-восточный регион Шаба, где проживает народ люба. [20] С другой стороны, юго-западные границы, были прорваны охотниками за слоновой костью и рабами Овимбунду, действовавшими вместе с португальцами. Хотя рабов больше нельзя было экспортировать в Америку, их использовали для работы и караванных операций в Африке. Нарушения со всех сторон со стороны лучше оснащенных армий быстро ослабили Империю Люба в период с 1860 по 1880-е годы и ускорили ее упадок. [20] Параллельно новости о беспорядках и замешательстве во многих уголках Империи Люба привели к внутренним спорам о преемственности и стратегии, когда в 1870 году умер король Любы Илунга Кабале. [20]

К 1868 году Саид бин Хабиб эль-Афифи совершил набег на операции Любы и силой захватил 10 500 фунтов меди. [25] К 1874 году другой арабо-суахилиский торговец Джума бин Салум вад Ракад и друг Типпу Типа заключил соглашение с одним из сыновей Илунга Кабале и основал базу своих операций по охоте на слонов и торговле слоновой костью в самом сердце Земли народа Люба. [26] Арабо-суахилиские рейды, такие как рейды Типпу Типа, на земли народа люба были организованы с участием подчиненных Ньямвези и армий рабов. [27] [28] Эти набеги и нападения посторонних также заразили население Любы оспой. [1]

Лидеры балуба, ок. 1905 год

В 1885 году Леопольд II , король Бельгии , добился европейского признания своих прав на территории, которые стали нынешней Демократической Республикой Конго. Первая бельгийская экспедиция в регион народа Люба прибыла в 1891 году. [20] Король Бельгии, впечатленный достижениями Типпу Типа в получении ресурсов из Центральной Африки, назначил его губернатором региона, включавшего территорию народа Люба. [29]

Во время бельгийского правления народ Люба был вынужден работать на медных рудниках и рудниках драгоценных камней в провинции Катанга, что привело к многочисленным смертям, связанным с добычей полезных ископаемых. Они восстали в 1895 году, затем снова с 1905 по 1917 год, и эти восстания были подавлены посредством военной интервенции. [1]

Постколониальная эпоха

[ редактировать ]

В 1960 году бельгийцы, столкнувшись с растущими требованиями независимости и прекращением колониального правления, предоставили независимость Демократической Республике Конго. В том же году провинция Катанга , в которой проживало значительное количество люба, попыталась отделиться под властью Моисе Чомбе и стать штатом Катанга . [30] Люба разделились: одна фракция под руководством Ндайе Эмануэля поддерживала отделение, а другая под руководством Кисулы Нгойе поддерживала центральное правительство.

Миротворцы ООН в Конго в составе сил ОНУК вступили в конфликт с Лубой. 8 ноября 1960 года патруль ирландской армии попал в засаду возле Ниембы . В ходе боевых действий ирландские солдаты убили из огнестрельного оружия 25 балуба, а 9 из 11 ирландцев были убиты.

Когда в 1965 году рухнул отколовшийся режим Чомбе, Кисула Нгойе стал связующим звеном между народом Люба и центральным правительством. [1]

Традиционный

[ редактировать ]
Творчество народа Люба

Традиционные религиозные верования народа люба включали концепцию Шакапанги или Вселенского Создателя, Лезы или Высшего Существа, мира природы и сверхъестественного мира. [13] [31] Сверхъестественный мир был местом, где жили Банкамбо (духи предков) и Бавидье (другие духи), и куда человек присоединялся к загробной жизни, если жил Мвикадило Муямпе (этическая жизнь). [31] Религии Любы допускают возможность общения живых и мертвых. [31]

Религиозная жизнь включала молитвы, общинное пение, танцы, подношения, обряды посвящения и призывы. [31] В этих ритуалах и услугах использовались такие посредники для проведения обрядов, как Нсенга или Китобо (жрецы). Кроме того, от тревог и недугов на службе находился Нганга или Мфвинтши (целитель), который совершал Лубуко (гадание). [31] Религиозная мысль не ограничивалась ритуалами, но включала идеи хорошей личности, доброго сердца, достоинства других и самоуважения. Религиозный кодекс гражданской жизни и добра повлиял на общественную жизнь Любы. [31]

христианство

[ редактировать ]

Христианство было представлено народу Люба колонизаторами, пришедшими во время колониального правления Бельгии. Некоторые из этих миссионеров, такие как Уильям Бертон, проводили этнографические исследования, начиная с агрессивного проективного исследования и обучения народа Люба. [32]

Католики Любы позже создали знаменитую Missa Luba , форму латинской мессы, основанную на искусстве и самовыражении Любы. Это заложило бы основу для Заирского использования , полноценного обряда мессы, основанного на Конго (и используемого в основном в нем).

По данным источника 2011 года, около 12% Любы являются приверженцами ислама. Ислам распространился среди люба в 19 и 20 веках в связи с увеличением контактов с суахили . [33]

Культура

[ редактировать ]

Люди Люба, как правило, группировались в деревнях с одной улицей, с домами с прямоугольными соломенными крышами по обе стороны улицы, происхождение которых обычно связано. [13] Дома находились в саванне и лесах. Они охотились, ловили рыбу в обильных водах рядом с ними, собирали пищу, например фрукты из дикой природы, и освоили сельское хозяйство. В современную эпоху они выращивают маниоку , кукурузу, разводят скот. Некоторые Любы вырезают дерево и изготавливают художественные поделки. [13]

Искусство

[ редактировать ]

В любской культуре было хорошо развито искусство. Регулярно производились керамика, изделия из железа (такие как топоры, луки и копья), деревянный посох, резьба и детали, покрытые листами меди. Известным видом искусства народа люба была Мвади , где предки мужского пола были представлены в женских воплощениях царей-предков. [34] [35]

По мнению таких ученых, как Дэниел Кабози, некоторые из сложных произведений искусства народа люба представляли собой мнемонические устройства, форму символического закодированного письма, помогающего сохранить информацию и вспомнить историю и знания народа люба. [21] [36]

Народ Люба, по словам Мэри Робертс, [ ВОЗ? ] разработал «одну [из] самых сложных и блестящих мнемонических систем в Африке для записи королевской истории, списков королей, миграций, эзотерики посвящения и семейных генеалогий», например, Лукаса доску памяти . [37] [38] Эти произведения искусства сейчас находятся во многих музеях мира. [21]

Известные люди Любы

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Элизабет Хит (2010). Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (ред.). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 88–89. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  2. ^ Элизабет Хит (2010). Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (ред.). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 88–89, 14–15. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  3. ^ Jump up to: а б с Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. стр. 285–286. ISBN  978-1-59884-666-9 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 67–72. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  5. ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 88–89, 106, 130–131, 309–310. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  6. ^ Jump up to: а б Королевства Саванны: Империи Люба и Лунда , Александр Айвс Бортолот (2003), Департамент истории искусств и археологии, Колумбийский университет, Издательство: Метрополитен-музей
  7. ^ Jump up to: а б с д Пьер де Маре (1979), Корни Любы: первая полная последовательность железного века в Заире , Современная антропология, University of Chicago Press, том 20, номер 1 (март 1979 г.), страницы 233–235
  8. ^ Jump up to: а б Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 70–73. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  9. ^ Jump up to: а б Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. XIV, 3–4, 120, 118–194. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  10. ^ Jump up to: а б Уилсон, Энн (1972). «Торговля на дальние расстояния и империя Любы Ломами». Журнал африканской истории . 13 (4). Издательство Кембриджского университета: 575–589. дои : 10.1017/s0021853700011944 . S2CID   162826940 .
  11. ^ Jump up to: а б Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 10–11, 14–19. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  12. ^ Ньюэлл С. Бут-младший (1976), Гражданская религия в традиционной Африке , Africa Today, Vol. 23, № 4 (октябрь – декабрь 1976 г.), страницы 59–66.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Люба , Британская энциклопедия
  14. ^ Мэри Нутер Робертс; Аллен Ф. Робертс (1997). Люба . Издательская группа Розен. стр. 19–24 , 33–38. ISBN  978-0-8239-2002-0 .
  15. ^ Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 116–121. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  16. ^ Jump up to: а б с Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 120–127. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  17. ^ Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 127–128. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  18. ^ Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 132–137. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  19. ^ Jump up to: а б Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 140–141, 148–152. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 159–168, 172–175, 183–190. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  21. ^ Jump up to: а б с Дэниел Кабози (2015). Стивен Л. Дэнвер (ред.). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж. стр. 52–53. ISBN  978-1-317-46400-6 .
  22. ^ Jump up to: а б Джакомо Макола (2015). Люба-Лунда утверждает в Энциклопедии Империи . Джон Уайли и сыновья. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe060 . ISBN  978-1118455074 . S2CID   155144291 .
  23. ^ Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 161–162, 165–167. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  24. ^ Франсуа Рено (1988), «Структуры работорговли в Центральной Африке в 19 веке». Рабство и его отмена, том 9, номер 3, страницы 146–165.
  25. ^ Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 173–174. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  26. ^ Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 164–165. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  27. ^ Томас К. Риф (1981). Радуга и короли: история Империи Люба до 1891 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 167–169. ISBN  978-0-520-04140-0 .
  28. ^ Уилсон, Энн (1972). «Торговля на дальние расстояния и империя Любы Ломами». Журнал африканской истории . 13 (4). Издательство Кембриджского университета (CUP): 575–587. дои : 10.1017/s0021853700011944 . S2CID   162826940 .
  29. ^ Мэтью Г. Стэнард (2015), Бельгийская Империя, в Энциклопедии Империи , John Wiley & Sons, ISBN   978-1118455074 , DOI 10.1002/9781118455074.wbeoe074
  30. ^ Мелвин Пейдж (2003). Колониализм: Международная социальная, культурная и политическая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 356. ИСБН  978-1-57607-335-3 .
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Молефи Кете Асанте; Нет ничего похожего на тебя (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации SAGE. стр. 100-1 98–99. ISBN  978-1-4129-3636-1 .
  32. ^ Максвелл, Дэвид (2008). «Душа Любы: ВПП Бертон, миссионерская этнография и бельгийская колониальная наука». История и антропология . 19 (4): 325–351. дои : 10.1080/02757200802517216 . S2CID   143498006 .
  33. ^ Шуп, Джон А. (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 169. ИСБН  978-1-59884-362-0 .
  34. ^ Александр Айвз Бортолот (2003), Королевства Саванны: Империи Люба и Лунда, Метрополитен-музей
  35. ^ Франсуа Дж. Ришар; Кевин С. Макдональд (2016). Этническая неоднозначность и африканское прошлое: материальность, история и формирование культурной идентичности . Рутледж. стр. 200–205. ISBN  978-1-315-42900-7 .
  36. ^ Робертс, Мэри Нутер; Робертс, Аллен Ф. (1996). «Память: Искусство Любы и создание истории». Африканское искусство . 29 (1): 22. дои : 10.2307/3337444 . JSTOR   3337444 .
  37. ^ Робертс, Мэри Нутер (1998). «Игра в имена: идеологии художественной идентичности Любы». Африканское искусство . 31 (4): 56–92. дои : 10.2307/3337649 . JSTOR   3337649 .
  38. ^ Линн Келли (2015). Знание и власть в доисторических обществах: устность, память и передача культуры . Издательство Кембриджского университета. стр. 78–80. ISBN  978-1-107-05937-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Евсевицкий, Богумил (1989). «Формирование политической культуры этнической принадлежности в Бельгийском Конго, 1920–1959» . В Вейле, Лерой (ред.). Создание трайбализма в Южной Африке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Дэвидсон, Бэзил: Африка в истории: темы и очертания, переработанное и расширенное издание . Саймон и Шустер, Нью-Йорк (1991).
  • Фейдж, Дж. Д. и Оливер, Роланд, главные редакторы: Кембриджская история Африки. Том V и VI ., Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания (1976).
  • Кабонго, Канундови и Билоло, Мубабинге, «Властвующие люди». Продолжение Балубы: колдовство и гадание , исследования африканских университетов, Мюнхен – Киншаса (1994).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f77651c89f0837eec795623fc8790ae__1720961400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/ae/4f77651c89f0837eec795623fc8790ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luba people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)