Овцы
![]() Группа мбути с американским путешественником Осой Джонсоном , 1930 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
от 30 000 до 40 000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Эфе , Лошадь , Конго , Французский | |
Религия | |
Мифология Бамбути , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Африканские пигмеи |
Народ мбути , или бамбути , является одной из нескольких коренных групп пигмеев в регионе Конго в Африке . Их языками являются центральносуданские языки и языки банту .
Подгруппы
[ редактировать ]Бамбути — пигмеи -охотники-собиратели и один из старейших коренных народов региона Конго в Африке. Бамбути состоят из относительно небольших по размеру банд, насчитывающих от 15 до 60 человек. Население Бамбути составляет от 30 000 до 40 000 человек. [1] Многие батва в различных частях Демократической Республики Конго (ДРК) также называют себя Бамбути. [2]
Выделяют три отдельные подгруппы: [3]
- Суа (также канго или мбути), говорящие на диалекте (или, возможно, двух) языка соседнего народа банту, била . Они расположены в центре и являются одноименными по отношению к большей группе.
- Эфе , говорящие на языке соседнего Центрального Судана Лесе .
- Асуа асуа , носители мангбету (центральный суданский) языка .
Среда
[ редактировать ]
Население мбути проживает в Итури , тропическом лесу площадью около 63 000 км2. 2 (24 000 квадратных миль) северной/северо-восточной части ДРК. В этом районе ежегодно выпадает большое количество осадков: от 1300 до 1800 мм (от 50 до 70 дюймов). Сухой сезон длится в январе, а затем с мая по август. [4] Лес – это влажный и влажный регион, усеянный реками и озерами. Существует несколько экологических проблем, которые затрагивают Бамбути. Тропические болезни широко распространены в лесах и могут быстро распространяться, убивая не только людей, но и растения и животных, которые являются основным источником пищи. Одной из болезней, переносимой мухами цеце , является сонная болезнь , которая ограничивает использование крупных млекопитающих . [5] Слишком большое количество осадков, а также засухи могут значительно сократить запасы продовольствия.
Культура
[ редактировать ]Поселение, архитектура и организация
[ редактировать ]Бамбути живут в деревнях, которые делятся на группы. В каждой хижине живет семья. В начале засушливого сезона они покидают деревню, направляясь в лес и разбивая несколько лагерей. [5] Таким образом, бамбути могут использовать большую площадь земли для максимального добывания пищи . Эти деревни одиноки и отделены от других групп населения. Их дома маленькие, круглые и очень временные.
Строительство дома начинается с прорисовки контура дома на земле. [6] Стенки сооружений представляют собой прочные палки, которые втыкают в землю, а наверху палок обвязывают лозой, чтобы они держались вместе. [6] Крупные листья и трава используются при строительстве крыш хижин. [6]
Еда и ресурсы
[ редактировать ]
Бамбути в первую очередь охотники-собиратели. Их животная диета может включать крабов , моллюсков, муравьев , личинок , улиток , диких свиней, антилоп , обезьян , рыбу и мед . Растительная составляющая их рациона включает дикий ямс , ягоды, фрукты, корни, листья и орехи кола . [5]
У Бамбути существует сложная система продовольственных пособий и ограничений; продукты, употребление которых ограничено, называются квери. [7] Источниками пищи, получаемыми в лесу, являются животные, не относящиеся к квери, для употребления в пищу мяса, корнеплоды, пальмы и бананы ; [5] а в некоторые сезоны - дикий мед. [8] ямс , бобовые , фасоль, арахис, гибискус , амарант и тыквы . Употребляются [5] Бамбути используют большие сети , ловушки , а также луки и стрелы для охоты на дичь. Женщины и дети иногда помогают в охоте, загоняя добычу в сети. Оба пола собираются и добывают пищу. У каждой группы есть свои охотничьи угодья, хотя границы поддерживать сложно. [9] Мбути называют лес «матерью» и «отцом» в зависимости от настроения, потому что, как и их родители, лес дает им еду, кров и одежду, которые легко изготавливаются из богатых лесных материалов. [10]
Жители деревни банту производят множество предметов, на которые охотники-собиратели обменивают часть своей продукции. Они часто получают железные изделия, горшки, деревянные изделия и плетеные изделия в обмен на мясо, шкуры животных и другие лесные товары. [11] Мясо диких животных является особенно часто продаваемым предметом. [ нужна ссылка ] Они также будут торговать, чтобы получить сельскохозяйственную продукцию от жителей деревни посредством бартера. [12]
Охота обычно проводится группами, в этом процессе помогают мужчины, женщины и дети. Женщины и дети не участвуют, если охота предполагает использование лука и стрел, но если используются сети, то в ней обычно участвуют все. В некоторых случаях женщины могут охотиться с использованием сети чаще, чем мужчины. Женщины и дети загоняют животных к сети, а мужчины охраняют сеть. Все занимаются собирательством, и женщины, и мужчины заботятся о детях. Женщины отвечают за приготовление пищи, уборку и ремонт хижины, а также за доставку воды. Родственные отряды работают вместе, чтобы обеспечить питанием и уходом за молодняком. Мужчинам легче поднять женщин на деревья за медом. [ нужна ссылка ]
Ограничения в еде
[ редактировать ]Согласно исследованию, опубликованному в 1987 году и основанному на полевых исследованиях и данных, собранных в период с 1974 по 1985 год, мбути ограничивают около 40% из более чем 500 видов растений и животных, которые они собирают и охотятся, включая около 85% животных. детей ; Считается, что животные квери вызывают болезни и расстройства, особенно у маленьких ограничения постепенно ослабляются с возрастом. [7]
Система родства и происхождения
[ редактировать ]Бамбути, как правило, следуют патрилинейной системе происхождения, и их место жительства после брака является патрилокальным. Однако система довольно свободная. Единственный тип группы, наблюдаемый среди Бамбути, — это нуклеарная семья . [8] Родство также предоставляет союзников каждой группе людей.
Брачные обычаи
[ редактировать ]Обмен сестрами является распространенной формой брака . На основе взаимного обмена мужчины из других групп обмениваются сестрами или другими женщинами, с которыми у них есть связи. [9] В обществе Бамбути невеста невеста не является общепринятой. Официальной церемонии бракосочетания не существует: пара считается официально состоящей в браке, когда жених дарит родителям невесты антилопу, на которую он один охотился и убил. Полигамия действительно имеет место, но с разной частотой в зависимости от группы, и она не очень распространена. Половой акт супружеских пар рассматривается как действие, совершенно отличное от акта не состоящих в браке партнеров, поскольку только в браке можно зачать детей. [13]
Политическая структура
[ редактировать ]В обществах бамбути нет правящей группы или родословной, никакой вышестоящей политической организации и небольшой социальной структуры. Бамбути — эгалитарное общество, в котором группа является высшей формой социальной организации. [9] Лидерство может проявляться, например, во время охотничьих походов. [9] Мужчины становятся лидерами, потому что они хорошие охотники. Благодаря своим превосходным охотничьим способностям лидеры едят больше мяса и жиров и меньше углеводов, чем другие мужчины. [14] Мужчины и женщины в основном имеют равную власть. Вопросы обсуждаются и решения принимаются консенсусом в пожарных лагерях; мужчины и женщины участвуют в разговорах одинаково. [9] В случае разногласий, проступков или правонарушений нарушитель может быть изгнан, избит или осмеян. [9] В более поздние времена [ когда? ] практика заключается в том, чтобы выселить правонарушителей из леса и заставить их работать на частных землевладельцев за небольшую плату или вообще бесплатно. [8]
Мифология
[ редактировать ]Все в жизни Бамбути сосредоточено в лесу. Они считают лес своим великим защитником и кормильцем и считают его священным местом. Иногда они называют лес «матерью» или «отцом». [15] Важный ритуал , влияющий на жизнь Бамбути, называется молимо . После таких событий, как смерть важного человека в племени, молимо шумно празднуют, чтобы разбудить лес, полагая, что если с его детьми происходят плохие вещи, он, должно быть, спит. [ нужна ссылка ] Как и во многих ритуалах Бамбути, время, необходимое для выполнения молимо, не установлено жестко; вместо этого оно определяется настроением группы. Еду собирают из каждой хижины, чтобы накормить молимо, а вечером ритуал сопровождается танцами и пением мужчин вокруг костра. Женщины и дети должны оставаться в своих хижинах с закрытыми дверями. Эти практики тщательно изучил британский антрополог Колин Тернбулл , известный прежде всего своей работой с племенем.
«Молимо» — это также название трубы, на которой мужчины играют во время ритуала. Традиционно его делали из дерева, а иногда и из бамбука , но Тернбулл также сообщил об использовании металлических водосточных труб. Звук, издаваемый молимо, считается более важным, чем материал, из которого он сделан. Когда труба не используется, ее хранят на деревьях в лесу. Во время праздника деревенская молодежь забирает трубу и несет ее обратно к огню. [8]
Современная ситуация
[ редактировать ]Образ жизни бамбути находится под угрозой по разным причинам. Их территория в ДРК не имеет юридической защиты, а границы, на которые претендует каждая группа, официально не установлены. Бамбути больше не разрешается охотиться на крупную дичь. Из-за вырубки лесов , добычи золота и современного влияния плантаций, земледельцев и усилий по сохранению лесов их запасы продовольствия находятся под угрозой. В стране также наблюдаются значительные гражданские волнения.
Бамбути также стали мишенью кампании геноцида, известной как « Стирание таблицы» .
Генетика
[ редактировать ]Y-хромосомная гаплогруппа E-M200 была обнаружена у 25% (3/12) небольшой выборки мбути из Демократической Республики Конго. Гаплогруппа B-P7 чаще всего наблюдалась в выборках некоторых популяций пигмеев 21% (10/47) мбути из Демократической Республики Конго. [16]
Языки
[ редактировать ]Мбути говорят на трех разных языках: [17]
- Канго , язык банту зоны D, родственный Била.
- Эфе , язык мангбуту, родственный Лесе.
- Язык асуа , мангбету . язык
Эфе и асуа — центральносуданские языки , а канго — нигерско-конголезский язык .
Сравнительная лексика
[ редактировать ]Сравнительная лексика банту и центральносуданского языка итури: [17]
Блеск | Прото-банту | Доктор | Корова | Ячмень | Обучение | Когда | Канго | меч | Читать | Маму | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пчела | *дзюки | сууу | сууу | Нзоло | усилие | Ньоки | Нзоки | был | причина | причина | |
рот | *уходи | чистый | чистый | здесь | слишком | ползать | пытаться | ùʈì | ùʈì | ùʈì | |
рука | *обнимает | хотя | презервативы | меч | bạkịkɔ | бомбо | кондор | ʈòʔù | слово | упомянуть | |
собака | *дуть | идти | идти | идти | идти | мбва | идти | ıɓū | ıɓū | живот | |
культивировать | *утонул | я мама | файл | сейчас | тетушка | тема | тугой | Это круто | Это круто | ìqʊ̄ | |
танцевать | *бен | лапша | снег | нет | ты | злой | Хейя | он | он | он | |
зуб | *ближе | зевать | реагировать | смотреть | желание | незначительный | пытаться | так | использовать | уше | |
вода | *диффа | Это круто | Это круто | пучок | пучок | либо | дядя | фу | фу | фу | |
ребенок | *давать | вчера | вчера | Ага | привет | Мики | привет | да | да | мунгу | |
стрелка | * там | наслаждаться | наслаждаться | Нгуле | реклама | API | более | API | API | Эби | |
колено | *черный | вой | качать | он | никогда | мора | это жутко | слабый | слабый | говорить | |
мужчина | *крылья | Гуве | Гуве | приятель | ты | жалость | крюк | тело | ветвь | афу | |
луна | *является | ли | ли | ли | просто | так | ли | теба | теба | темба | |
дом | *даку | нет | нет | там | ндабʊ̀ | собственный | там | ай | там | кусок | |
нос | *Джудео | Мао | он | мы | лошадь | сколько? | ɛ̀́́ | ʈɔ̀gi | ʈɔ̀gi | ʈɔ̀nji | |
черный | *далеко | шум | огонь | тупой | повредить | дом | огонь | Уходите | Уходите | qó | |
глаз | *вырвать | сторожить | сторожить | сторожить | сторожить | весна | США | éʔí | голодный | это правда | |
ухо | *tú̩ì̩ | cweí | cweí | слишком | застрявший | слишком | вот и все | он | он | шторм | |
кость | *убит | смотреть | смотреть | коо | коо | стучать | падать | волна | игби | холодный | |
кожа/кора | *приходить | папочка | страна | страна | кашель | проходить | вот и все | вот и все | приглашать | ||
дождь | *Будда | возьми | возьми | более | вздох | мвуу | Ну давай же | в воде | тибо | тидо | |
сердце | *тима | время | вырисовывается | завтра | Мбенги | жизнь | камин | страх | страх | страх |
Некоторые названия животных банту и центральносуданского языка на языках Итури: [17]
Блеск | Бали | Когда | Ваша Била | Они будут | Выходная доска | Здесь | Руины | Жить | Который из | Читать | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
шимпанзе | малыш | следовать | следовать | писать | быть | один | секе | озюэ | низкий | данный | |
леопард | изменять | апельсин | апельсин | торговля | быть | торговля | пити | кава | ʔау | кау | |
даман | нгойɔ | футбольный | мой | даже | футбольный | Я иду | коаса | власть | яма | яма | |
слон | деньги | деньги | ндопо | мой | деньги | бепе | мир | ʊʔʊ | три | ||
буйвол | тебе | стыд | стыд | ндопо | рожденный | рожденный | кибиность | тупи | тупи | ||
окапи | кишечник | Привет | Привет | я могу | разгребать | разгребать | я могу | Мне жаль | о'апи | окапи |
См. также
[ редактировать ]- Ота Бенга (ок. 1893–1916), человек-Коза, доставленный в США.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Офосуа Джонсон, Элизабет (19 июля 2018 г.). «Познакомьтесь с забытыми африканскими пигмеями, ведущими древний образ жизни в 21 веке» . Face2Face Африка . Бабу Глобал . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ «Батва и Бамбути» .
- ^ Мукенге 2002 , стр. 7–8.
- ^ Мукенге 2002 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тернбулл, Колин М. (1968). Лесные люди . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, Inc.
- ^ Перейти обратно: а б с Мукенге 2002 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Итикава, Мицуо (март 1987 г.). «Пищевые ограничения пигмеев мбути, Восточный Заир» (PDF) . Монографии по африканским исследованиям. Дополнительный выпуск . 6 : 97–121. дои : 10.14989/68341 . ISSN 0286-9667 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мукенге, Тшилемалеа (2002). Культура и обычаи Конго . Вестпорт, Китай: Greenwood Press. ISBN 978-0313314858 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мукенге 2002 , с. 10.
- ^ Тернбулл, К. (осень 1985 г.). «Процессиональный ритуал среди пигмеев мбути». Обзор драмы: TDR . 29 (3): 8. дои : 10.2307/1145649 . JSTOR 1145649 .
- ^ Мукенге 2002 , стр. 112–114.
- ^ Мукенге 2002 , с. 7.
- ^ Моско, Марк (декабрь 1987 г.). «Символы «леса»: структурный анализ культуры и социальной организации мбути» (PDF) . Американский антрополог . Новая серия. 89 (4): 899. doi : 10.1525/aa.1987.89.4.02a00090 . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Хьюлетт, Барри С.; Уокер, Филип Л. (декабрь 1991 г.). «Социальный статус и стоматологическое здоровье пигмеев ака и мбути». Американский антрополог . 93 (4): 943–944. дои : 10.1525/aa.1991.93.4.02a00100 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Мукенге 2002 , с. 58.
- ^ Вуд, Элизабет Т; Стовер, Дарин А; Эрет, Кристофер; Дестро-Бисоль, Джованни; Спедини, Габриэлла; Маклеод, Ховард; Луи, Лесли; Бамшад, Майк; Штрассманн, Беверли I; Судьял, Химла; Хаммер, Майкл Ф. (27 апреля 2005 г.). «Контрастные закономерности вариаций Y-хромосомы и мтДНК в Африке: свидетельства демографических процессов с учетом пола» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 867–876. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201408 . ISSN 1018-4813 . ПМИД 15856073 .
- ^ Перейти обратно: а б с Демолен, Дидье. 2021. Языки лесных пигмеев Итури: контакт и исторические перспективы . Семинар Дидриха Вестермана (Лингвистическая история Западной и Центральной Африки между Макросуданским поясом и Нигером-Конго: увековечивание наследия Дидриха Вестермана и 100-летия берлинской профессорской кафедры африканских языков), 4-6 ноября 2021 г., Берлинский университет имени Гумбольдта .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Мукенге, Тшилемалеа (2002). Культура и обычаи Конго . Вестпорт, Китай: Greenwood Press. ISBN 978-0313314858 .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Эрет, Кристофер (2016). Цивилизации Африки: история до 1800 года (второе изд.). Университетское издательство Вирджинии. ISBN 978-0813928807 .
- Кинг, Гленн (2003). Традиционные культуры: обзор незападного опыта и достижений . Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 978-1577662037 .
- Дэй, Томас (2005). Самый большой простор . Сидней, Новый Южный Уэльс: Технический университет Австралии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тодд Питман, Охотники за сетями Мбути в лесу Итури, рассказ с фотографиями и ссылкой на аудиослайд-шоу . Ассошиэйтед Пресс, 2010.
- Мбути Заира , uconn.edu
- Африканские пигмеи, охотники-собиратели Центральной Африки, с фотографиями и звуковыми ландшафтами
- Стефани Маккраммен, «Привлеченные к современной жизни, семьи пигмеев остались в подвешенном состоянии» , The Washington Post , 12 ноября 2006 г.
- «Стирание доски» Отчет международной исследовательской миссии по преступлениям по международному праву, совершенным против пигмеев Бамбути в восточной части Демократической Республики Конго; Международная группа по правам меньшинств, июль 2004 г.