Люди Лулуа

— Народ Лулуа этническая группа банту , поселившаяся вдоль долины реки Лулуа в южной центральной Касаи-Западный провинции , Демократическая Республика Конго . Лулуа на самом деле представляют собой совокупность небольших групп, чей дом граничит с более крупным штатом Луба и родственными народами сонге и чокве , с которыми они имеют очень схожую культуру, историю и язык. [1] [2]
Земли Лулуа граничат на юге с другими небольшими этническими группами, включая мбагани, лвалва, южные кете и салампасу. [3] [4] В сельских районах Лулуа остаются в основном фермеры. [5]
История личности Лулуа
[ редактировать ]Имя Лулуа, похоже, появилось в последней четверти XIX века, ранее эти группы просто были этнически людьми Люба вне политической структуры Луба (или Балуба). Жорж Нзонгола-Нталаджа в своей истории Конго описывает историю этнической принадлежности Лулуа как вымышленную этническую принадлежность. [6]
Нет лучшего примера изобретения этнической принадлежности или, другими словами, того, насколько искусственной может быть этническая идентичность, чем конфликт Лулуа-Балуба. [стр.103]
Фактически, лулуа разделяют язык, матрилинейное наследование и многие другие культурные черты с народом люба и народом конджи или лунту. Все три считались подгруппами Люба, беря свое начало от империи Люба, базирующейся в Катанге. [6]
В 19 веке чокве — еще одна родственная группа — определила разрозненную совокупность соседних земледельческих и охотничьих групп в районе между верхним и нижним Касаи и реками Лулуа как «Бина Лулува» (единственное число, «Мвена Лулува»), что означает « люди у Лулувы». Могущественная империя Люба в 18 веке помогла этим небольшим охотничьим группам Люба переселиться в их нынешний дом, согласно устным источникам, пришедшим с запада. Их коллективная идентичность ограничивалась институтом «Каламба», судьи и военного лидера, к которому эти небольшие группы обращались во время внутреннего или внешнего конфликта. Европейские миссионеры и путешественники девятнадцатого века внесли свой вклад в этот процесс этнической дифференциации от любы, определив эти небольшие общины в отличие от государств их соседей. Отец А. Ван Зандийке, бельгийский миссионер, сообщил, что до 1870 года не существовало согласованного собирательного названия Лулуа, при этом каждая родственная группа или вождь идентифицировали себя независимо. К первому десятилетию 20-го века приход бельгийского колониализма наряду с давлением со стороны империи Люба и других соседей начал формировать коллективную идентичность Лулуа.
[7] Земельные споры с соседями помогли создать как коллективную идентичность, так и разжечь этнический конфликт, как и бельгийская колониальная политика по оформлению «королевской власти» в стиле их соседей для Лулуа. [6] [7] [8] Напряженность позднего колониального периода, наконец, достигла кульминации в так называемой «войне Лулуа-Балуба», когда 11 октября 1959 года произошел взрыв межобщинного насилия. [6] [9]
Война Лулуа-Балуба
[ редактировать ]Во время кризиса в Конго после обретения независимости происходили жестокие конфликты с другими этническими группами, особенно в районе большой самоидентифицированной общины Лулуа в Кананге / Лулуабурге. [10] В конце 19 века демографическое давление балуба вынудило группы лулуа переселиться на территорию, которая стала бельгийской колониальной областью Лулуабург , позже Кананга. [7] С 1920-х годов фермеры балуба из Южного Каси снова начали переселяться на более плодородные земли Лулуа в Кананге. После Второй мировой войны Бельгия начала предоставлять конголезцам некоторые ограниченные формы местного самоуправления. В то же время образованный Лулуа, обеспокоенный относительной политической властью правящих классов Люба/Балуба во главе с Сильвианом Манголе Каламбой, сформировал этническую образовательную и политическую группу под названием «Братья Лулуа» ( Lulua Freres ), чтобы оказать давление на колониальные власти. [6] В декабре 1957 года кандидаты балуба выиграли ряд муниципальных выборов в Лулуабурге, что вызвало у элиты Лулуа опасения, что их вытеснят. Политически мобилизовавшись вокруг своей идентичности Лулуа, лидеры Лулуа одержали победу на выборах в законодательные органы провинции в 1960 году. Затем администрация, возглавляемая Лулуа, предложила план по выселению 100 000 фермеров из числа этнических балуба обратно в Южный Касаи. В ответ на это 11 октября вспыхнули беспорядки на этнической почве, которые продолжали обостряться. [6] [7] Это насилие привело к уже назревающему политическому расколу между конголезской националистической ТНК Лумумбы и регионалистами Альбертом Калонджи из Касаи и Моисе Чомбе , президентом провинции Катанга , который был спровоцатором отделения Южного Касаи во время конголезского кризиса. [7] На территории Лулуа для подавления насилия были срочно введены войска центрального правительства и миротворцы Организации Объединенных Наций. Эти районы стали линией фронта для правительственных сил, зажатых между Южным Касаи и сепаратистскими штатами Катанга. Когда в феврале 1962 года порядок был наконец восстановлен в районе, где преобладает население Лулуа, от 3000 до 7000 человек погибли как в межобщинном насилии, так и в военных действиях. [7] Кризис в Конго продлился до ноября 1966 года. [6]
Искусство
[ редактировать ]Произведения Лулуа высоко ценятся на международном коллекционном рынке. Резные деревянные фигурки Лулуа отличаются характерным и обширным изображением узоров скарификации (несмотря на то, что традиции скарификации Лулуа в значительной степени вымерли в 19 веке). [11]
Резные фигурки выполняют ряд духовных и декоративных функций и известны своим изысканным мастерством, в то время как деревянные маски Лулуа используются только в ритуалах тайного общества и предназначены для утилизации после использования. [12]
- Тамбур ( Этнологический музей Берлина )
- Статуэтка ( Африканский музей острова Экс )
- Женская фигура, Демократическая Республика Конго , народ Бена Лулуа, 19 век.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лео Фробениус , Этнографические заметки 1905 и 1906 годов (ред. Хильдегард Кляйн), Ф. Штайнер Верлаг Висбаден, Штутгарт, 1985, глава III: Лулува, Зюд-Кете, Бена Май, Пенде, Кокве ISBN 3-515-04271-7
- ^ Мабика Каланда, Балуба и Лулуа: этническая группа в поисках нового баланса , Éditions de Strategies congolaises, Брюссель, 1959.
- ^ Уильям Маккатчан Моррисон, пресвитерианская церковь Американской пресвитерианской миссии в Конго. Грамматика и словарь языка булуба-лулуа , на котором говорят в верхнем Касаи и бассейне Конго . Американское общество трактатов, 1906 г.
- ^ Константин Петридис. Искусство и власть в центральноафриканской саванне: Люба, Сонгье, Чокве, Лулува. Меркаторфондс, 2008.
- ^ Мухаммад Зухд? Якан Альманах африканских народов и наций . Издательство Транзакций, 1999. ISBN 978-1-56000-433-2 стр.485-6
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жорж Нзонгола-Нталаджа. Конго от Леопольда до Кабилы: история народа. 2002.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леонсе Ндикумана, Лисангани Ф. Эмизет. Экономика гражданской войны: пример Демократической Республики Конго. стр. 63–88 в книге «Понимание гражданской войны: доказательства и анализ», Том 1. Публикации Всемирного банка, 2009 г. ISBN 978-0-8213-6047-7
- ^ Юджин Русенс (ред.). Создание этничности: процесс этногенеза. Том 5 «Границы антропологии». Публикации Сейджа, 1989. ISBN 978-0-8039-3422-1 стр.118-123
- ^ Конго-Киншаса: Конец конфликта Лулуа-Луба (1961) le Potentiel, 2009 г.
- ^ Томас Р. Мокайтис. Миротворческие операции и внутригосударственный конфликт: меч или оливковая ветвь? Издательская группа Гринвуд, 1999. ISBN 978-0-275-96173-2 стр. 17-18
- ^ Хоуп Б. Вернесс. Энциклопедия континуума местного искусства: мировоззрение, символизм и культура в Африке, Океании и Северной Америке Международная издательская группа Continuum, 2003 г. ISBN 978-0-8264-1465-6 стр.185
- ^ К. Петридис, «Маски Лулувы», в журнале African Arts (Лос-Анджелес), 1999, том. 32, №3, с. 91-94
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с людьми Лулуа, на Викискладе?