Jump to content

Лео Фробениус

Лео Фробениус
Рожденный 29 июня 1873 г.
Умер 9 августа 1938 г. ) ( 1938-08-09 ) ( 65 лет
Национальность немецкий
Научная карьера
Поля Этнология

Лео Виктор Фробениус (29 июня 1873 — 9 августа 1938) — немецкий -самоучка этнолог и археолог , крупная фигура в немецкой этнографии .

Лео Фробениус в Африке (акварель Карла Арриенса)

Он родился в Берлине в семье прусского офицера и умер в Биганзоло , Лаго-Маджоре , Пьемонт , Италия . он предпринял Свою первую экспедицию в Африку в 1904 году в район Касаи в Конго , сформулировав африканской Атлантиды во время своих путешествий теорию .

Во время Первой мировой войны , между 1916 и 1917 годами, Лео Фробениус провёл почти целый год в Румынии , путешествуя вместе с немецкой армией в научных целях. Его команда проводила археологические и этнографические исследования в стране, а также документировала повседневную жизнь этнически разнообразных узников лагеря для военнопленных Слобозия . Многочисленные фотографические и графические свидетельства этого периода существуют в архиве изображений Института Фробениуса . [1]

До 1918 года он путешествовал по западному и центральному Судану , а также по северной и северо-восточной Африке. В 1920 основал Институт культурной морфологии в Мюнхене .

Фробениус преподавал во Франкфуртском университете . В 1925 году город приобрел его коллекцию из около 4700 доисторических африканских каменных рисунков, хранившуюся в университетском институте этнологии, который в 1946 году был назван в его честь Институтом Фробениуса.

В 1932 году он стал почётным профессором Франкфуртского университета, а в 1935 году — директором городского этнографического музея .

Фробениус находился под влиянием Рихарда Андре и своего учителя Фридриха Ратцеля . [2]

В 1897/1898 году Фробениус определил несколько «культурных кругов» ( Kulturkreise ), культур, демонстрирующих сходные черты, которые были распространены путем диффузии или вторжения. Бернхард Анкерманн также имел влияние в этой области. [3]

19 ноября 1904 года состоялось заседание Берлинского общества антропологии, этнологии и предыстории, ставшее историческим. По этому случаю Фриц Гребнер прочитал доклад на тему «Культурные циклы и культурные слои в Океании», а Бернхард Анкерманн прочитал лекцию на тему «Культурные циклы и культурные слои в Африке». Эти лекции двух сотрудников Музея этнологии в Берлине и сегодня часто считают началом исследований по истории культуры, хотя на самом деле на эту честь могла претендовать книга Фробениуса «Der Ursprung der afrikanischen Kulturen». [4]

Своим термином пайдеума Фробениус хотел описать гештальт , способ создания смысла ( Sinnstiftung ), который был типичен для определенных экономических структур. Таким образом, франкфуртские культурные морфологи пытались реконструировать «мировоззрение» охотников, первых плантаторов и строителей мегалитов или священных королей . Эту концепцию культуры как живого организма продолжил его самый преданный ученик Адольф Эллегард Йенсен , который применил ее в своих этнологических исследованиях. [5] Позже это также повлияло на теории Освальда Шпенглера . [6]

Его сочинения с Дугласом Фоксом стали каналом, через который некоторые традиционные африканские рассказы и эпос вошли в европейскую литературу. Это относится, в частности, к лютне Гассира , эпосу из Западной Африки , с которым Фробениус столкнулся в Мали . Эзра Паунд переписывался с Фробениусом с 1920-х годов, первоначально на экономические темы. Благодаря этой связи история попала в « Песни Паунда» .

В 1930-е годы Фробениус утверждал, что нашел доказательства существования затерянного континента Атлантиды . [7]

Африканская Атлантида

[ редактировать ]
Обложка отчета об экспедиции Второй немецкой экспедиции во Внутреннюю Африку (1907-09) На пути к Атлантиде.

«Африканская Атлантида» — это гипотетическая цивилизация, которая, как полагают, когда-то существовала в Северной Африке, предложенная Лео Фробениусом около 1904 года. [8] Эта затерянная цивилизация , названная в честь мифической Атлантиды , была задумана как корень африканской культуры и социальной структуры. Фробениус предположил, что белая цивилизация должна была существовать в Африке до прибытия европейских колонизаторов , и что именно этот белый остаток позволил коренным африканцам проявить черты военной мощи, политического лидерства и... монументальной архитектуры. [8] Расистская теория Фробениуса утверждала, что исторические контакты с белыми иммигрантами средиземноморского происхождения привели к развитию развитой местной африканской культуры. Он заявил, что такая цивилизация, должно быть, давно исчезла, чтобы допустить предполагаемое размывание их цивилизации до уровней, которые наблюдались в тот период. [8]

Наследие

[ редактировать ]

Благодаря своим исследованиям истории Африки Фробениус остается фигурой, известной во многих африканских странах. В частности, он оказал влияние на Леопольда Седара Сенгора , одного из основателей Негритюда , который однажды утверждал, что Фробениус «вернул Африке ее достоинство и самобытность». Эме Сезер процитировал Фробениуса, восхваляющего африканские народы, «цивилизованные до мозга костей» ( «Рассуждение о колониализме »), вместо унизительного видения, поощряемого колониальной пропагандой.

С другой стороны, Воле Сойинка в своей Нобелевской лекции 1986 года раскритиковал Фробениуса за его «шизофренический» взгляд на сравнение искусства и художников йоруба . [9] Цитируя заявление Фробениуса о том, что «меня охватила молчаливая меланхолия при мысли о том, что это собрание выродившихся и слабоумных потомков должно быть законными хранителями такой красоты», Сойинка назвал такие чувства «прямым приглашением к всеобщему общению». гонка за лишение собственности, оправданная недостойностью хранителя».

Отто Ранк опирался на отчеты Фробениуса о захоронении Фанани на Мадагаскаре, чтобы развить свою идею макрокосма и микрокосма в своей книге «Искусство и художник» ( Kunst und Künstler [1932]).

«Конечно, представление о матке как о животном было широко распространено среди различных рас всех возрастов и «дает объяснение (например) второму погребальному обычаю, открытому Фробениусом вместе с захоронением Фанани в Южной Африке. [а] Оно заключалось в помещении тела мертвого царя в искусственно опорожненную бычью шкуру таким образом, чтобы достигалась видимость жизни. Этот бычий обряд, несомненно, был связан с культом луны (ср. лунного теленка ) и, следовательно, принадлежит стадии материнской культуры, на которой идея возрождения также использовала символы материнских животных, причем выбирались более крупные млекопитающие. Однако «символика материнского лона» означает нечто большее, чем простое повторение собственного рождения человека: он символизирует преодоление человеческой смертности путем ассимиляции лунного бессмертия. Это зашивание мертвеца в шкуру животного имеет мифического аналога в проглатывании живого опасным животным, от которого оно чудом спасается. Следуя древнему микрокосмическому символизму, Анаксимандр сравнил утробу матери с акулой. Эта концепция позже встречается в религиозной форме как миф об Ионе , а также появляется в космологической адаптации в мифах о китах, собранных в Океании Фробениусом. Отсюда частое предположение, что местонахождение души после смерти (макрокосмический подземный мир) находится в чреве животного (рыбы, дракона). Тот факт, что в этих традициях животные всегда опасны для человека, указывает на то, что утроба животного рассматривается не только как место потенциального возрождения, но и как место ужасной смертности, и именно это привело ко всем космическим ассимиляциям. бессмертным звездам».

По словам Ранка, Фробениус также подтвердил роль культа Луны в африканских культурах:

«Бахофен [ Иоганн Якоб Бахофен (1815-1887)] был первым, кто указал на эту связь в древних примитивных культурах в своем «Муттеррехте», но с тех пор она получила широкое подтверждение со стороны более поздних исследователей, в частности Фробениуса, обнаружившего следы матриархата. культура в доисторической Африке (Das unbekannte Afrika, Мюнхен, 1923)».

Работа Фробениуса дала Ранку понимание двойного значения ритуального убийства короля и культурного развития веры в душу:

«Некоторые африканские традиции (Фробениус: Эритраа) приводят к предположению, что на подчеркивание той или иной из присущих ритуалу тенденций повлиял характер убитого царя, которого в одном случае могли бояться, а в другом желать вернуть снова."

«Миф Фанани, упомянутый ниже, о Бетсилео на Мадагаскаре уже показывает определенный прогресс от примитивного червя к животному-душе. [10] Бецилео выдавливают гниющую жидкость из тел умерших у ног и собирают ее в небольшую банку. Через два-три месяца в нем появляется червь, которого считают духом умершего. Этот кувшин затем помещают в могилу, куда кладут труп только после появления Фанани. Бамбуковый стержень соединяет банку со свежим воздухом (соответствует «душам» северных каменных могил). Через шесть-восемь месяцев (что, возможно, соответствует эмбриональному периоду) Фанани (по мнению Бетсилео) появляется при дневном свете в виде ящерицы. Родственники умершего принимают его с большим торжеством, а затем опускают обратно на стержень в надежде, что этот призрак предка будет чрезвычайно процветать внизу и станет могущественным защитником семьи и, если уж на то пошло, всей деревни».

«Поздний тотемизм — идея происхождения от определенного вида животных — кажется, возникает лишь из вторичной интерпретации идеи души-червя или идеи души-животного в соответствии с «законом инверсии» (Фробениус), свойственным мифическому мышлению. точно так же, как миф о Творении как проекция назад во времени мифа о конце света сам по себе является лишь формальным выражением принципа возрождения».

Африканское искусство перевезено в Европу

[ редактировать ]

Работает

[ редактировать ]
Наскальная резьба, известная как «Сурикатце» (названная Фробениусом) в Вади Меткандуше.
  • Тайные общества Африки (Гамбург, 1894 г.)
  • Западноафриканская культура. Сообщения Петерманна 43/44 , 1897/98 г.
  • Всемирная история войны (Ганновер, 1903 г.)
  • Эпоха Бога Солнца . Том 1. Георг Раймер, Берлин, 1904 г.
  • Черный Декамерон: свидетельства и документы о любви, остроумии и героизме во Внутренней Африке (Берлин, 1910 г.)
  • И Африка заговорила...
    • Том I: На развалинах классической Атлантиды (Берлин, 1912 г.) ссылка
    • Том II: На пороге почитаемой Византии (Берлин, 1912 г.)
    • Том III: Среди невинных эфиопов (Берлин, 1913 г.)
  • Пайдеума (Мюнхен, 1921 г.)
  • Документы по культурной физиогномике. Из культурной империи материка (Берлин, 1923 г.)
  • Эритрея. Страны и времена святого цареубийства (Берлин, 1931 г.)
  • Культурная история Африки (Цюрих, 1933 г.)
  • Встречаемые континенты (место и дата неизвестны)

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя на самом деле это было на Мадагаскаре , в тот период «Южная Африка» всё ещё была синонимом Южной Африки . См. « Великую Южную Африку », чтобы узнать о современных амбициях Южной Африки по расширению охвата всего региона.
  1. Михай Думитру, Лео Фробениус в Румынии. Архивировано 1 июня 2013 года в Wayback Machine.
  2. ^ Диффузионизм и аккультурация anthropology.ua.edu
  3. ^ Фробениус, Международная энциклопедия социальных наук Лео. 1968. Энциклопедия.com.
  4. ^ Юрген Цвернеманн, ЛЕО ФРОБЕНИУС И КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АФРИКЕ. Обзор исследований - Институт африканских исследований. 3 (2) 1967, страницы 2–20 lib.msu.edu
  5. ^ Краткий портрет: Адольф Эллегаард Йенсен
  6. ^ Леон Сюретт, Рождение модернизма , McGill-Queen's Press - MQUP, 1994, стр. 63.
  7. ^ «Лео Фробениус», Британская энциклопедия , издание 1960 года.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Миллер, с. 4
  9. ^ Воле Сойинка (8 декабря 1986 г.). «Это прошлое должно обратиться к своему настоящему» . Нобелевская лекция . Нобелевская премия.org.
  10. Из «Мадагаскара» Сибри, стр. 309 и далее, цитируемого Фробениусом в Der Seelenwurm (1895) и перепечатанного в Erlebte Erdteile, I (Франкфурт, 1925), трактате, в котором речь идет главным образом о «культе вазы», ​​возникшем из хранение разложившихся останков в кувшинах (см. далее замечания о вазе в целом).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3bfac4f8171edb27e8b3cef4efe4a89e__1713781380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/9e/3bfac4f8171edb27e8b3cef4efe4a89e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leo Frobenius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)