Священный король
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Во многих исторических обществах положение королевской власти имеет сакральное значение; то есть оно идентично служению первосвященника и судьи . концепция теократии С этим связана , хотя священному королю не обязательно править посредством своей религиозной власти; скорее, сама временная позиция имеет за собой религиозное значение.
История
[ редактировать ]Сэр Джеймс Джордж Фрейзер использовал концепцию священного короля в своем исследовании «Золотая ветвь» (1890–1915), название которого отсылает к мифу о Rex Nemorensis . [1] Фрейзер приводит многочисленные примеры, приведенные ниже, и послужил источником вдохновения для школы мифов и ритуалов . [2] Однако « теория мифа и ритуала , или мифо-ритуалистская теория» оспаривается; [3] Многие ученые сейчас полагают, что миф и ритуал имеют общие парадигмы , но не то, что одно развилось из другого. [4]
По мнению Фрейзера, это понятие имеет доисторические корни и встречается по всему миру, как на Яве , так и в странах Африки к югу от Сахары , где царям- шаманам приписывают способность вызывать дождь , обеспечивать плодородие и удачу. Король также может быть назначен страдать и искупать свой народ, а это означает, что сакральный король может быть заранее назначенной жертвой человеческого жертвоприношения , либо убитым в конце своего срока на этом посту, либо принесенным в жертву во время кризиса. (например, Домальде ) Блот .
Ашанти пороли недавно избранного короля ( Ашантехене ), прежде чем возвести его на трон. Чтобы он мог вспомнить, каково это - страдать как человек, сдерживать его в обретенной впоследствии богоподобной силе, как Аурига напоминала герою-победителю, возвращающемуся домой со своим триумфом, экстатическая лесть толпы катилась волнами по его эго. , что он остался всего лишь смертным и должен умереть.
Начиная с бронзового века на Ближнем Востоке , возведение на престол и является центральным помазание монарха религиозным ритуалом, отраженным в титулах « Мессия » или « Христос », которые отделились от мирской царской власти. Так, Саргон из Аккада называл себя «наместником Иштар ». [ нужна ссылка ] точно так же, как современный католик Папа- берет на себя роль « Наместника Христа ». [5]
С давних времен королей называли пастухами , например, этот термин применялся к шумерским князьям, таким как Лугальбанда, в 3-м тысячелетии до нашей эры. Образ пастуха сочетает в себе темы лидерства и ответственности за снабжение продовольствием и защитой, а также превосходства.
Как посреднику между людьми и божественным, сакральному царю приписывалась особая мудрость (например, Соломон или Гильгамеш ) или видение (например, посредством онейромантии ).
Изучать
[ редактировать ]Исследование этой концепции было представлено сэром Джеймсом Джорджем Фрейзером в его влиятельной книге «Золотая ветвь » (1890–1915); сакральное царствование играет роль в романтизме и эзотеризме (например, Юлиус Эвола ) и некоторых течениях неоязычества ( теодизм ).Школа панвавилонизма заимствовала большую часть религии, описанной в еврейской Библии, из культов сакрального царства в древней Вавилонии .
Так называемые британские и скандинавские культово-исторические школы утверждали, что король олицетворял бога и стоял в центре национальной или племенной религии. Английская «школа мифов и ритуалов» сосредоточилась на антропологии и фольклоре, тогда как скандинавская «школа Уппсалы» сделала упор на семитологических исследованиях.
Интерпретация Фрейзера
[ редактировать ]Священный король, согласно систематической интерпретации мифологии, разработанной Фрейзером в «Золотой ветви» (опубликованной в 1890 году), был королем , который представлял солнечное божество в периодически воспроизводимом обряде плодородия . Фрейзер ухватился за идею замены короля и сделал его краеугольным камнем своей теории универсального, общеевропейского и даже мирового мифа о плодородии, в котором супруг Богини ежегодно заменялся. По мнению Фрейзера, священный король олицетворял дух растительности, божественного Джона Ячменного Зерна . [ нужна ссылка ] Он появился на свет весной, правил летом и ритуально умер во время сбора урожая, чтобы возродиться во время зимнего солнцестояния , чтобы снова стать воском и править. Таким образом, дух растительности был « умирающим и возрождающимся богом ». Осирис , Дионис , Аттис и многие другие известные фигуры из греческой мифологии и классической античности были переосмыслены в этом образе (в частности, в этом особенно заметен Осирис, поскольку он был фигурой египетской мифологии). Священный король, человеческое воплощение умирающего и возрождающегося бога растительности, изначально должен был быть человеком, избранным править какое-то время, но чья судьба заключалась в том, чтобы пострадать в качестве жертвы , быть предложенной обратно земле, чтобы новый король мог какое-то время править вместо него.
Особенно в Европе, во время расцвета Фрейзера в начале двадцатого века, он создал кустарную индустрию любителей, ищущих « языческие пережитки» в таких вещах, как традиционные ярмарки , майские шесты и народные искусства, такие как танцы моррис . Оно оказало большое влияние на литературу , на него ссылались Д.Х. Лоуренс , Джеймс Джойс , Эзра Паунд , а также в Т.С. Элиота » «Бесплодной земле , среди других работ.
Роберт Грейвс использовал работу Фрейзера в «Греческих мифах» и сделал ее одной из основ своей личной мифологии в «Белой богине» , а в вымышленных « Семи днях на Новом Крите» он изобразил будущее, в котором возрождается институт жертвенного священного царя. . Маргарет Мюррей , главный теоретик колдовства как «языческого выживания», использовала работу Фрейзера, чтобы выдвинуть тезис о том, что многие короли Англии , умершие как короли, в первую очередь Уильям Руфус , были тайными язычниками и ведьмами , чьи смерти были инсценировкой. о человеческих жертвоприношениях , которые стояли в центре мифа Фрейзера. [6] Эту идею использовала писательница-фантаст Кэтрин Курц в своем романе « Ночь Ламмаса» .
Примеры
[ редактировать ]- Чакравартин , праведный царь, возник из индийской религиозной мысли.
- Девараджа , культ божественных царей в Юго-Восточной Азии. [7]
- Германское королевство
- Император Священной Римской империи
- Имперский культ
- Омукама правил Китары как небесный правитель.
- Верховный король Ирландии , согласно средневековой традиции, женился на богине суверенитета .
- Альмами — происходит от аль-Имам, что означает «тот, кто возглавляет молитву» на арабском языке — царственный титул теократических монархов Фута Торо , Фута Джаллон и правителей Западной Африки .
- Эзе Нри , правитель несуществующего королевства Игбо Нри на территории современной Нигерии . К нему обращались как « Игве означает «небесный» », что на языке игбо , и он завещал свой титул монарху современного традиционного государства с тем же названием.
- Император Японии известен на японском языке как Тэнно – «небесный правитель», и раньше считалось, что это живой ками .
- Кенде . был священным королем мадьяр в 9 веке [8]
- Каган ( Ашина )
- Короли Любы после смерти стали божествами.
- Светская власть папства
- Фараон , титул древнеегипетских правителей. Фараон принял имена, символизирующие святую мощь .
- Последний остаток афинской монархии, архонт базилевс , в основном сохранил обязанности по надзору за некоторыми религиозными обрядами.
- Король Рима
- Король Священного
- Pontifex Maximus - титул, принятый папством.
- Римский триумф , согласно легенде, впервые установленной Ромулом.
- Август
- Сын Неба , восточноазиатский титул
- Шах и опека исламского юриста , исламские концепции в Иране
- Цари заявляли о своем Спарты прямом происхождении от самого Геракла и служили потомственными жрецами.
- Король Таиланда
- Доколониальные императоры и короли народа йоруба , Оба , и их современные преемники.
- Мадхализм в исламе
- Короли в дохристианской Скандинавии и Англии заявляли о своем происхождении от таких богов, как Один ( Дом Уэссекса , Дом Книтлинга ) и Фрейр ( Инглинг ). Скандинавские короли в дохристианские времена служили жрецами при жертвоприношениях.
Монархии принесли сакральную королевскую власть в средние века , поощряя идею королей, поставленных на престол по милости Божией . Видеть:
- Капетинговое чудо
- Королевское прикосновение , сверхъестественные способности, приписываемые королям Англии и Франции.
- Сербская Неманичей династия [9] [10]
- Венгерский ( дом Арпадов известный в средневековый период как «династия Святого короля»)
- Князья -епископы , существовавшие в различных странах Европы в Средневековье и более поздние времена.
В художественной литературе
[ редактировать ]Многие романы Розмари Сатклифф признаны находящимися под прямым влиянием Фрейзера, изображая людей, принимающих на себя бремя лидерства и высшую ответственность за личное жертвоприношение, включая «Меч на закате» , «Знак повелителя лошадей » и «Солнечный конь, Лунный конь» . [11]
Помимо упомянутого выше появления в романе « Ночь Ламмаса» , Кэтрин Курц также использует идею священного королевского сана в своем романе « В поисках Святого Камбера» . [12]
См. также
[ редактировать ]- Апофеоз , прославление предмета до божественного уровня.
- Аватар
- Чакравартин
- Коронация
- Умирающий и воскресающий бог
- Эвгемеризм
- Великий католический монарх
- Великий король
- Греческий культ героя
- Ягуары в мезоамериканских культурах
- Иисус в сравнительной мифологии
- Катехон – эсхатолого-апокалиптический царь
- Монархия Таиланда - Аюттхийский период
- Мифологический король
- Князь-епископ
- Раджамандала
- Скипетр
- Крылатое солнце
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж, сэр (1922). Золотая ветвь . Bartleby.com: Нью-Йорк: The Macmillan Co. http://www.bartleby.com/196/1.html .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ред. Р. Фрейзера, Золотая ветвь (Оксфорд, 2009), с. 651
- ^ Сигал, Роберт А. (2004). Миф: очень краткое введение . Оксфорд: Оксфорд UP. стр. 61 . ISBN 978-0-19-280347-4 .
- ^ Мелетинский, Елеазар Моисеевич (2000). Поэтика мифа . Рутледж. п. 117. ИСБН 0-415-92898-2 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Наместник Христа» . www.newadvent.org . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Мюррей, Маргарет Элис (1954). Божественный король в Англии: исследование антропологии . Британская библиотека: Лондон, Фабер и Фабер. ISBN 9780404184285 .
- ^ Сенгупта, Арпута Рани (ред.) (2005). Бог и царь: культ Девараджи в искусстве и архитектуре Южной Азии . Национальный музейный институт. ISBN 8189233262 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Кристо Дьюла (1996). Венгерская история в девятом веке . Сегедская средневековая мастерская. п. 136. ИСБН 978-963-482-113-7 .
- ^ Даника Попович (2006). Под покровом святости: культ святых правителей и реликвий в средневековой Сербии . Сербская академия наук и искусств, Институт балканологии. ISBN 978-86-7179-044-4 .
- ^ Затем М. Чиркович (2008). Сербы Джон Уайли и сыновья. п. 35. ISBN 978-1-4051-4291-5 .
- ^ Статья о Розмари Сатклифф на веб-сайте «Информация об исторических романах»; пункт 15
- ^ Кэтрин Курц, В поисках Святого Камбера , ISBN 0-345-30099-8 , Ballantine Books , 1986, стр. 360-363.
Ссылки
[ редактировать ]Общий
- Рональд Хаттон , Языческие религии древних Британских островов (Блэквелл, 1993): ISBN 0-631-18946-7
- Уильям Смит, DCL, доктор юридических наук, Словарь греческих и римских древностей (Лондон, 1875 г.)
- Дж. Ф. дель Джорджио, Старейшие европейцы (AJ Place, 2006)
- Клаус Вестерманн, Британская энциклопедия , священное королевство .
- Джеймс Джордж Фрейзер, Золотая ветвь , 3-е изд., 12 том. (1911–15, переиздано в 1990 г.)
- А. М. Хокарт, Kingship (1927, переиздание 1969 г.)
- Г. ван дер Леу, Религия в сущности и проявлении (1933, английский, 1938, 1986)
- Гео Виденгрен, Религиозная феноменология (1969), стр. 360–393.
- Лили Росс Тейлор , Божественность римского императора (1931, переиздание 1981).
- Дэвид Каннадин и Саймон Прайс (ред.), «Ритуалы королевской семьи: власть и церемонии в традиционных обществах» (1987).
- Анри Франкфорт, Царство и боги (1948, 1978).
- Колин Моррис, Папская монархия: Западная церковь с 1050 по 1250 год (1989),
- Дж. Х. Бернс, Светлость, королевская власть и империя: идея монархии, 1400–1525 (1992).
«Английская школа»
- С.Х. Гук (редактор), Лабиринт: дальнейшие исследования связи между мифом и ритуалом в древнем мире (1935).
- С.Х. Гук (редактор), Миф, ритуал и королевская власть: Очерки теории и практики королевской власти на Древнем Ближнем Востоке и в Израиле (1958).
«Скандинавская школа»
- Гео Виденгрен, Священное царствование в Ветхом Завете и иудаизме (1955).
- Иван Энгнелл, Исследования божественного царства на древнем Ближнем Востоке , 2-е изд. (1967)
- Оге Бентцен, Царь и Мессия , 2-е изд. (1948; английский 1970).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- статья Rex Sacrificulus в Словаре греческих и римских древностей Смита
- Священные короли , электронная книга о священном королевстве в разных культурах.