Король Неморенсиса

Часть серии о |
Священство Древнего Рима |
---|
![]() |
Основные колледжи |
Другие колледжи или общества |
Священники |
Жрицы |
Связанные темы |
Rex Nemorensis ( лат . «король Неми») был жрецом богини Дианы в Арисии в Италии , на берегу озера Неми , где она была известна как Диана Неморенсис .
Священник был царем священной рощи у озера. Никто не должен был ломать ветки священного дуба, за исключением случаев, когда это делал беглый раб, который мог вступить в смертельный бой с Рексом Неморенсисом. Если раб побеждал, он становился следующим королем до тех пор, пока мог, в свою очередь, побеждать претендентов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Священство сыграло главную роль в мифографии Джеймса Джорджа Фрейзера в «Золотой ветви» ; его интерпретация оказала длительное влияние.
Древние источники
[ редактировать ]Сказка о рексе Nemorensis встречается во многих древних источниках. Овидий дает поэтическое описание священства Неми. [ 4 ] отметив, что озеро Неми было «священным для античной религии»; его священник «удерживает свое правление сильными руками и быстрыми ногами и умирает согласно примеру, который он себе подал». [ 5 ]
Латинское название жречества дано Светонием : «Он [ Калигула ] заставил rex Nemorensis , который держал свое жречество в течение многих лет, быть вытеснен более сильным противником». [ 6 ] [ 7 ] Тот же отрывок указывает на то, что ко времени раннего принципата обычай смены власти путем боя стал предметом внешнего контроля.
Греческий географ Страбон также упоминает об этом институте: «И действительно, в священных обычаях преобладает варварский и скифский элемент, поскольку народ ставит священником просто беглого раба, который собственноручно убил человека, ранее посвященного в сан». на эту должность; соответственно, священник всегда вооружен мечом, оглядывается по сторонам и готов защищаться». [ 8 ]

Павсаний приводит этиологический миф об основании святыни:
Арикийцы рассказывают историю... что, когда Ипполит (сын Тесея ) был убит из-за проклятий Тесея, Асклепий воскресил его из мертвых. Оживши снова, он отказался простить своего отца; отвергнув его молитвы, он отправился к арианам в Италию. участок Там он стал царем и посвятил Артемиде , где до моего времени наградой победителю в единоборстве было жречество богини. В соревновании могли участвовать не свободные люди, а только рабы , сбежавшие от своих хозяев». [ 10 ]
В римской мифологии Ипполит обожествлялся как бог Вирбий ; Артемида — греческое имя богини, отождествляемой с римской Дианой . Возможный намек на происхождение жречества в Неми содержится в Вергилия » « Энеиде , когда Вергилий помещает Ипполита в роще Ариции. [ 11 ]
Альтернативная история гласит, что поклонение Диане в Неми было основано Орестом ; бегство раба представляет собой бегство Ореста в изгнание. [ 12 ]
Ритуальное убийство
[ редактировать ]Сохранившиеся предания о рексе Неморенсисе указывают на то, что этот жрец или король занимал очень непростое положение. Четверостишие Маколея об учреждении Rex Nemorensis гласит:
- Те деревья, в чьей неясной тени
Ужасный священник правит
Священник, убивший убийцу,
И сам будет убит.
Такова, в двух словах, сохранившаяся легенда о рексе Неморенсисе : священство Дианы в Неми принадлежало человеку, который получил эту честь, убив предыдущего должностного лица в бою , и который мог оставаться на этом посту только до тех пор, пока пока он успешно защищал свою позицию от всех претендентов. Однако успешный кандидат сначала должен был проверить свои силы, сорвав золотую ветвь с одного из деревьев в священной роще .
Человеческие жертвоприношения, совершаемые в Неми, считались древними весьма необычными. Светоний упоминает об этом как о примере моральных недостатков Калигулы . Страбон называет его скифским , подразумевая, что он считал его варварством . Насильственный характер этого необычного учреждения едва ли можно было оправдать ссылкой на его великую древность и мифологическую святость. Древние источники также, похоже, сходятся во мнении, что сбежавший раб, ищущий убежища в этой непростой должности, скорее всего, будет отчаявшимся человеком. [ 13 ]
Золотая ветвь
[ редактировать ]
Джеймс Джордж Фрейзер в своей основополагающей работе «Золотая ветвь » утверждал, что история о священстве Неми была примером всемирного мифа о священном царе , который должен периодически умирать в рамках обычного обряда плодородия .
В 1990 году Майкл Бэйкуэлл подготовил радиопрограмму под названием «Жрец Неми» и транслировал ее на BBC Radio 3. Эта программа была основана на книга Роберта Фрейзера «Создание золотой ветви» 1990 года , написанная в ознаменование столетия со дня первого издания книги Фрейзера.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Роман Nemorensis Саймона Спурриера (действие которого происходит во вселенной Elite : Dangerous MMORPG ) основан на легенде.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Страбон (5.3.12)
- ^ Павсаний (2,27.24)
- ^ Сервия Комментарий к Энеиде (6.136)
- ^ Jump up to: а б Публий Овидий Назон , Фасти , книга 3, 271 (о месяце марте )
- ^ Царства держат сильные руки и быстрые ноги, / и каждый погибает по своему примеру. [ 4 ]
- ^ Jump up to: а б Гай Светоний Транквилл , Жизнь Калигулы , 35.
- ↑ Королю Неморенса, который уже много лет находился у власти в качестве жреца, он подчинил себе более сильного противника . [ 6 ]
- ^ Страбон , География , V, 3, 12.
- ^ Квинт Гораций Флакк , Песня 3.22.4, где он идентифицирует трех богинь как Луну , Диану и Гекату .
- ^ Павсаний , Описание Греции II, 27, 4.
- ^ Публий Вергилий Маро , Энеида , книга VII, 761 и далее.
- ^ Мавр Сервий Хонорат , Комментарии к Энеиде , 2.116 и 6.136.
- ^ Фонтенроуз Дж., Ритуальная теория мифа , Калифорнийский университет Press, 1971, стр. 38.
Библиография
[ редактировать ]- Фрейзер, Роберт. Создание золотой ветви: истоки и рост аргумента Макмиллан, 1990. ISBN 0-333-49631-0
- Фрейзер, сэр Джеймс Г. Золотая ветвь Макмиллан, 1950, сокращенное издание.
- Хорнблауэр, Саймон и др. (ред.) Оксфордский классический словарь (3-е издание, 2003 г.) ISBN 0-19-860641-9