Ферония (мифология)


В этрусской и сабинской религии Ферония была богиней, связанной с дикой природой, плодородием, здоровьем и изобилием, также почиталась фалисканцами и позже была принята в древнеримскую религию . Как богиня, даровавшая свободу рабам или гражданские права самой скромной части общества, она пользовалась особым почетом среди плебеев и вольноотпущенников . Ее фестиваль, Feroniae , проходил 13 ноября ( иды ноябрьские ) во время Ludi Plebeii (« Плебейские игры »), одновременно с Fortuna Primigenia ; обе были богинями Пренесте . [1] [2] (стр. 7)
- Обратите внимание, что схожая по звучанию Фералия 21 февраля — это праздник Юпитера Феретриуса , а не Феронии.
Этимология
[ редактировать ]Имя Феронии происходит от сабинского прилагательного, соответствующего латинскому fĕrus , но с долгой гласной, то есть Fērōn? a. Корень «fer» имеет родственные слова во всех индоевропейских языках (например, в греческом θήρ , θήριον , английском «feral »). Латинский fĕrus означает «невозделываемый, необузданный» ( Thesaurus Linguae Latinae ), «полевой, лесной», «неприрученный», «не смягченный никаким культивированием» (Forcellini Totius Latinitatis Lexicon ), который соответствует среде святилищ Феронии и очень близок к rudis (грубому).
Ферония — одна из римских и италийских богинь, имя которой образовано корнем, оканчивающимся суффиксом -она или -ония . Эта форма существительного обозначает трудное или опасное состояние или состояние: божество является властелином этой опасности только для того, чтобы помочь человеку наилучшим образом избежать ущерба или получить величайшее преимущество, как, например, Анджерона, потому что ангусти умирает во время зимнего солнцестояния.
Мифы и функции
[ редактировать ]Феронии множество версий культа Предполагалось , и не совсем ясно, была ли она только одной богиней или в древние времена у нее была только одна функция. Некоторые латиняне считали Феронию богиней урожая и чтили ее первыми плодами урожая. [3] Чтобы обеспечить хороший урожай в следующем году.
Вход Феста на вершину Ферония. [6] Требула Мутуеска свидетельствует, что богиня обладала также пророческими качествами среди сабинян , как и picus martius Тиоры Матиены, приписываемый аборигенам . Ферония также служила богиней путешественников, огня, [ нужна ссылка ] и воды.
Вольноотпущенники и Либертас
[ редактировать ]Варрон отождествлял Феронию с Либертас , богиней, олицетворявшей Свободу. [а] Согласно Сервию , Ферония была покровительницей вольноотпущенников богиней - . [7] : 8.564 На камне в святилище Террачина была надпись: «Пусть достойные рабы сядут, чтобы они могли встать свободными». Ливи отмечает [8] что в 217 г. до н.э. освобожденные женщины собирали деньги в подарок Феронии. [2] (стр. 109) Некоторые источники утверждают, что рабы были освобождены в ее храме недалеко от Террачины. [9] [ нужна полная цитата ]
Сабинская племенная матрона
[ редактировать ]Она была среди божеств, которых сабинские финансисты помещали на свои монеты в знак уважения к своему наследию. [10] (стр. 82) Возможно, она была введена в римскую религиозную практику, когда Маний Курий Дентатус завоевал Сабинум в начале III века до нашей эры . [12]
Настойчивость в диких местах
[ редактировать ]Две истории о ее святилище в Террачине подчеркивают характер Феронии как богини дикой природы: Сервий пишет, что, когда пожар уничтожил ее древесину, а местные жители собирались переместить статуи в другое место, сгоревшее дерево внезапно стало зеленым. [13]
Плиний утверждает, что все попытки построить башни во время войны между Террачиной и святилищем Феронии были прекращены, поскольку все без исключения были разрушены молнией. [15] Таким образом, богиня отказалась от какой-либо преемственности и связи с близлежащим городом.
Роль в «Энеиде»
[ редактировать ]В Вергилия « Энеиде» войска из рощи Феронии сражаются на стороне Турна против Энея . [16] (7.800) Аркадский король Эвандер вспоминает, как в юности он убил сына Феронии Эрула , который, как и Герион, имел тройное тело и тройную душу; Таким образом, Эвандеру пришлось убить его трижды. [17] Вергилий идентифицирует Эрула как короля Пренесте , но в остальном он неизвестен в литературе. [18]
Интерпретация Дюмезиля
[ редактировать ]Дюмезиль считает Феронию богиней дикой природы, необузданной природы и ее жизненных сил, но ее уважают, потому что она предлагает возможность найти хорошее применение этим силам для получения питания, здоровья и плодородия. Она оплодотворяет и исцеляет, и поэтому, несмотря на то, что ей поклоняются только в дикой природе, она получает первые плоды урожая. Поскольку она позволяет людям приручать дикие силы растительности, ее можно рассматривать как сторонника превращения того, что неотесанно, в то, что культивируется. [5] (стр. 361–366)
Дюмезиль сравнивает ее с ведическим богом Рудрой : Он и Ферония схожи в том, что Рудра представляет то, что еще не было преобразовано цивилизацией – он бог грубости , джунглей; одновременно опасный и исключительно полезный: целитель, благодаря травам в своих владениях, защитник освобожденных рабов и изгоев. Ферония, однако, имеет только положительную или полезную функцию: поставить силы дикой природы на службу людям. [5] (стр. 361–366)
Культовые и культовые сайты
[ редактировать ]Надписи Феронии встречаются в основном в центральной Италии. [2] (стр. 109) Все святилища Феронии располагались в дикой природе, вдали от населенных пунктов. Однако Варрон помещает Феронию в свой список сабинских богов. [19] у которых были жертвенники в Риме.
Культы Феронии в Аквилее и Террацине находились рядом с источниками, которые использовались в ее обрядах. [10] (с. 286) Поэт Августа Гораций говорит о воде ( лимфе ) Феронии, в которой «мы омываем лицо и руки». [22]
Капена, Этрурия
[ редактировать ]Ее лукус в Капене был местом, куда всем было разрешено приходить для богослужений и торговли, привлекая людей из разных народов: сабинян, латинян, этрусков и других из еще более далеких стран. Роща предоставляла всем нейтральную территорию, на которой нельзя было нарушать мир. [24]
Храм Феронии у подножия горы Соракте , недалеко от Капены. [25] Lucus Feroniae , или «роща Феронии» ( Fiano Romano ), была местом ежегодного фестиваля в ее честь. [26] [11] которое носило характер торговой ярмарки. [б] Это место на территории Капены на юго-западе Этрурии было разграблено золотом и серебром г. отступающими войсками Ганнибала в 211 до н.э. , когда он свернул с Соляной дороги , чтобы посетить святилище; [28] позже он стал Августа колонией . Его статус колонии зафиксирован в единственной надписи, скопированной в рукописи правления аббатства Фарфа. [29] как колония Юлия Феликс Люкофероненсис [с]
Анксур, Террачина
[ редактировать ]Еще одно важное место находилось недалеко от Анксура ( Террачина , южный Лацио ), в лесу в трех римских милях от города, где Сервий записал совместный культ «мальчика Юпитера» ( puer Iuppiter ) под именем Анксира и «Юноны-девственницы». ( Iuno virgo ), которую он идентифицирует как Феронию. [11] [7] : 7.799 Согласно другой традиции, только что освобожденные рабы могли пойти в храм в Террачине и получить на бритые головы пилеус — шляпу, символизирующую их свободу.

Марсово поле, Рим
[ редактировать ]Согласно надписи, найденной на этом месте, ее храм на Марсовом поле , на месте нынешнего Ларго ди Торре Аргентина , вероятно, также располагался в роще. [32] Он был основан до 217 г. до н.э. Возможно, он был посвящен Курцием Дентатом после его победы над сабинянами. Его программа строительства также включала Анио Ветус , новый крупный акведук и ряд фонтанов возле храма. [33]
Позднее продолжение
[ редактировать ]Чарльз Годфри Леланд сообщил о сохранившихся традициях «ведьмы» Феронии в Тоскане XIX века . [34]
Тезки
[ редактировать ]астероид В 72 Ферония ее честь назван .
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фаулер, WW (1908). Римские праздники периода республики . Лондон, Великобритания. стр. 252–254.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Дорси, Питер Ф. (1992). Культ Сильвана: исследование римской народной религии . Брилл.
- ^ Ливи . [название не указано] . xxvi.11.8.
- ^ Фестус . [название не указано] . п. 308 л².
- ^ Jump up to: а б с д и ж г
Дюмезиль, Г. (1977). Архаическая римская религия [ Arhaic Roman Religion ] (на итальянском языке). Милан, IT: Риццоли. стр. 361–366.С приложением о религии этрусков. Издание и перевод Фурио Джези.
- Итальянский перевод расширенной версии
- ^ Фестус [4] как цитирует Дюмезиль. [5] (стр. 363)
- ^ Jump up to: а б с д и
Мавр Сервий Хонорат Комментарий ( к «Энеиде» Вергилия на латыни). 7.799–800, 8.564. - ^ Ливи . [название не указано] . 22.1.18.
- ^ Британская энциклопедия . Том. 9. 1966.
- ^ Jump up to: а б с Фарни, Гэри Д. (2007). Этническая идентичность и аристократическая конкуренция в республиканском Риме . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с Коарелли, Филиппо (1987). Святилища Лацио в эпоху Римской республики [ Святилища Лацио в эпоху Римской республики ] (на итальянском языке). Рим, ИТ.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Коарелли [11] цитируется Фарни. [10] (с. 286)
- ^ Слуга [7] : 7.800 цитируется Дюмезилем. [5] (стр. 362)
- ^ Плиний Старший . Естественная история . II 146.
- ^ Плиний [14] как цитирует Дюмезиль. [5] (стр. 362)
- ^ Jump up to: а б Вергилий . Энеида .
- ^ Энеида [16] (8.564) и примечание Сервия к этому отрывку. [7]
- ^ Фратантуоно, Ли (2007). Безумие освобожденное: прочтение «Энеиды» Вергилия . Лексингтонские книги. стр. 242, 248.
- ^ Варрон . De lingua latina [ Латинский язык ] (на латыни). 5.74 .
- ^ Гораций . Сатиры . 1.5.24.
- ^ Онианс, РБ (1951). Истоки европейских представлений о теле, разуме, душе, мире, времени и судьбе . Издательство Кембриджского университета. п. 480.
- ^ Гораций [20] по словам Онианса (1951). [21]
- ^ Дионисий Галикарнасский . Римские древности . III 32, 12.
- ^ Дионисий [23] цитируется Дюмезилем. [5] (с. 364)
- ^ StraboСтрабон [название не указано ] в.
Под горой Соракте находится город Ферония...
- ^ Страбон . [название не указано] . версия 2.9.
- ^ Мюллер, нокаут (1828 г.). Этруски [ Этруски ] (на немецком языке).
- ^ Ливи . [название не указано] . 26.11.
- ^ Кодекс Ватикана Латинуса 6808 Кодекс Ватиканус Латинус
- ^ Тейлор, Л.Р. (1920). «Место Лука Ферония» . Журнал римских исследований . 10 :29–36. дои : 10.2307/295785 . JSTOR 295785 . S2CID 163491953 .
- ^ Гатти, Г. (1905). Новости с раскопок . п. 15.
- ^ Кошки (1905) [31] цитируется Дюмезилем. [5] (стр. 362)
- ^ Стэмпер, Джон В. (2005). Архитектура римских храмов: от республики до Средней империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 44–45.
- ^ Лиланд, CG (1892). Этрусские римские остатки в народной традиции . глава III – Ферония.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Феронией (мифология) на Викискладе?
- Американская энциклопедия . 1920. .