Jump to content

Этрусская религия

Этрусская фреска Тифона из Тарквинии
Реконструкция этрусского храма , Museo di Villa Giulia, Рим, на которую сильно повлияли исследования храма Аполлона в Портоначчо (Вейо).

Этрусская религия включает в себя набор историй, верований и религиозных практик этрусской цивилизации , находящихся под сильным влиянием мифологии древней Греции и имеющих сходство с параллельной римской мифологией и религией . Поскольку этрусская цивилизация постепенно ассимилировалась с Римской республикой с 4-го века до нашей эры, этрусская религия и мифология были частично включены в древнеримскую культуру , следуя римской тенденции поглощать некоторых местных богов и обычаи завоеванных земель. Первые свидетельства этрусской религии можно отнести к культуре Вилланова . [1]

История [ править ]

Этрусские вотивные головы IV-II веков до н.э. найдены в различных святилищах Этрурии.

Греческое влияние [ править ]

Греческие торговцы привезли с собой свою религию и образы героев в прибрежные районы центрального Средиземноморья. Одиссей , Менелай и Диомед из гомеровской традиции были переработаны в рассказах о далеком прошлом, когда они бродили по землям к западу от Греции. Согласно греческой традиции, Геракл странствовал по этим западным областям, уничтожая монстров и разбойников и принося цивилизацию их жителям. Легенды о его мастерстве обращения с женщинами стали источником рассказов о его многочисленных потомках, зачатых от известных местных женщин, хотя его роль странника означала, что Геракл двинулся дальше после того, как захватил места, выбранные для поселения его последователями, а не стал типичным основателем. роль. Со временем Одиссей также взял на себя аналогичную роль для этрусков как героический лидер, который привел этрусков к заселению земель, которые они населяли. [2]

Утверждения о том, что сыновья Одиссея когда-то правили этрусским народом, датируются по крайней мере серединой VI века до нашей эры . Ликофрон и Теопомп связывают Одиссея с Кортоной (где его называли Наносом ). [3] [4] В то время в Италии это могло дать негреческим этническим группам преимущество перед конкурирующими этническими группами, связав свое происхождение с фигурой греческого героя. Эти легендарные героические личности сыграли важную роль в установлении законности притязаний Греции на недавно заселенные земли, показывая, что греческое присутствие там уходит корнями в древность. [2]

Римское завоевание [ править ]

После поражения этрусков в римско-этрусских войнах (264 г. до н.э.) оставшаяся этрусская культура начала ассимилироваться с римской. Римский сенат принял ключевые элементы этрусской религии, которые были увековечены гаруспиями и знатными римскими семьями, заявлявшими о своем этрусском происхождении, спустя долгое время после того, как основная часть населения Этрурии забыла этот язык. В последние годы Римской республики религия начала терять популярность и подвергалась высмеиванию со стороны таких известных общественных деятелей, как Марк Туллий Цицерон . Юлио -Клавдии , особенно Клавдий , первая жена которого, Плавция Ургуланилла , утверждала, что имела этрусское происхождение, [5] на короткое время сохранил знание языка и религии, [6] но эта практика вскоре прекратилась. Ряд канонических произведений на этрусском языке дожил до середины первого тысячелетия нашей эры, но был уничтожен разрушительным действием времени, в том числе случайными катастрофическими пожарами, а также по указу римского сената. [ нужна ссылка ]

Источники [ править ]

О мифологии свидетельствует ряд источников в различных средствах массовой информации, например изображения на большом количестве керамики, надписи и гравированные сцены на пренестинских цистах (богато украшенных ящиках; см. раздел «Этрусский язык» ) и на зеркалах (богато украшенных ручных зеркалах). около двух десятков глав Corpus Speculorum Etruscorum В настоящее время опубликовано . Конкретно этрусские мифологические и культовые персонажи фигурируют в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae . [7] Этрусские надписи недавно были представлены более авторитетно Хельмутом Риксом в «Этруском тексте» . [8]

Провидцы и гадания [ править ]

Этруски верили, что их религию открыли им провидцы. [9] Двумя главными из них являются Тагес , детская фигура, рожденная на возделываемой земле и сразу же одаренная предвидением , и Вегойя , женская фигура.

Этруски верили в тесный контакт с божеством. [10] Они ничего не делали без надлежащей консультации с богами и знаков от них. [11] Эти практики были полностью переняты римлянами.

Этрусская дисциплина [ править ]

Этрусские писания представляли собой корпус текстов, получивший название Etrusca Disciplina . Это имя встречается у Валерия Максима , [12] а Марк Туллий Цицерон упоминает дисциплину в своих трудах на эту тему .

Массимо Паллоттино резюмирует когда-то существовавшие Священные Писания, известные из других источников. Откровения пророка Тагеса ( Libri Tagetici , «Тагетические книги») включали теорию и правила гадания животных по внутренностям ( Libri Haruspicini , « Гаруспические книги») и обсуждение загробной жизни этрусков и сопутствующих ей ритуалов ( Libri Acherontici , « Ахеронтические книги »). Книги»). Откровения пророчицы Вегои ( Libri Vegoici , «Вегоические книги») включали теорию и правила гадания по грому (бронтоскопия) и ударам молний ( Libri Fulgurales , « Фульгуральные книги») и обсуждение религиозных ритуалов. Книги о ритуалах ( Libri Rituales ) включали «Ахеронтические книги» Тагеса, а также другие книги о предзнаменованиях и чудесах ( Libri Ostentaria ) и книги о судьбе ( Libri Fatales ), в которых подробно описывались религиозно правильные способы основания городов, возведения святынь, осушения полей, формулирования законов. и измерить пространство и время. [13]

Этрусская дисциплина представляла собой главным образом свод правил проведения всякого рода гаданий; Паллоттино называет это религиозной и политической «конституцией»: она не диктует, какие законы должны быть приняты или как люди должны себя вести, а скорее разрабатывает правила, позволяющие задавать богам эти вопросы и получать ответы.

Священники и чиновники [ править ]

Редкий этрусский фану, расположенный в Орвието .

Прорицательные запросы в соответствии с дисциплиной проводились жрецами, которых римляне называли гаруспиями или священнослужителями; У Тарквиния была коллегия из 60 человек. [13] Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: капен ( сабинский купенкус ), мару ( умбрийский марон- ), эйснёв , хатренку (жрица). Они называли искусство гаруспичности ziχ neθsrac .

Убеждения [ править ]

Этрусская система верований представляла собой имманентный политеизм ; все видимые явления считались проявлениями божественной силы, и эта сила воплощалась в божествах , которые постоянно действовали в мире, но смертные могли их отговорить или убедить. [ нужна ссылка ]

Спустя много времени после ассимиляции этрусков Сенека Младший сказал: [14] что разница между римлянами и этрусками заключалась в том, что

В то время как мы верим, что молния высвобождается в результате столкновения облаков, они верят, что облака сталкиваются, чтобы выпустить молнию: поскольку, поскольку они приписывают все божеству, их заставляют верить не в то, что вещи имеют значение, поскольку они происходят, а скорее то, что они происходят потому, что они должны иметь значение.

Духи и божества [ править ]

Марс Тоди в натуральную величину, , этрусская бронзовая скульптура изображающая солдата, приносящего вотивное подношение , скорее всего, Ларану , этрусскому богу войны, конец V - начало IV века до нашей эры.

После V века иконографические изображения показывают, как умершие путешествуют в подземный мир. [15] В нескольких случаях этрусского искусства, например, в гробнице Франсуа в Вульчи , дух мертвых идентифицируется термином хинтиал , буквально «(тот, кто находится) внизу». Считалось, что души предков, называемые человеком или мани (лат. Manes ), находились вокруг мун или муни , или гробниц, [ нужна ссылка ]

Бога называли аисом ( позже эйс ), что во множественном числе — айсар / эйсар . Liber Linteus (столбец 5, строки 9–10 и другие места), кажется, различает «Богов Света» aiser si от «Богов Тьмы» aiser seu : nunθene eiser śic śeuc / unuχ mlaχ nunθen χiś esviśc faśe : «Сделайте подношение как для Богов Света, так и для Богов Тьмы, / для них сделайте соответствующее подношение с маслом из ритуалов Чи и Эсви». [16] Обителью бога был фану или лут , священное место, такое как фави , могила или храм. Там нужно было сделать флер (множественное число флерчва ), или «подношение».

В этрусском искусстве изображаются три слоя божеств. Похоже, что это божества местного происхождения: Вольтумна или Вертумнус , первобытный хтонический бог; Усил , бог(богиня) солнца; Тивр , бог луны; Туран , богиня любви; Ларан , бог войны; Марис , богиня рождения (детей); Лейнт , богиня смерти; Сельванс , бог леса; Тална , бог торговли; Турмс , посланник богов; Фуфлунс , бог вина; героическая фигура Геракла ; и ряд божеств подземного мира, таких как Ката , Лур , Сури, Танр и Калус (все перечислены на Свинцовой мемориальной доске Мальяно и в других местах). [17]

Над ними правили высшие божества, которые, кажется, отражают индоевропейскую систему: Тин или Тиния , небо, Уни, его жена ( Юнона ), Нетунс , бог вод, и Кел , богиня земли.

В качестве третьего слоя греческие боги и герои были приняты этрусской системой в период этрусской ориентализации 750/700–600 до н.э. [18] Примерами являются Аритими ( Артемида ), Менрва ( Минерва , латинский эквивалент Афины ), героическая фигура Геркле ( Геркулес ) и Пача ( Вакх ; латинский эквивалент Диониса ), а со временем первичной троицей стали Тиния , Уни и Менрва . Эта триада богов почиталась в трехсторонних храмах, подобных более позднему римскому храму Юпитера Капитолийского . [17]

Четвертая группа, так называемые dii involuti или «скрытые боги», иногда упоминаются как превосходящие все другие божества, но им никогда не поклонялись, не давали им имен и не изображали напрямую. [19]

Загробная жизнь [ править ]

Этрусские верования относительно загробной жизни представляют собой смесь влияний. Этруски разделяли общие ранние средиземноморские верования, такие как египетская вера в то, что выживание и процветание в будущей жизни зависят от обращения с останками умерших. [20] Этрусские гробницы имитировали домашние постройки и характеризовались просторными камерами, настенными росписями и погребальной мебелью. В гробнице, особенно на саркофаге (примеры показаны ниже), было изображение умершего в расцвете сил, часто с супругом. Не у всех был саркофаг; иногда покойника клали на каменную скамейку. Поскольку этруски практиковали смешанные обряды погребения и кремации (пропорция зависела от периода), кремированный прах и кости могли помещаться в урну в форме дома или изображения умершего.

В дополнение к миру, все еще находившемуся под влиянием земных дел, существовал загробный мир переселенцев, созданный по образцу греческого Аида . [ нужна ссылка ] Им правил Айта , а покойного вел туда Чарун , эквивалент Смерти, который был синего цвета и владел молотом. Этрусский Аид был населен греческими мифологическими фигурами и некоторыми, такими как Тухулха , сложной внешности.

в этрусской религии Женщины

Женщины в Древней Этрурии пользовались большими социальными свободами, чем их римские коллеги, до поглощения Этрурии римлянами и последующей ассимиляции в нее. Например, на изображениях муж и жена часто стояли рядом друг с другом, а женщины изображались на саркофагах на тех же торжественных пирах, что и мужчины. [21] Этрусские женщины также участвовали во множестве религиозных мероприятий, о чем можно наблюдать по археологическим свидетельствам вотивных подношений, церемониальному производству текстиля и иконографии, найденным в этрусских захоронениях. [22]

Поклонение [ править ]

Вотивные свидетельства этрусского поклонения богаты и дают представление о том, как женщины поклонялись божествам в Этрурии. Женские подношения включали терракотовые или бронзовые статуэтки, предметы, связанные с текстильным производством, такие как веретена или катушки, или анатомические вотивы. [23]

Основание бронзовой статуи с надписью, относящееся к архаическому периоду (525-500 гг. до н. э.), было раскопано на Кампо делла Фьера в Орвието , Италия, и является свидетельством приношения богатой женщины божеству. Надпись на статуе гласит, что это посвящение божеству или группе божеств по имени Тлусвал из Кануты, которая может быть вольноотпущенницей, судя по использованию в надписи существительного lauteniθa , хотя это трудно сказать наверняка. [24] Эта надпись подтверждает, что богатые этрусские женщины могли свободно совершать обеты на религиозных объектах, демонстрируя свое богатство и свидетельствуя о социальных свободах женщин в древней Этрурии . Этрусские святилища также обнаруживают свидетельства посвящения анатомических вотивов. Модели частей тела, таких как матка, часто предлагались божествам, вероятно, в связи с проблемами, связанными с деторождением и плодовитостью. [21]

Некоторые ученые предполагают, что существовала связь между женским производством текстиля/церемониального текстиля и ритуалами в этрусских святилищах. [23] Недавние раскопки на Поджо-Колла археологическом объекте недалеко от Виккьо , Италия, показали, что может быть связью между расположением раскопанных пряслиц , катушек и ритуальной деятельностью из-за их местоположения. Артефакты были найдены на северных сторонах акрополя, недалеко от того места, где позже были построены оборонительные стены. Ученые предположили, что это может быть связано с формой уничтожения, при которой артефакты были священным образом связаны с их захоронением. [25]

Жрицы [ править ]

В предположениях о существовании этрусской жрицы хатренку является наиболее широко обсуждаемым термином в научных сообществах. Термин хатренку был найден в надписях гробницы в Вульчи , бывшем этрусском городе в центральной Италии. Гробница особенно примечательна тем, что в ней похоронена группа женщин, что отличается от обычных этрусских погребальных ритуалов мужчин и женщин. Статус хатренку как этрусской жрицы широко обсуждается учеными. Хотя многие ученые утверждают, что из-за ненормальных условий захоронения и неясного использования термина в надписи хатренку представляет собой жрицу, другие ученые не согласны с этими выводами. [26] Также ведутся споры о том, указывает ли иконография гробниц на то, что похороненные женщины связаны с ритуальными объектами, с цистой например, в гробнице женщины по имени Рамта, однако женские изображения могут с такой же легкостью быть божествами, связанными с погребальными объектами. культура. [26] Были ли в Этрурии женщины-религиоведы, такие как этрусская жрица, это в основном предположение и является предметом продолжающихся научных дебатов.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Томсон де Граммонд, Нанси ; Саймон, Эрика (2006). Религия этрусков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-70687-1 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майлз, Ричард (21 июля 2011 г.). Карфаген должен быть разрушен . Великобритания. ISBN  9781101517031 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Насо, Алессандро (25 сентября 2017 г.). Этрускология . Том. 1. Германия. п. 38. ISBN  9781934078495 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гай (20 ноября 2017 г.). Народы Древней Италии . Германия. п. 17. ISBN  9781614513001 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Эргон, Жак (1953). «Этрускологическое призвание императора Клавдия» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 97 (1). Париж: 92–97 . Проверено 28 марта 2023 г.
  6. ^ Светоний . Жизнь Клавдия . 42.
  7. ^ «Иллюстрированный словарь по древним мифам» . Фонд Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). 2009 . Проверено 21 июня 2009 г.
  8. ^ Рикс, Хельмут, изд. Этрусские тексты . ScriptOralia (на немецком и этрусском языках). Тюбинген: Гюнтер Нарр Верлаг. ISBN  3-8233-4240-1 . 2 тома.
  9. ^ Кэри, М.; Скаллард, Х.Х. (1979). История Рима (3-е изд.). Бедфорд/Сент. Мартина. п. 24. ISBN  0-312-38395-9 .
  10. ^ Религиозность этрусков наиболее ярко проявилась в так называемой «дисциплине» — комплексе правил, регулирующих отношения между людьми и богами. Главной ее основой был скрупулезный поиск божественной воли всеми доступными способами; ... чтение и толкование внутренностей животных, особенно печени... и толкование молнии. ( Паллоттино 1975 , стр. 143)
  11. ^ Ливий, Тит . «В.1». История Рима . ...народ, более чем любой другой, преданный религии, тем более, что они преуспели в ее практиковании.
  12. ^ Максимус, Валериус «1,1». Памятные дела и высказывания .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паллоттино 1975 , с. 154
  14. ^ Сенека Младший «II.32.2». Естественные вопросы
  15. ^ Краускопф, И. 2006. «Могила и за ее пределами». Религия этрусков. под редакцией Н. де Граммонда и Э. Саймона. Остин: Издательство Техасского университета. стр. 73–75.
  16. ^ Обзор Л. Буке ван дер Меера на книгу «Liber linteus of Zagreb: текстуальность и содержание»: (Библиотека «Этрусских исследований» 50, автор:Валентина Бельфиоре, Пиза/Рим: редактор Фабрицио Серра, 2010. ISBN 9788862271943) в Bryn Mawr Classical Review (2011) 1.36. https://bmcr.brynmawr.edu/2011/2011.01.36/
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ле Глей, Марсель. (2009). История Рима . Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-4051-8327-7 . OCLC   760889060 .
  18. ^ Даты из De Grummond & Simon (2006), стр. VII.
  19. ^ Жанно, Жан-Рене (2005). Религия в Древней Этрурии . Перевод Уайтхеда, Джейн. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 15. ISBN  0299208400 .
  20. ^ Паллоттино 1975 , с. 148
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фраккаро, Элизабет. Социальное и культурное значение этрусских женских анатомических вотивов (кандидатская диссертация). Институт археологии UCL . Проверено 29 ноября 2023 г.
  22. ^ Жанно, Жан-Рене (2005). Религия в Древней Этрурии Университет Висконсина Пресс. ISBN  0-299-20840-0 .
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдлунд-Берри, Ингрид Э.М. (2016). «Глава 58: Отдавать и получать: роль женщин в этрусских святилищах». В Будине, Стефани Линн; Макинтош Турфа, Джин (ред.). Женщины в древности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 830–843. ISBN  978-1-138-80836-2 . Проверено 29 ноября 2023 г. - через Academia.edu .
  24. ^ Уоллес, Рекс. «Этрусская надпись с Кампо делла Фьера» . Блог Расенны Этрусский язык и надписи . Проверено 29 ноября 2023 г.
  25. ^ Мейерс, Гретхен Э. (2013). «Женщины и производство церемониального текстиля: переоценка керамических текстильных инструментов в этрусско-италийских святилищах» . Американский журнал археологии . Проверено 29 ноября 2023 г.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ландин, Лесли Э. (2006). Шульц, Селия Э.; Харви-младший, Пол Б. (ред.). Религия В республиканской Италии, В поисках этрусской жрицы: пересмотр хатренку . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 34–61.

Ссылки [ править ]

  • Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Лариса (2002). Этрусский язык: введение . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN  0-7190-5540-7 .
  • Боннефуа, Ив (1992). Римская и европейская мифологии . Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-06455-7 . Перевод Венди Донигер, Джеральда Хонигсблюма.
  • Готье, Ф. и Д. Брикель, ред. (Ф. Готье и Д. Брикель, ред., Этруски, самые религиозные из людей. Состояние исследований этрусской религии, Париж, 1997; А. Пфиффиг, Religio etrusca, Грац, 1975.) Этруски, самые религиозные религиозность мужчин. Состояние исследований этрусской религии , Париж.
  • Де Граммонд; Нэнси Томсон (2006). Этрусская мифология, священная история и легенды: введение . Музей археологии Пенсильванского университета. ISBN  1-931707-86-3 .
  • Де Граммонд, Нэнси Томсон; Саймон, Эрика, ред. (2006). Религия этрусков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-70687-1 .
  • Деннис, Джордж (1848). Города и кладбища Этрурии . Лондон: Джон Мюррей. Доступно в справочнике веб-сайта Билла Тэйера по адресу [1].
  • Жанно, Ж.-Р. (2005) Религия в Древней Этрурии , пер. Дж. Уайтхед, Мэдисон, Висконсин.
  • Джонстон, С.И. (редактор) (2004) Религии древнего мира: Путеводитель , Кембридж, Массачусетс.
  • Паллоттино, М. (1975). Риджуэй, Дэвид (ред.). Этруски . Перевод Кремины Дж. (Переработанное и расширенное изд.). Блумингтон и Лондон: Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-32080-1 .
  • Пфиффиг, А. (1975) Religio etrusca , Грац.
  • Ричардсон, Эмелин Хилл (1976) [1964]. Этруски: их искусство и цивилизация . Чикаго : Издательство Чикагского университета . ISBN  0-226-71234-6 .
  • Рикверт, Джозеф (1988). Идея города: антропология городской формы в Риме, Италии и древнем мире . МТИ Пресс. ISBN  0-262-68056-4 .
  • Пеленание, Джудит; Бонфанте, Лариса (2006). Этрусские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-70606-5 .
  • Сокровище древнего поклонения и ритуалов (журнал) (ThesCRA), Лос-Анджелес, 2004 г.
  • Тулин, Карл (1906). Боги Марсиана Капеллы и бронзовая печень Пьяченцы (на немецком языке). Альфред Тёпельманн.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de3bbb7cf47abf17e5920aea475b8ab9__1719265500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/b9/de3bbb7cf47abf17e5920aea475b8ab9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Etruscan religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)