Этрусская религия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Этрусская религия включает в себя набор историй, верований и религиозных практик этрусской цивилизации , находящихся под сильным влиянием мифологии древней Греции и имеющих сходство с параллельной римской мифологией и религией . Поскольку этрусская цивилизация постепенно ассимилировалась с Римской республикой с 4-го века до нашей эры, этрусская религия и мифология были частично включены в древнеримскую культуру , следуя римской тенденции поглощать некоторых местных богов и обычаи завоеванных земель. Первые свидетельства этрусской религии можно отнести к культуре Вилланова . [1]
История [ править ]
Греческое влияние [ править ]
Греческие торговцы привезли с собой свою религию и образы героев в прибрежные районы центрального Средиземноморья. Одиссей , Менелай и Диомед из гомеровской традиции были переработаны в рассказах о далеком прошлом, когда они бродили по землям к западу от Греции. Согласно греческой традиции, Геракл странствовал по этим западным областям, уничтожая монстров и разбойников и принося цивилизацию их жителям. Легенды о его мастерстве обращения с женщинами стали источником рассказов о его многочисленных потомках, зачатых от известных местных женщин, хотя его роль странника означала, что Геракл двинулся дальше после того, как захватил места, выбранные для поселения его последователями, а не стал типичным основателем. роль. Со временем Одиссей также взял на себя аналогичную роль для этрусков как героический лидер, который привел этрусков к заселению земель, которые они населяли. [2]
Утверждения о том, что сыновья Одиссея когда-то правили этрусским народом, датируются по крайней мере серединой VI века до нашей эры . Ликофрон и Теопомп связывают Одиссея с Кортоной (где его называли Наносом ). [3] [4] В то время в Италии это могло дать негреческим этническим группам преимущество перед конкурирующими этническими группами, связав свое происхождение с фигурой греческого героя. Эти легендарные героические личности сыграли важную роль в установлении законности притязаний Греции на недавно заселенные земли, показывая, что греческое присутствие там уходит корнями в древность. [2]
Римское завоевание [ править ]
После поражения этрусков в римско-этрусских войнах (264 г. до н.э.) оставшаяся этрусская культура начала ассимилироваться с римской. Римский сенат принял ключевые элементы этрусской религии, которые были увековечены гаруспиями и знатными римскими семьями, заявлявшими о своем этрусском происхождении, спустя долгое время после того, как основная часть населения Этрурии забыла этот язык. В последние годы Римской республики религия начала терять популярность и подвергалась высмеиванию со стороны таких известных общественных деятелей, как Марк Туллий Цицерон . Юлио -Клавдии , особенно Клавдий , первая жена которого, Плавция Ургуланилла , утверждала, что имела этрусское происхождение, [5] на короткое время сохранил знание языка и религии, [6] но эта практика вскоре прекратилась. Ряд канонических произведений на этрусском языке дожил до середины первого тысячелетия нашей эры, но был уничтожен разрушительным действием времени, в том числе случайными катастрофическими пожарами, а также по указу римского сената. [ нужна ссылка ]
Источники [ править ]
О мифологии свидетельствует ряд источников в различных средствах массовой информации, например изображения на большом количестве керамики, надписи и гравированные сцены на пренестинских цистах (богато украшенных ящиках; см. раздел «Этрусский язык» ) и на зеркалах (богато украшенных ручных зеркалах). около двух десятков глав Corpus Speculorum Etruscorum В настоящее время опубликовано . Конкретно этрусские мифологические и культовые персонажи фигурируют в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae . [7] Этрусские надписи недавно были представлены более авторитетно Хельмутом Риксом в «Этруском тексте» . [8]
Провидцы и гадания [ править ]
Этруски верили, что их религию открыли им провидцы. [9] Двумя главными из них являются Тагес , детская фигура, рожденная на возделываемой земле и сразу же одаренная предвидением , и Вегойя , женская фигура.
Этруски верили в тесный контакт с божеством. [10] Они ничего не делали без надлежащей консультации с богами и знаков от них. [11] Эти практики были полностью переняты римлянами.
Этрусская дисциплина [ править ]
Этрусские писания представляли собой корпус текстов, получивший название Etrusca Disciplina . Это имя встречается у Валерия Максима , [12] а Марк Туллий Цицерон упоминает дисциплину в своих трудах на эту тему .
Массимо Паллоттино резюмирует когда-то существовавшие Священные Писания, известные из других источников. Откровения пророка Тагеса ( Libri Tagetici , «Тагетические книги») включали теорию и правила гадания животных по внутренностям ( Libri Haruspicini , « Гаруспические книги») и обсуждение загробной жизни этрусков и сопутствующих ей ритуалов ( Libri Acherontici , « Ахеронтические книги »). Книги»). Откровения пророчицы Вегои ( Libri Vegoici , «Вегоические книги») включали теорию и правила гадания по грому (бронтоскопия) и ударам молний ( Libri Fulgurales , « Фульгуральные книги») и обсуждение религиозных ритуалов. Книги о ритуалах ( Libri Rituales ) включали «Ахеронтические книги» Тагеса, а также другие книги о предзнаменованиях и чудесах ( Libri Ostentaria ) и книги о судьбе ( Libri Fatales ), в которых подробно описывались религиозно правильные способы основания городов, возведения святынь, осушения полей, формулирования законов. и измерить пространство и время. [13]
Этрусская дисциплина представляла собой главным образом свод правил проведения всякого рода гаданий; Паллоттино называет это религиозной и политической «конституцией»: она не диктует, какие законы должны быть приняты или как люди должны себя вести, а скорее разрабатывает правила, позволяющие задавать богам эти вопросы и получать ответы.
Священники и чиновники [ править ]
Прорицательные запросы в соответствии с дисциплиной проводились жрецами, которых римляне называли гаруспиями или священнослужителями; У Тарквиния была коллегия из 60 человек. [13] Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: капен ( сабинский купенкус ), мару ( умбрийский марон- ), эйснёв , хатренку (жрица). Они называли искусство гаруспичности ziχ neθsrac .
Убеждения [ править ]
Этрусская система верований представляла собой имманентный политеизм ; все видимые явления считались проявлениями божественной силы, и эта сила воплощалась в божествах , которые постоянно действовали в мире, но смертные могли их отговорить или убедить. [ нужна ссылка ]
Спустя много времени после ассимиляции этрусков Сенека Младший сказал: [14] что разница между римлянами и этрусками заключалась в том, что
В то время как мы верим, что молния высвобождается в результате столкновения облаков, они верят, что облака сталкиваются, чтобы выпустить молнию: поскольку, поскольку они приписывают все божеству, их заставляют верить не в то, что вещи имеют значение, поскольку они происходят, а скорее то, что они происходят потому, что они должны иметь значение.
Духи и божества [ править ]
После V века иконографические изображения показывают, как умершие путешествуют в подземный мир. [15] В нескольких случаях этрусского искусства, например, в гробнице Франсуа в Вульчи , дух мертвых идентифицируется термином хинтиал , буквально «(тот, кто находится) внизу». Считалось, что души предков, называемые человеком или мани (лат. Manes ), находились вокруг мун или муни , или гробниц, [ нужна ссылка ]
Бога называли аисом ( позже эйс ), что во множественном числе — айсар / эйсар . Liber Linteus (столбец 5, строки 9–10 и другие места), кажется, различает «Богов Света» aiser si от «Богов Тьмы» aiser seu : nunθene eiser śic śeuc / unuχ mlaχ nunθen χiś esviśc faśe : «Сделайте подношение как для Богов Света, так и для Богов Тьмы, / для них сделайте соответствующее подношение с маслом из ритуалов Чи и Эсви». [16] Обителью бога был фану или лут , священное место, такое как фави , могила или храм. Там нужно было сделать флер (множественное число флерчва ), или «подношение».
В этрусском искусстве изображаются три слоя божеств. Похоже, что это божества местного происхождения: Вольтумна или Вертумнус , первобытный хтонический бог; Усил , бог(богиня) солнца; Тивр , бог луны; Туран , богиня любви; Ларан , бог войны; Марис , богиня рождения (детей); Лейнт , богиня смерти; Сельванс , бог леса; Тална , бог торговли; Турмс , посланник богов; Фуфлунс , бог вина; героическая фигура Геракла ; и ряд божеств подземного мира, таких как Ката , Лур , Сури, Танр и Калус (все перечислены на Свинцовой мемориальной доске Мальяно и в других местах). [17]
Над ними правили высшие божества, которые, кажется, отражают индоевропейскую систему: Тин или Тиния , небо, Уни, его жена ( Юнона ), Нетунс , бог вод, и Кел , богиня земли.
В качестве третьего слоя греческие боги и герои были приняты этрусской системой в период этрусской ориентализации 750/700–600 до н.э. [18] Примерами являются Аритими ( Артемида ), Менрва ( Минерва , латинский эквивалент Афины ), героическая фигура Геркле ( Геркулес ) и Пача ( Вакх ; латинский эквивалент Диониса ), а со временем первичной троицей стали Тиния , Уни и Менрва . Эта триада богов почиталась в трехсторонних храмах, подобных более позднему римскому храму Юпитера Капитолийского . [17]
Четвертая группа, так называемые dii involuti или «скрытые боги», иногда упоминаются как превосходящие все другие божества, но им никогда не поклонялись, не давали им имен и не изображали напрямую. [19]
Загробная жизнь [ править ]
Этрусские верования относительно загробной жизни представляют собой смесь влияний. Этруски разделяли общие ранние средиземноморские верования, такие как египетская вера в то, что выживание и процветание в будущей жизни зависят от обращения с останками умерших. [20] Этрусские гробницы имитировали домашние постройки и характеризовались просторными камерами, настенными росписями и погребальной мебелью. В гробнице, особенно на саркофаге (примеры показаны ниже), было изображение умершего в расцвете сил, часто с супругом. Не у всех был саркофаг; иногда покойника клали на каменную скамейку. Поскольку этруски практиковали смешанные обряды погребения и кремации (пропорция зависела от периода), кремированный прах и кости могли помещаться в урну в форме дома или изображения умершего.
- Похоронный дом в Бандитачче с диванами
- Похоронный дом в Популонии
- Саркофаг из Сиены
- Саркофаг из Кьюзи
- Саркофаг
- Погребальная урна
- Урна из Кьюзи
В дополнение к миру, все еще находившемуся под влиянием земных дел, существовал загробный мир переселенцев, созданный по образцу греческого Аида . [ нужна ссылка ] Им правил Айта , а покойного вел туда Чарун , эквивалент Смерти, который был синего цвета и владел молотом. Этрусский Аид был населен греческими мифологическими фигурами и некоторыми, такими как Тухулха , сложной внешности.
в этрусской религии Женщины
Женщины в Древней Этрурии пользовались большими социальными свободами, чем их римские коллеги, до поглощения Этрурии римлянами и последующей ассимиляции в нее. Например, на изображениях муж и жена часто стояли рядом друг с другом, а женщины изображались на саркофагах на тех же торжественных пирах, что и мужчины. [21] Этрусские женщины также участвовали во множестве религиозных мероприятий, о чем можно наблюдать по археологическим свидетельствам вотивных подношений, церемониальному производству текстиля и иконографии, найденным в этрусских захоронениях. [22]
Поклонение [ править ]
Вотивные свидетельства этрусского поклонения богаты и дают представление о том, как женщины поклонялись божествам в Этрурии. Женские подношения включали терракотовые или бронзовые статуэтки, предметы, связанные с текстильным производством, такие как веретена или катушки, или анатомические вотивы. [23]
Основание бронзовой статуи с надписью, относящееся к архаическому периоду (525-500 гг. до н. э.), было раскопано на Кампо делла Фьера в Орвието , Италия, и является свидетельством приношения богатой женщины божеству. Надпись на статуе гласит, что это посвящение божеству или группе божеств по имени Тлусвал из Кануты, которая может быть вольноотпущенницей, судя по использованию в надписи существительного lauteniθa , хотя это трудно сказать наверняка. [24] Эта надпись подтверждает, что богатые этрусские женщины могли свободно совершать обеты на религиозных объектах, демонстрируя свое богатство и свидетельствуя о социальных свободах женщин в древней Этрурии . Этрусские святилища также обнаруживают свидетельства посвящения анатомических вотивов. Модели частей тела, таких как матка, часто предлагались божествам, вероятно, в связи с проблемами, связанными с деторождением и плодовитостью. [21]
Некоторые ученые предполагают, что существовала связь между женским производством текстиля/церемониального текстиля и ритуалами в этрусских святилищах. [23] Недавние раскопки на Поджо-Колла археологическом объекте недалеко от Виккьо , Италия, показали, что может быть связью между расположением раскопанных пряслиц , катушек и ритуальной деятельностью из-за их местоположения. Артефакты были найдены на северных сторонах акрополя, недалеко от того места, где позже были построены оборонительные стены. Ученые предположили, что это может быть связано с формой уничтожения, при которой артефакты были священным образом связаны с их захоронением. [25]
Жрицы [ править ]
В предположениях о существовании этрусской жрицы хатренку является наиболее широко обсуждаемым термином в научных сообществах. Термин хатренку был найден в надписях гробницы в Вульчи , бывшем этрусском городе в центральной Италии. Гробница особенно примечательна тем, что в ней похоронена группа женщин, что отличается от обычных этрусских погребальных ритуалов мужчин и женщин. Статус хатренку как этрусской жрицы широко обсуждается учеными. Хотя многие ученые утверждают, что из-за ненормальных условий захоронения и неясного использования термина в надписи хатренку представляет собой жрицу, другие ученые не согласны с этими выводами. [26] Также ведутся споры о том, указывает ли иконография гробниц на то, что похороненные женщины связаны с ритуальными объектами, с цистой например, в гробнице женщины по имени Рамта, однако женские изображения могут с такой же легкостью быть божествами, связанными с погребальными объектами. культура. [26] Были ли в Этрурии женщины-религиоведы, такие как этрусская жрица, это в основном предположение и является предметом продолжающихся научных дебатов.
См. также [ править ]
- греческий перевод
- Список этрусских мифологических персонажей
- Список этрусских имен греческих героев
- Забронировать Линтеус
- Повседневная жизнь этрусков
Примечания [ править ]
- ^ Томсон де Граммонд, Нанси ; Саймон, Эрика (2006). Религия этрусков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70687-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майлз, Ричард (21 июля 2011 г.). Карфаген должен быть разрушен . Великобритания. ISBN 9781101517031 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Насо, Алессандро (25 сентября 2017 г.). Этрускология . Том. 1. Германия. п. 38. ISBN 9781934078495 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гай (20 ноября 2017 г.). Народы Древней Италии . Германия. п. 17. ISBN 9781614513001 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эргон, Жак (1953). «Этрускологическое призвание императора Клавдия» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 97 (1). Париж: 92–97 . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ Светоний . Жизнь Клавдия . 42.
- ^ «Иллюстрированный словарь по древним мифам» . Фонд Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). 2009 . Проверено 21 июня 2009 г.
- ^ Рикс, Хельмут, изд. Этрусские тексты . ScriptOralia (на немецком и этрусском языках). Тюбинген: Гюнтер Нарр Верлаг. ISBN 3-8233-4240-1 . 2 тома.
- ^ Кэри, М.; Скаллард, Х.Х. (1979). История Рима (3-е изд.). Бедфорд/Сент. Мартина. п. 24. ISBN 0-312-38395-9 .
- ^ Религиозность этрусков наиболее ярко проявилась в так называемой «дисциплине» — комплексе правил, регулирующих отношения между людьми и богами. Главной ее основой был скрупулезный поиск божественной воли всеми доступными способами; ... чтение и толкование внутренностей животных, особенно печени... и толкование молнии. ( Паллоттино 1975 , стр. 143)
- ^ Ливий, Тит . «В.1». История Рима .
...народ, более чем любой другой, преданный религии, тем более, что они преуспели в ее практиковании.
- ^ Максимус, Валериус «1,1». Памятные дела и высказывания .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паллоттино 1975 , с. 154
- ^ Сенека Младший «II.32.2». Естественные вопросы
- ^ Краускопф, И. 2006. «Могила и за ее пределами». Религия этрусков. под редакцией Н. де Граммонда и Э. Саймона. Остин: Издательство Техасского университета. стр. 73–75.
- ^ Обзор Л. Буке ван дер Меера на книгу «Liber linteus of Zagreb: текстуальность и содержание»: (Библиотека «Этрусских исследований» 50, автор:Валентина Бельфиоре, Пиза/Рим: редактор Фабрицио Серра, 2010. ISBN 9788862271943) в Bryn Mawr Classical Review (2011) 1.36. https://bmcr.brynmawr.edu/2011/2011.01.36/
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ле Глей, Марсель. (2009). История Рима . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8327-7 . OCLC 760889060 .
- ^ Даты из De Grummond & Simon (2006), стр. VII.
- ^ Жанно, Жан-Рене (2005). Религия в Древней Этрурии . Перевод Уайтхеда, Джейн. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 15. ISBN 0299208400 .
- ^ Паллоттино 1975 , с. 148
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фраккаро, Элизабет. Социальное и культурное значение этрусских женских анатомических вотивов (кандидатская диссертация). Институт археологии UCL . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Жанно, Жан-Рене (2005). Религия в Древней Этрурии Университет Висконсина Пресс. ISBN 0-299-20840-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдлунд-Берри, Ингрид Э.М. (2016). «Глава 58: Отдавать и получать: роль женщин в этрусских святилищах». В Будине, Стефани Линн; Макинтош Турфа, Джин (ред.). Женщины в древности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 830–843. ISBN 978-1-138-80836-2 . Проверено 29 ноября 2023 г. - через Academia.edu .
- ^ Уоллес, Рекс. «Этрусская надпись с Кампо делла Фьера» . Блог Расенны Этрусский язык и надписи . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Мейерс, Гретхен Э. (2013). «Женщины и производство церемониального текстиля: переоценка керамических текстильных инструментов в этрусско-италийских святилищах» . Американский журнал археологии . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ландин, Лесли Э. (2006). Шульц, Селия Э.; Харви-младший, Пол Б. (ред.). Религия В республиканской Италии, В поисках этрусской жрицы: пересмотр хатренку . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 34–61.
Ссылки [ править ]
- Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Лариса (2002). Этрусский язык: введение . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-5540-7 .
- Боннефуа, Ив (1992). Римская и европейская мифологии . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-06455-7 . Перевод Венди Донигер, Джеральда Хонигсблюма.
- Готье, Ф. и Д. Брикель, ред. (Ф. Готье и Д. Брикель, ред., Этруски, самые религиозные из людей. Состояние исследований этрусской религии, Париж, 1997; А. Пфиффиг, Religio etrusca, Грац, 1975.) Этруски, самые религиозные религиозность мужчин. Состояние исследований этрусской религии , Париж.
- Де Граммонд; Нэнси Томсон (2006). Этрусская мифология, священная история и легенды: введение . Музей археологии Пенсильванского университета. ISBN 1-931707-86-3 .
- Де Граммонд, Нэнси Томсон; Саймон, Эрика, ред. (2006). Религия этрусков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70687-1 .
- Деннис, Джордж (1848). Города и кладбища Этрурии . Лондон: Джон Мюррей. Доступно в справочнике веб-сайта Билла Тэйера по адресу [1].
- Жанно, Ж.-Р. (2005) Религия в Древней Этрурии , пер. Дж. Уайтхед, Мэдисон, Висконсин.
- Джонстон, С.И. (редактор) (2004) Религии древнего мира: Путеводитель , Кембридж, Массачусетс.
- Паллоттино, М. (1975). Риджуэй, Дэвид (ред.). Этруски . Перевод Кремины Дж. (Переработанное и расширенное изд.). Блумингтон и Лондон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-32080-1 .
- Пфиффиг, А. (1975) Religio etrusca , Грац.
- Ричардсон, Эмелин Хилл (1976) [1964]. Этруски: их искусство и цивилизация . Чикаго : Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-71234-6 .
- Рикверт, Джозеф (1988). Идея города: антропология городской формы в Риме, Италии и древнем мире . МТИ Пресс. ISBN 0-262-68056-4 .
- Пеленание, Джудит; Бонфанте, Лариса (2006). Этрусские мифы . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70606-5 .
- Сокровище древнего поклонения и ритуалов (журнал) (ThesCRA), Лос-Анджелес, 2004 г.
- Тулин, Карл (1906). Боги Марсиана Капеллы и бронзовая печень Пьяченцы (на немецком языке). Альфред Тёпельманн.
Внешние ссылки [ править ]
- Цицерон, Марк Туллий (1923) [44 г. до н. э.]. В. А. Фальконер (ред.). Цицерон о гадании . Классическая библиотека Леба. Том. ХХ. Издательство Гарвардского университета.
- Уильям П. Тайер (2008). «Цицерон о гадании» . Лак Курций . Чикагский университет . Проверено 25 июня 2009 г.
- Цицерон, Марк Туллий (2009) [44 г. до н.э.]. «О гадании » Латинская библиотека (на латыни) . Проверено 25 июня 2009 г.