Ката (мифология)
Ката ( этрусский : 𐌀𐌈𐌀𐌂 , латинизированная : Catha , также пишется 𐌈𐌀𐌂 , Кэт , 𐌀𐌈𐌖𐌀𐌂 , Каута , или 𐌀𐌈𐌅𐌀𐌊 , Кавта женщина ) — этрусская нар или солнечное божество, которое также может быть связано с деторождением и имеет связь с подземным миром. [ 1 ] [ 2 ] Ката также является богиней южного святилища в Пирги , Италия. [ 1 ]
Она известна как Левкотея на древнегреческом языке. Ее часто видят с этрусским богом Сури , культ которого она разделяет. [ 3 ] Ката также часто сочетается с этрусским богом Фуфлунсом , который является аналогом греческого бога Диониса , и Пачей, аналогом римского бога Вакха. [ 4 ] Кроме того, в Пирги Ката связана с богом Аплу, аналогом греческого бога Аполлона . [ 5 ] Аплу, возможно, даже унаследовал некоторые черты Ката, когда его привели в этрусскую религию . [ 5 ] Джованни Колонна предположил, что Ката связана с греческой Персефоной , поскольку он связывает супругу Ката, Сури , с Дисом Патером в римской мифологии. [ 6 ]
Надписи
[ редактировать ]Основная часть информации о Кате поступает в основном из надписей на этрусских артефактах. Одним из примеров, показывающих важность Ката в Пирги, является обнаружение золотых сережек, датируемых 530–520 годами до нашей эры, которые были посвящены Ката. [ 7 ] На саркофаге Лариса Пуленаса из Тарквинии третьего века до нашей эры есть эпитафия, в которой среди многих других титулов говорится, что покойный был священником Ката. [ 8 ] Имя Ката названо на печени Пьяченцы в правой доле, где перечислены боги света и небес. [ 9 ] Это говорит о том, что Ката была культовым божеством. В некоторых надписях Ката упоминается просто как «дочь», а в «Марсианской Капелле» она упоминается как «Дочь Солнца». [ 10 ] Ее также называли «Глазом Солнца». [ 11 ] Это свидетельство, наряду с ее расположением на Печени Пьяченцы над Усилем, позволяет предположить, что она может быть аналогом римской Солис Филии; однако Солис Филия не имеет такой связи с преступным миром, как Ката. [ 12 ] Связи Ката с преступным миром лучше всего можно увидеть на аттическом скифосе из некрополя в Сан-Чербоне, датируемом V веком до нашей эры, с надписью, в которой говорится, что он посвящен Ката. [ 13 ]
Каута-с также является первым божеством, упомянутым на свинцовой табличке Мальяно , полная первая строка которого гласит:
- Кауте ежегодно назначаемый деревенский священник посвятит 80 эс. Кроме того, ежегодно в период Хев-периода необходимо совершать посвящения в месте подношения, у реки Кастии, где она впадает в озеро. И необходимо совершить посвящение в священной нише, которая является памятником умершим из семьи Мурина».
Изображения
[ редактировать ]Хотя известных изображений Ката с маркировкой нет, Нэнси де Граммонд утверждает, что в искусстве существует ряд изображений Ката. Она заявила, что есть несколько кратеров, на которых изображено божество, которое можно идентифицировать как Ката. [ 14 ] Одним из примеров, который она приводит, является кратер из Ашано 350-300 гг. до н. э., на котором изображено божество рядом с двумя лошадьми вместо четырех; знак того, что они здесь, чтобы забрать мертвых в загробную жизнь, и это в сочетании с другими изображениями на кратере предполагает, что это имеет аспект подземного мира, с которым связана Ката. [ 14 ] Еще одним потенциальным изображением Ката является фигура на антефиксе двадцатиклеточного здания на Пирги, которая снова изображена с двумя лошадьми. [ 15 ] Это утверждение подтверждается тем фактом, что этот антефикс соединен с другим антефиксом, изображающим солнечное божество, которым, вероятно, является Сури , супруга Каты. [ 16 ] Терракотовая голова, обнаруженная в Пирги в четвертом веке до нашей эры, также потенциально может быть изображением Ката, поскольку она была очень важной богиней в городе. [ 17 ]
Дебаты
[ редактировать ]Нэнси де Граммонд также утверждала, что Ката могла быть лунным божеством, а не солнечным божеством. Она отмечает, что то, что Кату называют «Дочерью Солнца», не обязательно означает, что она является солнечной богиней, поскольку Селену , богиню Луны в греческой мифологии, иногда также называют дочерью Солнца. [ 11 ] Некоторые кратеры, которые потенциально иллюстрируют Кату, показывают, что божество имеет неоднозначный пол, что соответствует греческой, римской и египетской мифологии. [ 18 ] Луна и Селена из римской и греческой мифологии соответственно часто изображаются управляющими колесницами, запряженными двумя лошадьми. [ 18 ] Де Граммонд также предположил, что, поскольку Сури — солнечный бог, а его супруга — Ката, логично было бы, чтобы его партнером был лунный человек, а не другое солнечное божество. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хейнс 2000 , с. 183.
- ^ Де Граммонд 2008 , с. 419.
- ^ Саймон 2006 , с. 7.
- ^ Бонфанте 2006 , с. 13, 19.
- ^ Jump up to: а б Жаннот 2005 , с. 146.
- ^ Де Граммонд 2004 , с. 359.
- ^ Колонка 2006 , с. 148-149.
- ^ Бонфанте 2006 , с. 13.
- ^ Бонфанте 2006 , с. 11.
- ^ Саймон 2006 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Из Граммонда 2008 , с. 422.
- ^ Де Граммонд 2004 , с. 361.
- ^ Де Граммонд 2004 , с. 360.
- ^ Jump up to: а б Из Граммонда 2008 , с. 422-423.
- ^ Де Граммонд 2008 , с. 423-425.
- ^ Де Граммонд 2008 , с. 424-425.
- ^ Де Граммонд 2008 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б Из Граммонда 2008 , с. 423.
- ^ Де Граммонд 2008 , с. 422, 425.
Библиография
[ редактировать ]- Де Граммонд, Нэнси Томсон (2004). «Для матери и дочери: некоторые мысли о посвящениях из Этрурии и Пренесте» . Добавки гесперии . 33 . Американская школа классических исследований в Афинах: 351–370. ISBN 9780876615331 . JSTOR 1354077 .
- Де Граммонд, Нэнси Томсон; Саймон, Эрика, ред. (2006). Религия этрусков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292782334 .
- Бонфанте, Лариса. «Этрусские надписи и этрусская религия». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Колонна, Джованни. «Сакральная архитектура и религия этрусков». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Саймон, Эрика. «Боги в гармонии: Этрусский пантеон». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Де Граммонд, Нэнси Томсон (2008). «Луна над Пирги: Ката, этрусская лунная богиня?». Американский журнал археологии . 112 (3): 419–428. дои : 10.3764/день.112.3.419 . S2CID 193046316 – через University of Chicago Press.
- Хейнс, Сибилла (2000). Этрусская цивилизация: история культуры . Лос-Анджелес: Публикации Гетти. ISBN 9780892366002 .
- Жанно, Жан-Рене (2005). Религия в Древней Этрурии Перевод Уайтхеда, JK University of Wisconsin Press. ISBN 9780299208448 .
- Пайллер, Ж.-М. (1989) «Фулуны и Ката: значение божественной ассоциации в позднеэтрусскую эпоху». Второй международный этрусский конгресс, Флоренция, 26 мая - 2 июня 1985 г. Труды III, стр. 1205–1211. Рим: Бретшнайдер.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мур, Дэниел (2018). «Этрусская богиня Ката». Этрусские исследования . 21 (1–2): 58–77. дои : 10.1515/etst-2017-0030 . S2CID 188353013 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Катой (мифологией), на Викискладе?