Нажми, отец
Нажми, отец | |
---|---|
Бог плодородия почвы и минеральных богатств, позже связанный с Подземным миром. | |
Другие имена | Дис |
Обитель | Аид |
Родители | Сатурн и Операции |
Супруга | Прозерпина |
Эквиваленты | |
Этрусский эквивалент | Соранус |
Греческий эквивалент | Аид |
Dis Pater ( / ˌ d ɪ s ˈ p eɪ t ər / ; Латинский: [diːs patɛr] ; родительный падеж Дитис Патрис ), также известный как Рекс Инфернус или Плутон , — римский бог подземного мира . Первоначально Дис ассоциировался с плодородными сельскохозяйственными угодьями и минеральными богатствами, а поскольку эти полезные ископаемые добывались из-под земли, позже его приравняли к хтоническим божествам Плутону ( Аиду ) и Оркусу .
Имя Дис Патера обычно сокращалось до Дис , и с тех пор это имя стало альтернативным названием подземного мира или части подземного мира, например, Города Диса из » Данте «Божественной комедии , который включает в себя Нижний Ад.
Этимология
[ редактировать ]Имя Дис является сокращением латинского прилагательного dives («богатый, богатый»), вероятно, образованного от divus, dius («богоподобный, божественный») через форму *deiu-(o)t- или *deiu-(e). t- («кто подобен богам, защищенный богами/от богов»). [ 1 ] [ 2 ] Появление божества Диса вместе с Патером («отцом») может быть связано с ассоциацией с Ди(е)спитером ( Юпитером ). [ 1 ]
Цицерон дал аналогичную этимологию в De Natura Deorum , предполагая значение «отец богатства» и сравнивая божество с греческим именем Плутон ( Plouton , Πλούτων), означающим «богатый», титулом, присвоенным греческому богу Аиду .
Мифология
[ редактировать ]Dis Pater в конечном итоге стал ассоциироваться со смертью и подземным миром , потому что минеральные богатства, такие как драгоценные камни и драгоценные металлы, пришли из-под земли, где находится царство мертвых, то есть владения Аида ( Плутона ).
Будучи объединенным с Плутоном атрибуты последнего , Дис Патер взял на себя некоторые мифологические , будучи одним из трех сыновей Сатурна (греческий Кронос ) и Опса (греческий Рея ), наряду с Юпитером (греческий Зевс ) и Нептуном (греческий Посейдон ). Он правил подземным миром и мертвыми рядом со своей женой Прозерпиной (греч. Персефоной ). [ 3 ] В литературе имя Диса Патера обычно использовалось как символический и поэтический способ обозначения самой смерти .
Дис Патер иногда отождествлялся с сабинским богом Сораном . [ 4 ] Юлий Цезарь в своих «Записках о галльских войнах» ( VI :18) утверждает, что все галлы заявляли о своем происхождении от Dis Pater . Это пример интерпретации романа : [ 5 ] Цезарь имел в виду, что все галлы заявляли о своем происхождении от галльского бога, которого он приравнивал к римскому Dis Pater.
Схолий Таранису на Фарсалии приравнивает Диса Патера к , галльскому богу грома. [ 6 ] [ нужна цитата для проверки ] На юге Германии и на Балканах Аэрикура считалась супругой Дис Патера. [ нужна ссылка ] [ нужен год ]
Поклонение
[ редактировать ]В 249 и 207 годах до нашей эры римский сенат под руководством сенатора Луция Кателлия учредил специальные фестивали, чтобы умилостивить Дис Патера и Прозерпину. Каждые сто лет в его честь отмечали праздник. По легенде, круглый мраморный алтарь, Алтарь Диса Патера и Прозерпины ( лат . Ara Ditis Patris et Proserpinae ), был чудесным образом обнаружен слугами сабинянина по имени Валезиус, предка первого консула . Слуги копали в Таренте на краю Марсова поля, чтобы заложить фундамент, следуя инструкциям, данным детям Валесиуса во сне, когда они нашли алтарь на глубине 20 футов (6 м) под землей. Валезиус перезахоронил алтарь после трех дней игр. Этому алтарю приносились жертвы во время Ludi Saeculares или Ludi Tarentini . Возможно, его находили для каждого случая игр, чтобы потом перезахоронить, что является явно хтонической традицией поклонения. Он был вновь открыт в 1886–1887 годах под улицей Корсо Витторио Эмануэле в Риме . [ 7 ] [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Кром (вымышленное божество)
- Деметра
- Бог
- Дис (Божественная комедия)
- Дьяус Пита
- Диес
- Бог Отец
- Аид
- Тиваз
- Зевс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б де Ваан 2008 , стр. 173–174.
- ^ Курт Латте, Римская религиозная история , часть 5, том. 4 Справочника классических исследований , CHBeck, 1976, ISBN 978-3-406-01374-4 , с. 247.
- ^ Гримал (1987). Словарь классической мифологии . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. стр. 141, 177 . ISBN 0-631-13209-0 .
- ↑ Сервия Комментарий к «Энеиде» , XI. 785 «Гора Соракте расположена на территории Хирпини рядом с Виа Фламиния. Именно на этой горе когда-то было совершено жертвоприношение Дису Патеру – потому что оно посвящено хтоническим божествам – поскольку внезапно появились волки и выкрали внутренности из В гневе пастухи долго преследовали волков, пока они не подошли к пещере, источающей чумные газы, которые убивали стоящих рядом людей. эта чума заключалась в том, что они преследовали волков. Они получили сообщение, что могут успокоить ее, подражая волкам; то есть, живя грабежом, они так и поступили, и с тех пор эти люди стали называться Хирпи Сорани».
- ^ Зеленый. Словарь кельтских мифов и легенд . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 81–82. ISBN 0-500-01516-3 .
- ^ Вендриес, Джозеф (1958). Кельтские исследования (на французском языке). Прекрасная литература.
- ^ Нэш, Эрнест (1961–1962). Иллюстрированный словарь Древнего Рима . Том. 1. Лондон, Великобритания: A. Zwemmer Ltd., с. 57. ИСБН 0-8018-4300-6 . ОСЛК 14110024 . ISBN 978-0-87817-265-8
- ^ Ричардсон, Л. младший (1 октября 1992 г.). Новый топографический словарь Древнего Рима (иллюстрированное изд.). Лондон, Великобритания / Балтимор, Мэриленд: Темза и Гудзон / Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 110–111 . ISBN 0-8018-4300-6 . ISBN 978-0-8018-4300-6
Библиография
[ редактировать ]- де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 978-90-04-16797-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Дис Патером, на Викискладе?