Суцелл
В галло-римской религии Суцелл или Суцелл ( / s uː ˈ k ɛ l ə s / ) был богом , изображенным с большим молотком (или молотком) и оллой (или бочкой). Первоначально кельтский бог , его культ процветал не только среди галло-римлян , но и в некоторой степени среди соседних народов Реции и Британии . Он был связан с сельским хозяйством и виноделием, особенно на территории эдуев . [1]
Скульптуры
[ редактировать ]Обычно его изображают как бородатого мужчину средних лет в волчьей шкуре, с молотком на длинной ручке или, возможно, с пивной бочкой, подвешенной на шесте. его спутницу Нантосуэльту Рядом с ним иногда изображают . Когда они вместе, их сопровождают символы, связанные с процветанием и домашним хозяйством.
На известном рельефе из Сарбура , недалеко от Меца , слева стоит Нантусуэльта в длинном платье. В левой руке она держит небольшой предмет в форме домика с двумя круглыми отверстиями и остроконечной крышей – возможно, голубятню – на длинном шесте. В правой руке она держит патеру , которую она кладет на цилиндрический алтарь. Справа стоит Суцелл, бородатый, в тунике с плащом через правое плечо. Он держит молоток в правой руке и оллу в левой. Над фигурами – дарственная надпись, под ними – очень низкий рельеф – ворон. Эта скульптура была датирована Рейнахом, судя по форме букв, концом первого века или началом второго века. [2]
Надписи
[ редактировать ]Известно как минимум одиннадцать надписей Суцеллу. [3] в основном из Галлии . Один ( RIB II, 3/2422.21) родом из Эборакума (современный Йорк ) в Британии .
В надписи из Augusta Rauricorum (современный Август ) Суцелл отождествляется с Сильваном : [4]
- В честь(эм) /
- d(omus) d(ивайн) бог Су/
- Виолончель Сильв(ано) /
- Спар(нас) л(глаз) д(старый) д(секретно)
Синкретизм можно Суцелла и Сильвана также увидеть в произведениях искусства из Нарбоненсиса . [5]
Роли и обязанности
[ редактировать ]В Италии , что Сильван говорили защищает леса и поля. Он руководил границами владений вместе с множеством местных сильвани, по три на каждую собственность. Это был сильван дома, сильван полей и сильван границ. [6] Сильван заботится и о стадах, гарантируя их плодовитость и защищая от волков, поэтому часто носит волчью шкуру. [7] Двигаясь на север, в Галлию, Сильван синкретически слился с Суцеллом, образовав объединенный Суцелл-Сильван. Именно Суцелл нес молоток и чашу. Было высказано предположение, что молоток предназначался для строительства и установки столбов забора (установления границ), но это далеко не так. [8] [9] Грин утверждает, что Суцелл также может относиться к хтоническому божеству, особенно в плане поддержания границ между живыми и мертвыми. [10]
Этимология
[ редактировать ]В галльском языке корень Cellos можно интерпретировать как «ударник», происходящий от протоиндоевропейского *-kel-do-s , откуда также происходят латинские per-cellere («ударник»), греческий klao («ломать») и Литовское kálti («долбить, ковать»). [11] Приставка su- означает «хорошо» или «хорошо» и встречается во многих галльских личных именах. [12] Поэтому Sucellus обычно переводится как «хороший нападающий».
Альтернативную этимологию предлагает кельтистка Бланка Мария Проспер , которая постулирует производное от протоиндоевропейского корня *kel- «защищать», то есть *su-kel-mó(n) «иметь хорошую защиту» или *su -kel-mṇ- , агентивная формация, означающая «хорошо защищать, обеспечивать хорошую защиту», с тематическим производным, построенным на косой основе, *su-kel-mn-o- (и последующим упрощением и ассимиляцией сонорной группы и вторичный полный сорт корня). Проспер предполагает, что тогда это имя будет сравнимо с индийским личным именем Сушарман- , встречающимся в индуистской мифологии . [13]
См. также
[ редактировать ]- Дагда , подобная фигура из ирландской мифологии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миранда Грин (2003). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . Рутледж. п. 83.
- ^ Рейнах (1922) , стр. 217–232.
- ^ Юфер и Лугинбюль (2001) , стр. 63.
- ^ АЭ 1926, 00040
- ^ Дюваль (1993) , с. 78.
- ^ Гигин «Об установлении пределов, предисловие».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Вергилий, Энеида VIII.600-1; Ноннус II.324; Катон Старший, De re Rusticâ 83; Тибулл, IV27 .
- ^ Смит, Уильям. «Словарь греческой и римской биографии и мифологии (1867 г.)».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Бог Суцелл Силван » [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Олдхаус-Грин, Миранда Дж. (2011). Боги кельтов . Страуд, Глостершир: The History Press. ISBN 978-0-7524-6811-2 . OCLC 797966528 .
- ^ Деламар (2003) , с. 113.
- ^ Деламар (2003) , стр. 283–284.
- ^ Проспер, Бланка Мария (2015). «Кельтские и некельтские божества из древней Испании: сила, дневной свет, плодородие, водные духи и что они могут рассказать нам об индоевропейской морфологии». Журнал индоевропейских исследований . 43 (1 и 2): 35–36.
Библиография
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка (2-е изд.). Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-237-6 .
- Дейц, Симона, изд. (1998). Встреча с галльскими богами, вызов Цезарю . Париж: Встреча национальных музеев. ISBN 2-7118-3851-Х .
- Дюваль, Поль-Мари (1993) [1957]. Боги Галлии . Париж: Presss Universitaires de France / Éditions Payot.
- Джуфер, Николь; Лугинбюль, Тьерри (2001). Справочник галльских богов . Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-200-7 .
- Рейнах, Саломон (1922). Культы, мифы и религии . Пэрис Э. Леру.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хайхельхайм Ф.М., Хаусман Дж.Э. «Суцелл и Нантосуэльта в средневековой кельтской мифологии». В: L'antiquité classique , том 17, fasc. 1, 1948. Разная филологическая история и археология в честь Герберта Ван Де Верда. стр. 305–316. [DOI: https://doi.org/10.3406/antiq.1948.2845 ] www.persee.fr/doc/antiq_0770-2817_1948_num_17_1_2845
- Беаль, Жан-Клод; Пейр, Пьер (1987). «Древняя статуя Сильвана-Суцелла в Жавольсе (Лозер)» . Археологический обзор Нарбоннеза (на французском языке). 20 : 349–368. дои : 10.3406/ran.1987.1313 .
- Хатт, Жан-Жак (1991). «Sucellus-Silvain-Liber Pater из Явольса (Лозер): значение произведения галло-римской скульптуры» . Археологический обзор Нарбоннеза (на французском языке). 24 : 133–140. дои : 10.3406/ran.1991.1382 .
- Баратта, Джулия (1993). «ГАЛЛО-РИМСКОЕ БОЖЕСТВО: СУЦЕЛЛ. ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА». Классическая археология (на итальянском языке). 45 (1): 233–47. JSTOR 44366011 .
- Сержант Бернард (2012 г.). «Суцелл и Вишвакарман» . Кельтские исследования (на французском языке). 38 : 175–195. дои : 10.3406/ecelt.2012.2353 .