Сильван (мифология)
Сильванус | |
---|---|
Бог-хранитель лесов и невозделанных земель, защитник границ полей и скота, защитник от волков. | |
![]() Бронзовая статуя Сильвана, предположительно из Ночеры на юге Италии. | |
Обитель | Лес |
Символы | Пан-флейта , кипарис |
Пол | мужской |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Силен |
Этрусский эквивалент | Эгоизм ? |
Сильванус ( / sɪlˈveɪnəs lˈveɪnə ) / ; [1] означает «лесной» что на латыни ) — римское божество-покровитель лесов и невозделываемых земель. Как защитник леса ( sylvestris deus ), он особенно руководил плантациями и наслаждался дикорастущими деревьями. [2] [3] [4] [5] Его также описывают как бога, наблюдающего за полями и земледельцами, защищая, в частности, границы полей. [6] с таким же названием Этрусское божество Сельванс может быть заимствованием имени Сильван. [7] или даже не родственные по происхождению. [8]
Сильван описывается как божество, защищающее стада крупного рогатого скота, отгоняющее волков и способствующее их плодовитости. [2] [9] [10] [11] Долабелла, сельский инженер, о котором известно лишь несколько страниц, утверждает, что Сильван был первым, кто установил камни, обозначающие границы полей, и что в каждом поместье было три Сильвана: [12]
- от Silvanus Domesticus (в надписях под названием Silvanus Larum и Silvanus Sanctus Sacer Larum )
- Silvanus agrestis (также называемый salutaris , буквально «полевой» или «спаситель»), которому поклонялись пастухи, и
- Silvanus orientalis , буквально «восточный», то есть бог, контролирующий точку, с которой начинается поместье.
Поэтому Сильвани часто упоминали во множественном числе.
Этимология
[ редактировать ]Имя Сильван ( Классическая латынь : [s̠ɪɫ̪ˈwaː.nʊs̠] ) является производным от латинского silva («лес, лес»). Оно родственно латинским словам silvester («дикий, невозделываемый»), silvicola («населяющий леса») или silvaticus («лесистые местности или кустарники»). Этимология слова «сильва» неясна. [13]
Атрибуты и ассоциации
[ редактировать ]Как и другие боги лесов и стад, Сильван любит музыку; сиринкс был для него священным, [2] и он упоминается вместе с Панами и Нимфами. [3] [14] Более поздние спекулянты даже отождествляли Сильвана с Паном , Фавном , Инуусом и Эгипаном . [15] Должно быть, он был связан с итальянским Марсом , поскольку Катон постоянно называет его Марсом Сильваном . [10] Эти ссылки на Сильвануса как на аспект Марса в сочетании с его ассоциацией с лесами и полянами создают контекст поклонения Сильвану как дарителю искусства (техне) ведения лесной войны. В частности, в ритуалах инициации эвокати Сильван упоминается как бог-защитник набегов на женщин и скот, возможно, сохраняющий элементы более раннего этрусского поклонения. [16]
В провинциях за пределами Италии Сильвана отождествляли с многочисленными местными богами: [17]
- Суцелл , Пенин , Синквас и Тетт в Галлии и Германии .
- Каллирий, Коцидий и Винотон в Британии . Романо -кельтский храм , содержащий несколько мемориальных досок, посвященных Силвану Каллириусу, был найден в Камулодуне (современный Колчестер ). [18]
- Калаэдик в Испании .
- Могии в Паннонии .
- Сельваны в Этрурии (хотя достоверность этой идентификации оспаривается). [8]
- Силен , греческий бог, слился с Сильваном в латинской литературе. [19]
- Пан (бог лесов, пастбищ и пастухов) в греко-римской мифологии. [19]
- Аристей , бог/покровитель пастухов , урожая и других сельских искусств.
Славянский бог Поревит имеет сходство с Сильваном. [20]
Ксавье Деламар предполагает, что эпитет Каллириус может быть связан с бретонским теонимом Риокалат (есть) (засвидетельствован в Камберлендских карьерах), и оба означают «(Бог) с дикими лошадьми». [21]
Поклонение
[ редактировать ]
Жертвоприношения Силуану состояли из винограда, колосьев, молока, мяса, вина и свиней. [2] [6] [22] [23] [24] В Катона « О сельском хозяйстве» описано приношение Марсу Сильвану , чтобы обеспечить здоровье скота ; там говорится, что его связь с сельским хозяйством относилась только к труду, выполняемому мужчинами, и что женщины были исключены из его поклонения. [10] [23] (Сравните Bona Dea с римским божеством, поклоняться которому мужчины были исключены.) Вергилий сообщает, что в самые ранние времена тирренские пеласги посвятили Сильвану рощу и праздник, [9] символ пустыни бога. [25]
В литературе
[ редактировать ]В произведениях латинской поэзии и искусства Сильван всегда предстает стариком, но таким же веселым и влюбленным в Помону . [6] [26] [27] [28] Вергилий изображает его несущим ствол кипариса ( греч . δενδροφόρος ) , [14] о котором рассказывается следующий миф. Сильван – или Аполлон по другим версиям [29] [30] – был влюблен в Кипарисса и однажды случайно убил любимую лань, принадлежавшую Кипариссу. Последний умер от горя и превратился в кипарис. [31] [32] [33]
В Эдмунда Спенсера эпической поэме «Королева фей » (1590–1596) Сильванус появляется в песне VI книги I. Его «дикие лесные боги» (Станца 9) спасают потерянную и напуганную леди Уну от приставаний со стороны Санса Лой и забирают ее. ему. Они относятся к ней как к королеве из-за ее великой красоты. Спенсер пишет в строфе 14:
- к старому Силуану ; И привели ее
- Кто с шумом проснулся, выходит,
- Чтобы увлажнить дело, его слабые шаги управляют,
- И постаревшие конечности на Кипарисе толстеют,
- И его пояс хорошо опоясан ивовым шпагатом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сильванус или Сильванус» . Словарь Коллинза. нд . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тибул II.5.27, 30
- ^ Jump up to: а б LucanЛукан Фарсалия III.402
- ^ Плиний Старший . Естественная история XII.2.
- ^ Овидий . Метаморфозы I.193.
- ^ Jump up to: а б с Гораций . Эпод II.21-22.
- ^ Роберт Шиллинг, «Сильван» в римской и европейской мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 г.), стр. 146 онлайн , согласовываясь с Дюмезилем , Архаическая римская религия , с. 616.
- ^ Jump up to: а б Питер Ф. Дорси, Культ Сильвана: исследование римской народной религии (Brill, 1992), стр. 10–12 онлайн , отмечая более ранние попытки навязать этрусскую этимологию Сильвана.
- ^ Jump up to: а б Вергилий. Энеиды VIII.600-1.
- ^ Jump up to: а б с Катон Старший . Сельское хозяйство 83
- ^ Ноннус II.324
- ^ Долабелла. ex libris Dolabellae, в «Сочинениях римских геодезистов», под редакцией Карла Лахмана, изд. Георга Раймера, Берлин, 1848, стр. 302
- ^ де Ваан 2008 , стр. 564.
- ^ Jump up to: а б Вергилий. Георгика I.20-1.
- ^ Плутарх . Параллельные жизни . Мин. 22.
- ^ Дион Кассий , Римская история 45.12
- ^ Питер Ф. Дорси (1992). Культ Сильвана: исследование римской народной религии, стр.32. ISBN 978-90-04-09601-1 .
- ^ Крамми, Филип (1997) Город Победы; история Колчестера – первого римского города Британии. Опубликовано Колчестерским археологическим фондом ( ISBN 1 897719 04 3 )
- ^ Jump up to: а б «Сильван | Римский бог» . Британская энциклопедия . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Эллис, Жанетт (2008). Запретные обряды: ваше полное руководство по традиционному колдовству . О Книги. стр. 53–54. ISBN 978-1-84694-138-2 . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Деламар, Ксавье. «Вольноотпущенники, дикие лошади, освободители и наемники: по-галльски слово «свободный»». В: Кельтские исследования , том. 41, 2015. с. 131 и 133. [DOI: https://doi.org/10.3406/ecelt.2015.2454 ]; www.persee.fr/doc/ecelt_0373-1928_2015_num_41_1_2454
- ^ Гораций. Послания II.1.143.
- ^ Jump up to: а б Ювенал . VI.446, с соответствующими схолиями.
- ^ Сравните Восс. Митол. Письма, 2,68; Хартунг, Религиозные. римлянин том. 2-й р. 170 и т. д.
- ^ Лоранд Деспа, Михай (2012). Периферийное мышление. Трансформация и адаптация бога Сильвана в Дунайских провинциях (I–IV века нашей эры). Штутгарт: Штайнер, 2012, ISBN 978-3-515-09945-5 , с. 168.
- ^ Вирджил . Георгики II.494
- ^ Гораций. Кармина III.8.
- ^ Овидий. Метаморфозы XIV.639.
- ^ Сервиус . Комментарий к Энеиде III.680.
- ^ Овидий. Метаморфозы X.106
- ^ Сервий. Комментарий к «Георгике» Вергилия I.20
- ^ Вирджил. Эклоги X.26.
- ^ Вирджил. Энеида III.680.
Библиография
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Сильванус (1)». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
- де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 9789004167971 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Катона De Agricultura : подношение Марсу Сильвану (электронный текст на английском и латыни)