Свобода
Свобода | |
---|---|
Богиня свободы | |
![]() атрибутами на аурее Траяна Либертас со своими | |
Символ | Пилеус , стержень ( местка или овсяница ) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Элеутерия |

Libertas ( лат. «свобода» или «свобода»). произносится [liːˈbɛrt̪aːs̠] — римская богиня и олицетворение свободы ) . Она стала политизированной фигурой в поздней республике. Иногда она также появлялась на монетах имперского периода, таких как монеты Гальбы «Свобода народа» во время его короткого правления после смерти Нерона . [1] Обычно ее изображают с двумя аксессуарами: копьем и фригийской шапкой , которую она держит на копье, а не носит на голове.
Греческий эквивалент богини Либертас — Элеутерия , олицетворение свободы. Существует множество постклассических изображений свободы как личности , которые часто сохраняют часть иконографии римской богини.
Этимология
[ редактировать ]Имя Lībertās («свобода») является производным от латинского Līber («свободный»), происходящего от прото-курсивного *leuþero и, в конечном итоге, от протоиндоевропейского *h₁leudʰero («принадлежащий народу», следовательно, «свободный»). ). [2]
Атрибуты
[ редактировать ]Либертас ассоциировался с пилеусом , шапкой, которую обычно носили освобожденные рабы: [3]
У римлян фетровая шапка была символом свободы. Когда раб получал свободу, ему брили голову и носили вместо волос неокрашенный пилей (πίλεον λευκόν, Diodorus Siculus Exc. Leg. 22 p625, изд. Wess.; Plaut. Amphit. I.1.306; Persius , V .82). Следовательно, фраза servos adpileum vocare является призывом к свободе, с помощью которой рабов часто призывали взять в руки оружие с обещанием свободы ( Liv. XXIV.32). «Фигура Свободы на некоторых монетах Антонина Пия , отчеканенных в 145 году нашей эры, держит эту шапку в правой руке». [4]
Либертас также признавалась в Древнем Риме по жезлу ( виндикта или фестука ), [3] используется церемониально в акте Manumissio vindicta , что на латыни означает «свобода посредством розги» (курсив наш):
Хозяин привел своего раба к магистрату и изложил основания ( causa ) предполагаемого освобождения . «Ликтор магистрата возлагал жезл ( festuca ) на голову раба, сопровождая его некоторыми формальными словами, в которых он заявлял, что он свободный человек ex Jure Quiritium», то есть «vindicavit in libertatem». Хозяин тем временем держал раба и, произнеся слова «hunc hominem liberum volo», развернул его (momento turbinis выход Маркус Дама, Персий, Сб. V.78) и отпустил (emisit e manu , или мисит ману, Плавт. капитан II.3.48), откуда и общее название акта освобождения. Затем магистрат объявил его свободным [...] [5]
Храмы
[ редактировать ]Римская республика была создана одновременно с созданием Либертаса и связана со свержением царей Тарквиния . Ей поклонялись Юнии , семья Марка Юния Брута . [6] В 238 году до нашей эры, перед Второй Пунической войной , Тиберий Семпроний Гракх храм Либертасу построил на Авентинском холме . [7] Таблицы переписи населения хранились в атриуме храма. Последующий храм был построен (58–57 до н. э.) на Палатинском холме , другом из семи холмов Рима , Публием Клодием Пульхером . Построив и освятив храм на месте бывшего дома тогдашнего изгнанника Цицерона , Клодий добился того, что эта земля стала юридически непригодной для проживания. По возвращении Цицерон успешно доказал, что освящение недействительно, и таким образом сумел вернуть себе землю и разрушить храм. В 46 г. до н. э. римский сенат проголосовал за строительство и посвящение храма Либертасу в знак признания Юлия Цезаря , но храм так и не был построен; стояла небольшая статуя богини вместо этого на Римском форуме . [8]
Постклассический
[ редактировать ]
Богиня Либертас также изображена на Большой печати Франции , созданной в 1848 году. Это изображение позже повлияло на французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди при создании его статуи « Свобода, озаряющая мир» .
Либертас, наряду с другими римскими богинями, послужила источником вдохновения для многих современных персонификаций , включая Статую Свободы на Острове Свободы в Соединенных Штатах. По данным Службы национальных парков , римское одеяние статуи является главной особенностью, которая отсылает к Libertas и символу Свободы, от которого статуя получила свое название. [9]
Кроме того, деньги на протяжении всей истории носили имя или образ Либертас. Как « Свобода », Либертас изображался на аверсе (сторона головы) большинства монет США в двадцатом веке – и это изображение до сих пор используется для «Американский золотой орел» золотой инвестиционной монеты . Университет Северной Каролины зафиксировал два случая, когда частные банки в своем штате изображали Libertas на своих банкнотах; [10] [11] Либертас изображен на 5, 10 и 20 Раппенов номиналом монетах Швейцарии .
Символические персонажи Колумбия, представляющая Соединенные Штаты, и Марианна , представляющая Францию, Статуя Свободы ( «Свобода, озаряющая мир ») в гавани Нью-Йорка и многие другие персонажи и концепции современности были созданы и рассматриваются как воплощения. из Либертас.
См. также
[ редактировать ]- Бесплатно
- Либера (мифология) богиня в римской мифологии.
- Свобода (персонификация)
- Свобода, ведущая народ , картина 1830 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Римские монеты» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2008 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ де Ваан 2008 , стр. 338.
- ^ Jump up to: а б Тейт, Карен; Олсон, Брэд (2005). Священные места Богини: 108 направлений . Издательство CCC. стр. 360–361. ISBN 1-888729-11-2 .
- ^ Йейтс, Джеймс. Уильяма Смита Запись «Пилей» в «Словаре греческих и римских древностей» ( Джон Мюррей , Лондон, 1875 г.).
- ^ Лонг, Джордж. Запись « Освобождение Уильяма Смита » в «Словаре греческих и римских древностей» (Джон Мюррей, Лондон, 1875 г.).
- ^ Американский католический ежеквартальный обзор ... Харди и Махони. 1880. с. 589.
- ^ Карл Галинский; Кеннет Лапатин (1 января 2016 г.). Культурные воспоминания в Римской империи . Публикации Гетти. п. 230. ИСБН 978-1-60606-462-7 .
- ^ "Свобода " энциклопедия Британская 2008 Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ «Халатик» . Служба национальных парков . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ Хоугего, CJ (1995). Древняя история из монет . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-08993-7 . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ «Однодолларовая банкнота Банка Фейетвилля, 1855 год» . Архивировано из оригинала 24 мая 2012 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 9789004167971 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]