Jump to content

Пилеус (шляпа)

Апулийская красная фигура, изображающая коническую шляпу-пилеус, третья четверть IV века до н.э., Лувр.

Пилеус латыни ( древнегреческий : πῖλος , пилос ; также пиллеус или пиллеум на ( ) — войлочная шапка без полей, которую носили в Древней Греции , Этрурии , Иллирии особенно в Паннонии ), [1] [2] [3] [4] позже также введен в Древний Рим . [5] Шилеус также появляется на апулийской краснофигурной керамике .

Пилос вместе с петасо были наиболее распространенными типами головных уборов в Греции архаической и классической эпохи (8–4 века до н.э.). [6] В V веке до нашей эры в Древней Греции начал появляться бронзовый вариант, который стал популярным пехотным шлемом. Иногда на нем был гребень из конского волоса. [7] Греческий пилос напоминал римский и этрусский пилеус, которые обычно делались из войлока. [8] Греческое πιλίδιον ( пилидион ) и латинское «пиллеолус» представляли собой уменьшенные версии, похожие на тюбетейку .

Подобные кепки носили в поздней античности и раннем средневековье в различных частях Европы, как это видно из галльской и франкской одежды. [8] Албанская и прилегающих районах традиционная фетровая шапка « плис» , которую сегодня носят в Албании , Косово , произошла от аналогичной фетровой шапки, которую носили древние иллирийцы .

Заостренный вариант под названием Pileus cornutus служил отличительным знаком еврейского народа Священной Римской империи на протяжении пяти веков (XII–XVII вв.). [9]

В древности кепку называли pil(l)eus или pilos , что означало разновидность войлока. [10] Считается, что греческий πῖλος pilos , латинский pellis , албанский plis , а также древневерхненемецкий filiz и праславянский *pьlsty происходят от общего протоиндоевропейского корня, означающего «войлок». [11]

Древнегреческая терракотовая статуэтка крестьянина в пилосе, I век до нашей эры.

Древняя Греция

[ редактировать ]

шляпа для волос

[ редактировать ]

Пилос ) ( греч . πίλος, войлок [12] ) была типичной конической шляпой в Древней Греции среди путешественников, рабочих и моряков, хотя иногда предпочтение отдавалось и низкой версии с широкими полями, известной как петасос . [13] Он может быть выполнен из фетра или кожи. Пилос вместе с петасо были наиболее распространенными типами головных уборов в Греции архаической и классической эпохи (8–4 века до н.э.). [6]

Шапки пилоса часто идентифицируют мифических близнецов или Диоскуров, Кастора и Поллукса , изображенных в скульптурах, барельефах и на древней керамике. Их шляпки предположительно были остатками яйца, из которого они вылупились. [14] Пилос появляется на вотивных фигурках мальчиков в святилище Кабейри в Фивах , Кабейрионе . [15]

На войне шлем типа пилос часто носил легкая пехота пельтаст в сочетании с экзомисом , но его носила и тяжелая пехота. [ нужна ссылка ]

На различных художественных изображениях средневизантийского периода изображены солдаты в шапках-пилосах. [16]

Волосы на шлеме

[ редактировать ]

В V веке до нашей эры греки разработали шлем пилос, который произошел от одноименной шляпы. [17] Этот шлем был сделан из бронзы и имел ту же форму, что и пилос, который, предположительно, иногда носили под шлемом для удобства, что привело к конической форме шлема. [18] Некоторые историки предполагают, что шлем пилос получил широкое распространение в некоторых греческих городах, таких как Спарта . [19] [4] однако не существует никакого основного исторического источника или каких-либо археологических свидетельств, которые позволяли бы предположить, что Спарта или любое другое греческое государство использовало бы шлем стандартным образом для своих армий. Что заставило историков поверить в то, что шлем был широко распространен в таких местах, как Спарта, было, среди прочего, предполагаемое развитие тактики боя, которая требовала от пехоты полного обзора и мобильности. [19] Однако многие другие типы греческих шлемов имели схожий дизайн с пилосами, когда дело касалось видимости, например, конос или халкидийские шлемы.

Имея греческое происхождение, шлем Пилос носился в поздний этрусский период местными армиями в регионе. [20]

Так называемая «иллирийская шапка» в период Тетрархии была также известна как «Панонийский пилей». [1] Таким образом, в период императорских солдат было очевидно влияние иллирийских провинций Римской империи, например, широкое использование паннонского пилея. [3]

Албанская . традиционная фетровая шапка ( албанский : plis , родственный слову pilos) [11] и Pileus ) произошли от аналогичной войлочной шапки, которую носили иллирийцы . [21] [22] В латинском словаре 1542 года De revestiaria libellus, ex Bayfio excerptus албанская шляпа приравнивалась к кырбасии и описывалась как «высокий пилеус [шляпа] в форме конуса» ( pileus altus in speciem coni eductus ). [23]

Иллириец, носящий пилей, был нерешительно идентифицирован на римском фризе из Тилура в Далмации; памятник мог быть частью трофейной базы, воздвигнутой римлянами после Великого иллирийского восстания (6–9 до н.э.). [24]

Цилиндрическая фетровая шапка с плоским верхом из меха или кожи возникла в Паннонии и стала известна как паннонская шапка ( pileus pannonicus ). [25] [10] [26] [3] [1]

Пилей между двумя кинжалами, на реверсе денария , выпущенного Брутом в память об убийстве Юлия Цезаря в мартовские иды.

Римский пилеус напоминал греческий пилос и часто изготавливался из войлока. [8] В Древнем Риме раб освобождался во время церемонии, во время которой претор касался раба жезлом, называемым виндиктой , и объявлял его свободным. Голову раба брили и надевали на нее пилей. И виндикта , и кепка считались символами Либертас , богини, олицетворяющей свободу. [27]

Жезл и шляпа были частью законного ритуала освобождения . Сторонний адсертор либертатис (утверждающий свободу, не рабовладелец и не порабощенный) заявил бы: Hunc Ego hominem ex jure Quiritum liberum esse aio (я заявляю, что этот человек свободен) , используя «виндикту» (один из нескольких типов освобождения). Юридический ритуал был явно задуман как борьба с рабством в интересах расширения прав и возможностей всех членов общества, даже тех, кто по закону не мог напрямую добиваться этого, например, порабощенных, и чтобы гарантировать постоянство свободы. [28]

В одном словаре классической античности XIX века говорится: «У римлян войлочная шапка была эмблемой свободы. Когда раб получал свободу, ему брили голову и носили вместо волос неокрашенный волос». [29] Следовательно, фраза servos adpileum vocare — это призыв к свободе, с помощью которого рабов часто призывали взяться за оружие с обещанием свободы ( Liv. XXIV.32). Фигура Свободы на некоторых монетах Антонина Пия , отчеканенных в 145 году нашей эры, держит эту шапку в правой руке. [30]

В период Тетрархии паннонская фуражка ( pileus pannonicus ) была принята в качестве основной военной фуражки римской армии, вплоть до 6 века нашей эры; его носили легковооруженные или не при исполнении служебных обязанностей солдаты, а также рабочие. [2] [3] [10] Он часто появляется в римских произведениях искусства, в частности в мозаиках, конца III века нашей эры. Самый ранний сохранившийся образец шляпы был найден в римском каменоломне Монс Клавдиан , в восточной пустыне Египта , и датирован 100–120 гг. н. э.; он имеет темно-зеленый цвет и похож на низкую феску или шляпу-таблетку . [10] [31]

Более поздние периоды и варианты

[ редактировать ]

Подобные кепки носили в поздней античности и раннем средневековье в различных частях Европы, как видно из галльской и франкской одежды, особенно в эпоху Меровингов и Каролингов . [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Вагнер, Хендрик (2021). Позднеантичный Рим и городская римская сенаторская аристократия (395–455 гг. Н.э.): Древнее историко-археологическое исследование . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 375. ИСБН  9783110727630 . Его можно узнать по «иллирийской шапке», так называемому Pileus Pannonicus, известному, среди прочего, по известным группам тетрархов в Венеции и мозаике Амбулацио на площади Армерина «Солдаты, берущие под стражу Петра или Павла». также носите этот головной убор на саркофагах (например, саркофаг lunius bassus).
  2. ^ Jump up to: а б Клеланд, Лиза; Дэвис, Гленис; Ллевеллин-Джонс, Ллойд (2007). Греческое и римское платье от А до Я. Рутледж. п. 88. ИСБН  978-0-203-93880-5 . Паннония и Иллирия, по-видимому, также были особенно связаны со шляпами. Плавт (...) высмеивает иллирийскую шляпу, настолько большую, что ее владелец выглядит как гриб. Pilleus Pannonicus, шляпа-таблетка, перенятая из Паннонии римскими солдатами в конце третьего века нашей эры, стала носиться почти исключительно позднеимперскими военными.
  3. ^ Jump up to: а б с д Рокко, Марко (2012). Позднеантичная римская армия: настойчивости и цезуры от Северов до Феодосия I. Исследования и проекты: гуманитарные науки. Университетская библиотека. п. 557. ИСБН  9788862922302 . Особенно в период солдат-императоров явно преобладало влияние иллирийских провинций, проявившееся в широком распространении паннонского пиллея, поясов с кольцевыми пряжками и туники с длинными рукавами, называемой далматикой.
  4. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Дункан Б. (2012). Спартанский воин 735–331 гг . до н.э. Издательство Блумсбери. п. 34. ISBN  978-1849087018 .
  5. ^ «шляпа» , Британская энциклопедия.
  6. ^ Jump up to: а б Ли, Мирей М. (12 января 2015 г.). Тело, одежда и идентичность в Древней Греции . Издательство Кембриджского университета. п. 160. ИСБН  978-1-107-05536-0 . Пилос... периоды.
  7. ^ Обер, Джесси (2012). «Краткая история греческих шлемов» . Интернет-журнал AncientPlanet . 2:15 . Проверено 1 августа 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Ярвуд, Дорин (1 января 2011 г.). Иллюстрированная энциклопедия мирового костюма . Курьерская корпорация. п. 65. ИСБН  978-0-486-43380-6 . Греческий пилос... Каролингское платье.
  9. ^ ЛЮБРИЧ, НАОМИ (2015). «Блуждающая шляпа: варианты средневековой еврейской остроконечной шапки» . Еврейская история . 29 (3/4): 203–244. дои : 10.1007/s10835-015-9250-5 . ISSN   0334-701X . JSTOR   24709777 . S2CID   159821873 . Проверено 6 мая 2022 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Саммер, Грэм; Д'Амато, Рафаэле (2009). Вооружение и доспехи римского императорского солдата . Фронтовые книги . п. 218. ИСБН  978-1-84832-512-8 .
  11. ^ Jump up to: а б Владимир Орел (1998). Албанский этимологический словарь . Академический паб «Брилл». п. 334. ИСБН  9004110240 .
  12. ^ πῖλος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  13. ^ Сакс, Дэвид; Мюррей, Освин (1995). Словарь древнегреческого мира . Издательство Оксфордского университета. п. 62 . ISBN  9780195112061 . «Путешественники, рабочие и моряки могли носить коническую шапку, известную как пилос; путешественники, охотники и другие иногда носили низкую шапку с широкими полями (петасос).
  14. ^ Джон Цецес , О Ликофроне , отмечено Карлом Кереньи в книге «Герои греков» , 1959:107, примечание 584.
  15. ^ Уолтер Буркерт . Греческая религия , 1985:281.
  16. ^ Алмаз, Хариклея; Василиу, Анастасия (19 декабря 2019 г.). В Софии Матитефсантес: Очерки византийской материальной культуры и общества в честь Софии Калописси-Верти . ООО «Археопресс Паблишинг» п. 229. ИСБН  978-1-78969-263-1 . Большинство из них... πίλος.
  17. ^ Эверсон, Тим (18 ноября 2004 г.). Война в Древней Греции: оружие и доспехи от героев Гомера до Александра Великого . Историческая пресса. п. 55. ИСБН  978-0-7524-9506-4 . греки также разработали пилосские, беотийские и фракийские шлемы, которые вскоре вытеснили по популярности первые. Шлем Пилос произошел от фетровой шапки под названием Пилос.
  18. ^ Ник Секунда, Спартанская армия , стр.30
  19. ^ Jump up to: а б Джесси Оберт, Краткая история греческих шлемов , стр.16.
  20. ^ Д'Амато, Рафаэле; Салимбети, Андреа (20 сентября 2018 г.). Этруски: IX–II вв. до н.э. Издательство Блумсбери. п. 50. ISBN  978-1-4728-2832-3 . Шлем пилос греческого происхождения.
  21. ^ Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Серия «История и культура». Нойес Пресс. п. 89. ИСБН  0815550529 . Принято считать, и это справедливо, что современная албанская шапка произошла непосредственно от аналогичной шапки, которую носили иллирийцы, праотцы албанцев.
  22. ^ Косжа, Реджеп (1982). Albanologiques Recherches: Folklore et ethnologie . Албанологический институт Приштины. п. 52 . Проверено 14 апреля 2013 г. В структуре одежды с иллирийским влиянием, документированной до сих пор, присутствуют тиркис, складки, белая полусферическая клетка, гочхуфи-гезофи и т. д.
  23. ^ Бернис, Кармен (1969). «Обмены в эпоху Возрождения между испанской модой и модой Центральной и Восточной Европы (Венгерской, албанской и турецкой)». В Роше, Дьёрдь (ред.). Материалы XXII Международного конгресса истории искусств, Будапешт, 1969: Общая эволюция и региональные события в истории искусства (на французском языке). Полет. 1. Академический Киадо (опубликовано в 1972 г.). п. 706. Латинский словарь BAYFIO. «De revestiaria», опубликованная в Париже в 1542 году, представляет собой интересное свидетельство того, что на Западе албанскую шляпу считали высокой шляпой. В этом словаре «кибария» [кирбасия] описывается как албанская шляпа или как «pileus altus in speciem coni eductus».
  24. ^ Полито, Юджин (1998). В сияющих объятиях: введение в изучение dei fregi d'armi antichi (на итальянском языке). Л'ЕРМА ди БРЕТШНАЙДЕР. стр. 61, 155–156. ISBN  9788870629927 .
  25. ^ Шренк, Сабина (2006). Текстиль на месте: места его находки в Египте и соседних странах в первом тысячелетии нашей эры . Abegg-Stiftung. п. 154. ИСБН  978-3-905014-29-7 .
  26. ^ Купер, Стивен Эндрю (2005). Толкование Мариуса Викторина на Послание к Галатам . Издательство Оксфордского университета . п. 74. ИСБН  978-0-19-152077-8 .
  27. ^ Кобб, TRR (1858 г.). Расследование закона о рабстве негров в Соединенных Штатах Америки . Филадельфия: Т. и Дж. В. Джонсон. п. 285 , 285н2.
  28. ^ Лиж, Ричард Уильям (1920). Римское частное право, основанное на «институтах» Гая и Юстиниана — 3-е издание . Макмиллан и компания, лимитед. п. 53-54 , 53н2. Закон был призван увеличить свободу, а не продолжать позволять обществу застаиваться в условиях византийской династии (Юстиниану приписывают эту политику «восстановления империи»). Юридически провозглашая внутреннюю свободу человека, даже на вымышленных основаниях, например, manumissio censu (свобода, обусловленная гражданством на основе переписи, которая не существовала из-за порабощения) , рабам было разрешено улучшить свое положение. Объявив его неотъемлемой частью, работорговцы, выступающие против классовой мобильности, могли сделать вид, что согласны с ним. Если бы они согласились, поработитель повторил бы это заявление. (С опциональным Пилеем?) В случае молчания поработителя они будут вынуждены согласиться с претором. Со временем ритуал стал более универсальным, простым и ненужным; оно может быть исполнено без присутствия третьей стороны или даже без участия третьих лиц (manumissio minus justa) (без беспристрастного слушания) . Все виды освобождения (включая использование «Виндикты» и «Пилея») в совокупности считались «unummissiones legitimae» (законными) . Тем не менее, это подразумевало постоянную гарантированную свободу из-за отсутствия помощи со стороны преторов ренегерам, желающим снова поработить.
  29. ^ πίλεον λευκόν, Диодор Сицилийский Exc. Нога. 22 с. 625, изд. Весс.; Плаут. Амфитеатр И.1.306; Персий , В.82
  30. ^ Йейтс, Джеймс. Уильяма Смита Запись «Пилей» в «Словаре греческих и римских древностей» ( Джон Мюррей , Лондон, 1875 г.).
  31. ^ Бендер Йоргенсен, Лиза (2018). «Текстиль из Монса Клавдиана, Абу Шаара и других римских памятников Восточной пустыни». . В Брюне, Жан-Пьер; Фаушер, Томас; Редон, Беранжер (ред.). Восточная пустыня Египта в греко-римский период: археологические отчеты . Коллеж де Франс . ISBN  9782722604889 .
  32. ^ Документация о «Романской вилле де Ольмеда» с фотографией всей мозаики под названием «Aquiles en el gineceo de Licomedes» («Ахиллес в Ликомеда »). серале [ нужна проверка ]

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Секунда, Николас и Крюк, Адам (2000). Греческий гоплит 480–323 гг . до н.э. Издательство Оспри. ISBN   1-85532-867-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b12ae8b84bc11fe2ab3608f4c2bb3dd9__1722267960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/d9/b12ae8b84bc11fe2ab3608f4c2bb3dd9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pileus (hat) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)