Шлем Железных Врат
Шлем Железных ворот ( румынский : Coiful de la Porçile de Fier ) — гето - дакийский серебряный шлем, датируемый IV веком до нашей эры, хранящийся в Детройтском институте искусств , США.
Вероятно, он происходит из Железных ворот района в уезде Мехединц , Румыния . Раньше он находился в коллекции Франца Тау, Вена .
Шлем похож на шлем Коцофенешти , шлем Перету , шлем Агигиола и шлем Кукутени-Бэйчени , все они представляют собой древние гетские золотые или серебряные шлемы, обнаруженные до сих пор на территории Румынии.
Археологический контекст
[ редактировать ]Их называют «Железными воротами», так как они предположительно были выкопаны из Дуная в ущелье Железные ворота в 1913 или 1914 году. Но нет никаких документальных свидетельств о материале Железных ворот до 1931 года, года, когда было захоронено Агигиол. был обнаружен шлем, ныне называемый шлемом Агигиола. [ 1 ] Вероятно, материал так называемых Железных ворот был украден из могилы Агигиол вскоре после ее открытия местными жителями. Однако другой могилы для шлема «Железные ворота» не предложено. И действительно, похоже, что шлемы Агигиол и Железные Ворота были изготовлены в одной мастерской или одним и тем же серебряным мастером. Кроме того, похоже, что отметки на шлемах были оставлены одним и тем же инструментом. [ 1 ]
Иконография
[ редактировать ]Этот дизайн достаточно необычен в древнем искусстве, чтобы дать возможность проследить его происхождение и, тем самым, дать некоторое представление об элементах, которые вошли в формирование раннего дакийского искусства, и о средствах, с помощью которых древние восточные мотивы сохранились и были переданы. в Европу. [ 2 ] Почти идентичны по декору и деталям изготовления два серебряных кубка, которые сейчас находятся в Бухаресте и Нью-Йорке и, по общему мнению, прибыли из района Железных ворот. [ 2 ] Остальные рисунки на шлеме явно относятся к скифской сфере. Этот тип шлема связан с золотым шлемом в Бухаресте и, вероятно, немного более ранним по времени, чем золотой шлем в Бухаресте, который демонстрирует некоторые сарматские аспекты. Не имея доказательств существования подобных шлемов на родине скифов, мы можем отнести этот шлем к местной разработке типа шлема, найденного на Кубани и датируемого первыми годами V века до н.э., с добавлением некоторых греческих черт. [ 2 ]
«Апотропные» глаза
[ редактировать ]Самая яркая особенность шлема, присущая всем пяти гетским шлемам, — это так называемые «апотропные» глаза, которые могли смотреть как второй комплект непосредственно над настоящими глазами владельца. [ 3 ] Такие глаза считались заимствованием из греческого мира, где наголенники и щиты имели глаза, которые считались поистине апотропными, служащими для отвращения зла. Однако утверждается, что шлемы имеют особенность удвоения атрибутов. Помимо глаз, здесь изображен олень с восемью ногами, что интерпретируется как «Я бегу в два раза быстрее». Поэтому «апотропные глаза» могли сказать: я вижу дважды хорошо. [ 3 ]
Хищный мотив
[ редактировать ]Речь идет о мотиве хищной птицы с огромным круглым глазом и сложенным крылом, которая сжимает в своей огромной когти зайца, в то время как рыба свисает из ее клюва. [ 2 ] Чаши, которые, по общему мнению, пришли из района Железных ворот (сейчас хранятся в музее Бухареста и Нью-Йорка), несут тот же мотив зайца-орла. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тейлор 1987 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и Гольдман 1970 , с. 904.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1987 , с. 127.
- Гольдман, Бернард (1970). «ДАКСКОЕ ИСКУССТВО И МОТИВ ОРЛА-ЗАЙЦА». Берихт, Международный союз доисторических и протоисторических наук . Издательство Оксфордского университета.
- Тейлор, Тимоти (1987). «Летающие олени: иконы и сила во фракийском искусстве стр.117-132». Археология контекстуальных значений под редакцией Яна Ходдера . Издательство Кембриджского университета; иллюстрированное издание. ISBN 978-0521329248 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюллетень АСВ , том 36, № 3, 1956–57, стр. 68 (илл.).
- Пигготт, С., Древняя Европа , Чикаго: Aldine, 1965, стр. 224–6 (иллюстрация), как дакийцы 3-2 второго века до нашей эры.
- Берчиу, Думитру , Трахо-гетическое искусство, Bibliotega de Archeologie , т. 14, Бухарест, Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, стр. 83–88 (илл.).
- Рошу Л., ЖУРНАЛ МУЗЕЕВ И ПАМЯТНИКОВ СОВЕТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ, Бухарест, 1975, № 12, 2:55-59 (илл.).
- Никель, Х., ULLSTEIN WAFFENBUCH, Франкфурт, 1974, стр. 60 (илл.).
- Фаркас, Энн Э., «Стиль и тематика в местном фракийском искусстве», METROPOLITAN MUSEUM JOURNAL, том 16, 1981, стр. 33–48, стр. 34, где упоминается шлем, связанный с племенами гетов и трибаллов северной Фракии.
- Мейерс, Питер, «Три серебряных предмета из Фракии: техническая экспертиза», ЖУРНАЛ МУЗЕЯ МЕТРОПОЛИТАН, том 16, 1981, стр. 49–54.
- Гольдман, Б., «Скифский шлем с Дуная», Бюллетень АСВ , том 42, № 4, 1963, стр. 63–71 (илл.).
- Гольдман Б., «Позднескифское искусство на Западе: Детройтский шлем», IPEK, том 22, 1966–69, стр. 67–76.
- Росу, Л., «Произведения искусства фрако-гетов-даков в Детройтском институте искусств», РУМЫНЫ ПРАЗДНУЮТ ОНТАРИО: ФЕСТИВАЛЬ НАСЛЕДИЯ, Торонто, 1984, стр. 166–168.
- «Семейная художественная игра: детали, детали, детали», рекламное приложение DIA, The Detroit Free Press, 29 апреля 1990 г., стр. 25 (ил.).
- «Путеводитель для посетителей: Детройтский институт искусств», изд. Джулия П. Хеншоу (Детройт, 1995), с. 101 (ил.)
- А. Фоль и др., «Рогозенский клад», София, 1989, с. 42 сравнивает Рогозанский стакан № 165 с кубком из Метрополитен-музея, двумя чашами из Агигола и детройтским шлемом в иконографии рогатой хищной птицы, которая символизирует божество, обладающее сверхъестественными способностями побеждать зло. п. 194 Автор утверждает, что мензурка Метрополитен-музея и детройтский шлем могли быть найдены недалеко от Рогозена.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница шлема DIA
- Золотые и серебряные доспехи гетско-дакийской элиты. Военная техника и организация. Архивировано 9 мая 2015 г. в Wayback Machine.
- Статья о шлеме. Архивировано 5 ноября 2010 г. на Wayback Machine (на румынском языке).