Агрис Шлем
Агрис Шлем | |
---|---|
![]() | |
Материал | Железо, бронза, золото, коралл |
Размер | Высота 21,4 сантиметра (8,4 дюйма) Ширина 23 на 19 см (9,1 на 7,5 дюйма) Щека: 9,4 на 7,6 см (3,7 на 3,0 дюйма). |
Созданный | 4 век до н.э. |
Место | Агрис , Шаранта, Франция |
Текущее местоположение | Музей Ангулема |
Шлем Агрис ( французский : Casque d'Agris ) — церемониальный кельтский шлем ок. 350 г. до н.э., найденный в пещере недалеко от Агри , Шаранта, Франция, в 1981 году.Это шедевр кельтского искусства , и, вероятно, он использовался для демонстрации, а не для ношения в бою.Шлем представляет собой железный колпак, полностью покрытый бронзовыми полосами.Бронза, в свою очередь, покрыта необычайно чистым сусальным золотом со встроенными коралловыми украшениями, прикрепленными с помощью серебряных заклепок.Также был найден один из нащечников, изготовленный из аналогичных материалов и конструкции.Шлем в основном украшен ранними кельтскими узорами, но встречаются и более поздние кельтские мотивы и признаки этрусского или греческого влияния.Качество золота указывает на то, что шлем вполне мог быть изготовлен в Атлантическом регионе.
Открытие
[ редактировать ]Шлем Агриса был найден в пещере недалеко от Ангулема в 1981 году. [1] Пещера Перратс была известна чуть больше недели, когда 9–10 мая 1981 года спелеологи обнаружили две смежные части передней части шлема.Фрагменты находились на конусе обломков, выброшенных из барсучьей норы в главном зале пещеры. [2] Для осмотра этого места была быстро сформирована раскопочная группа. Они нашли обрывки сусального золота, два фрагмента, которые соединились в большую треугольную деталь, а затем и сам шлем, который хорошо сохранился, если не считать той части, которую оторвали барсуки. [2]
На этом месте есть признаки того, что оно было заселено с бронзового века до железного века , галло-римского периода и до средневековья .Вход обрушился и закрыл пещеру в 13 или 14 веке нашей эры. [3] На момент открытия почти все части шлема были потревожены роющими животными. [4] В 1983 году при раскопках были обнаружены нащека и три фрагмента орнамента сбоку шлема.Другие фрагменты были найдены в 1986 году, в том числе основание гребня шлема, в нескольких метрах от того места, где был найден шлем.Похоже, их занесли туда случайно то ли люди, то ли барсуки. [2] Вторая нащека и орнамент вершины шлема не обнаружены. [4]
Правительство выкупило найденные предметы у владельца земли.Шлем был восстановлен Ласло фон Легоцким в Центральном романо-германском музее (Майнц) . [4] Сейчас он хранится в Музее Ангулема в Ангулеме , Франция. [5] [а] Шлем считается одним из шедевров кельтского искусства и был представлен на нескольких международных выставках. [4] Он даже лег в основу графического романа « Le casque d'Agris» (2005). [6]
Контекст
[ редактировать ]Раскопки 2002 года показывают, что вход в пещеру охранялся глиняной стеной и рвом и был святилищем до ранней Римской империи .Шлем изолирован, без следов человеческого захоронения, закопан намеренно.Во время захоронения по крайней мере часть внешних украшений была отломана и помещена внутрь шлема. [4] Шлем был аккуратно уложен. [5] Археологи, нашедшие его, полагают, что оно могло быть похоронено в рамках ритуала, обращенного к духам подземного мира. [1] Римские источники сообщают, что кельтские воины вообще не носили шлемов. [7] Шлем использовался для демонстрации и указывал на высокий ранг владельца или желание достичь такого ранга. [8]
Шлем датируется ранним периодом культуры Ла Тена . [5] Сусальное золото чрезвычайно чистое, и шлем, возможно, является одним из старейших изделий из очищенного золота в Западной Европе. [9] Он был найден дальше на запад, чем большинство других образцов высококлассных металлических изделий Ла Тена. [1] Несколько подобных объектов были найдены во Франции в Амфревиль-су-ле-Мон (Нормандия), Сен-Жан-Тролимон (Бретань) и Монлорес недалеко от Нарбонны (Од) и в Италии в Канозе (Апулия) . [5]
Конструкция внутренней железной шапки аналогична конструкции шлемов, которые чаще всего встречаются в Центральных Альпах. [2] Облицовка бронзовыми полосками напоминает итальянские шлемы типа Монтефортино . [2] Дизайн на основе пальметты связывает его с ранним стилем культуры Ла Тена. [1] Большинство мотивов в декоре принадлежат первому западному стилю культуры или тесно связаны с ним.Другие мотивы относятся к промежуточному этапу стиля Вальдалгесхайм . [2]
Мнения относительно даты шлема расходятся.В статье 2001 года Хосе Гомес Де Сото предполагает середину или вторую половину IV века. [10] Д. У. Хардинг говорит, что стратиграфическая связь шлема с малоберцовой костью типа Дукса из Ла-Тена B и другие признаки указывают на то, что он был изготовлен во второй половине IV века. [1] Однако в статье 2010 года Гомес де Сото и Стефан Верже пришли к выводу, что украшения, если рассматривать их в целом, указывают на то, что шлем был изготовлен во 2-й четверти или середине 4-го века. [11]
Структура
[ редактировать ]Шлем был описан как имеющий форму жокейской кепки, но «клюв» кепки на самом деле представляет собой защиту шеи. [12] Его размеры 21,4 сантиметра (8,4 дюйма) в высоту и 23 на 19 сантиметров (9,1 на 7,5 дюйма) в поперечнике. [13] Внутренний колпак шлема железный, сейчас сильно проржавевший. [2] Он сделан из цельного куска кованого железа, к спине приклепан шейный щиток. [11] Железо целиком покрыто орнаментальными бронзовыми полосами с барельефным декором, выполненным частично литьем , частично чеканкой и чеканкой . [11] Четыре широкие горизонтальные полосы из бронзы полностью покрыты с внешней стороны сусальным золотом.В украшения включены кабошоны из полированного коралла . [2]
Все рельефные украшения были сформированы на бронзовых полосах до сусального золота . нанесения [2] Сусальное золото толщиной около 70 микрон было прикреплено путем плотного прижатия его к бронзовому рельефу с помощью инструмента, который мог быть изготовлен из дерева или кости.Сусальное золото удерживалось на месте канавками и имитацией филиграни в бронзе. [14] Коралловые кабошоны были прикреплены к бронзе с помощью серебряных заклепок, головки которых украшены такими мотивами, как бриллианты или пальмовые листья. [б] [15] Иногда полость, в которой находится коралл, была хотя бы частично покрыта золотом до помещения коралла.Затем вокруг коралла обильно нанесли сусальное золото, чтобы сформировать небольшую чашку. [16]
Имеется изящная щека. [7] Нащека ( парагнатид ), а также боковые и верхние украшения выполнены из тех же материалов и техник, что и основной шлем.Есть признаки того, что также использовались органические материалы, такие как дерево и кожа. [11]
Украшение
[ редактировать ]Особенно богато орнаментирован шлем. [5] Основная тема — серия пальметт, многие из которых украшены кораллами. [1] Орнамент состоит из трех наложенных друг на друга полос, полностью покрытых композициями, вдохновленными растениями.Множество различных узоров, объединенных в сложные композиции, делают головной убор одним из богатейших произведений древнего кельтского искусства. [11]
На нижней и верхней панелях ряд несвязанных между собой пальметт формально расположен в виде фризов.Украшения центральной панели основаны на формальном расположении S-образных изгибов, заканчивающихся раздутыми листьями, с узором-наполнителем, включающим пальметты, листья-запятые и усики сверху и снизу.Шейный щиток имеет менее формальный и более плавный рисунок.Нащечная защита имеет узор пальметты, на котором можно увидеть свернувшуюся змею, которая кажется рогатой.Рогатые змеи часто встречаются в романо-кельтских произведениях Британии и Франции, но очень редко в раннем Ла Тене.Изображение на шлеме может иметь особое значение. [1]
Украшение в основном отражает ранний стиль кельтского искусства V века, но некоторые мотивы характерны для стиля Вальдалгесхайм IV века. [11] Дизайн центральной панели имеет сходство с браслетами Вальдалгесхайм . [1] Это указывает на то, что шлем был изготовлен в первой половине IV века.Большие пальметты с семью лепестками в нижней полосе и главный фриз в центральной полосе, возможно, были вдохновлены архитектурной терракотой из центральной Италии Тирренского периода V и IV веков.Шейный щиток сочетает в себе стиль Вальдалгесхайма с элементами греческой или этрусской работы IV века. [11]
- Украшение на шее
- Украшение на нижней полосе
- Украшение на центральной полосе
- Украшение на верхней полосе
Источник
[ редактировать ]
В качестве источника происхождения шлема было предложено три основных региона кельтского мира. Первый — это северный или центральный Адриатический регион Италии.Некоторые полагают, что новые композиции в растительном стиле были разработаны кельтскими мастерами, поселившимися в Италии и испытавшими влияние этрусских или греческих мастеров, с которыми они имели непосредственный контакт.Сложность монтажа и оформления можно объяснить близостью к передовым центрам металлообработки, таким как Таранто или Кампания .Возражение состоит в том, что все кельтские шлемы того периода, найденные в Италии, были цельными.Все те, у кого были приклепанные шейные щитки, были найдены в Альпах, регионах к северу от Альп или в Атлантическом регионе. [17]
Второй предполагаемый регион происхождения — Северо-Альпийская область, сформировавшая древний центр кельтской культуры.Материалы и техники, а также общая композиция и декор, кажется, ставят эту работу среди лучших кельтских произведений V века из этого региона. [17] Коническая форма верхней части шлема, по-видимому, заимствована у кельтских шлемов начала второго железного века.Там, где они были украшены, украшения представляли собой наложенные друг на друга полосы.Некоторые детали растительной орнаментики очень похожи на мелкие кельтские орнаменты из Австрии, Альпийских регионов и западной Швейцарии.Именно здесь чаще всего встречаются шлемы с приклепанными наголовниками. [17]
Третья версия заключается в том, что шлем был изготовлен в том месте, где он был найден.Это один из небольшого набора престижных шлемов (Агри, Амфревиль-су-ле-Мон, Сен-Жан-Тролимон, Монлорес), которые в основном были найдены в западной Франции, самым известным из которых является полностью украшенный шлем Амфревиль-су-ле -Мон. Ле-Мон в Эре. [17] Все они представляли собой железные или бронзовые шапки, покрытые лентами из другого металла, полностью украшенными.Они имеют красные орнаменты, в основном коралловые.В этом регионе также встречаются заклепанные шейные части. [17]
Образцы золота из различных частей шлема исключительно чисты: обычно они содержат 99% золота, 0,5% серебра и 0,2% меди. [18] Такая степень чистоты очень необычна для древнего мира. [18] Анализ греческих и этрусских предметов того периода показывает гораздо более высокое содержание серебра. [9] Самые древние предметы такой степени чистоты были найдены к юго-западу от Луары , региона, в который входит Агрис. [9] Единственными сопоставимыми объектами являются кельтские украшения III века из этого региона. [18] Вероятно, шлем был изготовлен на Западе мастерами, прошедшими обучение в Североальпийской школе. [10] Золото вполне могло быть добыто из рудников на западе Центрального массива , которые действовали, по крайней мере, с V века до нашей эры.В Западном регионе были найдены и другие высококачественные произведения кельтского искусства, так что местное происхождение вполне возможно. [18]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хардинг 2007 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Элюэр, Гомес де Сото и Дюваль 1987 , с. 9.
- ^ Гомес 1983 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гомес Де Сото и Вергер 2010 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и Кох и Минард 2012 , с. 423.
- ^ Луччизано 2005 .
- ^ Jump up to: а б Грин 2012 , с. 43.
- ^ Грин 2012 , с. 376.
- ^ Jump up to: а б с Элюэр, Гомес де Сото и Дюваль 1987 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Гомес де Сото 2001 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гомес Де Сото и Вергер 2010 , с. 57.
- ^ Хардинг 2007 , с. 75.
- ^ Элюэр 1984 , с. 110.
- ^ Элюэр, Гомес де Сото и Дюваль 1987 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Элюэр, Гомес де Сото и Дюваль 1987 , с. 12.
- ^ Элюэр, Гомес де Сото и Дюваль 1987 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и Гомес Де Сото и Вергер 2010 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д Гомес Де Сото и Вергер 2010 , с. 59.

Источники
[ редактировать ]- Элюэр, Кристиана (1984). «Два уникальных золотых шлема» . Золотой бюллетень . 17 (3): 110–111. дои : 10.1007/BF03216577 .
- Элюэр, Кристиан; Гомес де Сото, Хосе; Дюваль, Ален-Рене (1987). «Шедевр кельтского ювелирного дела: шлем Агриса (Шаранта)» . Бюллетень Французского доисторического общества (на французском языке). 84 (1): 8–22. дои : 10.3406/bspf.1987.9805 . Проверено 14 октября 2014 г.
- Гомес, Дж. (1983). «Исключительные новые открытия древнего Ла Тена в пещере Агрис, Шаранта» . Бюллетень Французского доисторического общества (на французском языке). 80 (7): 194–197. JSTOR 27918700 .
- Гомес де Сото, Хосе (2001). «Северо-Альпийский и/или Средиземноморский мир? Новости кельтского искусства Западной Галлии (V и -IV и с. средний. Ж.-К.)». Археологическое обозрение . Новая серия (на французском языке). 1 (1): 212–218. JSTOR 41016785 .
- Гомес Де Сото, Хосе; Верже, Стефан (2010). «Шлем Агриса, шедевр западно-кельтского искусства» (PDF) . Археолог (на французском языке) . Проверено 15 октября 2015 г.
- Грин, Миранда (6 декабря 2012 г.). Кельтский мир . Рутледж. ISBN 978-1-135-63243-4 . Проверено 14 октября 2015 г.
- Хардинг, Д.В. (11 июня 2007 г.). Археология кельтского искусства . Рутледж. ISBN 978-1-134-26464-3 . Проверено 14 октября 2015 г.
- Кох, Джон Т.; Минар, Антоне (2012). Кельты: история, жизнь и культура . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-964-6 . Проверено 14 октября 2015 г.
- Луччизано, Сильвио (2005). Шлем Агриса, Том 1: Запретное святилище . Кристоф Робаковски (Цвета), Лоран Либессар (Рисунки). Ассор Б.Д. ISBN 978-2951666054 . АСИН 2951666055 .