Венецианский шлем Сулеймана Великолепного.

Венецианский шлем Сулеймана Великолепного ( турецкий : Kanuni'nin Dört Katlı Tacı ) представлял собой тщательно продуманный головной убор, предназначенный для демонстрации власти султана в контексте соперничества Османской империи и Габсбургов . Он был приобретен султаном в 1532 году. [ 1 ] Соперничество с монархией Габсбургов было одним из наиболее важных политических и военных отношений, с которыми султан обращался во время своего правления. Помимо военных кампаний, Сулейман также предпринял политические и дипломатические шаги для продвижения позиций Османской империи, способствуя торговле с европейскими державами и приобретая дорогие драгоценности, такие как шлем. Ключевыми фигурами в покупке шлема были великий визирь Ибрагим-паша и его главные советники, Искендер Челеби , главный казначей, и Альвизе Гритти , влиятельный торговец ювелирными изделиями, базирующийся в османской столице Константиние, или Стамбуле , как он был переименован в 1930 году. .
После XVI века шлем долгое время был известен только по близкородственным гравюрам Агостино Венециано и других (не совсем ясно, кто из них первым создал изображение). Похоже, что они сочетают в себе черты Сулеймана, взятые с других портретов, имеющихся в Венеции, а сам шлем был записан, когда он был выставлен в Венеции, до того, как попал к султану. Шлем считался причудливым изобретением гравёров, пока учёные 20-го века не открыли заново записи о настоящем предмете. [ 2 ]
Дизайн и иконография
[ редактировать ]
Шлем-корона состоял из четырех корон, установленных внутри шлема в австрийском стиле, и увенчивался «эгретом с перьями и креплением в форме полумесяца». [ 3 ] Корона была сделана из золота и усыпана «огромной двенадцатикаратной жемчужиной, ободом с заостренными бриллиантами, сорока семью рубинами, двадцатью семью изумрудами, сорока девятью жемчужинами и большой бирюзой». [ 4 ] Общая стоимость изделия оценивалась в 115 000 венецианских дукатов . [ 5 ]
Более поздние источники сильно завышали стоимость этого предмета: некоторые утверждали, что оно стоило более 500 000 дукатов. Великий визирь Ибрагим-паша , известный своим вкусом к нарядам, вероятно, заказал корону в 1532 году венецианскому ювелиру Луиджи Каорлини и его партнерам. Советники Ибрагим-паши, уроженец Венеции Альвизе Гритти и дефтердар (министр финансов) Искендер , сыграли важную роль в организации комиссии и покупки. [ 6 ] Гритти, в частности, заработал состояние, поставляя Сулейману золото и драгоценности из Европы. Шлем, вероятно, был задуман как ответ на коронацию правителя Габсбургов Карла V в качестве императора Священной Римской империи двумя годами ранее Папой Климентом VII . [ 7 ] Дизайн шлема предполагает, что это был прямой упрек как короне Карла, так и трехъярусной тиаре, которую носил Папа. [ 8 ] Четыре яруса шлема превзошли Папу Римского и рекламировали претензии султана Сулеймана на мировое господство . Шлем был доставлен 12 мая 1532 года Ибрагим-паше из Венеции. [ 9 ]
Использовать
[ редактировать ]Шлем, возможно, никогда не носил Сулейман, но записано, что он использовался как часть демонстрации экстравагантных предметов, выставленных рядом с ним, чтобы произвести впечатление на западных посланников. [ 10 ] Сулеймана Шлем сыграл роль во время кампании против столицы Габсбургов Вены в 1532 году. Будучи частью более крупного набора предметов, включая украшенное драгоценными камнями седло и трон, шлем предназначался для рекламы европейской аудитории не только огромного богатства османского султана. богатство, но и его претензии на титул императора и вселенский суверенитет. В современных отчетах говорится, что «огромное состояние было потрачено на то, чтобы продемонстрировать великолепие султана», когда шлем и другие регалии несли парадом из Стамбула в Вену. В Белграде улицы были украшены триумфальными арками в стиле Римской империи, когда Сулейман маршировал вместе со свитой пажей, одетых в наряды, в том числе и тот, который, вероятно, носил шлем. В городе Ниш посланников Габсбургов заставили наблюдать за аналогичной процессией с вершины минарета. Позднее те же самые посланники предстали перед султаном. Тщательно поставленная публика оставила посланников «безмолвными трупами», пока они смотрели на шлем вместе с связанной с ним коллекцией золота и драгоценных камней, разложенных в приемной палатке султана. Влияние этого парада продолжалось еще долго после кампании 1532 года. Гравюры короны отчасти способствовали тому, что Сулейман получил титул «Великолепного» на Западе. Образ короны также просочился в европейские пьесы и оперы того времени.
Разрушения и потери
[ редактировать ]Несмотря на свою огромную стоимость, шлем не имел большого значения в контексте Османской империи, поскольку султаны традиционно не носили корон. [ 11 ] Вполне вероятно, что четыре короны, венчающие шлем, были переплавлены для повторного использования позднее, а сам шлем, составлявший самый нижний уровень изделия, возможно, был подарен Фердинанду I, императору Священной Римской империи. [ 12 ] подобная корона появляется на современных гравюрах на дереве.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Курц, О (1969). «Золотой шлем, сделанный в Венеции для султана Сулеймана Великолепного». Газета изящных искусств . LXXIV : 249–258.
- ^ Китинг, 54–55; еще один гравюр из Метрополитен-музея.
- ^ Неджипоглу 1989 , с. 401.
- ^ Белозерская, Марина (1 октября 2005 г.). Роскошное искусство эпохи Возрождения . Публикации Гетти. ISBN 9780892367856 . Проверено 21 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Белозерская, Марина (1 октября 2005 г.). Роскошное искусство эпохи Возрождения . Публикации Гетти. ISBN 9780892367856 . Проверено 21 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Атыл, Есин (21 января 1987 г.). Эпоха султана Сулеймана Великолепного . Национальная художественная галерея. ISBN 9780810918559 . Проверено 21 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Спрингер, Кэролайн (15 июля 2010 г.). Доспехи и мужественность в итальянском Возрождении . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781442699021 . Проверено 21 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ «Султан Сулейман Великолепный в шлеме, усыпанном драгоценностями - Произведение искусства - Хронология истории искусств Хайльбрунна - Музей искусств Метрополитен» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ «Султан Сулейман Великолепный в шлеме, усыпанном драгоценностями - Произведение искусства - Хронология истории искусств Хайльбрунна - Музей искусств Метрополитен» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ Китинг, 54–55.
- ^ Савой, Дэниел (2017). Глобализация искусства эпохи Возрождения: критический обзор . БРИЛЛ. п. 55. ИСБН 9789004355798 . Проверено 21 января 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Несиполу, Гюльру (1989). «Сулейман Великолепный и представление власти в контексте османско-габсбургско-папского соперничества». Художественный вестник . 71 (3): 416. дои : 10.1080/00043079.1989.10788514 . JSTOR 3051136 .
Источники
[ редактировать ]- Китинг, Джессика, «Глобальное видение Отто Курца», в книге « Глобализация искусства эпохи Возрождения: критический обзор» , изд. Дэниел Савой, 2017, БРИЛЛ, ISBN 9004355790 , 9789004355798, книги Google
- Неджипоглу, Гюльру (1989). «Сулейман Великолепный и представление власти в контексте османско-габсбургско-папского соперничества». Художественный вестник . 71 (3).