Кабуто
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2010 г. ) |
Кабуто (兜, 冑) — тип шлема, впервые использовавшийся древними японскими воинами, который в более поздние периоды стал важной частью традиционных японских доспехов, которые носили самураи и их вассалы в феодальной Японии .
Обратите внимание, что в японском языке слово кабуто является наименованием, а не описанием типа, и может относиться к любому боевому шлему .
Каждый год в День защиты детей , 5 мая, японские семьи демонстрируют миниатюрные кабуто и самурайские доспехи в соответствии с традицией Танго-но Сэкку . В феодальные времена настоящие самурайские доспехи, кабуто и тати . демонстрировались [1] [2]
История
[ редактировать ]В раскопанных гробницах были найдены японские шлемы пятого века. Кабуто, называемые мабисади-цукэ кабуто (шлем с прикрепленным забралом), пришли из Китая и Кореи. Они имели ярко выраженный центральный гребень. [3] [4]
Кабуто 10 века , ныне известные как самурайские шлемы, впервые появились в период Хэйан с появлением о-ёрой . До начала Муромати периода кабуто изготавливались путем объединения десятков тонких железных пластин. Обычно только даймё и самураи в ранге командира носили кабуто, украшения называемые датэмоно (立物), которые имели форму пары мотыг . В середине периода Муромати, когда количество крупных групповых сражений увеличилось, обычные самураи носили датэмоно в форме мотыги, солнца, луны или своего флага на своем кабуто , чтобы показать свою храбрость или отличить друга от врага. . [5] [6]
В период Сэнгоку в 16 веке, когда масштабы войны возросли и стали популярными ружья, называемые танегасима , стили доспехов, называемые о-ёрой и до-мару, устарели. В ответ на популярность танегасима был создан стиль доспехов тосэй-гусоку ( 当世具足 ). Тосэй-гусоку кабуто изготавливались путем соединения трех-четырех кусков железа. Они были более пуленепробиваемыми, чем обычные модели, и могли производиться массово. Татемоно стало более эксцентричным и огромным. Некоторые из них были сделаны из железа, но в целях безопасности на поле боя их часто делали из формованной лакированной бумаги. В период Адзути-Момояма тосэй -гусоку кабуто имел простой и смелый дизайн в соответствии с популярностью культуры Момояма. [5] [6] [7]
В период Эдо разбил сёгунат Токугава клан Тоётоми во время летней осады Осаки . Японское общество стало более мирным, и были возрождены стили средневековых доспехов. оёрои и домару в стиле Кабуто были изготовлены вновь. [7] декоративные кавари кабуто В это время изготавливались фигурки животных , [ ками ] или различные другие предметы». («странный шлем»), на которых «устанавливались [8] Кабуто в это время изготавливались «из материалов, включая железо , золото - медный сплав , лак , кожу , шелк , дерево , левкас , кость левкаса [,] и связующее ». [8]
Кабуто было важной частью экипировки самураев, а также играло символическую роль, что может объяснить связанные с ними японские выражения, поговорки и кодексы. Например, Katte kabuto no o wo shimeyo буквально переводится как «Натяните тетиву кабуто после победы в войне». Это относится к тому, чтобы не уменьшать свои усилия после успеха; эквивалентной поговоркой на английском языке будет: «Не почивайте на лаврах». [9] Кабуто во нугу (букв. «Снять кабуто») означает «сдаться». [10]
-
До-мару кабуто . Период Муромати, 15 век, Токийский национальный музей, важная культурная ценность.
-
Гусоку кабуто . Период Адзути-Момояма, 16–17 века, Художественный музей Сантори.
-
Гусоку кабуто , приписываемое Сакакибаре Ясумасе . Период Эдо, 17 век, Токийский национальный музей, важная культурная ценность.
-
Кавари кабуто с осьминогом. XVIII век, период Эдо. Музей Стибберта
-
Необычный Кабуто с клана Токугава гербом и рисунком бабочек и стрекоз. Период Эдо, 18 век. Токийский художественный музей Фудзи
-
До-мару в стиле Кабуто в стиле средневекового возрождения. Период Эдо, 19 век, Токийский национальный музей.
Части кабуто
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кабуто (отдельные части), на Викискладе?
Основные части кабуто включают в себя:
- Хати , купол, состоящий из перекрывающихся удлиненных пластин, называемый татэ хаги-но-ита.
- Тэхен , небольшое отверстие в верхней части хати , обычно снабженное тэхэн канамоно (декоративная втулка, часто напоминающая хризантему ).
- Мабизаси , поля или козырек на передней части хати.
- Укебари — тканевая подкладка внутри хати.
- Цунамото , места крепления для крепления гребней
- Флажок шлема представляет собой кольцо в задней части хати для крепления флажка шлема .
- Фукигаэси , выступы в виде крыльев или ушей по бокам хати .
- Сикоро , подвесная защита шеи, состоящая из нескольких перекрывающихся пластинок.
- Шиноби-но-о (подбородочный шнур), часто используемый для фиксации менгу (лицевого доспеха).
Типичный кабуто имеет центральный купол, состоящий из от трех до более сотни металлических пластин, склепанных вместе. Обычно они располагались вертикально, расходясь из небольшого отверстия вверху. Заклепки, скрепляющие эти металлические пластины друг с другом, могли быть приподнятыми (форма, известная как хоси-бати ) или забитыми плоско (форма, известная как судзи-бати ); в другой форме, называемой хари бати , заклепки были запилены заподлицо. Некоторые из лучших хати были подписаны их создателями, обычно принадлежащими к одной из нескольких известных семей, таких как семьи Миочин, Саотоме, Харута, Ункаи или Нагасоне. [ нужна ссылка ]
имеется небольшое отверстие в верхней части кабуто , называемое тэн или хатиманза (место бога войны Хатимана ). Считалось, что [ по мнению кого? ] воина для того, чтобы пропустить верхний узел . от этой практики практически отказались Хотя после периода Муромати , это отверстие, возможно, сохранилось для целей вентиляции или просто как артефакт того, как пластины были склепаны вместе. [11] Тэхен , представляющим собой кольца из замысловато обработанных обычно украшался тэхэн канамоно полос из мягкого металла, часто напоминающих хризантему. [11] [12] Дзунари кабуто и момонари кабуто представляли собой две формы шлемов, которые обычно не имели отверстия вверху.
Кабуто включал в себя подвесную защиту шеи, называемую сикоро , обычно состоящую из трех-семи полукруглых пластинок из лакированного металла или воловьей кожи , прикрепленных и сочлененных шелковой или кожаной шнуровкой, хотя некоторые сикоро состояли из 100 или более небольших металлических чешуек в ряд. [13] Этот стиль ламеллярных доспехов , наряду с кусари (кольчужным доспехом), был стандартной технологией японских бронежилетов, а некоторые сикоро делались из кольчуги, пришитой к тканевой подкладке (форма, называемая кусари сикоро ).
Кабуто синоби крепилось к голове с помощью подбородочного шнура, называемого -но-о , который обычно привязывался к столбам или крючкам на менгу (лицевой доспех) или просто привязывался под подбородком.
Кабуто часто украшают гербами , называемыми датэмоно или татэмоно ; [14] Четырьмя типами украшений были маэдатэ (переднее украшение), вакидатэ (боковые украшения), каширадатэ (верхнее украшение) и уширодате (заднее украшение). Это могут быть фамильные гербы (мон), плоские или скульптурные предметы, изображающие животных, мифические существа, молитвы или другие символы. Рога особенно распространены, и многие кабуто включают в себя кувагата , стилизованные рога.
-
Различные формы хати :
- Нари Акода
- Гошозан
- Хэйчозан
- Косейзан
- Тенкокузан
- Зеншозан
-
Множество хаги-но-ита пластин волнистой формы образуют хати . красочный тэн канамоно . Наверху можно увидеть
-
Флажок шлема — это кольцо для крепления флажка шлема к хати.
-
Лакированное железо сикоро (защита шеи)
-
Фукигаэси ( лицевую можно увидеть по обеим сторонам мабисади ( полей), а синоби-но-о (шнур) закрепляет менгу броню).
-
Маэдате, гр. 1800–1894 , из архива Оксфордского колледжа Университета Эмори.
-
Различные кабуто маэдатэ (передние гребни)
-
Маэдате цунамото (место крепления переднего гребня)
-
Вакидатэ цунамото (место крепления бокового гребня)
Виды кабуто
[ редактировать ]Судзи бати кабуто
[ редактировать ]Судзи бати кабуто — японский шлем, состоящий из нескольких пластин, с приподнятыми гребнями или ребрами, показывающими места соединения пластин шлема; заклепки можно запилить плоско или оставить открытыми, как в хоси-бати кабуто .
Хоси-бати кабуто
[ редактировать ]Хоси-бати кабуто (звездная чаша шлема) с выступающими головками заклепок, имеет большие заклепки ( о-боси ), маленькие заклепки ( ко-боси ) и заклепку с шайбой в форме хризантемы в основании ( дза-боси ). Хоси-бати кабуто также могло быть судзи бати кабуто, если бы на нем были приподнятые ребра или гребни, показывающие места соединения пластин шлема.
Хари бати кабуто
[ редактировать ]Хари бати кабуто , состоящий из нескольких пластин - это японский хати , без ребер или гребней, показывающих, где находятся пластины шлема, а заклепки расположены заподлицо.
Зунари Кабуто
[ редактировать ]Дзунари кабуто представляет собой простую конструкцию из пяти пластин.
Татами кабуто
[ редактировать ]большое количество более простых, легких, складных, переносных доспехов для самураев и пехотинцев низшего ранга ( асигару Также производилось ). Их называли доспехами татами , а некоторые представляли собой складные татами кабуто (также называемые тёсин-кабуто ), сделанные из сочленённых пластинок. [12] [15] [16] Татами кабуто не использовали при своей конструкции заклепки; вместо этого для соединения частей друг с другом использовалась шнуровка или кольчуга.
Кадзи Кабуто
[ редактировать ]Кадзи кабуто — шлем, который носили самураи-пожарные. [17]
Джингаса
[ редактировать ]Дзингаса представляли собой боевые головные уборы различной формы, которые носили асигару (пехотинцы) и самураи, которые могли быть сделаны из кожи или металла. [18]
Кавари кабуто , или странный шлем
[ редактировать ]В период интенсивных гражданских войн Момояма кабуто изготавливались по более простой конструкции из трех или четырех пластин, лишенных многих декоративных особенностей более ранних шлемов. Чтобы компенсировать простую, утилитарную форму нового шлема, а также обеспечить видимость и присутствие на поле боя, оружейники начали создавать фантастические формы поверх простых шлемов из харикаке (папье-маше, смешанного с лаком, поверх деревянной арматуры). некоторые были построены полностью из железа. Эти формы имитировали формы японской культуры и мифологии, в том числе рыбу, коровьи рога, голову бога долголетия, рулоны шелка, головные платки, каньон Ити-но-Тани и топоры, среди многих других. Некоторые формы были реалистично переданы, в то время как другие приобрели очень футуристический, модернистский оттенок.
-
Харикаке кабуто , разновидность кавари кабуто , в которой для сложного украшения (раковины) железной чаши использовалось папье-маше, смешанное с лаком, начало периода Эдо, 17 век. Музей Анны и Габриэля Барбье-Мюллер, Даллас (Техас)
-
периода Кофун (пятый век) Раннее кабуто из железа и позолоченной меди из провинции Исэ.
-
Дза-боси кабуто (шайба в форме хризантемы у основания заклепки). Это также судзи бати кабуто , так как у него приподнятые гребни.
-
Эбоси кабуто
-
Эбоси кабуто
-
Кадзи Кабуто
-
Дзингаса, тип асигару, изготовлен из закаленной кожи ( неригава ).
-
Кавари кабуто
-
Кавари кабуто
См. также
[ редактировать ]- Zischägge — европейский шлем аналогичной формы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Происхождение кукол Мэй и серпантинов с карпами (на японском языке). Музей японского меча в Нагое Мир Тоукен в Нагое. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Базовые знания о куклах Мэй. (на японском языке). Музей японского меча в Нагое Мир Тоукен в Нагое. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Брайант, Энтони Дж. (1991). Ранние самураи: 200-1500 гг . н.э. Ангус Макбрайд, издательство Osprey Publishing, штат Иллинойс. п. 45. ИСБН 9781855321311 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Синклер, Клайв (2004). Самурай: Оружие и дух японского воина . Глобус Пекот Пресс. п. 26. ISBN 9781592287208 .
- ^ Jump up to: а б Выставка «Смена шлемов». Городской музей Фукуока .
- ^ Jump up to: а б Сменить шлем Музей японского меча в Нагое "Nagoya Touken World"
- ^ Jump up to: а б Выставка периода Эдо 5: Самураи и статуи в самурайских доспехах Городской музей Фукуока
- ^ Jump up to: а б Иллюстрированный путеводитель по истории и культуре самураев: от эпохи Мусаси до современной поп-культуры . Предисловие Александра Беннета. Северный Кларендон, Вермонт: Tuttle Publishing . 2022. с. 78. ИСБН 978-4-8053-1659-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Выиграйте и затяните свой шлем Японский словарь weblio
- ^ Сними шлем, словарь японского языка Weblio.
- ^ Jump up to: а б Луи, Томас; Ито, Томми (2006). Самурай: Кодекс воина . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., с. 94. ИСБН 9781402763120 .
- ^ Jump up to: а б Ратти, Оскар; Уэстбрук, Адель (1973). Тайны самураев: обзор боевых искусств феодальной Японии . Бостон, Массачусетс: Издательство Tuttle. п. 211. ИСБН 9780804816847 .
- ^ Американская энциклопедия: библиотека универсальных знаний, том 15, стр.774.
- ^ Брайант, Энтони Дж. (1994). Самураи 1550-1600 гг . Ангус МакБрайд, иллюстратор. Оксфорд: Издательство Osprey. п. 25. ISBN 9781855323452 .
- ^ Труды Азиатского общества Японии - страница 279 Азиатского общества Японии - 1881 г.
- ^ Оружие и доспехи самурая Ян Боттомли, издательство Random House Value Publishing Энтони Хопсона, 1993, стр.92
- ^ Ясука (26 августа 2013 г.). «Лицевые доспехи и шлем самурая» . ККП Интернешнл . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Дил, Уильям Э. (2007). Справочник по жизни в средневековой и ранней современной Японии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 172. ИСБН 978-0-19-533126-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кабуто, на Викискладе?