Хатиман
В японской религии Яхата (八幡神, древнее синтоистское произношение), ранее использовавшаяся в синтоизме, а затем широко известная как Хатиман (八幡神, японское буддийское произношение), является синкретическим божеством стрельбы из лука и войны. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] включающий в себя элементы синтоизма и буддизма . [ 4 ]
Первое упоминание об этом ками встречается в « Сёку Нихонги», поскольку оно содержит информацию о том, что в 794 году нашей эры подношения были отправлены в святилища Хатимана по случаю конфликта с королевством Силла в Корее. [ 5 ]
В синтоистской религии он смертный император Одзин (応神天皇, Одзин Тенно ) по рождению, правивший в 3–4 веках, и сын императрицы Дзингу (神功皇后, Дзингу-кого ), позже обожествленный и идентифицированный в легендах как « Яхата-но-ками », что означает «Ками восьми знамен», относится к восьми небесным знаменам, которые сигнализировали о рождении божественного и обожествленного императора, и также называется Хондаваке (誉田別命). Его посланником является голубь , символизирующий лук и стрелы, найденные на связанных с ним самурайских знаменах, где его называют « Юмия Хатиман » (弓矢八幡).
С древних времен Хатиману поклонялись фермеры как богу земледелия и рыбаки, которые надеялись, что он наполнит их сети большим количеством рыбы.
В эпоху самураев потомки обоих самурайских кланов, Сейва Гэндзи (清和源氏 Сейва Гэн-дзи , линия клана Минамото , произошедшая от императора Сэйва ) и Канму Тайра (桓武平氏 Канму Тайра'у-дзи/Хэй- ши/Хэй-дзи , линия клана Тайра , произошедшая от императора Канму ) почитала Хатимана, от чего происходит общенациональная традиция, в которой кланы самураев (武家 « букэ» по-японски) почитают Хатимана как священное для них божество. Другие его роли включают определение судьбы самурая, т. е. того, добьются ли они успеха или нет в бою; контроль и защита боевых искусств; и провозглашать победу армии.
Хотя его часто называют богом войны, более строго его определяют как бога-покровителя воинов. [ 4 ] [ 6 ] Он также является божественным защитником Японии , японского народа и Императорского дома .
Краткое описание Хатимана
[ редактировать ]В нынешней форме синтоизма Хатиман — божественный дух императора Оджина. Император Кинмей (欽明天皇, Кинмэй-тэнно ) в 32-м году своего правления (571 г. н.э. ) постановил, что обожествленный император Оджин впервые был явлен на земле Уса (宇佐の地) — современном городе Уса , в префектуре Оита , где он стал божеством-покровителем этого города вместе с меньшим синтоистским женским божеством по имени Химегами (比売神) и матерью Императора, императрицей Дзингу. это трио, известное как Хатиман Миками Здесь хранится (八幡三神).
Среди Хачиман Миками есть много святилищ, в которых хранятся и другие фигуры, помимо трио, например, император Тюай (中愛天郎, Тюай-тэнно ) вместо императрицы Дзингу, легендарного героя и синтоистского божества Такэноути-но Сукуне или Такешиучи-но Сукуне ( Takeuchi Sukune) и женское божество Тамайори-химэ (Tamayorihime no Mikoto или Tamayorihime no Mikoto), где совершается посвященная молитва о благополучных родах в синтоистском храме Уми Хатимангу (Umi Hachimangu Shrine) в Уми , префектура Фукуока .
Химегами
[ редактировать ]Три Мунаката богини ( Мунаката Сандзёсин ), рожденные в результате ритуала гадания Укехи или Укей (Укехи, залог, молитва, клятва, обет удачи, букв. «залог гадания») между богиней Аматэрасу и богом Сусаноо — то есть Тагицу-химэ , Итикисима-химэ и Тагаири-химэ — говорят, что они сошли с небес как «Три столпа Усаносима » древней провинции Цукуси », расположенной в храмовом комплексе на горе Омотосан в США.
Таким образом, богини Мунаката являются матриархами древнего племени и клана Мунаката-ши (宗像氏, 宗形氏), которому рыбаки поклонялись коллективно в целом. Считается, что поклонение богиням Мунаката со стороны клана Мунаката было связано с успехом императрицы Дзингу в «Завоевании Трех Королевств (Кореи) » (三韓征伐 Санкан Сэйпацу ). Следовательно, они были старыми синтоистскими народными божествами (地主神 jinushigami ) до появления Хатимана.
Химегами считается супругой или тетей Хатимана, тогда как Тамайори-химэ (Тамайорихимэ-но Микото или Тамайорихимэ-но Микото), возможно и возможно, является матерью, согласно упомянутому мнению, поскольку описание Хатимана как императора Оджина появилось в «Дайджесте». Записи храма Тодай-дзи (Тодайдзи Ёроку )» и «Записи эпохи богов из Великого святилища Сумиёси ( Сумиёси-Тайша Джиндайки ), практика слияния императора Оджина с Хатиманом, по оценкам, началась в период Нара или Период Хэйан .
Существуют также разные теории и мнения относительно богинь Аматэрасу и Кукури-химэ (Кикурихимэ-но Ками или Кукурихимэ-но Микото, синтоистской богини , почитаемой как Сираяма-химэ (Хакусан Химэ), в которой обе называли богиню Химегами Химико (Химико), или Пимико , также известная как Шин-ги Ва-о (родительница Вэйвао, «Правительница Ва, друг Вэй»), шаманка -королева Яматай-коку в Вакоку (徭国) около 170–248 гг.
Императрица Дзингу
[ редактировать ]Императору Оджину уже было суждено взойти на трон с того момента, как он находился во чреве своей матери и Императрицы, его называют «Императором во чреве», основывается и иногда интерпретируется в ее верованиях как «материнского божества» для ребенка- -быть тем, кого будут обожествлять. Также поклоняются Трем богиням Мунаката , Трем богам Сумиёси (住吉三神 Сумиёси Санджин ) и богине Аматэрасу, которые почитались племенным кланом Мунаката-си из-за их помощи в «Завоевании Трех Королевств (Кореи)». в различных местах. По традиции, в память после завоевания, императрица Дзингу установила на Цусиме восемь больших военных флагов (対馬), что затем стало источником названия « Хирохатано Яхата Оками (広幡乃八幡大神) », что также послужило источником названия. « Яхата (八幡) » сыну императрицы, тогдашнему императору Оджину.
Императорский предок и божество императорской семьи
[ редактировать ]Поскольку Хатиман считался божественным духом императора Одзина, он был назван одновременно предком и Косо-сином (皇祖神, «Императорское божество-предок») императорской семьи Японии . Он считался божеством-хранителем Императорского Дома после того, как Великая Богиня записана в «Хрониках эпохи Дзёкю » ( 承久記 Дзёкюки ) к «Сборнику Великой Богини Аматэрасу Исэ Аматэрасу и Хатимана Дайбосацу о Императорский трон Японии».
Основание храма Конда Хатиман-гу (Хонда Хатимангу) в Хабикино в префектуре Осака долгое время было связано с связью с императором Одзином, поэтому императорская семья также почитала храм Уса ( Уса Дзингу , также известный как храм Уса Хатиман). (Уса Хатиман-гу ) в Усе в префектуре Оита , и святилище Ивашимидзу Хатиман ( Ивашимидзу Хатиман-гу ) в Явате в префектуре Киото , как второе родовое святилище после доминирующего Великого святилища Исэ (Исэ Дзингу Исэ Дзингу ) .
Синкретизм Хатимана между синтоизмом и буддизмом
[ редактировать ]После прихода буддизма в Японию Хатиман стал синкретическим божеством , соединившим элементы местного поклонения ками с буддизмом ( синбуцу-сюго ). В 8 веке нашей эры он присоединился к буддийскому пантеону как Великий Бодхисаттва Хатиман ( 八幡大菩薩 , Хачиман Дайбосацу ). [ 7 ] где его дзиндзя (дзиндзя — синтоистские святыни) и дзингу (дзингу — синтоистские святилища императорской семьи) были включены в состав святынь в буддийских храмах (храм тера ).
Этот переход произошел, когда Великий Будда Тодай-дзи (東大寺, Восточный Великий Храм ) строился и записывался в эпоху «Первого года Тенпё-сёхо (天平勝宝 «Небесный мир и победоносное сокровище»)» под Во время правления императрицы Кокен в 749 году нашей эры Хатиман объявил оракул старшему синтоистскому священнику (禰宜 negi ) и монахине из храма Уса, чтобы тот отправился в столицу (в Нару ), что Хатиман будет сотрудничать в строительстве «Великого Будды». посвященный ему. Благодаря этому признанию Хатиман с самого начала был включен в буддизм.
Затем, в «первый год эры Тэн'о (天応)», во время правления императора Конина в 781 году нашей эры, синтоистский императорский двор пожаловал синтоистскому божеству Уса Хатиман (Хатиман из США ) буддийское божество Хатиман Дайбосацу в качестве бог-хранитель духовной защиты государства. В результате распространение почитания Хатимана переносится и принимается в буддийские храмы или святилища по всей стране, где «теория синтоистского и буддийского синкретизма (本地垂迹Хондзи Суйджаку утверждается )», поэтому Амитабху считали проявлением Будды. Хатиман. Однако японский буддийский священник Ничирен (日蓮) периода Камакура говорит, что он отрицает эту теорию и предполагает, что истинная форма Хатимана Дайбосацу — это Будда Шакьямуни (то есть Гаутама Будда) .
После этого, в период Хэйан , почитание синтоистских святынь Хатимана было получено и собрано по всей стране самурайскими кланами Сэйва из клана Гэндзи (清和源氏) и Канму из клана Тайра (桓武平氏). Когда в этот период распространилась теория синкретизма, Хатиман изображался как буддийский монах, и тогда его называли Согё Хатиман (僧形八幡神, «Буддийский священник в форме Хатимана»).
Поклонение Хатиману самураями
[ редактировать ]Поскольку император Оджин был предком воинского клана Минамото , Хатиман стал его ками- опекуном ( 氏神 , удзигами ) . [ 6 ] Минамото-но Ёсиэ , достигнув совершеннолетия в храме Ивасимидзу в Киото , взял имя Хатиман Таро Ёсиие и, благодаря своей военной доблести и добродетели лидера, на протяжении веков стал считаться и уважаться как идеальный самурай. После того, как Минамото-но Ёритомо стал сёгуном и основал сёгунат Камакура , популярность Хатимана выросла, и он, как следствие, стал защитником класса воинов, который сёгун привел к власти. По этой причине синтай храма Хатиман обычно представляет собой стремя или лук. [ 8 ]
После основания сёгуната Камакура поклонение Хатиману распространилось по всей Японии не только среди самураев, но и среди крестьянства. Сейчас Хатиману посвящено около 2500 синтоистских святилищ , причем ему посвящено больше святилищ, чем любому другому божеству, за исключением Инари . Храм Уса в Усе , префектура Оита, является главным храмом всех этих святынь; другими важными святынями Хатимана являются Ивасимидзу Хатиман-гу , Хакодзаки-гу и Цуругаока Хатиман-гу .
Хатимана Мон (эмблема) представляет собой мисудомэ , круглый водоворот или вихрь с тремя головами, кружащимися вправо или влево. Многие кланы самураев использовали этот мон как свой собственный, в том числе те, которые вели свою родословную от смертельного врага Минамото , императора Канму из клана Тайра ( яп .: 桓武平氏 , Канму Хэйси ).
См. также
[ редактировать ]- Храм Хачиман
- Тодай-дзи Хатиман
- Камикадзе (тайфун)
- Минамото-но Ёринобу
- Минамото-но Ёриёси
- Бишамон — синто-буддийский бог войны.
- Хитогами
- Хеки Дандзё Масацугу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Канда, Кристина Гут (1 июля 1985 г.). Синдзо: образы Хатимана и их развитие . Гарвардские восточноазиатские монографии. Том. 119 (1-е изд.). Азиатский центр Гарвардского университета, Гарвардский университет. дои : 10.2307/j.ctt1tg5jkx .
- ^ Закон, Джейн Мари (1994). «Насилие, ритуальная реконструкция и идеология: «Ходзё-э» (обряд освобождения разумных существ) храма Хатиман в США в Японии» . История религий . 33 (4): 325–357. ISSN 0018-2710 .
- ^ «Святилища Хатиман и Хатимангу» .
Лишь позже, где-то в 9 веке, это божество стало ассоциироваться с императором Оджином, а еще позже Хатиману стали поклоняться как богу стрельбы из лука и войны, в конечном итоге став божеством-покровителем клана Минамото и его знаменитого воина Минамото Ёритомо.源頼朝 (1147–1199), основатель сёгуната Камакура.
- ^ Jump up to: а б Шайд, Бернхард. «Храм Хачиман» (на немецком языке). Венский университет . Проверено 17 августа 2010 г.
- ^ Пикен, Стюарт (1994): Основы синтоизма: аналитическое руководство по основным учениям. Green Wood Press, Вестпорт. С. 103.
- ^ Jump up to: а б Мотеги, Садазуми. «Сямей Бунпу (Названия и распространение святилищ)» (на японском языке). Энциклопедия синтоизма . Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Бендер, Росс (1979). «Культ Хатимана и инцидент с Докё». Памятник Ниппонике . 34 (2): 125–53. дои : 10.2307/2384320 . JSTOR 2384320 .
- ^ Ашкенази, Майкл (5 ноября 2003 г.). Справочник по японской мифологии (Мировая мифология) (в твердом переплете) . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-467-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Хатиман» - Энциклопедия древней истории
- Бендер, Росс (лето 1978 г.). «Метаморфоза божества: Образ Хатимана в Юми Явате ». Памятник Ниппонике . 33 (2): 165–78. дои : 10.2307/2384124 . JSTOR 2384124 .
- Бендер, Росс (1980). Политическое значение культа Хатимана в древней и раннесредневековой Японии (докторская диссертация). Нью-Йорк: Колумбийский университет . OCLC 80794660 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 г. Проверено 24 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Хатиманом, на Викискладе?