Тории

Тории ворота , ( яп . 鳥居 , [to.ɾi.i] ) — традиционные японские чаще всего встречающиеся у входа или внутри синтоистского храма , где они символически отмечают переход от обыденного к священному. [ 1 ] и место, где ками приветствуют и где собираются путешествовать. [ 2 ]
Наличие тории у входа обычно является самым простым способом идентификации синтоистских святынь, а небольшой значок тории обозначает их на японских дорожных картах и на Картах Google .
Первое появление ворот тории в Японии можно достоверно отнести, по крайней мере, к середине периода Хэйан ; они упоминаются в тексте, написанном в 922 году. [ 1 ] Самый старый из существующих каменных тории был построен в 12 веке и принадлежит храму Хатиман в префектуре Ямагата . Самые старые из существующих деревянных тории — это рёбу тории (см. описание ниже) в храме Кубо Хатиман в префектуре Яманаси, построенные в 1535 году. [ 1 ]
Ворота тории традиционно изготавливались из дерева или камня, но сегодня они также могут быть изготовлены из железобетона, нержавеющей стали или других материалов. Обычно они либо неокрашенные, либо окрашенные в ярко-красный цвет с черной верхней перемычкой . Святилища Инари , ками плодородия и трудолюбия, обычно имеют много тории , потому что те, кто добился успеха в бизнесе, часто жертвуют тории в знак благодарности. Фусими Инари-тайся в Киото имеет тысячи таких тории , каждый из которых носит имя дарителя. [ 3 ]
Использование
[ редактировать ]Функция тории — отмечать вход в священное пространство. По этой причине дорога, ведущая к синтоистскому храму ( сандо ), почти всегда пересекается одной или несколькими ториями , которые, следовательно, являются самым простым способом отличить святыню от буддийского храма. Если сандо проходит под несколькими ториями , внешний из них называется ити-но тории ( 一の鳥居 , первый тории) . [ 4 ] Следующие, расположенные ближе к святилищу, обычно называются по порядку: ни-но тории ( 二の鳥居 , вторые тории) и сан-но тории ( 三の鳥居 , третьи тории) . Другие тории можно найти дальше в святилище, чтобы обозначить возрастающий уровень святости по мере приближения к внутреннему святилищу ( хонден ), ядру святилища. [ 4 ] Кроме того, из-за прочной связи между синтоистскими святынями и японской императорской семьей . тории перед могилой каждого императора также стоят

В прошлом тории , должно быть, использовались также у входа в буддийские храмы. Даже сегодня такой выдающийся храм, как Осаке в Ситэнно-дзи , основанный в 593 году Сётоку Тайси и старейший государственный буддийский храм в стране (и мире), имеет тории, расположенные между одним из входов. [ 5 ] (Первоначальные деревянные тории сгорели в 1294 году, а затем были заменены каменными.) Многие буддийские храмы включают в себя одно или несколько синтоистских святилищ, посвященных их ками- покровителям (« Чинджуша »), и в этом случае тории отмечают вход в святилище. Бензайтен — синкретическая богиня, происходящая от индийского божества Сарасвати , которая объединяет элементы как синтоизма , так и буддизма . По этой причине посвященные ей залы можно найти как в храмах, так и в святилищах, и в любом случае перед залом стоят тории . Саму богиню иногда изображают с тории на голове. [ 5 ] Наконец, до периода Мэйдзи (1868–1912) тории обычно украшались мемориальными досками с буддийскими сутрами . [ 6 ]
Ямабуси , японские горные аскеты-отшельники с давними традициями могучих воинов, наделенных сверхъестественными способностями, иногда используют в качестве своего символа тории . [ 5 ]
Тории . также иногда используются как символ Японии в нерелигиозном контексте Например, это символ полка сил безопасности морской пехоты , 187-го пехотного полка, 101-й воздушно-десантной дивизии и других сил США в Японии. [ нужна ссылка ] Он также используется в качестве приспособления у входа в некоторые районы Джапантауна , такие как Либердаде в Сан-Паулу .
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение тории неизвестно , и на этот счет существует несколько различных теорий, ни одна из которых не получила всеобщего признания. [ 4 ] Поскольку использование символических ворот широко распространено в Азии (такие сооружения можно найти, например, в Индии , Китае , Таиланде , Корее , а также в никобарских деревнях и деревнях Шомпен ), многие историки полагают, что они могут быть импортированной традицией.
Например, они могли произойти в Индии от ворот Торана монастыря Санчи в центральной Индии. [ 1 ] Согласно этой теории, торан был принят буддизма Сингон основателем Кукаем , который использовал его для разграничения священного пространства, используемого для церемонии хома . [ 7 ] Гипотеза возникла в 19 и 20 веках из-за сходства структуры и названия двух ворот. Сейчас возникли лингвистические и исторические возражения, но к какому-либо выводу еще не пришли. [ 5 ]
В Бангкоке , Таиланд, строение браминов под названием Сао Чинг Ча сильно напоминает тории . Однако функционально он сильно отличается, поскольку используется как качели . [ 5 ] который был построен в 1784 году перед святилищем Девасатан королем Рамой I. Во время правления Рамы II церемония качелей была прекращена, поскольку конструкция качелей была повреждена молнией.
Другие теории утверждают, что тории могут быть связаны с пайлоу Китая. Однако эти структуры могут принимать самые разнообразные формы, лишь некоторые из которых действительно чем-то напоминают тории . [ 5 ] То же самое и с корейским «хонсал-мун». [ 8 ] [ 9 ] В отличие от своего китайского аналога, хонгсал-мун не сильно различается по конструкции и всегда окрашен в красный цвет, со «стрелками», расположенными на вершине конструкции (отсюда и название).
-
Индеец потерял сознание
-
Китайский пайлу
-
Вьетнамский там цюань
-
Корейский хонгсалмун
Существуют различные предварительные этимологии слова тории . Согласно одной из них, название происходит от термина тури-иру ( 通り入る , пройти и войти) . [ 4 ]
Другая гипотеза понимает это название буквально: изначально ворота представляли собой своего рода птичий насест. Это основано на религиозном использовании птичьих жердочек в Азии, таких как корейские сотдэ (솟대), которые представляют собой шесты, на вершине которых лежит одна или несколько деревянных птиц. Обычно их можно найти группами у входа в деревню вместе с тотемными столбами, называемыми чансын . Они являются талисманами , которые отгоняют злых духов и приносят жителям деревни удачу. «Птичьи насесты», сходные по форме и функциям с сотдэ, существуют и в других шаманских культурах Китая, Монголии и Сибири . Хотя они не похожи на тории и выполняют другую функцию, эти «птичьи насесты» показывают, что птицы в некоторых азиатских культурах, как полагают, обладают магическими или духовными свойствами, и, следовательно, могут помочь объяснить загадочное буквальное значение названия тории («птица». окунь»). [ 5 ] [ примечание 1 ]
Поляки, которые, как полагают, поддерживали деревянные фигурки птиц, очень похожие на сотды, были найдены вместе с деревянными птицами, и некоторые историки полагают, что они каким-то образом превратились в сегодняшние тории . [ 10 ] Любопытно, что и в Корее, и в Японии одиночные шесты представляют собой божества ( в случае Японии), а хашира ( 柱 , шест) является противоположностью ками ками . [ 6 ]
В Японии птицы также издавна имели связь с умершими, это может означать, что они появились на свет в связи с каким-то доисторическим погребальным обрядом. в древних японских текстах, таких как « Кодзики» и « Нихон сёки», Например, упоминается, как Ямато Такеру после своей смерти стал белой птицей и в этой форме выбрал место для своего собственного захоронения. [ 5 ] По этой причине его мавзолей тогда назывался Сиратори Мисасаги ( 白鳥陵 , могила белой птицы) . Многие более поздние тексты также показывают некоторую связь между мертвыми душами и белыми птицами, связь, распространенную и в других шаманских культурах, таких как японская. Мотивы птиц периодов Яёй и Кофун, связывающие птиц с мертвыми, также были обнаружены на нескольких археологических памятниках. Эта связь между птицами и смертью также могла бы объяснить, почему, несмотря на их название, в сегодняшних ториях не осталось видимых следов птиц : птицы были символами смерти, которая в синтоизме приносит осквернение ( кегаре ). [ 5 ]
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что тории являются японским изобретением. Первые тории могли развиться уже со своей нынешней функцией посредством следующей последовательности событий:

- Четыре столба устанавливались по углам священного места и соединялись веревкой, таким образом разделяя священное и мирское.
- Затем в центре наиболее благоприятного направления поставили два более высоких столба, чтобы впустить священника.
- От одного столба к другому была привязана веревка, обозначающая границу между внешним и внутренним, священным и мирским. Эта гипотетическая стадия соответствует типу реально используемых тории , так называемым симэ-ториям ( 注連鳥居 ) , пример которых можно увидеть перед Омива храма хайденом в Наре (см. также фото в галерее). ).
- Веревку заменила перемычка.
- Поскольку ворота были структурно слабыми, они были усилены связующей балкой, и так появилось то, что сегодня называется синмей тории ( синмей тории ) или футабашира тории ( тории с двумя колоннами , тории с двумя колоннами) (см. иллюстрацию справа). [ 1 ] Однако эта теория не объясняет, почему ворота получили свое название.
Синмей тории , структура которых согласуется с реконструкцией историков, состоит всего из четырех неокоренных и неокрашенных бревен: двух вертикальных колонн ( хашира ( 柱 ) ), увенчанных горизонтальной перемычкой ( касаги ( 笠木 ) ), скрепленных связующей балкой. ( нуки ( 貫 ) ). [ 1 ] называемый или утикороби Столбы могут иметь короби просто . . небольшой наклон внутрь, прямые Его части всегда
Детали и украшения
[ редактировать ]
- Тории могут быть неокрашенными или окрашенными в ярко-красный и черный цвет. Черный цвет ограничен касаги и нэмаки ( 根巻 , см. иллюстрацию) . Очень редко тории можно встретить и в других цветах. . красный цвет Например, Камакура-гу Камакуры имеет бело-
- Касаги симаки может быть усилен снизу второй горизонтальной перемычкой, называемой или симаги ( 島 木 ) . [ 11 ]
- Касаги и симаки могут иметь восходящую кривую, называемую соримаси ( 反り増し ) . [ 12 ]
- Нуки ( часто удерживаются на месте клиньями ( ) 楔 ) кусаби . Кусаби . во многих случаях носят чисто декоративный характер
- В центре нуки может быть опорная стойка, называемая гакузука ( 額束 ) , иногда прикрытая табличкой с названием храма (см. фото в галерее).
- Столбы часто опираются на белое каменное кольцо, называемое камебара ( 亀腹 , живот черепахи) или дайиси ( 台石 , основной камень) . Камень иногда заменяют декоративным черным рукавом, называемым нэмаки ( 根巻 , корневой рукав) .
- На вершине столбов может быть декоративное кольцо, называемое дайва ( 台輪 , архитрав) . [ 1 ]
- Ворота имеют чисто символическую функцию, поэтому обычно здесь нет дверей или дощатых заборов, но существуют исключения, как, например, в случае с храма Омива трехарочными ториями ( мива тории , см. ниже). [ 13 ]
Стили
[ редактировать ]Конструктивно простейшими являются тории симэ или чурен тории см. ( иллюстрацию ниже ) . [ примечание 2 ] Вероятно, один из старейших типов тории, он состоит из двух столбов, священная веревка, называемая сименава . между которыми привязана [ 14 ]
Все можно разделить синмей семью две семьи : и мёдзин семью . тории остальные на [ 1 ] [ примечание 3 ] Тории первых имеют только прямые части, вторые — как прямые, так и изогнутые. [ 1 ]
Синмей Семья
[ редактировать ]и Тории синмей их варианты характеризуются прямыми верхними перемычками.
-
Симэ тории – всего два поста и сименава.
-
Синмей тории
-
Исэ тории - синмей тории с пятиугольным в сечении касаги , симаки и кусаби.
-
Касима тории - синмей тории с кусаби и нуки, выступающими по бокам.
-
Касуга тории - тории мёдзин с прямыми верхними перемычками, срезанными под квадратным углом.
-
Хатиман тории – касуга тории , но две перемычки имеют наклон вниз.
-
Михашира тории – тройные синмей тории.
Фотогалерея
[ редактировать ]-
Тории или традиционные японские ворота. Хэйан-дзингу. Сакё-ку, Киото.
-
Пляжные тории на острове Наосима
-
Исэ тории , первый тип. Обратите внимание на присутствие касаги .
-
Исэ тории , второй тип. Обратите внимание на симаки .
-
Хатиман Тории
-
Михашира тории
-
A shiroki torii
Синмей тории
[ редактировать ]Синмей тории ( 神明鳥居 ) , давший название семье, состоит исключительно из перемычки ( касаги ) и двух колонн ( хасира ), соединенных связующей балкой ( нуки ). [ 15 ] В простейшем виде все четыре элемента закруглены, а столбы не имеют наклона. Когда нуки имеет прямоугольное сечение, его называют Ясукуни тории , от токийского Ясукуни Дзиндзя . [ 16 ] Считается, что это древнейший стиль тории . [ 1 ]
Исэ Тори
[ редактировать ]伊勢鳥居 ( тории Исэ ) (см. иллюстрацию выше) — ворота, которые можно найти только во Внутреннем святилище и Внешнем святилище святилища Исэ в префектуре Миэ . По этой причине их также называют Дзингу тории , от Дзингу, официального японского названия Великого святилища Исэ. [ 14 ]
Есть два варианта. Самый распространенный из них чрезвычайно похож на синмей тории , однако его столбы имеют небольшой наклон внутрь, а нуки удерживаются на месте клиньями ( кусаби ). Касаги имеет пятиугольное сечение (см . иллюстрацию в галерее ниже). Концы касаги немного толще, создавая впечатление наклона вверх. Все эти тории были построены после 14 века.
Второй тип подобен первому, но имеет также второстепенную прямоугольную перемычку ( симаки ) под пятиугольным касаги . [ 17 ]
Этот стиль, а также стиль синмэй тории начали становиться более популярными в начале 20 века, во времена государственного синтоизма, поскольку они считались старейшими и наиболее престижными. [ 5 ]
Тори с преимуществами
[ редактировать ]Тории Касуга - тории тайся — это тории мёдзин иллюстрацию выше) с прямыми верхними перемычками. Этот стиль получил свое название от , ичи -но-тории или Касуга см. главных ( .
Столбы имеют наклон и слегка сужаются. Нуки вбитыми выступает и удерживается на месте кусаби, с обеих сторон. [ 18 ]
Эти тории были первыми, окрашенными в ярко-красный цвет и использовавшими симаки в Касуга Тайся , храме, от которого они получили свое название. [ 14 ]
Хатиман Тории
[ редактировать ], почти идентичные ториям Касуга (см. иллюстрацию выше), но с двумя верхними перемычками, расположенными под наклоном, Тории Хатиман ( 八幡鳥居 ) впервые появились в период Хэйан . [ 14 ] Название происходит от того факта, что этот тип тории часто используется в святилищах Хатимана.
Касима тории
[ редактировать ]Касима тории ( 鹿島鳥居 ) (см. иллюстрацию выше) представляет собой синмэй тории без короби , с кусаби и выступающим нуки. Он получил свое название от храма Касима в префектуре Ибараки .
Куроки тории
[ редактировать ]Куроки тории ( 黒木鳥居 ) — это синмей тории, построенные из необработанной древесины. Поскольку этот тип тории требует замены каждые три года, он становится редкостью. Самый известный пример – храм Нономия в Киото. Однако теперь в храме используются тории из синтетического материала, имитирующего внешний вид дерева.
Широмарута тории
[ редактировать ]Широмарута сделанные из бревен , тории ( 白丸太鳥居 ) или сироки тории ( 白木鳥居 ) — это тории синмей, с которых была удалена кора. Этот тип тории присутствует в гробницах всех императоров Японии.
Михашира тории
[ редактировать ]Михашира тории или Мицубашира тории ( 三柱鳥居 , Трехколонные тории , также 三角鳥居 санкаку тории ) (см. иллюстрацию выше) — это тип тории , который, по-видимому, состоит из трех отдельных тории (см. галерею). Некоторые полагают, что он был построен ранними японскими христианами и символизировал Святую Троицу . [ 19 ]
Мёджин Семья
[ редактировать ]и Тории Мёдзин их варианты характеризуются изогнутыми перемычками.
-
Мёдзин тории – касаги и симаки изогнуты вверх.
-
Накаяма тории – мёдзин тории , но нуки не выступает из колонн.
-
Дайва или Инари тории - тории мёдзин с кольцами наверху колонн.
-
Рёбу тории - дайва тории с колоннами, поддерживаемыми с обеих сторон.
-
Мива тории - тройные мёдзин тории
-
Уса тории - мёдзин тории без гакузуки.
-
Нунэ тории - дайва тории с небольшим фронтоном над гакузукой.
-
Санно тории - тории мёдзин с фронтоном над касаги.
-
Хидзэн тории – необычный стиль с закругленными касаги и толстыми расширяющимися колоннами. [ примечание 4 ]
Фотогалерея
[ редактировать ]-
Мёдзин тории
-
Санно тории
-
Обожаю тории . Обратите внимание на отметки .
-
Тории Сумиёси имеют колонны квадратного сечения.
-
Накаяма тории
-
Рёбу тории
-
Мива Тории
-
Хидзэн -тории имеют касаги толстые расширяющиеся колонны округлые и .
-
Сенбон тории в Фусими Инари-тайся
Мёдзин тории
[ редактировать ]Тории мёдзин ( 明神鳥居 ) , безусловно, наиболее распространенный стиль тории , характеризуются изогнутыми верхними перемычками ( касаги и симаки ). Оба слегка изогнуты вверх. Кусаби присутствуют. Тории мёдзин могут быть сделаны из дерева, камня, бетона или других материалов, окрашены в ярко-красный цвет или неокрашены.
Накаяма тории
[ редактировать ]Стиль Накаяма тории ( 中山鳥居 ) , получивший свое название от Накаяма Дзиндзя в префектуре Окаяма , по сути представляет собой мёдзин тории , но нуки не выступает из колонн, а изгиб, образованный двумя верхними перемычками, более подчеркнут, чем обычно. Тории храма Накаяма , давшие название стилю, имеют высоту 9 м и были возведены в 1791 году. [ 14 ]
Дайва / Инари тории
[ редактировать ]Дайва или Инари тории ( 大輪鳥居・稲荷鳥居 ) (см. иллюстрацию выше) представляет собой тории мёдзин с двумя кольцами, называемыми дайва, на вершине двух колонн. Название «Инари тории» происходит от того факта, что ярко-красные дайва тории обычно встречаются в святилищах Инари , но даже в знаменитом храме Фусими Инари не все тории выполнены в этом стиле. Этот стиль впервые появился в конце периода Хэйан.
Санно тории
[ редактировать ]Санно тории ( 山王鳥居 ) (см. фото ниже) — это тории мёдзин с фронтоном над двумя верхними перемычками. Лучший пример этого стиля находится в храме Хиёси недалеко от озера Бива. [ 14 ]
Мива тории
[ редактировать ]Также называемые санко тории ( 三光torii , три световых тории ) , мицутории ( 三鳥い , тройные тории ) или комоти тории ( 子口TORii , тории с детьми ) (см. иллюстрацию выше), тории ( 三わ鳥い ) мива состоит из трех тории мёдзин без наклона колонн. Его можно найти с дверями или без них. Самый известный из них находится в храме Омива в г. Нара, от которого оно и получило свое название. [ 14 ]
Рёбу тории
[ редактировать ]гонген тории Рёбу тории (рёбу тории), также называемые ёцуаси тории ( ( ) гонген тории ) или чигобашира тории тории) ( тигобашира тории , , представляют собой колонны . четвероногие дайва тории , которых укреплены с обеих сторон квадратными столбами (см. иллюстрацию выше) ). [ 20 ] Название происходит от его давней связи с Рёбу Синто, течением мысли в буддизме Сингон . Знаменитые тории, поднимающиеся из воды в Ицукусиме, — это тории рёбу , а храм когда-то был также буддийским храмом Сингон , настолько, что в нем до сих пор сохранилась пагода . [ 21 ]
Хидзэн тории
[ редактировать ]Хидзэн тории ( 肥前鳥居 ) — необычный тип тории с закругленными касаги и расширяющимися вниз колоннами. Они встречаются только в префектуре Сага и соседних районах. [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Табличка на тории в Никко Тосё-гу покрывает гакузуку .
-
Типичный пятиугольный профиль тории касаги . Обратите внимание на черные немаки .
-
Ряд тории
-
Одноногие тории, храм Санно , Нагасаки, Япония. Другая половина рухнула в результате взрыва ядерной бомбы.
-
Необычные бело-красные тории Накаямы.
-
Шим -тории
-
Ряды крошечных вотивных тории, подаренных верующими [ примечание 5 ]
-
Необычная каку-тория ( 角鳥居 , букв. «квадратные тории») в Сумиёси Тайся: нуки не выступает, и все элементы имеют квадратное сечение.
-
Временная Тория для празднования Нового года на торговой улице, украшенная рождественскими гирляндами.
-
Пример ворот в стиле Хизен
См. также
[ редактировать ]- Дварапала — страж дверей или ворот, часто изображаемый как воин или грозный гигант, обычно вооруженный оружием.
- Хонгсалмун в корейской архитектуре, используемой как в религиозных, так и в других целях.
- Ильджумун , портал в корейской храмовой архитектуре
- Моя (архитектура)
- Пайфан в китайской храмовой архитектуре
- Там Цюань во вьетнамской храмовой архитектуре
- Торана — индуистско-буддийские церемониальные арочные ворота.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Тории раньше также называли уэфукадзу-но-микадо или уэфукадзу-но-гомон ( 於上不葺御門 , ворота без крыши) . Наличие почетных знаков Ми- или Го- позволяет предположить, что к тому времени их использование уже было связано со святынями.
- ^ Эти два имени представляют собой просто разные прочтения одних и тех же символов.
- ^ Существуют и другие способы классификации тории , основанные, например, на наличии или отсутствии симаки . См., например, сайт Jinja Chishiki .
- ^ Этот пример представляет собой главные тории храма Касии, префектура Сага.
- ↑ в Камакуре. Дзениарай Бентен В храме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Тори» . ЯАНУС . 2001 . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 294. ИСБН 978-1-60153-123-0 .
- ^ «Исторические сведения о Японии» . Мишель Джарбо. 11 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 6 января 2010 года . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Тории» . Энциклопедия синтоизма . Университет Кокугакуин . 2 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шайд, Бернхард. «Тории» . Религия в Японии (на немецком языке). Венский университет . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бокинг, Брайан (1997). Популярный словарь синтоизма . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1051-5 .
- ^ Джеймс Эдвард Кетелаар. О еретиках и мучениках в Японии эпохи Мэйдзи . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1990. стр.59.
- ^ Гиссо, Ричард В.И.; Ю, Чай-Шин (1 января 1988 г.). Шаманизм: Духовный мир Кореи . Джайнское издательство. п. 56. ИСБН 9780895818867 . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Бокинг, Брайан (30 сентября 2005 г.). Популярный словарь синтоизма . Рутледж. п. 319. ИСБН 9781135797386 . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ «Onrain Shoten BK1: Kyoboku to torizao Yūgaku Sōsho» (на японском языке) , дата обращения 22 февраля 2010 г. .
- ^ Iwanami Kōjien ( английский ) Японский словарь, 6-е издание (2008 г.), версия на DVD
- ^ «Тории но иироиро» (на японском языке) . Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ «ЯНУС» . Торимон . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пикен, Стюарт (22 ноября 1994 г.). Основы синтоизма: аналитическое руководство по основным учениям (ресурсы по азиатской философии и религии) . Гринвуд. стр. 148–160 . ISBN 978-0-313-26431-3 .
- ^ "ДЖОН" . Синмей , пока Проверено 14 января 2010 г.
- ^ «Тории но бунруи» (на японском языке) . Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ "ДЖОН" . не достигает Это Проверено 15 января 2010 г.
- ^ "ДЖОН" . Касуга , пока Проверено 15 января 2010 г.
- ^ " Трехколонные ворота тории Михашира " ЯАНУС. Проверено 4 сентября 2018 года.
- ^ Родитель, Мэри Сосед. «Рёбу тории» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ Хамасима, Масаси (1999 Джиша Кенчику-но Кансё Кисо Тишики (на японском языке: Сибундо, стр. 88).
- ^ «Хидзен Тории святилища Инаса признано важным культурным достоянием (сооружением) префектуры Сага» , официальный представитель Саги , дата обращения 16 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ториями, на Викискладе?