Сёин-дзукури
Сёин-дзукури ( 書院造 ) — стиль японской жилой архитектуры, используемый в военных особняках, гостевых залах храмов и дзэн- настоятелей покоях Муромати (1336–1573), Адзути-Момояма (1568–1600) и Эдо. периоды (1600–1868). Он составляет основу сегодняшнего японского дома в традиционном стиле. Характерными чертами развития сёин-дзукури были квадратные столбы и полы, полностью покрытые татами . [ 1 ] Стиль получил свое название от сёин , термина, который первоначально означал кабинет и место для лекций по сутре внутри храма, но позже стал означать просто гостиную или кабинет. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Основы проектирования сегодняшних традиционных японских жилых домов с татами на полу были заложены в поздний период Муромати (приблизительно с 1338 по 1573 год). [ 4 ] и усовершенствован в последующий период Момоямы . [ 5 ] [ 6 ] Сёин-дзукури , новый архитектурный стиль под влиянием дзен -буддизма , развился в то время из синден-дзукури дворцов раннего периода Хэйан и последующего жилого стиля, предпочитаемого классом воинов в период Камакура . [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] Термин сёин ( 書院 ) , означающий кабинет или гостиную, использовался для обозначения приемных в резиденциях военной элиты, а также учебных комнат в монастырях. [ 5 ] [ 9 ] Сёин майрадо имеет основную часть, окруженную проходами , и меньшие области, разделенные раздвижными дверями фусума или перегородками сёдзи, построенными из бумаги на деревянной раме или деревянными эквивалентами, ( 舞 良戸 ) и сугидо ( 杉戸 ) . [ 7 ]
Главная приемная отличается специфическими особенностями: утопленная ниша ( токонома ); расположенные в шахматном порядке полки; встроенные столы; и богато украшенные раздвижные двери. [ 5 ] [ 7 ] Обычно приемная покрыта татами от стены до стены , имеет квадратные скошенные колонны, сводчатый или кессонный потолок и деревянные ставни, защищающие помещение от дождя ( 雨戸 , амадо ) . [ 5 ] [ 7 ] Прихожая ( генкан ) возникла как элемент жилой архитектуры в период Момояма. [ 7 ] Самым старым сохранившимся сёин зданием в стиле является Тогу - до в Гинкаку-дзи, построенное в 1485 году. Другие показательные примеры раннего стиля сёин , также называемого сюдэн , включают два гостевых зала в Мии-дэра . [ 10 ] В ранний Эдо период сёин-дзукури достигло своего расцвета и распространилось за пределы резиденций военной элиты. [ 6 ] Более формальный стиль сёин этого периода проявляется в характеристиках дворца Ниномару в замке Нидзё, а также в сёин в Ниси Хонган-дзи (см. фотографии выше). [ 6 ] [ 11 ]
Конрад Тотман утверждает, что развитие стиля сёин-дзукури было связано с нехваткой древесины, вызванной чрезмерной вырубкой лесов , что привело к использованию более низкого качества и более распространенного материала. Поскольку более крупные деревья с прямыми волокнами стали менее доступными, «элегантные деревянные полы уступили место грубому деревянному полу, скрытому под татами ». Аналогичным образом, раздвижные деревянные двери были заменены фусумой , легкой комбинацией «жесткой ткани или картоноподобного материала, наклеенного на раму из тонких деревянных палочек», а раздвижные панели сёдзи служили заменой более сложным деревянным дверям, обшитым панелями. [ 12 ]
Более простой стиль, используемый в архитектуре чайных домов для чайной церемонии, развивался параллельно с сёин-дзукури . В 16 веке Сэн-но Рикю основал специальные чайные домики в стиле «травяные хижины» ( 草庵 , соан ), характеризующиеся небольшими размерами (обычно от двух до восьми циновок) , использованием натуральных материалов и деревенским внешним видом. [ 13 ] Этот стиль чайных домиков, примером которого являются чайные дома Джоан и Тайан, находился под влиянием стиля японских фермерских домов и сёин . стиля [ 14 ] полы покрыты татами, утоплены в ниши ( токонома ) и одна или несколько прихожих для приготовления пищи. [ 14 ]
Сукия-дзукури
[ редактировать ]К началу периода Эдо черты стиля сёин и чайного дома начали смешиваться. [ 15 ] Результатом стала неформальная версия сёин , названная - дзукури сукия стиля . [ 16 ] [ 17 ] Стиль сукия-дзукури имеет характерную декоративную нишу и полку, в нем используются такие породы дерева, как кедр, сосна, болиголов, бамбук и кипарис , часто с шероховатыми поверхностями, включая кору. [ 17 ] По сравнению со стилем сёин , карниз крыши в стиле сукия наклоняется вниз. [ 16 ] Хотя стиль сёин подходил для парадной архитектуры, он стал слишком внушительным для жилых зданий. Следовательно, менее формальный стиль сукия использовался для особняков аристократии и самураев после начала периода Эдо. [ 17 ] [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Японская энциклопедия Коданся, статья о «сёин-дзукури».
- ^ Iwanami Kōjien ( английский ) Японский словарь, 6-е издание (2008 г.), версия на DVD
- ^ «Интервью с куратором Мэтью Уэлчем — Искусство Азии — Японский зрительский зал (Сёин)» . archive.artsmia.org .
- ^ «Период Муромати» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Inc. Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Молодые и молодые 2007 , с. 80
- ^ Jump up to: а б с Молодые и молодые 2007 , с. 81
- ^ Jump up to: а б с д и «сёинзукури» . JAANUS — система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Молодые и молодые 2007 , с. 79
- ^ «сёин» . JAANUS — система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Ниши и Ходзуми 1996 , с. 76
- ^ Ниши и Ходзуми 1996 , с. 75
- ^ Тотман, Конрад (2014). Япония: Экологическая история . IBTauris & Co Ltd., стр. 129–130. ISBN 9781848851160 .
- ^ «суан» . JAANUS — система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Янг, Янг и Тис 2004 , с. 63
- ^ Молодые и молодые 2007 , с. 90
- ^ Jump up to: а б Янг, Янг и Тис 2004 , с. 100
- ^ Jump up to: а б с «сукиядзукури» . JAANUS — система пользователей сети японской архитектуры и искусства . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Ниши и Ходзуми 1996 , с. 78
Ссылки
[ редактировать ]- Ниши, Кадзуо; Ходзуми, Кадзуо (1996) [1983]. Что такое японская архитектура? (иллюстрировано ред.). Коданша Интернэшнл. ISBN 4-7700-1992-0 . Проверено 11 ноября 2009 г.
- Янг, Дэвид; Янг, Митико (2007) [2004]. Искусство японской архитектуры . Архитектура и дизайн интерьера (иллюстрированное, исправленное изд.). Издательство Таттл. ISBN 978-0-8048-3838-2 . Проверено 11 ноября 2009 г.
- Янг, Дэвид; Янг, Мичико Кимура; Да, Тан Хонг (2004). Знакомство с японской архитектурой . Перипл Азиатская архитектура (иллюстрированное изд.). Издательство Таттл. ISBN 0-7946-0100-6 . Проверено 11 января 2010 г.