Минка
Минка ( японский : 民家 , букв. «дом народа») — это народные дома, построенные в одном из нескольких традиционных японских строительных стилей .В контексте общества четырех слоев минка были жилищами фермеров, ремесленников и торговцев (т. е. трех несамурайских каст ) . [1] Это значение больше не существует в современном японском языке, и любое традиционное жилище в японском стиле соответствующего возраста может называться Минка .
Минка характеризуется своей основной конструкцией, конструкцией крыши и формой крыши. Минка развивалась на протяжении всей истории, и в период Эдо появились особые стили .
Типы
[ редактировать ]Минка бывает самых разных стилей и размеров, во многом из-за различий в географических и климатических условиях, а также образа жизни жителей. Обычно они попадают в одну из четырех категорий: фермерские дома нока ( 農家 ) , таунхаусы матия ( 町屋 ) , жилища рыбаков гёка ( 漁家 ) и горные жилища санка ( 山家 ) . [2]
В отличие от других форм японской архитектуры (например, стиля сукия ( 数寄屋 ) первостепенное значение имеет структура, а не план ), для минка . [3] Минка разделена первичными стойками, которые образуют основной каркас и несут структурную нагрузку здания; Второстепенные должности располагаются в соответствии с функциональным расположением плана. [4]
Несмотря на большое разнообразие минки , существует восемь основных форм:
- «Перевернутая буква U» состоит из двух вертикальных стоек, закрепленных сверху горизонтальной балкой; эти блоки затем можно соединить с помощью боковых балок. Балку можно прикрепить к верхней части стойки либо опираясь на нее, либо с помощью паза и шипа . Последний метод часто встречается у минка на острове Сикоку . [3]
- «Лестница» состоит из стоек и балок, соединенных более крупными балками, в том числе балками, расположенными ближе к уровню фундамента . Эта форма строения возникла в таунхаусах периода Эдо . Система допускает неравномерное размещение стоек и, следовательно, обеспечивает гибкость плана. [3]
- В стиле «зонтика» четыре луча исходят из центрального столба. Эти столбы расположены в центре площади, а не в углах. Минка этого типа часто встречаются в префектуре Сига . [5]
- «Крест» имеет две балки, расположенные под прямым углом друг к другу, со стойками в центре сторон. Его часто используют для очень маленьких минка , у которых нет других столбов, установленных в помещении, или для больших минка на участке с земляным полом. Этот стиль чаще всего встречается в префектурах Сига и Фукуи .
- «Параллельные кресты» находятся в префектуре Сидзуока и занимают площадь 5 на 10 метров. Эта система удваивает «крестовую» структуру с двумя крестами и восемью стойками.
- «Коробчатая» конструкция соединяет четыре или более стоек и балок, образуя коробчатую конструкцию. Он был изобретен в период Эдо и встречается в префектурах Тояма и Исикава . [6]
- «Взаимосвязанную коробку» можно найти в Киото и Осаке .
- «Поднимающиеся балки» — это форма, позволяющая лучше использовать второй этаж. В нем используются балки, которые поднимаются от стоек до второстепенного конька, находящегося ниже конька, образованного стропилами. [7]
- Фермерские дома с соломенной крышей, основанные на конструкции «поднимающейся балки», можно разделить на четыре основных типа. Ёдзиро -гуми и вагоя ( 和小屋 ) встречаются редко. Последний из них, вагоя , популярен среди мачия домов . Гораздо более распространены типы сасу ( 扠首 ) (также известные как гасшоу ( 合掌 ) ) и одати . [8] [9]
В стиле одачи используются стропила, перекладины и короткие вертикальные стойки, поддерживающие конек. Исторически эти столбы доходили до земли, в результате чего ряд столбов простирался вниз по центру дома и разделял его. Хотя их можно было разместить в планировке главного дома, они были непрактичны в зоне входа с земляным полом, поэтому их исключили и вместо этого использовали специальную балочную конструкцию. [10] Этот стиль широко использовался до периода Эдо, когда произошел переход к стилю сасу (хотя оба типа использовались с исторических времен). [11]
Стиль сасу представляет собой более простую треугольную форму с парой стропил, соединенных сверху для поддержки конькового столба. Концы этих стропил были заточены так, чтобы они вошли в пазы на обоих концах перекладины. [9] Поскольку эта система не опирается на центральные посты, она оставляет более свободный план, чем стиль одати . [10]
Проектирование плана этажа
[ редактировать ]Существовало два основных метода построения плана минки . ( В методе кёма 京 間 ) стандартного размера используется мат татами ( 畳 ) , тогда как метод инакама ( 田舎間 ) основан на расстоянии между столбцами. [12]
Метод кёма хорошо подходит для минка без центральных колонн, поскольку циновки и раздвижные перегородки ( фусума ( 襖 ) и сёдзи ( 障子 ) ) могут быть стандартного размера. В основном его использовали в минка в западной Японии. [13] Этот метод имеет свои недостатки при использовании стоек, поскольку различия в ширине стоек могут затруднить предварительное изготовление раздвижных перегородок. [12]
Метод инакама основан на расстоянии между центром одного столба и центром соседнего с ним столба и в основном использовался в восточной части Японии. [13]
Общая конструкция
[ редактировать ]Размер, конструкция и украшение минки зависели от ее местоположения, климата и социального статуса ее владельца. [14]
Минка находился под влиянием местных строительных технологий и был построен из материалов, которых было в изобилии в непосредственной близости. Например, минка в Сидзуоке использовала обилие бамбука для изготовления крыш, карнизов, дверей и полов. Когда тростник мискантуса было трудно достать для соломенных крыш, вместо него использовали черепицу; в вулканических районах вместо глины для стен использовали тростник или доски. [15]
Климат оказал влияние на строительство: в Киото в поздние периоды Хэйан и Муромати крыши были покрыты тонкой деревянной черепицей, поэтому владельцы клали сверху камни, чтобы черепица не разлетелась ветром. [16]
О социальном статусе владельца минки свидетельствовали размеры и сложность постройки. Для минка с соломенной крышей количество скрещенных деревянных элементов ( уманори ( 馬乗り ) ) или пучков тростника мискантуса вдоль хребта является хорошим индикатором важности статуса владельца в деревне. [17] Для матия наличие и сложность удацу ( 卯 立 ) — стены, выступающей над линией крыши, — имеет аналогичный статус. Удацу . унаследовал функцию противопожарной преграды, но первоначально это был метод установления границ владения на длинных террасах рядных домов [18]
В ходе эволюции минка таунхаусы мачия постепенно меняли свою конструкцию, переходя от скоропортящихся и легковоспламеняющихся материалов к более прочным. Соломенные крыши были заменены черепицей, а открытые бревна были покрыты слоями глиняной штукатурки. [19]
Минка, принадлежавшая людям с более высоким социальным статусом, начала включать в себя элементы стиля сёин , особенно в гостиных. Типы включенных элементов были ограничены законами о роскоши, чтобы сохранить строгие классовые различия. [1]
Кровельные работы
[ редактировать ]можно разделить на четыре типа формы крыши Минку . Большинство матия имеют остроконечные крыши киризума ( 切妻 ) , покрытые черепицей или черепицей и наклоненные вниз по обе стороны дома. Большинство нока имеют либо соломенные шатровые крыши в стиле ёсэмунэ ( 寄せ棟 ) , которые наклонены с четырех сторон, либо более сложную крышу иримойя ( 入母屋 ) с несколькими фронтонами и комбинацией соломенных секций и гонтовых секций. Наконец, хогё ( 方形 ) также имеет наклон в четырёх направлениях, но имеет более пирамидальную форму. [20]
Основная цель создания крыш из минка заключалась в том, чтобы выдержать обильные осадки, выпадающие во многих частях Японии. Круто остроконечная крыша позволяет дождю и снегу падать прямо, предотвращая попадание воды через крышу в дом и, в меньшей степени, предотвращая намокание соломы и начало гниения. [20] [21]
На козырьке и в других местах стыковки секций крыши были добавлены украшения. Соломенные крыши имели обрезанные или поперечные слои соломы, бамбуковые шесты или деревянные доски. [20] Черепичные крыши имеют на концах конька разнообразные декоративные пластины, например, сяти ( 鯱 ) (рыба). [22] У них также были круглые пластины на концах плиток на карнизах, называемые гато ( 瓦当 ), которые помогали отводить дождь. [23]
Интерьер фермерского дома
[ редактировать ]Глубокие карнизы крыши фермерского дома помогали защитить интерьер от проливного дождя. Они не позволяют солнцу проникать внутрь летом и позволяют низким солнечным лучам согревать дом зимой. Часто вокруг дома под карнизом имеется веранда с деревянным полом ( энгава ( 縁側 или 掾側 ) ), защищенная снаружи штормовыми ставнями. В районах с сильным снегопадом за верандой может быть пониженный участок с земляным полом, дополнительно защищенный ставнями, которые помогают предотвратить занос снега внутрь. [24]
Внутреннее пространство минка обычно делилось на две части: пол из утрамбованной земли, называемый дома ( 土間 ) (предшественник Генкана ) , и приподнятый пол (обычно на высоте около 20 дюймов (50 см) над уровнем дома) . ), называемая хирома ( 広間 ) , а в более крупных и богатых домах - зона или ряд комнат, покрытые татами или циновками мусиро , называемая дзасики ( 座敷 ) . [25] В больших фермерских домах иногда была приподнятая внутренняя веранда с деревянным полом ( хиросики ( 広敷 ) ), которая разделяла дома и татами . [1] В старых домах, таких как дом Ёсимура 17 века, эта разделительная зона была шириной до 2,5 м, и там, по-видимому, спали слуги. [26]
На фальшполе часто располагался встроенный очаг, называемый ирори ( 囲炉裏 ) . Над заполненным золой очагом висел чайник, подвешенный к потолку на регулируемом крючке для очага из дерева, металла и бамбука. Этот дзидзай каги ( 自在鈎 ) можно было поднимать или опускать в зависимости от требуемого количества тепла, и ему часто придавали форму декоративных рыб или лезвий. [27] В фермерском доме не было дымохода, и дым от ирори поднимался через крышу, высушивая камыш и отпугивая насекомых. Ирори был центром общения в доме, где семья собиралась , чтобы пообщаться и поесть, и уютным местом для сна. [28]
Хотя в доме существовало множество вариантов расположения комнат, одно из самых распространенных, называемое ёмадори ( 四間取り ) , состояло из четырёх комнат в части дома с фальшполом, примыкающей к дома . [25] Расположение и размер этих комнат стали более гибкими за счет использования раздвижных перегородок фусума и сёдзи . [29]
Социальный статус владельца дома определял правила его социальных отношений в доме. Например, люди самого низкого ранга сидели на земляном полу, те, кто выше них, сидели на хиросики , а те, кто выше них, - во внутренних комнатах с татами на полу. Почетные гости садились рядом спиной к токономе ( 床の間 ) . [30] Требования социального этикета распространялись на семью, и определенные места для сидения ( ёкоза ( 横座 ) ). вокруг очага располагались [31]
Типичные фермерские дома периода Эдо
[ редактировать ]сформировалось несколько стилей фермерских домов В период Эдо ; Ниже приведены некоторые типичные примеры.
гашоу
[ редактировать ]гассё -дзукури ( 合掌造 ) в стиле Минка имеет обширные крыши, которые представляют собой крупную форму структурной системы сасу . Их название происходит от сходства формы крыши с двумя молящимися руками. Их часто можно встретить в префектуре Гифу. [32] Верхние этажи двух- и трехэтажных домов используются под шелководство , есть места для хранения лотков с тутовым шелкопрядом и листьями тутового дерева. [33]
Хонмуне
[ редактировать ]Хонмуне-дзукури ( 本棟造 ) буквально означает «настоящий хребет»: стиль имеет почти квадратный план с остроконечной крышей, покрытой досками. Фронтон дома особенно впечатляет своей композицией из балок, карнизов и раскосов. Фронтон увенчан орнаментом в виде птицы, называемым судзумэ-одори ( 雀踊り ) . [32] Дома этого типа можно найти в префектурах Гунма, Нара, Ямагути и Коучи. [34]
Сохранение
[ редактировать ]Минка обычно рассматривается как исторические достопримечательности , и многие из них были выделены для сохранения муниципалитетами или национальным правительством. Огромное региональное разнообразие минка также сохранилось в музеях под открытым небом, таких как Нихон Минка-эн в Кавасаки , где выставлены образцы со всей Японии. [35] Минку также использовали в качестве отелей и ресторанов, которые необходимо сохранить.
Особого внимания заслуживает гассё-дзукури ( 合掌造り , буквально стиль «сложенных рук» ) , который сохранился в двух деревнях в центральной Японии — Сиракава в префектуре Гифу и Гокаяма в префектуре Тояма — которые вместе были внесены в список Всемирного наследия. ЮНЕСКО . [36]
В 1997 году была создана Японская ассоциация повторного использования и переработки минки (JMRA) для пропаганды преимуществ и сохранения минки . Одна минка , принадлежавшая семье Ёнезу, была приобретена JMRA и подарена садам Кью в рамках японского фестиваля 2001 года. Деревянная конструкция была разобрана, отправлена и заново собрана в Кью с новыми стенами и соломенной крышей. [37]
См. также
[ редактировать ]- Исторические деревни Сиракава-го и Гокаяма
- Нихон Минка-эн
- А-каркасный дом
- Матия , традиционные японские таунхаусы
- Кура (склад)
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ниси и Ходзуми (1996), стр.82
- ^ "идти" . ЯАНУС . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ито (1979), стр. 44
- ^ Ито (1979), стр. 43
- ^ Ито (1979), стр. 45
- ^ Ито (1979), стр. 46
- ^ Ито (1979), стр. 47
- ^ Ито (1979), стр. 81
- ^ Перейти обратно: а б «сасу» . ЯАНУС . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ито (1979), стр. 110
- ^ Ито (1979), стр. 84
- ^ Перейти обратно: а б Энгель (1980), стр. 78-81.
- ^ Перейти обратно: а б Ито (1979), стр. 112.
- ^ Ито (1979), стр. 70-72.
- ^ Ито (1979), стр. 118
- ^ Ито (1979), стр. 124
- ^ Ито (1979), стр. 120
- ^ Ито (1979), стр. 122
- ^ «матия» . ЯАНУС . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фар-Беккер (2001), стр. 196.
- ^ «каябуки» . ЯАНУС . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «шачи» . ЯНУС . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ "гату" . ЯАНУС . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Ито (1979), стр. 66-68.
- ^ Перейти обратно: а б "идти" . ЯАНУС . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «хирошики» . ЯАНУС . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Фар-Беккер (2001), стр. 191.
- ^ Фар-Беккер (2001), стр. 193.
- ^ Ито (1979), стр. 27
- ^ Ито (1979), стр.72
- ^ «йокоза» . ЯАНУС . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ито (1979), стр. 150
- ^ Фар-Беккер (2001), стр. 194.
- ^ «судзумеодори» . ЯАНУС . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Нихон Минкаэн» . Японский народный дом-музей под открытым небом. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г. Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ «Исторические деревни Сиракава-го и Гокаяма» . ЮНЕСКО . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ «Японская минка» . Королевский ботанический сад Кью . Проверено 9 ноября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фар-Беккер, Габриэле (2001) [2000]. Рёкан: японская традиция . Кёльн: Könemann Verlagsgesellschaft mbH. ISBN 3-8290-4829-7 .
- Энгель, Генрих (1980) [1964]. Японский дом: традиции современной архитектуры . Ратленд/Токио: Чарльз Э. Таттл. ISBN 0-8048-0304-8 .
- Ито, Тейджи (1979) [1972]. Традиционная домашняя архитектура Японии . Нью-Йорк/Токио: Уэтерхилл/Хейбонша. ISBN 0-8348-1004-2 .
- Япония в прямом эфире. (2020). Комика. 2-е изд.
- Ниши, Кадзуо; Кадзуо Ходзуми (1996). Что такое японская архитектура: обзор традиционной японской архитектуры . Токио: Конданша Интернэшнл. ISBN 978-4-7700-1992-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Судзуки Мицуру (1985). Японская энциклопедия Коданся : Kodansha Ltd.
- Таро Сакамото и др. (1964 Фудзоку дзитен (Словарь популярной культуры) Токио: К.К. Токиодо.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исследовательская коллекция Герберта Оффена библиотеки Филлипса в музее Пибоди Эссекс
- Определение Минки в ЯАНУСЕ
36 ° 24' с.ш., 136 ° 53' в.д. / 36,400 ° с.ш., 136,883 ° в.д.