Мачия



Матия ( 町屋 / 町家 ) — традиционные деревянные таунхаусы, встречающиеся по всей Японии и типичные для исторической столицы Киото . Матия («таунхаусы») и нока («фермерские жилища») составляют две категории японской народной архитектуры, известные как минка («народные жилища»).
Матия зародилась еще в период Хэйан и продолжала развиваться вплоть до периода Эдо и даже до периода Мэйдзи . В Мачии проживали городские купцы и ремесленники , класс, известный под общим названием тёнин («горожане»).
Слово мачия пишется с использованием двух кандзи : мачи ( 町 , «город») и я ( 家 , «дом») или йа ( 屋 , «магазин») , в зависимости от кандзи, используемого для его выражения.
Кёмачия
[ редактировать ]

Мачия в Киото, иногда называемая кёмачия ( 京町家/京町屋 ) , на протяжении веков составляла определяющую характеристику архитектуры центра Киото. [1] представляет собой стандартную определяющую форму мачия по всей стране.
Типичный киотский матия представляет собой длинный деревянный дом с узким фасадом на улицу, простирающийся глубоко в городской квартал и часто содержащий один или несколько небольших садов во внутреннем дворе , известных как цубонива . Мачия включает земляные стены и крыши из обожженной черепицы и обычно имеет высоту в один, полтора или два этажа, иногда до трех этажей. [1] Передняя часть здания традиционно служила торговым помещением или магазином, известным как мисэ-но ма ( 店の間 , букв. « магазинное помещение » ) , обычно с раздвижными или складными ставнями, которые можно было открывать для демонстрации товаров и товаров. Ширина участка традиционно была показателем богатства, а типичные участки мачия имели ширину от 5,4 до 6 метров (от 18 до 20 футов), но глубину 20 метров (66 футов), что привело к прозвищу унаги-но недоко , или «залежи угрей». .
Позади магазина остальная часть главного здания будет разделена на кёсицу-бу ( 居室部 , букв. « гостиная » ) , состоящую из разделенных комнат с приподнятыми деревянными полами и татами покрытиями . В Мачии также будет дома ( 土間 ) или торинива ( 通り庭 ) , земляное служебное помещение без пола, в котором находится кухня , а также проход в заднюю часть участка, где склады, известные как кура ( 倉/蔵 ). будут располагаться найденный.
Хибукуро световым ( 火袋 ) над кухней служил дымоходом , отводящим дым и тепло, а также люком , пропускающим свет на кухню. [2]
Самая большая жилая комната в матия , расположенная в задней части главного здания и выходящая окнами на сад, отделявший главный дом от склада, была известна как дзасики ( 座 敷 ) и служила приемной для особых гостей или клиенты. [3] Раздвижные двери, составлявшие стены матия , как и в большинстве традиционных японских зданий, обеспечивали большую универсальность; двери можно было открывать и закрывать или полностью удалять, чтобы изменить количество, размер и форму комнат в соответствии с потребностями момента. Однако, как правило, остальная часть здания может быть организована таким образом, чтобы создать комнаты меньшего размера, включая прихожую или фойе ( генкан ( 玄関 ) ), буцума ( 仏間 ) , [а] нака но ма ( нака но ма ) и оку но ма ( оку но ма ) , оба из которых означают просто «центральная комната». [4]
Один из случаев, когда комнаты были значительно изменены, - это время Гион Мацури , когда семьи выставляли напоказ свои семейные сокровища, в том числе картины бёбу (складной ширмы), а также другие произведения искусства и семейные реликвии в матия . [5] Мачия также предоставил место для костюмов, украшений, переносных святынь ( омикоси ( 御神輿 ) ), платформ и других вещей, необходимых для фестиваля, а также принял зрителей по маршруту парада фестиваля.
Конструкция матия также хорошо подходила для климата Киото; в холодную зиму и часто чрезвычайно жаркое и влажное лето можно было добавлять или удалять несколько слоев раздвижных дверей ( фусума и сёдзи ), чтобы снизить температуру внутри; закрытие всех экранов зимой обеспечивало некоторую защиту от холода, а открытие их летом давало некоторую передышку от жары и влажности.
В домах Мачия традиционно также использовались различные типы ширм, которые менялись в зависимости от сезона; тканые бамбуковые экраны, используемые летом, пропускали воздух, но защищали от солнца. [6] Открытые садовые дворики также способствовали циркуляции воздуха и приносили свет в дом. [7]
Элементы дизайна
[ редактировать ]

Передняя часть мачия украшена деревянными решетками, или коси ( 格子 ) , стиль которых когда-то характеризовал тип магазина, в котором находилась матия . Магазины шелка или ниток, продавцы риса, окия ( дома гейш ) и винные магазины, среди прочего, имели свой собственный отличительный стиль решеток. Типы или стили решетчатых изделий до сих пор известны под названиями, использующими типы магазинов, такие как итоя-госи ( 糸屋格子 , букв. « решетка для магазина ниток » ) или комэя-госи ( 米屋格子 , букв . « решетка для рисового магазина » ) . [8] Эти решетки иногда выступают из передней части здания, и в этом случае они известны как дэгоси ( 出格子 ) . [9] Обычно неокрашенные коси ханамати . (сообществ гейш и ойранов ) часто окрашивались в бенгара ( стену ) , ярко-красный цвет или красной охры цвет
Фасад второго этажа матия обычно сделан не из дерева, а из земляной кладки, с окнами особого стиля, известными как мусико мадо ( 虫籠窓 , букв. « окно клетки с насекомыми » ) . [9]
Главный вход в мачию состоит из двух дверей. О -до ( 大戸 , букв. « большая дверь » ) обычно использовалась только для транспортировки товаров или крупных предметов в здание, тогда как меньший кугуридо ( 潜り戸 ) , или «боковая дверь», предназначался для обычного повседневного использования. , т.е. для входа и выхода людей.
В Мачия часто есть небольшие сады во дворах. [10]
Сообщество
[ редактировать ]Общины Мачия можно сравнить с хутунами в Пекине . Небольшие кварталы, состоящие из тесно сгруппированных домов, расположенных по обе стороны узкой улицы, иногда с небольшими переулками ( родзи ( 路地 ) ) между домами, помогают создать сильное чувство общности. Кроме того, многие области традиционно определялись одним ремеслом или продуктом. текстилем ; Например, район Нисидзин славится своим Совместное использование ремесла во многом способствовало возникновению чувства общности среди других торговцев текстилем в этом районе. [11]
Разрушение
[ редактировать ]Матия , несмотря на их статус части культурного наследия Японии, за последние десятилетия резко сократилась, причем многие из них были снесены, чтобы освободить место для новых зданий. Существует множество причин этого снижения; мачия считаются сложными и дорогими в обслуживании, подвержены большему риску повреждения от пожаров или землетрясений, чем современные здания, и некоторые считают их устаревшими. В опросе, проведенном в 2003 году, более 50% жителей мачии отметили, что содержать мачию сложно с финансовой точки зрения . [12]
В период с 1993 по 2003 год более 13% матия в Киото были снесены. Примерно сорок процентов снесенных домов были заменены новыми современными домами, а еще 40% были заменены высотными жилыми домами, парковками или коммерческими магазинами в современном стиле. [12] Из оставшихся мачия более 80% понесли значительные потери традиционного внешнего вида фасадов. в Киото Примерно 20% мачия были изменены в ходе процесса, называемого лит. « архитектура вывесок » ( 看板建築 , канбан кенчику ) , сохраняющая основную форму мачия , но их фасады полностью покрыты цементом, который заменяет деревянные решетки первого этажа, окна мусикомадо и земляные стены второго этажа. . Многие из этих канбан-кенчику матия также лишились черепичных крыш и приобрели более квадратную форму; во многих также установлены алюминиевые или стальные ставни, которые обычно можно увидеть в небольших городских магазинах по всему миру. [12]
Однако в ответ на сокращение числа матия некоторые группы сформировались с явной целью восстановить и защитить матия, найденную в Киото. Одно из таких учреждений — Фонд Матия Мачидзукури . [б] была основана в 2005 году при поддержке благотворителя из Токио. Группа работает вместе с отдельными владельцами матия над восстановлением их зданий и присвоением им статуса «Сооружений живописного значения» ( 景観重要建造物 , кейкан дзюё кэндзобуцу ) ; [с] под этим обозначением постройки защищены от сноса без разрешения мэра Киото, а правительство города предоставляет владельцам мачия стипендию для поддержки содержания здания. Многие из этих отреставрированных зданий служат, по крайней мере частично, общественными центрами. [13]
Iori, компания, основанная коллекционером произведений искусства, писателем и активистом культуры Алексом Керром в 2004 году для спасения старых мачий , владеет несколькими мачиями , которые она реставрирует, обслуживает и сдает в аренду путешественникам. Главный офис компании, расположенный в матии , включает в себя традиционное пространство для занятий искусством, включая полноразмерную сцену Но . [14]
Примеры
[ редактировать ]В Киото осталось много мачия . Многие из них представляют собой частные резиденции, другие работают как предприятия, особенно кафе, а некоторые являются музеями. Самая большая матия в Киото — Сумия в Симабаре , традиционном юкаку ( 遊廓/遊郭 , букв. « Квартал удовольствий » ) Киото.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Японские семьи, особенно в более традиционных домах, обычно имеют небольшой буддийский алтарь внутри дома, часто окруженный фотографиями умерших членов семьи или расположенный рядом с ними. Когда оно расположено в отдельной комнате, эта комната называется буцума , или «пространство Будды».
- ^ Матидзукури ( городское строительство ) можно перевести как «городское строительство» или «общественное строительство».
- ^ Это также можно перевести как «Структуры горизонта» или «Структуры сценического значения».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Киотский центр общественного сотрудничества (Киотский центр городского ландшафта и городского развития) (ред.) Возрождение Мачия в Киото: Киотский центр общественного сотрудничества, 2008. стр. 10.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр18.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр16.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр11.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр37.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр13,16.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр14.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр22.
- ^ Jump up to: а б Возрождение Мачия в Киото . стр32.
- ^ «Таунхаусы Кёмачии полны интересных особенностей!» . Почему КИОТО? Журнал . Leaf Publications Co. Ltd., 21 марта 2017 г. Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр. 24, 27.
- ^ Jump up to: а б с Возрождение Мачия в Киото . стр. 42–43.
- ^ Возрождение Матия в Киото . стр. 56–57.
- ^ Керр, Алекс. « Иори. Архивировано 25 января 2009 г. в Wayback Machine ». Алекс-Керр.com. По состоянию на 19 ноября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный тур по Киото Матия в Бостонском детском музее (который доставил его из Японии).
- Ресурс Киото Матия
- Жизнь в Мачии
- Традиционная архитектура Киото
- Резиденция Сугимото — Киото Матия
- Система пользователей сети японской архитектуры и искусства: Мачия
- Сайт JNTO – Киото Матия
- Посетитель Японии – Таунхаусы в Киото
- Исследовательская коллекция Герберта Оффена Библиотеки Филлипса в Музее Пибоди Эссекс и важная исследовательская коллекция, касающаяся Мачии.
