Jump to content

Мачия

Дом Томацу из Фунаири-тё, Нагоя , является примером большого матия .
Фасад Мачия в Киото
Старый магазин тканей в Наре

Матия ( 町屋 / 町家 ) — традиционные деревянные таунхаусы, встречающиеся по всей Японии и типичные для исторической столицы Киото . Матия («таунхаусы») и нока («фермерские жилища») составляют две категории японской народной архитектуры, известные как минка («народные жилища»).

Матия зародилась еще в период Хэйан и продолжала развиваться вплоть до периода Эдо и даже до периода Мэйдзи . В Мачии проживали городские купцы и ремесленники , класс, известный под общим названием тёнин («горожане»).

Слово мачия пишется с использованием двух кандзи : мачи ( , «город») и я ( , «дом») или йа ( , «магазин») , в зависимости от кандзи, используемого для его выражения.

Хибукуро над торинивой
Вид из Торинива с деревянным полом на энгаву на ряд комнат рядом.

Мачия в Киото, иногда называемая кёмачия ( 京町家/京町屋 ) , на протяжении веков составляла определяющую характеристику архитектуры центра Киото. [1] представляет собой стандартную определяющую форму мачия по всей стране.

Типичный киотский матия представляет собой длинный деревянный дом с узким фасадом на улицу, простирающийся глубоко в городской квартал и часто содержащий один или несколько небольших садов во внутреннем дворе , известных как цубонива . Мачия включает земляные стены и крыши из обожженной черепицы и обычно имеет высоту в один, полтора или два этажа, иногда до трех этажей. [1] Передняя часть здания традиционно служила торговым помещением или магазином, известным как мисэ-но ма ( 店の間 , букв. « магазинное помещение » ) , обычно с раздвижными или складными ставнями, которые можно было открывать для демонстрации товаров и товаров. Ширина участка традиционно была показателем богатства, а типичные участки мачия имели ширину от 5,4 до 6 метров (от 18 до 20 футов), но глубину 20 метров (66 футов), что привело к прозвищу унаги-но недоко , или «залежи угрей». .

Позади магазина остальная часть главного здания будет разделена на кёсицу-бу ( 居室部 , букв. « гостиная » ) , состоящую из разделенных комнат с приподнятыми деревянными полами и татами покрытиями . В Мачии также будет дома ( 土間 ) или торинива ( 通り庭 ) , земляное служебное помещение без пола, в котором находится кухня , а также проход в заднюю часть участка, где склады, известные как кура ( 倉/蔵 ). будут располагаться найденный.

Хибукуро световым ( 火袋 ) над кухней служил дымоходом , отводящим дым и тепло, а также люком , пропускающим свет на кухню. [2]

Самая большая жилая комната в матия , расположенная в задней части главного здания и выходящая окнами на сад, отделявший главный дом от склада, была известна как дзасики ( ) и служила приемной для особых гостей или клиенты. [3] Раздвижные двери, составлявшие стены матия , как и в большинстве традиционных японских зданий, обеспечивали большую универсальность; двери можно было открывать и закрывать или полностью удалять, чтобы изменить количество, размер и форму комнат в соответствии с потребностями момента. Однако, как правило, остальная часть здания может быть организована таким образом, чтобы создать комнаты меньшего размера, включая прихожую или фойе ( генкан ( 玄関 ) ), буцума ( 仏間 ) , [а] нака но ма ( нака но ма ) и оку но ма ( оку но ма ) , оба из которых означают просто «центральная комната». [4]

Один из случаев, когда комнаты были значительно изменены, - это время Гион Мацури , когда семьи выставляли напоказ свои семейные сокровища, в том числе картины бёбу (складной ширмы), а также другие произведения искусства и семейные реликвии в матия . [5] Мачия также предоставил место для костюмов, украшений, переносных святынь ( омикоси ( 御神輿 ) ), платформ и других вещей, необходимых для фестиваля, а также принял зрителей по маршруту парада фестиваля.

Конструкция матия также хорошо подходила для климата Киото; в холодную зиму и часто чрезвычайно жаркое и влажное лето можно было добавлять или удалять несколько слоев раздвижных дверей ( фусума и сёдзи ), чтобы снизить температуру внутри; закрытие всех экранов зимой обеспечивало некоторую защиту от холода, а открытие их летом давало некоторую передышку от жары и влажности.

В домах Мачия традиционно также использовались различные типы ширм, которые менялись в зависимости от сезона; тканые бамбуковые экраны, используемые летом, пропускали воздух, но защищали от солнца. [6] Открытые садовые дворики также способствовали циркуляции воздуха и приносили свет в дом. [7]

Элементы дизайна

[ редактировать ]
Фасад магазина в историческом торговом квартале Мацуяма города Уда , префектура Нара ; пример матия дизайна с решетчатой ​​решеткой коси на первом этаже, земляными стенами на втором этаже с окнами мусикомадо и глиняной черепицей на крыше.

Передняя часть мачия украшена деревянными решетками, или коси ( 格子 ) , стиль которых когда-то характеризовал тип магазина, в котором находилась матия . Магазины шелка или ниток, продавцы риса, окия ( дома гейш ) и винные магазины, среди прочего, имели свой собственный отличительный стиль решеток. Типы или стили решетчатых изделий до сих пор известны под названиями, использующими типы магазинов, такие как итоя-госи ( 糸屋格子 , букв. « решетка для магазина ниток » ) или комэя-госи ( 米屋格子 , букв . « решетка для рисового магазина » ) . [8] Эти решетки иногда выступают из передней части здания, и в этом случае они известны как дэгоси ( 出格子 ) . [9] Обычно неокрашенные коси ханамати . (сообществ гейш и ойранов ) часто окрашивались в бенгара ( стену ) , ярко-красный цвет или красной охры цвет

Фасад второго этажа матия обычно сделан не из дерева, а из земляной кладки, с окнами особого стиля, известными как мусико мадо ( 虫籠窓 , букв. « окно клетки с насекомыми » ) . [9]

Главный вход в мачию состоит из двух дверей. О -до ( 大戸 , букв. « большая дверь » ) обычно использовалась только для транспортировки товаров или крупных предметов в здание, тогда как меньший кугуридо ( 潜り戸 ) , или «боковая дверь», предназначался для обычного повседневного использования. , т.е. для входа и выхода людей.

В Мачия часто есть небольшие сады во дворах. [10]

Сообщество

[ редактировать ]

Общины Мачия можно сравнить с хутунами в Пекине . Небольшие кварталы, состоящие из тесно сгруппированных домов, расположенных по обе стороны узкой улицы, иногда с небольшими переулками ( родзи ( 路地 ) ) между домами, помогают создать сильное чувство общности. Кроме того, многие области традиционно определялись одним ремеслом или продуктом. текстилем ; Например, район Нисидзин славится своим Совместное использование ремесла во многом способствовало возникновению чувства общности среди других торговцев текстилем в этом районе. [11]

Разрушение

[ редактировать ]

Матия , несмотря на их статус части культурного наследия Японии, за последние десятилетия резко сократилась, причем многие из них были снесены, чтобы освободить место для новых зданий. Существует множество причин этого снижения; мачия считаются сложными и дорогими в обслуживании, подвержены большему риску повреждения от пожаров или землетрясений, чем современные здания, и некоторые считают их устаревшими. В опросе, проведенном в 2003 году, более 50% жителей мачии отметили, что содержать мачию сложно с финансовой точки зрения . [12]

В период с 1993 по 2003 год более 13% матия в Киото были снесены. Примерно сорок процентов снесенных домов были заменены новыми современными домами, а еще 40% были заменены высотными жилыми домами, парковками или коммерческими магазинами в современном стиле. [12] Из оставшихся мачия более 80% понесли значительные потери традиционного внешнего вида фасадов. в Киото Примерно 20% мачия были изменены в ходе процесса, называемого лит. « архитектура вывесок » ( 看板建築 , канбан кенчику ) , сохраняющая основную форму мачия , но их фасады полностью покрыты цементом, который заменяет деревянные решетки первого этажа, окна мусикомадо и земляные стены второго этажа. . Многие из этих канбан-кенчику матия также лишились черепичных крыш и приобрели более квадратную форму; во многих также установлены алюминиевые или стальные ставни, которые обычно можно увидеть в небольших городских магазинах по всему миру. [12]

Однако в ответ на сокращение числа матия некоторые группы сформировались с явной целью восстановить и защитить матия, найденную в Киото. Одно из таких учреждений — Фонд Матия Мачидзукури . [б] была основана в 2005 году при поддержке благотворителя из Токио. Группа работает вместе с отдельными владельцами матия над восстановлением их зданий и присвоением им статуса «Сооружений живописного значения» ( 景観重要建造物 , кейкан дзюё кэндзобуцу ) ; [с] под этим обозначением постройки защищены от сноса без разрешения мэра Киото, а правительство города предоставляет владельцам мачия стипендию для поддержки содержания здания. Многие из этих отреставрированных зданий служат, по крайней мере частично, общественными центрами. [13]

Iori, компания, основанная коллекционером произведений искусства, писателем и активистом культуры Алексом Керром в 2004 году для спасения старых мачий , владеет несколькими мачиями , которые она реставрирует, обслуживает и сдает в аренду путешественникам. Главный офис компании, расположенный в матии , включает в себя традиционное пространство для занятий искусством, включая полноразмерную сцену Но . [14]

В Киото осталось много мачия . Многие из них представляют собой частные резиденции, другие работают как предприятия, особенно кафе, а некоторые являются музеями. Самая большая матия в Киото — Сумия в Симабаре , традиционном юкаку ( 遊廓/遊郭 , букв. « Квартал удовольствий » ) Киото.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Японские семьи, особенно в более традиционных домах, обычно имеют небольшой буддийский алтарь внутри дома, часто окруженный фотографиями умерших членов семьи или расположенный рядом с ними. Когда оно расположено в отдельной комнате, эта комната называется буцума , или «пространство Будды».
  2. ^ Матидзукури ( городское строительство ) можно перевести как «городское строительство» или «общественное строительство».
  3. ^ Это также можно перевести как «Структуры горизонта» или «Структуры сценического значения».
  1. ^ Jump up to: а б Киотский центр общественного сотрудничества (Киотский центр городского ландшафта и городского развития) (ред.) Возрождение Мачия в Киото: Киотский центр общественного сотрудничества, 2008. стр. 10.
  2. ^ Возрождение Матия в Киото . стр18.
  3. ^ Возрождение Матия в Киото . стр16.
  4. ^ Возрождение Матия в Киото . стр11.
  5. ^ Возрождение Матия в Киото . стр37.
  6. ^ Возрождение Матия в Киото . стр13,16.
  7. ^ Возрождение Матия в Киото . стр14.
  8. ^ Возрождение Матия в Киото . стр22.
  9. ^ Jump up to: а б Возрождение Мачия в Киото . стр32.
  10. ^ «Таунхаусы Кёмачии полны интересных особенностей!» . Почему КИОТО? Журнал . Leaf Publications Co. Ltd., 21 марта 2017 г. Проверено 8 июля 2020 г.
  11. ^ Возрождение Матия в Киото . стр. 24, 27.
  12. ^ Jump up to: а б с Возрождение Мачия в Киото . стр. 42–43.
  13. ^ Возрождение Матия в Киото . стр. 56–57.
  14. ^ Керр, Алекс. « Иори. Архивировано 25 января 2009 г. в Wayback Machine ». Алекс-Керр.com. По состоянию на 19 ноября 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05cb8697aa7f45dcd70576c94140644e__1721810280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/4e/05cb8697aa7f45dcd70576c94140644e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Machiya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)