Jump to content

Сёдзи

Раздвижные двери из бумаги сёдзи в Риншункаку в Санкей-эн ( важная культурная ценность )
Shoji doors next to the tokonoma alcove, Rinshunkaku
Вид на энгаву с деревянным полом в сторону угла, показывающий сёдзи с ребра, а на дальней стороне угла - изнутри, сквозь который проникает свет.
A tatami room surrounded by paper shoji (paper outside, lattice inside). The shoji are surrounded by an engawa (porch/corridor); the engawa is surrounded by garasu-do, all-glass sliding panels.

Сёдзи ( барьер Шо ребенок характер , Японское произношение: [ɕo:(d)ʑi] ) — дверь, окно или перегородка комнаты, используемая в традиционной японской архитектуре , состоящая из полупрозрачных (или прозрачных) листов на решетчатом каркасе. Там, где пропускание света не требуется, аналогичная, но непрозрачная фусума. используется [1] ( ошиире /двери шкафа, например) [2] ). Сёдзи обычно раздвигаются, но иногда их можно подвешивать или ставить на петлях, особенно в более деревенских стилях. [3]

Сёдзи очень легкие, поэтому их легко отодвинуть в сторону или снять с рельсов и хранить в чулане, открывая комнату в другие комнаты или наружу. [4] [5] [6] Полностью традиционные здания могут иметь только одну большую комнату под крышей, поддерживаемой каркасом из стоек и перемычек , с небольшим количеством постоянных внутренних или наружных стен или вообще без них; пространство гибко делится по мере необходимости с помощью съемных раздвижных стеновых панелей. [7] Столбы обычно размещаются на расстоянии одного татами (около 2 м или 6 футов) друг от друга, а сёдзи скользят по двум параллельным деревянным канавкам между ними. [8] In modern construction, the shoji often do not form the exterior surface of the building; they sit inside a sliding glass door or window.[5]

Shoji are valued for not setting a sharp barrier between the interior and the exterior; outside influences such as the swaying silhouettes of trees, or the chorus of frogs, can be appreciated from inside the house.[9] As exterior walls, shoji diffuse sunlight into the house; as interior partitions between rooms, they allow natural light deep into the interior. While shoji block wind, they do allow air to diffuse through,[9] important when buildings were heated with charcoal.[5] Like curtains, shoji give visual privacy,[4][7] but they do not block sounds.[4][10] Shoji are also thought to encourage a home's inhabitants to speak and move softly, calmly, and gracefully, an important part of the ethos behind sukiya-zukuri architecture.[9] Sliding doors cannot traditionally be locked.[10]

Shoji rose in popularity as an integral element of the shoin-zukuri style, which developed in the Kamakura Period (1123–1333), as loss of income forced aristocrats into more modest and restrained architecture.[11] This style was simplified in teahouse-influenced sukiya-zukuri architecture,[12] and spread to the homes of commoners in the Edo Period (1603–1868), since which shoji have been largely unchanged.[4] Shoji are used in both traditional-style Japanese houses and in Western-style housing, especially in the washitsu (traditional Japanese-style room).[8][13] The traditional wood-and-paper construction is highly flammable.[14]

Construction

[edit]

Frame

[edit]
A complex kumiko frame, open

The shoji frame is a panel called a kōshi (こう, literally "lattice").[15] It is assembled from interlocking laths of wood or bamboo called kumiko.[16] "Kumiko" literally means "woven"; the halved joints alternate in direction so that the laths are interwoven. The interweaving is structural, and the paper (which is tensioned by spraying it with water[17]) further strengthens the finished panel.[7] Frames can easily be broken by stepping on them when they are dismounted and stripped for re-papering.[18] No fasteners are traditionally used to hold the frame together. Rice glue can also be used in the frame joints.[19]

Coniferous wood is preferred for its fine, straight grain.[20] Shoji with kōshi made of split bamboo are called take-shōji (竹障子).[6][21] Kōshi are sometimes made of aluminium, shaped to resemble wood.[15]

A halved joint

Most shoji lattices are rectangular.[4] However, about 200 traditional patterns are used; each has a symbolism, associated with the natural pattern it stylistically represents.[20][22] Patterns may also be combined.[23] While these are traditionally used for shoji, they are increasingly used for other woodwork items, in and outside Japan.[20][24] Patterns can be classified according to jigumi, the foundational grid; this may be square,[25] diamond-shaped,[26] or hexagonal.[27][28] Rectangular shoji may skew, in which case bent springs of bamboo are inserted into the short diagonal to push them back square.[30] There can be substantial artistry in frame design.[4]

The kumiko are the fine wooden laths of the screen, and the tsukeko are the heavier members (usually around the edge). The tsukeko are joined with mortise-and-tenon joints, with either a jaguchi joint or a more complex mitered joint.[31] The jigumi kumiko are generally joined with simple halved joints,[32] but where jigumi kumiko cross at a non-right-angle, or three cross at the same point (mitsu-kude[33]), the angles can become complicated,[27][34] and specialized tools are used to cut them rapidly.[35] Small kumiko may simply be friction-fitted and glued.[32]

While frames can be produced with minimal hand tools, specialized hand tools, power tools, and jigs for cutting identical lengths and angles speed the process.[23][36][37][38] These tools are often homemade; as shoji-making is highly competitive, these give kumiko craftspeople a critical competitive advantage.[39][40] While frames are handcrafted, there is also industrial mass-production.[4]

Some simple kumiko types include:

  • mabarasan shoji (疎桟障子)[6] or aragumi shoji have large squarish openings, and are quick to assemble. This is the standard pattern used in most shoji.[41]
  • yokoshigesan shoji (横繁桟障子)[6] or yokoshige shoji have rectangles that are longer in the horizontal direction; they are more common in the east of Japan.[41]
  • tatehonshigesan shoji (竪本繁桟障子)[6] or tateshige shoji have rectangles that are longer in the vertical direction; they are more common in the west of Japan.[41]

Koshi (dado)

[edit]
Shallower eaves mean higher dadoes

The lowest portions of the shoji, which are the most likely to get wet[42] or kicked,[41] might be filled with a solid wood-panel dado, called a koshi (; literally, waist or hip; not to be confused with kōshi, above).[43] Such a shoji is called a koshizuke shoji.[41]

If the panel is over 60 cm high, or around a third of the height of the whole shoji, the shoji may be called a koshi-daka-shōji (腰高障子; literally, high-koshi shoji).[15][44] These are somewhat archaic, as they were designed to protect against rain. Now that shoji are rarely exposed to rain (due to being behind glass), the form in common use has a much lower panel, and is called koshi-tsuki-shōji (腰付障子).[6] Manaka koshishōji (間中腰障子) have a central koshi.[6]

The wood panels were often quite elaborately ornamented, from the late 1500s onwards.[44] The outside of the koshi may covered with wickerwork, or the inside papered.[44] Pictures on paper were sometimes pasted onto the koshi board (haritsuke-e, 貼付絵); pasted-on pictures are characteristic of the Shoin style.[45]

The koshi boards may be fastened to straight vertical or horizontal rails, which stand proud of the planks; older rails are thicker and often chamfered. The rails are often grouped in clusters; this clustering is called fukiyose (吹寄).[44]

Filling

[edit]

Open and semi-open

[edit]

The spaces between the kumiko are sometimes left open, and the kōshi panel used as an open lattice,[47] especially in summer, for more air circulation.[4] Kōshi may be made into windows (kōshi-mado, 格子窓) or doors (kōshi-do, 格子戸). Kōshi that are traditionally left open are now often filled with glass; this does not require much change to their appearance or structure, and glazed kōshi are still considered kōshi.[15] Some lattice patterns have heraldic meanings, identifying the trade of a shopowner, for instance.[47]

Frames may also be backed with wire mesh, for ventilation without insects.[43] Sudare-shōji (簾障子; also called sudo, 簾戸) are filled with Phragmites reed, cat-tail stalks, pampas grass, or fine bamboo, held together by a few rows of thread woven around the stems.[48][49] These provide more shade and ventilation than paper-backed shoji, and are also called natsu-shōji (夏障子, "summer shoji"),[48][49] as they may be used seasonally. For instance, in Kyoto, both paper shoji and fusuma will be removed and replaced with sudo doors and sudare blinds; this is usually done towards the end of June, before the rainy season ends and the Gion Festival begins.[50]

Cloth and paper

[edit]

Shoji are most commonly filled with a single sheet of paper, pasted across the back of the frame (on the outer side). Shoji may also be papered on both sides, which increases thermal insulation and sound absorption; the frame is still visible in silhouette.[51]

  • futsū ("common") shoji (普通障子) have a frame on one side, paper on the other[6]
  • mizugoshi shoji (水腰障子) have a frame sandwiched between two papers.[6] Also called taiko shoji.[41]
  • ryōmen shoji (両面障子) have paper sandwiched between two frames[6]

Shoji are not made with rice paper, though this is commonly asserted outside of Japan,[5] possibly simply because "rice paper" sounds oriental.[7]

Человек, впитывающий воду в клеевые линии сёдзи, покрытого бумагой, со стороны бумаги (рамка скрыта ниже)
Газета по сёдзи традиционно обновляется ежегодно; Линии клея размокают, и бумага отслаивается. [52]
Мокрая рама сёдзи с прилипшими к ней лохмотьями бумаги и насадка для душа, прямо на улице.
Если аккуратно очистить бумагу, она может отделиться целиком. [18] Остатки бумаги смываются с рамы под давлением.
Две женщины на энгаве, одна с рулоном бумаги и банкой клея, латают сёдзи, другая наблюдает.
Стихотворение о холоде приближающейся зимы иллюстрируется сценой заплатки сёдзи.
Сёдзи с наклеенными на ту же бумагу тремя вырезками многолепестковых цветков; еще одна небольшая вмятина еще не заделана. Все дыры находятся в зоне хиките (дверной ручки); хиките нет.
Небольшие прорехи с декоративной заплаткой в ​​необычном бледно-голубом сёдзи без хиките . Васи наносилась несколькими узкими полосками.

Традиционно использовалась ткань, обычно тонкий шелк, но ее использование сократилось с улучшением качества васи (специализированная бумага, которая особенно хорошо рассеивает свет и исключает ветер). [6] Васи традиционно изготавливают из кодзо (шелковица, Broussonetia papyrifera ), мицуматы ( Edgeworthia papyrifera ) или гампи ( Wikstroemia canescens ) или конопли . волокон [53] [7] и он продается в широком диапазоне типов. Раньше васи делались из более узких полосок, которые при наклеивании перекрывались на несколько миллиметров; теперь он поставляется в более широкой ширине, а в рулонах или в длине - высотой с короткую японскую дверь. Яркая белая бумага наиболее популярна в Японии; Также доступны кремовые оттенки, но следует избегать более темных цветов, поскольку они не пропускают свет. Массовое производство васи началось в 1800-х годах, что сделало его гораздо более доступным. [7] Синтетические волокна впервые были использованы в бумаге васи в 1960-х годах (середина периода Сёва ). [4] [7] Для увеличения прочности на разрыв можно использовать небольшую долю синтетических волокон. [54] Оптические характеристики васи, такие как отражательная способность и рассеяние , выбираются производителем. [5]

Бумагу украшают декоративными заплатками, если она порвалась. [5] [4] [18] и традиционно заменяется один раз в год в конце декабря (иногда реже, например, каждые два года). [18] ). Рисовый клей, крепится, которым кумико водорастворим. [55] [17] ( пшеничная паста) иногда используется [18] бумаги . Также можно использовать двусторонний скотч, особенно для ламинированной [56] ).

Ламинированная бумага с виниловым покрытием служит дольше и достаточно водонепроницаема, чтобы ее можно было протирать, но чем толще пластиковая пленка, тем сложнее ее установить. [57] [58] После высыхания клея (~6 часов) [9] ), неламинированную бумагу можно сбрызгивать водой, чтобы разгладить ее (удалить мелкие морщинки), а ламинированную бумагу нельзя. [17] Бумагу сёдзи нельзя использовать в местах, где она намокнет, например в ванной; Это повлияет даже на ламинированную бумагу, так как вода будет просачиваться по краям. [59]

Традиционно в абура-сёдзи ( 油障子 : «масляный сёдзи»), также называемом ама-сёдзи ( 雨障子 : «дождь-сёдзи»), использовалась бумага (обычно ниси-но-учигами , 西の内紙 ), на которую наклеивалась пасту на основе уксуса, а затем смазать маслом. Это делало их водонепроницаемыми, поэтому их использовали там, где дождь мог попасть под карниз. [42] в европейском стиле Окна из промасленной бумаги были обычным явлением в Европе, поскольку неглубокие карнизы подвергали окна воздействию осадков. В Японии глубокие карнизы были обычным явлением, а окна из промасленной бумаги были редкостью. [15]

прямоугольник с отрезанной бумагой и оклеенной бумагой другой стороной, а также вертикальная канавка в рамке, позволяющая открывать сёдзи снаружи
Сёдзи хиките (дверной косяк) ( контекст )
Хиките украшен веточкой из трех пальчатых листьев разного размера.
Украшенный сёдзи хиките

Гладкий лист бумаги, покрывающий заднюю часть сёдзи, может затруднить захват и скольжение сёдзи снаружи. Чтобы решить эту проблему, один квадрат в рамке можно оклеить бумагой только с противоположной стороны. [29] и/или на внешней стороне рамы можно вырезать паз (см. изображение). Эта дверная ручка называется хикитэ . [29]

Хотя бумага васи блокирует ветер, она позволяет воздуху диффундировать, обеспечивая циркуляцию воздуха. [5] [9] Это особенно важно в традиционных зданиях, в которых древесный уголь . сжигается [5] и влага испаряется с земли в подвале под фальшполом. [60] Ранма (панели фрамуги/фрамуги над раздвижными панелями и камои ) могут иметь отверстия для дальнейшего прохождения ветра через здание. [10]

Пластиковые листы и синтетические волокна

[ редактировать ]

Менее традиционно жесткие светорассеивающие панели из пластика. используются также [61] например, толщиной примерно 2 мм [62] акрил [63] [64] или поликарбонат [65] который можно заморозить или приклеить к печатной пленке. [63] Также используется акрил, армированный стекловолокном. [66] Жесткие полупрозрачные панели нелегко соединить; Обычно на кадр следует использовать один непрерывный лист. [59] Пластиковые панели водонепроницаемы, а некоторые из них можно использовать на открытом воздухе круглый год. [67]

похожие на бумагу листы пластиковых нетканых материалов Также можно использовать , включая полипропилен (например, тот, который используется в хирургических масках и другой одноразовой одежде). [68] отрывная пленка из эпоксидной смолы и белого нетканого стекловолокна . Также используется [73] Также используются нетканые листы из композитных пластиковых (полиэфирных волокон с виниловым покрытием), [74] и могут крепиться с помощью съемных застежек, а не клея, хотя они по-прежнему одноразовые. [51]

Нэкома сёдзи ( 猫間障子 , также называемый маго сёдзи, 孫障子 ) имеет горизонтально скользящую полупрозрачную подпанель (или две, для осакской нэкома сёдзи), которую можно открыть изнутри, чтобы обеспечить обзор наружу. До конца 1800-х годов эти небольшие панели были единственным способом использования стекла в сёдзи; [76] [77] выдувное листовое стекло было дорогим и продавалось в небольших стеклах.

Более дешевое листовое стекло было завезено в Японию примерно в конце 1800-х годов. Его широко применяли к традиционным дверям коси без особых изменений в традиционной форме и структуре. [15] Промасленная бумага в ама-сёдзи также была заменена стеклом. [42] [15]

Юкими сёдзи ( 雪見障子 , сёдзи, наблюдающие за снегом) имеют большую часть стекла во всю ширину, на уровне глаз сидящего человека, что позволяет видеть окружающую среду в холодную погоду. Стекло можно использовать в виде больших листов или небольших окон ( кумико превращается в мунтины ). Юкими сёдзи также содержат непрозрачные полупрозрачные секции для обеспечения конфиденциальности. В суриаге сёдзи есть вертикально скользящая полупрозрачная секция; полупрозрачные секции разделены горизонтально, как створки окна . [41] В закрытом виде они очень похожи на стандартные сёдзи (см. изображения). Также продаются отрывные пленки, которые придают стеклу вид васи. [67]

Сукими сёдзи ( сёдзи, наблюдающие за луной ) [6] похожи; у них есть верхние панели, обеспечивающие обзор, а нижние полупрозрачные. [78] [ нужен лучший источник ]

Примерка

[ редактировать ]

Двери седзи часто проектируются так, чтобы открываться (и, таким образом, экономить пространство, которое потребовалось бы для распашной двери). [1] ); их также можно подвешивать или фиксировать. [6]

Чаще всего панель сёдзи скользит по деревянной направляющей с рифлеными краями. Верхняя канавка значительно глубже нижней. [7] [8] [79] Нижний паз прорезан в сикии , или пороговой балке («шикии высокий» означает «трудно посетить это место» или выражает застенчивость). Верхний паз прорезается в камое — перемычке между соседними столбами. [10] Традиционная деревянная дорожка требует точной подгонки, [5] древесина может изнашиваться в процессе использования или деформироваться из-за изменений влажности. [41] Хорошо сделанная традиционная система пазов достаточно легкая, чтобы дверь можно было сдвинуть одним пальцем. [7] [4] [9] Традиционно канавки натирались воском; В более современных условиях канавки могут быть покрыты пластиком с низким коэффициентом трения. [9]

Сёдзи часто монтируются парами, с двумя панелями и двумя пазами в каждом отверстии. [8] В закрытом состоянии соседние раздвижные сёдзи перекрываются на ширину края деревянной рамы. [8] Сёдзи также крепятся к проему четырьмя панелями. В этом случае самая внутренняя пара обычно устанавливается на одной и той же дорожке, а самая внешняя пара - на другой дорожке; [8] Закругленные шпунт и паз вырезаются так, чтобы самая внутренняя пара сцеплялась. [80] Двойные параллельные канавки позволяют сёдзи скользить так, что они занимают почти половину своей закрытой ширины; [8] если необходимо отверстие большего размера, сёдзи необходимо удалить. [5] Поскольку панели обычно немного отличаются, важно вернуть их в том же порядке, не меняя местами, чтобы они продолжали легко скользить. [5] Этот тип монтажа, при котором панели в закрытом состоянии перекрываются на ширину стойки, называется хики-чигай ( 引違 ). [81] Хики-чигай стал использоваться в минка (домах простолюдинов) в середине периода Эдо (около 1700-х годов). [82]

Катабики сёдзи ( 片引障子 ) — это отдельные панели, скользящие по одной канавке. Они скользят по направляющим, закрепленным на прочной стене, а в открытом состоянии частично или полностью перекрывают стену. Их используют для окон меньшего размера в непрозрачных стенах; это часто встречается в тясицу (см. изображение). [83] [84] Маленькие окна и крепления катабики использовались в минка до середины периода Эдо, но затем были заменены более крупными проемами с раздвижными панелями. [82] Сёдзи во всю высоту, установленные так, чтобы их можно было скользить перед непрозрачной стеной, в современной Японии не распространены. [8] Панели Washi-on-frame также можно использовать для рассеивания искусственного источника света; в японских абажурах такое использование является одновременно распространенным и традиционным в Японии. [5] [85]

Менее традиционно хики ( ) сёдзи (раздвижные панели) можно подвешивать на роликах, которые передвигаются по металлическим направляющим, установленным сбоку от камои . Это позволяет избежать проблем с посадкой, вызванных изменениями размеров древесины из-за влажности . [41] Для таких сёдзи, монтируемых на рельс, требуется штифт, предотвращающий раскачивание, но в противном случае они могут иметь гладкий, беспрепятственный порог. [86] Такие сёдзи также довольно легко удалить. [79]

Сёдзи из Великобритании на заказ
Shoji Screens в Кембридже, Великобритания

Сёдзи также можно устанавливать в виде карманных дверей между комнатами, называемых хикикоми ( 引込 ) сёдзи. [83] Это историческая практика, но она больше не распространена в Японии, хотя иногда ее используют в домах в западном стиле. [8] Сёдзи в Европе обычно подвешивают на направляющих для жалюзи с помощью застежек «прикосновение и закрытие», таких как липучка . Нижний швеллер не требуется и не используется — панели обычно толщиной 16–17 мм изготавливаются из древесины Обече, а не из традиционной хвойной древесины. Преимущество этого метода состоит в том, что он реже ломается, но может двигаться при сильных сквозняках.

Иногда используются и другие методы подвески. [87] Каке-сёдзи (подвесные сёдзи) в основном используются в традиционно деревенских тясицу (чайных комнатах). Их обычно вешают над маленькими окнами в непрозрачных стенах из глиняной штукатурки; они висят на крючках с загнутыми гвоздями, по одному с каждой стороны верхней части окна, а самая верхняя часть рамы расширена на два горизонтальных выступа, которые опираются на крючки (см. Фото выше). [41] [88] Как катабики сёдзи, [83] какэ сёдзи можно разместить внутри или снаружи стены, в зависимости от того, что подходит к окну. [29]

Хираки сёдзи крепятся на петлях в дверном косяке и открываются как стандартная западная дверь. Некоторые из них одинарные, некоторые двойные . [89] Двойные двери, будь то двустворчатые или нет, называются рёбираки сёдзи . [90]

Цукурицуке сёдзи ( 造付障子 , «фиксированные сёдзи») часто представляют собой горизонтальные полосы. [6]

Разработка и использование

[ редактировать ]

Оборудование Хашира-ма

[ редактировать ]

Традиционные японские постройки представляют собой конструкции с перемычками. Они построены вокруг вертикальных стоек, соединенных горизонтальными балками ( стропила традиционно были единственным элементом конструкции, который не был ни горизонтальным, ни вертикальным). Остальная часть конструкции не несущая. [91]

Крыша завершена, во всех зданиях, кроме самых дешевых, также добавлен фальшпол (кроме кухни). [92] Оставался вопрос, что делать с пространством между колоннами, хашира-ма ( 柱間 , はしらま ). [93]

Семья празднует новое богатство; ветхие оштукатуренные стены, майра-до и фусума. Нет сёдзи. Копия работы позднего периода Камакура/начала 1300-х годов.
Монахи собираются на дебаты в комнате буддийского храма, стены которой покрыты сёдзи.
Очень раннее изображение полупрозрачных сёдзи (конец периода Камакура / начало 1300-х годов).

хашира-ма может быть заполнена В более дешевых японских домах неподвижными стенами . Например, могут быть стены из обрешетки и штукатурки, а в более холодных районах — соломенные стены; их до сих пор используют в деревенских чайных и исторических зданиях (см. изображения). стены из коры и бамбука, обшивка и стены из досок и реек . Также использовались [91] Однако там, где это было возможно, была тенденция против постоянных стен. Вместо этого использовались открывающиеся или съемные экраны, а их тип, количество и положение регулировались в зависимости от погоды снаружи и происходящего внутри. В совокупности эти предметы можно назвать оборудованием хашира-ма . [93]

Технология изготовления оборудования хашира-ма со временем развивалась, и сёдзи были среди этих разработок. Сёдзи наложили ограничения на другие типы снаряжения хашира-ма: будучи полупрозрачными, не водонепроницаемыми, легкими и хрупкими, они нуждаются в защите, но им также нужен доступ к свету.

Буквально сёдзи означает «маленькая мешающая вещь» ( 障子 ; его можно перевести как « экран »), и хотя это использование сейчас устарело, [4] Первоначально сёдзи использовалось для изготовления различных панелей, экранов или занавесок, закрывающих обзор. [4] много портативных, [94] либо отдельно стоящие, либо подвешенные на перемычках, [95] используется для разделения внутреннего пространства зданий (см. Список перегородок традиционной японской архитектуры ). В то время как сёдзи теперь означает исключительно полупрозрачный каркасный экран, а «фусума» — непрозрачный, [4] историческая терминология менее ясна.

Обтянутые тканью панели каркаса, которые помещались между колоннами (но еще не скользили в пазах), были изобретены в 600-х годах. Их использовали для защиты спален (как занавески на кровати с балдахином ) и называли фусума сёдзи. [96] (было еще постельное белье под названием «фусума» [97] ). Когда вместо ткани стала использоваться бумага, фусума сёдзи также стали называть караками сёдзи. [96] С конца 1100-х до начала 1200-х годов полупрозрачные тканевые и бумажные сёдзи назывались акари-сёдзи ( 明障子 ), «освещающие сёдзи». [6] Неясно, когда впервые были использованы полупрозрачные сёдзи. [48]

с симметричными круглыми колоннами Стиль синдэн развился в середине 900-х годов для дворцов аристократов на берегу озера. Снаружи можно было закрыть тяжелые деревянные ставни, называемые ситоми -до ( 蔀戸 ). [95] которые обычно имели горизонтальное разделение и шарнирные соединения (хадзитоми), но иногда были вертикально разделенными и шарнирными. [98]

Раздвижные перегородки (хики-до, 引戸 , буквально «раздвижная дверь») не использовались до конца периода Хэйан и начала периода Камакура. [99] Ранние раздвижные двери были тяжелыми; некоторые были сделаны из цельного дерева. [100] Первоначально их использовали в дорогих особняках, но со временем стали использовать и в более обычных домах. [99]

Плавное прилегание панели к пазу имеет решающее значение для обеспечения легкого перемещения панелей. [5] и обработка древесины раздвижного механизма, разработанная с течением времени [6] (современные сёдзи можно перемещать одним пальцем). [5] Раньше канавки делали добумидзо ( どぶ溝 ), прибивая деревянные полоски к балкам камой (перемычка) и сикии (подоконник). [6] Позже в балках были вырезаны канавки с использованием специальной пилы для разрезания сторон, долота для удаления отходов и специальных плоскостей для сглаживания канавок. [101] [102] Сякури- канна ( плуг ) использовался для сглаживания дна канавки, а вакитори-канна - для боковых сторон канавки. [103] (эти плоскости также стали более сложными, позже были добавлены регулировки винта и другие усовершенствования механической обработки металла). [102] До того, как хики-чигай (раздвижные панели, которые перекрываются при закрытии) стали стандартом в период Муромати, в хики-до была центральная вертикальная направляющая (накаходате, 中方立 ) в середине каждого отверстия, чтобы закрыть зазор между панелями, когда они были закрыты. . [6]

В период Муромати хики-до усовершенствовалось, и стиль Сёин . получил развитие архитектурный [94] Растущий класс воинов, стремившийся подражать аристократической моде, и аристократы, потерявшие богатство, больше не могли позволить себе дворцы в стиле Сидэн. [11] Конрад Тотман утверждает, что вырубка лесов была фактором изменения стиля, включая переход от деревянных раздвижных дверей с панелями к легким сёдзи и фусума с закрытым каркасом . [100]

Основной частью стиля был сёин («библиотека» или «кабинет»), комната со столом, встроенным в нишу с окном сёдзи, в монашеском стиле; [94] [104] эта ниша для письменного стола возникла в период Камакура. [105] В стиле Сёин также широко использовались раздвижные двери. [94] Чтобы лучше соответствовать закрытому хикидо, опорные столбы были прямоугольными; их называли каку-башира ( 角柱 ). [94] Были добавлены подвесные потолки, а татами использовались от стены до стены, полностью закрывая половицы. Размеры татами были стандартизированы на региональном уровне, а другие элементы комнаты стали пропорциональны циновкам; [94] стандартизация строительных компонентов снизила количество отходов и необходимость изготовления по индивидуальному заказу, а, следовательно, и стоимость (например, стандартные пиломатериалы имели именно те размеры, которые были необходимы плотнику). [29] [91] Здания низшего класса переняли некоторые из более дешевых элементов стиля Сёин, где это разрешено законом (классовые ограничения не были сняты до эпохи Мэйдзи , в конце 1800-х годов). [104] Минка (дома простолюдинов) в то время редко использовали раздвижные конструкции и обычно имели только небольшие окна. [82]

Были разработаны разнообразные специализированные хики-до (наряду с промежуточными формами). Помимо сёдзи, существовали похожие фусума, но с непрозрачной бумагой, и майра-до — деревянные двери из досок и реек ( 舞良戸 ). [106] Майра-до заменила ситоми-до в качестве дверей, защищающих от дождя. Первоначально балки между внешними опорными стойками были прорезаны с тремя пазами; самый внутренний для сёдзи и два внешних для майрадо-до. Это означало, что хашира-ма обычно была по крайней мере наполовину скрыта, хотя другая половина могла быть открытой, заполненной сёдзи или закрытой. [93] [107]

В первой половине 1600-х годов, в начале периода Эдо, крайняя канавка была вынесена за линию колонн. Деревянные ставни, помещенные в эту канавку, соединялись между собой по краям и назывались ама-до ( 雨戸 , «дождевая дверь»): это были штормовые ставни, которые использовались только ночью и в плохую погоду. [93] [108] Чтобы утром открыть здание, каждого ама-до нужно было сдвигать ( вращаясь по углам ) до конца паза, где они складывались в коробку. [93] называется то-букуро [109] ( Тобукуро , Тобукуро : буквально «дверь-контейнер»). То-букуро может быть спроектирован так, чтобы откидываться в сторону. [110] [111] Две внутренние канавки остались прежними, но теперь обе можно было заполнить сёдзи, что удвоило количество сёдзи в здании. Легкие сёдзи можно было легко поднять и унести. Эта новая конструкция позволила открыть всю сторону здания, давая либо вдвое больше света от непрерывной стены сёдзи, либо беспрепятственный вид на сад; соответственно изменились сады. [93] [107]

К середине 1600-х годов ама-до с одной дорожкой получили распространение, и ама-до можно было размещать снаружи энгавы. [93] [111] Комбинация архитектурных изменений ознаменовала конец стиля сёин и начало стиля сукия . [107]

В отличие от стилей Сидэн и Сёин, система Сукия использовалась и до сих пор используется в японских зданиях всех классов. [108] [111] Простые сёдзи стали довольно дешевыми (о стандартизации уже упоминалось), поэтому они не ограничивались домами богатых людей (см. иллюстрации).

Конструкция из бумаги и дерева очень восприимчива к возгоранию; поэтому плотно расположенные рядные дома нагая также были известны как якея ( 烧家 , やkeya , горящие дома). [14] Пожары были серьезной проблемой в японских городах даже в период Мэйдзи; дома (включая мебель и стандартизированные архитектурные модули, такие как татами, хики-до и даже половицы) были созданы для того, чтобы их можно было быстро упаковать и вынести при угрозе пожара, оставив только ободранные колонны и крышу, которые можно было легко снести. пожарными. [92]

Листовое стекло было завезено в Японию в конце 1800-х годов. [15] Оно использовалось в юкими сёдзи (см. выше) и в безбумажном гарасу-до ( ガラス戸 , голландское заимствованное слово гарасу , стекло). Некоторые ранние гарасу-до были разделены на стекла стойками , как современные западные окна (см. изображения).

Технология флоат-стекла , которая позволила удешевить большие панели из стекла картинного качества, была разработана в 1950-х годах в Великобритании. [112] [113] Процесс стал прибыльным в 1960 году, а в начале шестидесятых заводы получили лицензии по всему миру, в том числе в Японии. [114] К 1965 году Япония развила значительное внутреннее производство флоат-стекла. [115] Поскольку в 1960-х годах флоат-стекло создавало большие однокамерные панорамные окна в западной архитектуре, на некоторые из которых повлияла архитектура Японии, [116] это также оказало влияние на японскую архитектуру. Флоат-стекло широко применялось в традиционных рамах коси без особых изменений в традиционной структуре или внешнем виде. [15]

В современной Японии довольно распространено наличие гарасу-до (цельностеклянные раздвижные двери) снаружи энгавы ( веранды под карнизом) и полупрозрачных сёдзи внутри, особенно в холодном климате. [5] Слой бумаги сёдзи под слоем стекла помогает изолировать дом. [18] Ама-до до сих пор используются для защиты стекла; например, стеклянные двери и сёдзи могут иметь по две канавки каждая, а ама-делает одну дополнительную канавку сразу за стеклом. [117] Сёдзи распространены в васицу современных японских домов; их также можно использовать вместо штор в комнатах, оформленных в западном стиле. [118]

Эстетика и культура

[ редактировать ]
Тускло освещенная узкая витрина с большими черными буквами, написанными в одну колонку на сёдзи. Фонарь в форме васи, установленный так, чтобы выступать из колонны, также имеет вывеску.
Надпись на этом сёдзи гласит: « 相模屋 », «Сагамия». Обратите внимание на хиките (дверной косяк).
Толпа собирается перед особняком в городе, чтобы посмотреть на работу тэтчеров. Фасад дома выходит прямо на улицу и состоит из ряда сёдзи (с одной сплошной панелью на конце, предположительно для то-букуро).
Из шести сёдзи есть один юкими сёдзи и два с небольшими вывесками. Дом может быть открыт как на улицу, так и в сад.

Силуэты, проходящие через сёдзи и видимые на темной стороне, ценятся за свой эстетический эффект. [1] В своей книге о японской эстетике и архитектуре «Похвала теням » Дзюнъитиро Танизаки комментирует роль сёдзи во взаимодействии света и тени. [119] Сёдзи также фильтрует внешний свет. То, как свет проникает внутрь традиционного здания и какой свет, считается неотъемлемой частью пригодности для жизни и эстетики внутреннего пространства. [120]

Возможность отодвинуть сёдзи в сторону, вынуть их и положить в шкаф означает, что жилое пространство становится более просторным, открытым и более связанным с садом снаружи. [5] [4] Это также означает, что для особых случаев комнаты можно объединять, чтобы в небольшом доме можно было проводить большие общественные собрания. [29] Этот атрибут ценился, по крайней мере, со времен Хэйан. [95]

На бумаге сёдзи можно рисовать. [4] Хотя краска блокирует свет, сёдзи иногда использовались для вывесок (см. изображения).

Портативность способствовала использованию сёдзи в торжественных случаях и в театре. [4] Человек, которого бросают через сёдзи, — это клише из боевиков. [121]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Фусума против Сёдзи» . Просто .
  2. ^ «Что такое футон?» . Футон Токио . 1 октября 2015 г.
  3. ^ см. каке- и хираки-сёдзи ниже.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ларсон, Брук. «Что такое сёдзи? Полное руководство по японским бумажным ширмам» . Японские объекты .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Статья в журнале Sukiya Living Magazine о экранах сёдзи
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Сёдзи 障子» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Что такое Сёдзи?» . эШоджи .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Как работают экраны сёдзи?» . www.eshoji.com .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линнея Андерсон (16 апреля 2015 г.). «Панели для раздвижных японских дверей сёдзи своими руками» . homeguides.sfgate.com .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д «Жизнь в традиционном доме – 12 хитроумных секретов японского дизайна» . ЖИВАЯ ЯПОНИЯ .
  11. ^ Перейти обратно: а б «Сёин-дзукури: японский архитектурный стиль» . Британская энциклопедия .
  12. ^ «Цукия-дзукури 数奇屋造» . www.aisf.or.jp. ​ЯНУС.
  13. ^ Спейси, Джон. «Традиционные японские комнаты Васицу» . Разговор о Японии .
  14. ^ Перейти обратно: а б «Постоянная выставка 5Ф» . МУЗЕЙ ЭДО-ТОКИО (на японском языке).
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Одате, Тосио (26 мая 2015 г.). «Коши-до» . Популярная работа по дереву . Круз Бэй Паблишинг, Инк . Проверено 18 января 2020 г. PDF, с дополнительными изображениями процесса и инструментов , 3D-чертежами двери коси (решетки).
  16. ^ «Кумико...» WoodSkills .
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Как прикрепить обычную бумагу сёдзи с помощью клея» . www.eshoji.com .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марико (27 декабря 2017 г.). «Обновление раздвижных дверей сёдзи» . Идти! Нагано . Официальный туристический путеводитель по префектуре Нагано. Архивировано из оригинала 27 декабря 2017 года.
  19. ^ Ригган, Грейс. «Традиционные ширмы сёдзи» .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Аккасу, Одри (24 февраля 2015 г.). «Кумико: изысканно-тонкая сторона традиционной японской работы по дереву» . SoraNews24 -Новости Японии- .
  21. ^ «такэсёдзи бамбуковые . сёдзи »
  22. ^ «Мотивы дизайна Кумико - Tanihata Co, Ltd» . www.tanihata.co.jp .
  23. ^ Перейти обратно: а б Специализированный ручной инструмент для изготовления пазов для установки ширм сёдзи и очень сложное кумико: Биллинг, Джон (20 мая 2019 г.). «Музей столярных инструментов Такенака» . Большой песок Деревообработка .
  24. ^ Пекович, Михаил (19 марта 2015 г.). «Придайте пикантности своей работе с кумико» . Тонкая деревообработка .
  25. ^ «Квадратные узоры» . kskdesign.com.au .
  26. ^ «Ромбовидные узоры» . kskdesign.com.au .
  27. ^ Перейти обратно: а б Кинг, Десмонд; Король, Марико. «Шестиугольные узоры: общие сведения» . kskdesign.com.au .
  28. ^ Кинг, Десмонд; Король, Марико. «Дизайн Сёдзи и Кумико» . kskdesign.com.au .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Морс, Эдвард С. (1885). «3: Интерьеры» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN  0-8048-0998-4 .
  30. ^ Рисунок 111 и сопроводительный текст азбукой Морзе, 1885 г. [29]
  31. ^ Биллинг, Джон (16 мая 2018 г.). «Изготовление экранов сёдзи» . Большой песок Деревообработка .
  32. ^ Перейти обратно: а б Биллинг, Джон (6 ноября 2016 г.). «Узор Масу-Цунаги Кумико» . Большой песок Деревообработка .
  33. ^ , Марико «Разрезание mitsu-kude» . kskdesign.com.au Кинг, Десмонд; Кинг
  34. ^ Рэйни (17 ноября 2009 г.). «Кумико, я просто не могу тебя бросить!» . Инструментальный завод Даед .
  35. ^ «Ха-ганна» . kskdesign.com.au . Д&М Кинг.
  36. ^ «Вот как начать использовать кумико» . МЭК Деревообработка .
  37. ^ Биллинг, Джон (5 марта 2018 г.). «Использование приспособлений для кумико — советы по разделке кумико и проблемы, на которые следует обратить внимание» . Большой песок Деревообработка . , Биллинг, Джон (30 сентября 2017 г.). «Изготовление кумико. Как аккуратно сделать одинаковые полоски кумико» . Большой песок Деревообработка . , Биллинг, Джон (18 декабря 2017 г.). «Создание Кумико с помощью Пин Стоп и Хикоуки Канна» . Большой песок Деревообработка .
  38. ^ Фаррингтон, Майк (5 февраля 2019 г.). «Как создать Кумико на пиле» . Тонкая деревообработка .
  39. ^ «Инструменты [Сёдзи]» . kskdesign.com.au .
  40. ^ Рэйни (14 ноября 2009 г.). «Инструменты для сёдзи» . Инструментальный завод Даед .
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Типы экранов сёдзи» . Васу . 21 января 2014 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с «Амасёдзи雨障子» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  43. ^ Перейти обратно: а б Биллинг, Джон (30 марта 2019 г.). «Завершение сёдзи» . Большой песок Деревообработка .
  44. ^ Перейти обратно: а б с д «Косидака сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  45. ^ наклеил картинку » www.aisf.or.jp. Харицуке - « э
  46. ^ «Фукиёсэгуши» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  47. ^ Перейти обратно: а б «Кё-матия (Традиционные таунхаусы Киото)» (PDF) .
  48. ^ Перейти обратно: а б с «Акари сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  49. ^ Перейти обратно: а б «Нацусёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  50. ^ «Светильники Кё-матия» (PDF) . Справочник по ремонту Кё-матия . Кооперативная ассоциация архитектуры и столярного дела префектуры Киото. Перевод пары насыщенных иллюстрациями разделов из книги, изданной на японском языке.
  51. ^ Перейти обратно: а б «Приказать Сёдзи» . «КИТОТЭ» — ширмы сёдзи, изготовленные вручную из натурального дерева. (на японском языке). Китоте.
  52. ^ «Бумага Сёдзи» . www.fine-tools.com .
  53. ^ «васи和紙» . www.aisf.or.jp. ЯАНУС .
  54. ^ Нориаки, Кавасима; Казумаса, Нара (26 июля 2012 г.). «Способ изготовления основного материала малярной ленты васи с пропиточным покрытием» .
  55. ^ Фризен, Дэйв (27 октября 2015 г.). «Изготовление сокуи (клея из рисовой пасты) — историческое изготовление ножей» . Кузница скрещенных сердец .
  56. ^ «Как прикрепить бумагу сёдзи с помощью двустороннего скотча» . www.eshoji.com .
  57. ^ «Ламинированная бумага» . www.eshoji.com .
  58. ^ «Warlon Paper — японская бумага сёдзи и материалы для изготовления сёдзи — Shoji Designs Inc» . www.shojidesigns.com .
  59. ^ Перейти обратно: а б «Как правильно выбрать бумагу сёдзи для вашего проекта» . www.eshoji.com .
  60. ^ «Азиатский обычай снимать обувь у двери» . Азиатский дизайн образа жизни .
  61. ^ Ван Арсдейл, Джей (2013). Сёдзи: Как спроектировать, изготовить и установить японские ширмы . Коданша Интернэшнл. ISBN  9781568365336 .
  62. ^ «Материалы и конструкция сёдзи-экранов» . www.shojidesigns.com .
  63. ^ Перейти обратно: а б «Водонепроницаемая акриловая тарелка сёдзи» . eShoji.com .
  64. ^ «Warlon Acrylic — Shoji Designs Inc» . www.shojidesigns.com .
  65. ^ «Руководство по дизайну сёдзи» . Экраны и двери сёдзи .
  66. ^ «LUMAsite® – Норва Пластикс» .
  67. ^ Перейти обратно: а б «Водонепроницаемый сёдзи» . www.eshoji.com .
  68. ^ «ПП-спанбонд нетканый материал имеет широкий спектр применения» . АНВЬЕТ (по-японски).
  69. ^ «Процедуры обработки SynSkin®» (PDF) . Локтайт Аэроспейс.
  70. ^ «Композитная пленка SynSkin® HC 9837.1» (PDF) . Корпорация Хенкель. (техническая спецификация)
  71. ^ «Перегородки сёдзи на заказ, японские двери сёдзи» . Тихоокеанский завод Сёдзи .
  72. ^ «Сынскинские окна» . www.tapplastics.com . ТАП Пластикс.
  73. ^ Отклеивающаяся пленка [69] из эпоксидной смолы [70] белое нетканое стекловолокно . а также используется [71] [72]
  74. ^ Сумито, Киюка (2011). «Структура и функциональность пароструйного волокна Фелибенди» . Химические волокна Интернэшнл . 61 (1): 32–33. ISSN   1434-3584 .
  75. ^ «Суриаге сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  76. ^ «ЯАНУС / нэкома сёдзи 猫間障子» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  77. ^ сёдзи www.aisf.or.jp. « Магосёдзи внук » ,
  78. ^ «Цукими Сёдзи» тику *таку (на японском языке).
  79. ^ Перейти обратно: а б «Системы Сёдзи» . www.konashojidesign.com .
  80. ^ «Хикоки и Мару-инро Канна» . kskdesign.com.au . Д&М Кинг.
  81. ^ «ЯАНУС / хикичигай引違» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  82. ^ Перейти обратно: а б с «минка 民家» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  83. ^ Перейти обратно: а б с «Катабикидо» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  84. ^ «Катабики сёдзи 片引障子» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  85. ^ «Чудеса Васи в Гокаяме-Тояме» . ЯпонияПутешествие .
  86. ^ Сёдзи Гавайи , галерея
  87. ^ «Раздвижные двери в стиле сёдзи» . Популярный журнал по деревообработке.
  88. ^ «Какэсёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  89. ^ «Хираки сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  90. ^ «рюбираки両開» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии . ЯАНУС .
  91. ^ Перейти обратно: а б с Морс, Эдвард С. (1885). «1: Дом» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN  0-8048-0998-4 .
  92. ^ Перейти обратно: а б Морс, Эдвард С. (1885). Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN  0-8048-0998-4 .
  93. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Норихито Накатани (продюсирование и монтаж), Кенджи Со (фото и режиссура), Маюка Тоёсима (текст), Харуя Суса, Маюка Тоёсима и Ёхей Джимбо (рисунки), Казуюки Окада (веб-редактирование) (28 октября 2015 г.). Переход Кикугецутей (Фильм и иллюстрированная текстовая статья, оба доступны в открытом доступе в Интернете) . Культурный журнал оборудования Хаширамы . Исследование Хаширамы-Сочи; Оборудование между ними. Университет Васэда.
  94. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зал официальных аудиенций (Сёин) . Интервью с Мэтью Уэлчем, куратором японского и корейского искусства
  95. ^ Перейти обратно: а б с «Синдэн-дзукури寝殿造» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  96. ^ Перейти обратно: а б コ, ニ; Нишино, Жасмин (16 января 2017 г.). «Фусума (Раздвижные двери) — Японская энциклопедия» . МАТЧА .
  97. ^ «Бан Дайнагон экотоба» (PDF) .
  98. ^ «Ситомидо 蔀戸» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  99. ^ Перейти обратно: а б «Фусума 襖» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  100. ^ Перейти обратно: а б Тотман, Конрад (2014). Япония: Экологическая история . IBTauris & Co Ltd., стр. 129–130. ISBN  9781848851160 .
  101. ^ «Музей столярных инструментов Такенака» . Большой песок Деревообработка . 20 мая 2019 г.
  102. ^ Перейти обратно: а б «Японские плуги — Кикай Сякури Канна и Кудэ Сякури Канна» . Изысканные инструменты .
  103. ^ Спитдженс, Джей (30 марта 2012 г.). «Использованные японские инструменты» . Тонкая деревообработка .
  104. ^ Перейти обратно: а б «Японская архитектура» . Энциклопедия Японии .
  105. ^ Лао, Тодд. «Цукэ-сёин (Альков письма)» . www.columbia.edu .
  106. ^ «Сёин-дзукури 書院造» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  107. ^ Перейти обратно: а б с Инадзи, Тоширо (1998). «Порог сада» . От Тейен до дзюкё-но «ариё» до «мисеката, миэката» «Как» и «как презентовать» сады и резиденции Сад как архитектура: форма и дух в садах Японии, Китая и Кореи . Перевод Вирджилио, Памелы (1-е изд.). Токио; Нью-Йорк: Коданша Интернэшнл. ISBN  477001712X .
  108. ^ Перейти обратно: а б «Амадо雨戸» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  109. ^ терминал «-do» и начальный «to-» — одно и то же слово, см. рендаку
  110. ^ «Тобукуро 戸袋» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
  111. ^ Перейти обратно: а б с Морс, Эдвард С. (1885). «5: Входы и подходы» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN  0-8048-0998-4 .
  112. ^ Пилкингтон, лаборатория (1969). «Обзорная лекция. Процесс флоат-стекла». Труды Лондонского королевского общества. Серия А, Математические и физические науки . 314 (1516). Королевское общество: 1–25. дои : 10.1098/rspa.1969.0212 . JSTOR   2416528 .
  113. ^ Патент США 2911759 - Производство листового стекла.
  114. ^ Насименто, Марсио Луис Феррейра (сентябрь 2014 г.). «Краткая история патента на плоское стекло – шестьдесят лет флоат-процесса» (PDF) . Мировая патентная информация . 38 : 50–56. дои : 10.1016/j.wpi.2014.04.006 .
  115. ^ ПРОЗРАЧНОЕ ЛИСТОВОЕ СТЕКЛО, ПРОЗРАЧНАЯ ПЛАСТИНА И ФЛОАТ-СТЕКЛО ИЗ ЯПОНИИ: Определение ущерба в ходе расследований № AA1921-69/70 в соответствии с Антидемпинговым законом 1921 года с поправками (PDF) (Отчет). ТАРИФНАЯ КОМИССИЯ США. Апрель 1971 года.
  116. ^ Мачадо и Моура, Карлос; Борхес де Араужо, Педро. «Горизонтальное раздвижное стеклянное окно/стена в 20 веке: долгая техническая и архитектурная эволюция» . Виды зданий .
  117. ^ пример
  118. ^ «Традиционные японские дома» . nippon.com . 23 июля 2016 г.
  119. ^ Дзюнъитиро Танизаки (1933). Во славу теней .
  120. ^ Терунобу Фухимори. «Разнообразные отверстия чайной с тринадцатью окнами Йосутейя» . Оконный научно-исследовательский институт . Терунобу Фухимори «Сто окон». Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 24 июня 2023 г.
  121. ^ Спейси, Джон. «Что такое экран сёдзи?» . Разговор о Японии .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49c9bfd695e5afe53228b86455094be6__1717942440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/e6/49c9bfd695e5afe53228b86455094be6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shoji - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)