Список разделов традиционной японской архитектуры
Традиционная японская архитектура использует стоечные конструкции – вертикальные столбы, соединенные горизонтальными балками. Стропила традиционно являются единственным конструктивным элементом японского деревянного каркаса , который не является ни горизонтальным, ни вертикальным. Остальная часть конструкции не несущая . [ 1 ] [ 2 ]
Наряду с фиксированными стенами используются также различные подвижные перегородки для заполнения промежутков между колоннами. Они могут быть отдельно стоящими, подвешенными на перемычках, [ 3 ] или, особенно в более поздних постройках, раздвижные панели [ а ] которые легко вынимаются из пазов. [ 5 ] Их тип, количество и положение регулируются в зависимости от погоды снаружи и активности внутри. [ 6 ] Они используются для изменения вида, освещения, температуры, влажности и вентиляции. [ 6 ] и разделить внутреннее пространство. [ 4 ]
Древесины называются хашира , [ 2 ] называется хаширама ; пространство между ними таким образом, предметы, заполняющие хашира-ма, называются хашира-ма . оборудованием [ 6 ]
Графический обзор
[ редактировать ]-
Музейная модель Сайку , дворца Сайо . Во внутренней квадратной комнате с оштукатуренными стенами находится спальный балдахин тодай ; вторая внутренняя комната с кабэсиро настенными занавесками бёбу содержит складные ширмы ; на дальней внешней стене видны ставни ситоми с горизонтальными петлями , а на ближней внешней стене — жалюзи мису . Экраны Кичо стоят на ближней стороне внешнего коридора хишаси и на коротких сторонах того же коридора.
-
Полномасштабная модель части того же дворца. Сайо сидит на татами, позади нее стоит бёбу , слева китё от нее коробчатый тёдай ( 帳台 , балдахин ) , а справа — . Над ней и перед ней кабэсиро ( 壁代 , настенный занавес) сворачивают и связывают . Реконструкция музея периода Хэйан стиля Синдэн .
-
Иллюстрация 1100-х годов (поздний период Хэйан), изображающая мису, перевязанную зеленой тканью (свернутый вверху), серый кабэсиро с разноцветными лентами (половина его связана за мису, свисающим с той же перемычки), три кичо (два белых с черные ленты и одна оранжевая с разноцветными лентами), бёбу (справа) и фусума (справа сзади, соответствует бёбу ).
-
Переход от стиля Синдэн к стилю Сёин . Между юношей и сидящей монахиней скользит фусума ; за ними нескользящая фусума . Со стороны молодого человека ставни хадзитоми горизонтально разделены, верхняя половина удерживается крючками. Со стороны монахини расположены скользящие майра-до с диагональными планками . Позади молодого человека, разговаривающего со служанкой, такие же нескользящие панели.
-
Стиль Сукия , начало 20 века. Гарасу-до , Сударе , Сёдзи Видны и оштукатуренные стены. Гарасу -до используют большие одинарные стеклянные панели, которые были бы чрезвычайно дорогими до того, как флоат-стекло . в 1960-х годах стало доступно
-
Трон на выставке в Императорском дворце Киото ; снаружи внутрь, жалюзи мису с синей окантовкой , прорези для ставен ситоми (в настоящее время сняты), белые кабэсиро (настенные шторы), затянутые красно-черными завязками носудзи ( 野筋 ) , и тёдай (навес и помост, в красный и фиолетовый). Старые стили часто сохраняются в редких церемониальных целях.
По типу
[ редактировать ]Висит
[ редактировать ]Тип | Фото | Описание | Строительство | История |
---|---|---|---|---|
Сударе ( 簾 ) (и мису в причудливой тканевой оправе , сударе ) | Стебли сплетены в полотно, иногда для прочности окантованное тканью. | Phragmites Тростник кошачьего хвоста , стебли , пампасная трава или тонкий бамбук, скрепленные несколькими рядами ниток, оплетенных вокруг стеблей; можно использовать как жалюзи или установить на деревянную раму для изготовления сударе-сёдзи . [ 7 ] [ 8 ] | Использовался на протяжении всей истории человечества, используется до сих пор. | |
Noren (暖簾Норен | Проходная штора | Ткань с вертикальными прорезями, шнур (показан) или шнуры с нанизанными бусинами из бамбука или других материалов. | Связаны с входами в городские магазины с позднего периода Камакура (начало 1300-х годов). [ 9 ] Все еще широко используется в 21 веке, особенно у входов в магазины и на кухонных дверях. | |
Кабеширо ( 壁代 , букв. « Занавес на стене » ) | Притолочья штора, на завязках | Изготовлен из узкотканной ткани ( танмоно ). Похож на китё , который, однако, стоит отдельно. Цветные ленты называются носудзи ( 野筋 ) и представляют собой завязки для завязывания. [ 10 ] | Архаичный | |
Зедзё ( мягкий барьер ) | Плоские шторы с вкладышем | Изготовлен из узкоткацкой ткани ( танмоно ). Могут быть иллюстрированными или однотонными, часто с полосками контрастных цветов (обратите внимание, что на изображении показаны только внутренние). | Используется в период Хэйан. До сих пор используется в особых случаях, например, красно-белый дзедзё, используемый на фестивалях. | |
Дзиммаку ( 陣幕 , букв. « Занавес военного лагеря » ) | Похож на дзёдзё , но используется в качестве оборонительного периметра вокруг военного лагеря. | Занавески с выступами висели на веревках, часто между столбами в поле. | Периоды Сэнгоку и Эдо. Устаревший. | |
Ситоми ( 蔀 ) , включая хадзитоми ( полу蔀 ) | Тяжелые ставни с деревянными решетками | Обычно они имели горизонтальное разделение и шарнирное соединение ( хадзитоми ), но иногда были и вертикально разделенными и шарнирными. [ 11 ] В открытом состоянии верхняя половина удерживается в горизонтальном положении с помощью крючков, а нижняя половина либо складывается плашмя к нижней стороне верхней половины и удерживается крючками, либо снимается и уносится. | Часть стиля Шинден . [ 3 ] Устарело с появлением раздвижных дверей, период Камакура. |
Отдельно стоящий
[ редактировать ]Тип | Фото | Описание | Строительство | История |
---|---|---|---|---|
Костюм ( экран ) | Отдельно стоящая однопанельная перегородка. [ 12 ] | Дерево или деревянная рама, покрытая тканью или бумагой, часто окрашенная. Ножки могут быть цельными или представлять собой отдельную подставку, в которую фусума . можно вставить панель, похожую на [ 13 ] На фото панель конмэйчи ( 昆明池 ) высотой 6 сяку (181,8 см (71,6 дюйма)); большинство из них представляют собой панели меньшей высоты для сидения. [ 14 ] | Датируется 600-ми годами или раньше. Один из старейших типов экрана. Все еще используется. | |
Бёбу ( 屏風 , букв. « бурелом » ) | Отдельно стоящая складная ширма. | Бумага на рамке. В Японии их редко оставляют простыми; их обычно красят. [ 15 ] | ||
Кичо ( несколько аккаунтов ) | Т-образная стойка со шторой на завязках | Изготовлен из параллельных отрезков узкой ткани ( танмоно ). | Используется в Хэйан, Япония; [ 16 ] почти устарел к периоду Эдо [ 13 ] | |
Chōdai (帳台Чодай | Коробчатый навес | Коробка для штор, подвешенная на угловых стойках, отдельно стоящая. | Мысль датируется 400-ми годами. Используется на протяжении всего периода Хэйан (794–1185 гг.), а также высшей аристократией до периода Камакура (1185–1333 гг.). К концу периода Хэйан оно изменило свое местоположение и, наконец, стало синонимом закрытой спальной комнаты. Характеристика резиденций в стиле Шиндэн . [ 17 ] Архаичный, за исключением церемониального имперского использования. | |
Ка ( стойка , букв. « стойка » ) | Вешалка для одежды. | Вешалка или вешалка для одежды, используемая для хранения, проветривания и демонстрации одежды. По структуре часто похож на непокрытый костюм . [ 18 ] |
Скольжение ( хики-до )
[ редактировать ]Тип | Фото | Описание | Строительство | История |
---|---|---|---|---|
Fusuma (襖Фусума | Непрозрачные легкие панели, позднее раздвижные. [ 15 ] | Деревянная рама, обтянутая непрозрачной бумагой или тканью, в настоящее время также винилом. Можно раскрасить или распечатать. | Возник в 600-х годах; сделан раздвижным в конце периода Хэйан (1100-е гг.). Широко используется в 21 веке. | |
Shōji (障子Сёдзи | Полупрозрачные панели, обычно раздвижные. [ 15 ] [ 7 ] | Деревянный каркас, покрытый полупрозрачной бумагой или тканью васи , в настоящее время также пластиком и неткаными материалами . | Похоже на: фусума | |
Ама-до ( 雨戸 , букв. « дождевая дверь » ) ( о стиле Сукия и сёдзи подробности см. в статьях ). | Раньше штормовые ставни закрывали здание на ночь. | Неперфорированные деревянные или металлические панели, обычно раздвижные. Бегите по канавке за пределами столбов и обычно за пределами энгавы (крыльца). складывается в то-букуро Когда не используется, . | 1600-е годы – настоящее время | |
Гарасу-до ( викисловарь: стеклянная дверь , букв. «стеклянная дверь»)
См . статью о сёдзи для получения ограниченной информации. |
Стеклянные панели | Стопорный или одностворчатый. Часто встречаются в виде раздвижных дверей в двух пазах снаружи энгавы (крыльца), но внутри ама-до . Также используется в интерьерах. | 1800-1960 гг. листовое стекло , ~1960-настоящее время с флоат-стеклом | |
- делай Майра | Деревянные двери из досок и реек | Рейки ( майрако ) могут быть установлены крест-накрест досок, могут закрывать стыки или выступать в качестве рамы, в которую устанавливаются доски, выступая с обеих сторон. [ 19 ] [ 20 ] | Популярные 1100-1600-е годы | |
То-фусума ( тофусума ) , в том числе суги-до ( сугито ) | Раздвижные двери из массива дерева | Суги-до сделано из суги и плоское. Гораздо тяжелее каркасных дверей типа фусума . | ||
Коси
(см. Сёдзи#Frame ) |
Решетчатые или решетчатые ажурные панели | Может быть фиксированным, раздвижным или шарнирным. В современном варианте может быть покрыт стеклом. Рельсы часто группируются в группы; эта группировка называется фукиёсэ (吹寄). [ 21 ] Существует большое разнообразие традиционных моделей. |
Фиксированный (стены)
[ редактировать ]Тип | Фото | Описание | Строительство | История |
---|---|---|---|---|
Обрешетка и штукатурка (см. также стену из бамбуковой глины ) |
Штукатурка наносится на решетку из дерева или бамбука в фахверковой стене. | Обычно многослойный. Оштукатуренные стены часто оклеивали обоями, чтобы защитить одежду. Также используется в огнестойком куро . Обе грязевые штукатурки (часто с соломой) [ 22 ] и известковая штукатурка с волокнами и клеем фунори ( сиккуи , часто используемая в качестве верхнего покрытия и на полах). [ 23 ] Деревянные конструкции стены обычно оставляют открытыми, но могут быть закрыты ( оо-кабэ ). [ 24 ] [ 25 ] или глубоко закрыты для обеспечения противопожарной защиты, как в Куры . складах [ 26 ] | От древности до 20 века; редкость в 21-м, если не считать лепнины. | |
Аджиро (плетеный) | Многопрядный плетеный твил | Часто используется в качестве декоративного покрытия в 21 веке. | ||
Соломенные стены | Вертикальная солома | Изолирует; исторически распространен в более холодных регионах. | Используется на исторических объектах. | |
Тате-ита | Стена из досок и обрешетки | Вертикальные доски, швы закрыты более тонкими рейками, называемыми рейками. [ 1 ] [ 27 ] | ||
Ситами-ита | Стена, обшитая вагонкой [ 1 ] [ 28 ] | Обшивка обшивкой с надрезными вертикальными рейками поверх досок. | ||
Стена из коры и обрешетки (японский термин?) | Стена из коры и рейки | Вертикальные листы коры, скрепленные горизонтальными рейками; используется как отдельная стена или как декоративная облицовка. [ 1 ] | Использовался в бедных домах на юге Японии в 1880-х годах. [ 1 ] |
См. также
[ редактировать ]- ЯАНУС ; бесплатный онлайн-словарь японского архитектурного языка
- СМИ, связанные с перегородками традиционной японской архитектуры, на Викискладе?
Примечания
[ редактировать ]- ^ Раздвижные панели стали более распространены в период Муромати . [ 4 ] но использовались в период Камакура (см. оборудование Сёдзи#Хашира-ма ) и даже в период Хэйан (см. изображение ниже).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Морс, Эдвард С. (1885). «1: Дом» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-0998-4 .
- ^ Jump up to: а б « хашира www.aisf.or.jp. » столб
- ^ Jump up to: а б «Синдэн-дзукури寝殿造» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б Зал официальных аудиенций (Сёин) . Интервью с Мэтью Уэлчем, куратором японского и корейского искусства
- ^ «Фусума 襖» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б с Норихито Накатани (продюсирование и монтаж), Кенджи Со (фото и режиссура), Маюка Тоёсима (текст), Харуя Суса, Маюка Тоёсима и Ёхей Джимбо (рисунки), Казуюки Окада (веб-редактирование) (28 октября 2015 г.). Переход Кикугецутей (Фильм и иллюстрированная текстовая статья, оба доступны в открытом доступе в Интернете) . Культурный журнал оборудования Хаширамы . Исследование Хаширамы-Сочи; Оборудование между ними. Университет Васэда.
- ^ Jump up to: а б «Акари сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «Нацусёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ норен норен » www.aisf.or.jp. «ЯАНУС /
- ^ «ЯАНУС / поколение стен » www.aisf.or.jp. кабеширо
- ^ «Ситомидо 蔀戸» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «Цуитатэ сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б Морс, Эдвард С. (1885). «3: Интерьеры» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-0998-4 .
- ^ «Конмейчи-но-сёдзи . Сёдзи » Куньминский пруд
- ^ Jump up to: а б с Ларсон, Брук. «Что такое сёдзи? Полное руководство по японским бумажным ширмам» . Японские объекты .
- ^ «JAANUS/kichoumen несколько » www.aisf.or.jp. аккаунтов
- ^ аккаунт www.aisf.or.jp. « » чудай
- ^ «Чьи рукава? (Тагасодэ)» . www.metmuseum.org .
- ^ «Майрадо 舞良戸» . JAANUS Словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «майрако» JAANUS Словарь японской архитектурной и искусствоведческой терминологии .
- ^ «Косидака сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «глиняная стена цучикабэ» .
- ^ «сиккуй漆喰» . ДЖОН
- ^ оокабе Оби » www.aisf.or.jp. «ЯАНУС /
- ^ «Оокабэ-дзукури Окабе-дзукури» .
- ^ «дозо-дзукури» .
- ^ «ЯАНУС/сайдинг тате- » www.aisf.or.jp. итакабе
- ^ «Превью ЯАНУС/ www.aisf.or.jp. шитами »