Сёдзи



Сёдзи ( барьер ребенок , Японское произношение: [ɕo:(d)ʑi] ) — дверь, окно или перегородка комнаты, используемая в традиционной японской архитектуре , состоящая из полупрозрачных (или прозрачных) листов на решетчатом каркасе. Там, где светопропускание не требуется, аналогичная, но непрозрачная фусума. используется [ 1 ] ( ошиире /двери шкафа, например) [ 2 ] ). Сёдзи обычно раздвигаются, но иногда их можно подвешивать или ставить на петлях, особенно в более деревенских стилях. [ 3 ]
Сёдзи очень легкие, поэтому их легко отодвинуть в сторону или снять с рельсов и хранить в чулане, открывая комнату в другие комнаты или наружу. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Полностью традиционные здания могут иметь только одну большую комнату под крышей, поддерживаемой каркасом из стоек и перемычек , с небольшим количеством постоянных внутренних или наружных стен или вообще без них; пространство гибко делится по мере необходимости с помощью съемных раздвижных стеновых панелей. [ 7 ] Столбы обычно размещаются на расстоянии одного татами (около 2 м или 6 футов) друг от друга, а сёдзи скользят по двум параллельным деревянным канавкам между ними. [ 8 ] В современном строительстве сёдзи часто не образуют внешнюю поверхность здания; они сидят внутри раздвижной стеклянной двери или окна. [ 5 ]
Сёдзи ценятся за то, что они не устанавливают резкого барьера между внутренним и внешним миром; Внешние влияния, такие как покачивающиеся силуэты деревьев или хор лягушек , можно оценить изнутри дома. [ 9 ] В качестве наружных стен сёдзи рассеивают солнечный свет в дом; В качестве внутренних перегородок между комнатами они пропускают естественный свет вглубь помещения. Хотя сёдзи блокируют ветер, они позволяют воздуху проникать сквозь него. [ 9 ] важно, когда здания отапливались углем . [ 5 ] Как и шторы, сёдзи обеспечивают визуальную конфиденциальность. [ 4 ] [ 7 ] но они не блокируют звуки. [ 4 ] [ 10 ] Считается также, что сёдзи побуждают жителей дома говорить и двигаться мягко, спокойно и изящно, что является важной частью идеала архитектуры сукия-дзукури . [ 9 ] Раздвижные двери традиционно не могут быть заперты. [ 10 ]
Популярность сёдзи возросла как неотъемлемый элемент стиля сёин-дзукури , который развился в период Камакура (1123–1333), поскольку потеря доходов вынудила аристократов перейти к более скромной и сдержанной архитектуре. [ 11 ] Этот стиль был упрощен в чайных домиков сукия -дзукури . архитектуре [ 12 ] и распространился на дома простолюдинов в период Эдо (1603–1868), с тех пор сёдзи практически не изменились. [ 4 ] Сёдзи используются как в японских домах в традиционном стиле, так и в жилищах в западном стиле, особенно в васицу (традиционная комната в японском стиле). [ 8 ] [ 13 ] Традиционная конструкция из дерева и бумаги легко воспламеняется. [ 14 ]
Строительство
[ редактировать ]Рамка
[ редактировать ]Каркас сёдзи представляет собой панель, называемую коси ( сетка ребенок буквально «решетка») . [ 15 ] Он собирается из переплетенных между собой реек дерева или бамбука, называемых кумико . [ 16 ] « Кумико » буквально означает «тканый»; соединения половин чередуются по направлению так, что планки переплетаются. Переплетение структурное, а бумага (которую натягивают, распыляя на нее воду) [ 17 ] ) еще больше укрепляет готовую панель. [ 7 ] Рамы можно легко сломать, наступив на них, когда их разбирают и снимают для переклейки бумаги. [ 18 ] Для скрепления рамы традиционно не используются никакие крепежи. Рисовый клей также можно использовать для соединений рамы. [ 19 ]
Хвойная древесина предпочтительна из-за ее мелкой и прямой текстуры. [ 20 ] Сёдзи с коси, сделанными из расколотого бамбука, называются таке-сёдзи ( бамбуковые сёдзи ). [ 6 ] [ 21 ] Коси иногда изготавливают из алюминия и по форме напоминают дерево. [ 15 ]

Большинство решеток сёдзи имеют прямоугольную форму. [ 4 ] Однако используется около 200 традиционных узоров; каждый из них имеет символику, связанную с естественным узором, который он стилистически представляет. [ 20 ] [ 22 ] Узоры также можно комбинировать. [ 23 ] Хотя они традиционно используются для изготовления сёдзи, их все чаще используют для изготовления других изделий из дерева в Японии и за ее пределами. [ 20 ] [ 24 ] Узоры можно классифицировать по дзигуми — базовой сетке; это может быть квадрат, [ 25 ] ромбовидный, [ 26 ] или шестиугольный. [ 27 ] [ 28 ] Прямоугольные сёдзи могут перекоситься, и в этом случае изогнутые бамбуковые пружины вставляются в короткую диагональ, чтобы вернуть их в вертикальное положение. [ 30 ] Дизайн рамы может быть весьма художественным. [ 4 ]
Кумико — это тонкие деревянные планки экрана, а цукеко — более тяжелые элементы (обычно по краю). Цукэко , либо с соединяются с помощью пазо-шиповых соединений, либо с соединением ягути более сложным соединением под углом. [ 31 ] Дзигуми кумико обычно соединяются простыми половинками суставов . [ 32 ] но там, где дзигуми кумико пересекаются под непрямым углом или три пересекаются в одной и той же точке ( митсу-кудэ [ 33 ] ), углы могут усложняться, [ 27 ] [ 34 ] и для их быстрой резки используются специальные инструменты. [ 35 ] Маленькое кумико можно просто смонтировать и приклеить. [ 32 ]
Хотя рамы можно изготовить с использованием минимального количества ручных инструментов, специализированные ручные инструменты, электроинструменты и приспособления для резки одинаковой длины и угла ускоряют процесс. [ 23 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Эти инструменты часто бывают самодельными; Поскольку производство сёдзи является высококонкурентным, это дает мастерам кумико решающее конкурентное преимущество. [ 39 ] [ 40 ] Помимо изготовления рам вручную, существует и промышленное массовое производство. [ 4 ]
Некоторые простые типы кумико включают:
- мабарасан 疎桟障子сёдзи [ 6 ] или арагуми сёдзи имеют большие квадратные отверстия и быстро собираются. Это стандартная модель, используемая в большинстве сёдзи. [ 41 ]
- Ёкосигэсан сёдзи ( Ёкосигэсан сёдзи ) [ 6 ] или ёкосигэ сёдзи имеют прямоугольники, которые длиннее в горизонтальном направлении; они более распространены на востоке Японии. [ 41 ]
- татэхонсигесан сёдзи ( татэхонсигесан сёдзи ) [ 6 ] или татэсигэ сёдзи имеют прямоугольники, которые длиннее в вертикальном направлении; они более распространены на западе Японии. [ 41 ]
Коси (дадо)
[ редактировать ]
Самые нижние части сёдзи, которые чаще всего намокают. [ 42 ] или пнул, [ 41 ] из цельной деревянной панели может быть заполнен дадо , называемым коси ( 腰 ; буквально «талия» или «бедра»; не путать с коси , см. выше). [ 43 ] Такой сёдзи называется косизуке сёдзи. [ 41 ]
Если высота панели превышает 60 см, или около трети высоты всего сёдзи, сёдзи можно назвать коси-дака-сёдзи ( 腰高障子 ; буквально «высоко -коши сёдзи»). [ 15 ] [ 44 ] Они несколько архаичны, так как предназначались для защиты от дождя. Теперь, когда сёдзи редко подвергаются воздействию дождя (из-за того, что они находятся за стеклом), широко используемая форма имеет гораздо более низкую панель и называется коси-цуки-сёдзи ( 腰付障子 ). [ 6 ] Манака косисёдзи ( Манака косисёдзи ) имеет центральный коси . [ 6 ]
Начиная с конца 1500-х годов, деревянные панели часто были весьма искусно украшены. [ 44 ] снаружи Коси может быть покрыт плетением, а изнутри оклеен бумагой. [ 44 ] Изображения на бумаге иногда наклеивались на доску коси ( харицукэ-э , 貼付絵 ); Наклеенные картинки характерны для стиля Сёин . [ 45 ]
Доски коси можно прикрепить к прямым вертикальным или горизонтальным рейкам, которые возвышаются над досками; старые рельсы толще и часто имеют фаски . Рельсы часто группируются в группы; эта группировка называется фукиёсэ ( 吹寄 ). [ 44 ]
Наполнение
[ редактировать ]Открытые и полуоткрытые.
[ редактировать ]-
Дверь коси в историческом доме, незаполненная.
-
Дверь коси в магазине соба, наполненная стеклом; Слева простое окно коси.
-
Эти раздвижные коси незаметно застеклены и менее защищены, чем обычно.
-
Рид сёдзи; коши с вырезанными битами, верхняя часть незаполнена.
-
Сударе-сёдзи ; за его пределами — сударе бёбу и ками (наполненные бумагой) сёдзи.
Пространства между кумико иногда оставляют открытыми, а панель коси используют как открытую решетку. [ 47 ] особенно летом, для большей циркуляции воздуха. [ 4 ] Коси могут быть превращены в окна ( коси-мадо , 格子窓 ) или двери ( коси-до , 格子戸 ). Коси, которые традиционно оставляли открытыми, теперь часто заполняются стеклом; это не требует особых изменений в их внешнем виде или структуре, и глазурованные коси по-прежнему считаются коси. [ 15 ] Некоторые решетчатые узоры имеют геральдическое значение, например, обозначая профессию владельца магазина. [ 47 ]
Рамы также могут быть покрыты проволочной сеткой для вентиляции без насекомых. [ 43 ] Сударе -сёдзи ( 簾障子 ; также называемый судо , 簾戸 ) наполнен тростником Phragmites , стеблями кошачьего хвоста , пампасной травой или тонким бамбуком, скрепленными несколькими рядами нитей, оплетенных вокруг стеблей. [ 48 ] [ 49 ] Они обеспечивают больше тени и вентиляции, чем сёдзи на бумажной основе, и их также называют нацу-сёдзи ( 夏障子 , «летние сёдзи»). [ 48 ] [ 49 ] поскольку их можно использовать сезонно. Например, в Киото бумажные сёдзи и фусума будут удалены и заменены дверями судо и сударе жалюзи ; Обычно это делается ближе к концу июня, до того, как закончится сезон дождей и начнется фестиваль Гион . [ 50 ]
Ткань и бумага
[ редактировать ]Сёдзи чаще всего заполняются одним листом бумаги, наклеенным на заднюю часть рамки (с внешней стороны). Сёдзи также можно оклеить бумагой с обеих сторон, что повышает теплоизоляцию и звукопоглощение; силуэт кадра все еще виден. [ 51 ]
- фуцу («обычные») сёдзи ( обычные сёдзи ) имеют рамку с одной стороны и бумагу с другой. [ 6 ]
- Мизугоси сёдзи имеют рамку , зажатую между двумя бумагами. [ 6 ] Также называется тайко сёдзи. [ 41 ]
- Рёмен сёдзи ( двусторонние сёдзи ): бумага зажата между двумя рамками. [ 6 ]
Сёдзи не делают из рисовой бумаги , хотя это широко распространено за пределами Японии. [ 5 ] возможно, просто потому, что «рисовая бумага» звучит по-восточному. [ 7 ]
Традиционно использовалась ткань, обычно тонкий шелк, но ее использование сократилось с улучшением качества васи (специализированная бумага, которая особенно хорошо рассеивает свет и исключает ветер). [ 6 ] Васи традиционно изготавливают из кодзо (шелковица, Broussonetia papyrifera ), мицуматы ( Edgeworthia papyrifera ) или гампи ( Wikstroemia canescens ) или конопли . волокон [ 53 ] [ 7 ] и он продается в широком диапазоне типов. Раньше васи делались из более узких полосок, которые при приклеивании перекрывались на несколько миллиметров; теперь он поставляется в более широкой ширине, а в рулонах или длинах - высотой с короткую японскую дверь. Яркая белая бумага наиболее популярна в Японии; Также доступны кремово-белые цвета, но следует избегать более темных цветов, поскольку они не пропускают свет. Массовое производство васи началось в 1800-х годах, что сделало его гораздо более доступным. [ 7 ] Синтетические волокна впервые были использованы в бумаге васи в 1960-х годах (середина периода Сёва ). [ 4 ] [ 7 ] Для увеличения прочности на разрыв можно использовать небольшую долю синтетических волокон. [ 54 ] Оптические характеристики васи, такие как отражательная способность и рассеяние , выбираются производителем. [ 5 ]
Бумагу украшают декоративными заплатками, если она порвалась. [ 5 ] [ 4 ] [ 18 ] и традиционно заменяется один раз в год в конце декабря (иногда реже, например, каждые два года). [ 18 ] ). Рисовый клей, крепится, которым кумико водорастворим. [ 55 ] [ 17 ] ( пшеничная паста) иногда используется [ 18 ] бумаги . Также можно использовать двусторонний скотч, особенно для ламинированной [ 56 ] ).
Ламинированная бумага с виниловым покрытием служит дольше и достаточно водонепроницаема, чтобы ее можно было протирать, но чем толще пластиковая пленка, тем сложнее ее установить. [ 57 ] [ 58 ] После высыхания клея (~6 часов) [ 9 ] ), неламинированную бумагу можно сбрызгивать водой, чтобы разгладить ее (удалить мелкие морщинки), а ламинированную бумагу нельзя. [ 17 ] Бумагу сёдзи нельзя использовать в местах, где она намокнет, например в ванной; Это повлияет даже на ламинированную бумагу, так как вода будет просачиваться по краям. [ 59 ]
Традиционно в абура-сёдзи ( масло -сёдзи), также называемом ама-сёдзи ( Ниси-но (обычно ниси-но-учигами , дождь-сёдзи), использовалась бумага -учигами ), которую наклеивали пастой на основе уксуса, а затем смазывали маслом. Это делало их водонепроницаемыми, поэтому их использовали там, где дождь мог попасть под карниз. [ 42 ] в европейском стиле Окна из промасленной бумаги были обычным явлением в Европе, поскольку неглубокие карнизы подвергали окна воздействию осадков. В Японии глубокие карнизы были обычным явлением, а окна из промасленной бумаги были редкостью. [ 15 ]
Гладкий лист бумаги, покрывающий заднюю часть сёдзи, может затруднить захват и скольжение сёдзи снаружи. Чтобы решить эту проблему, один квадрат в рамке можно оклеить бумагой только с противоположной стороны. [ 29 ] и/или на внешней стороне рамы можно вырезать канавку (см. изображение). Эта дверная ручка называется хикитэ . [ 29 ]
Хотя бумага васи блокирует ветер, она позволяет воздуху диффундировать, обеспечивая циркуляцию воздуха. [ 5 ] [ 9 ] Это особенно важно в традиционных зданиях, в которых древесный уголь . сжигается [ 5 ] и влага испаряется с земли в подвале под фальшполом. [ 60 ] Ранма (панели фрамуги/фрамуги над раздвижными панелями и камои ) могут иметь отверстия для дальнейшего прохождения ветра через здание. [ 10 ]
Пластиковые листы и синтетические волокна
[ редактировать ]Менее традиционно жесткие светорассеивающие панели из пластика. используются также [ 61 ] например, толщиной примерно 2 мм [ 62 ] акрил [ 63 ] [ 64 ] или поликарбонат [ 65 ] который можно заморозить или приклеить к печатной пленке. [ 63 ] Также используется акрил, армированный стекловолокном. [ 66 ] Жесткие полупрозрачные панели нелегко соединить; Обычно на кадр следует использовать один непрерывный лист. [ 59 ] Пластиковые панели водонепроницаемы, а некоторые из них можно использовать на открытом воздухе круглый год. [ 67 ]
похожие на бумагу листы пластиковых нетканых материалов Также можно использовать , включая полипропилен (например, тот, который используется в хирургических масках и другой одноразовой одежде). [ 68 ] отрывная пленка из эпоксидной смолы и белого нетканого стекловолокна . Также используется [ 73 ] волокон с виниловым покрытием ), нетканые листы из композитных пластиковых ( полиэфирных Также используются [ 74 ] и могут крепиться с помощью съемных застежек, а не клея, хотя они по-прежнему одноразовые. [ 51 ]
Стекло
[ редактировать ]-
У юкими сёдзи (сёдзи, наблюдающего за снегом) есть стеклянные панели. Они позволяют видеть улицу в холодную погоду. Это стеклянные сёдзи дзика. [ 41 ]
-
Полупрозрачные секции юкими сёдзи часто раздвигаются, как створки окон , для обеспечения конфиденциальности (слева — открыта; справа — закрыта; центр — частично открыта). Это называется суриагэ или агесаге сёдзи ( суригами, верхний и нижний сёдзи ). [ 75 ] [ 41 ]
-
Другой стиль юкими сёдзи, йокогаку сёдзи: стекло во всю ширину, окруженное легкими стеклами. [ 41 ]
-
Другой стиль юкими сёдзи, катагаку сёдзи: одна центральная стеклянная панель, окруженная обычным легким материалом. [ 41 ]
-
сёдзи с бумажным покрытием Нэкома (с выдвижной панелью для обзора) внутри энгавы и цельностеклянный гарасу-до снаружи.
Нэкома сёдзи ( 猫間障子 , также называемый маго сёдзи, 孫障子 ) имеет горизонтально скользящую полупрозрачную подпанель (или две, для осакской нэкома сёдзи), которую можно открыть изнутри, чтобы обеспечить обзор наружу. До конца 1800-х годов эти небольшие панели были единственным способом использования стекла в сёдзи; [ 76 ] [ 77 ] выдувное листовое стекло было дорогим и продавалось в небольших стеклах.
Более дешевое листовое стекло было завезено в Японию примерно в конце 1800-х годов. Его широко применяли к традиционным дверям коси без особых изменений в традиционной форме и структуре. [ 15 ] Промасленная бумага в ама-сёдзи также была заменена стеклом. [ 42 ] [ 15 ]
Юкими сёдзи ( 雪見障子 , сёдзи, наблюдающие за снегом) имеют большую часть стекла во всю ширину, на уровне глаз сидящего человека, что позволяет видеть окружающую среду в холодную погоду. Стекло можно использовать в виде больших листов или небольших окон ( кумико превращается в мунтины ). Юкими сёдзи также содержат непрозрачные полупрозрачные секции для обеспечения конфиденциальности. В суриаге сёдзи есть вертикально скользящая полупрозрачная секция; полупрозрачные секции разделены горизонтально, как створки окна . [ 41 ] В закрытом состоянии они очень похожи на стандартные сёдзи (см. изображения). Также продаются отрывные пленки, которые придают стеклу вид васи. [ 67 ]
Сукими сёдзи ( сёдзи, наблюдающие за луной ) [ 6 ] похожи; у них есть верхние панели, обеспечивающие обзор, а нижние полупрозрачные. [ 78 ] [ нужен лучший источник ]
Примерка
[ редактировать ]-
Сёдзи обычно монтируется с помощью двух раздвижных панелей в проеме. Если требуется полное открытие, панели снимаются. 2х2,5 Кенхаус .
-
Четырехпанельный проем в Sankeien , открыт. Самые внутренние и внешние двери полностью перекрываются; Обратите внимание, что в однослойной ранме выше свет ярче, а силуэт посетительницы, наклонившейся за сумкой, резче.
-
Вверху: катабики сёдзи, на внутренних направляющих, скользит перед стеной. Внизу справа: катабики сёдзи, который не может полностью раскрыться.
-
Каке-сёдзи висят на крючках; их используют для небольших окон в непрозрачных стенах.
Двери седзи часто проектируются так, чтобы открываться (и, таким образом, экономить пространство, которое потребовалось бы для распашной двери). [ 1 ] ); их также можно подвешивать или фиксировать. [ 6 ]
Чаще всего панель сёдзи скользит по деревянной направляющей с рифлеными краями. Верхняя канавка значительно глубже нижней. [ 7 ] [ 8 ] [ 79 ] Нижний паз прорезан в сикии , или пороговой балке («шикии высокий» означает «трудно посетить это место» или выражает застенчивость). Верхний паз прорезается в камое — перемычке между соседними столбами. [ 10 ] Традиционная деревянная дорожка требует точной подгонки, [ 5 ] древесина может изнашиваться в процессе использования или деформироваться из-за изменений влажности. [ 41 ] Хорошо сделанная традиционная система пазов достаточно легкая, чтобы дверь можно было сдвинуть одним пальцем. [ 7 ] [ 4 ] [ 9 ] Традиционно канавки натирались воском; В более современных версиях канавки могут быть покрыты пластиком с низким коэффициентом трения. [ 9 ]
Сёдзи часто монтируются парами, с двумя панелями и двумя пазами в каждом отверстии. [ 8 ] В закрытом состоянии соседние раздвижные сёдзи перекрываются на ширину края деревянной рамы. [ 8 ] Сёдзи также крепятся к проему четырьмя панелями. В этом случае самая внутренняя пара обычно устанавливается на одной и той же дорожке, а самая внешняя пара - на другой дорожке; [ 8 ] Закругленный шпунт и паз вырезаются так, чтобы самая внутренняя пара сцеплялась. [ 80 ] Двойные параллельные канавки позволяют сёдзи скользить так, что они занимают почти половину своей закрытой ширины; [ 8 ] если необходимо отверстие большего размера, сёдзи необходимо удалить. [ 5 ] Поскольку панели обычно немного отличаются, важно вернуть их в том же порядке, не меняя местами, чтобы они продолжали легко скользить. [ 5 ] Этот тип монтажа, при котором панели в закрытом состоянии перекрываются на ширину стойки, называется хики-чигай ( 引違 ). [ 81 ] Хики-чигай стал использоваться в минка (домах простолюдинов) в середине периода Эдо (около 1700-х годов). [ 82 ]
Катабики сёдзи ( 片引障子 ) — это отдельные панели, скользящие по одной канавке. Они скользят по направляющим, закрепленным на прочной стене, а в открытом состоянии частично или полностью перекрывают стену. Их используют для окон меньшего размера в непрозрачных стенах; это часто встречается в тясицу (см. изображение). [ 83 ] [ 84 ] Маленькие окна и крепления катабики использовались в минка до середины периода Эдо, но затем были заменены более крупными проемами с раздвижными панелями. [ 82 ] Сёдзи во всю высоту, установленные так, чтобы их можно было скользить перед непрозрачной стеной, в современной Японии не распространены. [ 8 ] Панели Washi-on-frame также можно использовать для рассеивания искусственного источника света; в японских абажурах такое использование является одновременно распространенным и традиционным в Японии. [ 5 ] [ 85 ]
Менее традиционно хики ( 引 ) сёдзи (раздвижные панели) можно подвешивать на роликах, которые передвигаются по металлическим направляющим, установленным сбоку от камои . Это позволяет избежать проблем с посадкой, вызванных изменениями размеров древесины из-за влажности . [ 41 ] Для таких сёдзи, монтируемых на рельс, требуется штифт, предотвращающий раскачивание, но в противном случае они могут иметь гладкий, беспрепятственный порог. [ 86 ] Такие сёдзи также довольно легко удалить. [ 79 ]

Сёдзи также можно устанавливать в виде карманных дверей между комнатами, называемых хикикоми ( 引込 ) сёдзи. [ 83 ] Это историческая практика, но она больше не распространена в Японии, хотя иногда ее используют в домах в западном стиле. [ 8 ] Седзи в Европе обычно подвешивают на направляющих для жалюзи с помощью застежек «прикосновение и закрытие», таких как липучка . Нижний швеллер не требуется и не используется — панели обычно толщиной 16–17 мм изготавливаются из древесины Обече, а не из традиционной хвойной древесины. Преимущество этого метода состоит в том, что он реже ломается, но может двигаться при сильных сквозняках.
Иногда используются и другие методы подвески. [ 87 ] Каке-сёдзи (подвесные сёдзи) в основном используются в традиционно деревенских тясицу (чайных комнатах). Их обычно вешают над маленькими окнами в непрозрачных стенах из глиняной штукатурки; они висят на крючках с загнутыми гвоздями, по одному с каждой стороны верхней части окна, а самая верхняя часть рамы расширена на два горизонтальных выступа, которые опираются на крючки (см. Фото выше). [ 41 ] [ 88 ] Как катабики сёдзи, [ 83 ] какэ сёдзи можно разместить внутри или снаружи стены, в зависимости от того, что подходит к окну. [ 29 ]
Хираки сёдзи крепятся на петлях в дверном косяке и открываются как стандартная западная дверь. Некоторые из них одинарные, некоторые двойные . [ 89 ] Двойные двери, независимо от того, складываются они или нет, называются рёбираки сёдзи . [ 90 ]
сёдзи ( Цукурицуке «фиксированные сёдзи») часто представляют собой горизонтальные полосы. [ 6 ]
Разработка и использование
[ редактировать ]Оборудование Хашира-ма
[ редактировать ]Традиционные японские постройки представляют собой конструкции с перемычками. Они построены вокруг вертикальных стоек, соединенных горизонтальными балками ( стропила традиционно были единственным элементом конструкции, который не был ни горизонтальным, ни вертикальным). Остальная часть конструкции не несущая. [ 91 ]
Крыша завершена, во всех зданиях, кроме самых дешевых, также добавлен фальшпол (кроме кухни). [ 92 ] Оставался вопрос, что делать с пространством между колоннами, хашира - ма . [ 93 ]
хашира-ма может быть заполнена В более дешевых японских домах неподвижными стенами . Например, могут быть стены из обрешетки и штукатурки, а в более холодных районах — соломенные стены; их до сих пор используют в деревенских чайных и исторических зданиях (см. изображения). стены из коры и бамбука, обшивка и стены из досок и реек . Также использовались [ 91 ] Однако там, где это было возможно, была тенденция против постоянных стен. Вместо этого использовались открывающиеся или съемные экраны, а их тип, количество и положение регулировались в зависимости от погоды снаружи и происходящего внутри. В совокупности эти предметы можно назвать оборудованием хашира-ма . [ 93 ]
Технология изготовления оборудования хашира-ма со временем развивалась, и сёдзи были среди этих разработок. Сёдзи наложили ограничения на другие типы снаряжения хашира-ма: будучи полупрозрачными, не водонепроницаемыми, легкими и хрупкими, они нуждаются в защите, но им также нужен доступ к свету.
История
[ редактировать ]Буквально сёдзи означает «маленькая мешающая вещь» ( 障子 ; его можно перевести как « экран »), и хотя это использование сейчас устарело, [ 4 ] Первоначально сёдзи использовалось для изготовления различных панелей, экранов или занавесок, закрывающих обзор. [ 4 ] много портативных, [ 94 ] либо отдельно стоящие, либо подвешенные на перемычках, [ 95 ] используется для разделения внутреннего пространства зданий (см. Список перегородок традиционной японской архитектуры ). В то время как сёдзи теперь означает исключительно полупрозрачный каркасный экран, а «фусума» — непрозрачный, [ 4 ] историческая терминология менее ясна.
Обтянутые тканью панели каркаса, которые помещались между колоннами (но еще не скользили в пазах), были изобретены в 600-х годах. Их использовали для защиты спален (как занавески на кровати с балдахином ) и называли фусума сёдзи. [ 96 ] (было еще постельное белье под названием «фусума» [ 97 ] ). Когда вместо ткани стала использоваться бумага, фусума сёдзи также стали называть караками сёдзи. [ 96 ] С конца 1100-х до начала 1200-х годов полупрозрачные тканевые и бумажные сёдзи назывались акари-сёдзи ( 明障子 ), «освещающие сёдзи». [ 6 ] Неясно, когда впервые были использованы полупрозрачные сёдзи. [ 48 ]
с симметричными круглыми колоннами Стиль синдэн развился в середине 900-х годов для дворцов аристократов на берегу озера. Снаружи можно было закрыть тяжелые деревянные ставни, называемые ситоми -до ( 蔀戸 ). [ 95 ] которые обычно имели горизонтальное разделение и шарнирные соединения (хадзитоми), но иногда были вертикально разделенными и шарнирными. [ 98 ]
Раздвижные перегородки (хики-до, 引戸 , буквально «раздвижная дверь») не использовались до конца периода Хэйан и начала периода Камакура. [ 99 ] Ранние раздвижные двери были тяжелыми; некоторые были сделаны из цельного дерева. [ 100 ] Первоначально их использовали в дорогих особняках, но со временем стали использовать и в более обычных домах. [ 99 ]
- Ставни, используемые с сёдзи
-
Хаджитоми разделены и шарнирно закреплены горизонтально. Здесь нижние половинки подняты. За хадзитоми находятся сёдзи.
-
Справа три паза, три панели. Майра-до открыты, а единственная панель сёдзи закрыта; половина территории все еще заполнена майра-до. Здание слева более новое; его внешний паз проходит за пределами столбов. Ставни сложены в то-букуро по углам, а сёдзи в двух внутренних пазах проходят непрерывно ( крупный план ).
-
Вид сверху на системы ставней Майрадо и Амадо, показывающий ротатор и то-букуро. Черные квадраты — это столбы. Сёдзи белого цвета, ставни черного цвета, пазы серого цвета. См. также внешний фильм .
-
Разрез дома среднего класса в стиле Сукия начала 1880-х годов.
Плавное прилегание панели к пазу имеет решающее значение для обеспечения легкого перемещения панелей. [ 5 ] и обработка древесины раздвижного механизма, разработанная с течением времени [ 6 ] (современные сёдзи можно перемещать одним пальцем). [ 5 ] Раньше канавки делали добумидзо ( どぶ溝 ), прибивая деревянные полоски к балкам камой (перемычка) и сикии (подоконник). [ 6 ] Позже в балках были вырезаны канавки с использованием специальной пилы для разрезания сторон, долота для удаления отходов и специальных плоскостей для сглаживания канавок. [ 101 ] [ 102 ] Шакури- канна ( плуг ) использовался для сглаживания дна канавки, а вакитори-канна - для боковых сторон канавки. [ 103 ] (эти самолеты также стали более сложными, позже были добавлены регулировки винта и другие усовершенствования механической обработки металла). [ 102 ] До того, как хики-чигай (раздвижные панели, которые перекрываются при закрытии) стали стандартом в период Муромати, в хики-до была центральная вертикальная направляющая (накаходате, 中方立 ) в середине каждого отверстия, чтобы закрыть зазор между панелями, когда они были закрыты. . [ 6 ]
В период Муромати хики-до усовершенствовалось, и стиль Сёин . получил развитие архитектурный [ 94 ] Растущий класс воинов, стремившийся подражать аристократической моде, и аристократы, потерявшие богатство, больше не могли позволить себе дворцы в стиле Сидэн. [ 11 ] Конрад Тотман утверждает, что вырубка лесов была фактором изменения стиля, включая переход от деревянных раздвижных дверей с панелями к легким сёдзи и фусума с закрытым каркасом . [ 100 ]
Основной частью стиля был сёин («библиотека» или «кабинет»), комната со столом, встроенным в нишу с окном сёдзи, в монашеском стиле; [ 94 ] [ 104 ] эта ниша для письменного стола возникла в период Камакура. [ 105 ] В стиле Сёин также широко использовались раздвижные двери. [ 94 ] Чтобы лучше соответствовать закрытому хикидо, опорные столбы были прямоугольными; их называли каку-башира ( 角柱 ). [ 94 ] Были добавлены подвесные потолки, а татами использовались от стены до стены, полностью закрывая половицы. Размеры татами были стандартизированы на региональном уровне, а другие элементы комнаты стали пропорциональны циновкам; [ 94 ] стандартизация строительных компонентов снизила количество отходов и необходимость изготовления по индивидуальному заказу, а, следовательно, и стоимость (например, стандартные пиломатериалы имели именно те размеры, которые были необходимы плотнику). [ 29 ] [ 91 ] Здания низшего класса переняли некоторые из более дешевых элементов стиля Сёин, где это разрешено законом (классовые ограничения не были сняты до эпохи Мэйдзи , в конце 1800-х годов). [ 104 ] Минка (дома простолюдинов) в то время редко использовали раздвижные конструкции и обычно имели только небольшие окна. [ 82 ]
Были разработаны разнообразные специализированные хики-до (наряду с промежуточными формами). Помимо сёдзи, существовали похожие фусума, но с непрозрачной бумагой, и майра-до — деревянные двери из досок и реек ( 舞良戸 ). [ 106 ] Майра-до заменила ситоми-до в качестве дверей, защищающих от дождя. Первоначально балки между внешними опорными стойками были прорезаны с тремя пазами; самый внутренний для сёдзи и два внешних для майрадо-до. Это означало, что хашира-ма обычно была по крайней мере наполовину скрыта, хотя другая половина могла быть открытой, заполненной сёдзи или закрытой. [ 93 ] [ 107 ]
В первой половине 1600-х годов, в начале периода Эдо, крайняя канавка была вынесена за линию колонн. Деревянные ставни, помещенные в эту канавку, соединялись между собой по краям и назывались ама-до ( 雨戸 , «дождевая дверь»): это были штормовые ставни, которые использовались только ночью и в плохую погоду. [ 93 ] [ 108 ] Чтобы утром открыть здание, каждое ама-до сдвигали ( вращаясь по углам ) до конца паза, где они складывались в коробку. [ 93 ] называется то-букуро [ 109 ] ( Тобукуро , Тобукуро : буквально «дверь-контейнер»). То-букуро может быть спроектирован так, чтобы откидываться в сторону. [ 110 ] [ 111 ] Две внутренние канавки остались прежними, но теперь обе можно было заполнить сёдзи, что удвоило количество сёдзи в здании. Легкие сёдзи можно было легко поднять и унести. Эта новая конструкция позволила открыть всю сторону здания, давая либо вдвое больше света от непрерывной стены сёдзи, либо беспрепятственный вид на сад; соответственно изменились сады. [ 93 ] [ 107 ]
К середине 1600-х годов ама-до с одной дорожкой получили распространение, и ама-до можно было размещать снаружи энгавы. [ 93 ] [ 111 ] Комбинация архитектурных изменений ознаменовала конец стиля сёин и начало стиля сукия . [ 107 ]
-
Сёдзи в музейной копии кен Эдо нагая размером 1×2,5 ( 長屋 , рядный дом). Кухня слева, вторая дверь справа; Муневари Нагая имела только кухонную дверь.
-
Сёдзи в мачия (торговом доме). Свет из торинива в полный рост ( 通り庭 , атриум/кухня) проникает в боковые комнаты с татами.
-
Сёдзи в нока ( 農家 , фермерский дом). Чердаки, вероятно, когда-то использовались для шелководства .
-
Голландско-японский интерьер от Деджимы
В отличие от стилей Сидэн и Сёин, система Сукия использовалась и до сих пор используется в японских зданиях всех классов. [ 108 ] [ 111 ] Простые сёдзи стали довольно дешевыми (о стандартизации уже упоминалось), поэтому они не ограничивались домами богатых (см. иллюстрации).
Конструкция из бумаги и дерева очень восприимчива к возгоранию; поэтому плотно расположенные рядные дома нагая также были известны как якея ( 烧家 , やkeya , горящие дома). [ 14 ] Пожары были серьезной проблемой в японских городах даже в период Мэйдзи; дома (включая мебель и стандартизированные архитектурные модули, такие как татами, хики-до и даже половицы) были созданы для того, чтобы их можно было быстро упаковать и вынести при угрозе пожара, оставив только ободранные колонны и крышу, которую можно было легко снести. пожарными. [ 92 ]
Листовое стекло было завезено в Японию в конце 1800-х годов. [ 15 ] Оно использовалось в юкими сёдзи (см. выше) и в безбумажном гарасу-до ( ガラス戸 , голландское заимствованное слово гарасу , стекло). Некоторые ранние гаражные ворота были разделены на панели стойками , как современные западные окна (см. Изображения).
Технология флоат-стекла , которая позволила удешевить большие панели из стекла картинного качества, была разработана в 1950-х годах в Великобритании. [ 112 ] [ 113 ] Процесс стал прибыльным в 1960 году, а в начале шестидесятых заводы получили лицензии по всему миру, в том числе в Японии. [ 114 ] К 1965 году Япония развила значительное внутреннее производство флоат-стекла. [ 115 ] Поскольку в 1960-х годах флоат-стекло создавало большие однокамерные панорамные окна в западной архитектуре, на некоторые из которых повлияла архитектура Японии, [ 116 ] это также оказало влияние на японскую архитектуру. Флоат-стекло широко применялось в традиционных рамах коси без особых изменений в традиционной структуре или внешнем виде. [ 15 ]
В современной Японии довольно распространено наличие гарасу-до (цельностеклянные раздвижные двери) снаружи энгавы ( веранды под карнизом) и полупрозрачных сёдзи внутри, особенно в холодном климате. [ 5 ] Слой бумаги сёдзи под слоем стекла помогает изолировать дом. [ 18 ] Ама-до до сих пор используются для защиты стекла; например, стеклянные двери и сёдзи могут иметь по две канавки каждая, а ама-делает одну дополнительную канавку сразу за стеклом. [ 117 ] Сёдзи распространены в васицу современных японских домов; их также можно использовать вместо штор в комнатах, оформленных в западном стиле. [ 118 ]
-
Энгава облицована сёдзи, покрытыми бумагой (слева, рама внутри), окружена цельностеклянным гарасу-до (справа). Нижнее стекло матовое.
-
Японская кухня середины 20-го века с сёдзи и раздвижными дверями из полуматового стекла.
-
Сёдзи в интерьере с мебелью в западном стиле; обратите внимание на наружные двери из флоат-стекла.
-
Комната с сёдзи в рёкане .
Эстетика и культура
[ редактировать ]Силуэты, проходящие через сёдзи и видимые на темной стороне, ценятся за свой эстетический эффект. [ 1 ] В своей книге о японской эстетике и архитектуре «Похвала теней » Дзюнъитиро Танизаки комментирует роль сёдзи во взаимодействии света и тени. [ 119 ] Сёдзи также фильтрует внешний свет. То, как свет проникает внутрь традиционного здания и какой свет, считается неотъемлемой частью пригодности для жизни и эстетики внутреннего пространства. [ 120 ]
Возможность отодвинуть сёдзи в сторону, вынуть их и положить в шкаф означает, что жилое пространство становится более просторным, открытым и более связанным с садом снаружи. [ 5 ] [ 4 ] Это также означает, что для особых случаев комнаты можно объединять, чтобы в небольшом доме можно было проводить большие общественные собрания. [ 29 ] Этот атрибут ценился, по крайней мере, со времен Хэйан. [ 95 ]
На бумаге сёдзи можно рисовать. [ 4 ] Хотя краска блокирует свет, сёдзи иногда использовались для вывесок (см. изображения).
Портативность способствовала использованию сёдзи в торжественных случаях и в театре. [ 4 ] Человек, которого бросают через сёдзи, — это клише из боевиков. [ 121 ]
См. также
[ редактировать ]- Список разделов традиционной японской архитектуры
- Сударе (бамбуковые ширмы или жалюзи)
- Фусума (непрозрачная версия)
- Энгава (защитная веранда)
- Период Хигасияма
- Мантинс (стеклянные рамы)
- Анидольное освещение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Фусума против Сёдзи» . Просто .
- ^ «Что такое футон?» . Футон Токио . 1 октября 2015 г.
- ^ см. каке- и хираки-сёдзи ниже.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ларсон, Брук. «Что такое сёдзи? Полное руководство по японским бумажным ширмам» . Японские объекты .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Статья в журнале Sukiya Living Magazine о ширмах сёдзи
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Сёдзи 障子» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Что такое Сёдзи?» . эШоджи .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Как работают экраны сёдзи?» . www.eshoji.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Линнея Андерсон (16 апреля 2015 г.). «Панели для раздвижных японских дверей сёдзи своими руками» . homeguides.sfgate.com .
- ^ Jump up to: а б с д «Жизнь в традиционном доме – 12 хитроумных секретов японского дизайна» . ЖИВАЯ ЯПОНИЯ .
- ^ Jump up to: а б «Сёин-дзукури: японский архитектурный стиль» . Британская энциклопедия .
- ^ Сукия-дзукури » www.aisf.or.jp. «
- ^ Спейси, Джон. «Традиционные японские комнаты Васицу» . Разговор о Японии .
- ^ Jump up to: а б «Постоянная выставка 5Ф» . МУЗЕЙ ЭДО-ТОКИО (на японском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Одате, Тосио (26 мая 2015 г.). «Коши-до» . Популярная работа по дереву . Круз Бэй Паблишинг, Инк . Проверено 18 января 2020 г. PDF, с дополнительными изображениями процесса и инструментов , 3D-чертежами двери коси (решетки).
- ^ «Кумико...» WoodSkills . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Как прикрепить обычную бумагу сёдзи с помощью клея» . www.eshoji.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марико (27 декабря 2017 г.). «Обновление раздвижных дверей сёдзи» . Идти! Нагано . Официальный туристический путеводитель по префектуре Нагано. Архивировано из оригинала 27 декабря 2017 года.
- ^ Ригган, Грейс. «Традиционные ширмы сёдзи» .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Аккасу, Одри (25 февраля 2015 г.). «Кумико: изысканно-тонкая сторона традиционной японской работы по дереву» . Новости Соры 24 . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ «бамбуковый барьер такёдзи . ЯАНУС »
- ^ «Мотивы дизайна Кумико - Tanihata Co, Ltd» . www.tanihata.co.jp .
- ^ Jump up to: а б Специализированный ручной инструмент для изготовления пазов для установки ширм сёдзи и очень сложное кумико: Биллинг, Джон (20 мая 2019 г.). «Музей столярных инструментов Такенака» . Большой песок Деревообработка .
- ^ Пекович, Михаил (19 марта 2015 г.). «Придайте пикантности своей работе с кумико» . Тонкая обработка древесины . Архивировано из оригинала 29 ноября 2023 года . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ «Квадратные узоры» . kskdesign.com.au .
- ^ «Ромбовидные узоры» . kskdesign.com.au .
- ^ Jump up to: а б Кинг, Десмонд; Король, Марико. «Шестиугольные узоры: общие сведения» . kskdesign.com.au .
- ^ Кинг, Десмонд; Король, Марико. «Дизайн Сёдзи и Кумико» . kskdesign.com.au .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Морс, Эдвард С. (1885). «3: Интерьеры» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-0998-4 .
- ^ Рисунок 111 и сопроводительный текст азбукой Морзе, 1885 г. [ 29 ]
- ^ Биллинг, Джон (16 мая 2018 г.). «Изготовление экранов сёдзи» . Большой песок Деревообработка .
- ^ Jump up to: а б Биллинг, Джон (6 ноября 2016 г.). «Узор Масу-Цунаги Кумико» . Большой песок Деревообработка .
- ^ , Марико «Разрезание митсу-куде» kskdesign.com.au . Кинг, Десмонд; Кинг
- ^ Рэйни (17 ноября 2009 г.). «Кумико, я просто не могу тебя бросить!» . Инструментальный завод Даед .
- ^ «Ха-ганна» . kskdesign.com.au . Д&М Кинг.
- ^ «Вот как начать использовать кумико» . МЭК Деревообработка .
- ^ Биллинг, Джон (5 марта 2018 г.). «Использование приспособлений для кумико — советы по разделке кумико и проблемы, на которые следует обратить внимание» . Большой песок Деревообработка . , Биллинг, Джон (30 сентября 2017 г.). «Изготовление кумико. Как аккуратно сделать одинаковые полоски кумико» . Большой песок Деревообработка . , Биллинг, Джон (18 декабря 2017 г.). «Создание Кумико с помощью Пин Стоп и Хикоуки Канна» . Большой песок Деревообработка .
- ^ Фаррингтон, Майк (5 февраля 2019 г.). «Как создать Кумико на пиле» . Тонкая деревообработка .
- ^ «Инструменты [Сёдзи]» . kskdesign.com.au .
- ^ Рэйни (14 ноября 2009 г.). «Инструменты для сёдзи» . Инструментальный завод Даед .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Типы экранов сёдзи» . Васу . 21 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Амасёдзи雨障子» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б Биллинг, Джон (30 марта 2019 г.). «Завершение сёдзи» . Большой песок Деревообработка .
- ^ Jump up to: а б с д «Косидака сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ наклеил картинку » www.aisf.or.jp. Харицуке - « э
- ^ «Фукиёсэгуши» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б «Кё-матия (Традиционные таунхаусы Киото)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2022 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Акари сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б «Нацусёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «Светильники Кё-матия» . Справочник по ремонту Кё-матия . Кооперативная ассоциация архитектуры и столярного дела префектуры Киото. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2022 года . Проверено 8 февраля 2020 г. Перевод пары насыщенных иллюстрациями разделов из книги, изданной на японском языке.
- ^ Jump up to: а б «Приказать Сёдзи» . «КИТОТЭ» — ширмы сёдзи, изготовленные вручную из натурального дерева. (на японском языке). Китоте.
- ^ «Бумага Сёдзи» . www.fine-tools.com .
- ^ « бумага www.aisf.or.jp. васи » Японская
- ^ Нориаки, Кавасима; Казумаса, Нара (26 июля 2012 г.). «Способ изготовления основного материала малярной ленты васи с пропиточным покрытием» .
- ^ Фризен, Дэйв (27 октября 2015 г.). «Изготовление сокуи (клея из рисовой пасты) — историческое изготовление ножей» . Кузница скрещенных сердец .
- ^ «Как прикрепить бумагу сёдзи с помощью двустороннего скотча» . www.eshoji.com .
- ^ «Ламинированная бумага» . www.eshoji.com .
- ^ «Warlon Paper — японская бумага сёдзи и материалы для изготовления сёдзи — Shoji Designs Inc» . www.shojidesigns.com .
- ^ Jump up to: а б «Как правильно выбрать бумагу сёдзи для вашего проекта» . www.eshoji.com .
- ^ «Азиатский обычай снимать обувь у двери» . Азиатский дизайн образа жизни .
- ^ Ван Арсдейл, Джей (2013). Сёдзи: Как спроектировать, изготовить и установить японские ширмы . Коданша Интернэшнл. ISBN 9781568365336 .
- ^ «Материалы и конструкция сёдзи-экранов» . www.shojidesigns.com .
- ^ Jump up to: а б «Водонепроницаемая акриловая тарелка сёдзи» . eShoji.com .
- ^ «Warlon Acrylic — Shoji Designs Inc» . www.shojidesigns.com .
- ^ «Руководство по дизайну сёдзи» . Экраны и двери сёдзи .
- ^ «LUMAsite® – Норва Пластикс» .
- ^ Jump up to: а б «Водонепроницаемый сёдзи» . www.eshoji.com .
- ^ «ПП-спанбонд нетканый материал имеет широкий спектр применения» . АНВЬЕТ (по-японски). Архивировано из оригинала 13 января 2020 года . Проверено 13 января 2020 г. .
- ^ «Процедуры обработки SynSkin®» (PDF) . Локтайт Аэроспейс. Архивировано из оригинала (PDF) 20 ноября 2021 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Композитная пленка SynSkin® HC 9837.1» (PDF) . Корпорация Хенкель. (техническая спецификация)
- ^ «Перегородки сёдзи на заказ, японские двери сёдзи» . Тихоокеанский завод Сёдзи .
- ^ «Сынскинские окна» . www.tapplastics.com . ТАП Пластикс.
- ^ Отклеивающаяся пленка [ 69 ] из эпоксидной смолы [ 70 ] белое нетканое стекловолокно . а также используется [ 71 ] [ 72 ]
- ^ Сумито, Киюка (2011). «Структура и функциональность пароструйного волокна Фелибенди» . Химические волокна Интернэшнл . 61 (1): 32–33. ISSN 1434-3584 .
- ^ «Суриаге сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «ЯАНУС/нэкома сёдзи» ЯАНУС — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ « www.aisf.or.jp. Сёко Сон » Магосёдзи
- ^ «Цукими Сёдзи» тику *таку (на японском языке).
- ^ Jump up to: а б «Системы Сёдзи» . www.konashojidesign.com . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 26 января 2020 г. .
- ^ «Хикоки и Мару-инро Канна » kskdesign.com.au . Д&М Кинг.
- ^ «ЯАНУС / хикичигай引違» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б с «минка 民家» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б с «Катабикидо» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «Катабики сёдзи» ЯАНУС — онлайновый словарь японской архитектурной и искусствоведческой терминологии .
- ^ «Чудеса Васи в Гокаяме-Тояме» . ЯпонияПутешествие .
- ^ Сёдзи Гавайи , галерея
- ^ «Раздвижные двери в стиле сёдзи» . Популярный журнал по деревообработке.
- ^ «Какэсёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «Хираки сёдзи» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «рюбираки両開» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии . ЯАНУС .
- ^ Jump up to: а б с Морс, Эдвард С. (1885). «1: Дом» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-0998-4 .
- ^ Jump up to: а б Морс, Эдвард С. (1885). Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-0998-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Норихито Накатани (продюсирование и монтаж), Кенджи Со (фото и режиссура), Маюка Тоёсима (текст), Харуя Суса, Маюка Тоёсима и Ёхей Джимбо (рисунки), Казуюки Окада (веб-редактирование) (28 октября 2015 г.). Переход Кикугецутей (Фильм и иллюстрированная текстовая статья, оба доступны в открытом доступе в Интернете) . Культурный журнал оборудования Хаширамы . Исследование Хаширамы-Сочи; Оборудование между ними. Университет Васэда.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зал официальных аудиенций (Сёин). Архивировано 22 сентября 2020 года в Wayback Machine . Интервью с Мэтью Уэлчем, куратором японского и корейского искусства
- ^ Jump up to: а б с «Синдэн-дзукури寝殿造» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б Ко, Нисино, Жасмин (16 января 2017 г.). Фусума (Раздвижные двери) — Японская энциклопедия . » «
- ^ «Бан Дайнагон экотоба» (PDF) .
- ^ «Ситомидо 蔀戸» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б «Фусума 襖» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б Тотман, Конрад (2014). Япония: Экологическая история . IBTauris & Co Ltd., стр. 129–130. ISBN 9781848851160 .
- ^ «Музей столярных инструментов Такенака» . Большой песок Деревообработка . 20 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Японские плуги — Кикай Сякури Канна и Кудэ Сякури Канна» . Изысканные инструменты .
- ^ Спитдженс, Джей (30 марта 2012 г.). «Использованные японские инструменты» . Тонкая деревообработка .
- ^ Jump up to: а б «Японская архитектура» . Энциклопедия Японии .
- ^ Лао, Тодд. «Цукэ-сёин (Альков письма)» . www.columbia.edu .
- ^ «Сёин-дзукури 書院造» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б с Инадзи, Тоширо (1998). «Порог сада» . От Тейен до дзюкё-но «ариё» до «мисеката, миэката» «Как» и «как презентовать» сады и резиденции Сад как архитектура: форма и дух в садах Японии, Китая и Кореи . Перевод Вирджилио, Памелы (1-е изд.). Токио; Нью-Йорк: Коданша Интернэшнл. ISBN 477001712X .
- ^ Jump up to: а б «Амадо雨戸» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ терминал «-do» и начальный «to-» — одно и то же слово, см. рендаку
- ^ «Тобукуро 戸袋» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б с Морс, Эдвард С. (1885). «5: Входы и подходы» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-0998-4 .
- ^ Пилкингтон, лаборатория (1969). «Обзорная лекция. Процесс флоат-стекла». Труды Лондонского королевского общества. Серия А, Математические и физические науки . 314 (1516). Королевское общество: 1–25. дои : 10.1098/rspa.1969.0212 . JSTOR 2416528 .
- ^ Патент США 2911759 - Производство листового стекла.
- ^ Насименто, Марсио Луис Феррейра (сентябрь 2014 г.). «Краткая история патента на плоское стекло – шестьдесят лет флоат-процесса» (PDF) . Мировая патентная информация . 38 : 50–56. дои : 10.1016/j.wpi.2014.04.006 .
- ^ ПРОЗРАЧНОЕ ЛИСТОВОЕ СТЕКЛО, ПРОЗРАЧНАЯ ПЛАСТИНА И ФЛОАТ-СТЕКЛО ИЗ ЯПОНИИ: Определение ущерба в ходе расследований № AA1921-69/70 в соответствии с Антидемпинговым законом 1921 года с поправками (PDF) (Отчет). ТАРИФНАЯ КОМИССИЯ США. Апрель 1971 года.
- ^ Мачадо и Моура, Карлос; Борхес де Араужо, Педро. «Горизонтальное раздвижное стеклянное окно/стена в 20 веке: долгая техническая и архитектурная эволюция» . Виды зданий .
- ^ пример
- ^ «Традиционные японские дома» . nippon.com . 23 июля 2016 г.
- ^ Дзюнъитиро Танизаки (1933). Похвала теням .
- ^ Терунобу Фухимори. «Разнообразные отверстия чайной комнаты с тринадцатью окнами Йосутейя» . Оконный научно-исследовательский институт . Терунобу Фухимори «Сто окон». Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Спейси, Джон. «Что такое экран сёдзи?» . Разговор о Японии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ōdate, Toshio (2000). Making Shoji . Linden Publishing. ISBN 9780941936477 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кинг, Десмонд; Король, Марико. «Дизайн Сёдзи и Кумико» . kskdesign.com.au .
- Статья в журнале Sukiya Living Magazine об экранах сёдзи. Архивировано 28 сентября 2021 года в Wayback Machine.
- «Сёдзи» . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства .