Бёбу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |




Бёбу ( 屏風 , букв. « ветровая стена » ) — японские складные ширмы, сделанные из нескольких соединенных панелей, украшенные декоративной росписью и каллиграфией , используемые, среди прочего, для разделения интерьеров и ограждения частных пространств.
История
[ редактировать ]Бёбу возникли во времена династии Хань в Китае и, как полагают, были импортированы в Японию в 7 или 8 веке ( период Нара ). Самый старый сохранившийся бёбу, произведенный в Японии, торигэ ритсудзё-но бёбу ( 鳥毛立女屏風 ) , изготовленный в 8 веке, хранится в Хранилище сокровищ Сёсоин . [ 1 ]
периода Нара Бёбу сохранили свою первоначальную форму в виде одной отдельно стоящей панели на ножках. многопанельные бёбу В VIII веке появились , которые использовались в качестве мебели при императорском дворе, в основном на важных церемониях. Такие школы, как Сёга, Кано, Тоса, Маруяма и Римпа, на протяжении многих поколений производили расписную фусума (роспись дверных панелей шкафа) для украшения частных домов и замков. [ 2 ] Шестипанельные бёбу были наиболее распространены в период Нара, были покрыты шелком и соединены кожаными или шелковыми шнурами. Картина на каждой панели была обрамлена шелковой парчой, а панель была обтянута деревянной рамой.
В период Хэйан (794–1185), особенно в 9 веке, бёбу были незаменимы в качестве мебели в резиденциях даймё , буддийских храмах и святилищах . Зенигата ( 銭形 ) , металлические петли в форме монет, были представлены и широко использовались для соединения панелей вместо шелковых шнуров.
После периода Хэйан и независимого развития культуры Японии, отделенной от влияний материковой Азии, дизайн бёбу развился дальше от прежних китайских влияний и стал использоваться в качестве мебели в архитектурном стиле Синдэн-дзукури .
В период Муромати (1392–1568 гг.) складные ширмы стали более популярными и их можно было найти во многих жилых домах, додзё и магазинах. Двухпанельные бёбу заменялись перекрывающимися бумажными петлями были обычным явлением, а зенигата , что делало их легче переносить, их легче было складывать, а соединения прочнее. Эта техника позволяла изображениям в бёбу быть непрерывными вертикальными границами панелей, что побудило художников рисовать роскошные, часто монохроматические сцены на тему природы и пейзажи известных японских мест.
Бумажные петли, хотя и достаточно прочные, требовали, чтобы панельная инфраструктура была максимально легкой. Решетки из хвойных пород дерева изготавливались с использованием специальных бамбуковых гвоздей, которые позволяли строгать решетку по краям так, чтобы она была прямой, квадратной и того же размера, что и другие панели бёбу . Решетки были покрыты одним или несколькими слоями бумаги, натянутыми по поверхности решетки, как барабанная головка, чтобы обеспечить плоскую и прочную основу для картин, которые позже будут установлены на бёбу . Полученная конструкция оказалась легкой и прочной, но при этом довольно хрупкой. использовалась лакированная деревянная рама (обычно черная или темно-красная) После того, как картины и парча были прикреплены, для защиты внешнего периметра бёбу , а к раме прикреплялись замысловато украшенные металлические детали (полоски, прямые углы и заклепки), чтобы защитить лак.
В последующий период Адзути-Момояма (1568–1600) и ранний период Эдо (1600–1868) популярность бёбу росла, поскольку интерес и инвестиции в декоративно-прикладное искусство значительно возросли благодаря покровительству купеческих классов . Бёбу украшал резиденции самураев , демонстрируя высокий ранг и богатство и власть. Это привело к радикальным изменениям в ремесле бёбу , таким как фоны из сусального золота ( 金箔 , кинпаку ) и очень красочные картины, изображающие природу и сцены из повседневной жизни, стиль, впервые разработанный школой Кано .
В наши дни бёбу часто изготавливают машинным способом; ручной работы тем не менее, бёбу все еще доступны, в основном они производятся семьями, сохраняющими ремесленные традиции.
Мексиканский экран
[ редактировать ]
В колониальную эпоху Мексики искусство Мексики находилось под влиянием азиатского искусства, предметов и художников, привезенных в регион через Манильские галеоны . Заметное влияние оказали японские складные ширмы. [ 4 ]
Слово byōbu вошло в мексиканский испанский язык как biombo . [ 4 ] Сцены, изображенные на этих складных ширмах, часто были историческими, например, завоевание Теночтитлана . [ 4 ] Другие изображали повседневную жизнь, например, ширму, изображающую события в деревне Икстакалько . [ 4 ]
японизм
[ редактировать ]Бёбу были популярным предметом японского импорта в Европу и Америку, начиная с конца 19 века. Французский художник Одилон Редон создал серию панно для замка Домси-сюр-ле-Во в Бургундии, находившуюся под влиянием искусства бёбу . [ 5 ]
Современные бёбу художники
[ редактировать ]



Величайшим художником Нихонга второй половины 20 века был Матадзо Каяма ( 加山又造 , 1927–2004) . За тридцатилетний период он нарисовал около 100 экранов, несколько из которых находятся в Национальном музее современного искусства в Токио . [ 6 ]
[После войны] традиции Нихонги подвергались осуждению, и каждый аспект традиционного японского искусства серьезно отрицался. Западный реализм, модернизм и автоматическая свободная абстракция приобрели в Японии последователей, и свободная абстракция достигла пика своей популярности… В этот период, когда я был молод, я уверовал – довольно просто, в каком-то смысле – в секрет но блестящие возможности Нихонги и особенно трафаретной живописи. [ 7 ]
После смерти Матадзо очень немногие художники все еще рисуют бёбу . Многие современные художники продолжают ссылаться на формат бёбу , выравнивая несколько панелей в ряд, создавая сверхширокие картины. В эпоху международной торговли произведениями искусства это делается больше для удобства обращения и транспортировки, поскольку в конечном итоге эти работы выставляются на стене. [ нужна ссылка ]
Кентаро Сато ( 佐藤 健太郎 , р. 1990) создал исключительный двухэкранный byōbu (каждый экран с шестью панелями) для своего магистерского проекта в Университете искусств Тама под названием «Преображение токов» ( 流転ノ行方 ) . Отказавшись от традиционного формата бёбу , Сато использовал отдельные панели, которые больше напоминают фусума (раздвижные экраны, используемые в качестве внутренних перегородок). И он, и Кийо Хасэгава ( 長谷川幾与 , р. 1984) рисуют большие работы с использованием минеральных пигментов на японской бумаге, которые затем монтируются на четыре или шесть отдельных панелей шириной не более 1 метра (3 фута 3 дюйма). [ 8 ] [ 9 ]
Аллан Уэст ( род. 1962), который учился в Токийском университете искусств Матадзо Каяма в 1989–1992 годах, рисует свисающие свитки, веера и складные ширмы:
Я обнаружил , что формат бёбу с его трехмерной поверхностью идеально подходит для создания той глубины, к которой я стремился. Мир внутри картины, кажется, продолжается за пределами поверхности картины. Благодаря шарнирным и отражающим металлическим поверхностям кажется, что работы меняются по мере изменения угла зрения и освещения. [ Бёбу ] — это крупномасштабные работы, которые помещают зрителя внутрь картины. Картина, которая заполняет поле зрения. Картина, в которой чувствуется живое присутствие в произведении. [ 10 ]
Уэсту было поручено создать множество складных ширм, которые можно найти в отелях, офисах и концертных залах по всей Японии.
1968) , похожий на Уэста, но проживающий в Европе, Бенджамин Гордон ( род. — американский художник, специализирующийся на японских жанрах. Хотя его сюжет и обработка отражают дух японской живописи, в отличие от художников Нихонга , Гордон рисует масляными красками, создавая несколько слоев полупрозрачного цвета. Экраны Гордона отличаются отсутствием черной внешней рамки. Вместо этого он использует нетрадиционные ткани как для передней, так и для задней части своих ширм, что добавляет дополнительный смысл или смысл предмету картины. [ 11 ]
Гордон и Ичиро Кикута ( р. 1961) уникальны среди мастеров ширм: оба художника являются не только художниками, но и ремесленниками (эти функции обычно выполняют два человека: художник и ремесленник), конструируя деревянные рамы (или «скелеты»). ( по 骸骨 ) -японски) в традиционной манере. Кикуты Бёбу сразу можно узнать по тематике птиц и животных Ямбару (лесной массив, расположенный недалеко от дома Кикуты в северной части острова Окинава), а также по бумажной обратной стороне ширм, на которых напечатаны гравюры из листьев папоротника. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Список разделов традиционной японской архитектуры
- Китё (текстильный занавес на переносной подставке)
- Норвежцы (провисание ткани)
- Сварка (геркон)
- Чаекгеори
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Экран девушки с птичьим пером № 1, Агентство императорского двора
- ^ Санабрайс, София (2015). «От Бёбу до Биомбо : трансформация японской ширмы в колониальной Мексике» . История искусств . 38 (4): 778–791. дои : 10.1111/1467-8365.12181 . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Биомбо, Вид на дворец вице-короля в Мехико · VistasGallery» . vistasgallery.ace.fordham.edu . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Влияние японского искусства на колониальную мексиканскую живопись | Без рамы» . unframed.lacma.org . 12 января 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Музей Орсе: без перевода» . www.musee-orsay.fr .
- ^ Сотацу . Смитсоновские книги. 2015. ISBN 978-1588345073 .
- ^ Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить «Новые триумфы Каяма Матазо по старым традициям» mp3 youtube com Нихон Кэйзай Симбун. 1996. ISBN 4-532-15999-7 .
- ^ Кейзабуро Окамура (2015). «Отличный сборник выпускных работ 2015» . Токио.
- ^ «О/RU» . Токио. 2022.
- ^ Амели Герарт (2020). «Художник Нихонга Аллан Уэст разделяет радости и трудности работы художника в Японии» .
- ^ «Бенджамин Гордон — Художник — Складные ширмы» . Гамбург. 2022.
- ^ «Производство складных ширм | Ичиро Кикута Ямахара» , Окинава.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Система пользователей сети японской архитектуры и искусства Запись Byyoubu
- Момояма, Японское искусство в эпоху величия , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о бёбу.
- «Бёбу: Величие японских экранов» , веб-сайт, сопутствующий выставке в Художественной галерее Йельского университета, который содержит изображения и описания заслуживающих внимания бёбу .