Jump to content

Ширма

Ширма
Китайская складная ширма, использовавшаяся при австрийском императорском дворе, ок. XVIII век, Императорская коллекция мебели.
Традиционный китайский экран
Упрощенный китайский экран
Буквальный смысл «Блокировщик ветра», «Стопор ветра» или «Стена ветра».
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinpíngfēng

, Складная ширма также известная как пинфэн ( китайский : 屏風 ; пиньинь : пинфэн ), представляет собой тип отдельно стоящей мебели, состоящей из нескольких рам или панелей, которые часто соединяются петлями или другими способами. Они имеют практическое и декоративное применение и могут быть изготовлены в самых разных дизайнах из разных материалов. Складные ширмы возникли в древнем Китае , со временем распространились на остальную часть Восточной Азии и были популярны среди европейцев.

Источник

[ редактировать ]
Мавандуй Лаковая ширма , Китай, династия Хань.
Лаковая ширма принца Наньюэ (реконструкция), Китай, династия Хань
Китайская коромандельская ширма изображена на картине маслом «Шопен» (1873) Альберта фон Келлера . Обычно для складных ширм такого типа на передней стороне изображена подробная сцена, а на задней стороне обычно изображена простая цветочная тема.

Экраны появились в Китае в период Восточного Чжоу (771–256 гг. До н.э.). [ 1 ] [ 2 ] Первоначально это были однопанельные ширмы в отличие от складных ширм. [ 3 ] Складные ширмы были изобретены во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [ 4 ] Изображения этих складных ширм были найдены в гробницах эпохи Хань, например, в гробницах Чжучэна , провинция Шаньдун. [ 1 ]

Складную ширму часто украшали красивыми произведениями искусства; основные темы включали мифологию, сцены дворцовой жизни и природу. оно часто ассоциируется с интригами и романтикой В китайской литературе , например, влюбленная барышня могла с любопытством выглянуть из-за ширмы. [ 1 ] [ 2 ] Пример такого тематического появления ширмы можно найти в классическом романе « Сон о Красной палате» Цао Сюэциня . [ 5 ] Складная ширма была постоянным элементом в литературе Тан . [ 6 ] Танский поэт Ли Хэ (790–816) написал «Песнь об экране» ( 屛風曲 ), описывая ширму молодоженов. [ 6 ] Складная ширма окружала кровать молодых, ее двенадцать панелей были украшены бабочками, севшими на китайские розовые цветы (намек на влюбленных), и имели серебряные петли, напоминающие стеклянные монеты. [ 6 ]

Первоначально складные ширмы изготавливались из деревянных панелей и расписывались на лакированных поверхностях, но со временем складные ширмы, сделанные из бумаги или шелка . стали популярными и [ 3 ] Хотя известно, что складные ширмы использовались еще в древности , они быстро стали популярными во времена династии Тан (618–907). [ 7 ] Во времена династии Тан складные ширмы считались идеальным украшением для многих художников, на которых они могли демонстрировать свои картины и каллиграфию . [ 2 ] [ 3 ] Многие художники рисовали на бумаге или шелке и наносили их на ширму. [ 2 ] В исторической литературе той эпохи упоминались две отдельные художественные ширмы. Один из них был известен как хуапин ( китайский : 畫屛 ; букв. «раскрашенная ширма»), а другой был известен как шупин ( китайский : 書屛 ; букв. «складная ширма с каллиграфией»). [ 3 ] [ 7 ] Люди нередко заказывали складные ширмы художникам, например, художнику эпохи Тан Цао Ба или эпохи Сун художнику Го Си . [ 2 ] Пейзажи на ширмах достигли своего апогея во времена династии Сун (960–1279). [ 1 ] Техника лакирования коромандельских ширм , известная как куанкай ( 款彩 «вырезанные цвета»), возникла во времена поздней династии Мин (1368-1644). [ 8 ] и применялся к складным ширмам для создания темных ширм с вырезами, росписью и инкрустацией из перламутра , слоновой кости или других материалов. [ 9 ]

Распространение по всей Восточной Азии.

[ редактировать ]
Корейская складная ширма на выставке в музее Гиме в Париже.

Пёнпунг (корейский : 병풍; «Складная ширма») приобрел большое значение в период Объединенной Силлы (668–935). [ 10 ] Чаще всего пёнпунг использовался в качестве украшения, в качестве перегородки в комнате или для защиты от ветра, вызванного сквозняком от полов с подогревом ондоль , которые были распространены по всей Корее. [ 11 ] На корейских складных ширмах обычно изображались пейзажи, цветы и художественные исполнения каллиграфии. Выдающиеся ширмы пёнпунг , известные как ирворобонгдо, были важными элементами тронного зала некоторых королей эпохи Чосон , расположенного сразу за троном. Несколько примеров ирворобондо можно увидеть во дворцах Кореи, таких как дворец Кёнбок , дворец Чхандокок и Чангёнгун .

Шестипанельная складная ширма чаэкгори , конец 1800-х годов.

Другой тип ширмы — чаэкгеори с научными мотивами, такими как книги на полке.

Распространенные типы пёнпана, производившиеся во времена династии Чосон, включали:

  • Чимбён (침병): складная ширма, поставленная у кровати.
  • Пэкнапён (백납병): складная ширма, украшенная рисунками или надписями на различные темы.
  • Чансэндобён (장생도병): складная ширма с изображением Шипчжансэндо (10 символов долголетия). [ 12 ]
  • Синсондобён (신선도병): складная ширма, изображающая богов под влиянием даосской мысли.
  • Собён (소병): складная ширма, используемая для траура или обрядов предков, на которой используется только белая бумага без каких-либо рисунков.
Пара ширм с тиграми и драконами работы Кано Санраку , 17 век, каждая размером 1,78 х 3,56 метра.
Типичная работа школы Ринпа . Ирисы , Огата Корин , начало 18 века.

Японская складная ширма (или бёбу ) возникла во времена китайской династии Хань и, как полагают, была импортирована в Японию в VII или VIII веке. Самым старым бёбу , произведенным в Японии, является Торигэ ритсудзё-но бёбу (鳥毛立女屏風), датируемый 8-м веком, и он хранится в Сёсоин . хранилище сокровищ [ 13 ] Начиная с периода Хэйан в 9 веке, благодаря развитию оригинального японского Кокуфу Бунка (国風文化), дизайн стал более местным и стал использоваться в качестве мебели в архитектурном стиле Синдэн-дзукури .

Характерной чертой складных ширм в период Муромати было пространственное выражение тишины, но в период Адзути-Момояма , когда даймё (феодалы) боролись за господство, стали популярными складные ширмы с изображениями тигров и драконов. [ 14 ] В период Эдо , по мере развития экономики, новые торговцы стали покровителями производства складных ширм. В этот период были популярны складные ширмы школы Ринпа , которые отличались высокой декоративностью с использованием золотой или серебряной фольги, смелыми композициями, изображающими простые предметы, и повторяющимися узорами. [ 15 ]

Деревянная складная ширма времен династии Нгуен на выставке в Музее истории Вьетнама.
Вьетнамская ширма, декорированная в технике перламутровой инкрустации .
Складные ширмы во Вьетнаме превратились в тип архитектуры, возводимой перед домами для защиты в Хуэ.
Вьетнамская дама сидит у ширмы.

Складные ширмы на вьетнамском языке известны как биньфонг (屏風). Они были популярны во времена династии Нгуен . Складные ширмы родом из Китая. Благодаря китайскому влиянию во Вьетнам были завезены складные ширмы. Складные ширмы будут иметь общие мотивы, такие как драконы и пейзажи. Складные ширмы часто декорируются в технике khảm xà cừ (инкрустация измельченным перламутром). Во Вьетнаме складные ширмы также стали своего рода архитектурными сооружениями, возводимыми перед домами для защиты и удачи под влиянием фэн-шуй . [ 16 ] [ 17 ]

Распространение в Европу

[ редактировать ]
Эскиз панели ширмы, Монограммист СГМ по мотивам Франсуа Буше , «Триумф Приапа », 19 век, гравюра и офорт

Складные ширмы были завезены в Европу в позднем средневековье . [ 1 ] Например, в 1584 году японское посольство от имени Оды Нобунаги подарило так называемые экраны Адзути Папе Григорию XIII , который выставил их в Ватикане. [ 18 ] В 17 и 18 веках многие складные ширмы были импортированы из Китая в Европу. [ 1 ] [ 2 ] [ 19 ] Европейцы [ 1 ] и особенно французы [ 2 ] восхищался китайскими складными ширмами и любил их и начал импортировать большие лакированные складные ширмы, украшенные произведениями искусства. [ 1 ] [ 2 ] Французский модельер Коко Шанель была страстной коллекционеркой китайских ширм и, как полагают, владела 32 ширмами, восемь из которых находились в ее квартире на улице Камбон, 31 в Париже. [ 20 ] Однажды она сказала:

Я любил китайские экраны с восемнадцати лет. Я чуть не упал в обморок от радости, когда, зайдя в китайскую лавку, впервые увидел короманделя. Экраны были первым, что я купил. [ 21 ]

Использование

[ редактировать ]

Хотя складные ширмы возникли в Китае, сейчас их можно встретить во многих интерьерах по всему миру. [ 9 ] Некоторые из первых применений складных ширм были весьма практичными. Их использовали для предотвращения сквозняков в домах. [ 9 ] на что указывают два иероглифа их китайского имени: пинг ( «экран; блокировка») и фэн ( «ветер, ветер»). Их также использовали, чтобы придать ощущение приватности; В классические времена складные ширмы часто ставили в комнатах и ​​использовали в качестве туалетных ширм для женщин. [ 9 ] Складные ширмы можно установить, чтобы перегородить большую комнату и изменить особенности интерьера помещения. [ 9 ] Ширмы можно использовать в качестве фальш-стены возле входа из одной комнаты в другую, чтобы создать желаемую атмосферу, скрывая определенные элементы, например, двери на кухню. [ 9 ] [ 22 ] Поскольку многие складные ширмы украшены прекрасными художественными рисунками и произведениями искусства, они могут хорошо вписаться в качестве декоративных предметов в дизайн интерьера дома. [ 9 ] [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хэндлер, Сара (2007). Строгая яркость китайской классической мебели . Издательство Калифорнийского университета. стр. 268–271, 275, 277. ISBN.  978-0-520-21484-2 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мазуркевич, Карен; Онг, А. Честер (2006). Китайская мебель: Путеводитель по коллекционированию антиквариата . Издательство Таттл. стр. 144–146. ISBN  978-0-8048-3573-2 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Нидэм, Джозеф ; Цянь, Цуэнь-сюйнь (1985). Бумага и полиграфия, Том 5 . Издательство Кембриджского университета. п. 120. ИСБН  978-0-521-08690-5 .
  4. ^ Ли, О-Янг; Йи, О-рён; Гольштейн, Джон (1999). Вещи корейские . Издательство Таттл. п. 135. ИСБН  978-0-8048-2129-2 .
  5. ^ Тянь, Цзяцин (1996). Классическая китайская мебель династии Цин . Филип Уилсон. п. 54.
  6. ^ Jump up to: а б с Хэндлер, Сара (2001). Строгая яркость китайской классической мебели . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 275. ИСБН  9780520214842 .
  7. ^ Jump up to: а б ван Гулик, Роберт Ханс (1981). Китайское изобразительное искусство глазами знатока: заметки о средствах и методах традиционного китайского ценения изобразительного искусства, основанные на изучении искусства монтажа свитков в Китае и Японии . Книги по хакерскому искусству. п. 159. ИСБН  978-0-87817-264-1 .
  8. ^ Клунас, Крейг (1997). Картины и визуальность в Китае раннего Нового времени . Лондон: Книги реакции. п. 61. ИСБН  978-1-86189-008-5 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Купер, Дэн (1999). «Складное величие» . Интерьеры старого дома . 5 (1): 30–36. ISSN   1079-3941 .
  10. ^ Ким, Кумджа Пайк (2006). Искусство Кореи: основные моменты из коллекции Музея азиатского искусства Сан-Франциско . Сан-Франциско: Музей азиатского искусства. п. 32. ISBN  978-0-939117-31-4 .
  11. ^ Чой, Лиссунг (2017). «Исследование общих характеристик складных ширм» (PDF) . Журнал Корейского мебельного общества . 28 (2).
  12. ^ « Расписная складная ширма «Шипчжансэндо» (10 символов долголетия)» . Google Искусство и культура . Проверено 19 августа 2022 г.
  13. ^ Экран девушки с птичьим пером № 1, агентство Imperial Househpld
  14. ^ Период Адзути-Момояма 1573-1603 гг. JapanVisitor.com
  15. ^ Что такое Ринпа? Мастера Римпы и шедевры, о которых следует знать 15 января 2019 г.
  16. ^ Нгуен, Нат Минь (22 мая 2022 г.). «Уникальная архитектура экрана» . Газета Камау (на вьетнамском языке).
  17. ^ Нгуен, Ань Киет (23 января 2020 г.). «Экран в духовной жизни вьетнамского народа» . Газета Народной общественной безопасности (на вьетнамском языке).
  18. ^ МакКелвей, Мэтью (2006). «Экраны Адзути и изображения замков». Складные ширмы Capitalscapes и политическое воображение в позднесредневековом Киото . Издательство Гавайского университета. п. 296. ИСБН  978-0824861773 .
  19. ^ «Что такое коромандельский экран?» . Кези . Уклю. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 9 августа 2011 г.
  20. ^ «Квартира Коко Шанель: Коромандельские ширмы» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
  21. ^ Задержка, Клод (1983). Шанель Пасьянс . Галлимар. п. 12. Цитируется в: «КВАРТИРА КОКО ШАНЕЛЬ НА ЭКРАНАХ КОРОМАНДЕЛЬ» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
  22. ^ Jump up to: а б Колл, Рэндалл; Эллис, Кейси (2004). Организованный дом: дизайнерские решения для жизни без беспорядка . Глостер, Массачусетс: Рокпорт. п. 41 . ISBN  978-1-59253-018-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b54f12351c90a8d5faebc5272c3a585__1722278340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/85/8b54f12351c90a8d5faebc5272c3a585.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Folding screen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)