Ширма
Ширма | |||
---|---|---|---|
![]() Китайская складная ширма, использовавшаяся при австрийском императорском дворе, ок. XVIII век, Императорская коллекция мебели. | |||
Традиционный китайский | экран | ||
Упрощенный китайский | экран | ||
Буквальный смысл | «Блокировщик ветра», «Стопор ветра» или «Стена ветра». | ||
|
, Складная ширма также известная как пинфэн ( китайский : 屏風 ; пиньинь : пинфэн ), представляет собой тип отдельно стоящей мебели, состоящей из нескольких рам или панелей, которые часто соединяются петлями или другими способами. Они имеют практическое и декоративное применение и могут быть изготовлены в самых разных дизайнах из разных материалов. Складные ширмы возникли в древнем Китае , со временем распространились на остальную часть Восточной Азии и были популярны среди европейцев.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]


Экраны появились в Китае в период Восточного Чжоу (771–256 гг. До н.э.). [ 1 ] [ 2 ] Первоначально это были однопанельные ширмы в отличие от складных ширм. [ 3 ] Складные ширмы были изобретены во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [ 4 ] Изображения этих складных ширм были найдены в гробницах эпохи Хань, например, в гробницах Чжучэна , провинция Шаньдун. [ 1 ]
Складную ширму часто украшали красивыми произведениями искусства; основные темы включали мифологию, сцены дворцовой жизни и природу. оно часто ассоциируется с интригами и романтикой В китайской литературе , например, влюбленная барышня могла с любопытством выглянуть из-за ширмы. [ 1 ] [ 2 ] Пример такого тематического появления ширмы можно найти в классическом романе « Сон о Красной палате» Цао Сюэциня . [ 5 ] Складная ширма была постоянным элементом в литературе Тан . [ 6 ] Танский поэт Ли Хэ (790–816) написал «Песнь об экране» ( 屛風曲 ), описывая ширму молодоженов. [ 6 ] Складная ширма окружала кровать молодых, ее двенадцать панелей были украшены бабочками, севшими на китайские розовые цветы (намек на влюбленных), и имели серебряные петли, напоминающие стеклянные монеты. [ 6 ]
Первоначально складные ширмы изготавливались из деревянных панелей и расписывались на лакированных поверхностях, но со временем складные ширмы, сделанные из бумаги или шелка . стали популярными и [ 3 ] Хотя известно, что складные ширмы использовались еще в древности , они быстро стали популярными во времена династии Тан (618–907). [ 7 ] Во времена династии Тан складные ширмы считались идеальным украшением для многих художников, на которых они могли демонстрировать свои картины и каллиграфию . [ 2 ] [ 3 ] Многие художники рисовали на бумаге или шелке и наносили их на ширму. [ 2 ] В исторической литературе той эпохи упоминались две отдельные художественные ширмы. Один из них был известен как хуапин ( китайский : 畫屛 ; букв. «раскрашенная ширма»), а другой был известен как шупин ( китайский : 書屛 ; букв. «складная ширма с каллиграфией»). [ 3 ] [ 7 ] Люди нередко заказывали складные ширмы художникам, например, художнику эпохи Тан Цао Ба или эпохи Сун художнику Го Си . [ 2 ] Пейзажи на ширмах достигли своего апогея во времена династии Сун (960–1279). [ 1 ] Техника лакирования коромандельских ширм , известная как куанкай ( 款彩 «вырезанные цвета»), возникла во времена поздней династии Мин (1368-1644). [ 8 ] и применялся к складным ширмам для создания темных ширм с вырезами, росписью и инкрустацией из перламутра , слоновой кости или других материалов. [ 9 ]
Распространение по всей Восточной Азии.
[ редактировать ]Корея
[ редактировать ]
Пёнпунг (корейский : 병풍; «Складная ширма») приобрел большое значение в период Объединенной Силлы (668–935). [ 10 ] Чаще всего пёнпунг использовался в качестве украшения, в качестве перегородки в комнате или для защиты от ветра, вызванного сквозняком от полов с подогревом ондоль , которые были распространены по всей Корее. [ 11 ] На корейских складных ширмах обычно изображались пейзажи, цветы и художественные исполнения каллиграфии. Выдающиеся ширмы пёнпунг , известные как ирворобонгдо, были важными элементами тронного зала некоторых королей эпохи Чосон , расположенного сразу за троном. Несколько примеров ирворобондо можно увидеть во дворцах Кореи, таких как дворец Кёнбок , дворец Чхандокок и Чангёнгун .

Другой тип ширмы — чаэкгеори с научными мотивами, такими как книги на полке.
Распространенные типы пёнпана, производившиеся во времена династии Чосон, включали:
- Чимбён (침병): складная ширма, поставленная у кровати.
- Пэкнапён (백납병): складная ширма, украшенная рисунками или надписями на различные темы.
- Чансэндобён (장생도병): складная ширма с изображением Шипчжансэндо (10 символов долголетия). [ 12 ]
- Синсондобён (신선도병): складная ширма, изображающая богов под влиянием даосской мысли.
- Собён (소병): складная ширма, используемая для траура или обрядов предков, на которой используется только белая бумага без каких-либо рисунков.
Япония
[ редактировать ]

Японская складная ширма (или бёбу ) возникла во времена китайской династии Хань и, как полагают, была импортирована в Японию в VII или VIII веке. Самым старым бёбу , произведенным в Японии, является Торигэ ритсудзё-но бёбу (鳥毛立女屏風), датируемый 8-м веком, и он хранится в Сёсоин . хранилище сокровищ [ 13 ] Начиная с периода Хэйан в 9 веке, благодаря развитию оригинального японского Кокуфу Бунка (国風文化), дизайн стал более местным и стал использоваться в качестве мебели в архитектурном стиле Синдэн-дзукури .
Характерной чертой складных ширм в период Муромати было пространственное выражение тишины, но в период Адзути-Момояма , когда даймё (феодалы) боролись за господство, стали популярными складные ширмы с изображениями тигров и драконов. [ 14 ] В период Эдо , по мере развития экономики, новые торговцы стали покровителями производства складных ширм. В этот период были популярны складные ширмы школы Ринпа , которые отличались высокой декоративностью с использованием золотой или серебряной фольги, смелыми композициями, изображающими простые предметы, и повторяющимися узорами. [ 15 ]
Вьетнам
[ редактировать ]



Складные ширмы на вьетнамском языке известны как биньфонг (屏風). Они были популярны во времена династии Нгуен . Складные ширмы родом из Китая. Благодаря китайскому влиянию во Вьетнам были завезены складные ширмы. Складные ширмы будут иметь общие мотивы, такие как драконы и пейзажи. Складные ширмы часто декорируются в технике khảm xà cừ (инкрустация измельченным перламутром). Во Вьетнаме складные ширмы также стали своего рода архитектурными сооружениями, возводимыми перед домами для защиты и удачи под влиянием фэн-шуй . [ 16 ] [ 17 ]
Распространение в Европу
[ редактировать ]
Складные ширмы были завезены в Европу в позднем средневековье . [ 1 ] Например, в 1584 году японское посольство от имени Оды Нобунаги подарило так называемые экраны Адзути Папе Григорию XIII , который выставил их в Ватикане. [ 18 ] В 17 и 18 веках многие складные ширмы были импортированы из Китая в Европу. [ 1 ] [ 2 ] [ 19 ] Европейцы [ 1 ] и особенно французы [ 2 ] восхищался китайскими складными ширмами и любил их и начал импортировать большие лакированные складные ширмы, украшенные произведениями искусства. [ 1 ] [ 2 ] Французский модельер Коко Шанель была страстной коллекционеркой китайских ширм и, как полагают, владела 32 ширмами, восемь из которых находились в ее квартире на улице Камбон, 31 в Париже. [ 20 ] Однажды она сказала:
Я любил китайские экраны с восемнадцати лет. Я чуть не упал в обморок от радости, когда, зайдя в китайскую лавку, впервые увидел короманделя. Экраны были первым, что я купил. [ 21 ]
Использование
[ редактировать ]Хотя складные ширмы возникли в Китае, сейчас их можно встретить во многих интерьерах по всему миру. [ 9 ] Некоторые из первых применений складных ширм были весьма практичными. Их использовали для предотвращения сквозняков в домах. [ 9 ] на что указывают два иероглифа их китайского имени: пинг ( 屛 «экран; блокировка») и фэн ( 風 «ветер, ветер»). Их также использовали, чтобы придать ощущение приватности; В классические времена складные ширмы часто ставили в комнатах и использовали в качестве туалетных ширм для женщин. [ 9 ] Складные ширмы можно установить, чтобы перегородить большую комнату и изменить особенности интерьера помещения. [ 9 ] Ширмы можно использовать в качестве фальш-стены возле входа из одной комнаты в другую, чтобы создать желаемую атмосферу, скрывая определенные элементы, например, двери на кухню. [ 9 ] [ 22 ] Поскольку многие складные ширмы украшены прекрасными художественными рисунками и произведениями искусства, они могут хорошо вписаться в качестве декоративных предметов в дизайн интерьера дома. [ 9 ] [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]
- Шинуазри
- Коромандельский экран
- Висячий свиток
- Рудный экран и триптих : панно в церквях
- Перегородка
- Душ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хэндлер, Сара (2007). Строгая яркость китайской классической мебели . Издательство Калифорнийского университета. стр. 268–271, 275, 277. ISBN. 978-0-520-21484-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мазуркевич, Карен; Онг, А. Честер (2006). Китайская мебель: Путеводитель по коллекционированию антиквариата . Издательство Таттл. стр. 144–146. ISBN 978-0-8048-3573-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Нидэм, Джозеф ; Цянь, Цуэнь-сюйнь (1985). Бумага и полиграфия, Том 5 . Издательство Кембриджского университета. п. 120. ИСБН 978-0-521-08690-5 .
- ^ Ли, О-Янг; Йи, О-рён; Гольштейн, Джон (1999). Вещи корейские . Издательство Таттл. п. 135. ИСБН 978-0-8048-2129-2 .
- ^ Тянь, Цзяцин (1996). Классическая китайская мебель династии Цин . Филип Уилсон. п. 54.
- ^ Jump up to: а б с Хэндлер, Сара (2001). Строгая яркость китайской классической мебели . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 275. ИСБН 9780520214842 .
- ^ Jump up to: а б ван Гулик, Роберт Ханс (1981). Китайское изобразительное искусство глазами знатока: заметки о средствах и методах традиционного китайского ценения изобразительного искусства, основанные на изучении искусства монтажа свитков в Китае и Японии . Книги по хакерскому искусству. п. 159. ИСБН 978-0-87817-264-1 .
- ^ Клунас, Крейг (1997). Картины и визуальность в Китае раннего Нового времени . Лондон: Книги реакции. п. 61. ИСБН 978-1-86189-008-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Купер, Дэн (1999). «Складное величие» . Интерьеры старого дома . 5 (1): 30–36. ISSN 1079-3941 .
- ^ Ким, Кумджа Пайк (2006). Искусство Кореи: основные моменты из коллекции Музея азиатского искусства Сан-Франциско . Сан-Франциско: Музей азиатского искусства. п. 32. ISBN 978-0-939117-31-4 .
- ^ Чой, Лиссунг (2017). «Исследование общих характеристик складных ширм» (PDF) . Журнал Корейского мебельного общества . 28 (2).
- ^ « Расписная складная ширма «Шипчжансэндо» (10 символов долголетия)» . Google Искусство и культура . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Экран девушки с птичьим пером № 1, агентство Imperial Househpld
- ^ Период Адзути-Момояма 1573-1603 гг. JapanVisitor.com
- ^ Что такое Ринпа? Мастера Римпы и шедевры, о которых следует знать 15 января 2019 г.
- ^ Нгуен, Нат Минь (22 мая 2022 г.). «Уникальная архитектура экрана» . Газета Камау (на вьетнамском языке).
- ^ Нгуен, Ань Киет (23 января 2020 г.). «Экран в духовной жизни вьетнамского народа» . Газета Народной общественной безопасности (на вьетнамском языке).
- ^ МакКелвей, Мэтью (2006). «Экраны Адзути и изображения замков». Складные ширмы Capitalscapes и политическое воображение в позднесредневековом Киото . Издательство Гавайского университета. п. 296. ИСБН 978-0824861773 .
- ^ «Что такое коромандельский экран?» . Кези . Уклю. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 9 августа 2011 г.
- ^ «Квартира Коко Шанель: Коромандельские ширмы» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
- ^ Задержка, Клод (1983). Шанель Пасьянс . Галлимар. п. 12. Цитируется в: «КВАРТИРА КОКО ШАНЕЛЬ НА ЭКРАНАХ КОРОМАНДЕЛЬ» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Колл, Рэндалл; Эллис, Кейси (2004). Организованный дом: дизайнерские решения для жизни без беспорядка . Глостер, Массачусетс: Рокпорт. п. 41 . ISBN 978-1-59253-018-2 .