Jump to content

Коромандельский лак

(Перенаправлено с экрана Короманделя )
Коромандельский лак, вероятно, первоначально с трафарета, был использован в шкафу для медалей во Франции в 1720-х годах.

Коромандельский лак — это разновидность китайской лаковой посуды , которая в последнее время в основном производилась на экспорт и называлась так только на Западе, потому что она поставлялась на европейские рынки через Короманделское побережье юго-восточной Индии, где Голландская Ост-Индская компания (VOC) и ее конкуренты из ряда европейских держав имели базы в 18 веке. [ 1 ] Наиболее распространенным типом предметов, выполненных в этом стиле, как для внутреннего использования в Китае, так и для экспорта, была коромандельская ширма , большая складная ширма с двенадцатью листьями, покрытыми черным лаком с большими изображениями с использованием куан-цай (буквально «вырезанные цвета»). ") техника, иногда сочетающаяся с перламутровыми вставками. Другие изготовленные детали включают сундуки и панели. [ 2 ]

Но в Европе краснодеревщики часто разрезали ширмы на несколько панелей, которые вставлялись в предметы мебели, изготовленные на месте, обычных европейских форм того времени, или монтировались в деревянные панели на стенах. [ 3 ] Часто это также делалось с использованием японского лака в совершенно разных техниках, но слово «коромандель» следует использовать только для обозначения китайского лака. Пик моды на обшивку помещений панелями пришелся на конец 17 века. [ 4 ] К 18 веку китайские обои начали проникать в Европу и, как правило, заменили лаковые панели в качестве покрытия для стен. [ 5 ]

Ширма с фигурами в павильонах и главная граница с «сотней антиквариата» на вилле Эфрусси де Ротшильд.

Во время первого импорта в 17 веке коромандельский лак был известен на английском языке как «посуда Bantam» или «работа Bantam» в честь VOC-порта Бантам на Яве , современный Бантем , Индонезия . [ 6 ] Первое зарегистрированное использование «коромандельского лака» находится на французском языке из каталога парижского аукциона 1782 года. [ 7 ]

Техника и иконография

[ редактировать ]
Ширма с изысканным декором из лака, перламутра , черепахового панциря и золота, 1750–1800 гг.

В коромандельских ширмах часто используется сочетание лаковых техник , но основной из них является гуан-цай или «вырезанные цвета». [ 8 ] который восходит к династии Сун . При этом деревянная основа покрывается несколькими толстыми слоями черного или другого темного лака, которые придают полировку. Теоретически формы изобразительных элементов затем вырезаются из лака, хотя в ширмах, где большую часть площади занимают изобразительные элементы, вероятно, использовался какой-то метод резервирования основных элементов и экономии дорогого лака. Области для элементов изображения можно обрабатывать различными способами. Окончательная поверхность может быть окрашена цветным лаком, масляными красками или какой-либо их комбинацией, возможно, после покрытия поверхности шпаклевкой , левкасом , штукатуркой , лаком или аналогичными материалами в качестве наполнителя, придающими неглубокий рельеф фигурам и тому подобному. [ 9 ]

Другая техника заключалась в использовании инкрустации из перламутра , который использовался на лаке, по крайней мере, со времен династии Сун и возродил свою популярность в 16 веке, возможно, также с использованием черепахового панциря , слоновой кости и металла, особенно золота для штрихов. Перламутр часто гравировали и окрашивали красками. Техника перламутра была, по крайней мере изначально, более дорогой и производилась для двора (который также использовал ширмы, расписанные придворными художниками), а техника наполнения, очевидно, была разработана для богатой клиентуры за пределами двора. Судя по всему, экраны в основном производились в провинции Фуцзянь на юге Китая, традиционно ключевой области производства лака. [ 10 ]

Можно было использовать до тридцати слоев лака. На каждом слое можно было вырезать, рисовать и инкрустировать изображения и узоры, что создавало дизайн, выделяющийся на темном фоне. Ширмы были изготовлены в Китае и появились в Европе в 17 веке. [ 11 ] оставаясь популярным до 18-го века.

Бернарда II ван Рисамбурга Комод , 1730–1733 гг.

Основные рисунки обычно делятся на две основные группы: во-первых, изысканные «фигуры в павильонах», часто изображающие «весну во дворце Хань», и, во-вторых, ландшафтные дизайны, часто с акцентом на птиц и животных. [ 12 ] Некоторые экраны иллюстрируют отдельные эпизоды из литературы или истории. Обычно границы проходят выше и ниже основной сцены. На них часто изображен дизайн «сто антиквариата», состоящий из отдельных «предметов ученого», старинных китайских предметов искусства , ветвей цветов или их комбинации. [ 13 ] Между основным изображением и этим изображением, а также по краям часто имеются меньшие границы. Иногда обе стороны ширмы полностью декорированы, обычно контрастными сюжетами. Более ранние экземпляры, сделанные для китайского рынка, часто имеют надписи, обозначающие их вручение в качестве подарков в таких случаях, как дни рождения; [ 14 ] они стали стандартным подарком при выходе на пенсию высокопоставленных чиновников. [ 15 ] Согласно V&A, «на сегодняшний день все известные датированные ширмы куан-цай относятся к периоду Канси » (1654–1722). [ 16 ] Более поздние изделия в основном производились для европейских рынков и были более низкого качества, многие из них были довольно грубыми. [ 17 ]

Лечение в Европе

[ редактировать ]
Еще один экран, преимущественно из перламутра , с фигурами в павильонах на вилле Эфрусси де Ротшильд.

В пиковый период десятилетий около 1700 года основными покупателями экранов, поставляемых VOC, были англичане. Оригинальная мода, возможно, была голландской; он был завезен в Англию после Славной революции 1688 года и в Германию в результате княжеских браков дочерей Фридриха Генриха, принца Оранского , и его жены Амалии Зольмс-Браунфельс . Небольшие комнаты, отделанные лаком, «лаковые кабинеты », были построены в Берлине в 1685–95, в Мюнхене в 1693 году, в 1695 году и в Дрездене в 1701 году. [ 18 ] Эта мода, кажется, быстро угасла после 1700 года, вероятно, в значительной степени замененная в Англии гобеленами с использованием аналогичной азиатской иконографии для членов королевской семьи и верхушки рынка (примеры остались в Белтон-Хаусе ), а затем и обоями. [ 19 ]

Ни одна из английских комнат или комнат, отделанных лаковыми панелями, не сохранилась, но в Рейксмузеуме в Амстердаме есть комната из дворца штатгальтера в Леувардене , которая недавно была отреставрирована и выставлена ​​на обозрение (крыло Филлипса). [ 20 ] В Нидерланды фирменная английская позолоченная кожа с впечатляющим восточным орнаментом была импортирована для отделки величественных домов примерно в 1720-х годах. Европейцы смутно представляли различия между китайским, японским, индийским и другими восточноазиатскими стилями, а английские производители гобеленов воспроизводили ощущение лаковых предметов Короманделя с помощью отдельных фигур, адаптированных из миниатюр Великих Моголов, которые им приходилось держать в руках. [ 21 ]

Затем интерес обратился к включению лаковых панелей, импортированных как таковых или вырезанных из ширм, в предметы мебели на каркасе из европейского дерева, покрытом имитацией «японского» лака, щедро украшенном креплениями из ормолу . [ 22 ] Бернар II ван Рисамбург , который парафировал свои изделия «BVBR», был ведущим парижским эбенистом середины 18 века, среди тех, кто часто использовал в своих произведениях как китайский, так и японский лак , последний обычно выполнен в черно-золотом маки-э. стиле . [ 23 ] Такие детали распиливали, если они были украшены с обеих сторон, и иногда их приходилось медленно сгибать, придавая изогнутую форму для комодов- бомб и других предметов. Мадам де Помпадур особенно увлекалась азиатскими лаковыми панелями в мебели и, вероятно, в значительной степени ответственна за очень высокие цены на такие предметы, иногда в 10 и более раз превышающие цену обычной мебели аналогичного качества. [ 24 ]

После того, как мода на коромандельский лак угасла в 18 веке, спрос на ширмы оставался довольно низким до возрождения в 1880-х годах, когда он возродился как часть общего вкуса к восточному искусству, во главе с сине-белым фарфором . [ 25 ] Музей Виктории и Альберта заплатил за экран 1000 фунтов стерлингов в 1900 году. [ 26 ] тогда как один из них, выставленный на знаменитой распродаже во дворце Гамильтона в 1882 году, был продан всего за 189 фунтов стерлингов. [ 27 ] В Виты Саквилл-Уэст романе «Эдвардианцы », опубликованном в 1930 году, но действие которого происходит в 1905–1910 годах, «коромандельская ширма» упоминается как находящаяся в комнате «безличной, условной, правильной», олицетворяющей стиль тех, кто « беспрекословно следовал дорогой моде». [ 28 ] К 20 веку экраны снова производились в Китае и импортировались через Гонконг для дилеров. [ 29 ]

В 20 веке знаменитый модельер Коко Шанель (1883–1971) была страстной коллекционеркой китайских ширм , особенно коромандельских, и, как полагают, владела 32 ширмами, восемь из которых находились в ее квартире на улице 31. Камбон, Париж. [ 30 ] Однажды она сказала:

Я любил китайские экраны с восемнадцати лет. Я чуть не упал в обморок от радости, когда, зайдя в китайскую лавку, впервые увидел коромандель. Экраны были первым, что я купил. [ 31 ]

Цены на ширмы из Короманделя, несколько снизившись, несколько восстановились с притоком китайских денег на арт-рынок, и в 2009 году ширма была продана дилеру из Азии за рекордную цену в 602 500 долларов США, что на тот момент было рекордной ценой. [ 32 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Н.С. Броммелл, Перри Смит (редакторы), Уруси: Труды исследовательской группы Уруси, 10–27 июня 1985 г., Токио , стр. 254, 1988, Публикации Гетти, ISBN   0892360968 , 9780892360963, полностью онлайн.
  2. ^ Роусон, 360
  3. ^ Алайрак-Филдинг, 83; Осборн, 205 лет.
  4. ^ Ван Кампен, 137
  5. ^ Алайрак-Филдинг, 83
  6. ^ Алайрак-Филдинг, 82–83; Осборн, 205 лет; Виктория и Альберта 130–1885 гг.
  7. ^ Виктория и Альберта 130–1885
  8. ^ Клунас, 61 год.
  9. ^ Педерсен; Осборн, 205 лет; Алайрак-Филдинг, 83 года: Уотт и Форд, 3–6, 23–26, 34, 36.
  10. ^ Педерсен; Осборн, 205 лет; Алайрак-Филдинг, 83 года: Уотт и Форд, 3–6, 23–26, 34, 36; Пелем
  11. ^ Экран Короманделя . Британская энциклопедия. Проверено 23 сентября 2011 г.
  12. ^ Виктория и Альберта 130–1885
  13. ^ Виктория и Альберта 130–1885
  14. ^ Керр, 118
  15. ^ Клунас, 61 год.
  16. ^ Виктория и Альберта 130–1885
  17. ^ Роусон, 360
  18. ^ ван Кампен, 140
  19. ^ ван Кампен, 136–137, 140–145
  20. ^ Страница Национального музея ; ван Кампен 136–137, Ян Доршайд, Пол Ван Дуин, Хенк Ван Кеуле, в: Габриэла Крист, Эльфрида Иби (редакторы), Исследование и сохранение восточноазиатских шкафов в императорских резиденциях (1700–1900): лаковая посуда и фарфор , (Конференция) 2013 Постпринты), стр. 239–259, 2015, Бёлау Верлаг, Вена, [1]
  21. ^ ван Кампен, 136–137, 140–145
  22. ^ ван Кампен, 142–145
  23. ^ Европейская мебель в Метрополитен-музее: основные моменты коллекции , 2006, Метрополитен-музей, ISBN   0300104847 , 9780300104844, книги Google ; Метрополитен-музей, Европа в эпоху монархии , с. 154, 1987, ISBN   0870994492 , 9780870994494, книги Google ; Алайрак-Филдинг, 82–83
  24. ^ Райтлингер, 25–27.
  25. ^ Райтлингер, Глава 7 о всеобщем возрождении, 219–220 о лаке.
  26. ^ ван Кампен, 145; другой экран, чем «V&A 130–1885».
  27. ^ ван Кампен, 145
  28. ^ ван Кампен, 145 (цитата), 146
  29. ^ ван Кампен, 149
  30. ^ «КВАРТИРА КОКО ШАНЕЛЬ НА ЭКРАНАХ КОРОМАНДЕЛЬ» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
  31. ^ Задержка, Клод (1983). Шанель Пасьянс . Галлимар. п. 12. Цитируется в: «КВАРТИРА КОКО ШАНЕЛЬ НА ЭКРАНАХ КОРОМАНДЕЛЬ» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
  32. Мунан, Венди, «Азиатская ракета продаж антиквариата в Нью-Йорке» , Japan Times , 2 октября 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • В.Г. де Кезель и Г. Дон, Коромандель: Лаковые экраны , 2002, Гент.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 300e603e0e7a7f05bbdc3566f0a49245__1705680060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/45/300e603e0e7a7f05bbdc3566f0a49245.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Coromandel lacquer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)