Коромандельский лак

Коромандельский лак — это разновидность китайской лаковой посуды , которая в последнее время в основном производилась на экспорт и называлась так только на Западе, потому что она поставлялась на европейские рынки через Короманделское побережье юго-восточной Индии, где Голландская Ост-Индская компания (VOC) и ее конкуренты из ряда европейских держав имели базы в 18 веке. [ 1 ] Наиболее распространенным типом предметов, выполненных в этом стиле, как для внутреннего использования в Китае, так и для экспорта, была коромандельская ширма , большая складная ширма с двенадцатью листьями, покрытыми черным лаком с большими изображениями с использованием куан-цай (буквально «вырезанные цвета»). ") техника, иногда сочетающаяся с перламутровыми вставками. Другие изготовленные детали включают сундуки и панели. [ 2 ]
Но в Европе краснодеревщики часто разрезали ширмы на несколько панелей, которые вставлялись в предметы мебели, изготовленные на месте, обычных европейских форм того времени, или монтировались в деревянные панели на стенах. [ 3 ] Часто это также делалось с использованием японского лака в совершенно разных техниках, но слово «коромандель» следует использовать только для обозначения китайского лака. Пик моды на обшивку помещений панелями пришелся на конец 17 века. [ 4 ] К 18 веку китайские обои начали проникать в Европу и, как правило, заменили лаковые панели в качестве покрытия для стен. [ 5 ]

Во время первого импорта в 17 веке коромандельский лак был известен на английском языке как «посуда Bantam» или «работа Bantam» в честь VOC-порта Бантам на Яве , современный Бантем , Индонезия . [ 6 ] Первое зарегистрированное использование «коромандельского лака» находится на французском языке из каталога парижского аукциона 1782 года. [ 7 ]
Техника и иконография
[ редактировать ]
В коромандельских ширмах часто используется сочетание лаковых техник , но основной из них является гуан-цай или «вырезанные цвета». [ 8 ] который восходит к династии Сун . При этом деревянная основа покрывается несколькими толстыми слоями черного или другого темного лака, которые придают полировку. Теоретически формы изобразительных элементов затем вырезаются из лака, хотя в ширмах, где большую часть площади занимают изобразительные элементы, вероятно, использовался какой-то метод резервирования основных элементов и экономии дорогого лака. Области для элементов изображения можно обрабатывать различными способами. Окончательная поверхность может быть окрашена цветным лаком, масляными красками или какой-либо их комбинацией, возможно, после покрытия поверхности шпаклевкой , левкасом , штукатуркой , лаком или аналогичными материалами в качестве наполнителя, придающими неглубокий рельеф фигурам и тому подобному. [ 9 ]
Другая техника заключалась в использовании инкрустации из перламутра , который использовался на лаке, по крайней мере, со времен династии Сун и возродил свою популярность в 16 веке, возможно, также с использованием черепахового панциря , слоновой кости и металла, особенно золота для штрихов. Перламутр часто гравировали и окрашивали красками. Техника перламутра была, по крайней мере изначально, более дорогой и производилась для двора (который также использовал ширмы, расписанные придворными художниками), а техника наполнения, очевидно, была разработана для богатой клиентуры за пределами двора. Судя по всему, экраны в основном производились в провинции Фуцзянь на юге Китая, традиционно ключевой области производства лака. [ 10 ]
Можно было использовать до тридцати слоев лака. На каждом слое можно было вырезать, рисовать и инкрустировать изображения и узоры, что создавало дизайн, выделяющийся на темном фоне. Ширмы были изготовлены в Китае и появились в Европе в 17 веке. [ 11 ] оставаясь популярным до 18-го века.
Основные рисунки обычно делятся на две основные группы: во-первых, изысканные «фигуры в павильонах», часто изображающие «весну во дворце Хань», и, во-вторых, ландшафтные дизайны, часто с акцентом на птиц и животных. [ 12 ] Некоторые экраны иллюстрируют отдельные эпизоды из литературы или истории. Обычно границы проходят выше и ниже основной сцены. На них часто изображен дизайн «сто антиквариата», состоящий из отдельных «предметов ученого», старинных китайских предметов искусства , ветвей цветов или их комбинации. [ 13 ] Между основным изображением и этим изображением, а также по краям часто имеются меньшие границы. Иногда обе стороны ширмы полностью декорированы, обычно контрастными сюжетами. Более ранние экземпляры, сделанные для китайского рынка, часто имеют надписи, обозначающие их вручение в качестве подарков в таких случаях, как дни рождения; [ 14 ] они стали стандартным подарком при выходе на пенсию высокопоставленных чиновников. [ 15 ] Согласно V&A, «на сегодняшний день все известные датированные ширмы куан-цай относятся к периоду Канси » (1654–1722). [ 16 ] Более поздние изделия в основном производились для европейских рынков и были более низкого качества, многие из них были довольно грубыми. [ 17 ]
Лечение в Европе
[ редактировать ]В пиковый период десятилетий около 1700 года основными покупателями экранов, поставляемых VOC, были англичане. Оригинальная мода, возможно, была голландской; он был завезен в Англию после Славной революции 1688 года и в Германию в результате княжеских браков дочерей Фридриха Генриха, принца Оранского , и его жены Амалии Зольмс-Браунфельс . Небольшие комнаты, отделанные лаком, «лаковые кабинеты », были построены в Берлине в 1685–95, в Мюнхене в 1693 году, в 1695 году и в Дрездене в 1701 году. [ 18 ] Эта мода, кажется, быстро угасла после 1700 года, вероятно, в значительной степени замененная в Англии гобеленами с использованием аналогичной азиатской иконографии для членов королевской семьи и верхушки рынка (примеры остались в Белтон-Хаусе ), а затем и обоями. [ 19 ]
Ни одна из английских комнат или комнат, отделанных лаковыми панелями, не сохранилась, но в Рейксмузеуме в Амстердаме есть комната из дворца штатгальтера в Леувардене , которая недавно была отреставрирована и выставлена на обозрение (крыло Филлипса). [ 20 ] В Нидерланды фирменная английская позолоченная кожа с впечатляющим восточным орнаментом была импортирована для отделки величественных домов примерно в 1720-х годах. Европейцы смутно представляли различия между китайским, японским, индийским и другими восточноазиатскими стилями, а английские производители гобеленов воспроизводили ощущение лаковых предметов Короманделя с помощью отдельных фигур, адаптированных из миниатюр Великих Моголов, которые им приходилось держать в руках. [ 21 ]
Затем интерес обратился к включению лаковых панелей, импортированных как таковых или вырезанных из ширм, в предметы мебели на каркасе из европейского дерева, покрытом имитацией «японского» лака, щедро украшенном креплениями из ормолу . [ 22 ] Бернар II ван Рисамбург , который парафировал свои изделия «BVBR», был ведущим парижским эбенистом середины 18 века, среди тех, кто часто использовал в своих произведениях как китайский, так и японский лак , последний обычно выполнен в черно-золотом маки-э. стиле . [ 23 ] Такие детали распиливали, если они были украшены с обеих сторон, и иногда их приходилось медленно сгибать, придавая изогнутую форму для комодов- бомб и других предметов. Мадам де Помпадур особенно увлекалась азиатскими лаковыми панелями в мебели и, вероятно, в значительной степени ответственна за очень высокие цены на такие предметы, иногда в 10 и более раз превышающие цену обычной мебели аналогичного качества. [ 24 ]
После того, как мода на коромандельский лак угасла в 18 веке, спрос на ширмы оставался довольно низким до возрождения в 1880-х годах, когда он возродился как часть общего вкуса к восточному искусству, во главе с сине-белым фарфором . [ 25 ] Музей Виктории и Альберта заплатил за экран 1000 фунтов стерлингов в 1900 году. [ 26 ] тогда как один из них, выставленный на знаменитой распродаже во дворце Гамильтона в 1882 году, был продан всего за 189 фунтов стерлингов. [ 27 ] В Виты Саквилл-Уэст романе «Эдвардианцы », опубликованном в 1930 году, но действие которого происходит в 1905–1910 годах, «коромандельская ширма» упоминается как находящаяся в комнате «безличной, условной, правильной», олицетворяющей стиль тех, кто « беспрекословно следовал дорогой моде». [ 28 ] К 20 веку экраны снова производились в Китае и импортировались через Гонконг для дилеров. [ 29 ]
В 20 веке знаменитый модельер Коко Шанель (1883–1971) была страстной коллекционеркой китайских ширм , особенно коромандельских, и, как полагают, владела 32 ширмами, восемь из которых находились в ее квартире на улице 31. Камбон, Париж. [ 30 ] Однажды она сказала:
- Я любил китайские экраны с восемнадцати лет. Я чуть не упал в обморок от радости, когда, зайдя в китайскую лавку, впервые увидел коромандель. Экраны были первым, что я купил. [ 31 ]
Цены на ширмы из Короманделя, несколько снизившись, несколько восстановились с притоком китайских денег на арт-рынок, и в 2009 году ширма была продана дилеру из Азии за рекордную цену в 602 500 долларов США, что на тот момент было рекордной ценой. [ 32 ]
-
Экран в Мюнхене ; Прибрежный пейзаж с рамкой «сто антиквариата»
-
Деталь шкафа для медалей, показанная выше.
-
Фрагмент экрана, показанного выше, 17:50–18:00.
-
Китайская коромандельская ширма изображена на картине маслом «Шопен» (1873) Альберта фон Келлера . В центре виден прибрежный пейзаж с цветочными венками на оборотных боковых панелях.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Н.С. Броммелл, Перри Смит (редакторы), Уруси: Труды исследовательской группы Уруси, 10–27 июня 1985 г., Токио , стр. 254, 1988, Публикации Гетти, ISBN 0892360968 , 9780892360963, полностью онлайн.
- ^ Роусон, 360
- ^ Алайрак-Филдинг, 83; Осборн, 205 лет.
- ^ Ван Кампен, 137
- ^ Алайрак-Филдинг, 83
- ^ Алайрак-Филдинг, 82–83; Осборн, 205 лет; Виктория и Альберта 130–1885 гг.
- ^ Виктория и Альберта 130–1885
- ^ Клунас, 61 год.
- ^ Педерсен; Осборн, 205 лет; Алайрак-Филдинг, 83 года: Уотт и Форд, 3–6, 23–26, 34, 36.
- ^ Педерсен; Осборн, 205 лет; Алайрак-Филдинг, 83 года: Уотт и Форд, 3–6, 23–26, 34, 36; Пелем
- ^ Экран Короманделя . Британская энциклопедия. Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Виктория и Альберта 130–1885
- ^ Виктория и Альберта 130–1885
- ^ Керр, 118
- ^ Клунас, 61 год.
- ^ Виктория и Альберта 130–1885
- ^ Роусон, 360
- ^ ван Кампен, 140
- ^ ван Кампен, 136–137, 140–145
- ^ Страница Национального музея ; ван Кампен 136–137, Ян Доршайд, Пол Ван Дуин, Хенк Ван Кеуле, в: Габриэла Крист, Эльфрида Иби (редакторы), Исследование и сохранение восточноазиатских шкафов в императорских резиденциях (1700–1900): лаковая посуда и фарфор , (Конференция) 2013 Постпринты), стр. 239–259, 2015, Бёлау Верлаг, Вена, [1]
- ^ ван Кампен, 136–137, 140–145
- ^ ван Кампен, 142–145
- ^ Европейская мебель в Метрополитен-музее: основные моменты коллекции , 2006, Метрополитен-музей, ISBN 0300104847 , 9780300104844, книги Google ; Метрополитен-музей, Европа в эпоху монархии , с. 154, 1987, ISBN 0870994492 , 9780870994494, книги Google ; Алайрак-Филдинг, 82–83
- ^ Райтлингер, 25–27.
- ^ Райтлингер, Глава 7 о всеобщем возрождении, 219–220 о лаке.
- ^ ван Кампен, 145; другой экран, чем «V&A 130–1885».
- ^ ван Кампен, 145
- ^ ван Кампен, 145 (цитата), 146
- ^ ван Кампен, 149
- ^ «КВАРТИРА КОКО ШАНЕЛЬ НА ЭКРАНАХ КОРОМАНДЕЛЬ» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
- ^ Задержка, Клод (1983). Шанель Пасьянс . Галлимар. п. 12. Цитируется в: «КВАРТИРА КОКО ШАНЕЛЬ НА ЭКРАНАХ КОРОМАНДЕЛЬ» . Новости Шанель. 29 июня 2010 г.
- ↑ Мунан, Венди, «Азиатская ракета продаж антиквариата в Нью-Йорке» , Japan Times , 2 октября 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Алайрак-Филдинг, Ванесса в: Физер, Андреа, Гоггин, Морин Дейли, Фаукс Тобин, Бет (редакторы), « Материальность цвета: производство, обращение и применение красителей и пигментов», 1400–1800 , 2012, Ashgate Publishing, ООО, ISBN 1409429156 , 9781409429159, книги Google
- Клунас, Крейг (1997). Картины и визуальность в Китае раннего Нового времени . Лондон: Книги реакции. п. 61. ИСБН 978-1-86189-008-5 .
- Керр, Роуз , редактор, Китайское искусство и дизайн: Галерея китайского искусства Т. Т. Цуй , 1991, Музей Виктории и Альберта , ISBN 1851770178
- Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства , 1975, OUP, ISBN 0198661134
- Педерсен, Бент Л., «Китай, X, Лак. 7. Цин и после (с 1644 г.), Oxford Art Online , требуется подписка
- «Пелхэм»: Галереи Пелхэма, «Великолепная китайская двенадцатикратная ширма из коромандельского лака, Канси, около 1680 года»
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том II: Взлет и падение цен на предметы искусства с 1750 года , 1963 год, Барри и Роклифф, Лондон
- Ван Кампен, Ян, «Превратился в кучу чудовищной дрожи и осколков»: Некоторые заметки о коромандельском лаке в Европе в 17 и 18 веках», Бюллетень Рейксмузеума , 2009, 57 (2), стр. 136–149, ДЖСТОР
- «V&A 130–1885», данные базы данных для экрана , Музей Виктории и Альберта.
- Ватт, Джеймс Сай, Форд, Барбара Бреннан, Восточноазиатский лак: Коллекция Флоренции и Герберта Ирвинга , 1991, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), ISBN 0870996223 , 9780870996221, полностью онлайн.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В.Г. де Кезель и Г. Дон, Коромандель: Лаковые экраны , 2002, Гент.