Бернард II ван Рисамбург

Бернард II ван Рисамбург , иногда Райзен Бург [1] (работал около 1730 г. - до февраля 1767 г.) [2] ) — парижский эбенист голландского и французского происхождения, один из выдающихся краснодеревщиков, работавших в стиле рококо . [3] «Мебель Бернара II великолепна почти во всех отношениях. Его каркасы имеют прекрасную форму, его крепления и маркетри всегда находятся в полном балансе, даже если они чрезвычайно сложны, и в его работах есть логика, которая позволяет глазу воспринимать их без особых усилий», - писал Тед Делл. [4]

Его отец, Бернар I ван Рисамбург (умер в 1738 г.), родившийся в Гронингене , уже работал в Париже в 1696 г., когда он жил в самом сердце мебельного района, предместье Сен-Антуан , и женился на француженке. [5] Инициалы Бернара II BVRB, выштампованные на каркасе его мебели, как того требовали правила Парижской гильдии , долгое время скрывали его настоящую личность. [6] хотя качество работы с печатью Берба показывало, что неизвестный производитель был в авангарде своей области. Фрэнсис Дж. Б. Уотсон заметил, что его полная фамилия была слишком длинной, чтобы уместиться на металлическом мейндроне , которым буквы вбивались в дерево, часто под мраморной столешницей, а не, как иногда предполагалось, это был признак вынужденной анонимности, который мог бы способствовать преимущество маршанов-мерсье , декораторов-торговцев, на которых БВРБ часто работал . Это тот Бернар , который время от времени упоминается в каталогах парижских торгов, что помещает его в редкую компанию эбенистов , имена которых были знакомы знатокам, таким как « Буль », « Крессент », «Эбен » и « Ризенер », единственный другой краснодеревщики, когда-либо упомянутые по имени. [7]

Бернар уже был принят в качестве мастера в гильдию к тому времени, когда в 1735 году началась череда сохранившихся книг, и он уже работал на маршанов-мерсье , поскольку его печать появляется на комоде, покрытом лаковыми панелями, доставленном маршаном . -мерсье Эбера для использования Марией Лещинской в Фонтенбло в 1737 году, а торговая карточка Симона-Филиппа Пуарье , возможно, самого известного из маршанов-мерсье , иногда встречается прикрепленной к мебели с печатью BVRB . Мебель, которая когда-то принадлежала мадам де Помпадур, также несет его печать. [9] и ее даже можно узнать на ее портретах. [ нужна ссылка ]
Уотсон приписывает Бернару введение маркетри из листьев и цветов в обрезанных на четвертинки шпонах, часто из пурпурного дерева. [10] иногда подчеркивается окрашенным рогом и слоновой костью в сочетании с простыми панелями из шпона тюльпанового дерева . [11] Лаковые панели на многих произведениях Бернара, таких как комод и две пары угловых шкафов в Королевской коллекции. [12] или комод с печатью BVRB в Музее Виктории и Альберта ( иллюстрация ), или нехарактерно похожая на коробку пара низких шкафов в goût grec в коллекции Фрика , Нью-Йорк. [13] были поставлены ему маршаном -мерсье, заказавшим такие изделия, поскольку дорогие японские лакированные шкафы и ширмы, которые нужно было разобрать и встроить в мебель, были вне досягаемости мастера, действующего в одиночку. Их рынок также находился у входа в Амстердам, поскольку торговля с Японией прочно находилась в руках голландской VOC Opperhoofden . Еще более роскошная отделка с использованием севрских фарфоровых пластинок была изобретена Пуарье, видимо, потому, что он сохранял монополию на их фабричное производство; а Бернар был первым краснодеревщиком, который применил их для мебели: самое раннее изделие с фарфоровыми пластинками изображает бляшки из венсенского фарфора до того, как мануфактура была взята под официальный королевский патронаж.
Знаки королевских замков и инвентарные номера, нарисованные на многих из его сохранившихся работ, связанных с соответствующими записями в ежедневниках Garde-Meuble du Roi, свидетельствуют о его роли в поставках ébénisterie Короне на протяжении более двух десятилетий, часто через посредников, таких как Тома-Иоахим Эбер и Лазар Дюво ; он также предоставил мебель маршану -мерсье Шарлю Дарно . [14]
К 1752 году Бернар переехал из мастерских своего покойного отца на Большой улице Фобур Сен-Антуан на улицу Сен-Николя; к 1765 году он жил на улице Шарантон. [15] Из-за плохого здоровья он вышел на пенсию в 1764 году, продав свою мастерскую своему старшему сыну Бернару III 18 октября (она сократилась до трех верстаков) и вскоре после этого умер. Бернар III ван Рисамбург продолжил свою мастерскую, но безуспешно; на момент его смерти, в 1799/1800 году, он был записан как модельер по гипсу. Поскольку позолоченные бронзовые крепления для мебели Бернара II имеют характерный дизайн, который обычно не встречается на мебели других эбенистов , часто предполагают, какую роль сыграл младший Ван Рисамбург, никогда не допущенный в гильдию менюазье-эбенистов, [16] играл в их постановке. [17]
Примеры работ Бернарда II Ван Рисамбурга можно найти во всех крупных музеях. В Соединенных Штатах основными собраниями его произведений являются коллекция Райтсмана в Метрополитен-музее и Музее Дж. Пола Гетти . [18]
Примечания
[ редактировать ]- ^ И в документах пишется по-разному.
- ^ Фрэнсис Дж. Б. Уотсон, Коллекция Райтсмана: II, 1966: 560f.
- ^ «Его стандарты мастерства были чрезвычайно высоки, и он обладал чрезвычайно элегантным чувством дизайна; он был одним из величайших мастеров полностью развитого стиля Людовика XV». (Уотсон 1966:560f); «без сомнения, один из четырех или пяти великих гениев, работавших в своей области в восемнадцатом веке» (Теодор Делл, Коллекция Фрика. В. Мебель , 1992: 294).
- ^ Делл 1992: 294.
- ^ Исследование Жана Бароли, опубликованное в книге Фрэнсиса Дж. Б. Уотсона, «Мебель Бернарда II ван Рисамбурга в Королевской коллекции», Burlington Magazine 104 (август 1962 г.), стр. 340–344; Самый известный предмет мебели, приписываемый старшему ван Рисамбургу, - это комод , сделанный для курфюрста Баварии около 1715 года ( Музей Лувра ).
- ^ Впервые раскрыто Жаном Бароли, «Таинственный BVRB наконец идентифицирован», Connaissance des Arts (март 1957: 56-63).
- ↑ Watson 1962:342 отмечает появление Бернара в каталоге продаж, например, коллекционера Блонделя де Ганьи в 1776 году.
- ^ Музей Виктории и Альберта №. 1094-1882 гг.
- ^ Watson 1962:342 и примечание 5: описание биде и ночного столика Пьером Верле в Mobilier Royal Français , vol. II (1955:59-60).
- ^ Purplewood — это сердцевина большого тропического дерева рода Peltogyne , произрастающего в некоторых частях Южной Америки и Вест-Индии.
- ^ Уотсон 1966: 561; письменный стол с наклонной столешницей, изготовленный в 1745-49 гг., приписываемый Бернару Ван Рисамбургу , Метрополитен-музей, акк. нет. 2007.90.7: еще один женский стол с наклонной столешницей, Национальная галерея искусств, Вашингтон ; стол из коллекции Чарльза Б. Райтсмана в Метрополитен-музее
- ^ Описано Ватсоном
- ^ Dell 1992:295-313 предполагает возможность того, что это два незавершенных корпуса для комодов в «античном» стиле ( deux batis de commodea à l'Antique ), упомянутых в описи 1764 года.
- ^ Делл 1992: 294.
- ^ Делл 1992.
- ^ Делл 1992: 294
- ^ Уотсон 1966:561.
- ^ Музей Дж. Пола Гетти: мебель Бернарда ван Ризенбурга , около 1735-40 гг.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Ридер, Уильям, «BVRB в Метрополитене: Мебель Людовика XV Бернара ван Рисамбурга». Аполлон , 139 (1994).
- Паркер, Джеймс и Ле Корбейлер, Клэр (1979). Путеводитель по галереям Райтсмана в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-186-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) (см. указатель, Ван Ризен Бург, Бернард II : стр. 127-128) - Кристоф Юше де Кенетен , «Комод Бернара (II) Ванрисамбурга, хранящийся в Музее изящных искусств Кана , и некоторые другие предметы мебели этого талантливого краснодеревщика…», Cahiers du Musée des beaux-arts de Caen & des Amis Музеи Нижней Нормандии , IV, 2023, с. 67-73.