Венсенский фарфор
Французский фарфор |
---|
Венсенская фарфоровая мануфактура была основана в 1740 году в заброшенном королевском замке Венсенн в Венсенне , к востоку от Парижа , который с самого начала был основным рынком сбыта ее изделий.
История
[ редактировать ]Предприниматель, руководивший сначала, Клод-Юмбер Жерен , основал мастерские и нанял мастеров мануфактуры Шантийи , покровитель которой, герцог де Бурбон , недавно умер. Известными перебежчиками из Шантийи были обремененные долгами братья Жиль и Робер Дюбуа, один скульптор, другой художник. [1] Когда маркизу дю Шатле были показаны первые пробные образцы, он договорился с Орри де Фульви, братом смотрителя королевских построек, о том, что в помещениях заброшенного королевского замка будет открыта фабрика по производству блестяще белого фарфора с мягкой пастой. . [2]
Китайские секреты производства фарфора были раскрыты иезуитом отцом- Франсуа Ксавье д'Антреколем в 1712 году и открыто опубликованы в 1735 году. Одним из ингредиентов фарфора был каолин ; фарфоровая мануфактура в Мейсене , недалеко от Дрездена , использовала первые месторождения каолина, обнаруженные в Европе, но фарфору с твердой пастой во Франции пришлось ждать первого французского каолина, обнаруженного недалеко от Лиможа позже в восемнадцатом веке.
Первые эксперименты привели к тому, что в печи испортилось так много несовершенных изделий, что долги росли, несмотря на поощрение аристократов, и партнеры, оказавшись на грани банкротства, ускользнули, оставив печи, рабочих и мертворожденное производство в руках подчиненный Луи-Франсуа Граван (умер в 1765 г.). [3] Продолжающееся покровительство Орри де Фульви привело к первым успехам на парижском рынке около 1745 года, а дальнейшая существенная капитализация была увеличена благодаря консорциуму из двадцати одного прогрессивно мыслящего откупщика . [4] Первая прямая королевская поддержка пришла в виде привилегии на производство фарфора по образцу Саксонии ( мейсенский фарфор ), подписанной Людовиком XV 24 июля 1745 года в пользу Чарльза Адама, одного из молчаливых партнеров. Ювелир Жан-Клод Дюплесси был приглашен в 1745 году; он разработал вазы для Венсенна, воплощающие прочный, но сбалансированный французский рококо .
Помимо чайной посуды, обеденных сервизов и декоративных ваз, часто имитирующих мейсенский фарфор — «в стиле Саксонии, раскрашенных, позолоченных и изображающих человеческие фигуры», как гласил ордер, выданный Людовиком XV , — Венсенская мануфактура специализировалась на изготовлении натуралистических цветов. , которые были включены в букеты или в цветочные брызги, добавленные к хрустальным люстрам из позолоченной бронзы под руководством парижских маршанов-мерсье , которым одному было разрешено объединять производство стольких отдельных ремесленных гильдий. С талантливыми скульпторами были наняты модели для настольных скульптур, а белая неглазурованная матовая бисквитная фарфоровая посуда, имитирующая белый мрамор. в 1751 году была представлена [ нужна ссылка ]
В Венсенне были разработаны новые цвета глазури: bleu céleste , насыщенный небесно-голубой, голубо-бирюзовый , «турецкий» синий, который закрепил это название цвета в европейских языках, и темно- синий ляпис , на который могли накладываться следы позолоченных прожилок, маскирующих вариации. в глазури. Эмалевая роспись наносилась поверх обожженной глазури для повторного обжига при более низкой температуре, и в Венсенне усовершенствование ее техники стало приближаться к совершенству миниатюр . Мастерские Венсена усовершенствовали искусство позолоты, наносимой на уже обожженную глазурь, а затем повторно обожженную при еще более низкой температуре, чтобы предложить роскошные изделия изысканности, никогда ранее не встречавшиеся во Франции. [ нужна ссылка ]
В апреле 1748 года преподнесение королеве Марии Лечинской вазы с фарфоровыми цветами высотой целых три фута стало драматической публичной демонстрацией при дворе возможностей мануфактуры и, между прочим, выявило вмешательство парижского маршана-мерсье , который один мог заказал позолоченную бронзовую подставку, на которой была установлена ваза. Герцог де Люин описал подарок:
«Господин де Фульви, который продолжает оставаться директором фарфоровой мануфактуры в Венсенне, приказал королеве привезти фарфоровую вазу, которую он подарил ей от имени компании. Три маленькие белые фигурки вместе с фарфоровой вазой, были установлены на постаменте из позолоченной бронзы. В вазе находится букет цветов, также выполненный из фарфора. Господин де Фульви рассказал мне, что в букете было 480 цветов, а цветы были высотой около трех футов. Одна только бронзовая оправа стоит 100 луидоров , и фарфор стоит столько же; это совершенное произведение в своем роде — как по белизне, так и по исполнению маленьких фигурок и цветов. Эта мануфактура теперь превосходит саксонскую. изготовление цветов»
Юная Дофина заказала послать подобную вазу своему отцу, Фридриху Августу, курфюрсту Саксонии , покровителю «саксонского фарфора», изготовленного в Мейсене. [5]
Неожиданная смерть обоих братьев Фульви в 1750 и 1751 годах создала финансовый тупик. [6] это было решено, когда вмешался король и сделал Венсенн объектом королевского покровительства, хотя и не королевской мануфактурой ; оно продолжалось под личным патронажем мадам де Помпадур . Крытые вазы модели попурри Помпадур были разработаны Дюплесси. [7] и изготовлен с 1752 года. [8] Художник Жан-Жак Башелье руководил эмалирующей мастерской с 1751 года, а химик Жан Элло , автор нескольких работ по металлургии и академик, был назначен руководителем химических операций, проводя систематические исследования глин, глазурей и красок эмали. [9]
После 1752 года Королевским указом Винсенну была передана монополия на производство полихромных декоров, что в некоторой степени сократило сферу деятельности других мануфактур. [10]
Переезд в Севр (1756 г.)
[ редактировать ]В 1756 году Венсенская фарфоровая фабрика переехала в новое помещение в Севре , к западу от Парижа, до 1759 года, когда, когда предприятию грозило банкротство, король сразу выкупил его, положив начало карьере всемирно известного севрского фарфора , который был прямым выросший из Венсенна. В 1757 году Этьен Морис Фальконе был назначен директором скульптурной мастерской, когда Венсен официально стал королевской мануфактурой фарфора . Процедура введения дат, клейм художников и позолотчиков, которая сделала возможным детальное понимание отдельных стилей Севра, была начата в Венсенне в 1753 году.
Фарфоровые цветы по-прежнему составляли основную часть продаж Винсенна: [11] Мадам де Помпадур , чей замок Бельвю находился недалеко от нового места, делала щедрые покупки из них, чтобы украсить свои комнаты, и . анекдот д'Аржансона о том, как она принимала там Людовика XV в зимнем саду, обставленном зимой ароматными фарфоровыми цветами среди них из теплицы — знакомый; [12] опись после ее смерти показала, что ей принадлежало 46 предметов декора, украшенных фарфоровыми цветами. [13]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Николь Дюбуа, «Карьера Дюбуа» Каир керамики и огненного искусства .
- ^ Важнейшим документом ранней истории Венсенской мануфактуры является история Мийо, хранящаяся в архивах Национальной мануфактуры Севра .
- ^ Анатоль Гранж де Сюржер, французские художники 17 и 18 веков (1681–1787) (Счетная палата, Бретань, Франция), (Общество истории французского искусства) 1893: под №. 171: Гранж де Сюржер отмечает опись после смерти «Луи-Франсуа Гравана»; его сын, тоже Луи-Франсуа Граван (под номером 172), продолжал работать в Севре химиком; он женился на младшей дочери скульптора Франсуа Гаспара Адама .
- ^ Давление постоянных убытков привело к добавлению позже еще девяти акций (Эрнест Саймон Ошер (Уильям Бертон, тр.), История и описание французского фарфора , 1905:43).
- ^ Аушер 1905:43; произведение ранее хранилось в Йоханнеуме в Дрездене.
- ^ По условиям его работы наследники Фульви имели право на полную сумму его инвестиций, которую компания не могла предоставить (Auscher 1905:45).
- ↑ Его подписанный дизайн сохранился в архивах Севра.
- ^ Пара, датированная 1755 годом в Музее Дж. Пола Гетти , из голубого ляписа с резервами, написанными по мотивам Франсуа Буше , иллюстрирована и обсуждается Адрианом Сассуном, «Венсеннский и Севрский фарфор, приобретенный Музеем Дж. Пола Гетти в 1984 году» , Журнал музея Дж. Пола Гетти 13 (1985 г.)
- ^ Сара Ловенгард, «Создание цвета в Европе восемнадцатого века»
- ^ Энциклопедия декоративного искусства Grove Гордона Кэмпбелла, стр. 223
- ^ В «Ливре-журнале» маршана -мерсье Лазара Дюво (Луи Куражо, изд., Париж, 1873 г.) подробно описаны его покупки венсенских цветов и других фарфоровых изделий.
- ^ Это упоминание в Энциклопедии Кольера , св. «Керамика».
- ^ Жан Корди, изд., Опись имущества мадам де Помпадур, составленная после ее смерти (Париж: Франциск Лефрансуа, 1939).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тамара Прео, изд. Венсенский фарфор: истоки Севра , каталог выставки, Гран-Пале, октябрь 1977 г. — январь 1978 г.
- Сассун, Адриан , 1991. Каталог венсеннского и севрского фарфора в музее Дж. Пола Гетти (Малибу), 1991 г. ISBN 0-89236-173-5