Jump to content

Венсенский фарфор

Венсенская фарфоровая мануфактура была основана в 1740 году в заброшенном королевском замке Венсенн в Венсенне , к востоку от Парижа , который с самого начала был основным рынком сбыта ее изделий.

Предприниматель, руководивший сначала, Клод-Юмбер Жерен , основал мастерские и нанял мастеров мануфактуры Шантийи , покровитель которой, герцог де Бурбон , недавно умер. Известными перебежчиками из Шантийи были обремененные долгами братья Жиль и Робер Дюбуа, один скульптор, другой художник. [1] Когда маркизу дю Шатле были показаны первые пробные образцы, он договорился с Орри де Фульви, братом смотрителя королевских построек, о том, что в помещениях заброшенного королевского замка будет открыта фабрика по производству блестяще белого фарфора с мягкой пастой. . [2]

Часть письма Франсуа Ксавье д'Антреколе о технологиях производства китайского фарфора, 1712 год, переизданная Жаном-Батистом дю Альдом в 1735 году.
Тарелка из мягкого фарфора Венсен, 1749–1753 гг.

Китайские секреты производства фарфора были раскрыты иезуитом отцом- Франсуа Ксавье д'Антреколем в 1712 году и открыто опубликованы в 1735 году. Одним из ингредиентов фарфора был каолин ; фарфоровая мануфактура в Мейсене , недалеко от Дрездена , использовала первые месторождения каолина, обнаруженные в Европе, но фарфору с твердой пастой во Франции пришлось ждать первого французского каолина, обнаруженного недалеко от Лиможа позже в восемнадцатом веке.

Первые эксперименты привели к тому, что в печи испортилось так много несовершенных изделий, что долги росли, несмотря на поощрение аристократов, и партнеры, оказавшись на грани банкротства, ускользнули, оставив печи, рабочих и мертворожденное производство в руках подчиненный Луи-Франсуа Граван (умер в 1765 г.). [3] Продолжающееся покровительство Орри де Фульви привело к первым успехам на парижском рынке около 1745 года, а дальнейшая существенная капитализация была увеличена благодаря консорциуму из двадцати одного прогрессивно мыслящего откупщика . [4] Первая прямая королевская поддержка пришла в виде привилегии на производство фарфора по образцу Саксонии ( мейсенский фарфор ), подписанной Людовиком XV 24 июля 1745 года в пользу Чарльза Адама, одного из молчаливых партнеров. Ювелир Жан-Клод Дюплесси был приглашен в 1745 году; он разработал вазы для Венсенна, воплощающие прочный, но сбалансированный французский рококо .

Ведро из мягкого фарфора Венсен, 1749–1753 гг.

Помимо чайной посуды, обеденных сервизов и декоративных ваз, часто имитирующих мейсенский фарфор — «в стиле Саксонии, раскрашенных, позолоченных и изображающих человеческие фигуры», как гласил ордер, выданный Людовиком XV , — Венсенская мануфактура специализировалась на изготовлении натуралистических цветов. , которые были включены в букеты или в цветочные брызги, добавленные к хрустальным люстрам из позолоченной бронзы под руководством парижских маршанов-мерсье , которым одному было разрешено объединять производство стольких отдельных ремесленных гильдий. С талантливыми скульпторами были наняты модели для настольных скульптур, а ​​белая неглазурованная матовая бисквитная фарфоровая посуда, имитирующая белый мрамор. в 1751 году была представлена [ нужна ссылка ]

В Венсенне были разработаны новые цвета глазури: bleu céleste , насыщенный небесно-голубой, голубо-бирюзовый , «турецкий» синий, который закрепил это название цвета в европейских языках, и темно- синий ляпис , на который могли накладываться следы позолоченных прожилок, маскирующих вариации. в глазури. Эмалевая роспись наносилась поверх обожженной глазури для повторного обжига при более низкой температуре, и в Венсенне усовершенствование ее техники стало приближаться к совершенству миниатюр . Мастерские Венсена усовершенствовали искусство позолоты, наносимой на уже обожженную глазурь, а затем повторно обожженную при еще более низкой температуре, чтобы предложить роскошные изделия изысканности, никогда ранее не встречавшиеся во Франции. [ нужна ссылка ]

Венсенский мягкий фарфор, 1749–1750 гг.

В апреле 1748 года преподнесение королеве Марии Лечинской вазы с фарфоровыми цветами высотой целых три фута стало драматической публичной демонстрацией при дворе возможностей мануфактуры и, между прочим, выявило вмешательство парижского маршана-мерсье , который один мог заказал позолоченную бронзовую подставку, на которой была установлена ​​ваза. Герцог де Люин описал подарок:

«Господин де Фульви, который продолжает оставаться директором фарфоровой мануфактуры в Венсенне, приказал королеве привезти фарфоровую вазу, которую он подарил ей от имени компании. Три маленькие белые фигурки вместе с фарфоровой вазой, были установлены на постаменте из позолоченной бронзы. В вазе находится букет цветов, также выполненный из фарфора. Господин де Фульви рассказал мне, что в букете было 480 цветов, а цветы были высотой около трех футов. Одна только бронзовая оправа стоит 100 луидоров , и фарфор стоит столько же; это совершенное произведение в своем роде — как по белизне, так и по исполнению маленьких фигурок и цветов. Эта мануфактура теперь превосходит саксонскую. изготовление цветов»

Юная Дофина заказала послать подобную вазу своему отцу, Фридриху Августу, курфюрсту Саксонии , покровителю «саксонского фарфора», изготовленного в Мейсене. [5]

Чашка из мягкого фарфора Венсен, 1750–1752 гг.
Венсенская ваза из мягкого фарфора, 1753 г.
Горшок для растений Венсена, ок. 1753 г.

Неожиданная смерть обоих братьев Фульви в 1750 и 1751 годах создала финансовый тупик. [6] это было решено, когда вмешался король и сделал Венсенн объектом королевского покровительства, хотя и не королевской мануфактурой ; оно продолжалось под личным патронажем мадам де Помпадур . Крытые вазы модели попурри Помпадур были разработаны Дюплесси. [7] и изготовлен с 1752 года. [8] Художник Жан-Жак Башелье руководил эмалирующей мастерской с 1751 года, а химик Жан Элло , автор нескольких работ по металлургии и академик, был назначен руководителем химических операций, проводя систематические исследования глин, глазурей и красок эмали. [9]

После 1752 года Королевским указом Винсенну была передана монополия на производство полихромных декоров, что в некоторой степени сократило сферу деятельности других мануфактур. [10]

Переезд в Севр (1756 г.)

[ редактировать ]

В 1756 году Венсенская фарфоровая фабрика переехала в новое помещение в Севре , к западу от Парижа, до 1759 года, когда, когда предприятию грозило банкротство, король сразу выкупил его, положив начало карьере всемирно известного севрского фарфора , который был прямым выросший из Венсенна. В 1757 году Этьен Морис Фальконе был назначен директором скульптурной мастерской, когда Венсен официально стал королевской мануфактурой фарфора . Процедура введения дат, клейм художников и позолотчиков, которая сделала возможным детальное понимание отдельных стилей Севра, была начата в Венсенне в 1753 году.

Соусник работы Жан-Клода Шамбеллана Дюплесси , Венсен, 1756 г.
Бисквитный фарфор с мягкой пастой из Венсенна, 1754–1755 гг.

Фарфоровые цветы по-прежнему составляли основную часть продаж Винсенна: [11] Мадам де Помпадур , чей замок Бельвю находился недалеко от нового места, делала щедрые покупки из них, чтобы украсить свои комнаты, и . анекдот д'Аржансона о том, как она принимала там Людовика XV в зимнем саду, обставленном зимой ароматными фарфоровыми цветами среди них из теплицы — знакомый; [12] опись после ее смерти показала, что ей принадлежало 46 предметов декора, украшенных фарфоровыми цветами. [13]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Николь Дюбуа, «Карьера Дюбуа» Каир керамики и огненного искусства .
  2. ^ Важнейшим документом ранней истории Венсенской мануфактуры является история Мийо, хранящаяся в архивах Национальной мануфактуры Севра .
  3. ^ Анатоль Гранж де Сюржер, французские художники 17 и 18 веков (1681–1787) (Счетная палата, Бретань, Франция), (Общество истории французского искусства) 1893: под №. 171: Гранж де Сюржер отмечает опись после смерти «Луи-Франсуа Гравана»; его сын, тоже Луи-Франсуа Граван (под номером 172), продолжал работать в Севре химиком; он женился на младшей дочери скульптора Франсуа Гаспара Адама .
  4. ^ Давление постоянных убытков привело к добавлению позже еще девяти акций (Эрнест Саймон Ошер (Уильям Бертон, тр.), История и описание французского фарфора , 1905:43).
  5. ^ Аушер 1905:43; произведение ранее хранилось в Йоханнеуме в Дрездене.
  6. ^ По условиям его работы наследники Фульви имели право на полную сумму его инвестиций, которую компания не могла предоставить (Auscher 1905:45).
  7. Его подписанный дизайн сохранился в архивах Севра.
  8. ^ Пара, датированная 1755 годом в Музее Дж. Пола Гетти , из голубого ляписа с резервами, написанными по мотивам Франсуа Буше , иллюстрирована и обсуждается Адрианом Сассуном, «Венсеннский и Севрский фарфор, приобретенный Музеем Дж. Пола Гетти в 1984 году» , Журнал музея Дж. Пола Гетти 13 (1985 г.)
  9. ^ Сара Ловенгард, «Создание цвета в Европе восемнадцатого века»
  10. ^ Энциклопедия декоративного искусства Grove Гордона Кэмпбелла, стр. 223
  11. ^ В «Ливре-журнале» маршана -мерсье Лазара Дюво (Луи Куражо, изд., Париж, 1873 г.) подробно описаны его покупки венсенских цветов и других фарфоровых изделий.
  12. ^ Это упоминание в Энциклопедии Кольера , св. «Керамика».
  13. ^ Жан Корди, изд., Опись имущества мадам де Помпадур, составленная после ее смерти (Париж: Франциск Лефрансуа, 1939).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тамара Прео, изд. Венсенский фарфор: истоки Севра , каталог выставки, Гран-Пале, октябрь 1977 г. — январь 1978 г.
  • Сассун, Адриан , 1991. Каталог венсеннского и севрского фарфора в музее Дж. Пола Гетти (Малибу), 1991 г. ISBN   0-89236-173-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c43da401f86f4b54c85fe80e4eb2688b__1717577640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/8b/c43da401f86f4b54c85fe80e4eb2688b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vincennes porcelain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)