Королевская фабрика Буэн Ретиро
Real Fábrica del Buen Retiro (в народе называемая La China ; «Королевская фарфоровая фабрика Буэн Ретиро»; альтернативно, Real Fábrica de Porcelana del Buen Retiro ) была фабрикой по производству фарфора в Испании . Он был расположен в мадридском парке Буэн-Ретиро в Мадриде, на участке недалеко от Фуэнте-дель-Анхель-Кайдо .
Фабрика началась с переезда фарфоровой фабрики Каподимонте из Неаполя в 1760 году, после того как ее основатель унаследовал испанский трон как Карлос III Испании . Он забрал оборудование и около 40 ключевых рабочих, в том числе Джузеппе Гриччи (ок. 1700–1770), главного моделиста, и почти пять тонн фарфоровой пасты. Поскольку паста, основные художники и фабричный знак Флер-де-Лис использовались обеими фабриками, отличить их продукцию по годам переезда может быть очень сложно. Фабрика продолжала производить фарфор с мягкой пастой до 1803 года, когда она перешла на фарфор с твердой пастой ; некоторые изготовленные изделия на самом деле представляли собой кремовую посуду , изысканную глиняную посуду в английском стиле . [ 1 ]
Фабрика концентрировалась на статуэтках, особенно классических предметов, но также производила столовую посуду и декоративные сосуды, такие как вазы и горшки. Фарфоровые комнаты были установлены в трех королевских дворцах. Первоначально стиль Гриччи оставался схожим с элегантным рококо его неаполитанских работ, но вскоре доминирующим стал модный неоклассицизм , который сохранялся на протяжении всей жизни фабрики.
После разрушения Наполеоновских войн в 1817 году фабрика переехала на небольшое расстояние через Мадрид и стала Королевской фабрикой Ла Монклоа , снова забрав уцелевшие формы и оборудование, а также сотрудников. Это действовало до 1849 года.
Фарфоровые комнаты
[ редактировать ]
Гриччи построил фарфоровую комнату в стиле шинуазри , фарфоровый будуар Марии Амалии Саксонской , во дворце Портичи недалеко от Неаполя (теперь перенесенном во дворец Каподимонте ), и вскоре его попросили сделать еще одну комнату во дворце Аранхуэса , которую он изготовленный и установленный между 1763 и 1765 годами, его стоимость составила 571 555 испанских реалов. [ 2 ] Фабрика построила еще одно помещение, гораздо меньшего размера, в неоклассическом стиле, для главного Королевского дворца в Мадриде . Он был спроектирован Карло Шеперсом в 1770-х годах и стоил 256 958 реалов. [ 2 ] Оба они имели стены, в основном состоящие из простых белых пластин, поверх которых лежала сеть цветных элементов среднего и высокого рельефа , состоящая из растительных мотивов и фигур.
Комната в небольшом отеле Casita del Principe в Эль-Эскориале снова была оформлена в неоклассическом стиле, но совсем по-другому. Стены были почти полностью покрыты 234 мемориальными досками в стиле и технике Веджвуда яшмовой посуды , с «синим Веджвудом» фоном и дизайном из белого бисквитного фарфора с низким рельефом . Они применялись в виде веточек , то есть изготавливались отдельно в виде тонких частей и прикреплялись к основному синему корпусу перед обжигом. Таблички оформлены как картины; они были изготовлены между 1790 и 1795 годами. [ 3 ]
История
[ редактировать ]18 век
[ редактировать ]Фабрика была основана в 1760 году на территории парка Буэн-Ретиро, который в то время был частным садом королевского дворца на окраине Мадрида. [ 4 ] Это была инициатива Карлоса III Испании , унаследовавшего испанский престол в 1759 году, и его жены Марии Амалии Саксонской .

До того как стать королем Испании, Карл правил как король Неаполя и Сицилии. Похожая фабрика Porcellana di Capodimonte была основана королевской четой в Неаполе. Мария Амалия умерла в 1760 году, через год после переезда в Мадрид с мужем, но она оказала большое влияние как на Неапольские, так и на мадридские фабрики. [ 5 ] 53 специализированных итальянских мастера из Неаполя прибыли в Мадрид вместе с тремя партиями, содержащими необходимое оборудование и специальную пасту, чтобы основать в Мадриде фабрику по производству королевского фарфора. Фабрикой руководил Гаэтано Шеперс, к производству также были привлечены десять испанских художников. Качество фарфора было признано во всем мире, а технология его изготовления держалась в государственной тайне. Фарфор Буэн Ретиро был одним из продуктов, определявших меркантилистскую королевскую политику в эпоху испанского Просвещения . В районе Мадрида были и другие фабрики, производившие предметы роскоши, такие как гобелены, стекло и т. д.
19 век
[ редактировать ]1803 год ознаменовал переход руководства фабрикой от итальянского совета директоров к уроженцу Испании Бартоломе Суреда-и-Мизеролю . [ 4 ] За свою карьеру Суреда руководил несколькими королевскими фабриками, в том числе Real Fábrica de Paños в Гвадалахаре , Real Fábrica de Loza de la Moncloa и Real Fábrica de Cristales de La Granja . [ 6 ]
Оккупационные французские войска были изгнаны из Мадрида в 1812 году во время войны на полуострове , и парк стал ареной ожесточенных боев. Здание фабрики было укреплено французами и атаковано англичанами. Веллингтон , которому угрожали контрнаступлением, отдал приказ сжечь здание, и фабрика прекратила производство. Было высказано предположение, что на решение разрушить завод повлияло коммерческое соперничество, а также его стратегическое значение. [ 7 ]
В 1817 году фабрика была воссоздана на новом месте в Мадриде, став Королевской фабрикой Ла Монклоа , основанной Фердинандом VII , который перенес мастерские и склады Буэн Ретиро в Ла Монклоа. [ 7 ] Суреда снова стал директором в 1821 году. Все сотрудники разрушенной фабрики были повторно трудоустроены на новую. [ 4 ] [ 7 ]
Коллекции
[ редактировать ]Помимо фарфоровых комнат, описанных выше, прекрасная коллекция фарфора фабрики выставлена в Музее истории Мадрида . [ 8 ] В Национальном музее декоративных искусств есть экспозиция, а некоторые экспонаты выставлены в Музее Прадо . Некоторые другие европейские и американские музеи выставляют экспонаты.
Галерея
[ редактировать ]-
Эндимион , 1760-е гг.
-
Арлекин , 1760-е гг.
-
Письменный набор, 1760-е или 1770-е годы.
-
Ребенок с виноградом, 1770-е гг.
-
Неоклассические крытые вазы, между 1784 и 1795 годами, высотой 18 3/4 дюйма (47,6 см). [ 9 ]
-
Супница с морскими обитателями, 1771-1784 гг.
-
Букет цветов до 1783 г.
-
Пан и Церера , 1790-1795 гг.
-
Одна из пары групп аллегорических фигур искусств и добродетелей.
-
Деталь последней
-
Ранняя форма заводского знака — геральдическая лилия (перевернутая, из письменного набора).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]
- ^ Бэтти, 104–105; Ле Корбелье, 29 лет
- ^ Jump up to: а б Бэтти, 104 года
- ^ «Фарфоровая комната Касита-дель-Принсипе-де-Эль-Эскориал» на испанском языке, со страницами изображений здесь .
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, Гордон (2006). Том 2 Энциклопедии декоративного искусства The Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 118. ИСБН 9780195189483 .
- ↑ Она была членом Веттинских курфюрстов Саксонии , основавших фарфоровую фабрику в Мейсене .
- ^ Браун, Джонатан; Манн, Ричард Г. (29 марта 1991 г.). Испанская живопись пятнадцатого-девятнадцатого веков . Издательство Оксфордского университета. стр. 14 –. ISBN 978-0-521-40107-4 . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Висенте Гонсалес, Хосе де (2009). Древние испанские аптекари и их сосуды . триКтрес. стр. 391–. ISBN 978-84-92727-03-2 . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Баскетт, Саймон (2003). Примерный путеводитель по мадридским коллекциям Национальной галереи искусств, Национальная галерея искусств (США) . Грубые гиды. п. 118. ИСБН 9781858288918 .
- ^ Другие стороны
Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
- Ле Корбелье, Клэр, Итальянский фарфор восемнадцатого века , 1985, Метрополитен-музей (полностью доступен онлайн в формате PDF)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Porcelana del Buen Retiro в Centro Virtual Cervantes, Институт Сервантеса (на испанском языке)
- 1760 заведений в Испании
- Закрытие 1812 года в Испании
- Производители керамики Испании
- Компании, основанные в 1760 году
- Компании, ликвидированные в 1812 году.
- Здания и сооружения снесены в 1812 году.
- Компании-производители в Мадриде
- Несуществующие производственные компании Испании
- Снесенные здания и сооружения в Мадриде
- Здания и сооружения в Испании, снесенные во время полуостровной войны.
- Промышленная история Испании
- Карл III Испании
- Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон