Яшмовая посуда
Яшма , или изделия из яшмы , — это тип керамики, впервые разработанный Джозайей Веджвудом в 1770-х годах. Обычно описывается как керамика , [2] он имеет неглазурованную матовую «бисквитную» отделку и выпускается в различных цветах, из которых наиболее распространенным и известным является бледно-синий , который стал известен как « синий Веджвуд ». Для яшмовой посуды характерны рельефные украшения контрастных цветов (обычно белого, но также и других цветов), создающие эффект камеи . Рельефы изготавливаются в формах и прикрепляются к посуде в виде веточек . [3]
После нескольких лет экспериментов Веджвуд начал продавать посуду из яшмы в конце 1770-х годов, сначала в виде небольших предметов, но с 1780-х годов добавляя большие вазы. Он пользовался огромной популярностью, и через несколько лет многие другие гончары разработали свои собственные версии. Веджвуд продолжает двигаться в 21 век. Первоначально украшение было выполнено в модном неоклассическом стиле , который часто использовался в последующие столетия, но его можно было адаптировать и к другим стилям. к ведущим художникам за пределами обычного мира керамики Стаффордшира Веджвуд обратился за дизайном . Высококачественные портреты, в основном в профиль, ведущих личностей того времени были популярным типом объектов, соответствовавшим моде на силуэты , вырезанные из бумаги . Из этих изделий изготавливались самые разнообразные декоративные предметы, но обычно это не столовая или чайная посуда. Трехмерные фигуры обычно встречаются только как часть более крупного произведения и обычно имеют белый цвет. Чайная посуда обычно покрывается глазурью изнутри. [4]
В оригинальном составе смесь глины и других ингредиентов окрашивается путем добавления красителя (часто называемого «окрашенным»); позже сформированное, но не обожженное тело было просто покрыто окрашенной шликерной краской , так что только тело у поверхности имело цвет. Эти типы известны как «твердые» и «опущенные» (или «ямшовые окунания») соответственно. Неокрашенное тело при обжиге было белым, иногда с желтоватым оттенком; кобальт был добавлен к элементам, которые должны были оставаться белыми. [5]
Состав и цвета яшмовой посуды
[ редактировать ]названного в честь минеральной яшмы Точная формула Веджвуда, по маркетинговым причинам, остается конфиденциальной, но анализы показывают, что сульфат бария является ключевым ингредиентом. [6] Десять лет назад Веджвуд представил другой тип керамогранита, названный черным базальтом. Некоторое время он исследовал белую керамику, создав к 1773–1774 годам корпус под названием «восковая белая яшма». Обычно она терпела неудачу при обжиге и была не такой привлекательной, как последняя версия яшмы, и продавалась мало. [7]
Состав яшмы варьируется, но, согласно одному анализу 19-го века, он составлял примерно: 57% сульфат бария , 29% шариковая глина , 10% кремень, 4% карбонат бария . Сульфат бария («кок» или «тяжелый шпат») был флюсом , и его можно было получить как побочный продукт добычи свинца в соседнем Дербишире . [8]
Обожженное тело имеет естественный белый цвет, но обычно окрашено красками из оксидов металлов; его наиболее распространенный оттенок - бледно-голубой, но темно-синий, сиреневый, шалфейный (описанный Веджвудом как «морской зеленый») [9] Также используются черный и желтый, при этом шалфейно-зеленый из-за оксида хрома , синий из-за оксида кобальта и сиреневый из-за оксида марганца , причем желтый, вероятно, происходит из-за соли сурьмы, а черный из-за оксида железа . [10] [11] Иногда появляются и другие цвета, в том числе белый, используемый в качестве основного цвета корпуса, с нанесенными рельефами одного из других цветов. Желтый встречается редко. Несколько предметов, в основном более крупные, например вазы, сочетают в себе несколько цветов. [12] а в некоторых частях яшмовая посуда сочетается с другими типами.
Самая ранняя яшма была окрашена повсюду, что известно как «твердая», но вскоре большинство предметов окрасились только на поверхности; они известны как «окунутые» или «окунувшиеся». Впервые окунание было использовано в 1777 году: Веджвуд писал, что «кобальт стоит 36 шиллингов за фунт, и он слишком дорог, чтобы смешивать его с глиной всей земли». [13] К 1829 году производство яшмы практически прекратилось, но в 1844 году производство возобновилось. Твердая яшма больше не производилась до 1860 года. [14] Ранний темно-синий часто изготавливался путем окунания тела, сделанного из сплошного голубого цвета. В лучших ранних произведениях рельеф, включая некоторую подрезку, обрабатывался гранильщиками . [12]
Цвета Веджвуда
[ редактировать ]- Сэр Джозеф Бэнкс и леди Бэнкс, портретная миниатюра Джона Флаксмана-младшего, 1780–1785, сплошная сиреневая яшма с белым рельефом.
- Ваза-бутылка шалфейного цвета середины XIX века.
- Темно-синий чайник, 1840-е гг.
- Желтая ваза, ок. 1820 г.
- Белый фон с шалфейно-зелеными рельефами, 1810–1820 гг.
- Белый фон, сиреневые и зеленые рельефы, ок. 1825 г.
- Пробные образцы с номерами, указанными в Книге экспериментов Веджвуда, 1773–1776 гг.
Дизайн Веджвуда
[ редактировать ]Художников, использовавшихся для изготовления изделий из яшмы, не всегда можно идентифицировать, поскольку их имена не указаны на созданных ими изделиях. [12] Веджвуд поручил Джорджу Стаббсу и Уильяму Вуду, а также Флаксманам, отцу и сыну. Уильям Хаквуд был его главным модельером, которому иногда разрешалось создавать первоначальные детали. [15] Использование знаменитостей-аристократов-любителей леди Темплтон и леди Дианы Боклерк , а также Эммы Крю , несомненно, способствовало продажам. [16] Были скопированы древние и современные произведения в различных средствах массовой информации и созданы новые оригинальные дизайны.
Jasperware особенно ассоциируется с неоклассическим скульптором и дизайнером Джоном Флаксманом -младшим, который начал поставлять Веджвуду проекты с 1775 года. При проектировании для Веджвуда Флаксман в основном работал с воском. [17] Затем были отлиты эскизы; некоторые из них все еще находятся в производстве.
сэра Уильяма Гамильтона Коллекция древнегреческих ваз оказала большое влияние на творчество Флаксмана. Эти вазы впервые были известны в Англии по гравюрам Д'Анкарвилля , поэтапно публиковавшимся с 1766 года. [17]
Вдохновение для Флаксмана и Веджвуда черпала не только древняя керамика, но и каменное стекло , в частности, Портлендская ваза , которую привез в Англию Гамильтон в 1784 году. Ваза была одолжена Веджвуду Уильямом Кавендиш-Бентинком, 3-м герцогом Портлендским с 1786 года. Веджвуд посвятил четыре года кропотливым попыткам дублировать вазу из черно-белой яшмы, которая была наконец завершена в 1790 году, возможно, фигуры были созданы Уильямом Хаквудом. В том же году копия была выставлена в Лондоне, при этом первоначальный показ был ограничен 1900 билетами, которые вскоре были распроданы. Тщательные копии Веджвуда оказались чрезвычайно полезными, когда ваза была разбита в Британском музее в 1845 году, а затем реконструирована реставратором Джоном Даблдеем . Первоначальное издание состояло из 50 экземпляров; в 1838 году было отлито еще одно издание целиком, с затем окрашенным фоном. [18]
- Апофеоз Вергилия ; Флаксман Джон ; в. 1776 г.; яшмовая посуда; диаметр: 41 см (16 дюймов); Музей Харриса
- Веджвудская жардиньерка , 1780 г.
- Лошадь, напуганная львом , мемориальная доска, 10 на 16 дюймов (250 × 410 мм), 1780 год, в честь Джорджа Стаббса
- Колчанная ваза, модель приписывают Уильяму Хаквуду , 1785–1790 гг., сплошная бледно-голубая яшма, темно-синий оттенок.
- Застежка на ремень разработана леди Темплтон и Эммой Крю для фабрики Джозайи Веджвуда. Яшма, сталь, жесть. Художественный музей Уолтерса
Маркировка даты
[ редактировать ]Яшму Веджвуда часто можно датировать по стилю гончарных знаков , хотя из правил бывают исключения:
- До 1860 года : Марк — «Веджвуд». Обычно сопровождается другими знаками гончара и одной буквой.
- С 1860 по 1929 год : трехбуквенный знак обозначал по порядку месяц, гончара и год. Код года начинается в середине алфавита с буквы «О» для 1860 года, с буквы «Р» для 1861 года и т. д., возвращаясь к «А» после «Z». Для некоторых букв есть две возможные даты года. К сожалению, эти коды даты использовались на изделиях из яшмы довольно редко. В этот период чаще встречается одна буква, но это всего лишь знак гончара и не имеет никакого значения для датировки объекта. [19]
- 1891–1908 : Марки «Веджвуд», «Англия» разделены.
- 1908–1969 : Маркировка «Веджвуд», «Сделано в Англии» отдельно или «Веджвуд Англия» на небольших предметах, таких как наперстки. После 1929 года шрифт слова «Веджвуд» был изменен на без засечек.
- 1970 – настоящее время : Марка «Веджвуд, сделано в Англии» в виде одиночной марки.
Другая яшма
[ редактировать ]Яшмовая посуда широко копировалась в Англии и других странах с момента ее появления, особенно другими производителями керамики Стаффордшира . [20] Real Fabrica del Buen Retiro в Мадриде производила эффекты яшмы в бисквитном фарфоре . В конце XVIII века они изготовили яшмовые таблички для «фарфоровой комнаты» в Касита-дель-Принсипи в Эскориале . [21]
В конце 19 века Жан-Батист Шталь разработал свой собственный стиль и технику во время работы в компании Villeroy & Boch в Метлахе, Саар, Германия. название Фанолит Для этого вида яшмовой посуды было придумано . Его работы хвалят за полупрозрачность белого фарфора на цветном фоне. Работы Сталя известны своим изысканным моделированием и яркостью фигур. Таким образом, он объединил преимущества яшмовой посуды и паштета-сюр-паста . Стенд на Всемирной выставке 1900 года в Париже стал первой крупной публичной презентацией его работ и принес ему золотую медаль. Для этого мероприятия были созданы две огромные настенные тарелки размерами 220 × 60 см (87 × 24 дюйма) каждая. [ нужна ссылка ]
- Испанская яшма с изображением участника симпозиума из бисквитного фарфора , частично синего цвета Веджвуда. Настоящая фабрика Буэн Ретиро , 1784–1803 гг.
- Американская версия Jasperware c. 1846 год , изображение коренных американцев в неоклассическом стиле.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ваза из яшмы и крышка» . Керамика . Музей Виктории и Альберта . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ Вуд, 29; Годден, 45 лет и т. д., но некоторые авторитеты описывают его как разновидность фарфора : Пол Радо. Введение в технологию гончарного дела. 2-е издание. Пергамон Пресс / Институт керамики. 1988.
- ^ Вуд, 29
- ^ Вуд, 30 лет; Сэвидж, 194–196 гг.
- ^ Вуд, 30–31.
- ^ Джаспер Веджвуд - Краткая история
- ^ Вуд, 31; Сэвидж, 194 года
- ^ Вуд, 29-30; Гуден, 45 лет, приводит смесь с 59% сульфата бария и 2% карбоната бария , другой викторианский авторитет дал следующие пропорции: сульфат барита 150, фарфоровая глина 35, голубая глина 45, кремень 35, гипс 6 и корнуэльский камень 50 (321 всего) - Химия, теоретическая, практическая и аналитическая: в применении и в отношении искусства и производства , Том 2, Глазго: Маккензи, 1860, Шеридан Маспратт, Эбен Нортон Хорсфорд и Уильям Маккензи, стр. 817.
- ^ Сэвидж, 194
- ^ «Красочные химические эксперименты Джозайи Веджвуда», 2011, Дебби Раддер, Музей электростанции.
- ^ Вуд, 30 лет; Сэвидж, 196 лет
- ^ Jump up to: а б с Сэвидж, 196 лет
- ↑ Письмо Бентли, цитируется Годденом, 45 лет.
- ^ [1] ; Вуд, 31
- ^ Сэвидж, 197
- ^ Вуд, 30 лет.
- ^ Jump up to: а б «Джон Флаксман-младший (1755-1826)» . Музей Веджвуда . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ Сэвидж, 195, 197.
- ^ Майкл Херман, Wedgwood Jasper Ware A Shape Book и Руководство для коллекционеров 2003, стр.16
- ^ Вуд, 31 год.
- ^ «Фарфоровая комната Касита-дель-Принсипи в Эскориале» . Виртуальный центр Сервантеса . Проверено 24 августа 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Годден, Джеффри, Английский Китай , 1985, Барри и Дженкинс, ISBN 0091583004
- Сэвидж, Джордж, «Керамика сквозь века» , «Пингвин», 1959 г.
- Вуд, Фрэнк Л., Мир британского керамогранита: его история, производство и изделия , 2014, Troubador Publishing Ltd, ISBN 178306367X , 9781783063673
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейли, Робин, Веджвуд Джаспер , 1994, Thames & Hudson Ltd, ISBN 0500016240 , ISBN 978-0500016244