Джон Флаксман
Джон Флаксман | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Йорк , Англия | 6 июля 1755 г.
Умер | 7 декабря 1826 г. Лондон, Англия | ( 71 год
Национальность | Британский |
Известный | Скульптура и гравюра |
Движение | Неоклассицизм |
Супруг | Энн («Нэнси») Денман |

Джон Флаксман Р.А. (6 июля 1755 — 7 декабря 1826) — британский скульптор и рисовальщик, ведущая фигура британского и европейского неоклассицизма . В начале своей карьеры он работал моделистом в гончарной мастерской Джозайи Веджвуда . Он провел несколько лет в Риме, где создал свои первые книжные иллюстрации. Он был плодовитым создателем погребальных памятников.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Он родился в Йорке . Его отец, которого также звали Джон (1726–1803), был хорошо известен как формовщик и продавец гипсовых слепков на вывеске «Золотая голова», Нью-стрит, Ковент-Гарден , Лондон . Девичья фамилия его первой жены была Ли, и у них было два сына, Уильям и Джон.
Через шесть месяцев после рождения Джона семья вернулась в Лондон. Это был болезненный ребенок, высокоплечий, с головой, слишком большой для его тела. Его мать умерла, когда ему было девять лет, а его отец женился на Элизабет Гордон в 1763 году. Джон мало учился и в основном занимался самообразованием. Он с удовольствием рисовал и лепил из инвентаря своего отца и изучал переводы классической литературы, пытаясь их понять. [1]

Клиенты его отца помогали ему книгами, советами, а позже и заказами. Особое значение имели художник Джордж Ромни и образованный священнослужитель Энтони Стивен Мэтью и его жена миссис Мэтью , в чьем доме на Рэтбоун-Плейс молодой Флаксман встречался с лучшим обществом « синих чулок » того времени и, среди тех, его ровесники, художники Уильям Блейк и Томас Стотхард , ставшие его ближайшими друзьями. В 12 лет он получил первую премию Общества искусств за медальон и выставился в галерее Вольного общества художников; в 15 лет он выиграл вторую премию Общества искусств, показанную в Королевской академии впервые . В том же 1770 году он поступил учеником в академию и завоевал серебряную медаль. Однако в соревновании за золотую медаль академии в 1772 году Флаксман потерпел поражение, а президент сэр Джошуа Рейнольдс вручил приз конкуренту по имени Энглхарт. Этот эпизод, казалось, помог излечить Флаксмана от склонности к тщеславию, которая привела к Томас Веджвуд V сказал о нем в 1775 году: «Прошло всего несколько лет с тех пор, как он был самым выдающимся фатом». [1]
Он продолжал усердно работать, как студент, так и экспонент в академии, время от времени пытаясь заняться живописью. В академию он передал восковую модель Нептуна (1770 г.); четыре восковые модели портретов (1771 г.); терракотовый ; бюст, восковая фигура ребенка, историческая личность (1772 г.) персонаж комедии ; и рельеф весталки (1773 г.). В этот период он получил заказ от друга семьи Мэтью на статую Александра Великого . [1] но он не смог получить регулярный доход от частных контрактов.
Веджвуд
[ редактировать ]С 1775 года он работал у гончара Джозайи Веджвуда и его партнера Бентли, для которых его отец также выполнял некоторые работы. [2] компании моделирование рельефов для использования на яшмовых и базальтовых изделиях . [1] Обычная процедура заключалась в моделировании рельефов воском на сланцевой или стеклянной основе перед их отливкой в производство. Гравюры Д'Анкарвилля с изображением коллекции древнегреческих ваз сэра Уильяма Гамильтона оказали большое влияние на его творчество. [2]
Его проекты включали « Апофеоз Гомера» (1778 г.), позже использованный для изготовления вазы; Геракл в саду Гесперид (1785 г.); большое количество небольших барельефов, особенно популярными из которых оказались «Танцевальные часы » (1776–178); библиотечные бюсты, портретные медальоны и набор шахмат. [2]
Ранние скульптурные работы
[ редактировать ]
К 1780 году Флаксман также начал зарабатывать деньги, создавая надгробия. Среди его ранних памятников - памятники Томасу Чаттертону в церкви Святой Марии Редклифф в Бристоле (1780 г.), миссис Морли в Глостерском соборе (1784 г.), а также преподобному Томасу и миссис Маргарет Болл в Чичестерском соборе (1785 г.). В течение оставшейся части карьеры Флаксмана мемориальные барельефы этого типа составляли основную часть его работ, и их можно найти во многих церквях по всей Англии. [1] Один из примеров — памятник Джорджу Стивенсу , первоначально находившийся в Старой церкви Святого Матьяша , сейчас находится в Музее Фицуильяма в Кембридже . [3] Его лучшие монументальные произведения вызывали восхищение своим пафосом и простотой, сочетанием истинно греческого чутья к ритмическому замыслу и композиции с духом домашней нежности и невинности. [1]
Свадьба
[ редактировать ]
В 1782 году, в возрасте 27 лет, Флаксман женился на Анне («Нэнси») Денман, которая должна была помогать ему на протяжении всей его карьеры. Она была хорошо образована и преданным товарищем. Они поселились на Уордор-стрит и обычно проводили летние каникулы в гостях у поэта Уильяма Хейли в Эртеме в Сассексе . [1] Флаксман любил семью Денман, особенно младшую сестру Нэнси Марию, которую он обучал скульптору и которой он оставил многое в своем завещании. Он также нанял в свою студию брата Нэнси Томаса Денмана , и именно Денман завершил различные незаконченные скульптуры в студии Флаксмана после его смерти. [4] Портрет Марии работы Флаксмана хранится в Музее Соуна . [5]
Италия
[ редактировать ]В 1787 году, через пять лет после свадьбы, Флаксман и его жена отправились в Рим . [1] в путешествии, частично финансируемом Веджвудом. [2] Его деятельность в городе включала руководство группой моделистов, нанятых Веджвудом, хотя сам он больше не выполнял никакой работы для гончара. Его альбомы для рисования показывают, что там он изучал не только классическое, но и средневековое и ренессансное искусство. [6]
Находясь в Риме, он создал первые книжные иллюстрации, благодаря которым ему суждено было прославиться и которые способствовали его влиянию по всей Европе. [6] побудив Гете назвать его «кумиром всех дилетантов». [7] Его эскизы к произведениям Гомера (опубликованы в 1793 г.) [6] были заказаны Джорджианой Хэйр-Нейлор ; те, что посвящены Данте (впервые опубликованы в Лондоне в 1807 году) Томасом Хоупом; для Эсхила леди Спенсер. Все они были выгравированы Пироли. [8] Флаксман создал сто одиннадцать иллюстраций к « Божественной комедии» Данте , которые послужили источником вдохновения для таких художников, как Гойя и Энгр , и использовались в качестве академического источника для студентов-художников XIX века. [9]
Первоначально он намеревался остаться в Италии немногим более двух лет, но был задержан комиссией по мраморной группе « Ярость Атамаса» для Фредерика Херви , графа Бристоля и епископа Дерри , что оказалось неприятным. К моменту своего возвращения в Англию летом 1794 года, после семилетнего отсутствия, он также выполнил Цефала и Аврору , группу из мрамора по мотивам истории из Овидия » «Метаморфоз . [1] Его купил Томас Хоуп , который прибыл в Рим в 1791 году и, как часто говорят, заказал его. Позже Хоуп сделал его центральным элементом «комнаты Флаксмана» в своем лондонском доме. Сейчас он находится в коллекции Леди Левер Художественной галереи в Ливерпуле . [10]
Вернуться в Англию
[ редактировать ]На обратном пути Флаксманы путешествовали по центральной и северной Италии. По возвращении они сняли дом на Букингем-стрит, Фицрой-сквер, из которого никогда не покидали. [8] Букингем-стрит с тех пор была переименована в Гринвелл-стрит, W1; на передней стене дома № 7 висит мемориальная доска Флаксману, указывающая, что здесь находился дом, где жил Флаксман. [11] Сразу после своего возвращения скульптор опубликовал протест против плана (уже рассмотренного Французской Директорией и осуществленного два года спустя Наполеоном ) по созданию огромного центрального музея искусств в Париже для хранения произведений, награбленных со всей Европы. Несмотря на это, позже он воспользовался Амьенским миром, чтобы поехать в Париж, чтобы увидеть собранные там разграбленные сокровища. [8]
Еще находясь в Риме, Флаксман отправил домой модели для нескольких могильных памятников, в том числе один для поэта Уильяма Коллинза в Чичестерском соборе и один для лорда Мэнсфилда в Вестминстерском аббатстве . [1]


В 1797 году он стал членом Королевской академии . Он ежегодно выставлял работы в академии, иногда показывая общественные памятники, такие как памятники Паскуале Паоли (1798 г.) или капитана Монтегю (1802 г.) для Вестминстерского аббатства, сэра Уильяма Джонса для Университетского колледжа Оксфорда (1797–1801 гг.), [8] [12] Нельсона , но или Хоу для собора Святого Павла чаще всего это памятники церквям с символическими Деяниями Милосердия или иллюстрациями библейских текстов, обычно с низким рельефом. [8] Он сделал большое количество таких небольших погребальных памятников; его работы пользовались большим спросом, и он не брал особенно высоких цен. [6] Время от времени он менял свое творчество классическими произведениями, подобными тем, которые он любил в ранние годы. [8] Вскоре после своего избрания членом академии он опубликовал проект грандиозного памятника, который будет установлен на Гринвичском холме в виде фигуры Британии высотой 200 футов (61 м) в честь британских морских побед. [8]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1800 году он был избран действительным академиком, а в 1810 году академия назначила его на специально созданную должность профессора скульптуры. Он был обстоятельным и рассудительным преподавателем, и его лекции часто переиздавались. По словам Сиднея Колвина, написавшего в Британской энциклопедии Одиннадцатом издании : «Обладая множеством прекрасных наблюдений и одним исключительным достоинством — тем, что они отдали должное скульптурам средневековых школ, как в те дни почти никогда не отдавалось справедливости — этим лекциям не хватает острота и удачность выражения, так же, как сообщается, им не хватает огня в изложении, и они представляют собой несколько тяжелое чтение». [8] Его самыми важными скульптурными работами за годы после этого назначения были памятник миссис Бэринг в церкви Мишельдевер , самый богатый из всех его рельефных памятников (1805–1811); это для семьи Кук-Ярборо в Кэмпсолл церкви , Йоркшир , сэру Джошуа Рейнольдсу для собора Святого Павла (1807 г.); капитану Уэббе в Индию (1810 г.); капитанам Уокеру и Беккету в Лидс (1811 г.); лорду Корнуоллису на остров принца Уэльского (1812 г.); и сэру Джону Муру в Глазго (1813 г.). [8]
поручил ему создать памятник Мэтью Бултону Сын Бултона (умер в 1809 г.), который находится на северной стене святилища церкви Святой Марии в Хэндсворте , Бирмингем , где похоронен Бултон. [13] Он включает в себя мраморный бюст Бултона, установленный в круглом отверстии над двумя путти , на одном из которых изображена гравюра мануфактуры Сохо .
Примерно в это же время было много споров о достоинствах скульптур Парфенона в Афинах, которые были привезены в Британию лордом Элджином и поэтому широко известны как мрамор Элгина . [8] Когда Флаксман впервые увидел их в доме Элгина в 1807 году, он посоветовал не реставрировать их. [14] Заявления Флаксмана в пользу их покупки правительством перед парламентской комиссией имели значительный вес; скульптуры в конечном итоге были куплены в 1816 году. [8] Его проекты фризов древней драмы и современной драмы для фасада Королевского театра Ковент-Гарден, выполненные в 1809 году и вырезанные Джоном Чарльзом Феликсом Росси , представляют собой ранний пример прямого влияния мрамора на британскую скульптуру. [15]
В годы, последовавшие сразу за римским периодом, он подготовил для публикации меньше эскизов, за исключением трех , сделанных Уильямом Каупером переводов латинских стихов Джона Мильтона (1810). Однако в 1817 году он вернулся к этому жанру, опубликовав набор рисунков Гесиода , которые были выгравированы Блейком. Примерно в это же время он также разработал работы для ювелиров — кубок в честь Джона Кембла и знаменитый и красивый (хотя и совершенно негомеровский ) «Щит Ахилла ». [8] спроектированный между 1810 и 1817 годами для Рунделла, Бриджа и Рунделла . [16] Другие поздние работы включали фриз « Мир, свобода и изобилие » для герцога Бедфорда галереи скульптур в аббатстве Воберн и героическую группу Святого Михаила, свергающего сатану, для лорда Эгремонта дома Петворта . [8] доставлен после смерти Флаксмана. [17] Он также написал несколько статей по искусству и археологии для Риса «Циклопедии» (1819–1820). [8]

В последние шесть лет своей жизни Флаксман занимался оформлением фасадов Букингемского дворца . [18] Некоторые из его рисунков для этой комиссии сейчас хранятся в Фонде королевской коллекции . [18]
В 1820 году умерла жена Флаксмана. Ее младшая сестра Мария Денман и его сводная сестра Мэри Энн Флаксман продолжали жить с ним, и он продолжал усердно работать. В 1822 году он прочитал в академии лекцию в память о своем старом друге Канове , недавно умершем; в 1823 году его посетил Шлегель , который написал отчет об их встрече. [8]

Флаксман умер в возрасте 71 года 7 декабря 1826 года. [8] Его имя внесено в список одной из важных затерянных могил на мемориале Бердетта Куттса на кладбище Олд-Сент-Панкрас . Он был похоронен на кладбище Сент-Джайлс, Кингс-роуд ( Сент-Джайлс в полях ), рядом со своей женой Анной и сестрой Мэри Энн Флаксман. [19]
Терраса Флаксман в Блумсбери , Лондон, названа в его честь. [20] [21] Телефонная станция Челси, которая стала 020 7352, также была названа в его честь, цифры 352 по-прежнему соответствуют старому трехбуквенному телефонному коду FLA.
Студийная практика
[ редактировать ]Большую часть резьбы его работ выполнили помощники; Маргарет Уинни подумала, что в результате «исполнение некоторых из его мраморных изделий немного скучное», но что «его гипсовые модели, отлитые из глины по его собственным эскизам, часто демонстрируют более деликатное обращение». [6] В начале своей карьеры Флаксман создавал свои работы в виде небольших моделей, которые его помощники увеличивали при создании готовых мраморных версий. Во многих случаях, особенно в случае с памятником лорду Хоу, это оказывалось проблематичным, и для своих более поздних работ он создавал полноразмерные гипсовые версии для своих сотрудников. [17]
Критический прием
[ редактировать ]Сложные круглые памятники Флаксмана, такие как три в Вестминстерском аббатстве и четыре в соборе Святого Павла , считаются слишком «тяжелыми»; но его простые рельефные памятники более высокого качества. Он полностью понимал облегчение, и это давало больше возможностей для проявления его особых талантов. Его композиции лучше всего изучаются по слепкам со студийных эскизов. [8] обширная коллекция которых хранится в галерее Флаксман в Университетском колледже Лондона . [22]
Коллекции работ Флаксмана
[ редактировать ]Основные публичные коллекции работ Флаксмана находятся в Университетском колледже Лондона , в Британском музее и Музее Виктории и Альберта . [23] Университетский колледж Лондона также хранит архивные материалы, принадлежащие Флаксману, и коллекцию книг, иллюстрированных им. [24] [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Колвин 1911 , с. 489.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Джон Флаксман-младший (1755–1826)» . Музей Веджвуда . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ Гермиона Хобхаус (1994). «Таблица 14: Церковь Святого Матьяша» . Обзор Лондона: тома 43 и 44: Тополь, Блэкволл и Собачий остров . Институт исторических исследований . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ Словарь британских скульпторов 1660-1851 гг. Руперта Ганниса стр.127
- ^ «Портрет мисс Марии Денман (Флорида 1808–1861), невестки скульптора Джона Флаксмана» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уинни 1971, с. 137.
- ^ «Джон Флаксман 1755–1826» . Галерея Тейт . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Колвин 1911 , с. 490.
- ^ "Введение". Иллюстрации Флаксмана к «Божественной комедии» Данте . Минеола, штат Нью-Йорк: Dover Publications . 2007. ISBN 978-0486455587 .
- ^ « Цефал и Аврора, 1790 год» . Музеи Ливерпуля . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ «Джон Флаксман 1» . www.plaquesoflondon.co.uk .
- ^ Согласно « Истории Виктории графств Англии», Оксфордшир, том III, стр. 80 г., этот памятник изначально предназначался для Калькутты. В Университетском колледже есть еще три памятника Флаксмана: сэру Роберту Чемберсу , как и Джонсу, члену колледжа, судье и востоковеду, Натану Уэзереллу , магистру 1764–1807 годов, и Мэтью Роллстону, члену колледжа.
- ^ «(без названия)». Бирмингем Пост . 18 ноября 2008 г. стр. 1, 14.
- ^ Уинни 1971, с. 140.
- ^ Уинни 1971, с. 140. Фризы пережили разрушение театра пожаром в 1856 году и были повторно использованы в нынешнем здании.
- ^ «Щит Ахилла, 1821 год» . Королевская коллекция . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уинни 1971, с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б «Джон Флаксман (1755–1826) – Умиротворение Европы» . Королевский фонд коллекций . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Монументальные надписи Миддлсекса, том II - Кансик, 1872 г. https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uiuc.3421902v2&seq=305&q1=flaxman
- ^ Фэрфилд, С. Улицы Лондона - Словарь имен и их происхождения , с. 120.
- ^ Беббингтон, Г. (1972) Названия улиц Лондона , с. 133.
- ↑ Коллекция Джона Флаксмана. Архивировано 22 июня 2011 года в Wayback Machine , Университетский колледж Лондона .
- ^ Колвин 1911 , с. 491.
- ^ Специальные коллекции UCL. «Рукописи Флаксмана» . Каталог архивов UCL . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Специальные коллекции UCL (23 августа 2018 г.). «Книжная коллекция Флаксмана» . Специальные коллекции UCL . Проверено 6 декабря 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Уинни, Маргарет (1971). Английская скульптура 1720–1830 гг . Монографии Музея Виктории и Альберта. Лондон: Канцелярия Ее Величества.
- свободном доступе : Колвин, Сидней (1911). « Флаксман, Джон ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 489–491. Сюда входит подробная оценка Колвином творчества художника. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петербридж, Дина , «Некоторые мысли о Флаксмане и гравированных очертаниях», Print Quarterly, XXVIII, 2011, стр. 385–91.
- Рикс, Роберт (2007). Уильям Блейк и культуры радикального христианства . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754656005 . - Флаксман был видным сведенборгианцем .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 397 произведений Джона Флаксмана или после него на Art UK сайте
- Информация из Национальной портретной галереи (Лондон)
- Мир Данте - иллюстрации Флаксмана к «Божественной комедии» в галерее «Мир Данте».
- Биография, стиль и произведения Джона Флаксмана
- Иллюстрации Джона Флаксмана к «Илиаде»
- Иллюстрации Джона Флаксмана к «Одиссее»
- Биография
- Коллекция книг Флаксмана в Университетском колледже Лондона
- Рукописи Флаксмана в Университетском колледже Лондона
- 1755 рождений
- 1826 смертей
- Британские рисовальщики
- Эмигранты в Папской области
- Английские скульпторы
- Английские скульпторы-мужчины
- Королевские академики
- Скульпторы неоклассики
- Английские сведенборгианцы
- Художники из Йорка
- Британские медалисты
- Похороны в старой церкви Святого Панкраса
- Веджвудская керамика