Jump to content

Путто

Путти эпохи Возрождения , деталь из Камеры дельи Спози , работы Андреа Мантенья , 1465-1474, фреска, Дворец дожей , Мантуя , Италия

Херувим ( Итальянский: [ˈputto] ; множественное число путти [путти] ) [1] — фигура в произведении искусства, изображаемая в виде пухлого ребенка мужского пола, обычно обнаженного и очень часто крылатого. Первоначально ограничиваясь светскими страстями в символизме, [2] путто стал представлять своего рода младенца -ангела в религиозном искусстве, которого часто называли херувимами (множественное число херувимов), хотя в традиционном христианском богословии херувим на самом деле является одним из самых старших типов ангелов. [3]

Три путти рядом с картушем , по мотивам Франсуа Буше , 1727–1760, офорт и гравюра, 26,5 × 21,5 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк

Те же самые фигуры также можно было увидеть в изображениях классического мифа и, все чаще, в общем декоративном искусстве. В искусстве барокко путто стал вездесущности Бога . символом [2] Путто, изображающий амура, также называется аморино (множественное число аморини ) или аморетто (множественное число аморетти ).

Этимология

[ редактировать ]
Римские путти в Venditrice di amorini («Продавец амуров»), I век, фреска, с виллы Арианна, Стабии , Национальный археологический музей , Неаполь , Италия

Наиболее часто встречающаяся форма putti — это множественное число итальянского слова putto . Итальянское слово происходит от латинского слова putus , что означает «мальчик» или «ребенок». [4] Сегодня на итальянском языке putto означает либо маленького крылатого ангела, либо, реже, маленького мальчика. Возможно, оно произошло от того же индоевропейского корня, что и санскритское слово «путра» (означающее «мальчик», в отличие от «сына»), авестийское puθra —, древнеперсидское puça —, пехлеви (среднеперсидское) pus и «пусар », что означает «сын», и новоперсидское « песар» «мальчик, сын».

Шесть византийских путти, обслуживающих богиню Гестию , на гобелене Гестии , VI век, гобелен , Думбартон-Оукс , Вашингтон, округ Колумбия

Путти в древнем классическом мире искусства представляли собой крылатых младенцев, которые, как считалось, влияют на жизнь людей. В искусстве эпохи Возрождения форма путто возникла по-разному, включая греческого Эроса или римского Амора / Купидона , бога любви и спутника Афродиты или Венеры ; римский — гений , тип духа-хранителя; или иногда по-гречески демон , тип духа-посланника, находящийся на полпути между сферами человеческого и божественного. [5]

Возрождение путто в эпоху Возрождения

[ редактировать ]
Путти эпохи Возрождения на погребальном памятнике Иларии дель Карретто работы Якопо делла Кверча , 1406-1408, мрамор, собор Лукки , Лукка , Италия

Путти — классический мотив, встречающийся преимущественно на детских саркофагах II века, где они изображены сражающимися, танцующими , участвующими в вакхических обрядах , занимающимися спортом и т. д.

Путто исчез в средние века и возродился во времена Кватроченто . Возрождение фигуры путто обычно приписывается Донателло во Флоренции в 1420-х годах, хотя есть и более ранние проявления (например, гробница Иларии дель Карретто , созданная Якопо делла Кверсия в Лукке ). С тех пор Донателло называют создателем путто из-за вклада в искусство, который он внес в восстановление классической формы путто. Он придал путти особый характер, наполнив форму христианским смыслом и используя ее в новых контекстах, таких как ангелы- музыканты . Путти также начал появляться в работах, изображающих персонажей классической мифологии, ставших популярными в тот же период.

Некоторые из путти Донателло гораздо старше обычных малышей и ведут себя далеко не по-ангельски. Бронзовая фигура Аморе-Аттиса — самая крайняя из них. Их часто называют спирителли , что иногда переводится как « чертенки ». Более старые фигуры, похожие на путто, можно увидеть и в других произведениях искусства; они очень типичны в виде крылатых мальчиков-подростков в границах работ мастерской Эмбриачи около 1400 года.

Большинство путти эпохи Возрождения носят по существу декоративный характер и украшают как религиозные, так и светские произведения, обычно не принимая никакого реального участия в событиях, изображенных в повествовательных картинах. XVI века существуют две популярные формы путто как основного предмета произведения искусства В искусстве итальянского Возрождения : спящий путто и стоящий путто с животным или другим предметом. [6]

Где водятся путти

[ редактировать ]

Путти, амуры и ангелы (см. ниже) можно найти как в религиозном , так и в светском искусстве 1420-х годов в Италии, начала XVI века в Нидерландах и Германии , периода маньеризма и позднего Возрождения во Франции , а также на в стиле барокко. потолке фрески . Их изображали многие художники, но среди самых известных — скульптор Донателло и художник Рафаэль . два расслабленных и любопытных путти, которые появляются у подножия «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Часто воспроизводятся [7]

Они также пережили серьезное возрождение в 19 веке, когда они увлекались картинами французских академических художников, от рекламы до Гюстава Доре иллюстраций к «Орландо Фуриозо» .

Иконография путто

[ редактировать ]

Иконография . путти намеренно не фиксирована, поэтому трудно отличить путти, амуров и различные формы ангелов У них нет уникальных, сразу идентифицируемых атрибутов, поэтому путти могут иметь множество значений и ролей в контексте искусства.

Некоторые из наиболее распространенных ассоциаций:

  • Ассоциации с Афродитой и, следовательно, с романтической или эротической любовью.
  • Ассоциации с небом
  • Ассоциации с миром, процветанием, весельем и досугом.

Историография

[ редактировать ]

Историография . этой темы очень кратка Многие историки искусства отмечали важность путто в искусстве, но лишь немногие провели серьезное исследование. Одним из полезных научных исследований является книга Чарльза Демпси « Изобретение путто эпохи Возрождения» . [2]

См. также

[ редактировать ]
  • Пуэр Мингенс – Художественные изображения писающих мальчиков.
  • Четыре Кумара - группа полубожественных мальчиков-мудрецов в индуизме.
  • Гохо додзи - буддийские божества-хранители в образе мальчиков.
  1. ^ «arthistory.about.com» . arthistory.about.com. 13 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 02 апреля 2013 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Демпси, Чарльз. Изобретение путто эпохи Возрождения . Издательство Университета Северной Каролины, Чапел-Хилл и Лондон, 2001 г.
  3. ^ «херувим» . Словарь американского наследия . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г. «Британский и мировой английский: херувим» . OxfordDictionaries.com . Проверено 24 мая 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Харпер, Дуглас. «путти» . Интернет-словарь этимологии .
  5. ^ Стразерс, Салли А. « Путти» Донателло: их происхождение, значение и влияние на скульптуру и живопись кватроченто. (Тома I и II). (Докторская диссертация)» Университет штата Огайо, 1992. США – OhioLINK ETD.
  6. ^ Кори, Александра М. « Путти, удовольствие и педагогика в итальянской гравюре и декоративном искусстве шестнадцатого века ». Значок закрытого доступаЧикагский университет, 2007 г. США – Иллинойс: ProQuest Dissertations and Theses (PQDT) . Интернет. 23 октября 2011 г.
  7. ^ «Лоджия.com» . Лоджия.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2014 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
  8. ^ Гомбрих, Э.Х. (2020). История искусства (на румынском языке). АРТ. стр. 128. ISBN.  978-606-710-751-7 .
  9. ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древний Рим – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 265. ИСБН  978-0-500-51959-2 .
  10. ^ Гомбрих, Э.Х. (2020). История искусства (на румынском языке). АРТ. стр. 266. ISBN.  978-606-710-751-7 .
  11. ^ «ОБНЕСКА КАБИНЕТА ОТЕЛЯ COLBERT DE VILLACERF» . carnavalet.paris.fr . Проверено 31 августа 2023 г.
  12. ^ Шарман, Рут (2022). Ив Сен-Лоран и искусство . Темза и Гудзон. п. 147. ИСБН  978-0-500-02544-4 .
  13. ^ «Похищение Европы / Национальные галереи Шотландии» . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 5 ноября 2020 г.
  14. ^ Мартин, Генри (1928). Грамматика стилей - Стиль Людовика XV (на французском языке). Фламмарион. п. 61.
  15. ^ Уилхайд, Элизабет (2022). Дизайн – целая история . Темза и Гудзон. п. 105. ИСБН  978-0-500-29687-5 .
  16. ^ «Архитектор на века» (на румынском языке). Диги24 . 29 августа 2016 г.
  17. ^ Маленький Стефан. «Casa Rautoiu – архитектор Грегуар Марк (Strada Take Ionescu 29)» . bucurestiivechisinoi.ro . Проверено 4 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 256c3d9192c1201637a9fc9f33e6426a__1722304560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/6a/256c3d9192c1201637a9fc9f33e6426a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Putto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)