Путто
Херувим ( Итальянский: [ˈputto] ; множественное число путти [путти] ) [1] — фигура в произведении искусства, изображаемая в виде пухлого ребенка мужского пола, обычно обнаженного и очень часто крылатого. Первоначально ограничиваясь светскими страстями в символизме, [2] путто стал представлять своего рода младенца -ангела в религиозном искусстве, которого часто называли херувимами (множественное число херувимов), хотя в традиционном христианском богословии херувим на самом деле является одним из самых старших типов ангелов. [3]
Те же самые фигуры также можно было увидеть в изображениях классического мифа и, все чаще, в общем декоративном искусстве. В искусстве барокко путто стал вездесущности Бога . символом [2] Путто, изображающий амура, также называется аморино (множественное число аморини ) или аморетто (множественное число аморетти ).
Этимология
[ редактировать ]Наиболее часто встречающаяся форма putti — это множественное число итальянского слова putto . Итальянское слово происходит от латинского слова putus , что означает «мальчик» или «ребенок». [4] Сегодня на итальянском языке putto означает либо маленького крылатого ангела, либо, реже, маленького мальчика. Возможно, оно произошло от того же индоевропейского корня, что и санскритское слово «путра» (означающее «мальчик», в отличие от «сына»), авестийское puθra —, древнеперсидское puça —, пехлеви (среднеперсидское) pus и «пусар », что означает «сын», и новоперсидское « песар» «мальчик, сын».
История
[ редактировать ]Путти в древнем классическом мире искусства представляли собой крылатых младенцев, которые, как считалось, влияют на жизнь людей. В искусстве эпохи Возрождения форма путто возникла по-разному, включая греческого Эроса или римского Амора / Купидона , бога любви и спутника Афродиты или Венеры ; римский — гений , тип духа-хранителя; или иногда по-гречески демон , тип духа-посланника, находящийся на полпути между сферами человеческого и божественного. [5]
Возрождение путто в эпоху Возрождения
[ редактировать ]Путти — классический мотив, встречающийся преимущественно на детских саркофагах II века, где они изображены сражающимися, танцующими , участвующими в вакхических обрядах , занимающимися спортом и т. д.
Путто исчез в средние века и возродился во времена Кватроченто . Возрождение фигуры путто обычно приписывается Донателло во Флоренции в 1420-х годах, хотя есть и более ранние проявления (например, гробница Иларии дель Карретто , созданная Якопо делла Кверсия в Лукке ). С тех пор Донателло называют создателем путто из-за вклада в искусство, который он внес в восстановление классической формы путто. Он придал путти особый характер, наполнив форму христианским смыслом и используя ее в новых контекстах, таких как ангелы- музыканты . Путти также начал появляться в работах, изображающих персонажей классической мифологии, ставших популярными в тот же период.
Некоторые из путти Донателло гораздо старше обычных малышей и ведут себя далеко не по-ангельски. Бронзовая фигура Аморе-Аттиса — самая крайняя из них. Их часто называют спирителли , что иногда переводится как « чертенки ». Более старые фигуры, похожие на путто, можно увидеть и в других произведениях искусства; они очень типичны в виде крылатых мальчиков-подростков в границах работ мастерской Эмбриачи около 1400 года.
Большинство путти эпохи Возрождения носят по существу декоративный характер и украшают как религиозные, так и светские произведения, обычно не принимая никакого реального участия в событиях, изображенных в повествовательных картинах. XVI века существуют две популярные формы путто как основного предмета произведения искусства В искусстве итальянского Возрождения : спящий путто и стоящий путто с животным или другим предметом. [6]
Где водятся путти
[ редактировать ]Путти, амуры и ангелы (см. ниже) можно найти как в религиозном , так и в светском искусстве 1420-х годов в Италии, начала XVI века в Нидерландах и Германии , периода маньеризма и позднего Возрождения во Франции , а также на в стиле барокко. потолке фрески . Их изображали многие художники, но среди самых известных — скульптор Донателло и художник Рафаэль . два расслабленных и любопытных путти, которые появляются у подножия «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Часто воспроизводятся [7]
Они также пережили серьезное возрождение в 19 веке, когда они увлекались картинами французских академических художников, от рекламы до Гюстава Доре иллюстраций к «Орландо Фуриозо» .
Иконография путто
[ редактировать ]Иконография . путти намеренно не фиксирована, поэтому трудно отличить путти, амуров и различные формы ангелов У них нет уникальных, сразу идентифицируемых атрибутов, поэтому путти могут иметь множество значений и ролей в контексте искусства.
Некоторые из наиболее распространенных ассоциаций:
- Ассоциации с Афродитой и, следовательно, с романтической или эротической любовью.
- Ассоциации с небом
- Ассоциации с миром, процветанием, весельем и досугом.
Историография
[ редактировать ]Историография . этой темы очень кратка Многие историки искусства отмечали важность путто в искусстве, но лишь немногие провели серьезное исследование. Одним из полезных научных исследований является книга Чарльза Демпси « Изобретение путто эпохи Возрождения» . [2]
Галерея
[ редактировать ]- Римский саркофаг с процессией пьяных путти, принадлежащий ребенку, с процессией пьяных путти, середина II века нашей эры, мрамор, Новый музей , Берлин
- Римские путти на колоннах саркофага Юния Басса , 389, мрамор, Museo del tesoro di San Pietro , базилика Святого Петра , Ватикан [8]
- Римский путто на саркофаге Елены, IV век, порфир , Музей Пио-Клементино , часть музеев Ватикана , Рим [9]
- Готическая рама зеркала, мастерская Эмбриачи , 1-я половина 15 века, дерево, кость, рог и маркетри из кости, Kunstgewerbemuseum Berlin , Германия
- Путти эпохи Возрождения на странице « » Божественной комедии Данте Герардо ди Джованни дель Фора , ок. 1474-1476, пергамент, темпера, золотая краска, сусальное золото и тушь, Барджелло , Флоренция. [10]
- Путти эпохи Возрождения на изысканном камине с гербами Франсуа I и Клода де Франса в Королевском зале замка Блуа , Блуа , Франция, неизвестный архитектор, 1515-1524 гг.
- Путти эпохи Возрождения в Кодексе Дурлаха 2, неизвестный иллюстратор, 1520 год, расписная иллюминация , Государственная библиотека Бадена , Карлсруэ , Германия
- Барочные путти на могиле Фердинанда ван ден Эйнде , спроектированные и исполненные Франсуа Дюкенуа , 1633–1640, мрамор, Санта-Мария-дель-Анима , Рим, Италия
- Путти в стиле барокко нарисованы на буазери комнаты в отеле Colbert de Villacerf , ныне находящемся в Музее Карнавале в Париже, неизвестный архитектор, скульптор и художник, ок. 1650 г. [11]
- в стиле барокко Гротески с путти на двери в Галерее д'Аполлон , Лувр , Париж, работы Луи Ле Вау и Шарля Ле Брюна , после 1661 года. [12]
- Спальня в стиле рококо из Ка' Сагредо в Венеции, сейчас находится в Метрополитен-музее, работы Карпофоро Маццетти Тенкалла и Аббондио Стацио , ок. 1720 или позже
- Похищение Европы , Франсуа Буше , ок. 1732–1734, холст, масло, Коллекция Уоллеса , Лондон , Великобритания. [13]
- Рельеф Дианы с двумя путти в стиле рококо над входом в Амалиенбург , Мюнхен , Германия, автор Франсуа де Кювилье , 1734–1739 гг.
- в стиле рококо Картуш с путти в Кабинете де ла Пендюль, Версальский дворец , Франция, созданный и вылепленный Жаком Верберктом , 1738 год. [14]
- Пара канделябров в стиле рококо , фарфоровая фабрика Челси , 18 век, мягкий фарфор, Метрополитен-музей.
- Пара китайских ваз с монтировкой в стиле французского рококо, вазы: начало 18 века, монтировка: 1760–1770, фарфор твердой пасты с монтировкой из ормолу, Метрополитен-музей.
- в стиле Людовика XVI Огненная собака с путти, греющимися у пламени, 1780–1790, Ормолу , Рейксмузеум , Амстердам , Нидерланды
- Канделябр в стиле Людовика XVI с путто, конец 18 века, позолоченная и патинированная бронза, Музей Жакмара-Андре , Париж , Франция
- Часы в стиле Второй ампир (стиль эпохи Возрождения Людовика XVI), неизвестный скульптор, циферблат и механизм работы Фердинанда Берту , ок. 1860 г., позолоченная бронза, Замок Компьень , Франция.
- «Рождение Венеры» , Вильям-Адольф Бугро , 1879, холст, масло, Музей Орсе , Париж, Франция.
- Дверной молоток на авеню Клебер №. 21, Париж, Франция, неизвестный архитектор и скульптор, ок. 1890 г.
- Путти Возрождения Возрождения на обложке журнала с нотами Яна Ладислава Душека , ок. 1890, бумага, тушь, частное собрание.
- Уличный фонарь изобразительного искусства с путти, автор Анри Дезире Гоки , ок. 1896–1900, бронза, Мост Александра III , Париж, Франция.
- Путто в стиле модерн , нимфа и обнаженная натура на рекламном плакате Pétrole Stella, автор Анри Грей , 1897 год, цветная литография, Библиотека Конгресса , Вашингтон, округ Колумбия , США
- рама эпохи Возрождения Рококо Полихромная с путто в круглой нише, неизвестная мастерская или дизайнер, ок. 1900 г., крашеный металл, частное собрание.
- Путти Beaux-Arts на бульваре Регины Элизабета №. 41, Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, . ок
- Сепаратистский путто с двумя рогами изобилия с цветочными каскадами работы Майкла Поволни , созданный в ок. 1907 г., производство 1912 г., керамика, Kunstgewerbemuseum Berlin. [15]
- Изящное искусство, нанесенное на дом Василе Уршану, нынешнюю Бухарестскую обсерваторию ( Bulevardul Lascăr Catargiu № 21), Бухарест , Румыния, по проекту Иона Д. Бериндея , 1908–1910 гг. [16]
- Гротеск эпохи Возрождения с путти в доме доктора Раушойу ( Strada Tache Ionescu № 29), Бухарест, по проекту Грегуара Марка и Эрнеста Доно , ок. 1910 год [17]
- в стиле изящного искусства Лепнина с путти на потолке на площади Романа №. 3, Бухарест, Румыния, проект Зигфиреда Кофсински и К. Крецойу, 1912 г.
- Изящное искусство на балюстраде балкона отеля Claridge ( Елисейские поля, № 74), спроектированное Шарлем Лефевром или Луи Дюэйоном , 1914 год.
- стиле ар-деко Рельефы путти в на улице Вожирар №. 60, Париж, Франция, неизвестный архитектор, ок. 1930 год
См. также
[ редактировать ]- Пуэр Мингенс – Художественные изображения писающих мальчиков.
- Четыре Кумара - группа полубожественных мальчиков-мудрецов в индуизме.
- Гохо додзи - буддийские божества-хранители в образе мальчиков.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «arthistory.about.com» . arthistory.about.com. 13 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 02 апреля 2013 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Демпси, Чарльз. Изобретение путто эпохи Возрождения . Издательство Университета Северной Каролины, Чапел-Хилл и Лондон, 2001 г.
- ^ «херувим» . Словарь американского наследия . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г. «Британский и мировой английский: херувим» . OxfordDictionaries.com . Проверено 24 мая 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Харпер, Дуглас. «путти» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Стразерс, Салли А. « Путти» Донателло: их происхождение, значение и влияние на скульптуру и живопись кватроченто. (Тома I и II). (Докторская диссертация)» Университет штата Огайо, 1992. США – OhioLINK ETD.
- ^ Кори, Александра М. « Путти, удовольствие и педагогика в итальянской гравюре и декоративном искусстве шестнадцатого века ». Чикагский университет, 2007 г. США – Иллинойс: ProQuest Dissertations and Theses (PQDT) . Интернет. 23 октября 2011 г.
- ^ «Лоджия.com» . Лоджия.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2014 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Гомбрих, Э.Х. (2020). История искусства (на румынском языке). АРТ. стр. 128. ISBN. 978-606-710-751-7 .
- ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древний Рим – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 265. ИСБН 978-0-500-51959-2 .
- ^ Гомбрих, Э.Х. (2020). История искусства (на румынском языке). АРТ. стр. 266. ISBN. 978-606-710-751-7 .
- ^ «ОБНЕСКА КАБИНЕТА ОТЕЛЯ COLBERT DE VILLACERF» . carnavalet.paris.fr . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Шарман, Рут (2022). Ив Сен-Лоран и искусство . Темза и Гудзон. п. 147. ИСБН 978-0-500-02544-4 .
- ^ «Похищение Европы / Национальные галереи Шотландии» . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Мартин, Генри (1928). Грамматика стилей - Стиль Людовика XV (на французском языке). Фламмарион. п. 61.
- ^ Уилхайд, Элизабет (2022). Дизайн – целая история . Темза и Гудзон. п. 105. ИСБН 978-0-500-29687-5 .
- ^ «Архитектор на века» (на румынском языке). Диги24 . 29 августа 2016 г.
- ^ Маленький Стефан. «Casa Rautoiu – архитектор Грегуар Марк (Strada Take Ionescu 29)» . bucurestiivechisinoi.ro . Проверено 4 сентября 2023 г.