Музей Прадо
Учредил | 19 ноября 1819 г. |
---|---|
Расположение | Пасео дель Прадо , Мадрид , Испания |
Тип | Художественный музей , историческое место |
Посетители | 852,161 (2020) [1] 13-е место в мире (2023 г.) [2] |
Директор | Мигель Фаломир [3] |
Доступ к общественному транспорту | |
Веб-сайт | www.museodelprado.es |
Архитектор | Хуан де Вильянуэва |
Официальное название | Национальный музей Прадо |
Тип | Неподвижный |
Критерии | Памятник |
Назначен | 1962 |
Справочный номер. | РИ-51-0001374 |
Музей ( / ˈprɑːdoʊ r / ; PRAH - Прадо дох Испанское произношение: [muˈseo ðel ˈpɾaðo] ), официально известный как Museo Nacional del Prado , — главный испанский национальный художественный музей , расположенный в центре Мадрида . Здесь хранятся коллекции европейского искусства , начиная с 12-го века до начала 20-го века, основанные на бывшей испанской королевской коллекции , и единственная лучшая коллекция испанского искусства . Основанный как музей живописи и скульптуры в 1819 году, он также содержит важные коллекции других видов произведений. Многочисленные работы Франсиско Гойи , единственного наиболее широко представленного художника, а также Иеронима Босха , Эль Греко , Питера Пауля Рубенса , Тициана и Диего Веласкеса , являются одними из основных моментов коллекции. Веласкес, его острый глаз и чувствительность также способствовали тому, что большая часть прекрасной коллекции итальянских мастеров музея была перевезена в Испанию, которая теперь является одной из крупнейших за пределами Италии.
В настоящее время коллекция насчитывает около 8200 рисунков, 7600 картин, 4800 гравюр и 1000 скульптур, а также множество других произведений искусства и исторических документов. По состоянию на 2012 год в главных зданиях музея было выставлено около 1300 произведений, а около 3100 работ были временно переданы в аренду различным музеям и официальным учреждениям. Остальные находились на складе. [4]
Из-за пандемии COVID-19 в 2020 году посещаемость упала на 76 процентов до 852 161 человек. Тем не менее, Прадо занял 16-е место по посещаемости в списке самых посещаемых художественных музеев мира в 2020 году. [5] Это один из крупнейших музеев Испании.
Прадо вместе с близлежащим музеем Тиссена-Борнемисы и Музеем королевы Софии Мадрида образует Золотой треугольник искусств , который был включен в ЮНЕСКО список всемирного наследия в 2021 году.
История
[ редактировать ]Здание, в котором сейчас находится Национальный музей Прадо, было спроектировано в 1785 году архитектором эпохи Просвещения в Испании Хуаном де Вильянуэва по приказу Карла III для размещения Кабинета естествознания. Тем не менее, окончательная функция здания не была определена до тех пор, пока внук монарха Фердинанд VII , вдохновленный своей женой, королевой Марией Изабель де Браганса , не решил использовать его в качестве нового Королевского музея картин и скульптур. Королевский музей, который вскоре стал известен как Национальный музей живописи и скульптуры, а впоследствии и Национальный музей Прадо, впервые открылся для публики в ноябре 1819 года. Он был создан с двойной целью – показать произведения искусство, принадлежащее испанской короне , и продемонстрировать остальной Европе, что испанское искусство имеет равные достоинства с любой другой национальной школой. Кроме того, этот музей нуждался в нескольких реконструкциях в течение 19 и 20 веков из-за увеличения коллекции, а также увеличения числа публики, которая хочет увидеть всю коллекцию, находящуюся в музее. [6]
Первый каталог музея, опубликованный в 1819 году и посвященный исключительно испанской живописи, включал 311 картин, хотя в то время в музее размещалось 1510 картин из различных королевских резиденций Reales Sitios, включая произведения других школ. Исключительно важная королевская коллекция, составляющая ядро современного Музея Прадо , начала значительно увеличиваться в 16 веке во времена Карла V и продолжалась при последующих монархах Габсбургов и Бурбонов. Их усилия и решимость привели к тому, что королевская коллекция пополнилась некоторыми шедеврами, которые теперь можно увидеть в Прадо. К ним относятся «Снятие с креста» (ван дер Вейден) Рогира ван дер Вейдена , «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха , «Дворянин с рукой на груди» Эль Греко , «Смерть Богородицы» (Мантенья) Мантеньи «Смерть Богородицы» ( Мантенья , ) Мантеньи . Святое Семейство , известное как « Ла Перла (картина) » Рафаэля , Конный портрет Карла V Тициана Христос , , омывающий ноги ученикам Тинторетто « , Дюрера Автопортрет в 26 лет» , «Менины» Веласкеса, «Три грации» Рубенса и «Семья Карла IV» Гойи. [ нужна ссылка ]
Помимо произведений из испанской королевской коллекции , другие фонды расширили и обогатили музей новыми шедеврами, такими как две «Махи» Гойи. Среди ныне закрытых музеев, чьи коллекции были добавлены к коллекции Прадо, были Музей Тринидада в 1872 году и Музей современного искусства в 1971 году. Кроме того, решающее значение для роста имели многочисленные наследства, пожертвования и покупки. коллекции. Различные произведения поступили в Прадо из Музея Тринидада, в том числе «Фонтан благодати» школы Ван Эйка, алтари Санто-Доминго и Сан-Педро-Мартир, написанные для монастыря Санто-Томас в Авиле Педро Берругете , а также пять полотен художника Эль Греко казнен за Коллегию донья Мария де Арагон. Большинство картин музея 19-го века происходят из бывшего Музея современного искусства, в том числе работы Мадрасо, Хосе де Мадрасо-и-Агудо и Федерико де Мадрасо , Висенте Лопеса , Карлоса де Хаеса , Эдуардо Росалеса и Соролья. . [ нужна ссылка ]
После свержения Изабеллы II в 1868 году музей был национализирован и получил новое название « Музей Прадо ». В здании размещалась королевская коллекция произведений искусства, но оно быстро оказалось слишком маленьким. Первое расширение музея произошло в 1918 году. С момента создания Музея Прадо в его коллекцию было включено более 2300 картин, а также многочисленные скульптуры, гравюры, рисунки и произведения искусства по завещанию, пожертвованиям и покупкам. на долю которых приходится большая часть новых приобретений. Многочисленные завещания обогатили фонды музея, например, выдающаяся коллекция медалей, оставленных музею Пабло Бошем; рисунки и предметы декоративного искусства, оставленные Педро Фернандесом Дураном, а также Ван дер Вейдена шедевр « Мадонна Дюрана» ; и картины XIX века, завещанные Рамоном де Эррасу. К особенно важным пожертвованиям относятся «Черные картины» Гойи, подаренные бароном Эмилем д'Эрлангером в 1881 году. Среди многочисленных работ, поступивших в коллекцию путем покупки, есть несколько выдающихся, приобретенных в последние годы, в том числе две работы Эль Греко, «Басня» и «Бегство в Египет», Гойи приобретенные в 1993 и 2001 годах, «Графиня Чинчон» Веласкеса , купленная в 2000 году, «Портрет Фердинандо Брандани» Брейгеля, , приобретенный в 2003 году, «Вино дня Святого Мартина» » Фра Анджелико, приобретенный в 2010 году, и «Мадонна с гранатом приобретенная в 1993 и 2001 годах. в 2016 году. [ нужна ссылка ]
Между 1873 и 1900 годами Прадо украшал мэрии, новые университеты и церкви. Во время Второй Испанской республики с 1931 по 1936 год основное внимание уделялось развитию провинциальных музеев. Во время гражданской войны в Испании по рекомендации Лиги Наций сотрудники музея вывезли 353 картины, 168 рисунков и «Сокровища дофина» и отправили произведения искусства в Валенсию , затем в Жирону и, наконец, в Женеву . После начала Второй мировой войны произведения искусства пришлось вернуть через территорию Франции ночными поездами в музей. В первые годы диктатуры Франсиско Франко множество картин было отправлено в посольства. [7]
В период с 1900 по 1960 год главное здание было расширено за счет коротких павильонов в задней части. Следующим расширением было включение двух зданий (соседних, но не смежных) в институциональную структуру музея: Касон-дель-Буэн-Ретиро , оборудованный для демонстрации до 400 картин, в которых с 1971 по 1997 год размещалась основная часть произведений искусства 20-го века, а также Салон-де-Рейнос (Тронное здание), бывший Музей армии.
В 1993 году от расширения, предложенного тогдашним директором Прадо Фелипе Гарином, быстро отказались после волны критики. [8] В конце 1990-х годов кровельные работы стоимостью 14 миллионов долларов вынудили шедевр Веласкеса «Менины» дважды менять галереи. [9] В 1998 году пристройка Прадо в соседнем Касон-дель-Буэн-Ретиро была закрыта на двухлетний капитальный ремонт стоимостью 10 миллионов долларов, который включал три новых подземных уровня. В 2007 году музей наконец реализовал проект Рафаэля Монео по расширению экспозиционного зала до 16 000 квадратных метров, надеясь увеличить ежегодное число посетителей с 1,8 миллиона до 2,5 миллиона.
В фойе со стеклянной крышей и клиновидной формой теперь расположены магазины и кафетерий музея, которые удалены от главного здания, чтобы освободить больше места для галерей. [9] Монастырь Херонимо XVI века был разобран по камню, чтобы заложить фундамент для повышения устойчивости окружающих зданий, и будет вновь собран в пристройке нового музея. Для предотвращения падения стен подвала во время строительства пришлось использовать гидравлические домкраты. [10] Расширение представляет собой подземное здание, которое соединяет главное здание с другим, полностью реконструированным.
В ноябре 2016 года было объявлено, что британский архитектор Норман Фостер в совместном проекте с Карлосом Рубио Карвахалем отремонтирует Зал королевств , который когда-то был частью дворца Буэн Ретиро, и превратит его в продолжение дворца Прадо стоимостью 32 миллиона долларов. . Музей объявил о выборе Фостера и Рубио после того, как жюри рассмотрело предложения восьми финалистов конкурса, в том числе Дэвида Чипперфилда , Рема Колхаса и Эдуардо Соуто де Моура . [11] которые уже вошли в шорт-лист из первоначального списка из 47 международных команд архитекторов. [12] Здание было приобретено музеем Прадо в 2015 году, после того как до 2005 года оно служило военным музеем. Проект призван предоставить Прадо около 61 500 квадратных футов дополнительной доступной площади, из которых около 27 000 квадратных футов будут использоваться для выставки работ. [12] Только в 2021 году правительство Испании одобрило планы и выделило на проект 36 миллионов евро. [13]
Историческая структура
[ редактировать ]Здание музея Прадо — одно из зданий, построенных во времена правления Карла III (Карлоса III) как часть грандиозного строительного проекта, призванного подарить Мадриду монументальное городское пространство. Первоначально здание было задумано Хосе Моньино-и-Редондо, графом Флоридабланки , и было заказано в 1785 году Карлом III для реконструкции Пасео-дель-Прадо. С этой целью Карл III обратился к одному из своих любимых архитекторов Хуану де Вильянуэва , автору также близлежащего Ботанического сада и мэрии Мадрида. [14]
Прадо Пасео- дель («луг»), на котором сейчас стоит музей, дало название этому району — Салон-дель-Прадо (позже -Прадо — самому музею ), а после национализации . Работы над зданием прекратились по завершении правления Карла III и на протяжении всей полуостровной войны и были возобновлены только во время правления внука Карла III, Фердинанда VII . Помещения использовались в качестве штаба кавалерии и порохового склада для наполеоновских войск, базировавшихся в Мадриде во время войны.
Следующую реконструкцию этого музея проведет британский архитектор Норман Фостер. Реконструкция была одобрена в июне 2020 года и, как ожидается, продлится как минимум четыре года. [15]
Основные моменты коллекции
[ редактировать ]Избранные работы
[ редактировать ]- Рогир ван дер Вейден , «Снятие с креста» , ок. 1435
- Андреа Мантенья , Смерть Богородицы , ок. 1461
- Антонелло да Мессина , Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом , ок. 1475
- Альбрехт Дюрер Автопортрет , 1498 год.
- Альбрехт Дюрер «Адам и Ева» , 1507 год.
- Фернандо Яньес де ла Альмедина , Святая Екатерина Александрийская , ок. 1510 г.
- Рафаэль , Портрет кардинала , ок. 1510–11
- Иоахим Патинир , Пейзаж с Хароном, пересекающим Стикс , ок. 1515–1524 гг.
- Тинторетто , «Христос, омывающий ноги ученикам» , ок. 1518
- Рафаэль , «Жемчужина» , ок. 1518–1520 гг.
- Корреджо , Noli me tangere , ок. 1525 г.
- Тициан , Андрианская вакханалия , ок. 1523–1526 гг.
- Тициан , Конный портрет Карла V , ок. 1548 г.
- Тициан , Ла Глория (Тициан) , ок. 1554 г.
- Тициан , Падение человека , ок. 1570 г.
- Эль Греко , Святая Троица (Эль Греко) , 1577–1579 гг.
- Эль Греко , Рыцарь с рукой на груди , ок. 1580 г.
- Паоло Веронезе , Венера и Адонис , ок. 1580 г.
- Караваджо , Давид и Голиаф , 1600 г.
- Жорж де Латур , Сьего, играющий на занфонии , 1610–1630 гг.
- Гвидо Рени , «Ипомен и Аталанта» , 1618–1619 гг.
- Эль Греко , Поклонение пастухов (Эль Греко, Мадрид) , 1577–1579 гг.
- Йоос де Момпер , Пейзаж с морем и горами , ок. 1623 г.
- Гаспар де Крайер , Каритас Романа , ок. 1625 г.
- Николя Пуссен , Парнас , ок. 1630–31
- Антонис ван Дейк , Автопортрет с Эндимионом Портером , ок. 1635 г.
- Диего Веласкес , «Сдача Бреды» , 1634–1635 гг.
- Диего Веласкес , «Марс отдыхает» , 1639–1641 гг.
- Хосе де Рибера , «Сон Иакова» , 1639 г.
- Питер Пауль Рубенс , Суд Париса , 1638–39.
- Клод Лоррен «Посадка в Санта-Паулу» , 1639–1640 гг.
- Франсиско де Сурбаран , Агнус Деи , 1635–1640 гг.
- Франсиско де Сурбаран , «Натюрморт с горшками» , ок. 1650 г.
- Бартоломе Эстебан Мурильо , «Непорочное зачатие души» , 1678 г.
- Джованни Баттиста Тьеполо , «Непорочное зачатие» , 1767 год.
- Франсиско Гойя , Третье мая 1808 года , 1814 год.
- Франсиско Гойя , Собака , 1819–1823 гг.
- Франсиско Гойя , «Сатурн, пожирающий своего сына» , 1819–1823 гг.
- Поль Бодри , «Жемчужина и волна» , 1862 г.
Управление
[ редактировать ]Финансирование
[ редактировать ]В 1991 году Мануэль Вильяэскуса завещал Прадо свое состояние в размере почти 40 миллионов долларов в виде мадридской недвижимости, которое будет использоваться исключительно для приобретения картин. Впоследствии музей продал здания Вильяэскусы, чтобы получить от них доход. Завещание внезапно сделало Прадо одним из самых грозных претендентов на картины в мире. [16]
До начала 2000-х годов годовой доход Прадо составлял примерно 18 миллионов долларов, из которых 15 миллионов долларов поступали от правительства, а остальная часть - от частных пожертвований, публикаций и поступлений. [16] В 2001 году консервативное правительство Хосе Марии Аснара решило изменить платформу финансирования музея, положив начало государственно-частному партнерству. Согласно новому положению, одобренному Генеральными кортесами в 2003 году, Прадо должен постепенно снизить уровень государственной поддержки с 80 процентов до 50 процентов. Взамен музей получил контроль над бюджетом (который в 2004 году составлял примерно 35 миллионов евро) и право собирать деньги за счет корпоративных пожертвований и мерчендайзинга. [17] Однако его расширение в 2004 году на сумму 150 миллионов евро было оплачено испанским государством. [17]
Директора
[ редактировать ]Первые четыре директора были выходцами из дворянства. С 1838 по 1960 год режиссерами были в основном художники. С тех пор большинство из них стали историками искусства .
- Маркиз Санта-Крус , 1817–1820 гг.
- Принц Англоны , 1820–1823 гг.
- Хосе Идиакес Карвахаль , 1823–1826 гг.
- Герцог Хиджара , 1826–1838 гг.
- Хосе де Мадрасо , 1838–1857 гг.
- Хуан Антонио де Рибера , 1857–1860 гг.
- Федерико де Мадрасо , 1860–1868 гг.
- Антонио Гисберт , 1868–1873 гг.
- Франсиско Санс Кабот , 1873–1881 гг.
- Федерико де Мадрасо , 1881–1894 гг.
- Висенте Пальмароли , 1894–1896 гг.
- Франсиско Прадилья , 1896–1898 гг.
- Луис Альварес Катала , 1898–1901 гг.
- Хосе Вильегас Кордеро , 1901–1918 гг.
- Аурелиано де Беруэте-и-Море , 1918–1922 гг.
- Фернандо Альварес де Сотомайор , 1922–1931 гг.
- Рамон Перес де Айала , 1931–1936 гг.
- Пабло Руис Пикассо , 1936–1939 гг.
- Фернандо Альварес де Сотомайор , 1939–1960 гг.
- Франсиско Хавьер Санчес Кантон , 1960–1968 гг.
- Диего Ангуло Иньигес , 1968–1971 гг.
- Ксавье де Салас Бош , 1971–1978 гг.
- Хосе Мануэль Пита Андраде , 1978–1981 гг.
- Федерико Сопенья , 1981–1983 гг.
- Альфонсо Перес Санчес , 1983–1991 гг.
- Фелипе Гарин Ломбарт , 1991–1993 гг.
- Франсиско Кальво Слесарь , 1993–1994 гг.
- Хосе Мария Лусон Ноге , 1994–1996 гг.
- Фернандо Чека Кремадес , 1996–2002 гг.
- Мигель Сугаза Миранда , 2002–2017 гг.
- Мигель Фаломир , 2017 – настоящее время
В Google Планета Земля
[ редактировать ]В 2009 году музей Прадо выбрал 14 своих самых важных картин для отображения в Google Earth и Google Maps с чрезвычайно высоким разрешением, причем самая большая из них отображалась с разрешением 14 000 мегапикселей . Возможность масштабирования изображений позволяет рассмотреть текстуру краски и мелкие детали крупным планом. [18] [19]
Близлежащие музеи
[ редактировать ]В нескольких метрах находятся два музея международного значения: Музей Тиссена-Борнемисы и Музей королевы Софии .
Рядом находится Настоящая Академия изящных искусств Сан-Фернандо . В Museo Arqueológico хранятся археологические коллекции, ранее находившиеся в коллекции Прадо, с произведениями из Испании, Древнего Египта , Месопотамии , Греции и Рима .
, Неподалеку также находится Военно-морской музей находящийся в ведении Министерства обороны .
Специальные выставки
[ редактировать ]была привезена группа из 179 произведений искусства С 8 ноября 2011 года по 25 марта 2012 года в Музей Прадо из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге . [20] Известные работы включали:
- Ученый (1631), Рембрандт
- Лютнист (ок. 1596), картина Караваджо.
- Экстаз святой Терезы (1647), автор Бернини
- Игра в шары (1908), Анри Матисс
- Букет васильков со стеблями овса в вазе (ок. 1900 г.), работа Дома Фаберже.
- Пруд в Монжероне (1876 г.), картина Клода Моне.
- Пряжка ремня с изображением чудовища, нападающего на лошадь Петра I ) , (IV–III вв. до н. э.), (золотое украшение из Сибирской коллекции
- Восход луны, Двое мужчин на берегу (ок. 1900), картина Каспара Давида Фридриха.
- Композиция VI (1913) Василия Кандинского
- Метафизический натюрморт (1918), Джорджо Моранди
И наоборот, впервые за свою 200-летнюю историю Музей Прадо с 16 мая по 31 августа 2014 года посетил выставку своей знаменитой коллекции итальянских шедевров в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, Австралия. произведения никогда раньше не покидали Испанию. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ The Art Newspaper , 31 марта 2021 г.
- ^ Чешир, Ли; да Силва, Хосе (27 марта 2023 г.). «100 самых популярных художественных музеев мира: кто выздоровел, а кто все еще борется?» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Барригос, Конча (21 марта 2017 г.). «Мигель Фаломир, новый директор Прадо: «Я никогда, никогда не буду просить о переводе «Герники»»» . 20 минут . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ «Коллекция: истоки» . Национальный луговой музей . Проверено 15 ноября 2012 г. См. также Museo del Prado, Каталог картин , 1996, Министерство образования и культуры, Мадрид, No ISBN, в котором перечислено около 7800 картин. Многие работы с годами были переданы в Музей королевы Софии и другие музеи; другие находятся взаймы или на хранении. На новых дисплеях вид Эль Прадо изменен и увеличен. europapress.es здесь (на испанском языке)
- ^ "Художественная газета", 31 марта 2021 г.
- ^ «История музея Прадо» . Вайп это . 13 ноября 2020 г. Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Алан Райдинг (1 августа 1990 г.). «Прадо узнает, что у него и где» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ Алан Райдинг (1 мая 1995 г.). «Прадо планирует расшириться до комплекса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эл Гудман (19 ноября 1998 г.). «Наконец-то расширение сундука с сокровищами Испании» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ «Хронология продления » Национальный луговой музей . Получено 15 ноября.
- ↑ Ханна Макгиверн (25 ноября 2016 г.), Норман Фостер спроектирует пристройку Прадо в историческом дворце. Архивировано 27 ноября 2016 г. в Wayback Machine The Art Newspaper .
- ^ Перейти обратно: а б Рафаэль Миндер (25 ноября 2016 г.), Норман Фостер реконструирует дворец для расширения Prado New York Times .
- ^ Гарет Харрис (30 сентября 2021 г.), расширение Prado, разработанное Норманом Фостером, наконец-то получило зеленый свет The Art Newspaper .
- ^ «Хронология Музея Прадо, 1785 г.» (на испанском языке). Национальный луговой музей . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ «Это расширение музея Прадо, спроектированное Норманом Фостером» . АВС . 25 июня 2019 г. Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Киммельман (21 ноября 1993 г.). «Новые метлы подметают музеи Мадрида» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дейл Фукс (24 декабря 2004 г.). «Искусство финансирования Прадо» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ Тремлетт, Джайлз (14 января 2009 г.). «Онлайн-галерея рассматривает шедевры Прадо (даже самые непристойные)» . Хранитель . Лондон: Guardian News & Media Limited . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Прадо в Google Earth» . Google.com . Архивировано из оригинала 17 января 2009 года . Проверено 24 января 2009 г.
- ^ «Эрмитаж в Прадо» . Национальный луговой музей . Проверено 15 ноября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алколеа Бланш, Сантьяго. Прадо , перевод с испанского Ричарда-Льюиса Риса и Анжелы Патрисии Холл. Нью-Йорк: Абрамс 1991. ISBN 0-8109-8147-5
- Араухо Санчес, Чеферино. Музеи Испании . Мадрид 1875 г.
- Уайт, Антонио. Музей Прадо. Каталог скульптур. Я Классические скульптуры. II. Скульптура, копии и подражания древним) (16–18 вв.) . Мадрид 1957 год.
- Лука де Тена, Консуэло и Мена, Мануэла. Обновлен гайд по Прадо . Мадрид: Альфис 1985.
- Румеу де Армас, Антонио. Возникновение и основание музея Прадо . Мадрид: Институт Испании, 1980.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Шедевры в коллекции
- Прадо в Google Earth (сверхвысокое разрешение)
- Музей Прадо
- Музеи Мадрида
- Художественные музеи и галереи Мадрида
- Прадо Уок
- Bien de Interés Культурные достопримечательности Мадрида
- Туризм в Мадриде
- Художественные музеи и галереи, основанные в 1819 году.
- 1819 заведений в Испании
- Здания Хуана де Вильянуэва
- Неоклассическая архитектура Мадрида
- Культурный туризм в Испании
- Здания и сооружения в районе Херонимуш, Мадрид
- Карл III Испании