Jump to content

Клод Моне

Клод Моне
Моне ок. 1899 г.
Рожденный
Оскар-Клод Моне

( 1840-11-14 ) 14 ноября 1840 г.
Умер 5 декабря 1926 г. ) ( 1926-12-05 ) ( 86 лет
Образование
Годы активности 1865–1926
Известный Рисование
Заметная работа
Движение Импрессионизм
Супруги
  • ( м. 1870; умер в 1879 г.)
  • ( м. 1892; умер в 1911)
Дети
Покровитель(и)
Подпись

Оскар-Клод Моне (англ. Великобритания : / ˈ m ɒ n / , США : / m ˈ n , m ə ˈ -/ , Французский: [klod mɔnɛ] ; 14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) — французский художник и основатель живописи импрессионизма , которого считают ключевым предшественником модернизма , особенно в его попытках нарисовать природу такой, какой он ее воспринимал. [1] За свою долгую карьеру он был самым последовательным и плодовитым практиком философии импрессионизма, выражающего свое восприятие природы, особенно применительно к пленэрной (на открытом воздухе) пейзажной живописи. [2] Термин «Импрессионизм» происходит от названия его картины «Впечатление, soleil levant» , выставленной в 1874 году («выставка отклонений»), инициированной Моне и его соратниками как альтернатива Салону .

Моне вырос в Гавре , Нормандия , и с раннего возраста интересовался природой и рисованием. Хотя его мать, Луиза-Жюстин Обре Моне, поддерживала его амбиции стать художником, его отец, Клод-Адольф, не одобрял этого и хотел, чтобы он продолжил карьеру в бизнесе. Он был очень близок со своей матерью, но она умерла в январе 1857 года, когда ему было шестнадцать лет, и его отправили жить к своей бездетной, овдовевшей, но богатой тете Мари-Жанне Лекадр. Он продолжил обучение в Швейцарской академии и у академического художника-историка Шарля Глейра , где он был одноклассником Огюста Ренуара . Его ранние работы включают пейзажи, морские пейзажи и портреты, но не привлекли особого внимания. Ключевое раннее влияние оказал Эжен Буден , который познакомил его с концепцией пленэрной живописи. С 1883 года Моне жил в Живерни , также на севере Франции, где он купил дом и недвижимость и начал обширный проект по благоустройству, включая пруд с кувшинками.

Стремление Моне запечатлеть французскую сельскую местность привело к тому, что он писал одну и ту же сцену много раз, чтобы запечатлеть смену света и смену времен года. Среди наиболее известных примеров - его серия стогов сена (1890–1891), картины Руанского собора (1892–1894) и картины с кувшинками в его саду в Живерни, которые постоянно занимали его в течение последних 20 лет его жизни. .

Слава и популярность Моне, который часто выставлялся и имел успех при жизни, резко возросли во второй половине 20-го века, когда он стал одним из самых известных художников мира и источником вдохновения для растущей группы художников.

Биография [ править ]

Рождение и детство [ править ]

Клод Моне родился 14 ноября 1840 года на пятом этаже дома 45 по улице Лаффит в 9-м округе Парижа . [3] Он был вторым сыном Клода Адольфа Моне и Луизы Жюстин Обре Моне, парижан во втором поколении. 20 мая 1841 года он был крещен в местной парижской церкви Нотр-Дам-де-Лоретт как Оскар-Клод, но родители называли его просто Оскар. [3] [4] Несмотря на то, что Моне был крещен католиком, позже он стал атеистом. [5] [6]

В 1845 году его семья переехала в Гавр в Нормандии . Его отец, оптовый торговец , хотел, чтобы он занялся семейным бизнесом по продаже кораблей и бакалейных товаров. [7] [8] но Моне хотел стать художником. Его мать была певицей и поддерживала стремление Моне сделать карьеру в искусстве. [9]

1 апреля 1851 года он поступил в среднюю школу искусств Гавра. [10] Он был апатичным студентом, который, проявив с юных лет мастерство в искусстве, в 15 лет за деньги начал рисовать карикатуры и портреты знакомых. [11] Свои первые уроки рисования он начал у Жака-Франсуа Ошара , бывшего ученика Жака-Луи Давида . [11] Примерно в 1858 году он встретил коллегу-художника Эжена Будена , который поощрял Моне развивать его методы, обучал его « на пленэре » (на открытом воздухе) и брал Моне на экскурсии по живописи. технике живописи [12] [13] Моне считал Будена своим учителем, которому «он всем обязан» своим последующим успехом. [14]

В 1857 году умерла его мать. [15] Он жил со своим отцом и тетей Мари-Жанной Лекадр; Лекадр станет источником поддержки Моне в начале его художественной карьеры. [13] [15]

«Женщина в зеленом платье» , Камиль Донсье , 1866, Кунстхалле Бремен

Париж и Алжир [ править ]

С 1858 по 1860 год Моне продолжил обучение в Париже, где поступил в Швейцарскую академию и познакомился с Камилем Писсарро в 1859 году. [16] [17] Он был призван на военную службу и служил под началом Chasseurs d'Afrique (африканских охотников) в Алжире с 1861 по 1862 год. [18] Время, проведенное в Алжире, оказало сильное влияние на Моне, который позже сказал, что свет и яркие цвета Северной Африки «содержат жемчужину моих будущих исследований». [19] Болезнь вынудила его вернуться в Гавр, где он выкупил оставшуюся службу и познакомился с Йоханом Бартольдом Йонгкиндом , который вместе с Буденом был важным наставником Моне. [12]

Обед на траве (правая часть), 1865–1866, Париж, с Гюставом Курбе , Фредериком Базилем и Камиллой Донсье, первой женой художника, Музей Орсе. [20]

По возвращении в Париж, с разрешения отца, он разделил свое время между домом своего детства и сельской местностью и записался в студию Шарля Глейра , где познакомился с Пьером-Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем . [15] [21] [22] Со временем Базиль стал его самым близким другом. [14] В поисках мотивов они отправились в Онфлер , где Моне написал несколько «этюдов» гавани и устья Сены. [23] Моне часто писал вместе с Ренуаром и Альфредом Сислеем . [24] оба разделяли его желание сформулировать новые стандарты красоты в обычных предметах. [25]

В это время он написал «Женщины в саду» , свою первую успешную крупномасштабную картину, и «Женщину на траве» , «самую важную картину раннего периода Моне». [24] [26] [27] Дебютировав в Салоне в 1865 году с «Пуант де ля Эв» во время отлива и «Устье Сены» в Онфлёре , заслужив большую похвалу, он надеялся, что «Le déjeuner sur l'herbe» поможет ему прорваться в Салон 1866 года. Он не смог закончить он поступил вовремя и вместо этого представил «Женщину в зеленом платье» и «Паве де Шайи» . на рассмотрение [15] [28] После этого он подавал работы в Салон ежегодно до 1870 года, но они были приняты жюри лишь дважды, в 1866 и 1868 годах. [12] Он больше не отправлял работы в Салон до своей единственной, последней попытки в 1880 году. [12] Его работу считали радикальной и «разочаровывали на всех официальных уровнях». [21]

Три коровы пасутся , 1868, бумага, пастель.

В 1867 году его тогдашняя любовница Камилла Донсье , с которой он познакомился двумя годами ранее в качестве модели для своих картин, родила первенца Жана . [13] У Моне были крепкие отношения с Жаном, и он утверждал, что Камилла была его законной женой, поэтому Жан будет считаться законным . [29] В результате отношений отец Моне перестал его финансово поддерживать. Ранее в том же году Моне был вынужден переехать в дом своей тети в Сент-Адресс . [15] [28] Там он с головой погрузился в работу, хотя временная проблема со зрением, вероятно, связанная со стрессом, не позволяла ему работать при солнечном свете. [15] [28] [12] Моне очень любил свою семью, написав множество их портретов, таких как ребенок с чашкой, портрет Жана Моне . Эта картина, в частности, демонстрирует первые признаки более поздних знаменитых импрессионистических работ Моне. [30]

С помощью коллекционера произведений искусства Луи-Жоахима Годиберта он воссоединился с Камиллой и переехал в Этрета . в следующем году [14] [15] Примерно в это же время он пытался зарекомендовать себя как художник-фигурист, изображавший «явно современное, буржуазное», и это намерение продолжалось до 1870-х годов. [15] [31] [21] [22] Он действительно развивал свою технику живописи и интегрировал стилистические эксперименты в свой стиль пленэра, о чем свидетельствуют «Пляж в Сент-Адрессе» и «На берегу Сены» соответственно, причем первая из них была его «первой продолжительной кампанией живописи, связанной с туризмом». [15] [28]

Некоторые из его картин были куплены Годибером, который заказал картину своей жены наряду с другими проектами; Годиберты в течение двух лет были «самыми благосклонными покровителями родного города Моне ». [12] [29] Позже Моне получил финансовую поддержку от художника и коллекционера произведений искусства Гюстава Кайботта , Базиля и, возможно, Гюстава Курбе , хотя кредиторы все еще преследовали его. [12] [21]

Изгнание и Аржантёй [ править ]

Портрет Клода Моне , Каролюс-Дюран, ок. 1867 г.

Он женился на Камилле 28 июня 1870 года, незадолго до начала франко -прусской войны . [32] Во время войны он и его семья жили в Лондоне и Нидерландах, чтобы избежать призыва на военную службу . [15] [16] Моне и Шарль-Франсуа Добиньи жили в добровольном изгнании . [16] [А] Живя в Лондоне, Моне встретил своего старого друга Писсарро, американского художника Джеймса Эббота Макнила Уистлера , и подружился со своим первым и главным арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем ; встреча, которая станет решающей для его карьеры. Там он увидел и восхитился работами Джона Констебла и Дж. М. У. Тёрнера и был впечатлен обращением Тёрнера со светом, особенно в работах, изображающих туман на Темзе . [12] [15] [33] [34] Он неоднократно рисовал Темзу, Гайд-парк и Грин-парк . [15] Весной 1871 года его работам было отказано в разрешении на включение в выставку Королевской академии, и полиция заподозрила его в революционной деятельности. [35] [32] В том же году он узнал о смерти своего отца. [12]

Семья переехала в Аржантей в 1871 году, где он, под влиянием времени, проведенного с голландскими художниками, в основном рисовал . окрестности Сены [31] [36] Он приобрел парусник, чтобы рисовать на реке. [12] В 1874 году он подписал договор аренды на шесть с половиной лет и переехал в недавно построенный «розовый дом с зелеными ставнями» в Аржантёе, где написал пятнадцать картин своего сада с панорамной точки зрения. [31] [37] Такие картины, как «Гладиолусы», ознаменовали, вероятно, первый раз, когда Моне выращивал сад для целей своего искусства. [31] Дом и сад стали «самым важным» мотивом его последних лет в Аржантёе. [37] В течение следующих четырех лет он рисовал в основном в Аржантёе и интересовался теориями цвета химика Мишеля Эжена Шеврёля . [12] Три года десятилетия он арендовал большую виллу в Сен-Дени за тысячу франков в год. Камилла Моне на садовой скамейке изображает сад виллы и то, что некоторые считают горем Камиллы, узнав о смерти ее отца. [38]

В этот период Моне и Камилла часто находились в затруднительном финансовом положении: летом 1870 года они не могли оплатить счет в отеле и, вероятно, жили на окраине Лондона из-за нехватки средств. Однако наследство от отца вместе с продажей его картин позволило им к 1872 году нанять двух слуг и садовника. [13] [39] [40] После успешной выставки некоторых морских картин и получения серебряной медали в Гавре картины Моне были конфискованы кредиторами, у которых их выкупил торговец-судоходец Годибер, который также был покровителем Будена. [41]

Импрессионизм [ править ]

Впечатление, восход солнца (Impression, soleil levant) , 1872 год; картина, давшая название стилю и художественному направлению. Музей Мармоттан Моне , Париж.

Когда предыдущая поддержка Дюран-Рюэля Моне и его коллег начала снижаться, Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Поль Сезанн , Эдгар Дега и Берта Моризо выставляли свои работы независимо; они сделали это под названием Анонимное общество художников, скульпторов и граверов, ведущей фигурой в его формировании которого был Моне. [12] [15] Он был вдохновлен стилем и тематикой своих современников, Писсарро и Эдуарда Мане. [42] Группа, название которой было выбрано, чтобы избежать ассоциации с каким-либо стилем или движением, была едина в своей независимости от Салона и неприятии господствовавшего академизма . [12] [43] Моне приобрел репутацию ведущего художника-пейзажиста группы. [16]

На первой выставке в 1874 году Моне показал, среди прочего, «Впечатление», «Восход солнца» , «Обед» и «Бульвар Капуцинов» . [44] Искусствовед Луи Лерой написал враждебную рецензию. Особое внимание уделив «Впечатлению, восходу солнца » (1872), туманному изображению порта Гавра и стилистическому обходу, он ввел термин « импрессионизм ». Консервативные критики и общественность высмеивали группу, при этом термин изначально был ироничным и обозначал картину как незавершенную. [15] [43] Более прогрессивные критики высоко оценили изображение современной жизни — Луи Эдмон Дюранти назвал их стиль «революцией в живописи». [43] Позже Лерой сожалел, что придумал это название, так как считал, что это группа, «в большинстве которой не было ничего импрессионистского». [14]

Общая посещаемость оценивается в 3500 человек. Моне оценил «Впечатление: Восход солнца» в 1000 франков, но продать его не смог. [45] [46] [47] Выставка была открыта для всех, кто готов заплатить 60 франков, и давала художникам возможность показать свои работы без вмешательства жюри. [45] [46] [47] Еще одна выставка состоялась в 1876 году, снова в противовес Салону. Моне представил 18 картин, в том числе «Пляж в Сент-Адрессе» , в котором продемонстрировано множество импрессионистских характеристик. [28] [48]

Для третьей выставки, состоявшейся 5 апреля 1877 года, он выбрал семь картин из дюжины, которые он сделал на вокзале Сен-Лазар за последние три месяца. Впервые он «синхронизировал столько картин с одного и того же места, тщательно согласовав их сцены». и временности». [49] Картины были хорошо приняты критиками, которые особенно высоко оценили то, как он запечатлел прибытие и отправление поездов. [49] К четвертой выставке его участие произошло посредством переговоров со стороны Кайботта. [15] В последний раз он выставлялся с импрессионистами в 1882 году — за четыре года до последней выставки импрессионистов. [50] [51]

Моне, Ренуар, Писсарро, Моризо, Сезанн и Сислей приступили к экспериментам с новыми методами изображения действительности. Они отвергли темное, контрастное освещение романтических и реалистических картин в пользу бледных тонов картин своих сверстников, таких как Жан-Батист-Камиль Коро и Буден. [52] Разработав методы изображения временных эффектов, Моне продолжил поиск более требовательных сюжетов, новых покровителей и коллекционеров; его картины, созданные в начале 1870-х годов, оказали неизгладимое влияние на движение и на его сверстников, многие из которых переехали в Аржантей, восхищаясь его изображениями. [15] [53]

Смерть Камиллы и Ветёя [ править ]

Клод Моне, Камилла Моне на смертном одре , 1879, Музей Орсе , Париж

В 1875 году он вернулся к фигурной живописи с «Женщиной с зонтиком — мадам Моне и ее сыном» , после того как фактически отказался от нее с «Обедом» . Его интерес к этой фигуре продолжался в течение следующих четырех лет, достигнув своего пика в 1877 году и полностью исчезнув в 1890 году. [29] [61] В «необычайно откровенном» письме Теодору Дюре Моне рассказал о своем возродившемся интересе: «Я работаю, как никогда раньше, над новыми начинаниями — фигурами на пленэре, как я их понимаю. Это старая мечта, которая всегда преследовала меня. и что я хотел бы освоить раз и навсегда. Но все это так трудно, я работаю почти до того, что заболею».

В 1876 году Камиль Моне тяжело заболел. [62] Их второй сын Мишель родился в 1878 году, после чего здоровье Камиллы еще больше ухудшилось. [62] Осенью того же года они переехали в деревню Ветей , где жили в доме с семьей Эрнеста Ошеде , богатого владельца универмага и покровителя искусств, заказавшего Моне четыре картины. [12] [15] В 1878 году у Камиллы диагностировали рак матки . [63] Она умерла в следующем году. [15] Ее смерть, а также финансовые трудности - однажды ему пришлось покинуть дом, чтобы избежать кредиторов, - повлияли на карьеру Моне; Ошеде недавно приобрел несколько картин, но вскоре обанкротился и уехал в Париж в надежде вернуть себе состояние, поскольку интерес к импрессионистам угас. [16] [12] [15]

Пьер Огюст Ренуар , Портрет художника Клода Моне , 1875, Музей Орсе.
Каролюс-Дюран , Алиса Ошеде, вторая жена Клода Моне и мать Бланш Ошеде Моне , 1878 год.
Семьи Моне и Ошеде ок. 1880 год . Слева направо: Клод Моне, Алиса Ошеде, Жан-Пьер Ошеде, Жак Ошеде, Бланш Ошеде Моне , Жан Моне , Мишель Моне, Марта Ошеде, Жермен Ошеде, Сюзанна Ошеде.

Моне сделал этюд маслом своей покойной жены. Много лет спустя он признался своему другу Жоржу Клемансо , что потребность анализировать цвета была для него одновременно радостью и мучением. Он объяснил: «Однажды я обнаружил, что смотрю на мертвое лицо моей любимой жены и просто систематически отмечаю цвета в соответствии с автоматическим рефлексом». [64] Джон Бергер описывает эту работу как «пургу белой, серой, пурпурной краски… ужасную метель потери, которая навсегда сотрет ее черты лица. выразительный». [65]

Исследование Моне Сены продолжалось. В 1880 году он представил в Салон две картины, одна из которых была принята. [12] Он начал отказываться от техник импрессионизма, поскольку в его картинах использовались более темные тона и отображалась окружающая среда, такая как река Сена, в суровую погоду. До конца десятилетия он сосредоточился на элементарном аспекте природы. [24] [53] Его личная жизнь повлияла на его дистанцирование от импрессионистов. [15] Он вернулся в Этрета и выразил в письмах Алисе Ошеде , на которой он женится в 1892 году, после смерти ее мужа в предыдущем году, желание умереть. [14] [15] [61] В 1881 году он переехал с Алисой и ее детьми в Пуасси и снова продал свои картины Дюран-Рюэлю . [12] Третья дочь Алисы, Сюзанна , станет «предпочтительной моделью» Моне после Камиллы. [61]

В апреле 1883 года, выглянув из окна поезда, следовавшего между Верноном и Гасни, он обнаружил Живерни в Нормандии. [66] В том же году состоялась его первая крупная ретроспектива. [53]

В письме, отправленном Моне в 1884 году, Поль Дюран-Рюэль упоминает финансовые проблемы Моне и сообщает ему, что и биржевой маклер Теодор-Шарль Гадала, и Жорж Клемансо покупали картины. [67] Борьба Моне с кредиторами закончилась после благополучных поездок; он отправился в Бордигеру в 1884 году и привез обратно 50 пейзажей. [12] [53] В 1886 году он отправился в Нидерланды, чтобы нарисовать тюльпаны. Вскоре он познакомился и подружился с Гюставом Жеффруа , опубликовавшим статью о Моне. [12] Несмотря на его сомнения, картины Моне были проданы в Америке и способствовали его финансовой безопасности. [15] В отличие от последних двух десятилетий своей карьеры, Моне предпочитал работать в одиночку - и чувствовал, что ему всегда было лучше, когда он это делал, регулярно «стремясь к одиночеству, вдали от многолюдных туристических курортов и сложной городской среды». [68] [53] Такое желание постоянно повторялось в его письмах к Алисе. [68] [61]

Живерни [ править ]

Моне Водный сад , 2019.

В 1883 году Моне и его семья арендовали дом и сады в Живерни , что обеспечило ему домашнюю стабильность, которой он еще не имел. [15] Дом находился недалеко от главной дороги между городами Вернон и Гасни в Живерни. Там был сарай, который одновременно служил и мастерской рисования, фруктовые сады и небольшой сад. Дом находился достаточно близко к местным школам, чтобы дети могли посещать его, а окружающий пейзаж предоставлял Моне множество природных территорий для рисования. [69] [70] [71]

Семья работала и застраивала сады, и состояние Моне начало меняться к лучшему, поскольку Дюран-Рюэль добился все большего успеха в продаже своих картин. [72] Сады были величайшим источником вдохновения Моне на протяжении 40 лет. [73] [74] В 1890 году дом приобрел Моне. [53] В 1890-е годы Моне построил оранжерею и вторую студию — просторное здание, хорошо освещенное мансардными окнами.

Моне ежедневно писал инструкции своему садовнику, точные проекты и схемы посадок, а также счета за закупку цветов и коллекцию книг по ботанике. По мере того как богатство Моне росло, его сад развивался. Он оставался его архитектором даже после того, как нанял семь садовников. [75] Моне приобрел дополнительную землю с заливным лугом. [12] Белые кувшинки, произрастающие во Франции, были посажены вместе с импортированными сортами из Южной Америки и Египта, в результате чего появились лилии самых разных цветов, включая желтые, синие и белые лилии, которые с возрастом становились розовыми. [76] В 1902 году он увеличил размер своего водного сада почти на 4000 квадратных метров; пруд был расширен в 1901 и 1910 годах: вокруг него установили мольберты , позволяющие запечатлеть разные перспективы. [15] [74]

Неудовлетворенный ограничениями импрессионизма, Моне начал работать над серией картин, изображающих отдельные предметы — стога сена, тополя и Руанский собор , — чтобы разрешить свое разочарование. [24] [61] Эта серия картин принесла широкий критический и финансовый успех; в 1898 году в галерее Пети была выставлена ​​61 картина. [77] Он также начал серию « Утро на Сене», в которой изображались рассветные часы на реке. [15] В 1887 и 1889 годах он представил серию картин Бель-Иль, получивших восторженные отзывы критиков. [68] Моне выбрал это место в надежде найти «новый эстетический язык, обходящийся в обход заученных формул, который был бы одновременно верен природе и был бы уникальным для него как личности, не похожего ни на кого другого». [68]

Моне за работой в большой мастерской своего дома в Живерни.

В 1899 году он начал рисовать кувшинки, которые постоянно занимали его в течение следующих 20 лет его жизни, и это была его последняя и «самая амбициозная» серия картин. [31] [78] Первую группу фотографий сада, посвященную его японскому мосту, он выставил в 1900 году. [15] Он вернулся в Лондон — теперь проживая в престижном отеле «Савой» — в 1899 году, чтобы создать серию, включающую 41 картину с изображением моста Ватерлоо , 34 — моста Чаринг-Кросс и 19 — здания Парламента . [79] Последним путешествием Моне станет Венеция с Алисой в 1908 году. [15]

Изображения кувшинок с чередующимся светом и зеркальными отражениями стали неотъемлемой частью его творчества. [80] К середине 1910-х годов Моне создал «совершенно новый, плавный и несколько смелый стиль живописи, в котором пруд с кувшинками стал отправной точкой для почти абстрактного искусства». [81] Клод Роже-Маркс отметил в обзоре успешной выставки Моне первой серии «Кувшинки» в 1909 году , что он «достиг высшей степени абстракции и воображения, соединенного с реальностью». [82] Эта выставка под названием « Кувшинки, серия водных пейзажей» состояла из 42 полотен, его «самой большой и единой серии на сегодняшний день» . [15] В конечном итоге он нарисовал более 250 картин с изображением кувшинок . [50]

В своем доме Моне встречался с художниками, писателями, интеллектуалами и политиками из Франции, Англии, Японии и США. [16] Летом 1887 года он встретил Джона Сингера Сарджента, чьи эксперименты с рисованием фигур на открытом воздухе его заинтриговали; пара продолжала часто влиять друг на друга. [61]

Плохое зрение [ править ]

Зернистая фотография бородатого мужчины, стоящего перед мостом.
Зернистая фотография бородатого мужчины, стоящего на тропинке перед деревом и прудом.
Моне в своем саду в Живерни, ок. 1917 год

Вторая жена Моне Алиса умерла в 1911 году, а его старший сын Жан, женившийся на дочери Алисы Бланш, самой любимице Моне, умер в 1914 году. [83] Их смерть оставила Моне в депрессии, поскольку Бланш заботилась о нем. [15] [84] Именно в это время у Моне начали проявляться первые признаки возможной катаракты . [84] В 1913 году Моне отправился в Лондон, чтобы проконсультироваться с немецким офтальмологом Рихардом Либрайхом . Ему прописали новые очки, и он отказался от операции по удалению катаракты правого глаза. [85] В следующем году Моне, вдохновленный Клемансо, задумал построить новую большую студию, которую он мог бы использовать для создания «декоративного цикла картин, посвященных водному саду». [15]

В последующие годы его восприятие цвета ухудшилось; его широкие мазки были шире, а картины становились все темнее. Чтобы добиться желаемого результата, он начал маркировать тюбики с краской, поддерживал строгий порядок на палитре и носил соломенную шляпу, чтобы свести на нет блики . [85] Он подошел к живописи, формулируя идеи и особенности в уме, беря «мотив в больших массах» и записывая их через память и воображение. Это произошло из-за того, что он был «нечувствителен» к «более тонким оттенкам тональностей и цветов, видимым вблизи». [86]

Производительность Моне снизилась, поскольку он стал замкнутым, хотя с 1914 по 1918 год он действительно создал несколько панно для правительства Франции , добившись большого финансового успеха, а позже он создавал работы для государства. [85] [74] [82] Его работа над «циклом картин» в основном приходилась на период с 1916 по 1921 год. [15] Операция по удалению катаракты снова была рекомендована, на этот раз Клемансо. [85] Моне, который был встревожен после неудачных операций Оноре Домье и Мэри Кассат , заявил, что он предпочел бы иметь плохое зрение и, возможно, отказаться от живописи, чем отказаться от «немного из тех вещей, которые я люблю». [85] В 1919 году Моне приступил к серии пейзажных картин «в полную силу», хотя и не был доволен результатом. [82] К октябрю погода заставила Моне прекратить пленэрную живопись, и в следующем месяце он продал четыре из одиннадцати картин «Кувшинки» , несмотря на его тогдашнее нежелание отказываться от своей работы. [82] Сериал вызвал похвалу со стороны его сверстников; его более поздние работы были хорошо приняты дилерами и коллекционерами, и от одного коллекционера он получил 200 000 франков. [82]

В 1922 году назначение мидриатиков принесло кратковременное облегчение. ему сделали операцию по удалению катаракты В конце концов в 1923 году . Стойкая цианопсия и афакичные очки оказались для него тяжелым испытанием. Теперь, «способный видеть настоящие цвета», он начал уничтожать холсты дооперационного периода. [85] Получив тонированные линзы Цейсса , Моне отозвался хвалебно, хотя вскоре его левый глаз пришлось полностью закрыть черной линзой. К 1925 году его нарушение зрения улучшилось, и он начал ретушировать некоторые из своих предоперационных работ, используя более синие кувшинки, чем раньше. [87] [85]

Во время Первой мировой войны , в которой служил его младший сын Мишель, Моне написал серию «Плакучая ива» как дань уважения павшим французским солдатам. [88] Во время войны он глубоко посвятил себя украшению своего сада. [74]

Метод [ править ]

Эдуард Мане , Клод Моне в Аржантее , 1874, Новая пинакотека

Моне называют «движущей силой импрессионизма». [89] Решающее значение для искусства художников-импрессионистов имело понимание воздействия света на локальный цвет предметов и эффектов сопоставления цветов друг с другом. [90] Его свободный стиль и использование цвета были описаны как «почти неземные» и «[воплощение] импрессионистического стиля»; «Впечатление, восход солнца» — пример «фундаментального» принципа импрессионистов изображать только то, что чисто видимо. [24] [91] Моне был очарован эффектами света и рисовал на пленэре — он считал, что его единственная «заслуга заключается в том, что он писал прямо перед натурой, стремясь передать свои впечатления от самых мимолетных эффектов» [14] [91] Желая «нарисовать воздух», он часто сочетал предметы современной жизни с уличным освещением. [27] [92]

Джон Сингер Сарджент , Клод Моне, картина на опушке леса , 1885, Тейт Британия

Моне сделал свет центральным элементом своих картин. Чтобы запечатлеть его вариации, он иногда писал картину за один присест, часто без подготовки. [93] Он хотел продемонстрировать, как свет меняет цвет и восприятие реальности. [24] Его интерес к свету и отражению начался в конце 1860-х годов и продолжался на протяжении всей его карьеры. [21] Во время своего первого пребывания в Лондоне он восхищался отношениями между художником и мотивами - тем, что он считал «конвертом». [79] Он использовал карандашные рисунки, чтобы быстро отмечать предметы и мотивы для дальнейшего использования. [15]

В изображении пейзажей Моне подчеркивались промышленные элементы, такие как железные дороги и фабрики; его ранние морские пейзажи изображали задумчивую природу, изображенную в приглушенных тонах, и местных жителей. [28] [43] Критик и друг Моне Теодор Дюре отметил в 1874 году, что его «мало привлекали деревенские сцены... Его [чувствовало] особенное влечение к природе, когда она украшена, и к городским сценам, и предпочтительно он рисовал [ред] цветущие сады, парки и рощи». [31] Изображая фигуры и пейзажи в тандеме, Моне хотел, чтобы пейзаж не был просто фоном, а фигуры не доминировали в композиции. [61] Его преданность такому изображению пейзажей привела к тому, что Моне упрекнул Ренуара за то, что тот бросил ему вызов. [61] Он часто изображал пригородные и сельские развлечения Парижа и в молодости экспериментировал с натюрмортами . [21] [43] Начиная с 1870-х годов, он постепенно отходил от пригородных и городских пейзажей - когда они были изображены, это было сделано для дальнейшего изучения света. [50] Современные критики, а позже и академики, считали, что своим выбором демонстрации Прекрасного Илья он продемонстрировал желание отойти от современной культуры картин импрессионистов и вместо этого обратиться к примитивной природе. [68]

После встречи с Буденом Моне посвятил себя поиску новых и усовершенствованных методов живописного выражения. С этой целью, будучи молодым человеком, он посетил Салон и ознакомился с работами художников старшего возраста, подружился с другими молодыми художниками. [89] Пять лет, которые он провел в Аржантёе , проводя много времени на реке Сене в небольшой плавучей студии, сыграли важную роль в его изучении эффектов света и отражений. Он начал мыслить категориями цветов и форм, а не сцен и объектов. Он использовал яркие цвета в виде мазков, штрихов и закорючек краски. Отвергнув академическое учение студии Глейра, он освободился от теории, заявив: «Мне нравится писать, как поет птица». [94] Буден, Добиньи, Йонгкинд, Курбе и Коро оказали влияние на Моне, и он часто работал в соответствии с развитием авангардного искусства. [22] [14] [61] [95]

В 1877 году в серии картин на вокзале Сен-Лазар Моне рассматривал дым и пар и то, как они влияют на цвет и видимость, будучи иногда непрозрачными , а иногда полупрозрачными . Он должен был в дальнейшем использовать это исследование при изображении воздействия тумана и дождя на пейзаж. [96] Исследование воздействия атмосферы должно было перерасти в ряд серий картин, в которых Моне неоднократно рисовал один и тот же сюжет (например, серия «Кувшинки»). [97] при разном освещении, в разное время дня, в зависимости от погоды и времени года. Этот процесс начался в 1880-х годах и продолжался до конца его жизни в 1926 году. [ нужна ссылка ] В своей более поздней карьере Моне «преодолел» стиль импрессионизма и начал раздвигать границы искусства. [24] [98]

Моне в своей мастерской, ок. 1920 год

Моне усовершенствовал свою палитру в 1870-х годах, сознательно сводя к минимуму использование более темных тонов и отдавая предпочтение пастельным цветам. Это совпало с его более мягким подходом, использованием меньших и более разнообразных мазков. Его палитра снова претерпела изменения в 1880-х годах, когда больший упор, чем раньше, был сделан на гармонии между теплыми и холодными оттенками . [15] После оптической операции в 1923 году Моне вернулся к своему стилю десятилетней давности. Он отказался от ярких цветов или «грубого применения» в пользу подчеркнутых цветовых схем синего и зеленого. [85] Несмотря на катаракту, его картины были более широкими и абстрактными - с конца 1880-х годов он упростил свои композиции и искал предметы, которые могли бы предложить широкий цвет и тон. [85] [99] Он все чаще использовал красные и желтые тона — тенденция, которая впервые возникла после его поездки в Венецию. [91] Моне в это время часто путешествовал один — из Франции в Нормандию и Лондон; в Риверу и Руан — в поисках новых и более интересных предметов. [16] [100]

Руанский собор, фасад в солнечном свете , ок. 1892–94, Институт искусств Кларка , Уильямстаун, Массачусетс.

Стилистическое изменение, вероятно, было побочным продуктом расстройства, а не преднамеренным выбором. [85] Моне часто работал над большими полотнами из-за ухудшения зрения, и к 1920 году он признал, что слишком привык к широкой живописи, чтобы возвращаться к маленьким полотнам. [24] [82] Влияние его катаракты на его результаты было темой дискуссий среди ученых; Лейн и др. (1997) утверждает, что ухудшение ситуации с конца 1860-х годов привело к уменьшению резких линий. [91] Сады были в центре внимания на протяжении всего его творчества, став заметными в его более поздних работах, особенно в последнее десятилетие его жизни. [31] [74] Дэниел Вильденштейн отметил «бесшовную» преемственность в своих картинах, «обогащенную новаторством». [100]

Моне в своей мастерской, ок. 1920 год

Начиная с 1880-х годов - и особенно в 1890-х годах - серия картин Моне на конкретные темы стремилась задокументировать различные условия света и погоды. [15] Поскольку свет и погода менялись в течение дня, он переключался между холстами, иногда работая над восемью одновременно, обычно тратя на каждый по часу. [15] В 1895 году он выставил 20 картин Руанского собора , демонстрируя фасад в различных условиях освещения, погоды и атмосферы. [15] Картины сосредоточены не на величественном средневековом здании, а на игре света и тени на его поверхности, преображающей массивную каменную кладку. [101] Для этой серии он экспериментировал с созданием собственных кадров. [102]

Его первой выставленной серией были стога сена , нарисованные с разных точек зрения и в разное время дня. Пятнадцать картин были выставлены в галерее Дюран-Рюэля в 1891 году. В 1892 году он создал двадцать шесть видов Руанского собора . [90] Между 1883 и 1908 годами Моне путешествовал по Средиземноморью , где писал достопримечательности, пейзажи и морские пейзажи, в том числе серию картин в Венеции . В Лондоне он нарисовал четыре серии: «Здания парламента», «Лондон» , «Мост Чаринг-Кросс» , «Мост Ватерлоо » и «Виды Вестминстерского моста» . Хелен Гарднер пишет:

Моне с научной точностью дал нам беспрецедентную и непревзойденную запись течения времени, наблюдаемого в движении света по идентичным формам. [103]

Водяные лилии [ править ]

По возвращении из Лондона Моне писал преимущественно с натуры, в собственном саду; его кувшинки, его пруд и его мост. С 22 ноября по 15 декабря 1900 года в галерее Дюран-Рюэля прошла еще одна посвященная ему выставка, на которой было представлено около десяти вариантов « Кувшинок» . Эта же выставка была организована в феврале 1901 года в Нью-Йорке и имела большой успех. [34]

В 1901 году Моне расширил пруд своего дома, купив луг, расположенный на другом берегу Ру, местного водотока. Затем он разделил свое время между работой на природе и работой в своей студии. [105]

Полотна, посвященные кувшинкам, развивались вместе с изменениями, внесенными в его сад. Кроме того, примерно в 1905 году Моне постепенно изменил свою эстетику, отказавшись от периметра водоема и, следовательно, изменив перспективу. Он также изменил форму и размер своих полотен, перейдя от прямоугольных подрамников к квадратным, а затем к круглым. [34]

Эти полотна создавались с большим трудом: Моне потратил значительное количество времени на их переработку, чтобы найти идеальные эффекты и впечатления. Когда он считал их неудачными, он без колебаний уничтожал их. Он постоянно откладывал выставку Дюран-Рюэля до тех пор, пока не был удовлетворен работами. После нескольких отсрочек, начиная с 1906 года, выставка под названием «Нимфеи» открылась 6 мая 1909 года. Эта выставка, состоящая из сорока восьми картин, датированных 1903–1908 годами и представляющих серию пейзажей и сцен с кувшинками, снова имела успех. [34]

Смерть [ править ]

Семейная могила Моне в Живерни

Моне умер от рака легких 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет и похоронен на церковном кладбище Живерни. Моне настоял на том, чтобы повод был простым; таким образом, на церемонии присутствовало всего около пятидесяти человек. [106] На своих похоронах Клемансо снял черную ткань, накинутую на гроб, заявив: «Никакого черного для Моне!» и заменил его тканью с цветочным узором. [107] На момент его смерти «Кувшинки » были «технически незавершенными». [50]

Дом, сад и пруд с кувшинками Моне были завещаны Мишелем Французской академии изящных искусств (входящей в состав Института Франции ) в 1966 году. Через Фонд Клода Моне дом и сады были открыты для посещения в 1980 году после реставрации. . [108] Помимо сувениров Моне и других предметов его жизни, в доме хранится его коллекция японских гравюр на дереве , оказавшая ярко выраженное влияние на его искусство. [109] Дом и сад, а также Музей импрессионизма являются главными достопримечательностями Живерни, принимающими туристов со всего мира.


Наследие [ править ]

Говоря о творчестве Моне, Вильденштейн сказал, что оно «настолько обширно, что сами его амбиции и разнообразие бросают вызов нашему пониманию его важности». [100] Говорят, что его картины, созданные в Живерни под влиянием катаракты, создают связь между импрессионизмом и искусством двадцатого века и современным абстрактным искусством соответственно. [85] [100] Его более поздние работы послужили «главным» источником вдохновения для создания объективной абстракции . [110] Эллсворт Келли , после формирующего опыта в Живерни, отдал дань уважения работам Моне, созданным там, в «Верной таблице» (1952). [98] Моне называли «посредником» между традицией и модернизмом — его работы рассматривались в контексте постмодернизма — и он оказал влияние на Базиля, Сислея, Ренуара и Писсарро. [21] [98] Моне сейчас самый известный из импрессионистов; в результате своего вклада в движение он «оказал огромное влияние на искусство конца XIX века». [16] [111]

Водяные лилии на выставке в Музее Оранжери в Париже.

В мае 1927 года 27 панно были выставлены в Музее Оранжери после длительных переговоров с французским правительством. [82] Из-за того, что его более поздние работы игнорировались художниками, искусствоведами, критиками и публикой, на показ пришли немногие. [98] В 1950-е годы более поздние работы Моне были «заново открыты» абстрактными экспрессионистами и смежными с ними типами Клемента Гринберга , которые использовали аналогичные полотна. [ нужны разъяснения ] и не проявлял интереса к грубому и идеологическому искусству войны. [98] [24] Эссе Андре Массона 1952 года помогло изменить восприятие картин и вызвать признательность, которая начала формироваться в 1956–1957 годах. [98] В следующем году в результате пожара в Музее современного искусства сгорели Водяные лилии» . приобретенные ими картины « [98] Крупномасштабный характер более поздних картин Моне оказался трудным для некоторых музеев, в результате чего им пришлось изменить рамки. [98]

В 1978 году сад Моне в Живерни, обветшавший за пятьдесят лет, был отреставрирован и открыт для публики. [73] В 2004 году ( 1904 картина Парламента Лондона «Эффекты солнца в тумане» ) была продана за 20,1 миллиона долларов США. [112] В 2006 году журнал Proceedings of the Royal Society опубликовал статью, доказывающую, что они были нарисованы на месте в больнице Святого Томаса над рекой Темзой . [113] В 1981 году Рональд Пикванс отметил, что работы Моне после 1880 года привлекают все большее внимание ученых. [114]

Фалез-пре-де-Дьепп ( Скалы возле Дьеппа ) был украден дважды: один раз в 1998 году (когда куратор музея был признан виновным в краже и заключен в тюрьму на пять лет и два месяца вместе с двумя сообщниками) и последний раз в августе 2007 года. [115] Он был восстановлен в июне 2008 года. [116]

14 ноября 2001 года к 161-летию Клода Моне был создан дудл Google , изображающий логотип Google в фирменном стиле Моне. [117] Это был первый дудл Google, созданный ко дню рождения.

Картина Моне «Мост в Аржантее» , картина 1873 года, изображающая железнодорожный мост через Сену недалеко от Парижа, была куплена анонимным покупателем по телефону за рекордные 41,4 миллиона долларов на аукционе Christie's в Нью-Йорке 6 мая 2008 года. Предыдущий рекорд для его картина стоила 36,5 миллионов долларов. [118] Несколько недель спустя картина Le Bassin aux nymphéas (из серии «Кувшинки») была продана на аукционе Christie's 24 июня 2008 года в Лондоне. [119] за 40 921 250 фунтов стерлингов (80 451 178 долларов США), что почти вдвое превышает рекорд артиста. [120] Эта покупка вошла в число 20 самых высоких цен, уплаченных за картину в то время.

В октябре 2013 года картины Моне «Eglise de Vétheuil» и «Le Bassin aux Nympheas» стали предметом судебного дела в Нью-Йорке против живущей в Нью-Йорке Вильмы Баутисты, бывшей помощницы Имельды Маркос , жены диктатора Фердинанда Маркоса . [121] после того, как она продала Le Bassin aux Nympheas за 32 миллиона долларов швейцарскому покупателю. Указанные картины Моне вместе с двумя другими были приобретены Имельдой во время президентства ее мужа и предположительно куплены на государственные средства. Адвокат Баутисты заявил, что помощник продал картину Имельде, но не имел возможности передать ей деньги. Правительство Филиппин добивается возвращения картины. [121] Le Bassin aux Nympheas , также известный как Японский пешеходный мост через пруд с кувшинками в Живерни , является частью знаменитой серии Моне «Кувшинки».

Нацистские грабежи [ править ]

При нацистском режиме как в Германии с 1933 года, так и в оккупированных немцами странах до 1945 года еврейские коллекционеры произведений искусства Моне были разграблены нацистами и их агентами. Некоторые из украденных произведений искусства были возвращены законным владельцам, а другие стали объектом судебных разбирательств. В 2014 году во время впечатляющего открытия скрытого клада произведений искусства в Мюнхене Моне, принадлежавший еврейскому розничному магнату, был найден в чемодане Корнелиуса Гурлитта , сына одного из официальных гитлеровских торговцев награбленными произведениями искусства, Хильдебранда Гурлитта. . [122] [123]

Примеры работ Моне, украденных нацистами, включают:

  • Сена в Аньере/Les Péniches sur la Seine , ранее принадлежавшая г-же С. Фернан Хальфен, захваченный агентами посольства Германии в Париже 10 июля 1940 года. [124]
  • Le Repos Dans Le Jardin Argenteuil , ранее принадлежавший Генри и Марии Ньюман, украден из банковского хранилища в Берлине, поселения с Метрополитен-музеем. [125]
  • Нимфеи , украденные нацистами в 1940 году у Пауля Розенберга . [126]
  • Au Parc Monceau , ранее принадлежавший Людвигу Кайнеру , чья обширная коллекция была разграблена нацистами. [127]
  • Стога сена в Живерни принадлежали Рене Гимпелю , французскому еврейскому торговцу произведениями искусства, убитому в нацистском концентрационном лагере. [128] [129]

Моне «Дворец дожей» и его работа 1880 года «Маковое поле близ Ветёй-1 », ранее находившаяся в коллекции Макса Эмдена . Объектом реституции стали [130] [131] «La Mare, Snow Effect» («La Mare, effect de neige») стала объектом мирового соглашения с наследниками Ричарда Семмеля . [132]

См. также [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ Хан и др. В 2010 году изгнание, наоборот, описывается как насильственное.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ауриккио 2004 .
  2. Хаус, Джон и др.: Моне в 20 веке , стр. 2, издательство Йельского университета, 1998.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П. Такер Клод Моне: Жизнь и искусство , с. 5
  4. ^ Скейт, Сильви . «Моне: глаз... но, боже мой, какой глаз!» Découvertes Gallimard , номер 131, серия «Искусство». п. 14
  5. ^ Левин 1994 , глава 6.
  6. ^ Батлер 2008 , с. 202.
  7. ^ Новая Британская энциклопедия . Британская энциклопедия. 1 января 1974 г. с. 347. ИСБН  978-0-85229-290-7 .
  8. ^ Тинтероу и Лойретт 1994 , стр. 417.
  9. ^ «Биография Клода Моне» . биография.com . Архивировано из оригинала 9 февраля 2017 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
  10. ^ Арнольд, Матиас (2005). Клод Моне . Лондон: H Книги. п. 3. ISBN   9781904950004 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фурни-Даржер, Софи и Клод Моне (1992). Моне . Нью-Йорк: Конеки и Конеки. стр. 30. ISBN   9781568522487 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Oxford Art (31 октября 2011 г.). «Моне, Клод» . Оксфордское искусство онлайн . doi : 10.1093/Benz/9780199773787.артикул.B00124536 . ISBN  978-0-19-989991-3 . Проверено 24 мая 2021 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гринберг, Сьюзен Д. (2001). «Лицо импрессионизма в 1870 году: «Камилла на пляже в Трувиле» Клода Моне » . Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 66–73. ISSN   0084-3539 . JSTOR   40514596 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Левин 1986 , стр. 65–75.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также Исаакон, Джоэл (2003). «Моне, (Оскар-)Клод» . Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T059077 . ISBN  9781884446054 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бреттелл, Хейс Такер и Хендерсон Ли 2009 , стр. 63.
  17. ^ Янущак 1985 , стр. 304.
  18. ^ Хаус, Джон (1986). Моне: природа в искусстве. Архивировано 17 апреля 2023 года в Wayback Machine . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 5. ISBN   9780300043617 .
  19. Джеффри Мейерс, «Моне в Алжире», стр. 19–24, «История сегодня», апрель 2015 г.
  20. ^ «Музей Орсе: non_traduit» . www.musee-orsay.fr . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Тинтероу и Лойретт 1994 , с. 418.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янущак 1985 , стр. 154.
  23. ^ Тинтероу и Лойретт 1994 , с. 420.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вайдеманн, Кристиана (2017). 50 современных художников, которых вы должны знать . Издательство Престель . п. 20. ISBN  9783791383385 .
  25. ^ Тинтероу и Лойретт 1994 , с. 419.
  26. ^ Дистель и др. 1974 , с. 131.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янущак 1985 , стр. 126.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Жених, Глория; Шоу, Джилл (2014), «Пляж в Сент-Адресс» , «Пляж в Сент-Адресс» из картин и рисунков Моне в Чикагском институте искусств , Чикагский институт искусств , стр. 1–6, ISBN  978-0-86559-269-8 , JSTOR   j.ctt1vjqpmr.1 , заархивировано из оригинала 2 июня 2021 г. , получено 2 июня 2021 г.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вагнер, Энн М. (1994). «Почему Моне отказался от живописи фигур» . Художественный вестник . 76 (4): 613–629. дои : 10.2307/3046059 . ISSN   0004-3079 . JSTOR   3046059 . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
  30. ^ «Какое отношение эта картина стоимостью 1,4 миллиона долларов имеет к попытке самоубийства Моне?» . ХаффПост . 2 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. . Проверено 23 января 2023 г.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Хаус, Джон (2003). «Гладиолусы» Моне » . Бюллетень Детройтского института искусств . 77 (1/2): 8–17. дои : 10.1086/DIA23183126 . ISSN   0011-9636 . JSTOR   23183126 . S2CID   189077027 . Архивировано из оригинала 22 мая 2021 года . Проверено 22 мая 2021 г.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чарльз Стаки «Моне, ретроспектива», Hugh Lauter Levin Associates, 195 г.
  33. ^ «Анри Белле, Импрессионисты, эти французские художники, покрывающие ковры в Лондоне , 13 июля 2018 года» . Le Monde.fr . 13 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 2 июня 2021 г.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Доминик Лобштейн, Моне , Éditions Jean-Paul Gisserot, 2002, стр. 38, 106-107
  35. Тексты семи полицейских протоколов, написанных 2 июня — 9 октября 1871 года, включены в «Моне в Голландии» , каталог выставки в Амстердамском музее Ван Гога (1986).
  36. ^ Бреттелл, Хейс Такер и Хендерсон Ли 2009 , стр. 66.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 52.
  38. ^ Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 46–48.
  39. ^ Пуле, Энн Л.; Мерфи, Александра Р. (1979). От Коро до Брака: французские картины из Музея изящных искусств, Бостон . Бостон: Музей. п. 92. ISBN   0-87846-134-5 .
  40. ^ Фурни-Даржер, Софи и Клод Моне (1992). Моне . Нью-Йорк: Конеки и Конеки. стр. 58, 64. ISBN   9781568522487 .
  41. ^ Чарльз Ф. Стаки, стр. 11–16.
  42. ^ Хейн, Скотт (2000). История Франции (1-е изд.). Гринвуд Пресс. п. 112 . ISBN  978-0-313-30328-9 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Саму, Маргрет (октябрь 2004 г.). «Импрессионизм: искусство и современность» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 13 октября 2004 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  44. ^ Бродская, Наталья (1 июля 2011 г.). Клод Моне . Паркстоун Интернэшнл. ISBN  9781780422978 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 29 мая 2021 г. - через Google Книги.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернар Денвир, Хроники импрессионизма: хронология истории импрессионистского искусства , книга Bulfinch Press, 1993
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернар Денвир, Хроника импрессионизма: интимный дневник жизни и мира великих художников. Архивировано 17 апреля 2023 г. в Wayback Machine , Thames & Hudson, Limited, 1993 г.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Первая выставка импрессионистов, 1874 – Примечания» . artchive.com . Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 г.
  48. ^ Янущак 1985 , стр. 192.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Домбровский, Андре (2 апреля 2020 г.). «Импрессионизм и стандартизация времени: Клод Моне на вокзале Сен-Лазар» . Художественный вестник . 102 (2): 91–120. дои : 10.1080/00043079.2020.1676129 . ISSN   0004-3079 . S2CID   219796908 . Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бригсток, Хью (2001). «Моне, Клод». Оксфордский спутник западного искусства . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780198662037 .
  51. ^ Янущак 1985 , стр. 276.
  52. ^ Янущак 1985 , стр. 158.
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Янущак 1985 , стр. 258.
  54. ^ «Поиск в коллекции » Музей Нортона Саймона» . nortonsimon.org . Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
  55. ^ «Музей Орсе: Женщины Клода Моне в саду» . musee-orsay.fr . Архивировано из оригинала 14 января 2015 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
  56. ^ «Клод Моне – Сад в Сент-Адресс» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 30 января 2022 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
  57. ^ «Музей Штеделя – художественный музей во Франкфурте» . Штеделевский музей . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 21 декабря 2013 г.
  58. ^ «Клод Моне – Гренуйер» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
  59. ^ «Произведение искусства» . Музей изящных искусств, Будапешт . Архивировано из оригинала 8 января 2015 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
  60. ^ Лондон, Национальная галерея. «Клод Моне — Пляж в Трувиле — NG3951 — Национальная галерея, Лондон» . Nationalgallery.org.uk . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 54.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Милнер, Франк (1991) Моне . Нью-Йорк: Mallard Press. п. 16. ISBN   9780792455066 .
  63. ^ Хименес, Джилл Берк (2013). Словарь моделей художников . Рутледж. п. 165. ISBN   1-135-95914-5 .
  64. ^ Бергер (1985), с. 194
  65. ^ Бергер, Джон (1985). Глаза Клода Моне из «Зрение» . Нью-Йорк: Книги Пантеона. стр. 194–195. ISBN  978-0-679-73722-3 .
  66. ^ Чарльз Меррилл Маунт. Моне, биография , Simon & Schuster , 1966. с. 326.
  67. ^ Поль Дюран-Рюэль, «Письмо Клоду Моне», Переписка с Клодом Моне, май-ноябрь 1884 г., по состоянию на 29 марта 2024 г.
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Атанассоглу-Каллмиер, Нина (3 июля 2015 г.). «Le Grand Tout: Моне на Бель-Иле и импульс к единству» . Художественный вестник . 97 (3): 323–341. дои : 10.1080/00043079.2015.1023158 . ISSN   0004-3079 . S2CID   193179280 . Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
  69. ^ Гетц, Адриан (2015). Моне в Живерни . Клод Моне, Эрик Сандер. Монтрей. ISBN  978-2-35340-217-5 . OCLC   920833948 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  70. ^ Дже Брэдли, Александр (6 октября 2016 г.). Сады и дом Клода Моне . США: Рекламное объявление, Incorporated. ISBN  9781367106147 .
  71. ^ Моне, Клод (2004). Сад Моне . Кристоф Беккер, Kunsthaus Zurich ([английское издание]). Остфильдерн-Руит, Германия: Хатье Канц. ISBN  3-7757-1439-1 . OCLC   56966754 .
  72. ^ Мэтьюз Гедо, Мэри. Моне и его муза: Камилла Моне в жизни художника . Издательство Чикагского университета, 2010. ISBN   978-0-226-28480-4
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вильденштейн, Дэниел (1978). Годы Моне в Живерни: за пределами импрессионизма . Книги Абрамса . ISBN  9780810913363 .
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 57.
  75. ^ Гаррет, Роберт (20 мая 2007 г.). «Сады Моне привлекают Живерни и его искусство» . Корреспонденты «Глобуса». Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 года . Проверено 13 октября 2008 г.
  76. Художественная галерея Виктории, Сад Моне. Архивировано 16 декабря 2013 года в Wayback Machine (получено 16 декабря 2013 года).
  77. ^ Янущак 1985 , стр. 270, 306.
  78. ^ «Водяные лилии 1919» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 30 января 2022 года . Проверено 6 июня 2021 г.
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хан, Сорая; Торнс, Джон Э; Бейкер, Джейкоб; Олсон, Дональд В.; Дошер, Рассел Л. (2010). «Моне в Савойе» . Область . 42 (2): 208–216. Бибкод : 2010Область...42..208К . дои : 10.1111/j.1475-4762.2009.00913.x . ISSN   0004-0894 . JSTOR   27801462 . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 2 июня 2021 г.
  80. ^ Мьюир, Ким; Сазерленд, Кен. « Цвет, химия и творчество в кувшинках Моне. Архивировано 6 июня 2021 года в Wayback Machine ». Институт искусств Чикаго , 9 февраля 2021 г. Дата обращения 6 июня 2021 г.
  81. ^ « Водяные лилии. Архивировано 15 декабря 2013 года в Wayback Machine ». Метрополитен-музей. Проверено 6 июня 2021 г.
  82. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 58.
  83. Биография Клода Моне. Архивировано 20 января 2007 года в коллекции Wayback Machine Guggenheim Collection. Проверено 6 января 2007 г.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фордж, Эндрю, и Гордон, Роберт, Моне , стр. 224. Гарри Н. Абрамс, 1989.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Грюнер, Анна (1 мая 2015 г.). «Влияние катаракты и хирургии катаракты на Клода Моне» . Британский журнал общей практики . 65 (634): 254–255. дои : 10.3399/bjgp15X684949 . ISSN   0960-1643 . ПМК   4408507 . ПМИД   25918321 .
  86. ^ Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , p. 84.
  87. Пусть свет сияет . Архивировано 25 июля 2008 г. в Wayback Machine Guardian News, 30 мая 2002 г. Проверено 6 января 2007 г.
  88. ^ «Художественный музей Кимбелла, Плакучие ивы» . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 29 мая 2021 г.
  89. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дженнингс, Гай (1986). Художники-импрессионисты . Книги Осьминога. ISBN  978-0-7064-2660-1 .
  90. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарднер, Хелен (1995). Искусство сквозь века (10-е изд. Рейсса). Паб колледжа Харкорт. п. 669. ИСБН  978-0-15-501141-0 .
  91. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лейн, Рассел; Кэри, Нессей; Оррелл, Ричард; Моксли, Ричард Т. (8 марта 1997 г.). «Видение Клода Моне» . Ланцет . 349 (9053): 734. doi : 10.1016/S0140-6736(05)60177-8 . ISSN   0140-6736 . ПМИД   9078229 . S2CID   12528818 .
  92. ^ Роллинз, Марк (2004). «Что имел в виду Моне: намерение и внимание в понимании искусства» . Журнал эстетики и художественной критики . 62 (2): 175–188. дои : 10.1111/j.1540-594X.2004.00150.x . ISSN   0021-8529 . JSTOR   1559201 .
  93. ^ Перкинс 2013 , с. 73, 88.
  94. ^ Дженнингс, с. 130
  95. ^ Бреттелл, Хейс Такер и Хендерсон Ли 2009 , стр. 65.
  96. ^ Дженнингс (1986), с. 132
  97. ^ «Клод Моне» . Музей Соломона Р. Гуггенхайма . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Истон 2009 , стр. 866–867.
  99. ^ Вильденштейн 1978 , с. 12.
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вильденштейн 1978 , с. 11.
  101. ^ Дженнингс с. 137
  102. ^ Перкинс 2013 , стр. 35.
  103. ^ Гарднер, Хелен. Искусство сквозь века . п. 669
  104. ^ «Прибытие поезда в Нормандию, вокзал Сен-Лазар – Институт искусств Чикаго» . artic.edu . 1877. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
  105. ^ Даниэль Вильденштейн, Моне или триумф импрессионизма, Кельн, Taschen, 1996, стр. 362
  106. ^ П. Такер Клод Моне: Жизнь и искусство , с. 224
  107. ^ Маколифф, Мэри (2011). На заре Прекрасной эпохи: Париж Моне, Золя, Бернар, Эйфеля, Дебюсси, Клемансо и их друзей (мягкая обложка). Канберра: Роуман и Литтлфилд. стр. 338 . ISBN  978-1-4422-0928-2 .
  108. ^ «Историческая запись» . Fondation-monet.fr. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 19 января 2010 г.
  109. ^ Морелли, Вивиан (28 февраля 2024 г.). «Возрождение японского искусства» . Нью-Йорк Таймс .
  110. ^ Бом-Дюшен, Моника (2003). «Объективная абстракция» . Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T063148 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  111. ^ Чилверс, Ян; Глэйвс-Смит, Джон (2009). «Моне, Клод». Словарь современного искусства (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780199239665 .
  112. ^ «Шедевр Моне достигает рекордно высокой цены». Архивировано 17 декабря 2006 г. на сайте Wayback Machine newsfromrussia.com, 5 ноября 2004 г. Проверено 6 января 2007 г.
  113. ^ «Миниатюры виртуальных монет, стр. 1 | Специальные репортажи» . Хранитель . Проверено 5 июня 2012 г.
  114. ^ Пикванс, Рональд (1981). «Париж. Симпозиум Моне» . Журнал Берлингтон . 123 (945): 760. ISSN   0007-6287 . JSTOR   880522 . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
  115. ^ «Моне и другие люди, украденные во время ограбления музея в Ницце» . artforum.com. 8 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года . Проверено 8 августа 2007 г.
  116. ^ «Французская полиция возвращает украденную картину Моне» . artforum.com. 1 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 г. Проверено 1 октября 2009 г.
  117. ^ «161 год со дня рождения Клода Моне» . Google . Архивировано из оригинала 3 января 2023 года . Проверено 2 января 2023 г.
  118. ^ Фогель, Кэрол (6 мая 2008 г.). «Рекордная цена Моне на аукционе» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 19 января 2010 г.
  119. ^ «Бассен с нимфеями» . Кристис в Лондоне. 24 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 13 января 2009 г. Проверено 24 июня 2008 г.
  120. ^ «Работа Моне продана на аукционе за 40,9 миллиона фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 24 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 24 июня 2008 г.
  121. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бывший помощник Имельды Маркос предстает перед судом в Нью-Йорке за продажу работ Моне. Архивировано 17 октября 2013 года в Wayback Machine . Ассошиэйтед Пресс. 17 октября 2013 г. Проверено 17 октября 2013 г.
  122. ^ «Корнелиус Гурлитт: Моне найден в чемодане коллекционера произведений искусства» . Новости Би-би-си . 5 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
  123. ^ «Пейзаж Моне, найденный в чемодане Гурлита» . Артнет . 5 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 28 января 2021 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
  124. ^ «Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга: База данных предметов искусства в Же-де-Пом: Владелец: Фернан Хальфен — Париж, Франция» . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года.
  125. ^ «Встретились, чтобы продать Моне» . архив.сегодня . 7 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
  126. ^ "Искусство - Картина Моне ждала 50 лет "Кувшинки" была там...(фото)" . Л'Ориент-Ле Жур . 4 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2021 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
  127. ^ «Жалоба еврейской семьи на UBS по поводу украденных нацистами произведений искусства» . Ле Темпс (на французском языке). 18 октября 2014 г. ISSN   1423-3967 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
  128. ^ "Наследники жертв Холокоста получат компенсацию от продажи награбленного Моне" . Гаарец . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
  129. ^ ДТА. «Наследники получат долю от продажи награбленного Моне» . www.timesofisrael.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
  130. ^ Д'Арси, Дэвид (8 июля 2020 г.). «Наследники сражаются за имущество стоимостью более 30 миллионов долларов. Картина Моне из коллекции Эмдена, проданная во времена нацизма» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . Проверено 30 июня 2023 г. Спор вокруг Моне разворачивается на основе истории о преследовании Макса Эмдена после прихода к власти нацистов в 1933 году и конфискации или продаже его собственности.
  131. ^ Хикли, Кэтрин (11 октября 2021 г.). «Нацистское наследие преследует новые галереи музея» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 30 июня 2023 г.
  132. ^ «Картина Моне, проданная владельцем-евреем после бегства от нацистов, будет продана на аукционе после расчета с наследниками» . www.lootedart.com . Проверено 30 июня 2023 г.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2c0ed91375f94b8dc28ab6439d4dfcf__1718246760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/cf/c2c0ed91375f94b8dc28ab6439d4dfcf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Claude Monet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)