Клод Моне
Клод Моне | |
---|---|
![]() Моне ок. 1899 г. | |
Рожденный | Оскар-Клод Моне 14 ноября 1840 г. |
Умер | 5 декабря 1926 г. | ( 86 лет
Образование | |
Годы активности | 1865–1926 |
Известный | Рисование |
Заметная работа | |
Движение | Импрессионизм |
Супруги | |
Дети | |
Покровитель(и) | |
Подпись | |
![]() |
Оскар-Клод Моне (англ. Великобритания : / ˈ m ɒ n eɪ / , США : / m oʊ ˈ n eɪ , m ə ˈ -/ , Французский: [klod mɔnɛ] ; 14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) — французский художник и основатель живописи импрессионизма , которого считают ключевым предшественником модернизма , особенно в его попытках нарисовать природу такой, какой он ее воспринимал. [1] За свою долгую карьеру он был самым последовательным и плодовитым практиком философии импрессионизма, выражающего свое восприятие природы, особенно применительно к пленэрной (на открытом воздухе) пейзажной живописи. [2] Термин «Импрессионизм» происходит от названия его картины «Впечатление, soleil levant» , выставленной в 1874 году («выставка отклонений»), инициированной Моне и его соратниками как альтернатива Салону .
Моне вырос в Гавре , Нормандия , и с раннего возраста интересовался природой и рисованием. Хотя его мать, Луиза-Жюстин Обре Моне, поддерживала его амбиции стать художником, его отец, Клод-Адольф, не одобрял этого и хотел, чтобы он продолжил карьеру в бизнесе. Он был очень близок со своей матерью, но она умерла в январе 1857 года, когда ему было шестнадцать лет, и его отправили жить к своей бездетной, овдовевшей, но богатой тете Мари-Жанне Лекадр. Он продолжил обучение в Швейцарской академии и у академического художника-историка Шарля Глейра , где он был одноклассником Огюста Ренуара . Его ранние работы включают пейзажи, морские пейзажи и портреты, но не привлекли особого внимания. Ключевое раннее влияние оказал Эжен Буден , который познакомил его с концепцией пленэрной живописи. С 1883 года Моне жил в Живерни , также на севере Франции, где он купил дом и недвижимость и начал обширный проект по благоустройству, включая пруд с кувшинками.
Стремление Моне запечатлеть французскую сельскую местность привело к тому, что он писал одну и ту же сцену много раз, чтобы запечатлеть смену света и смену времен года. Среди наиболее известных примеров - его серия стогов сена (1890–1891), картины Руанского собора (1892–1894) и картины с кувшинками в его саду в Живерни, которые постоянно занимали его в течение последних 20 лет его жизни. .
Слава и популярность Моне, который часто выставлялся и имел успех при жизни, резко возросли во второй половине 20-го века, когда он стал одним из самых известных художников мира и источником вдохновения для растущей группы художников.
Биография [ править ]
Рождение и детство [ править ]
Клод Моне родился 14 ноября 1840 года на пятом этаже дома 45 по улице Лаффит в 9-м округе Парижа . [3] Он был вторым сыном Клода Адольфа Моне и Луизы Жюстин Обре Моне, парижан во втором поколении. 20 мая 1841 года он был крещен в местной парижской церкви Нотр-Дам-де-Лоретт как Оскар-Клод, но родители называли его просто Оскар. [3] [4] Несмотря на то, что Моне был крещен католиком, позже он стал атеистом. [5] [6]
В 1845 году его семья переехала в Гавр в Нормандии . Его отец, оптовый торговец , хотел, чтобы он занялся семейным бизнесом по продаже кораблей и бакалейных товаров. [7] [8] но Моне хотел стать художником. Его мать была певицей и поддерживала стремление Моне сделать карьеру в искусстве. [9]
1 апреля 1851 года он поступил в среднюю школу искусств Гавра. [10] Он был апатичным студентом, который, проявив с юных лет мастерство в искусстве, в 15 лет за деньги начал рисовать карикатуры и портреты знакомых. [11] Свои первые уроки рисования он начал у Жака-Франсуа Ошара , бывшего ученика Жака-Луи Давида . [11] Примерно в 1858 году он встретил коллегу-художника Эжена Будена , который поощрял Моне развивать его методы, обучал его « на пленэре » (на открытом воздухе) и брал Моне на экскурсии по живописи. технике живописи [12] [13] Моне считал Будена своим учителем, которому «он всем обязан» своим последующим успехом. [14]
В 1857 году умерла его мать. [15] Он жил со своим отцом и тетей Мари-Жанной Лекадр; Лекадр станет источником поддержки Моне в начале его художественной карьеры. [13] [15]
Париж и Алжир [ править ]
С 1858 по 1860 год Моне продолжил обучение в Париже, где поступил в Швейцарскую академию и познакомился с Камилем Писсарро в 1859 году. [16] [17] Он был призван на военную службу и служил под началом Chasseurs d'Afrique (африканских охотников) в Алжире с 1861 по 1862 год. [18] Время, проведенное в Алжире, оказало сильное влияние на Моне, который позже сказал, что свет и яркие цвета Северной Африки «содержат жемчужину моих будущих исследований». [19] Болезнь вынудила его вернуться в Гавр, где он выкупил оставшуюся службу и познакомился с Йоханом Бартольдом Йонгкиндом , который вместе с Буденом был важным наставником Моне. [12]

По возвращении в Париж, с разрешения отца, он разделил свое время между домом своего детства и сельской местностью и записался в студию Шарля Глейра , где познакомился с Пьером-Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем . [15] [21] [22] Со временем Базиль стал его самым близким другом. [14] В поисках мотивов они отправились в Онфлер , где Моне написал несколько «этюдов» гавани и устья Сены. [23] Моне часто писал вместе с Ренуаром и Альфредом Сислеем . [24] оба разделяли его желание сформулировать новые стандарты красоты в обычных предметах. [25]
В это время он написал «Женщины в саду» , свою первую успешную крупномасштабную картину, и «Женщину на траве» , «самую важную картину раннего периода Моне». [24] [26] [27] Дебютировав в Салоне в 1865 году с «Пуант де ля Эв» во время отлива и «Устье Сены» в Онфлёре , заслужив большую похвалу, он надеялся, что «Le déjeuner sur l'herbe» поможет ему прорваться в Салон 1866 года. Он не смог закончить он поступил вовремя и вместо этого представил «Женщину в зеленом платье» и «Паве де Шайи» . на рассмотрение [15] [28] После этого он подавал работы в Салон ежегодно до 1870 года, но они были приняты жюри лишь дважды, в 1866 и 1868 годах. [12] Он больше не отправлял работы в Салон до своей единственной, последней попытки в 1880 году. [12] Его работу считали радикальной и «разочаровывали на всех официальных уровнях». [21]

В 1867 году его тогдашняя любовница Камилла Донсье , с которой он познакомился двумя годами ранее в качестве модели для своих картин, родила первенца Жана . [13] У Моне были крепкие отношения с Жаном, и он утверждал, что Камилла была его законной женой, поэтому Жан будет считаться законным . [29] В результате отношений отец Моне перестал его финансово поддерживать. Ранее в том же году Моне был вынужден переехать в дом своей тети в Сент-Адресс . [15] [28] Там он с головой погрузился в работу, хотя временная проблема со зрением, вероятно, связанная со стрессом, не позволяла ему работать при солнечном свете. [15] [28] [12] Моне очень любил свою семью, написав множество их портретов, таких как ребенок с чашкой, портрет Жана Моне . Эта картина, в частности, демонстрирует первые признаки более поздних знаменитых импрессионистических работ Моне. [30]
С помощью коллекционера произведений искусства Луи-Жоахима Годиберта он воссоединился с Камиллой и переехал в Этрета . в следующем году [14] [15] Примерно в это же время он пытался зарекомендовать себя как художник-фигурист, изображавший «явно современное, буржуазное», и это намерение продолжалось до 1870-х годов. [15] [31] [21] [22] Он действительно развивал свою технику живописи и интегрировал стилистические эксперименты в свой стиль пленэра, о чем свидетельствуют «Пляж в Сент-Адрессе» и «На берегу Сены» соответственно, причем первая из них была его «первой продолжительной кампанией живописи, связанной с туризмом». [15] [28]
Некоторые из его картин были куплены Годибером, который заказал картину своей жены наряду с другими проектами; Годиберты в течение двух лет были «самыми благосклонными покровителями родного города Моне ». [12] [29] Позже Моне получил финансовую поддержку от художника и коллекционера произведений искусства Гюстава Кайботта , Базиля и, возможно, Гюстава Курбе , хотя кредиторы все еще преследовали его. [12] [21]
Изгнание и Аржантёй [ править ]

Он женился на Камилле 28 июня 1870 года, незадолго до начала франко -прусской войны . [32] Во время войны он и его семья жили в Лондоне и Нидерландах, чтобы избежать призыва на военную службу . [15] [16] Моне и Шарль-Франсуа Добиньи жили в добровольном изгнании . [16] [А] Живя в Лондоне, Моне встретил своего старого друга Писсарро, американского художника Джеймса Эббота Макнила Уистлера , и подружился со своим первым и главным арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем ; встреча, которая станет решающей для его карьеры. Там он увидел и восхитился работами Джона Констебла и Дж. М. У. Тёрнера и был впечатлен обращением Тёрнера со светом, особенно в работах, изображающих туман на Темзе . [12] [15] [33] [34] Он неоднократно рисовал Темзу, Гайд-парк и Грин-парк . [15] Весной 1871 года его работам было отказано в разрешении на включение в выставку Королевской академии, и полиция заподозрила его в революционной деятельности. [35] [32] В том же году он узнал о смерти своего отца. [12]
Семья переехала в Аржантей в 1871 году, где он, под влиянием времени, проведенного с голландскими художниками, в основном рисовал . окрестности Сены [31] [36] Он приобрел парусник, чтобы рисовать на реке. [12] В 1874 году он подписал договор аренды на шесть с половиной лет и переехал в недавно построенный «розовый дом с зелеными ставнями» в Аржантёе, где написал пятнадцать картин своего сада с панорамной точки зрения. [31] [37] Такие картины, как «Гладиолусы», ознаменовали, вероятно, первый раз, когда Моне выращивал сад для целей своего искусства. [31] Дом и сад стали «самым важным» мотивом его последних лет в Аржантёе. [37] В течение следующих четырех лет он рисовал в основном в Аржантёе и интересовался теориями цвета химика Мишеля Эжена Шеврёля . [12] Три года десятилетия он арендовал большую виллу в Сен-Дени за тысячу франков в год. Камилла Моне на садовой скамейке изображает сад виллы и то, что некоторые считают горем Камиллы, узнав о смерти ее отца. [38]
В этот период Моне и Камилла часто находились в затруднительном финансовом положении: летом 1870 года они не могли оплатить счет в отеле и, вероятно, жили на окраине Лондона из-за нехватки средств. Однако наследство от отца вместе с продажей его картин позволило им к 1872 году нанять двух слуг и садовника. [13] [39] [40] После успешной выставки некоторых морских картин и получения серебряной медали в Гавре картины Моне были конфискованы кредиторами, у которых их выкупил торговец-судоходец Годибер, который также был покровителем Будена. [41]
Импрессионизм [ править ]

Когда предыдущая поддержка Дюран-Рюэля Моне и его коллег начала снижаться, Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Поль Сезанн , Эдгар Дега и Берта Моризо выставляли свои работы независимо; они сделали это под названием Анонимное общество художников, скульпторов и граверов, ведущей фигурой в его формировании которого был Моне. [12] [15] Он был вдохновлен стилем и тематикой своих современников, Писсарро и Эдуарда Мане. [42] Группа, название которой было выбрано, чтобы избежать ассоциации с каким-либо стилем или движением, была едина в своей независимости от Салона и неприятии господствовавшего академизма . [12] [43] Моне приобрел репутацию ведущего художника-пейзажиста группы. [16]
На первой выставке в 1874 году Моне показал, среди прочего, «Впечатление», «Восход солнца» , «Обед» и «Бульвар Капуцинов» . [44] Искусствовед Луи Лерой написал враждебную рецензию. Особое внимание уделив «Впечатлению, восходу солнца » (1872), туманному изображению порта Гавра и стилистическому обходу, он ввел термин « импрессионизм ». Консервативные критики и общественность высмеивали группу, при этом термин изначально был ироничным и обозначал картину как незавершенную. [15] [43] Более прогрессивные критики высоко оценили изображение современной жизни — Луи Эдмон Дюранти назвал их стиль «революцией в живописи». [43] Позже Лерой сожалел, что придумал это название, так как считал, что это группа, «в большинстве которой не было ничего импрессионистского». [14]
Общая посещаемость оценивается в 3500 человек. Моне оценил «Впечатление: Восход солнца» в 1000 франков, но продать его не смог. [45] [46] [47] Выставка была открыта для всех, кто готов заплатить 60 франков, и давала художникам возможность показать свои работы без вмешательства жюри. [45] [46] [47] Еще одна выставка состоялась в 1876 году, снова в противовес Салону. Моне представил 18 картин, в том числе «Пляж в Сент-Адрессе» , в котором продемонстрировано множество импрессионистских характеристик. [28] [48]
Для третьей выставки, состоявшейся 5 апреля 1877 года, он выбрал семь картин из дюжины, которые он сделал на вокзале Сен-Лазар за последние три месяца. Впервые он «синхронизировал столько картин с одного и того же места, тщательно согласовав их сцены». и временности». [49] Картины были хорошо приняты критиками, которые особенно высоко оценили то, как он запечатлел прибытие и отправление поездов. [49] К четвертой выставке его участие произошло посредством переговоров со стороны Кайботта. [15] В последний раз он выставлялся с импрессионистами в 1882 году — за четыре года до последней выставки импрессионистов. [50] [51]
Моне, Ренуар, Писсарро, Моризо, Сезанн и Сислей приступили к экспериментам с новыми методами изображения действительности. Они отвергли темное, контрастное освещение романтических и реалистических картин в пользу бледных тонов картин своих сверстников, таких как Жан-Батист-Камиль Коро и Буден. [52] Разработав методы изображения временных эффектов, Моне продолжил поиск более требовательных сюжетов, новых покровителей и коллекционеров; его картины, созданные в начале 1870-х годов, оказали неизгладимое влияние на движение и на его сверстников, многие из которых переехали в Аржантей, восхищаясь его изображениями. [15] [53]
- Картины 1858–1872 гг.
- Вид на Руэль, Гавр, 1858 г., частное собрание; ранняя работа, показывающая влияние Короты Сент-Адресс и Курбе
- Устье Сены в Онфлере , 1865 год, Фонд Нортона Саймона , Пасадена, Калифорния; указывает на влияние голландской морской живописи. [54]
- Зеленая волна , 1866, Метрополитен-музей.
- Женщина в саду , 1867, Эрмитаж , Санкт-Петербург; исследование влияния солнечного света и тени на цвет.
- Сад в Сент-Адресс , 1867, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. [56]
- Ла Гренуйер 1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; небольшая пленэрная картина, написанная широкими мазками интенсивного цвета. [58]
- Сорока , 1868–1869. Музей Орсе, Париж; одна из первых попыток Моне передать влияние снега на пейзаж. См. также Снег в Аржантёе.
- Гавань Трувиля (волнорез в Трувиле, отлив) , 1870, Музей изящных искусств , Будапешт. [59]
- Пляж Трувиль , 1870, Национальная галерея , Лондон. Левая фигура может быть Камиллой, справа, возможно, женой Эжена Будена , чьи пляжные сцены повлияли на Моне. [60]
- Дома на Ахтерзаане , 1871 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Жан Моне на своей лошадке , 1872. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Весна 1872 года, Художественный музей Уолтерса.
- Корабли, плывущие по Сене в Руане , 1872, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
Смерть Камиллы и Ветёя [ править ]
В 1875 году он вернулся к фигурной живописи с «Женщиной с зонтиком — мадам Моне и ее сыном» , после того как фактически отказался от нее с «Обедом» . Его интерес к этой фигуре продолжался в течение следующих четырех лет, достигнув своего пика в 1877 году и полностью исчезнув в 1890 году. [29] [61] В «необычайно откровенном» письме Теодору Дюре Моне рассказал о своем возродившемся интересе: «Я работаю, как никогда раньше, над новыми начинаниями — фигурами на пленэре, как я их понимаю. Это старая мечта, которая всегда преследовала меня. и что я хотел бы освоить раз и навсегда. Но все это так трудно, я работаю почти до того, что заболею».
В 1876 году Камиль Моне тяжело заболел. [62] Их второй сын Мишель родился в 1878 году, после чего здоровье Камиллы еще больше ухудшилось. [62] Осенью того же года они переехали в деревню Ветей , где жили в доме с семьей Эрнеста Ошеде , богатого владельца универмага и покровителя искусств, заказавшего Моне четыре картины. [12] [15] В 1878 году у Камиллы диагностировали рак матки . [63] Она умерла в следующем году. [15] Ее смерть, а также финансовые трудности - однажды ему пришлось покинуть дом, чтобы избежать кредиторов, - повлияли на карьеру Моне; Ошеде недавно приобрел несколько картин, но вскоре обанкротился и уехал в Париж в надежде вернуть себе состояние, поскольку интерес к импрессионистам угас. [16] [12] [15]



Моне сделал этюд маслом своей покойной жены. Много лет спустя он признался своему другу Жоржу Клемансо , что потребность анализировать цвета была для него одновременно радостью и мучением. Он объяснил: «Однажды я обнаружил, что смотрю на мертвое лицо моей любимой жены и просто систематически отмечаю цвета в соответствии с автоматическим рефлексом». [64] Джон Бергер описывает эту работу как «пургу белой, серой, пурпурной краски… ужасную метель потери, которая навсегда сотрет ее черты лица. выразительный». [65]
Исследование Моне Сены продолжалось. В 1880 году он представил в Салон две картины, одна из которых была принята. [12] Он начал отказываться от техник импрессионизма, поскольку в его картинах использовались более темные тона и отображалась окружающая среда, такая как река Сена, в суровую погоду. До конца десятилетия он сосредоточился на элементарном аспекте природы. [24] [53] Его личная жизнь повлияла на его дистанцирование от импрессионистов. [15] Он вернулся в Этрета и выразил в письмах Алисе Ошеде , на которой он женится в 1892 году, после смерти ее мужа в предыдущем году, желание умереть. [14] [15] [61] В 1881 году он переехал с Алисой и ее детьми в Пуасси и снова продал свои картины Дюран-Рюэлю . [12] Третья дочь Алисы, Сюзанна , станет «предпочтительной моделью» Моне после Камиллы. [61]
В апреле 1883 года, выглянув из окна поезда, следовавшего между Верноном и Гасни, он обнаружил Живерни в Нормандии. [66] В том же году состоялась его первая крупная ретроспектива. [53]
В письме, отправленном Моне в 1884 году, Поль Дюран-Рюэль упоминает финансовые проблемы Моне и сообщает ему, что и биржевой маклер Теодор-Шарль Гадала, и Жорж Клемансо покупали картины. [67] Борьба Моне с кредиторами закончилась после благополучных поездок; он отправился в Бордигеру в 1884 году и привез обратно 50 пейзажей. [12] [53] В 1886 году он отправился в Нидерланды, чтобы нарисовать тюльпаны. Вскоре он познакомился и подружился с Гюставом Жеффруа , опубликовавшим статью о Моне. [12] Несмотря на его сомнения, картины Моне были проданы в Америке и способствовали его финансовой безопасности. [15] В отличие от последних двух десятилетий своей карьеры, Моне предпочитал работать в одиночку - и чувствовал, что ему всегда было лучше, когда он это делал, регулярно «стремясь к одиночеству, вдали от многолюдных туристических курортов и сложной городской среды». [68] [53] Такое желание постоянно повторялось в его письмах к Алисе. [68] [61]
- Картины 1873–1886 гг.
- Эффект тумана , гр. 1872 г.
- Камилла Моне на садовой скамейке , 1873, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Сена в Аржантее , 1873 год.
- Дом художника в Аржантее , 1873 год, Чикагский институт искусств.
- Маки, Набережная (Маки) , 1873, Музей Орсе , Париж
- Аржантей , 1874, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
- Лодка-студия , 1874 год, Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло, Нидерланды.
- Камилла на торговле , 1875 год, коллекция Барнса.
- Женщина с зонтиком — Мадам Моне и ее сын , 1875, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Мадам Моне в японском кимоно , 1876 год, Музей изящных искусств, Бостон.
- Лодочная мастерская , 1876 год, коллекция Барнса.
- Цветы на берегу реки в Аржантёе , 1877, Художественный музей Пола , Япония.
- Ветей в тумане , 1879, Музей Мармоттан Моне , Париж.
- «Оттепель в Ветёе» , 1880, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.
- Утес в Фекане , 1881, Художественная галерея Абердина.
- Этюд фигуры на открытом воздухе: женщина с зонтиком, лицом влево , ( Сюзанна Ошеде ), 1886, Музей Орсе
Живерни [ править ]

В 1883 году Моне и его семья арендовали дом и сады в Живерни , что обеспечило ему домашнюю стабильность, которой он еще не имел. [15] Дом находился недалеко от главной дороги между городами Вернон и Гасни в Живерни. Там был сарай, который одновременно служил и мастерской рисования, фруктовые сады и небольшой сад. Дом находился достаточно близко к местным школам, чтобы дети могли посещать его, а окружающий пейзаж предоставлял Моне множество природных территорий для рисования. [69] [70] [71]
Семья работала и застраивала сады, и состояние Моне начало меняться к лучшему, поскольку Дюран-Рюэль добился все большего успеха в продаже своих картин. [72] Сады были величайшим источником вдохновения Моне на протяжении 40 лет. [73] [74] В 1890 году дом приобрел Моне. [53] В 1890-е годы Моне построил оранжерею и вторую студию — просторное здание, хорошо освещенное мансардными окнами.
Моне ежедневно писал инструкции своему садовнику, точные проекты и схемы посадок, а также счета за закупку цветов и коллекцию книг по ботанике. По мере того как богатство Моне росло, его сад развивался. Он оставался его архитектором даже после того, как нанял семь садовников. [75] Моне приобрел дополнительную землю с заливным лугом. [12] Белые кувшинки, произрастающие во Франции, были посажены вместе с импортированными сортами из Южной Америки и Египта, в результате чего появились лилии самых разных цветов, включая желтые, синие и белые лилии, которые с возрастом становились розовыми. [76] В 1902 году он увеличил размер своего водного сада почти на 4000 квадратных метров; пруд был расширен в 1901 и 1910 годах: вокруг него установили мольберты , позволяющие запечатлеть разные перспективы. [15] [74]
Неудовлетворенный ограничениями импрессионизма, Моне начал работать над серией картин, изображающих отдельные предметы — стога сена, тополя и Руанский собор , — чтобы разрешить свое разочарование. [24] [61] Эта серия картин принесла широкий критический и финансовый успех; в 1898 году в галерее Пети была выставлена 61 картина. [77] Он также начал серию « Утро на Сене», в которой изображались рассветные часы на реке. [15] В 1887 и 1889 годах он представил серию картин Бель-Иль, получивших восторженные отзывы критиков. [68] Моне выбрал это место в надежде найти «новый эстетический язык, обходящийся в обход заученных формул, который был бы одновременно верен природе и был бы уникальным для него как личности, не похожего ни на кого другого». [68]

В 1899 году он начал рисовать кувшинки, которые постоянно занимали его в течение следующих 20 лет его жизни, и это была его последняя и «самая амбициозная» серия картин. [31] [78] Первую группу фотографий сада, посвященную его японскому мосту, он выставил в 1900 году. [15] Он вернулся в Лондон — теперь проживая в престижном отеле «Савой» — в 1899 году, чтобы создать серию, включающую 41 картину с изображением моста Ватерлоо , 34 — моста Чаринг-Кросс и 19 — здания Парламента . [79] Последним путешествием Моне станет Венеция с Алисой в 1908 году. [15]
Изображения кувшинок с чередующимся светом и зеркальными отражениями стали неотъемлемой частью его творчества. [80] К середине 1910-х годов Моне создал «совершенно новый, плавный и несколько смелый стиль живописи, в котором пруд с кувшинками стал отправной точкой для почти абстрактного искусства». [81] Клод Роже-Маркс отметил в обзоре успешной выставки Моне первой серии «Кувшинки» в 1909 году , что он «достиг высшей степени абстракции и воображения, соединенного с реальностью». [82] Эта выставка под названием « Кувшинки, серия водных пейзажей» состояла из 42 полотен, его «самой большой и единой серии на сегодняшний день» . [15] В конечном итоге он нарисовал более 250 картин с изображением кувшинок . [50]
В своем доме Моне встречался с художниками, писателями, интеллектуалами и политиками из Франции, Англии, Японии и США. [16] Летом 1887 года он встретил Джона Сингера Сарджента, чьи эксперименты с рисованием фигур на открытом воздухе его заинтриговали; пара продолжала часто влиять друг на друга. [61]
- Сад
- В саду , 1895, Коллекция Э.Г. Бюрле, Цюрих.
- Агапантус , между 1914 и 1926 годами, Музей современного искусства , Нью-Йорк.
- Цветущие арки, Живерни , 1913, Художественный музей Феникса.
- Водяные лилии и японский мост , 1897–1899, Художественный музей Принстонского университета.
- Водяные лилии , 1906, Чикагский институт искусств.
- Водяные лилии , Музей Мармоттан Моне
- Водяные лилии , гр. 1915, Новая Пинакотека , Мюнхен.
- Водяные лилии , гр. 1915 , Музей Мармоттан-Моне.
Плохое зрение [ править ]
Вторая жена Моне Алиса умерла в 1911 году, а его старший сын Жан, женившийся на дочери Алисы Бланш, самой любимице Моне, умер в 1914 году. [83] Их смерть оставила Моне в депрессии, поскольку Бланш заботилась о нем. [15] [84] Именно в это время у Моне начали проявляться первые признаки возможной катаракты . [84] В 1913 году Моне отправился в Лондон, чтобы проконсультироваться с немецким офтальмологом Рихардом Либрайхом . Ему прописали новые очки, и он отказался от операции по удалению катаракты правого глаза. [85] В следующем году Моне, вдохновленный Клемансо, задумал построить новую большую студию, которую он мог бы использовать для создания «декоративного цикла картин, посвященных водному саду». [15]
В последующие годы его восприятие цвета ухудшилось; его широкие мазки были шире, а картины становились все темнее. Чтобы добиться желаемого результата, он начал маркировать тюбики с краской, поддерживал строгий порядок на палитре и носил соломенную шляпу, чтобы свести на нет блики . [85] Он подошел к живописи, формулируя идеи и особенности в уме, беря «мотив в больших массах» и записывая их через память и воображение. Это произошло из-за того, что он был «нечувствителен» к «более тонким оттенкам тональностей и цветов, видимым вблизи». [86]
Производительность Моне снизилась, поскольку он стал замкнутым, хотя с 1914 по 1918 год он действительно создал несколько панно для правительства Франции , добившись большого финансового успеха, а позже он создавал работы для государства. [85] [74] [82] Его работа над «циклом картин» в основном приходилась на период с 1916 по 1921 год. [15] Операция по удалению катаракты снова была рекомендована, на этот раз Клемансо. [85] Моне, который был встревожен после неудачных операций Оноре Домье и Мэри Кассат , заявил, что он предпочел бы иметь плохое зрение и, возможно, отказаться от живописи, чем отказаться от «немного из тех вещей, которые я люблю». [85] В 1919 году Моне приступил к серии пейзажных картин «в полную силу», хотя и не был доволен результатом. [82] К октябрю погода заставила Моне прекратить пленэрную живопись, и в следующем месяце он продал четыре из одиннадцати картин «Кувшинки» , несмотря на его тогдашнее нежелание отказываться от своей работы. [82] Сериал вызвал похвалу со стороны его сверстников; его более поздние работы были хорошо приняты дилерами и коллекционерами, и от одного коллекционера он получил 200 000 франков. [82]
В 1922 году назначение мидриатиков принесло кратковременное облегчение. ему сделали операцию по удалению катаракты В конце концов в 1923 году . Стойкая цианопсия и афакичные очки оказались для него тяжелым испытанием. Теперь, «способный видеть настоящие цвета», он начал уничтожать холсты дооперационного периода. [85] Получив тонированные линзы Цейсса , Моне отозвался хвалебно, хотя вскоре его левый глаз пришлось полностью закрыть черной линзой. К 1925 году его нарушение зрения улучшилось, и он начал ретушировать некоторые из своих предоперационных работ, используя более синие кувшинки, чем раньше. [87] [85]
Во время Первой мировой войны , в которой служил его младший сын Мишель, Моне написал серию «Плакучая ива» как дань уважения павшим французским солдатам. [88] Во время войны он глубоко посвятил себя украшению своего сада. [74]
- Поздние картины
- Водяные лилии и отражения ивы (1916–1919), Музей Мармоттан Моне.
- Пруд с кувшинками и плакучая ива , 1916–1919, продажа Christie's, Нью-Йорк, 1998 г.
- Плакучая ива , 1918–1919, Художественный музей Кимбалла , Форт-Уэрт , картины Моне «Плакучая ива» были данью уважения павшим французским солдатам Первой мировой войны.
- Дом среди роз , между 1917 и 1919 годами, Альбертина , Вена.
- «Прогулка по розам», Живерни , 1920–1922, Музей Мармоттан Моне.
- Японский пешеходный мост , 1920–1922, Музей современного искусства.
- Глициния , 1920–1925, Художественный музей, Гаага.
Метод [ править ]

Моне называют «движущей силой импрессионизма». [89] Решающее значение для искусства художников-импрессионистов имело понимание воздействия света на локальный цвет предметов и эффектов сопоставления цветов друг с другом. [90] Его свободный стиль и использование цвета были описаны как «почти неземные» и «[воплощение] импрессионистического стиля»; «Впечатление, восход солнца» — пример «фундаментального» принципа импрессионистов изображать только то, что чисто видимо. [24] [91] Моне был очарован эффектами света и рисовал на пленэре — он считал, что его единственная «заслуга заключается в том, что он писал прямо перед натурой, стремясь передать свои впечатления от самых мимолетных эффектов» [14] [91] Желая «нарисовать воздух», он часто сочетал предметы современной жизни с уличным освещением. [27] [92]

Моне сделал свет центральным элементом своих картин. Чтобы запечатлеть его вариации, он иногда писал картину за один присест, часто без подготовки. [93] Он хотел продемонстрировать, как свет меняет цвет и восприятие реальности. [24] Его интерес к свету и отражению начался в конце 1860-х годов и продолжался на протяжении всей его карьеры. [21] Во время своего первого пребывания в Лондоне он восхищался отношениями между художником и мотивами - тем, что он считал «конвертом». [79] Он использовал карандашные рисунки, чтобы быстро отмечать предметы и мотивы для дальнейшего использования. [15]
В изображении пейзажей Моне подчеркивались промышленные элементы, такие как железные дороги и фабрики; его ранние морские пейзажи изображали задумчивую природу, изображенную в приглушенных тонах, и местных жителей. [28] [43] Критик и друг Моне Теодор Дюре отметил в 1874 году, что его «мало привлекали деревенские сцены... Его [чувствовало] особенное влечение к природе, когда она украшена, и к городским сценам, и предпочтительно он рисовал [ред] цветущие сады, парки и рощи». [31] Изображая фигуры и пейзажи в тандеме, Моне хотел, чтобы пейзаж не был просто фоном, а фигуры не доминировали в композиции. [61] Его преданность такому изображению пейзажей привела к тому, что Моне упрекнул Ренуара за то, что тот бросил ему вызов. [61] Он часто изображал пригородные и сельские развлечения Парижа и в молодости экспериментировал с натюрмортами . [21] [43] Начиная с 1870-х годов, он постепенно отходил от пригородных и городских пейзажей - когда они были изображены, это было сделано для дальнейшего изучения света. [50] Современные критики, а позже и академики, считали, что своим выбором демонстрации Прекрасного Илья он продемонстрировал желание отойти от современной культуры картин импрессионистов и вместо этого обратиться к примитивной природе. [68]
После встречи с Буденом Моне посвятил себя поиску новых и усовершенствованных методов живописного выражения. С этой целью, будучи молодым человеком, он посетил Салон и ознакомился с работами художников старшего возраста, подружился с другими молодыми художниками. [89] Пять лет, которые он провел в Аржантёе , проводя много времени на реке Сене в небольшой плавучей студии, сыграли важную роль в его изучении эффектов света и отражений. Он начал мыслить категориями цветов и форм, а не сцен и объектов. Он использовал яркие цвета в виде мазков, штрихов и закорючек краски. Отвергнув академическое учение студии Глейра, он освободился от теории, заявив: «Мне нравится писать, как поет птица». [94] Буден, Добиньи, Йонгкинд, Курбе и Коро оказали влияние на Моне, и он часто работал в соответствии с развитием авангардного искусства. [22] [14] [61] [95]
В 1877 году в серии картин на вокзале Сен-Лазар Моне рассматривал дым и пар и то, как они влияют на цвет и видимость, будучи иногда непрозрачными , а иногда полупрозрачными . Он должен был в дальнейшем использовать это исследование при изображении воздействия тумана и дождя на пейзаж. [96] Исследование воздействия атмосферы должно было перерасти в ряд серий картин, в которых Моне неоднократно рисовал один и тот же сюжет (например, серия «Кувшинки»). [97] при разном освещении, в разное время дня, в зависимости от погоды и времени года. Этот процесс начался в 1880-х годах и продолжался до конца его жизни в 1926 году. [ нужна ссылка ] В своей более поздней карьере Моне «преодолел» стиль импрессионизма и начал раздвигать границы искусства. [24] [98]

Моне усовершенствовал свою палитру в 1870-х годах, сознательно сводя к минимуму использование более темных тонов и отдавая предпочтение пастельным цветам. Это совпало с его более мягким подходом, использованием меньших и более разнообразных мазков. Его палитра снова претерпела изменения в 1880-х годах, когда больший упор, чем раньше, был сделан на гармонии между теплыми и холодными оттенками . [15] После оптической операции в 1923 году Моне вернулся к своему стилю десятилетней давности. Он отказался от ярких цветов или «грубого применения» в пользу подчеркнутых цветовых схем синего и зеленого. [85] Несмотря на катаракту, его картины были более широкими и абстрактными - с конца 1880-х годов он упростил свои композиции и искал предметы, которые могли бы предложить широкий цвет и тон. [85] [99] Он все чаще использовал красные и желтые тона — тенденция, которая впервые возникла после его поездки в Венецию. [91] Моне в это время часто путешествовал один — из Франции в Нормандию и Лондон; в Риверу и Руан — в поисках новых и более интересных предметов. [16] [100]

Стилистическое изменение, вероятно, было побочным продуктом расстройства, а не преднамеренным выбором. [85] Моне часто работал над большими полотнами из-за ухудшения зрения, и к 1920 году он признал, что слишком привык к широкой живописи, чтобы возвращаться к маленьким полотнам. [24] [82] Влияние его катаракты на его результаты было темой дискуссий среди ученых; Лейн и др. (1997) утверждает, что ухудшение ситуации с конца 1860-х годов привело к уменьшению резких линий. [91] Сады были в центре внимания на протяжении всего его творчества, став заметными в его более поздних работах, особенно в последнее десятилетие его жизни. [31] [74] Дэниел Вильденштейн отметил «бесшовную» преемственность в своих картинах, «обогащенную новаторством». [100]

Начиная с 1880-х годов - и особенно в 1890-х годах - серия картин Моне на конкретные темы стремилась задокументировать различные условия света и погоды. [15] Поскольку свет и погода менялись в течение дня, он переключался между холстами, иногда работая над восемью одновременно, обычно тратя на каждый по часу. [15] В 1895 году он выставил 20 картин Руанского собора , демонстрируя фасад в различных условиях освещения, погоды и атмосферы. [15] Картины сосредоточены не на величественном средневековом здании, а на игре света и тени на его поверхности, преображающей массивную каменную кладку. [101] Для этой серии он экспериментировал с созданием собственных кадров. [102]
Его первой выставленной серией были стога сена , нарисованные с разных точек зрения и в разное время дня. Пятнадцать картин были выставлены в галерее Дюран-Рюэля в 1891 году. В 1892 году он создал двадцать шесть видов Руанского собора . [90] Между 1883 и 1908 годами Моне путешествовал по Средиземноморью , где писал достопримечательности, пейзажи и морские пейзажи, в том числе серию картин в Венеции . В Лондоне он нарисовал четыре серии: «Здания парламента», «Лондон» , «Мост Чаринг-Кросс» , «Мост Ватерлоо » и «Виды Вестминстерского моста» . Хелен Гарднер пишет:
Моне с научной точностью дал нам беспрецедентную и непревзойденную запись течения времени, наблюдаемого в движении света по идентичным формам. [103]
- Серия картин
- Вокзал Сен-Лазар , 1877 год, Музей Орсе.
- Прибытие поезда в Нормандию, вокзал Сен-Лазар , 1877 год, Чикагский институт искусств . [104] часть серии Моне « Вокзал Сен-Лазар» .
- Скалы в Этрета , 1885, Институт искусств Кларка.
- Парусники за иглой в Этрета , 1885 год.
- Две картины из серии «Стога зерна», 1890–91: «Стога зерна в солнечном свете», «Утренний эффект».
- Стога зерна, конец дня, осень , 1890–1891 гг., Чикагский институт искусств .
- Тополя у реки Эпте , 1891 Тейт , Лондон.
- Руанский собор на закате , 1893, Музей Мармоттан Моне.
- Руанский собор, утренний свет , 1894 год, Музей Дж. Пола Гетти.
- Сена возле Живерни , 1897, Музей изящных искусств, Бостон.
- Утро на Сене , 1898, Национальный музей западного искусства , Токио.
- Мост Чаринг-Кросс , 1899 год, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
- Мост Чаринг-Кросс, Лондон , 1899–1901, Художественный музей Сент-Луиса.
- Две картины из серии «Здания парламента», Лондон , 1900–01, Чикагский институт искусств.
- Лондон, здание парламента. Солнце, сияющее сквозь туман , 1904, Музей Орсе.
- Большой канал, Венеция , 1908 год, Музей изящных искусств, Бостон.
- Большой канал, Венеция , 1908 год, Музеи изящных искусств Сан-Франциско.
Водяные лилии [ править ]
По возвращении из Лондона Моне писал преимущественно с натуры, в собственном саду; его кувшинки, его пруд и его мост. С 22 ноября по 15 декабря 1900 года в галерее Дюран-Рюэля прошла еще одна посвященная ему выставка, на которой было представлено около десяти вариантов « Кувшинок» . Эта же выставка была организована в феврале 1901 года в Нью-Йорке и имела большой успех. [34]
В 1901 году Моне расширил пруд своего дома, купив луг, расположенный на другом берегу Ру, местного водотока. Затем он разделил свое время между работой на природе и работой в своей студии. [105]
Полотна, посвященные кувшинкам, развивались вместе с изменениями, внесенными в его сад. Кроме того, примерно в 1905 году Моне постепенно изменил свою эстетику, отказавшись от периметра водоема и, следовательно, изменив перспективу. Он также изменил форму и размер своих полотен, перейдя от прямоугольных подрамников к квадратным, а затем к круглым. [34]
Эти полотна создавались с большим трудом: Моне потратил значительное количество времени на их переработку, чтобы найти идеальные эффекты и впечатления. Когда он считал их неудачными, он без колебаний уничтожал их. Он постоянно откладывал выставку Дюран-Рюэля до тех пор, пока не был удовлетворен работами. После нескольких отсрочек, начиная с 1906 года, выставка под названием «Нимфеи» открылась 6 мая 1909 года. Эта выставка, состоящая из сорока восьми картин, датированных 1903–1908 годами и представляющих серию пейзажей и сцен с кувшинками, снова имела успех. [34]
- Водяные лилии
- Le Bassin Aux Nymphéas , 1919. Поздняя серия картин Моне с водяными лилиями входит в число его самых известных работ.
- Водяные лилии , 1919, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Водяные лилии , 1917–1919, Художественный музей Гонолулу.
- Водяные лилии , 1920, Национальная галерея , Лондон.
- Водяные лилии , гр. 1915–1926 , Художественный музей Нельсона-Аткинса , Канзас-Сити, Миссури.
- Отражения облаков на пруду с кувшинками , ок. 1920 , Музей современного искусства , Нью-Йорк.
Смерть [ править ]

Моне умер от рака легких 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет и похоронен на церковном кладбище Живерни. Моне настоял на том, чтобы повод был простым; таким образом, на церемонии присутствовало всего около пятидесяти человек. [106] На своих похоронах Клемансо снял черную ткань, накинутую на гроб, заявив: «Никакого черного для Моне!» и заменил его тканью с цветочным узором. [107] На момент его смерти «Кувшинки » были «технически незавершенными». [50]
Дом, сад и пруд с кувшинками Моне были завещаны Мишелем Французской академии изящных искусств (входящей в состав Института Франции ) в 1966 году. Через Фонд Клода Моне дом и сады были открыты для посещения в 1980 году после реставрации. . [108] Помимо сувениров Моне и других предметов его жизни, в доме хранится его коллекция японских гравюр на дереве , оказавшая ярко выраженное влияние на его искусство. [109] Дом и сад, а также Музей импрессионизма являются главными достопримечательностями Живерни, принимающими туристов со всего мира.
Наследие [ править ]
Говоря о творчестве Моне, Вильденштейн сказал, что оно «настолько обширно, что сами его амбиции и разнообразие бросают вызов нашему пониманию его важности». [100] Говорят, что его картины, созданные в Живерни под влиянием катаракты, создают связь между импрессионизмом и искусством двадцатого века и современным абстрактным искусством соответственно. [85] [100] Его более поздние работы послужили «главным» источником вдохновения для создания объективной абстракции . [110] Эллсворт Келли , после формирующего опыта в Живерни, отдал дань уважения работам Моне, созданным там, в «Верной таблице» (1952). [98] Моне называли «посредником» между традицией и модернизмом — его работы рассматривались в контексте постмодернизма — и он оказал влияние на Базиля, Сислея, Ренуара и Писсарро. [21] [98] Моне сейчас самый известный из импрессионистов; в результате своего вклада в движение он «оказал огромное влияние на искусство конца XIX века». [16] [111]

В мае 1927 года 27 панно были выставлены в Музее Оранжери после длительных переговоров с французским правительством. [82] Из-за того, что его более поздние работы игнорировались художниками, искусствоведами, критиками и публикой, на показ пришли немногие. [98] В 1950-е годы более поздние работы Моне были «заново открыты» абстрактными экспрессионистами и смежными с ними типами Клемента Гринберга , которые использовали аналогичные полотна. [ нужны разъяснения ] и не проявлял интереса к грубому и идеологическому искусству войны. [98] [24] Эссе Андре Массона 1952 года помогло изменить восприятие картин и вызвать признательность, которая начала формироваться в 1956–1957 годах. [98] В следующем году в результате пожара в Музее современного искусства сгорели Водяные лилии» . приобретенные ими картины « [98] Крупномасштабный характер более поздних картин Моне оказался трудным для некоторых музеев, в результате чего им пришлось изменить рамки. [98]
В 1978 году сад Моне в Живерни, обветшавший за пятьдесят лет, был отреставрирован и открыт для публики. [73] В 2004 году ( 1904 картина Парламента Лондона «Эффекты солнца в тумане» ) была продана за 20,1 миллиона долларов США. [112] В 2006 году журнал Proceedings of the Royal Society опубликовал статью, доказывающую, что они были нарисованы на месте в больнице Святого Томаса над рекой Темзой . [113] В 1981 году Рональд Пикванс отметил, что работы Моне после 1880 года привлекают все большее внимание ученых. [114]
Фалез-пре-де-Дьепп ( Скалы возле Дьеппа ) был украден дважды: один раз в 1998 году (когда куратор музея был признан виновным в краже и заключен в тюрьму на пять лет и два месяца вместе с двумя сообщниками) и последний раз в августе 2007 года. [115] Он был восстановлен в июне 2008 года. [116]
14 ноября 2001 года к 161-летию Клода Моне был создан дудл Google , изображающий логотип Google в фирменном стиле Моне. [117] Это был первый дудл Google, созданный ко дню рождения.
Картина Моне «Мост в Аржантее» , картина 1873 года, изображающая железнодорожный мост через Сену недалеко от Парижа, была куплена анонимным покупателем по телефону за рекордные 41,4 миллиона долларов на аукционе Christie's в Нью-Йорке 6 мая 2008 года. Предыдущий рекорд для его картина стоила 36,5 миллионов долларов. [118] Несколько недель спустя картина Le Bassin aux nymphéas (из серии «Кувшинки») была продана на аукционе Christie's 24 июня 2008 года в Лондоне. [119] за 40 921 250 фунтов стерлингов (80 451 178 долларов США), что почти вдвое превышает рекорд артиста. [120] Эта покупка вошла в число 20 самых высоких цен, уплаченных за картину в то время.
В октябре 2013 года картины Моне «Eglise de Vétheuil» и «Le Bassin aux Nympheas» стали предметом судебного дела в Нью-Йорке против живущей в Нью-Йорке Вильмы Баутисты, бывшей помощницы Имельды Маркос , жены диктатора Фердинанда Маркоса . [121] после того, как она продала Le Bassin aux Nympheas за 32 миллиона долларов швейцарскому покупателю. Указанные картины Моне вместе с двумя другими были приобретены Имельдой во время президентства ее мужа и предположительно куплены на государственные средства. Адвокат Баутисты заявил, что помощник продал картину Имельде, но не имел возможности передать ей деньги. Правительство Филиппин добивается возвращения картины. [121] Le Bassin aux Nympheas , также известный как Японский пешеходный мост через пруд с кувшинками в Живерни , является частью знаменитой серии Моне «Кувшинки».
Нацистские грабежи [ править ]
При нацистском режиме как в Германии с 1933 года, так и в оккупированных немцами странах до 1945 года еврейские коллекционеры произведений искусства Моне были разграблены нацистами и их агентами. Некоторые из украденных произведений искусства были возвращены законным владельцам, а другие стали объектом судебных разбирательств. В 2014 году во время впечатляющего открытия скрытого клада произведений искусства в Мюнхене Моне, принадлежавший еврейскому розничному магнату, был найден в чемодане Корнелиуса Гурлитта , сына одного из официальных гитлеровских торговцев награбленными произведениями искусства, Хильдебранда Гурлитта. . [122] [123]
Примеры работ Моне, украденных нацистами, включают:
- Сена в Аньере/Les Péniches sur la Seine , ранее принадлежавшая г-же С. Фернан Хальфен, захваченный агентами посольства Германии в Париже 10 июля 1940 года. [124]
- Le Repos Dans Le Jardin Argenteuil , ранее принадлежавший Генри и Марии Ньюман, украден из банковского хранилища в Берлине, поселения с Метрополитен-музеем. [125]
- Нимфеи , украденные нацистами в 1940 году у Пауля Розенберга . [126]
- Au Parc Monceau , ранее принадлежавший Людвигу Кайнеру , чья обширная коллекция была разграблена нацистами. [127]
- Стога сена в Живерни принадлежали Рене Гимпелю , французскому еврейскому торговцу произведениями искусства, убитому в нацистском концентрационном лагере. [128] [129]
Моне «Дворец дожей» и его работа 1880 года «Маковое поле близ Ветёй-1 », ранее находившаяся в коллекции Макса Эмдена . Объектом реституции стали [130] [131] «La Mare, Snow Effect» («La Mare, effect de neige») стала объектом мирового соглашения с наследниками Ричарда Семмеля . [132]
См. также [ править ]
Сноски [ править ]
- ^ Хан и др. В 2010 году изгнание, наоборот, описывается как насильственное.
Ссылки [ править ]
- ^ Ауриккио 2004 .
- ↑ Хаус, Джон и др.: Моне в 20 веке , стр. 2, издательство Йельского университета, 1998.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П. Такер Клод Моне: Жизнь и искусство , с. 5
- ^ Скейт, Сильви . «Моне: глаз... но, боже мой, какой глаз!» Découvertes Gallimard , номер 131, серия «Искусство». п. 14
- ^ Левин 1994 , глава 6.
- ^ Батлер 2008 , с. 202.
- ^ Новая Британская энциклопедия . Британская энциклопедия. 1 января 1974 г. с. 347. ИСБН 978-0-85229-290-7 .
- ^ Тинтероу и Лойретт 1994 , стр. 417.
- ^ «Биография Клода Моне» . биография.com . Архивировано из оригинала 9 февраля 2017 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Арнольд, Матиас (2005). Клод Моне . Лондон: H Книги. п. 3. ISBN 9781904950004 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фурни-Даржер, Софи и Клод Моне (1992). Моне . Нью-Йорк: Конеки и Конеки. стр. 30. ISBN 9781568522487 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Oxford Art (31 октября 2011 г.). «Моне, Клод» . Оксфордское искусство онлайн . doi : 10.1093/Benz/9780199773787.артикул.B00124536 . ISBN 978-0-19-989991-3 . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гринберг, Сьюзен Д. (2001). «Лицо импрессионизма в 1870 году: «Камилла на пляже в Трувиле» Клода Моне » . Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 66–73. ISSN 0084-3539 . JSTOR 40514596 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Левин 1986 , стр. 65–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также Исаакон, Джоэл (2003). «Моне, (Оскар-)Клод» . Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T059077 . ISBN 9781884446054 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бреттелл, Хейс Такер и Хендерсон Ли 2009 , стр. 63.
- ^ Янущак 1985 , стр. 304.
- ^ Хаус, Джон (1986). Моне: природа в искусстве. Архивировано 17 апреля 2023 года в Wayback Machine . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 5. ISBN 9780300043617 .
- ↑ Джеффри Мейерс, «Моне в Алжире», стр. 19–24, «История сегодня», апрель 2015 г.
- ^ «Музей Орсе: non_traduit» . www.musee-orsay.fr . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Тинтероу и Лойретт 1994 , с. 418.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янущак 1985 , стр. 154.
- ^ Тинтероу и Лойретт 1994 , с. 420.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вайдеманн, Кристиана (2017). 50 современных художников, которых вы должны знать . Издательство Престель . п. 20. ISBN 9783791383385 .
- ^ Тинтероу и Лойретт 1994 , с. 419.
- ^ Дистель и др. 1974 , с. 131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янущак 1985 , стр. 126.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Жених, Глория; Шоу, Джилл (2014), «Пляж в Сент-Адресс» , «Пляж в Сент-Адресс» из картин и рисунков Моне в Чикагском институте искусств , Чикагский институт искусств , стр. 1–6, ISBN 978-0-86559-269-8 , JSTOR j.ctt1vjqpmr.1 , заархивировано из оригинала 2 июня 2021 г. , получено 2 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вагнер, Энн М. (1994). «Почему Моне отказался от живописи фигур» . Художественный вестник . 76 (4): 613–629. дои : 10.2307/3046059 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 3046059 . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Какое отношение эта картина стоимостью 1,4 миллиона долларов имеет к попытке самоубийства Моне?» . ХаффПост . 2 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Хаус, Джон (2003). «Гладиолусы» Моне » . Бюллетень Детройтского института искусств . 77 (1/2): 8–17. дои : 10.1086/DIA23183126 . ISSN 0011-9636 . JSTOR 23183126 . S2CID 189077027 . Архивировано из оригинала 22 мая 2021 года . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чарльз Стаки «Моне, ретроспектива», Hugh Lauter Levin Associates, 195 г.
- ^ «Анри Белле, Импрессионисты, эти французские художники, покрывающие ковры в Лондоне , 13 июля 2018 года» . Le Monde.fr . 13 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Доминик Лобштейн, Моне , Éditions Jean-Paul Gisserot, 2002, стр. 38, 106-107
- ↑ Тексты семи полицейских протоколов, написанных 2 июня — 9 октября 1871 года, включены в «Моне в Голландии» , каталог выставки в Амстердамском музее Ван Гога (1986).
- ^ Бреттелл, Хейс Такер и Хендерсон Ли 2009 , стр. 66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 52.
- ^ Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 46–48.
- ^ Пуле, Энн Л.; Мерфи, Александра Р. (1979). От Коро до Брака: французские картины из Музея изящных искусств, Бостон . Бостон: Музей. п. 92. ISBN 0-87846-134-5 .
- ^ Фурни-Даржер, Софи и Клод Моне (1992). Моне . Нью-Йорк: Конеки и Конеки. стр. 58, 64. ISBN 9781568522487 .
- ^ Чарльз Ф. Стаки, стр. 11–16.
- ^ Хейн, Скотт (2000). История Франции (1-е изд.). Гринвуд Пресс. п. 112 . ISBN 978-0-313-30328-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Саму, Маргрет (октябрь 2004 г.). «Импрессионизм: искусство и современность» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 13 октября 2004 года . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Бродская, Наталья (1 июля 2011 г.). Клод Моне . Паркстоун Интернэшнл. ISBN 9781780422978 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 29 мая 2021 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернар Денвир, Хроники импрессионизма: хронология истории импрессионистского искусства , книга Bulfinch Press, 1993
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернар Денвир, Хроника импрессионизма: интимный дневник жизни и мира великих художников. Архивировано 17 апреля 2023 г. в Wayback Machine , Thames & Hudson, Limited, 1993 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Первая выставка импрессионистов, 1874 – Примечания» . artchive.com . Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 г.
- ^ Янущак 1985 , стр. 192.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Домбровский, Андре (2 апреля 2020 г.). «Импрессионизм и стандартизация времени: Клод Моне на вокзале Сен-Лазар» . Художественный вестник . 102 (2): 91–120. дои : 10.1080/00043079.2020.1676129 . ISSN 0004-3079 . S2CID 219796908 . Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бригсток, Хью (2001). «Моне, Клод». Оксфордский спутник западного искусства . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780198662037 .
- ^ Янущак 1985 , стр. 276.
- ^ Янущак 1985 , стр. 158.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Янущак 1985 , стр. 258.
- ^ «Поиск в коллекции » Музей Нортона Саймона» . nortonsimon.org . Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ «Музей Орсе: Женщины Клода Моне в саду» . musee-orsay.fr . Архивировано из оригинала 14 января 2015 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ «Клод Моне – Сад в Сент-Адресс» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 30 января 2022 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Музей Штеделя – художественный музей во Франкфурте» . Штеделевский музей . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 21 декабря 2013 г.
- ^ «Клод Моне – Гренуйер» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Произведение искусства» . Музей изящных искусств, Будапешт . Архивировано из оригинала 8 января 2015 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Лондон, Национальная галерея. «Клод Моне — Пляж в Трувиле — NG3951 — Национальная галерея, Лондон» . Nationalgallery.org.uk . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Милнер, Франк (1991) Моне . Нью-Йорк: Mallard Press. п. 16. ISBN 9780792455066 .
- ^ Хименес, Джилл Берк (2013). Словарь моделей художников . Рутледж. п. 165. ISBN 1-135-95914-5 .
- ^ Бергер (1985), с. 194
- ^ Бергер, Джон (1985). Глаза Клода Моне из «Зрение» . Нью-Йорк: Книги Пантеона. стр. 194–195. ISBN 978-0-679-73722-3 .
- ^ Чарльз Меррилл Маунт. Моне, биография , Simon & Schuster , 1966. с. 326.
- ^ Поль Дюран-Рюэль, «Письмо Клоду Моне», Переписка с Клодом Моне, май-ноябрь 1884 г., по состоянию на 29 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Атанассоглу-Каллмиер, Нина (3 июля 2015 г.). «Le Grand Tout: Моне на Бель-Иле и импульс к единству» . Художественный вестник . 97 (3): 323–341. дои : 10.1080/00043079.2015.1023158 . ISSN 0004-3079 . S2CID 193179280 . Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Гетц, Адриан (2015). Моне в Живерни . Клод Моне, Эрик Сандер. Монтрей. ISBN 978-2-35340-217-5 . OCLC 920833948 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дже Брэдли, Александр (6 октября 2016 г.). Сады и дом Клода Моне . США: Рекламное объявление, Incorporated. ISBN 9781367106147 .
- ^ Моне, Клод (2004). Сад Моне . Кристоф Беккер, Kunsthaus Zurich ([английское издание]). Остфильдерн-Руит, Германия: Хатье Канц. ISBN 3-7757-1439-1 . OCLC 56966754 .
- ^ Мэтьюз Гедо, Мэри. Моне и его муза: Камилла Моне в жизни художника . Издательство Чикагского университета, 2010. ISBN 978-0-226-28480-4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вильденштейн, Дэниел (1978). Годы Моне в Живерни: за пределами импрессионизма . Книги Абрамса . ISBN 9780810913363 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 57.
- ^ Гаррет, Роберт (20 мая 2007 г.). «Сады Моне привлекают Живерни и его искусство» . Корреспонденты «Глобуса». Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 года . Проверено 13 октября 2008 г.
- ↑ Художественная галерея Виктории, Сад Моне. Архивировано 16 декабря 2013 года в Wayback Machine (получено 16 декабря 2013 года).
- ^ Янущак 1985 , стр. 270, 306.
- ^ «Водяные лилии 1919» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 30 января 2022 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хан, Сорая; Торнс, Джон Э; Бейкер, Джейкоб; Олсон, Дональд В.; Дошер, Рассел Л. (2010). «Моне в Савойе» . Область . 42 (2): 208–216. Бибкод : 2010Область...42..208К . дои : 10.1111/j.1475-4762.2009.00913.x . ISSN 0004-0894 . JSTOR 27801462 . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Мьюир, Ким; Сазерленд, Кен. « Цвет, химия и творчество в кувшинках Моне. Архивировано 6 июня 2021 года в Wayback Machine ». Институт искусств Чикаго , 9 февраля 2021 г. Дата обращения 6 июня 2021 г.
- ^ « Водяные лилии. Архивировано 15 декабря 2013 года в Wayback Machine ». Метрополитен-музей. Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , pp. 58.
- ↑ Биография Клода Моне. Архивировано 20 января 2007 года в коллекции Wayback Machine Guggenheim Collection. Проверено 6 января 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фордж, Эндрю, и Гордон, Роберт, Моне , стр. 224. Гарри Н. Абрамс, 1989.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Грюнер, Анна (1 мая 2015 г.). «Влияние катаракты и хирургии катаракты на Клода Моне» . Британский журнал общей практики . 65 (634): 254–255. дои : 10.3399/bjgp15X684949 . ISSN 0960-1643 . ПМК 4408507 . ПМИД 25918321 .
- ^ Bailey, Rishel & Rosenthal 1989 , p. 84.
- ↑ Пусть свет сияет . Архивировано 25 июля 2008 г. в Wayback Machine Guardian News, 30 мая 2002 г. Проверено 6 января 2007 г.
- ^ «Художественный музей Кимбелла, Плакучие ивы» . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дженнингс, Гай (1986). Художники-импрессионисты . Книги Осьминога. ISBN 978-0-7064-2660-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарднер, Хелен (1995). Искусство сквозь века (10-е изд. Рейсса). Паб колледжа Харкорт. п. 669. ИСБН 978-0-15-501141-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лейн, Рассел; Кэри, Нессей; Оррелл, Ричард; Моксли, Ричард Т. (8 марта 1997 г.). «Видение Клода Моне» . Ланцет . 349 (9053): 734. doi : 10.1016/S0140-6736(05)60177-8 . ISSN 0140-6736 . ПМИД 9078229 . S2CID 12528818 .
- ^ Роллинз, Марк (2004). «Что имел в виду Моне: намерение и внимание в понимании искусства» . Журнал эстетики и художественной критики . 62 (2): 175–188. дои : 10.1111/j.1540-594X.2004.00150.x . ISSN 0021-8529 . JSTOR 1559201 .
- ^ Перкинс 2013 , с. 73, 88.
- ^ Дженнингс, с. 130
- ^ Бреттелл, Хейс Такер и Хендерсон Ли 2009 , стр. 65.
- ^ Дженнингс (1986), с. 132
- ^ «Клод Моне» . Музей Соломона Р. Гуггенхайма . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Истон 2009 , стр. 866–867.
- ^ Вильденштейн 1978 , с. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вильденштейн 1978 , с. 11.
- ^ Дженнингс с. 137
- ^ Перкинс 2013 , стр. 35.
- ^ Гарднер, Хелен. Искусство сквозь века . п. 669
- ^ «Прибытие поезда в Нормандию, вокзал Сен-Лазар – Институт искусств Чикаго» . artic.edu . 1877. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Даниэль Вильденштейн, Моне или триумф импрессионизма, Кельн, Taschen, 1996, стр. 362
- ^ П. Такер Клод Моне: Жизнь и искусство , с. 224
- ^ Маколифф, Мэри (2011). На заре Прекрасной эпохи: Париж Моне, Золя, Бернар, Эйфеля, Дебюсси, Клемансо и их друзей (мягкая обложка). Канберра: Роуман и Литтлфилд. стр. 338 . ISBN 978-1-4422-0928-2 .
- ^ «Историческая запись» . Fondation-monet.fr. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ Морелли, Вивиан (28 февраля 2024 г.). «Возрождение японского искусства» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Бом-Дюшен, Моника (2003). «Объективная абстракция» . Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T063148 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Чилверс, Ян; Глэйвс-Смит, Джон (2009). «Моне, Клод». Словарь современного искусства (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199239665 .
- ^ «Шедевр Моне достигает рекордно высокой цены». Архивировано 17 декабря 2006 г. на сайте Wayback Machine newsfromrussia.com, 5 ноября 2004 г. Проверено 6 января 2007 г.
- ^ «Миниатюры виртуальных монет, стр. 1 | Специальные репортажи» . Хранитель . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Пикванс, Рональд (1981). «Париж. Симпозиум Моне» . Журнал Берлингтон . 123 (945): 760. ISSN 0007-6287 . JSTOR 880522 . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Моне и другие люди, украденные во время ограбления музея в Ницце» . artforum.com. 8 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года . Проверено 8 августа 2007 г.
- ^ «Французская полиция возвращает украденную картину Моне» . artforum.com. 1 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 г. Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ «161 год со дня рождения Клода Моне» . Google . Архивировано из оригинала 3 января 2023 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Фогель, Кэрол (6 мая 2008 г.). «Рекордная цена Моне на аукционе» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ «Бассен с нимфеями» . Кристис в Лондоне. 24 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 13 января 2009 г. Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ «Работа Моне продана на аукционе за 40,9 миллиона фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 24 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бывший помощник Имельды Маркос предстает перед судом в Нью-Йорке за продажу работ Моне. Архивировано 17 октября 2013 года в Wayback Machine . Ассошиэйтед Пресс. 17 октября 2013 г. Проверено 17 октября 2013 г.
- ^ «Корнелиус Гурлитт: Моне найден в чемодане коллекционера произведений искусства» . Новости Би-би-си . 5 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Пейзаж Моне, найденный в чемодане Гурлита» . Артнет . 5 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 28 января 2021 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга: База данных предметов искусства в Же-де-Пом: Владелец: Фернан Хальфен — Париж, Франция» . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года.
- ^ «Встретились, чтобы продать Моне» . архив.сегодня . 7 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ "Искусство - Картина Моне ждала 50 лет "Кувшинки" была там...(фото)" . Л'Ориент-Ле Жур . 4 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2021 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Жалоба еврейской семьи на UBS по поводу украденных нацистами произведений искусства» . Ле Темпс (на французском языке). 18 октября 2014 г. ISSN 1423-3967 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ "Наследники жертв Холокоста получат компенсацию от продажи награбленного Моне" . Гаарец . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ ДТА. «Наследники получат долю от продажи награбленного Моне» . www.timesofisrael.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Д'Арси, Дэвид (8 июля 2020 г.). «Наследники сражаются за имущество стоимостью более 30 миллионов долларов. Картина Моне из коллекции Эмдена, проданная во времена нацизма» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . Проверено 30 июня 2023 г.
Спор вокруг Моне разворачивается на основе истории о преследовании Макса Эмдена после прихода к власти нацистов в 1933 году и конфискации или продаже его собственности.
- ^ Хикли, Кэтрин (11 октября 2021 г.). «Нацистское наследие преследует новые галереи музея» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ «Картина Моне, проданная владельцем-евреем после бегства от нацистов, будет продана на аукционе после расчета с наследниками» . www.lootedart.com . Проверено 30 июня 2023 г.
Источники [ править ]
- Ауриккио, Лаура (октябрь 2004 г.). «Клод Моне (1840–1926)» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- Бейли, Колин Б.; Ришел, Джозеф Дж.; Розенталь, Марк Лоуренс (1989). Шедевры импрессионизма и постимпрессионизма: Коллекция Анненберга . Художественный музей Филадельфии . ISBN 978-0-8763-3079-1 .
- Бергер, Джон (1985). Белая Птица . Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 978-0-7011-3006-0
- Бреттелл, Ричард; Хейс Такер, Пол; Хендерсон Ли, Натали (2009). Картины девятнадцатого и двадцатого веков . Метрополитен-музей . ISBN 978-1-5883-9349-4 .
- Батлер, Рут (2008). Скрытые в тени Мастера: модели-жены Сезанна, Моне и Родена . Издательство Йельского университета. п. 202 . ISBN 978-0-300-14953-1 .
- Дистел, Энн; Дайез, Энн; Хуг, Мишель; Моффетт, Чарльз С. (1974). Импрессионизм: столетняя выставка, Метрополитен-музей, 12 декабря 1974 г. - 10 февраля 1975 г. Метрополитен-музей . ISBN 9780870990977 .
- Истон, Элизабет В. (2009). «Моне: Нью-Йорк» . Журнал Берлингтон . 151 (1281): 866–867. ISSN 0007-6287 . JSTOR 40601290 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 31 мая 2021 г.
- Янущак, Вальдема (1985). Техники великих мастеров искусства . Группа компаний «Кварто» . ISBN 978-1-5771-7190-4 .
- Левин, Стивен (1994). Моне, Нарцисс и саморефлексия: модернистский миф о себе (2-е изд.). Издательство Чикагского университета. п. 66. ИСБН 978-0-226-47543-1 .
- Левин, Стивен (1986). «Серия Моне: Повторение, Одержимость» . Октябрь . 37 : 65–75. дои : 10.2307/778519 . ISSN 0162-2870 . JSTOR 778519 . Архивировано из оригинала 20 мая 2021 года . Проверено 20 мая 2021 г.
- Перкинс, Элизабет (2013). В поисках связи с европейской живописью: визуальные подходы к обучению в галереях . Метрополитен-музей .
- Тинтероу, Гэри; Лойретт, Анри (1994). Истоки импрессионизма . Метрополитен-музей . ISBN 9780870997174 .
Внешние ссылки [ править ]


- Клод Моне в Музее современного искусства
- Клод Моне, Министерство культуры и коммуникаций
- Клод Моне, Мона Лиза, Портал коллекций французских музеев
- Моне в Живерни
- Список имен художников Союза, словари Getty
- Клод Моне в музее Гуггенхайма
- Моне в музее Нортона Саймона
- Импрессионизм: столетняя выставка , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), содержащий материалы о Моне (стр. 131–167).
- Моне: выставка «Поздние годы» в Художественном музее Кимбелла
- Клод Моне
- 1840 рождений
- 1926 смертей
- Французские художники XIX века.
- Французские художники 20 века.
- Художники-мужчины 20-го века
- Выпускники Школы изящных искусств
- Художники из Парижа
- Похороны в Нормандии
- Смертность от рака легких во Франции
- Французские атеисты
- Французские художники-импрессионисты
- Французские художники-мужчины
- Отказы от ордена Почетного легиона
- Художники из Гавра
- Люди из Эра
- Художники из Нормандии