Гюстав Кайботт
Гюстав Кайботт | |
---|---|
![]() Кайботт, около 30 лет, ок. 1878 г. | |
Рожденный | Париж, Франция | 19 августа 1848 г.
Умер | 21 февраля 1894 г. Женвилье , Франция | ( 45 лет
Национальность | Французский |
Образование | Школа изящных искусств |
Известный | Рисование |
Движение | Реализм , Импрессионизм |
Подпись | |
![]() |

Гюстав Кайботт (англ. Французский: [ɡystav kɑjbɔt] ; 19 августа 1848 — 21 февраля 1894) — французский художник, член и покровитель импрессионистов , хотя он писал в более реалистической манере, чем многие другие в группе. Кайботт был известен своим ранним интересом к фотографии как виду искусства. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 года в парижской семье высшего сословия, жившей на улице Фобур-Сен-Дени . Его отец, Марсьяль Кайботт (1799–1874), был наследником семейного военного текстильного бизнеса, а также был судьей Торгового трибунала Сены . Отец Кайботта дважды овдовел, прежде чем женился на матери Кайботта, Селесте Дофрен (1819–1878), у которой после Гюстава было еще два сына: Рене (1851–1876) и Марсьяль (1853–1910). [2] Кайботт родился в доме на улице Фобур-Сен-Дени в Париже и жил там до 1866 года, когда его отец построил дом на улице Миромениль, 77 . Начиная с 1860 года, семья Кайботт начала регулярно проводить лето в Йерре , городе на реке Йер, примерно в 12 милях (20 км) к югу от Парижа, где Марсьяль Кайботт-старший приобрел большую собственность. Вероятно, примерно в это же время Кайботт начал рисовать.
Кайботт получил юридическую степень в 1868 году и лицензию на юридическую практику в 1870 году, а также был инженером. Вскоре после получения образования он был призван для участия в франко-прусской войне и служил с июля 1870 года по март 1871 года в Национальной мобильной гвардии Сены . [3]
Творческая жизнь
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]После войны Кайботт начал посещать студию художника Леона Бонна , где начал серьезно заниматься живописью. Затем за относительно короткое время он разработал совершенный стиль и открыл свою первую студию в доме своих родителей. В 1873 году Кайботт поступил в Школу изящных искусств , но, видимо, не провёл там много времени. [4] Он унаследовал состояние своего отца в 1874 году, а оставшиеся в живых сыновья разделили семейное состояние после смерти матери в 1878 году. [5] Гюстав и его брат продали поместье Йеррес и переехали в квартиру на бульваре Осман в Париже.
Примерно в 1874 году Кайботт познакомился и подружился с несколькими художниками, работавшими за пределами Академии изящных искусств , в том числе с Эдгаром Дега и Джузеппе де Ниттисом , а также посетил (но не участвовал) Первую выставку импрессионистов 1874 года. [6] «Импрессионисты», также называемые «Независимыми», «Непримиримые» и «Интенционалисты», откололись от академических художников, выставлявшихся на ежегодных Салонах . [4]
Кайботт дебютировал на второй выставке импрессионистов в 1876 году, показав восемь картин, в том числе Les raboteurs de parquet ( «Скребли полов ») (1875), его самый ранний шедевр. [7] Его сюжет, изображение рабочих, готовящих деревянный пол (предположительно, в собственной мастерской художника), был сочтен некоторыми критиками «вульгарным», и это вероятная причина его отклонения Салоном 1875 года. В то время Художественный истеблишмент считал приемлемыми представителями рабочего класса только деревенских крестьян или фермеров. [8] Сейчас картина находится в Музее Орсе в Париже. Вторая версия, выполненная в более реалистичном стиле, напоминающем стиль Дега, также была представлена, демонстрируя диапазон техники Кайботта и его искусное повторение той же темы.
Стиль
[ редактировать ]
Как и его предшественники Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе , а также его современник Дега, Кайботт стремился нарисовать реальность такой, какая она существовала и какой он ее видел, надеясь уменьшить присущую живописи театральность. Возможно, из-за его близких отношений со многими его сверстниками, его стиль и техника значительно различаются в разных его работах, как бы «заимствуя» и экспериментируя, но на самом деле не придерживаясь какого-либо одного стиля. Временами кажется, что он принадлежит к лагерю Дега с ярким реализмом (особенно его внутренние сцены); в других случаях он разделяет приверженность импрессионистов «оптической истине» и использует импрессионистическую мягкость пастели и свободные мазки, наиболее похожие на Ренуара и Писсарро , хотя и с менее яркой палитрой. [9]
Наклонный фон, характерный для этих картин, характерен для работ Кайботта, на которые, возможно, сильно повлияли японские гравюры и новые технологии фотографии, хотя свидетельства использования им фотографии отсутствуют. [10] Техники обрезки и «масштабирования», которые обычно встречаются в творчестве Кайботта, также могут быть результатом его интереса к фотографии, но с такой же вероятностью могут быть результатом его сильного интереса к эффектам перспективы. В большом количестве работ Кайботта также используется очень высокая точка обзора, в том числе «Вид на крыши (снег)» ( Vue de toits (Effet de neige) ) (1878), «Бульвар, видимый сверху» (Bulevard vu d'en haut) (1880). и «Транспортный остров» (Un убежище, бульвар Осман) (1880). [11]
Темы
[ редактировать ]
Кайботт написал множество бытовых и семейных сцен, интерьеров и портретов. На многих его картинах изображены члены его семьи; Молодой человек у окна (Jeune Homme à la fenêtre) (1876) изображает Рене в доме на улице Миромениль; [12] «Апельсиновые деревья» ( Les Orangers ) (1878) изображают Марсьяля-младшего и его кузину Зоэ в саду семейного поместья в Йерресе ; и «Портреты в деревне» (Портреты в стиле кампании) (1875) включают мать Кайботта, его тетю, двоюродного брата и друга семьи. Есть сцены обеда, игры в карты, игры на фортепиано, чтения и шитья, все они выполнены в интимной, ненавязчивой манере, изображающей тихий ритуал домашней жизни высшего сословия. [13]
Его деревенские сцены в Йерре сосредоточены на прогулочных лодках по неторопливому ручью, а также на рыбалке и плавании, а также на домашних сценах вокруг его загородного дома. Он часто использовал мягкую импрессионистическую технику, напоминающую Ренуара , чтобы передать спокойную природу сельской местности, резко контрастируя с более плоскими и плавными мазками его городских картин. В «Грягу в цилиндре» (1877) он эффективно управляет перспективой пассажира на корме весельной лодки, обращенного к своему товарищу по гребле и течению впереди, в манере, гораздо более реалистичной и захватывающей, чем « Мане » Катание на лодке (1874). [14]

Кайботт наиболее известен своими картинами городского Парижа, такими как «Мост Европы» ( Le Pont de l'Europe ) (1876) и «Парижская улица»; Дождливый день ( Rue de Paris; temps de pluie , также известная как La Place de l'Europe, temps de pluie) (1877). Последняя почти уникальна среди его работ своими особенно плоскими цветами и фотореалистичным эффектом, которые придают картине характерный и современный вид, почти родственный американским реалистам, таким как Эдвард Хоппер . [15] Многие из его городских картин были весьма противоречивыми из-за их преувеличенной, погружающей перспективы. [16] В «Человеке на балконе» (1880) он предлагает зрителю разделить балкон со своим объектом и присоединиться к наблюдению за уходящей вдаль городской сценой, опять же используя необычную перспективу. [17] Не проявляя особой приверженности какому-либо одному стилю, многие другие городские картины Кайботта, созданные в тот же период, такие как «Площадь Сен-Огюстен» (1877), значительно более импрессионистичны. [18]
Кайботта Натюрморты сосредоточены в первую очередь на еде: некоторые за столом, готовые к употреблению, а некоторые готовые к покупке, как в серии картин, которые он написал из мяса в мясной лавке. [19] Он также создал несколько цветочных натюрмортов, особенно в 1890-х годах. Завершая свою тему, он нарисовал несколько обнаженных натур, в том числе «Человек в бене» (1884) и «Обнаженную на диване» (1882), которые, хотя и провокационные по своему реализму, но амбивалентны по своему настроению — ни откровенно эротического, ни намекающего на мифологию. темы, общие для многих картин обнаженных женщин той эпохи. [20]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
В 1881 году Кайботт приобрел недвижимость в Пти-Женвилье , на берегу Сены недалеко от Аржантёя , и в 1888 году переехал туда навсегда. [21] Он прекратил выставлять свои работы в 34 года и посвятил себя садоводству, строительству и гонкам на яхтах, а также проводил много времени со своим братом Марсьялем и другом Огюстом Ренуаром . Ренуар часто приезжал в Пти-Женвилье и участвовал в обширных дискуссиях об искусстве, политике, литературе и философии. Кайботт был моделью для картины Ренуара 1881 года « Обед лодочной вечеринки» . Хотя он никогда не был женат, у Кайботта, похоже, были серьезные отношения с Шарлоттой Бертье, женщиной на одиннадцать лет младше его и принадлежащей к низшему классу, которой он оставил значительную ренту. [22]

Хотя Кайботт был известен своими городскими и домашними сценами, за годы до своей смерти он также нарисовал множество сельских сцен вокруг своего дома. [23]
Карьера художника Кайботта резко замедлилась в начале 1890-х годов, когда он перестал работать над большими полотнами. Кайботт умер от заложенности легких во время работы в своем саду в Пти-Женвилье в 1894 году в возрасте 45 лет. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. [24]
На протяжении многих лет, отчасти потому, что ему никогда не приходилось продавать свои работы, чтобы прокормить себя, репутация Кайботта как художника была омрачена его признанием как сторонника искусства. [25] Однако спустя семьдесят лет после его смерти историки искусства начали переоценивать его художественный вклад. Его поразительное использование различных точек зрения отличает его от сверстников, которые в противном случае, возможно, превзошли бы его. Его искусство было практически забыто до 1950-х годов, когда его потомки начали продавать семейную коллекцию. В 1964 году Чикагский институт искусств приобрел Пэрис-стрит; Дождливый день , что подогрело к нему интерес американцев. [26] К 1970-м годам его работы снова выставлялись и подвергались критической переоценке.
Национальная галерея искусств (Вашингтон, округ Колумбия) и Художественный музей Кимбелла (Форт-Уэрт, Техас) организовали крупную ретроспективу картин Кайботта для выставки в 2015–2016 годах. [27]
Покровитель и коллекционер
[ редактировать ]
Значительное содержание Кайботта, а также наследство, которое он получил после смерти своего отца в 1874 году и матери в 1878 году, позволяли ему рисовать без необходимости продавать свои работы. Это также позволило ему финансировать выставки импрессионистов и поддерживать своих коллег-художников и друзей ( Клода Моне , Огюста Ренуара и Камиллу Писсарро, среди других), приобретая их работы и, по крайней мере, в случае Моне, платя арендную плату за их студии.
Кайботт купил своего первого Моне в 1875 году и оказал особую помощь карьере и финансовому выживанию этого художника. [28] Он был точен в своей спонсорской поддержке; особенно отсутствуют работы Жоржа Сёра и Поля Гогена или кого-либо из символистов. [9] В 1890 году он сыграл важную роль, помогая Клоду Моне организовать публичную подписку и убедить французское государство купить Эдуарда Мане 1863 года «Олимпию» . [9] [29]
Другие интересы
[ редактировать ]Кроме того, Кайботт использовал свое богатство для финансирования хобби, которыми он был весьма увлечен, включая коллекционирование марок , орхидей выращивание , строительство яхт и даже дизайн текстиля (женщины на его картинах «Мадам Буасьер Вязание» , 1877 г., и «Портрет мадам Кайботт» , 1877 г.). , возможно, работает над узорами, созданными Кайботтом). После его смерти он был внесен в Список выдающихся филателистов , а коллекция, которую он сформировал вместе со своим братом Марсьялем, сейчас находится в Британской библиотеке . [30]
Коллекция Кайботта
[ редактировать ]
Убежденный после смерти в 1876 году своего младшего брата Рене, что его собственная жизнь будет короткой, Кайботт написал завещание, когда ему было еще двадцать с небольшим. [28] В завещании Кайботт завещал большую коллекцию французскому правительству. В конечном итоге в эту коллекцию вошли шестьдесят восемь картин Камиля Писсарро (девятнадцать), Клода Моне (четырнадцать), Пьера Огюста Ренуара (десять), Альфреда Сислея (девять), Эдгара Дега (семь), Поля Сезанна (пять) и Эдуарда Мане. (четыре). [24]
На момент смерти Кайботта импрессионисты все еще в значительной степени осуждались художественным истеблишментом Франции, в котором по-прежнему доминировало академическое искусство , в частности Академия изящных искусств . Из-за этого Кайботт понял, что культурные ценности из его коллекции, скорее всего, исчезнут на «чердаках» и в «провинциальных музеях». Поэтому он оговорил, что они должны быть выставлены в Люксембургском дворце (посвященном творчеству ныне живущих художников), а затем в Лувре . [31] Французское правительство не согласилось на эти условия. В феврале 1896 года они наконец договорились с Ренуаром, который был исполнителем завещания, по которому тридцать восемь картин перевезли в Люксембургский дворец. Инсталляция стала первой презентацией импрессионистов на публичном месте во Франции. [32] Остальные двадцать девять картин (одна Дега была взята Ренуаром в качестве оплаты за его услуги в качестве душеприказчика) снова предлагались французскому правительству дважды, в 1904 и 1908 годах, и оба раза были отклонены. Когда правительство, наконец, попыталось потребовать их в 1928 году, завещание было отвергнуто вдовой брата Кайботта Марсьяля Кайботта . Одна из оставшихся работ, «Купальщицы на отдыхе» , была куплена Альбертом К. Барнсом и сейчас находится в собственности Фонда Барнса . [33] Сорок собственных работ Кайботта хранятся в Музее Орсе . Его «Человек на балконе, бульвар Осман» (Homme au balcon, boulevard Haussmann) (1880) был продан в 2000 году более чем за 14,3 миллиона долларов США.
Галерея
[ редактировать ]- Садовники (1875)
Частная коллекция - Йеррес, эффект дождя (1875)
Художественный музей Эскенази при Университете Индианы , Блумингтон, Индиана - Портреты в деревне (1876)
Музей барона Жерара, Байе - Купальщицы (1878)
Частная коллекция - Периссуары (1878)
Музей изящных искусств Ренна - Улица Галеви, с 6-го этажа (1878 г.), Музей Барберини , Потсдам
- L'homme au balcon, бульвар Осман (1880)
- Балкон (1880 г.)
Частная коллекция - В кафе (1880)
Музей изящных искусств Руана - Интерьер (1880)
Частная коллекция - Фрукты на витрине (1882 г.)
Музей изящных искусств, Бостон - Мужчина в блузке (1884 г.)
Частная коллекция - Виллы в Трувиле (1884 г.)
Кливлендский художественный музей - Равнина Женвилье, желтые поля (1884 г.)
Национальная галерея Виктории , Мельбурн - Равнина Женневилье (1888)
Частная коллекция - Настурции (1892)
Частная коллекция
Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ «Гюстав Кайботт - Полное собрание сочинений - Биография - gustavcaillebotte.org» . www.gustavcaillebotte.org . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ Энн Дистел и др., Гюстав Кайботт: городской импрессионист , Abbeville Press, Нью-Йорк, 1995, ISBN 0-7892-0041-4 , с. 311
- ^ Кирк Варнедо 1987, с. 2
- ^ Перейти обратно: а б Энн Дистел и др., 1995, с. 30
- ^ Энн Дистел и др., 1995, стр. 19, 180
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 312
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 19
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 37
- ^ Перейти обратно: а б с Энн Дистел и др., 1995, с. 13
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 38
- ^ Энн Дистел и др., 1995, стр. 153, 171
- ^ Кирк Варнедо 1987, с. 60
- ^ Энн Дистел и др., 1995, стр. 178–180
- ^ Энн Дистел и др., 1995, стр. 74–75
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 116
- ^ Кирк Варнедо 1987, с. 3
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 143
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 110
- ^ Энн Дистел и др., 1995, стр. 233–236
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 214
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 268
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 184
- ^ «Сена в Аржантёе» . www.clarkart.edu . Архивировано из оригинала 04 декабря 2022 г. Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Энн Дистел и др., 1995, с. 23
- ^ Кирк Варнедо 1987, с. 10
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 25
- ^ Мортон, Мэри и Шекелфорд, Джордж ТМ, 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кирк Варнедо 1987, с. 4
- ^ PBS.org CultureShock, Олимпия Мане
- ^ Энн Дистел и др., 1995, стр. 21–22
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 24
- ^ Энн Дистел и др., 1995, с. 318
- ^ Энн Дистел и др., 1995, стр. 24–25
- ^ Гюстава Кайботта обнаженную женщину, лежащую на диване «Ирис Кантор подарила встрече » . Городское искусство и антиквариат; Античные новости; АртНьюс . 24 февраля 2009 г.
- Источники
- Беро, Мари (1994). Гюстав Кайботт: Каталог-резонне картин и пастелей . Париж: Институт Вильденштейна .
- Броуд, Норма (ред.) (2002). Гюстав Кайботт и формирование идентичности в импрессионистском Париже . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.
- Дистел, Энн (1996). Гюстав Кайботт: Неизвестный импрессионист . Лондон: Королевская академия художеств, Лондон.
- Дистел, Энн; Друик, Дуглас В.; Жених, Глория и Рапетти, Родольф (1995). Гюстав Кайботт, городской импрессионист . Нью-Йорк: Издательская группа Abbeville (Abbeville Press, Inc.) и Чикагский институт искусств. (Американский каталог ретроспективной выставки в Париже, Чикаго и Лос-Анджелесе, 1994–1995 гг.)
- Чарльз, Дэниел; Фонсмарк, Анн-Биргитте; Хансен, Дороти; Хедин, Грай и Томсон, Ричард (2008). «Гюстав Кайботт». Опубликовано Хатье Канц. (Каталог выставки в Ордрупгорде, Копенгагене и Кунстхалле Бремена, 2008–2009 гг.)
- Мортон, Мэри и Шекелфорд, Джордж ТМ (2015). «Гюстав Кайботт: Глаз художника». Чикаго: University of Chicago Press (Каталог ретроспективной выставки в Вашингтоне, округ Колумбия, и Форт-Уэрте, штат Техас, 2015–2016 гг.)
- Варнедо, Кирк (1987). Гюстав Кайботт . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-03722-8
- Виттмер, Пьер (1991). Кайботт и его сад в Йерре . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кайботт в MuseumSyndicate. Архивировано 13 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- Кайботт в Веб-музее
- Кайботт в The Artchive
- Кайботт в CGFA
- Кайботт в Музее Орсе
- 200 работ Гюстава Кайботта
- Братья Кайботты, художник и фотограф
- Кирк Варнедо, Гюстав Кайботт
- Мужчина Кайботта в ванне. Архивировано 10 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- Кайботт работает в Чикагском институте искусств.
- Гюстав Кайботт
- 1848 рождений
- 1894 смерти
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины XIX века
- Французские художники-мужчины
- Художники из Парижа
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Смертность от отека легких
- Отцы филателии
- Французские инженеры
- Французские художники-импрессионисты
- Французские юристы XIX века
- Французские военнослужащие франко-прусской войны