Институт искусств Кларка
![]() Институт искусств Кларка | |
Учредил | 1955 |
---|---|
Расположение | 225 South St, Уильямстаун, Массачусетс 01267 |
Тип | Художественный музей и научно-исследовательский институт |
Аккредитация | Американский альянс музеев |
Основатель | Роберт Стерлинг Кларк и Франсин Кларк |
Директор | Оливье Месле |
Архитектор | Дэниэл Деверелл Перри, Тадао Андо , Аннабель Селлдорф |
Веб-сайт | картер |
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк , обычно называемый Кларком , является художественным музеем и исследовательским учреждением, расположенным в Уильямстауне , Массачусетс , США . Его коллекция состоит из европейских и американских картин, скульптур, гравюр, рисунков, фотографий и предметов декоративного искусства с четырнадцатого по начало двадцатого века. Кларк вместе с Массачусетским музеем современного искусства (MASS MoCA) и Художественным музеем колледжа Уильямс (WCMA) образует трио художественных музеев в Беркшире . Институт также служит центром исследований и высшего образования. Он является домом для различных исследовательских и академических программ, в том числе программы стипендий и программы для выпускников колледжа Уильямс по истории искусства, а также одной из самых выдающихся исследовательских библиотек в стране с более чем 295 000 томов на более чем 72 языках. . [1] Кларк посещают 200 000 человек в год, и в течение года он предлагает множество образовательных программ для посетителей всех возрастов. [2]
История
[ редактировать ]Отель Clark был создан в 1955 году совместно с колледжем Уильямс предпринимателем, солдатом и известным коллекционером произведений искусства Робертом Стерлингом Кларком и его женой Франсин . После путешествия по Дальнему Востоку Стерлинг поселился в Париже в 1911 году и использовал значительное состояние, унаследованное от своего деда (директора компании Singer Sewing Machine Company ), чтобы начать собирать частную коллекцию произведений искусства. Франсин присоединилась к нему в коллекционировании произведений искусства после их свадьбы в 1919 году.
Кларки держали свою коллекцию в основном в частном порядке и редко давали взаймы какие-либо работы. С началом Холодной войны и быстрым ядерным вооружением они стали все больше беспокоиться о безопасности своих произведений искусства. Они хотели защитить свою коллекцию от возможного нападения на Нью-Йорк ожидаемый наследник их коллекции — Метрополитен-музей , где они жили и где находился . Таким образом, Кларки начали присматриваться к местам в сельской местности Нью-Йорка и Массачусетса с намерением основать музей своего искусства.
Они посетили Уильямстаун, штат Массачусетс, в 1949 году и начали беседовать с руководителями города и администраторами колледжа Уильямс и Художественного музея колледжа Уильямс. Стерлинг был связан с колледжем через своих дедушку и отца, которые оба были его попечителями. 14 марта 1950 года был подписан устав «Института искусств Роберта Стерлинга Кларка», в результате которого организация стала одновременно музеем и образовательным учреждением. Специальное собрание было проведено Стерлингом вскоре после того, как в 1953 году был заложен первый краеугольный камень, в результате которого название было изменено на «Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк», как оно есть сегодня. Стерлинг написал, что включение Франсин произошло из-за «ее постоянного энтузиазма по поводу целей Института, ее участия в накоплении коллекций, которые будут размещены в Институте, и ее вклада в планирование проекта». [3]
Отель Clark открылся для публики 17 мая 1955 года под руководством его первого директора, бывшего торговца серебром Питера Гилле. [4] С тех пор Кларк стал местом назначения для туристов, любителей искусства и ученых, помогая укрепить культурную репутацию Беркшира.
Архитектура
[ редактировать ]
Оригинальное здание
[ редактировать ]Стерлинг Кларк предвидел, что музей будет наполнен естественным светом и классическим порядком. Будучи недовольным проектами двух архитектурных фирм, Кларк обратился к Дэниелу Перри по рекомендации Питера Гилле, предложив дизайн, близкий по классическому стилю к дизайну коллекции Фрика , но с меньшим орнаментом.
Строительство длилось почти два года и обошлось почти в 3 миллиона долларов. Здание открылось 17 мая 1955 года и включало в себя частную квартиру, в которой семья Кларк могла остановиться, когда была в Уильямстауне. Этот объект стал последним домом Стерлинга Кларка после того, как пара переехала из своей резиденции на Парк-авеню, и его прах находится под крыльцом здания. [3]
Расширения
[ редактировать ]Исследовательский центр Мэнтона, спроектированный Пьетро Беллуски , в котором размещаются библиотека и исследовательские программы, был завершен в 1973 году. В 2001 году отель Clark приступил к реализации долгосрочного проекта по улучшению своего кампуса, заручившись помощью ландшафтной фирмы Reed Hilderbrand и архитекторов Тадао Андо и Аннабель Зельдорф . [5] Хильдербранд изменил дизайн территории кампуса, обновив близлежащие пешеходные дорожки, посадив 1000 деревьев и создав отражающий бассейн, питаемый переработанной водой. [6]

Тадао Андо спроектировал два дополнения: Лундер-центр в Стоун-Хилл и Кларк-центр площадью 42 600 квадратных футов, которые открылись в 2008 и 2014 годах соответственно. [7] [8] Задуманный как убежище в лесу, ожидающее своего открытия, Лундер-центр имеет две галереи и сезонное кафе на террасе. Здесь также находится Центр консервации произведений искусства Уильямстауна, крупнейший региональный центр консервации в стране.
Центр Кларка включает в себя более 11 000 квадратных футов галерейных площадей для специальных выставок; новые рестораны, магазины и семейные помещения; и цельностеклянный музейный павильон, который образует новый вход в первоначальное здание музея. Центр Кларка из камня, бетона и стекла, расположенный к северо-западу от здания музея, является центральным элементом кампуса Кларка и служит его основным входом для посетителей.
Аннабель Селлдорф было поручено отремонтировать существующие конструкции кампуса. [9] К оригинальному мраморному зданию 1955 года были добавлены галереи американского и декоративного искусства, а выставочная площадь увеличилась на 15%. В Мэнтонском исследовательском центре [10] который вновь открылся в 2016 году, были отремонтированы зрительный зал и центральный двор, а также создано несколько галерей и учебный центр. Его реконструкция ознаменовала завершение всеобъемлющего проекта расширения отеля Clark. [11]
Последний проект расширения музея стоимостью 145 миллионов долларов был профинансирован за счет частных пожертвований, поддержки фонда, Фонда культурных объектов Массачусетса и облигационного финансирования, организованного совместно с Содружеством Массачусетса . [ нужна ссылка ]
Коллекция
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Первоначально Кларки сосредоточились на итальянских, голландских и фламандских картинах старых мастеров. Со временем их вкусы сместились в сторону таких художников, как Джон Сингер Сарджент , Эдгар Дега , Уинслоу Гомер и Пьер-Огюст Ренуар . После 1920 года Кларки сосредоточились в основном на искусстве Франции XIX века, в частности на произведениях импрессионизма и барбизонской школы . В течение следующих 35 лет Кларки пополняли свою частную коллекцию, увеличивая свои запасы картин, фарфора, серебра, гравюр и рисунков с начала четырнадцатого до начала двадцатого века.
Постоянная коллекция музея состоит из нескольких элементов. Ренуар , Роден , Джордж Иннесс , Джон Сингер Сарджент и Жан-Леон Жером занимают видное место. В «Кларке» широко представлены Бугро « Нимфы и сатиры» , одна из величайших французских академических работ, наиболее известная сегодня своими произведениями французского импрессионизма.

Новые приобретения
[ редактировать ]
Clark продолжает создавать и формировать свою коллекцию, чтобы более полно и эффективно реализовать свою миссию. Среди недавних приобретений - «Брут, осуждающий своих сыновей на смерть» Гийома Гийона-Летьера. [12] а также « Пейзажный альбом» (Paysage) , который содержит около ста пейзажных рисунков, в основном написанных самим Летьером. [13] Также недавно был приобретен « Чайный сервиз знаменитых женщин» (Cabaret des femmes célèbres) , написанный Мари-Виктуар Жакото , один из трех известных наборов, в которых представлены портреты женщин, известных своими достижениями в области управления, литературы, философии и международных отношений. [14] [15] Дополнительные новые приобретения включают в себя «Приведение к присяге президента Бойера во дворце Гаити работы Адольфа-Эжена-Габриэля Роэна» и недавний важный подарок от Фрэнка и Кэтрин Мартуччи в виде ранних фотографий чернокожих американцев и сделанных ими, в частности Эдвардом Дж. Соби и Джеймсом. Ван Дер Зи . [16] В 2013 году Франк и Кэтрин Мартуччи подарили музею восемь пейзажей Джорджа Иннесса , дополнив две его работы, уже находящиеся в коллекции. [17]
Коллекция британского искусства Мэнтона
[ редактировать ]
С момента своего основания в 1955 году Институт искусств Кларка продолжал пополнять свою коллекцию за счет приобретений, подарков и завещаний, а в последнее время сосредоточился на расширении своей коллекции фотографий . В 2007 году Фонд Мэнтона передал в дар музею коллекцию своих основателей, сэра Эдвина и леди Мэнтон. Коллекция британского искусства Мэнтона [18] включает более 200 работ британских художников, таких как Дж. М. У. Тернер , Томас Гейнсборо и Джон Констебль . [19]
Специальные выставки
[ редактировать ]В течение года The Clark представляет специальные выставки по широкому кругу тем. С июня 2023 года по октябрь 2023 года в отеле «Кларк» проходил фильм «Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» . Это была первая выставка в Соединенных Штатах, посвященная тому, как Мунк использовал природу для передачи более глубокого смысла в своей картине. На выставке «Дрожащая земля» было представлено более 75 работ, многие из которых входят в коллекцию Munchmuseet , а также более 40 картин и гравюр из редко встречающихся частных коллекций.[2] Выставка была организована совместно Институтом искусств Кларка, Музеем Барберини и Munchmuseet. Газета New York Times поместила «Дрожащую Землю» на первое место в своем списке «Лучшее искусство 2023 года». [20]
Более подробную информацию о текущих выставках можно узнать непосредственно на сайте .
Кампус и территория
[ редактировать ]
Природный ландшафт
[ редактировать ]Помимо самих зданий, кампус Кларка занимает 140 акров (57 га) лугов, лесов и пешеходных троп. [21] В соответствии с первоначальным замыслом Стерлинга и Франсин Кларк, отель Clark подчеркивает природную красоту Беркшира как важнейший аспект впечатлений посетителей. В теплое время года посетителей встречает обширный трехъярусный отражающий бассейн, спроектированный ландшафтным архитектором Ридом Хильдербрандом. [22]
Коровы в Кларке
[ редактировать ]В теплые месяцы также можно увидеть пасущихся коров на Стоун-Хилле и над ним. Согласно веб-сайту Института искусств Кларка, коровы дружелюбны, но предпочитают, чтобы к ним не приближались. [23]
Проект Снегоступ
[ редактировать ]
В зимние месяцы посетители могут взять напрокат пару бесплатных снегоступов, чтобы исследовать кампус Кларка и снежные тропы. [24]
Земля/работа
[ редактировать ]В кампусе Кларка есть несколько художественных инсталляций на открытом воздухе. Их первая полноценная выставка под открытым небом Ground/work проходила с октября 2020 по октябрь 2021 года и представляла работы из международной коллекции художников, в том числе Наири Баграмяна , Дженни С. Джонс , Хэге Янг и других. [25] Эта выставка, отражающая повышенное внимание Кларка к работе с ныне живущими и современными художниками, превратила луга и леса кампуса в захватывающую галерею под открытым небом. [26] Несмотря на то, что земляные работы завершены, посетители по-прежнему могут бесплатно осмотреть различные скульптуры и инсталляции на открытом воздухе вокруг кампуса.
Академические программы
[ редактировать ]Научно-академическая программа
[ редактировать ]
Исследовательская и академическая программа (RAP) является проявлением первоначальной приверженности Кларка академическим исследованиям и научным исследованиям. Программа началась в конце 1990-х годов с создания библиотеки Кларка и аспирантуры по истории искусства. Под руководством Джона Онианса , Майкла Энн Холли и Дарби Инглиш программа с тех пор расширила сферу своей деятельности и стала сотрудничать с региональными и международными учреждениями и учеными, чтобы бросить вызов и расширить сферу изучения и производства изобразительного искусства. Кэролайн Фаулер является старр-директором исследовательской и академической программы в Кларке и преподает в аспирантуре по истории искусства в Уильямс-колледже.
В рамках исследовательской и академической программы также присуждается от десяти до шестнадцати стипендий Кларка в год продолжительностью от четырех недель до десяти месяцев. Стипендии Кларка предоставляют перспективным ученым, критикам и сотрудникам музеев возможности для исследований, выходящих за рамки их профессиональных обязанностей. Стипендиатам, а также ученым и студентам со всего мира предлагается участвовать в различных конференциях, коллоквиумах, семинарах, кураторских круглых столах и семинарах, проводимых в рамках программы.
Такие публикации, как «Исследования Кларка в изобразительном искусстве», [27] основанный на материалах ежегодных конференций Кларка, служит еще одним форумом для междисциплинарного исследования проблем истории искусства. Заинтересованная аудитория также может посмотреть подкаст исследовательской и академической программы « На переднем плане: беседы об искусстве и писательстве», который предлагает живой и глубокий взгляд на жизнь и сознание ученого или художника, работающего с искусствоведческим или визуальным материалом. [28]
Аспирантура колледжа Уильямс по истории искусства
[ редактировать ]Программа выпускников колледжа Уильямс по истории искусства, созданная в 1972 году в сотрудничестве с Clark, представляет собой интенсивную двухлетнюю программу, которая сочетает в себе академическую работу, кураторские стажировки, семинары, международную ознакомительную поездку и работу с рядом преподавателей, кульминацией которых является степень магистра искусств по истории искусств. Программа, расположенная в кампусе Кларка, опирается на ресурсы по истории искусства обоих учреждений и тесно сотрудничает с ними. Из почти 1500 выпускников программы среди выдающихся выпускников — Саша Суда, директор Художественного музея Филадельфии , [29] Джеймс Рондо, директор Чикагского института искусств , и Пол Провост, заместитель председателя Christie's .
Премия Кларка за выдающиеся достижения в области художественного письма
[ редактировать ]
Премия Кларка за выдающиеся достижения в области художественной литературы вручается раз в два года, начиная с 2006 года. Эта премия «отмечается информированной, проницательной и доступной прозой, которая способствует лучшему пониманию и оценке изобразительного искусства публикой». [ нужна ссылка ] Награда вручается за «критические или исторические статьи, которые передают сложные идеи в научной манере, но при этом обращаются к самой разнообразной аудитории». [30]
В 2006 году награду получили три человека. Затем каждый раз выбирался один человек при вручении до 2022 года, где из-за остановки пандемии было два победителя. [30] Лауреатами Премии стали:
- 2006: Кобена Мерсер , Линда Нохлин и Кэлвин Томкинс
- 2008: Петер Шелдал
- 2010: Хэл Фостер
- 2012: Брайан О'Доэрти
- 2015: Эйлин Майлз
- 2017: Дарси Гримальдо Григсби
- 2022: Хилтон Элс и Хелен Молсворт
- 2024: Бенедикт Савой
Библиотека
[ редактировать ]
Библиотека Кларка, основанная в 1962 году, является одной из крупнейших справочных и исследовательских библиотек по искусству в Соединенных Штатах. [31] Библиотека насчитывает более 280 000 томов и множество специальных коллекций, в том числе коллекцию редких книг Роберта Стерлинга Кларка. Материалы включают стандартные справочные издания и базы данных по искусству, монографии и научные журналы на 65 языках из более чем 140 стран, каталоги выставок и музейные публикации, аукционные каталоги (включая многие каталоги девятнадцатого и начала двадцатого века) и книги художников. [32] Библиотека открыта для широкой публики, вход бесплатный.
Директора
[ редактировать ]- Питер Гий (1955–1966) [33]
- Джордж Херд Гамильтон (1966–1977) [34]
- Дэвид Брук (1977–1994) [35]
- Майкл Конфорти (1994–2016) [36]
- Оливье Месле (2016 – настоящее время) [37]
Работы в постоянной коллекции
[ редактировать ]- Эдгар Дега, Маленькая танцовщица четырнадцати лет , модель 1879–81, актерский состав 1919–21 [1]
- Клод Моне, Руанский собор, Фасад в солнечном свете , ок. 1892–94, холст, масло. Приобретено в память об Энн Стрэнг Бакстер [2]. Архивировано 16 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- Вильям-Адольф Бугро , «Нимфы и сатир» , 1873, холст, масло.
- Мэри Кассат , Предложение панала тореадору , 1873 г. [3]
- Джеймс Ван Дер Зи , День свадьбы, Гарлем , 1926 год, напечатано в 1974 году, серебряно-желатиновая печать. Дар Фрэнка и Кэтрин Мартуччи [4]
- Огюст Роден, Человек со змеей , 1885, гипс [5]
- Эрих Хекель, «Портрет мужчины» , 1918 год, цветная гравюра на дереве, поверх цинкографии, бумага, зеленым, синим, охристым и черным цветами [6]
- Пьер Огюст Ренуар, «Блондинка-купальщикница» , 1881 год, холст, масло [7]. Архивировано 13 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- По мотивам Альбрехта Дюрера , Адам и Ева , 1787–1887, гравюра на бумаге [8]
- Пьеро делла Франческа , Мадонна с младенцем на троне и четырьмя ангелами , ок. 1460–70 [9]
- Уинслоу Гомер, Вест-Пойнт, Шея Праута , 1900, холст, масло [10]
- Сэр Лоуренс Альма-Тадема, «Женщины Амфисы» , 1887, холст, масло [11]
- Жан-Леон Жером , Заклинатель змей , ок. 1879, холст, масло [12]
- Джордж Иннесс , Дом в Монклере , 1892, холст, масло [14]
- Джозеф Мэллорд Уильям Тернер , Ракеты и синие огни (под рукой), чтобы предупредить пароходы о мелководье , 1840 г., холст, масло [15]. Архивировано 20 октября 2020 г., в Wayback Machine.
- Фредерик Ремингтон , «Спешенный: Четвертый солдат, двигающий ведомых лошадей» , 1890, холст, масло.
- Альфред Штиглиц , «Терминал» , 1893 год; напечатанный c. 1910 г., подарок Пенелопы Тайсон Адамс в память о муже Джоне Барклае Адамсе [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О библиотеке» . www.clarkart.edu . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Центр для посетителей, Институт искусств Кларка» . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Конфорти, Майкл (2006). Братья Кларк коллекционируют: импрессионистов и раннюю современную живопись из коллекций Стерлинга и Стивена Кларков [выставка, Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс, 4 июня-4 сентября 2006 г.; Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 22 мая — 19 августа 2007 г.] . Институт искусств Кларка, Метрополитен-музей. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11619-9 .
- ^ «Институт искусств Кларка в воскресенье отметит 60-летие» . Беркширский орел . 16 мая 2015 г.
- ^ «Институт искусств Кларка, Уильямстаун, Массачусетс» . Библиотека американской ландшафтной истории . 1 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2019 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Смит, Роберта (10 июля 2014 г.). «Институт искусств Кларка вновь открывается с новым и отремонтированным помещением» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «安藤忠雄 Тадао Андо» . tadao-ando.com . Архивировано из оригинала 11 февраля 2015 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Институт искусств Кларка: Тадао Андо, Селлдорф, Рид Хильдербранд, Генслер / Architects 2014» . Ежеквартальный журнал «Искусство и архитектура» . 21 декабря 2015 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Добро пожаловать — Selldorf Architects — Нью-Йорк» . Selldorf Architects — Нью-Йорк . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Стэпли-Браун, Виктория (11 ноября 2016 г.). «Институт искусств Кларка вновь открывает свое «бьющееся сердце» — Исследовательский центр Мэнтона» . Художественная газета . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ «Институт искусств Кларка / Тадао Андо Architect & Associates + Selldorf Architects + Ландшафтная архитектура Рида Хильдербранда + Генслер» . Арч Дейли . 22 июля 2014 г.
- ^ Артдейли. «Институт искусств Кларка приобретает шедевр Гийома Гийона Летьера «Брут, приговаривающий своих сыновей к смерти» » . artdaily.cc . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Пейзажный альбом (Paysage)» . www.clarkart.edu . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Чайный сервиз изображает шестнадцать женщин, известных в европейской истории» . www.clarkart.edu . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ Артдейли. «Институт искусств Кларка приобретает чайный сервиз с изображением 16 женщин, выдающихся в европейской истории» . artdaily.cc . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Коллекторская деятельность» . www.clarkart.edu . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Вильярреал, Игнасио. « Джордж Иннесс: подарки от Фрэнка и Кэтрин Мартуччи» открывается в Институте искусств Кларка» . artdaily.com . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Миллер, Майкл. «Коллекция Мэнтона: Кларк в одночасье становится главным хранилищем британского искусства» . berkshirefinearts.com . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ «Пейзаж, инновации и ностальгия: коллекция британского искусства Мэнтона в SearchWorks» . searchworks.stanford.edu . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Смит, Роберта; Коттер, Голландия (7 декабря 2023 г.). «Лучший арт 2023 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ "Пейзаж" . www.clarkart.edu . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Обзор» . www.clarkart.edu . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Посетить выставку» . www.clarkart.edu . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Проект Снегоступы» . www.clarkart.edu . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ "Выставка" . www.clarkart.edu . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Земля/работа» . www.clarkart.edu . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Исследования Кларка в изобразительном искусстве» . www.clarkart.edu . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ «О подкасте» . www.clarkart.edu . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Администрация» . philamuseum.org . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор» . www.clarkart.edu . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Мюррей, Стюарт; Басбанес, Николас; Дэвис, Дональд (2009). Библиотека: Иллюстрированная история . Нью-Йорк: Издательство Skyhorse . п. 209. ИСБН 978-1-62873-322-8 .
- ^ «Часто задаваемые вопросы о библиотеках» . Библиотека Кларка . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Питер Гийе, серебряник и куратор искусств, умер, 59 лет» . Нью-Йорк Таймс . 5 октября 1970 года.
- ^ Сисарио, Бен (1 апреля 2004 г.). «Джордж Херд Гамильтон, 93 года, директор музея и писатель» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ «Некролог ДЭВИДА БРУКА (2019) New York Times» . Legacy.com .
- ^ «Директор Кларка Майкл Конфорти уходит в отставку» . 19 марта 2015 г.
- ^ Кеннеди, Рэнди (13 июня 2016 г.). «Институт искусств Кларка объявляет о новом руководителе из музея Далласа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Художественные музеи и галереи Массачусетса
- Музеи округа Беркшир, Массачусетс
- Уильямстаун, Массачусетс
- FRAME Музеи
- Исследовательские институты в Массачусетсе
- Художественные музеи и галереи, основанные в 1955 году.
- 1955 заведений в Массачусетсе
- Здания Пьетро Беллуски
- Здания Тадао Андо
- Модернистская архитектура Массачусетса